<< Пред.           стр. 185 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 воздвигнутой императором Галиеном в 265), Арка деи Лиони и недавно
 открытые остатки римского театра. В В. до сих пор показывают гробницу
 Джульетты, прославленной Шекспиром. В 1881 г. В. имела 60768 жит.,
 главное занятие которых заключается в торговле шелком, вином, хлебом,
 маслом и т. д. В особенности с открытия железной дороги чрез Бреннер,
 Верона ведет значительную транзитную торговлю с Германией. Шелковые,
 хлопчатобумажные и шерстяные фабрики, кожевенные и красильные заводы,
 фабрики мебели, музыкальных инструментов и т. д. Академия земледелия,
 торговли и промышленности, академия живописи и ваяния, общество
 пчеловодов (по времени первое в Италии). Как крепость, В. имела
 громадное стратегическое значение для Австрии до 1866 г., так как
 составляла главное звено в знаменитом четвероугольнике крепостей; это
 значение она имеет теперь для Италии. В. - родина многих знаменитых
 людей: Катулла, Корнелия Непота, Витрувия, Плиния Старшего, живописца
 Паоло Веронезе.
  В. - один из древнейших городов Италии; она процветала уже во времена
 императора Августа. В 249 г. Деций разбил при В. императора Филиппа; в
 403 г. Стилихон одержал здесь победу над Аларихом. В 452 г. В. была
 опустошена Аттилой; затем она сделалась резиденцией остготского короля
 Теодориха, который носит в саге имя, Дитриха Бернского (т. е.
 Веронского). Лонгобардские короли тоже по временам жили в В. В борьбе
 против императора Фридриха и В. находилась во главе союза ломбардских
 городов. После этого она долгое время была раздираема усобицей между
 дворянскими партиями Монтекки (гибелины) и С.-Бонифациев (гвельфы). В
 начале XIII ст. в ней утвердились Эццелини. После смерти Эццелино да
 Романо (1259) веронезцы избрали своим главой (подестой) Мастино делла
 Скала, род которого управлял В.целых 127 лет и достиг высшего могущества
 при Кангранде I. В 1387 г. В. присоединена к Милану, в 1405 г. - к
 Венеции, судьбы которой с тех пор и разделяла. С октября до декабря 1822
 г. заседал здесь конгресс, собравшийся для обсуждения мер против
 революционных волнений в юго-восточной Европе и в Испании. Ср.
 Metzerich, "V. und seine nachste Umgebung" (1859); Ranzoni, "Le
 antichita di V". (Вер., 1833);Perini, "Storia di V. del. 17901822" (1873
 - 75).
  Версаль (Versailles) - главный город французского департамента Сены и
 Уазы, в 19 км на юго-запад от Парижа, на безводной возвышенности,
 соединенный с Парижем двумя линиями железной дороги. Около 40000
 жителей, занимающихся фабрикацией часов, оружия, инструментов, железной
 и медной утвари, кашмировых шалей, бумажных тканей и т. д. В парке В.
 находятся увеселительные замки - малый и большой Трианон.
  В конце XVI столетия В. был маленькой деревушкой в лесу, где иногда
 охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а потом
 охотничий замок, Людовик XIV, не любивший Сен-Жермена решил в 1660 году
 превратить версальский замок в королевский дворец. Исполнение плана было
 поручено архитектору Лево, и уже в 1664 г. оба боковых флигеля,
 окружающие так называемый мраморный двор; были готовы настолько, что
 Людовик XIV мог давать там блестящие придворные балы. Вслед затем
 возведено было главное здание дворца и раскинуть дворцовый парк, по
 плану Ленотра. В феврале 1672 г. Людовик XIV окончательно избрал В.
 своей резиденцией. Работы, тем временем, продолжались и за смертью Лево
 ими заведовал Жюль Гардуен Мансар, племянник знаменитого Мансара. Лицам,
 выразившим желание строиться в соседстве дворца, предоставлены были
 разные льготы, и мало-помалу вокруг королевской резиденции возник
 большой город. Версаль продолжал оставаться резиденцией королей и при
 Людовиках XV и XVI. За это время население его возросло до 100000
 человек, но оно быстро стало убывать, когда двор, в октябре 1789 г.,
 вынужден был переехать в Париж. В революционную эпоху версальский замок
 пришел в упадок; при директории одна часть его была обращена в отделение
 инвалидного дома, а другая - в картинную галлерею. Наполеон I
 ограничивался тем, что старался поддерживать дворец и парк в сносном
 состоянии. Луи-Филипп заново отделал внутренние помещения замка и
 обратил их в величественный национальный музей, представляющий собою
 наглядную историю Франции с самых древних времен монархии, рассказанную
 в картинах, памятниках и т. д. Фасад замка, обращенный к городу, носит
 на себе следы различных эпох и планов, а потому не производит особенного
 впечатления. Тем величественнее сторона, обращенная к парку, несмотря на
 несколько утомительную ее правильность. В том же вкусе внутреннее
 устройство замка, производящее впечатление роскоши, блеска и величия.
 Большая зеркальная галерея, называемая также галереей Людовика XIV,
 представляет единственное в своем роде зрелище. Она занимает всю садовую
 часть среднего флигеля и поражает своими плафонами, рисунками,
 зеркалами, колоннами, пилястрами, золотыми украшениями и мраморной
 отделкой. Замечательны еще зала Геркулеса, galerie des batailles, oeil
 de boeuf, часовня, театр и т. д. Парк представляет мастерское
 произведение искусства; он разбит террасами и хотя устроен в сухом,
 церемонном стиле XVII века, но эффектен своими куртинами, лужками,
 оранжереями, бассейнами, фонтанами, многочисленными статуями и т. д.
  1 мая 1756 г. в В. был заключен союз между Австрией и Францией,
 имевший своим последствием Семилетнюю войну, а 3 сент. 1783 г. - мирный
 договор между Францией и Северной Америкой, с одной стороны, и Англией,
 с другой. Во время Франкопрусской войны В. был занят 18 сентября 1870 г.
 немецкими войсками и сделался центральным базисом военных действий
 немецкой армии, осадившей Париж.
  5 октября туда прибыл король Вильгельм и основал свою главную
 квартиру в префектуре, тогда как замок был обращен в лазарет. 18 января
 1871 г., в зеркальной галерее, король Вильгельм провозглашен императором
 германским. После долгих переговоров между Бисмарком и французскими
 уполномоченными, Тьером и Жюль Фавром, здесь подписаны 26 февраля 1871
 г. предварительные условия мира, за которыми 10 мая последовало
 заключение окончательного мира во Франкфурте на Майне 12 марта немецкие
 войска очистили город, сделавшийся затем резиденцией правительства Тьера
 и французского национального собрания, а также главной квартирой маршала
 Мак-Магона во время коммуны. Отсюда последний громил Париж и занял
 столицу. После восстановления порядка В. оставался резиденцией
 президента Французской республики и законодательного собрания, а потом и
 обоих палат, до весны 1879 г. Ср. Есkard, "Recherches historiques sur V.
 " (Париж, 1836); Laborde, "V. ancien et moderne" (Париж, 1840); Gavard,
 "Galeries historiques de V. " (1837 - 1844; дополнение 1847 - 1849);
 Boudin, "Histoire genealogique du musee des croisades, palais de V. "
 (Париж, 1858 - 66); Dassieux, "Le chateau de V. " (2 изд., Париж, 1887);
 Bosq, "V. et les Trianons" (Париж, 1887); Laurent Hanin, "Histoire
 municipale de V. " (Париж, 1885).
  Верстовский Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма
 известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ.,
 в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как
 исполнитель, и как компознтор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В.
 нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к
 водевилям: "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и, в
 сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка
 оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом,
 В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля:
 "Проситель", "Пастушка" и "Старушка волшебница". В этот юношеский период
 им написана также музыка к стихам Жуковского: "Гезиод и Омир",
 "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина: "Слыхали ль вы"
 и "Черная шаль". Эти неболыния вокальные произведения пользовались в
 свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал
 несколько нумеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский"
 (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором
 талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера
 эта была поставлена в Москве, на сцене петровского театра. Либретто
 написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды.
 Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы,
 был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии, многие отрывки
 из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали
 всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор
 "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем
 фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и
 пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное
 влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная. Настоящий
 драматически музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Чрез четыре
 года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В.:
 "Вадим или двенадцать спящих дев", на тексты Шевырева. Эта опера по типу
 сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг
 своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина,
 композитора екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле"
 одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и
 предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он
 стремился к национальной опере, при условиях, указывавших, по-видимому,
 на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами,
 для которых брали музыку известных западных композиторов, народной
 песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем
 этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В.
 публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в
 "Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным
 талантом. Хор: "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни
 торопки: "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили
 чарочки по столику" вошли, по своему русскому характеру, в народный
 репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно
 сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за
 Царя". В "Аскольдовой могиде" нет сплошного местного колорита. На ряду с
 русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком,
 полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена
 симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают
 "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской
 оперы. Следующая оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта.
 "Тоска по родине", с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела
 еще успех, благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон на яву", с
 текстом князя Шаховского, потерпела неудачу. Последняя опера В.:
 "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжении нескольких лет в
 репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей.
 Между двумя последними операми, В. перевел с французского пьесу "Le
 mariage extravagant", названную им "Дом сумашедших". Пользуясь
 уважением, как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в
 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался
 до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827 - 1828 гг. Верстовский
 издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и
 Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н.
 Серова: "Bepстовский и его значение для русского искусства"
 ("Иллюстрация" 1862, №250).
  Н. Соловьев Вертеп (нем. Christschau, польское Szopka, от нем.
 Schoppen - хлев или сарай). Так называются в Малороссии, Польше,
 Белоруссии и некоторых местах Сибири представления, имеющие целью
 изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В наш старый
 театр В., по-видимому, проникли из Польши, не ранее конца XVI столетия.
 На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, исполнявшиеся
 на Рождество. Отсюда им легко было проникнуть в католическую Польшу, а
 затем и в Малороссию. Польская szopka, ставшая в то время (XVI в.)
 обычным рекреационным занятием польских семинаристов, ходивших по
 городам и селам с своим миниатюрным театром, на нашем юге получила
 название "вертепа". Этот род духовно-театральных представлений был очень
 популярен на Украине, и только в последствии два десятилетия начал
 исчезать. Серьезность содержания вертепного действия не помешала
 проникнуть в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих
 младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу и др. нередко
 воплощались типы чисто местного характера.
  Польский или малорусский вертеп представляет собою небольшой
 деревянный ящик или домик, в два яруса: в верхнем представляется
 серьезная часть "действия" (духовная), а в нижнем - интермедия. Рукой
 бойкого хожалого (называемого вертепщиком), скрытого позади, невидимо
 для зрителей приводятся в движение куклы и фигуры) за которых вертепщик
 сам говорит, сообразно роли изменяя голос. Вместе с В. носят обыкновенно
 "звезду". Прологом к вертепному представлению служит пение колядок и
 "кантычек", исполняемое носителями вертепа и звезды. В. нередко
 сопровождает доморощенный оркестр, в большинстве случаев состоящий из
 скрипки и бубна. Украинский В. исследован Н. Маркевичем в книге:
 "Обычаи, поверья и пр. малороссиян" (Kиев, 1860), где приведен полный
 текст одной из вертепных пьес. После вступительного хора является
 пономарь, приглашающий повсюду возвестить о рождении Спасителя. Действие
 сопровождается рядом священных кантов, прерываемых отдельными явлениями,
 в которых изображается: поклонение пастухов, Ирод и три царя, избиение
 младенцев, плач Рахили и смерть Ирода, которого дьявол тащит в ад.
 Умершего Ирода нечего бояться, а потому дед и баба - комическое
 intermezzo - пляшут под звуки песни: "Ой под вишенькою, под
 черешенькою". За дедом с бабою является солдат, держащий к зрителям
 речь, в которой он умышленно коверкает великорусский говор. Солдат себя
 аттестует: "Я солдат простой, не богослов, не знаю грешных слов. Хотя я
 отечеству защита, да спина в мене избита. Читать и писать не умею, а
 говорю, что разумею" и т. д. Солдата сменяет цыган с женой и сыном.
 Цыганка на цыгане вымещает злобу за их бедность; ссора переходит в
 драку; дело кончается миром и пляскою под бойкую песнь, в которой
 осмеивается бродячая цыганская жизнь. Затем на сцену являются венгерец и
 поляк, каждый со своими особенностями. Поляк, грозный помещик, выставлен
 хвастуном, особенно гордящимся своими предками. Вместе с женой поляк
 обыкновенно танцует краковяк. Сцена заканчивается бранью на мальчика за
 то,. что тот, подкравшись, передразнивает своего пана; гневный помещик
 говорит: "А пудз до дзембла, лайдак! батогами забью". Брань пана
 умолкает при появлении запорожца, главного героя пьесы. Еще за сценой он
 поет любимую малороссийскую песнь: "Та не буде лучше, та не буде краше,
 як у нас, та на Украине!" Нарядный казак с умыслом выведен вымирающим
 типом, с грустью воспоминающий лихую старину: "Ай, панове, что это было,
 когда я молод был, то-то у меня была сила!". За думами следуют
 дурачества над ворожеейцыганкой и над жидом, которого казак отдает
 черту. Казак с чертом обращается как с равным и в этом вновь рисуется
 смелость его: он даже булавой понукает черта скорее убрать жида. Не
 забыт здесь и гнет унии. Казак дерзко отвечает на увещания униатского
 попа ходить в костел и больше бить поклонов: "От роду я в костел не
 ходил и поклонов не бил, зато тебя побью!". Наконец, в лице дьячка,
 говорящего малопонятным для простолюдина полуцерковным языком,
 осмеивается семинарская ученость. Крестьянин Клим отдает дьяку, взамен
 денег за ученье сына, свинью, старую и блудливую, которую никто не
 покупает; дьяк, уверенный, что надул мужика, с напыщенною благодарностью
 ее принимает.
  Сравнение текста духовных сцен малорусского вертепа с
 соответственными текстами польским и немецким делает вероятным
 предположение, что малорусское вертепное действо составлено учениками
 киевской академии в позднейшее время и не ранее начала XVIII века.
 Польское влияние сказалось только на общем складе пьесы, подробности же
 выработаны самостоятельно.
  Отражение в вертепных пьесах действительной жизни - главная причина
 той быстроты, с которою вертепы распространились по лицу всей России. В
 Белоруссии вертеп появился в 1830-х годах; здесь он часто называется
 бетлейкой(от Betleem - Вифлеем). Видевший и описавший белорусскую
 бетлейку г. Кульжинский ("Бетлейки в северо-западном крае". в
 "Душеполезном Чтении", 1873, т. III) говорит, что бетлейка "совершенно
 безцензурна и не имеет почти никакого отношения к Рождеству Христову; в
 ней особенно странно смешение священных изображений с шутовскими, а
 между тем бетлейка здесь популярна и любима простонародьем".
  Переселенцы или ссыльные, вероятно, занесли вертеп и в Сибирь, где
 марионетки носят название панов и богатырей. Очевидцы сибирских вертепов
 описывают их устройство сходным с малорусским вертепом. Н. Полевой в
 "Репертуаре" за 1840 г. (в статье "История русского театра. Мои
 воспоминания") описывает виденный им в Иркутске вертеп первых годов
 нынешнего столетия. Игра гудочников и скрипачей сопровождает
 представление (ср. Снегирев, "Русские простонародные праздники")
  В северо-восточной России создался особый род вертепа, под новым
 названием райка - происшедшим, вероятно, от представлений в вертепах
 пьес о рае и муке вечной. В Москву, надо полагать, театр марионеток
 также занесен с юга; но здесь характер райка, под влиянием занесенных с
 конца XVII ст. с Запада забав, с одной стороны, и развития лубочных
 картин, с другой, меняется и из театра марионеток раек превращается в
 народную панораму: в вертеп вставляется стекло, марионетки заменяются
 картинами, а присказки раешника заменяют речь вертепщика. Кроме
 приведенных сочинений, ср. Konopka, "Piesni ludu krakowskiego" (1840, 85
 - 90); Jos. Sikorski, "Jaselka" (. в журнале "Pamigtnik mnzyczny i
 teatralny", 1862, №№ 2 - 15);Kolberg, "Lud" (V, 197 - 226):
 "Этнографический сборник" (I, 320 - 322); Щукин, "Вертеп" ("Вестник Имп.
 Русск. геогр. общ. ", 1860, VIII, 25 - 35); Галаган, "Малорусский
 вертеп" (с предисловием Житецкого, в "Киевской Старине" 1882, кн. 10, с
 рисунком и нотами); О. П., "Отживающая или начальная форма вертепной
 драмы?" (ibid., 1883, № 4); "К вопросу о вертепной комедии на Украине"
 (ibid., № 12); Безсонов, "Белорусские песни" (98 - 99, 104 - 105);
 Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (Москва, 1870); П.
 Морозов, "Очерки из истории русской драмы XVII - XVIII столетий" (Спб.,
 1888).
  Верфь. - В больших портовых городах, равно как и в местах постоянной
 стоянки военного флота, устраиваются всегда приспособления для постройки
 и починки судов. Совокупность всех сооружений, служащих для этой цели,
 носит название корабельной верфи. Главные сооружения, возводимые на В.:
 судостроительные эллинги, мортоновы эллинги, или сухие доки для починки
 судов; этой же цели служат иногда плавучие доки, сараи и навесы для
 склада строительных и ремонтных материалов; склады для тросов и парусов;
 кузницы и мастерские; мачтовый кран для установки на судах мачт, котлов,
 машин и других тяжелых принадлежностей судна; склады для провианта и
 вещевые склады для обмундирования матросов. На В. имеются мастерские для
 постройки гребных лодок, сараи для хранения их зимою; при В. есть гавань
 для зимовки судов, остающихся зимою в воде и затем административные
 постройки, иногда с квартирами постоянных служащих на В. На военных
 верфях имеются, кроме того, склады боевых припасов, арсеналы для оружия,
 склады угля и казармы для матросов. В России имеются следующие В. : 1)
 казенные: в Кронштадте; в Петербурге (в Новом адмиралтействе на берегу
 Невы и на Охте), в Николаеве, в Севастополе и Владивостоке; они все
 предназначаются для военного флота. 2) Частные: балтийский завод
 франко-русского общества на берегу Невы в Петербурге, в Ревеле, Риге,
 Гельсингфорсе, в Або, в Одессе и в Баку. Эти последние В. состоят
 обыкновенно из одного сооружения для постройки или починки судна и
 необходимых к нему прибавочных сооружений для производства работ.
  А. Нюберг.
  Верхнее озеро, в Северной Америке (Lake Superior) - самое
 значительное пресноводное на земном шаре, внутри северо-американского
 материка; длина до 600 км, наибольшая ширина 290 км, поверхность 83600

<< Пред.           стр. 185 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу