<< Пред.           стр. 164 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 (вакф-адет). Сущность его заключается в том, что собственник объявляет
 свое имущество В., но пользование им и доходы с него удерживает за собою
 и своим потомством, при чем различается: Вакф-эвлод - посвящение в
 пользу потомства, и Вакф-ибн - посвящение в пользу одних сыновей. К
 этому обычному В. применимы все указанный выше положения, установленные
 для В. законного. Заведование и управление им переходит к духовенству,
 которое получает за это вознаграждение и потому всегда поощряло
 учреждение подобных В. Вызвана была эта форма обычного В.
 необеспеченностью личности и имущества в мусульманских странах: обращая
 свое имущество в подобный В., собственник ограждал его от произвола
 мусульманских властителей. В Турции свыше 2/3 всех недвижимых имений
 принадлежат к разряду В. Общее наблюдение за В. сосредоточено в особом
 управлении, а главным назиром считается султан. Высшим духовным или
 светским сановникам султан жалует звание назиров тех или других В., что
 доставляет им большие выгоды, так как они отчисляют в свою пользу до 1/3
 всех доходов с посвященных имуществ.
  Русское законодательство впервые встретилось с В. в Крыму, где
 существуют В. обоих родов: законные и обычные Положение о повинностях
 татар-поселян 1827 г. впервые упоминает о вакуфах, и то только законных.
 Более тщательно вакуфное право было разработано в Высочайше утвержденном
 мнении Государственного совета 22 марта 1829 г., кот. вошло в Свод
 Законов 1857 г. (т. XI, ч. 1 ст. 1203 и прилож. к ней) и должно быть
 признано действующим правом. Вакуфы были подразделены на духовные
 (законные) и частные (обычные). Частные В. определены как имущества,
 состоящие в ведении магометанского духовенства, но в пользовании тех
 частных родов, которым они завещаны, впредь до совершенного этих родов
 пресечения, после чего они обращаются в казну. В сущности вся
 прикосновенность магометанского духовенства к частным В. исчерпывалась
 обязанностью иметь сведения о переходе их от одного наследника к другому
 и уведомлять своевременно гражданское начальство о том, что род,
 владевший В., пресекся и имущество его подлежит обращению в казну. В
 лице тавричес. магометанского духовного правления духовенство являлось
 не учреждением, заинтересованным в управлении частными В., а лишь
 органом правительственного контроля. Представлялось, поэтому, более
 естественным сосредоточить этот контроль в ведомстве, призванном
 охранять казенные интересы, что и было сделано высочайше утвержденным 5
 июля 1874 г. положением комитета министров, передавшим наблюдение за
 частными В. в местное управление государственных имуществ. Учреждение
 новых частных В. было воспрещено; признаны были только те частные В.,
 которыми владельцы пользовались до издания закона 22 марта 1829 г. Этим
 законом предписано было произвести точную опись всем частным В., для
 представления в министерство финансов; все прежние завещательные акты,
 устанавливавшие существование частных В., подлежали обновлению и
 объявлению в течение 3 лет, под страхом признания недействительными. Но
 когда оказалось, что многие владельцы, по неимению завещательных актов,
 не могли исполнить этого требования, то закон 11 янв. 1837 г. разрешил
 оставлять В. во владении тех лиц, который бесспорно ими владеют, с тем,
 чтобы они "сделали от себя завещательные акты, которые при переходе В.
 от одного наследника к другому должны быть объявляемы в установленный
 срок" (шестимесячный). Положения нашего законодательства о духовных
 (законных) В. также во многом отступают от общих начал мусульманского
 права. По Своду Законов духовные В. составляют неприкосновенную
 собственность магометанского духовенства: они состоят из недвижимых
 имуществ (сады, луга, леса, пахатные поля) и денежных капиталов;
 недвижимые имущества В., которые окажутся ненужными, могут быть проданы,
 Заведование духовными В. вверено попечению таврического муфтия и
 состоящего под его председательством магометанского духовного правления,
 с ответственностью перед министерством внутренних дел. Духовное
 правление ведет особую книгу, в которую записывает каждый В., обозначая
 при этом, какой мечети или училищу он принадлежит, какие приносит доходы
 и на что эти доходы употребляются. Мечети и училища имеют право только
 на доходы с принадлежащих им В. Новые духовные В. в Крыму могут быть
 учреждаемы путем завещательных актов, которые должны быть явлены в
 течение 6 месяцев, под опасением недействительности. Вакуфные владения
 занимают обширное пространство на Крымском полуострове; по официальным
 данным в настоящее время их имеется свыше 87000 десятин. По закону 1829
 г. магометанское духовенство обязано было в течение 3 лет представить
 все завещательные акты, которыми были учреждены В.; но по отсутствию
 таких актов трехлетний срок на явку был законом 31 мая 1836 г. заменен
 обязанностью составить точную опись духовным В. Но и с составлением
 особой описи приведение в известность вакуфных владений не было вполне
 достигнуто. В 1867 г. уездными кадиями составлены были ведомости В.,
 состоящим во владении духовенства. Тот же труд был выполнен в 1871 г.
 особою правительственною комиссией. В 1875 - 77 г. вновь были составлены
 ведомости уездными кадиями. Наконец, земство старалось помочь муфтию
 своими сведениями. Тем не менее из всей этой массы материала духовенство
 не могло составить верного списка и счета В. Во время эмиграции татар в
 Турцию в 1860 г. много В. было оставлено эмигрантами-муллами и, по
 распоряжению духовного правления, сдано первоначально в пользование
 низшего духовенства. Но затем муфтий нашел более удобным передать В. в
 заведование уездных кадиев; последние обязаны были, сдав земли в аренду,
 уплачивать из получаемой наемной платы земские повинности, а остаток
 отсылать в духовное правление. Управление кадиев водворило совершенную
 путаницу в вакуфных владениях. Они не только не собирали доходов, но к
 1882 г. даже накопили земских недоимок на сумму 18000 руб.; земля
 сдавалась в аренду по баснословно дешевой цене: арендная плата
 исчислялась копейками за десятину. Договоры на аренду заключались в
 форме домашних сделок, а еще чаще словесно. Провладев 10 лет, арендатор
 заявлял себя собственником по давности, а доказательств противного не
 имелось. Мечети и училища, обладая обширными имуществами, не получали
 никаких доходов; низшее духовенство бедствовало, а арендаторы
 наживались. Такое хаотическое состояние В. вызвало необходимость
 учреждения, в 1885 г., специальной комиссии по вопросу об упорядочении
 вакуфных в Крыму имуществ. В ведение этой комиссии передано временно
 управление вакуфными недвижимыми имуществами Таврической губернии, на
 тех же основаниях; какие были установлены для таврического
 магометанского духовного правления. Наконец, Высочайшим повелением 29
 сент. 1886 г. на эту же комиссию возложено "разыскание и приведение в
 известность частных вакуфов в Крыму, подлежащих переходу в ведение
 казны, с тем, чтобы комиссия, впредь до окончания возложенного на нее
 поручения, принимала таковые В., по мере отыскания их, в свое
 заведование, на правах управления государственных имуществ".
  С вакуфами русское законодательство встретилось еще в Закавказье; но
 здесь оно ограничилось лишь определением, что "все принадлежащее
 закавказским шиитским (или суннитским) мечетям, мечетским школам,
 медресе, кладбищам и иным духовным установлениям движимые и недвижимые
 имущества, под названием вакуфов, законно к ним дошедшие, состоят в
 ведении закавказского шиитского (или суннитского) духовенства и
 установленных над ним властей" (ст. 104 Положений 5 апр. 1872 г. об
 управлении закавказского мусульманского духовенства шиитского и
 суннитского учений; приложены к ст. 1142 т. XI ч. 1 Св. Зак. по прод.
 1890 г.). При этом "непосредственное заведование всем имуществом,
 принадлежащим какой-либо мечети, училищу или иному установлению, вверено
 комиссии из наличных приходских (мечетских) духовных лиц и из местного
 сельского старшины, или одного из депутатов-мусульман городового
 общественного управления, или иного избранного приходским (мечетским)
 обществом доверенного лица, под председательством старшего приходского
 (мечетского) духовного" (ст. 113). Но и здесь законодательство наше
 склонно рассматривать В. не как неотчуждаемую собственность данного
 именно установления, а как общий фонд всего магометанского духовенства в
 Закавказье.
  В Туркестане существуют В. законные, обычные и еще смешанные; при
 последних часть вакуфных доходов поступает на дела благотворительности,
 а часть идет в пользу потомков вакифа. При бухарских эмирах В. были
 освобождены от всяких государственных налогов, но при воцарении каждого
 нового эмира заинтересованные лица (управители В. ) должны были
 заручиться подтвердительной на этот счет грамотой. Благодаря этому,
 число вакуфных документов (вакф-наме) чрезвычайно велико; к тому же они
 писались не по установленной форме и довольно разнообразны по своему
 содержанию. Для приведения в известность вакуфных владений законом 17
 ноября 1886 г. было предписано представить, не позже 1 июля 1887 г., в
 местные областные правления всякого рода и наименования документы,
 устанавливающие вакуфные права на земли; документы, не представленные до
 истечения означенного срока, признаются недействительными. Областное
 правление оставляет явно подложные или утратившие силу записи без
 последствий, а остальные передает на рассмотрение поземельно - податной
 комиссии. Учреждение новых В. в крае допускается не иначе, как с
 разрешения генерал-губернатора, который дозволяет это единственно в
 случаях, заслуживающих особого уважения. Вакуфные ненаселенные земли,
 весь доход которых назначен вакуфным документом в пользу мечетей или
 школ или же для надобностей общественного призрения, освобождаются от
 государственного поземельного налога. Льгота эта не распространяется на
 В. вновь учреждаемые.
 
  Литература: Л. В. С. Фан-ден-Берг, "Основные начала мусульманского
 права, согласно учению имамов Абу-Ханифы и Шафии" (перев. С голл. В.
 Гиргаса, Спб., 1882); барон Н. Е. Торнау, "О праве собственности по
 мусульманскому законодательству" (Спб., 1882; излагает учение не
 правоверных школ, а шиитов); И. Нофаль, "Курс мусульманского права. Вып.
 I. О собственности" (Спб., 1886; богатая разработка казуистики
 предмета); Г. Блюменфельд, "Крымско-татарское землевладение" (Одесса,
 1888); А. Кун, "Вакуфы" ("Туркестанские Ведомости", 1872 г., № 21); И.
 Петров. "О вакуфах в Самаркандской области" ("Юридич. Вестник", 1891 г.,
 № 2).
  А. Я.
  Вакх или Бахус, называемый иногда греками Дионисом, а римлянами
 Либером, был первоначально фракийский или фригийский бог, культ которого
 был греками перенят очень рано. Вследствие распространенного в Греции
 виноделия этот культ укоренился прочно, особенно между сельским
 населением. По предположению некоторых исследователей, Вакх - бог
 греческий, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с течением
 времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской
 религии. Это бог небесной и земной влаги и обусловливаемой ею и
 солнечным теплом живой силы природы, а также - бог вина и его
 возбуждающего действия на человека. Большинство народных празднеств,
 посвященных ему, непосредственно связаны с занятиями по виноделию и
 виноградарству. Так напр., потребление нового, свежего вина, после
 окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в Аттике особым
 празднеством - Дионисиями; начало разливки уже выбродившего вина имело в
 Афинах свое празднество - Антестерия, праздник цветов. Все мифы и
 рассказы о том, как В. посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил
 им винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении
 сатиров, силенов, менад и вакханок, по всем странам, занимающимся
 виноделием - все это вытекает из значения Вакха, как бога вина и
 веселья. Сказания эти приобрели особое распространение после завоевания
 всего Востока Александром Македонским, когда культ В. был перенесен даже
 в Индию.
  Дионис был сын бога небес и грозовой тучи или, иначе, сын богини
 земли, оплодотворенной небесным богом под видом ливня. Это поэтически
 переделанное сказание делает его, затем, сыном дочери фиванского царя,
 Семелы, и Зевса, при чем рассказывается следующее: Семела, по совету
 ревнивой Геры, пожелала увидеть Зевса во всем его царственном и
 божественном блеске, но когда тот явился окруженный молниями и громом,
 она упала замертво. Зевс вынул тогда из чрева матери недоношенное еще
 дитя, Диониса, заключил его в своем бедре, и родившееся вторично после
 некоторого времени дитя отдал на воспитание нимфам. По другому сказанию,
 Вакх считается сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в услужении у
 которой он является в Элевзисе (в мистериях). Орфийцы называют Диониса
 Загреем и рассказывают, что он, умерщвленный и разорванный на части
 титанами, ожил снова после того, как Зевс проглотил его сердце или, по
 другой версии, отдал его Семеле. Это сказание о страдании и смерти бога,
 а затем о его воскресении, связано непосредственно с расцветом и
 увяданием природы во время годичного цикла времени. Ночные празднества в
 честь В. совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по преданию,
 фиванский король Пентей, в наказание за преследование бога, был
 растерзан женщинами, впавшими в вакхическое неистовство, и между прочим
 собственной матерью, принявшей его за какое-то животное. Это и подобные
 ему сказания объясняются тем, что действительно некоторые женщины, в
 исступлении и экстазе (менады неистовствующие), разрывали в жертву богу
 живых животных, преимущественно молодых козлят, а в некоторых местностях
 в старое время приносились Дионису даже человеческие жертвы, как на это
 указывает отчасти и прозвище бога - Оместес (поедающий сырое мясо).
 Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось с
 Греции полному преобразованию. Оно вскоре получило художественный
 оттенок и слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские
 обряды, в которых немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ
 производительной силы природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий.
 Другая форма драматической поэзии, трагедия, образовалась из так наз.
 дифирамбов - хоровых песен, в которых мужчины, переодетые сатирами,
 воспевали деяния и страдания бога. В Наксосе, где, по преданию, Дионис
 встретил покинутую Тезеем Ариадну и сделал ее своей женой, празднование
 Вакха состояло из двух частей: в первой оплакивалось плачевное положение
 забытой Ариадны, а вторая выражала шумную радость по поводу счастливой
 развязки. В Риме культ Вакха - или, как его прежде называли, Либера,
 отождествленного со староитальянским LiberPater, - был заимствован от
 южно-италийских греков, вместе с культом Деметры и Персефоны(Цереры). В
 496 году до Р. X. был построен общий храм для всех трех божеств и
 установлен ежегодный праздник в марте месяце - Либералия. Только много
 позже введено греческое мистическое служение Вакху, которое здесь
 приняло вскоре характер крайней распущенности и безнравственности.
 Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде мужчины
 уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и
 бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью
 винограда в руке. Более позднее искусство изображало В. юношей, мягкого,
 нежного телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой
 (небрис) и в охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в
 руке тирс. Ср. Muller, "Denkmaler der alten Kunst" (2 т. Геттинген,
 1860); Konze, "Heroen und Gottergestalten der griech. Kunst" (Вена,
 1874).
  Вакханалия. - Так называли римляне оргические и мистические
 празднества в честь бога Вакха (Диониса), шедшие ст. Востока и
 распространившиеся сначала по Ю. Италии и Этрурии, а ко II в. до Р. X. -
 по всей Италии и в Риме. Празднества эти соединялись с диким,
 исступленным разгулом самых низших животных страстей и нередко
 сопровождались насилиями и убийствами. В 186 г. сенат принял против них
 самые строгие меры (Senatusconsultum de Bacchanalibus дошло до нас на
 бронзовой доске, хранящейся теперь в Вене). Консулы производили розыски
 по всей Италии, последствием чего было множество казней, ссылок и
 заточений (Ливий, 29, 8 - 18): Совершенно искоренить эти безнравственные
 мистерии, однако, не удалось, а имя их надолго осталось для обозначения
 шумных попоек, и в этом смысле употребляется и у нас. Ср. П. Бодянский,
 "Римские вакханалии и преследования их в VI веке от осн. гор. " (Киев,
 1882).
  А. П.
  Вакханты, вакханки - так назывались участники и участницы ночных
 празднеств Вакха. В XIV - XVI вв. Вакхантами называли иногда в Германии
 странствовавших из школы в школу учеников; они существовали на средства
 благотворительности (в некоторых городах были устроены для них приюты) и
 продолжали свои странствования обыкновенно до 30-летнего возраста, а
 потом делались помощниками учителей. В., которых в насмешку называли еще
 Beani (bejaune, becjaune), Gelbschnabel, сами имели учеников (Schutzen),
 которых нередко эксплуатировали. Гордостью школ было, в XVI ст., иметь
 возможно больше вакхантов. Известнейшие вакханты - Burkard Zingg и
 Thomas Platter, сами описавшие свою жизнь.
  А. П.
  Вакцинация (от vacca, корова) - означает собственно оспопрививание,
 но в общем смысле применяют данное выражение и по отношению к прививкам
 других болезнетворных начал; так говорят о вакцинации при желтой
 лихорадке, при собачьем бешенстве и пр.
  Г. Г.
  Валаамский-Преображенской мужской монастырь, 1-го класса, Выборгской
 губ., сердобольского уезда, в 40 в. к В. от Сердоболя и в 200 в. от
 С.-Петербурга, в сев. зап. части Ладожского озера, на южном берегу
 острова, называемого финнами Валамо (высота), при заливе Монастырском.
 Основателями монастыря считаются препод. Сергий и Герман, мощи которых
 ныне покоятся в соборном храме; память их чтится 28 июня и 11 сентября.
 Когда был основан монастырь - неизвестно; некоторые считают, что он
 существовал уже в Х веке и в нем принял иночество пр. Авраамий
 ростовский чудотворец. Другие говорят, что монастырь основан в ХII в.,
 когда здесь подвизался Корнилий, основатель Полюстровского Рожд. мон.
 Находясь на границе новгородских и шведских владений, монастырь часто
 был сжигаем и разоряем шведами, но возникал вновь. В последний раз он
 был разорен в 1611 г. и оставался в запустении до 1715 г., когда, по
 приказанию Петра I, был возобновлен. В 1822 г. монастырь сделан
 первоклассным. Мощи преп. Серия и Германа с 1611 по 1721 г. находились в
 Николаевском Староладожском монаст. К монастырю приписано 7 скитов:
 Авраамиев, Всех-Святский, Ильинский, ИоанноПредтеченский, Коневский,
 Николаевский и Александро-Свирско-Святоостровский; все они находятся от
 монастыря в расстоянии от 1 до 10 в. Из этих скитов заслуживают особого
 внимания Александро-Свирско-Святоостровский, в 7 в. от Валаамского мон.
 Он расположен на острове Святом, имеет до 140 ф. высоты. Тут, по
 преданию, принявший иночество на Валааме пр. Александр Свирский спасался
 в пещере, иссеченной в скале (XV ст.). До сих пор сохраняются в этой
 пещере маленький очаг, крест и образ, очень древне. В память
 преподобного здесь устроена в 1855 г. церковь и 3 домика для братии.
 Нижний храм Иоанно-Предтеченского скита высечен в гранитной скале. В
 Николаевско-Валаамском ските особенно почитается резное изображение св.
 Николая.
  Монастырю принадлежат около 40 островов: все они в сложности занимают
 до 3100 дес. земли. Из этой земли до 20 дес. под монастырскими зданиями.
 Удобной земли для посевов и сенокоса около ста тридцати десятин. Климат
 довольно суровый: по метеорологическим наблюдениям станции 2-го разряда,
 существующей на Валааме уже несколько лет, средняя температура года 3,1,
 января - 9,6, апреля + 1,6, июля + 15,7, октября +4,0. Несмотря на
 суровость климата, на Валааме есть плодовые сады, в которых созревают
 яблоки и вишни. У монастыря прекрасно поставлено молочное хозяйство, и
 продукты его идут на пропитание братии и многочисленных богомольцев.
 Жизнь в Валаамском монастыре для братии строгая, но многие не
 удовлетворяются ею и уходят в скиты. Особенность скитской жизни
 заключается в чередном чтении Псалтыри. В свободное от чтения время

<< Пред.           стр. 164 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу