<< Пред.           стр. 175 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 1832); Bancroft, "Essay on the life of W. " (2 т., Лондон, 1835);
 Edmond, "The life and times of W. " (2 изд.; 2 т., Лонд., 1839);
 Benedey, "Georg W., Ein Lebensbild" (Фрейб., 1862). Самое известное
 сочинение, посвященное В.: "Life of W. " (5 т., Нью-Йорк, 1855 - 58),
 Вашингтона Ирвинга. На русском языке Гизо, "Очерк жизни В." (Спб.,
 1863).
  Вашингтон (Washington) - главный город Североамериканских Соединенных
 Штатов, лежит в округе Колумбии, на холмистом плоскогорье, на левом
 берегу Потомака, соединен железными дорогами со всем союзом, имеет
 (1890) 230000 ж., в том числе 48377 цветнокожих (в 1880 жит. считалось
 147293). Вашингтон был основан в 1791 году и получил свое имя в честь
 Джорджа Вашингтона. Улицы города идут в совершенно прямом направлении от
 севера к югу и от востока к западу, пересекаясь между собою под прямыми
 углами. Самое величественное из публичных зданий - Капитолий. Он лежит
 на возвышении и окончен постройкою в 1827 г. Посередине здания находится
 ротонда, имеющая 28 м. в поперечнике, а над нею возвышается на 90 м.
 купол, верхушка которого украшена статуей Свободы, вышиною в 6 м. В двух
 флигелях находятся залы заседаний сената и палаты представителей. В
 ротонде восемь больших стенных картин, изображающих сцены из
 американской истории. За ротондой помещается библиотека конгресса,
 содержащая (1885) 575000 томов книг и 180000 брошюр. В расстоянии около
 21/2 км. от Капитолия стоит Белый Дом (White House), очень скромное
 официальное помещение для президента. Неподалеку от Белого Дома
 находятся: здание государственного казначейства (Treasury), в 500
 комнат, здание государственного, военного и морского министерств, здание
 почтамта, здание патентного бюро(принадлежащего к министерству
 внутренних дел), с залою моделей, содержащею более 200000 образцов и
 моделей предметов, на которые выданы привилегии, государственною
 типографией, отделениями для печатания на меди и на камне, словолитней,
 стереотипной мастерской, отделениями для фотографии, для резьбы на
 дереве, на меди и пр.; здание и теплицы департамента земледелия, морская
 обсерватория, национальный музей Вашингтона и проч. В честь Вашингтона
 поставлен в В. колоссальный, в 172 м. вышиною, обелиск. Особенного
 упоминания заслуживает институт Смитсона (Smithsonian institution). Он
 основан на деньги, пожертвованные Джемсом Смитсоном "на увеличение и
 распространение знаний". Впоследствии в том же здании был устроен, уже
 на средства правительства Соединенных Штатов, музей естественных наук,
 постоянно пополняемый коллекциями, собираемыми учеными экспедициями.
 Множество ученых, не только американских, но и европейских, постоянно
 заняты здесь разработкой коллекций и другими научными работами. В
 издаваемых институтом "Smithsonian Contributions to Knowledge"
 напечатано много выдающихся ученых трудов. Секретарями института были
 выдающиеся ученые: Генри, Бэрд и ныне состоит Ланглей. Институт служит
 центром обмена научных трудов между Соединенными Штатами и Европой.
 Кроме многих училищ, в Вашингтоне находятся несколько высших учебных
 заведений: университет Говарда, колумбийский университет, вайландская
 семинария, коллегия Гонзага, юридическое и медицинское отделения
 коллегии Джорджтоун, национальная фармацевтическая коллегия и пр. Почти
 в каждом из этих заведений имеются большие библиотеки. По отношению к
 торговле и промышленности город не имеет большого значения. Вблизи
 Вашингтона находятся обширное кладбище и военная верфь на реке
 Анакостии.
  Кроме главного города союза, название Вашингтон носят весьма многие
 графства, города и местности в Соединенных Штатах.
  Введение Пресв. Богородицы во храм - событие из раннего детства
 пресв. Девы Марии, не упоминаемое в Св. Писании, но в апокрифических
 Евангелиях и у многих св. отцов (Кирилла Александрийского, Григория
 Нисского, Иоанна Дамаскина и др.) представляемое так: родители Пресв.
 Девы, прав. Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Получив высшее
 обетование о рождении дитяти, они дали обет посвятить его Богу. У иудеев
 вообще было в обычае посвящать своих первенцев мужского и женского пола
 Богу, и некоторые из этих посвящаемых воспитывались при храме
 иерусалимском до зрелого возраста. Между ними был один класс людей,
 известных под названием назореев, которые представляли собою нечто в
 роди иноков позднейшего времени, хотя и без строгой организации.
 Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм иерусалимский,
 где совершался обряд, точно определенный законом. Введение Пресвятой
 Марии во храм состоялось, когда ей исполнилось три года, при
 торжественной обстановке. Когда ее родители приблизились с посвящаемою
 дочерью к храму, то навстречу им вышли из храма служившие в нем
 священники и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец
 Иоанна Предтечи. Поставив свою малютку дочь на первую ступень храма,
 Анна сказала ей: "Или к Тому, Кто даровал мне тебя", и малютка без
 всякой посторонней поддержки поднялась во храм и была принята
 первосвященником, который; не в пример прочим посвящаемым, ввел ее даже
 во "Святая Святых". Пресвятой Марии дано было помещение в одном из
 зданий, примыкавших к храму, и там она воспитывалась до 14-летнего
 возраста) считавшегося по закону совершеннолетием. Праздник в
 воспоминание об этом событии принадлежит к числу двунадесятых и
 совершается Православною церковью 21-го ноября. Древнейшие сведения о
 нем относятся к VII веку.
  А. Лопухин.
  Введенский Николай Евгеньевич - профессор физиологии в петербургском
 университете. Окончил курс в том же университете, по естественному
 разряду физико-математического факультета; специально физиологией
 занимался в лаборатории проф. Сеченова и в германских лабораториях (у
 Гейденгайна, ДюбуаРаймона, Кронеккера, Гоппе-Зейлера и Баумана). С 1884
 г. начал читать лекции в качестве приват-доцента в петербургском
 университете; в 1883 - 1888 читал лекции на высших женских курсах; с
 1889 г. экстраординарный профессор петербургского университета. - Первая
 работа В. "О влиянии света на кожную чувствительность" ("Bull. de
 l'Acad. de St.-Petersb. ", 1879) сделана им в бытность студентом и
 удостоена премии в память первого съезда естествоиспытателей. Затем В.
 исследовал иннервацию дыхания ("Pfluger's Archiv", 1881 и 1882 г. ). Две
 его диссертации ("Телефонические исследования над электрическими
 явлениями в мышечных и нервных аппаратах" (Спб., 1884 г.) и "О
 соотношениях между раздражением и возбуждением при тетанусе" (Спб., 1886
 г.; последний труд удостоен большой золотой медали от Академии наук) и
 ряд статей, напечатанных преимущественно в "Записках Акад. наук" им и
 лицами, работавшими под его руководством, посвящены, главным образом,
 применению телефона к изучению животного электричества, установлению
 нового взгляда на ритмический характер волевого сокращения,
 доказательству неутомляемости нерва (факт, сначала встреченный
 недоверием, но потом подтвержденный иностранными физиологами),
 исследованию перехода от возбуждения к торможению при действии
 раздражителей.
  В. Фаусек.
  Вебер (Карл-Мария-Фридрих-Август Weber) - барон, знаменитый
 германский композитор, принадлежит к могучей плеяде музыкальных деятелей
 начала XIX столетия. Вебер по справедливости считается чисто германским
 композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший
 немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в
 продолжение всей своей деятельности остался верен национальному
 направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер
 построил "Тангейзера" и "Лоэнгрина". В особенности в "Эврианте"
 охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает
 в произведениях Вагнера среднего периода. В. является блестящим
 представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых
 годах нашего столетия было в такой силе и которое в позднейшее время
 нашло последователя в Вагнере.
  Даровитость В. бьет ключом в его трех последних операх: "Волшебном
 стрелке", "Эврианте" и "Обероне". Она чрезвычайно разнообразна.
 Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения,
 фантастический элемент - все было доступно широкому дарованию В. Самые
 различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью,
 редким выражением. В. - большой мелодист. Патриот в душе, он не только
 разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе.
 Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой
 инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для
 инструмента, которому технические трудности более доступны. Как
 симфонист, В. владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его
 оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным
 колоритом. В. - по преимуществу композитор оперный; симфонические
 произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его
 оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а
 именно фортепианных сочинений, В. оставил замечательные образцы.
  Вебер родился 18-го декабря 1786 года. Нельзя сказать, чтобы он в
 молодости прошел систематическую и строгую музыкальную школу. Рано начав
 заниматься музыкой, В., вследствие постоянных странствований его отца,
 погруженного в разные музыкальные предприятия, был лишен возможности
 систематически заниматься у какого-нибудь одного преподавателя. Чуть ли
 не первым учителем игры на фортепиано, у которого В. занимался более
 продолжительное время, был Гёшкель, затем по теории - Михаил Гайдн.
 Первые произведения В., появившиеся в печати в 1798 году, были маленькие
 фуги. Затем В. был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более
 основательно теорию композиции В. впоследствии прошел с аббатом
 Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера.
 Первым сценическим опытом В. была опара: "Die Macht der Liebe und des
 Weins". Хотя В. в ранней молодости писал много, но первый успех выпал на
 его долю, благодаря опере "Das Waidmadchen" (1800). Опера 14-тилетнего
 композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге.
 Впоследствии В. переработал эту оперу, которая, под названием
 "Сильвана", до сих пор держится на многих оперных германских сценах.
 Написав оперу "Peter Schmoll und seine Nachbarn" (1802), симфонии,
 фортепианные сонаты, кантату "Der erste Ton", оперу "Абу Гассан" (1810),
 он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал. Популярность
 его началась с 1814 года, когда он сочинил воинственные песни на стихи
 Теодора Кернера: "Lutzows wilde Jagd", "Schwertlied" и кантату "Kampf
 und Sieg", по случаю битвы при Ватерло. Написанные затем в Дрездене
 юбилейная увертюра, мессы в es и g кантаты имели гораздо меньший успех.
 Еще в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет "Фрейшютца"; но только в
 1819 т. он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Киндом.
 "Фрейшютц", поставленный в 1821 г. в Берлине, вызвал положительный
 фурор, и слава В. достигла своего апогея. "Наш стрелок попал прямо в
 цель", писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивленный произведением
 В., говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что В.
 следует писать одну оперу за другой. До "Фрейшютца" в том же году была
 поставлена "Прециоза" Вольфа, с музыкою В. По предложению, сделанному
 венской оперой в 1822 г., В. написал "Эврианту"(в 18 месяцев). Но успех
 оперы был уже не столь блестящий, как "Фрейшютца". Последним
 произведением В. была опера. "Оберон", после постановки которой в
 Лондоне, в 1826 г., В. скоро умер. В 1861 г. воздвигнут В. памятник в
 Дрездене, работы Ритшеля.
 
  Литература. Ср. "Hinterlassene Schriften", изд. Геллем (Дрезден,
 1828); "Karl Maria von W. Ein Lebensbild", Макса Мария фон В. " (1864);
 "Webergedenkbuch" Кохута (1887); "Reisebriefe von Karl Maria von W. an
 seine Gattin" (Лейпциг, 1886); "Chronol. thematischer Katalog der Werke
 von Karl Maria von W. " (Берлин, 1871).
  Из произведений В., кроме вышеупомянутых, укажем на концерты для
 фортепиано и оркестра, ор. 11, ор. 32; "Concert-stuck", ор. 79; струнный
 квартет, струнное трио, шесть сонат для фортепиано и скрипки, ор. 10;
 концертный дуэт для фортепиано и кларнета, ор. 48; сонаты ор. 24, 49,
 70; полонезы, рондо, вариации для фортепиано, концерт для кларнета,
 andante и rondo для фагота и оркестра, концерт для фагота, "Auforderuug
 zum Tanz" ("Invitation a la danse") и др.
  Н. Соловьев.
  Вегетарианство. - В половине нашего столетия, в Англии (1847), а
 затем в Америке и на материке Европы возникли общества вегетарианцев,
 члены которых считают единственно естественною пищею человека продукты
 растений. Употребление вина и всяких возбудительных средств ими также
 отвергается. Некоторые из этих обществ однако же допускают употребление
 яиц, молока и вообще молочных скопов. Членов этих обществ называют
 вегетарианцами, а самое учение их вегетарианством (от латинск. Vegetare
 - произрастать). Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питаясь
 исключительно произведениями растительного царства, может поддерживать
 свое существование, свои силы и здоровье в той же степени, как и при
 смешанном питании. Многие семена (чечевица, горох, бобы) содержат в себе
 белковых веществ, в коих особенно нуждается человек, столько же и даже
 больше, чем иные мяса (в бараньем мясе на 1000 частей - белковых веществ
 220, в бычачьем
  - 173, а в чечевице - 264, в горохе - 223), но они перевариваются
 человеком гораздо хуже, чем большинство мяс и других продуктов животных.
 Последнее вегетарианцы стараются устранить с помощью приготовления пищи,
 что, без сомнения, возможно. Они утверждают, что человек создан для
 питания исключительно растениями, ссылаясь в этом случае на Кювье,
 Гумбольта и другие высокие авторитеты. В этом виде такое утверждение
 неверно. Кювье говорит следующее: "человек приспособлен, по-видимому, к
 питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями
 растении". Таким образом, хлебные зерна тоже должны бы входить в состав
 его пищи, но "овладевши огнем" говорит тот же Кювье, "человек получил
 возможность питаться всякою пищею". При настоящих условиях наилучшею для
 человека пищею действительно следует считать пищу смешанную,
 растительноживотную, но статистика показывает, что только сравнительно
 малая часть человечества имеют возможность питаться смешанною пищею;
 рабочие классы повсюду волею или неволею суть вегетарианцы, доказывая
 тем, что растительная пища способна поднять каждую работу. Кроме того,
 доказано, что в Европе оказалось уже явление, называемое экспекторациею
 и состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии это явление
 уже почти совершилось, особенно в наиболее культурных и населенных ее
 странах, а именно в Китае и Японии. Происходит это вследствие
 естественного увеличения населения и постепенного расширения земледелия,
 а также фабричного и заводского производств. Таким образом волею или
 неволею человечество влечется, в более или менее отдаленном будущем к
 вегетарианству. Соображая все сказанное, приходится признать, что
 вегетарианство, несмотря на возражения многих докторов и физиологов,
 имеет вполне реальные основания, как научные, так и
 культурно-исторические. К числу научных данных в пользу вегетарианства
 необходимо еще присоединить доказательства, почерпнутые из сравнения
 организации человека и ближайших к нему животных, а именно
 человекоподобных обезьян (гориллы, оранга, шимпанзе и пр.). Противники
 вегетарианства, во что бы то ни стало, сравнивают зубную систему и
 органы пищеварения человека с зубами и пищев. орг. не ближайших к
 человеку животных, а весьма от него далеких, напр., свиньи, зубы и
 пищеварительный орг. которой, впрочем, вовсе и не сходны с
 человеческими. Что же касается до человекоподобных обезьян, то их зубная
 система и орг. пищев. поразительно сходны с человеческими. По всем же
 сведениям имеющимся о назв. обезьянах, они питаются в диком состоянии
 исключительно растительною пищею, преимущественно плодами. Поборники
 вегетарианства называют его часто учением о согласной с природою жизни
 (Naturgemasses Leben), проповедуя не только воздержание от животной
 пищи, но и всякую трезвость. Они указывают на слабую болезненность в
 своей среде, на опасное возбуждение страстей, вызываемое животною пищею,
 наркотиками, алкоголическими напитками и т.д. С этической точки зрения,
 говорят они, самое убиение животных для употребления в пищу их мяса,
 представляет нечто несогласное с природою человека.
  Общества покровительства животным доказывают, что культурные народы
 давно признают необходимость убиения животных за печальную
 необходимость. Общества эти стремятся сколь возможно более уменьшить,
 даже совершенно устранить страдания убиваемых или обреченных на работу
 животных. Вегетарианцы доходят в указанном отношении до крайности,
 осуществление которой в настоящее время не мыслимо; но в будущем
 человечество, силою вещей, все более и более будет приближаться к идеям
 вегетарианцев даже и относительно убиения животных, так как оно
 постепенно превратится из некрофагов - потребителей мертвечины
 (выражение вегетарианцев) в потребителей плодов и овощей.
 Антивегетарианцы, обсуждая вопрос о печальной необходимости убивать
 животных, доходят до другой крайности. Призывая на помощь учение о так
 называемой "борьбе за существование", они утверждают, что в этой борьбе,
 и только в ней, заключается залог прогресса, залог усовершенствования.
 Видя повсюду непрерывную битву всех против всех они готовы считать, что
 именно борьба поддерживает в природе здоровую, свежую жизнь, а мир
 производит болезненность и гниль. Правильная точка зрения, очевидно,
 лежит между приведенными крайностями, ибо человечество очевидно
 стремится к упразднению всякой борьбы в своей среде, усиливая в то же
 время свою борьбу с окружающими, общефизическими условиями. Итак,
 вегетарианцы не правы только в том отношении, что они полагают возможным
 осуществить свое учение в наше время, когда условия для этого мало
 благоприятны, что, впрочем, не только не вредно, но в высшей степени
 полезно, ибо они разрабатывают способы питания и вообще образа жизни, к
 которому человечество должно будет примкнуть неминуемо в более или менее
 далеком будущем.
  Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в Англии в
 1847 году в Манчестере - это именно "The vegeterian society". Оно имеет
 разветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множество
 книг ради пропаганды своего учения и в том числе журнал: "The dietetic
 reformer and vegetarian messenger, the monthly Journal of the vagetarian
 Society". В Германии и Швейцарии также имеются свои вегетарианские
 общества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии,
 Испании, где мясная пища вообще в гораздо меньшем употреблении, чем в
 Северной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианская
 проповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно, так как и
 там мясная пища далеко не так распространена, как в более северных
 странах. В России хотя и имеются вегетарианцы, но общества еще нет.
 Учение это, однако же, все более и более распространяется, и число его
 адептов, не считая народные массы, которые повсюду держатся растительной
 пищи, должно считать десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии и
 Швейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы
 (отели); в одном Лондоне до 30 и ресторанов в Англии до 60. Такие же
 учреждения находятся и в остальных среднеевропейских странах. Усилия
 вегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной пище
 возможно большую питательность и удобоваримость. Обращается внимание
 также на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараются удовлетворить
 и остальным требованиям вегетарианцев: обилию чистого воздуха,
 приспособлениям к физическим упражнениям и т. д. Литература
 вегетарианства весьма обширна. Одно манчестерское общество имеет в год
 до 50000 франков, употребляемых им преимущественно на издание книг.
 Приводим заглавия некоторых из этих изданий: Gleises, "Thalysia ou la
 nouvelle existence" (Париж, 1821, изд. 2, 1842, 3 части); Bonnegoy (du
 Vexin), "Le vegetarianisme ou le regime vegetarian rationnel" (Париж,

<< Пред.           стр. 175 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу