<< Пред.           стр. 199 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 должность короля, губернатора, директора и т. п.
  Вице-президент (фр. Vice-President, нем. Vice-prasident, англ.
 Vice-President) - термин, имеющий широкое распространение в применении к
 различным государственным и общественным учреждениям как в России, так в
 особенности в иностранных государствах. Он присваивается обыкновенно
 лицам, назначаемым или избираемым для ближайшего сотрудничества (а также
 и заместительства) тем, кто стоит, с титулом президента, во главе
 палаты, суда, совета и вообще какого-либо коллегиального учреждения или
 общества. В России чаще употребляется соответственный термин русского
 языка - "товарищ или помощник председателя"; однако, у нас есть и
 вицепрезиденты (напр., в академии наук, в вольном экономическом
 обществе). В виде отступления от обычного смысла этого термина можно
 указать на звание вицепрезидента Северо-Американских Соединенных Штатов.
 Вице-президент занимает здесь второе после президента место в ряду
 высших должностных лиц республики. Он избирается также, как и президент,
 на четыре года, причем избрание его производится в тоже время, теми же
 избирателями и таким же порядком, как и избрание президента. По
 первоначальной редакции конституции Соединенных Штатов, вице-президентом
 должно было становиться лицо, получившее на президентских выборах
 наибольшее после президента число голосов; если несколько лиц получали
 одинаковое число голосов, то из них сенат избирал В. президента. В
 скором времени это было признано неудобным, и в силу двенадцатой
 поправки к конституции, принятой 25 сентября 1804 года, установлен был
 ныне действующий порядок. При нормальных условиях функции В. п. сводятся
 к председательству в верхней палате конгресса - сенате. Но и в этом
 качестве роль его невелика, являясь гораздо менее значительною, чем роль
 спикера - председателя второй палаты конгресса. Спикер сам назначает
 членов комитетов палаты представителей; вице-президент не имеет этого
 права по отношению к сенатским комитетам, члены которых избираются
 сенатом. Обыкновенно В. п. не участвует даже в голосовании: ему
 принадлежит лишь так называемый "casting vote", т.е. решающий голос при
 разделении вотирующих поровну. Вследствие незначительности роли В. п. на
 избрание его обыкновенно не обращается большого внимания, и часто на эту
 должность избираются лица ничем не выдающиеся. Это представляет
 значительные неудобства и даже большой риск в виду того, что при
 известных обстоятельствах В. п. ex officio заступает место президента,
 со всей полнотой принадлежащих последнему обширных прав. Брайс удачно
 применил к характеристике В. п. Соединенных Штатов известное латинское
 выражение: он - aut nullus, aut Caesar. Дело в том, что, по одному из
 основных положений конституции, в случай смерти или отставки президента,
 или неспособности его осуществлять свои права и обязанности, или,
 наконец, в случае удаления президента, вследствие возбужденного против
 него обвинения, В. п. вступает на его место на все время до истечения
 срока его полномочий. Если не будет, вследствие их же причин, и
 вицепрезидента, то конгресс должен особым законом определить, кому быть
 президентом. До недавнего времени сохранял свою силу статут, по которому
 президентом в таком случае должен явиться председательствующий в сенате
 или спикер палаты представителей. При этом порядке высшая власть могла
 бы перейти в руки представителя парии, враждебной той, к какой
 принадлежал умерший президент. В виду этого 19 января 1886 года
 конгрессом издан был новый статут, по которому в упомянутом выше случае
 президентские права и обязанности - впредь до избрания нового президента
 - переходят к одному из министров, с соблюдением следующей
 постепенности: министр финансов, военный министр, генерал-атторней,
 генералпочтмейстер, морской министр, министр внутренних дел. За
 столетний период существования Соединенных Штатов было четыре случая,
 когда вице-президенту приходилось занять место умершего президента. Так,
 по смерти Вильяма Гаррисона (в 1841 г., в самый год вступления его в
 должность президента) место его занял В. п. Джон Тайлер; по смерти
 Захария Тэйлора (в 1850 г., на втором году деятельности) его заместил В.
 п. Миллард Филльмор; по смерти Авраама Линкольна (убитого в 1865 г., в
 самом начале второго выборного срока) его заменил В. п. Андрю Джонсон;
 и, наконец, по смерти Джемса Гарфильда (убитого в 1881 г., в самый год
 вступления) место его занял В. п. Честер Арчер. В первом и третьем из
 указанных случаев преемники умерших президентов резко изменяли политику
 своих предшественников и порождали сильные конфликты с избравшей их
 партией. Основываясь на этих прецедентах, исследователи американских
 учреждений единодушно осуждают существующую организацию должности В. п.
 Соединенных Штатов. Во Франции времен второй республики, на основании
 конституции 1848 г., также существовал вице-президент, положение
 которого было аналогично с положением В. п. Сев. Амер. Штатов, с той
 только разницей, что он избирался не народом, а национальным собранием.
  В. Дерюжинский.
  Виченца (Vicenza) - главный город провинции того же имени в Италии
 (2632, 4 кв. км., с населением, в 1881 г., в 401765 ч.), у северного
 подножья Монти-Беричи, в плодородной равнине, по обеим сторонам
 судоходной реки Бакилионе. Город окружен стенами и рвами, имеет древнюю
 крепость, 19 церквей и много красивых здании, большинство которых
 построено знаменитыми архитекторами Палладио и Скамоцци, уроженцами В. К
 замечательным постройкам принадлежат: ратуша или Palazzo della Ragione,
 вся из мрамора; две триумфальные арки, из которых одна служит входом в
 огромный портик в 650 м. длины, с 168 арками; Pallazzo Chieregati -
 лучшая постройка Палладио, с музеем древностей, монет, ископаемых и
 собранием картин, а также чертежей и рукописей Палладио. В В. духовная
 семинария, королевский лицей, гимназия, олимпийская академия наук,
 литературы и изящных искусств, публичная библиотека с 50000 томами, 3
 театра, большая больница, воспитательный дом и много других
 благотворительных учреждений. Число жителей - 27007 (1881). Город
 известен производством шелковых материй и рисовой соломы для шляп;
 значительная торговля фруктами, вином, хлебом. Ежегодно бывает народный
 праздник - La Rua или Ruota, в память победы жителей В. над Падуей.
 Город назывался в средние века - Vicentia, у римлян - Vicetia; он был
 одним из первых примкнувших к Ломбардскому союзу городов против
 императора Фридриха I. В. в 1236 г. была разрушена Фридрихом II.
 Император Генрих VII отдал город фамилии Скала (dell Scala), которые и
 владели им до 1404 г., когда город перешел во власть Венеции. Император
 Максимилиан и завоевал его в 1509 г., но снова возвратил его Венеции. В
 1848 г. город восстал против австрийцев, но 11 июня, после
 сопротивления, принужден был сдаться Радецкому.
  Вишну (Vishnu - деятельный, от корня vish - действовать, быть
 деятельным) - одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (в
 Ригведе) В. - бог солнца, олицетворение солнца как животворной силы
 природы, играет второстепенную и подчиненную роль. Когда в Ригведе
 призывается солнце, как верховное божество, то обыкновенно оно
 называется иначе, напр., Савитри, Рогита (красный), Сурья, Адитья. В эту
 эпоху В. приписывается только один великий подвиг: в три шага он
 проходит все воздушное пространство, что очевидно является мифической
 переработкой солнца, совершающего свой дневной путь. Шаги В.
 представляют собой восход, зенит и заход солнца. Особенно прославляется
 в гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто в
 Ригведе В. упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают на
 приготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются против
 облачного демона Вртра (Vritra). В. упоминается также часто рядом с
 Пушаном (Pushan - произрастающий, питающий) - тоже одним из
 олицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющих
 значительную часть содержания так называемых Брахман (Brabmanas), тоже
 не замечается стремление возвысить или переработать как-нибудь
 мифический образ В. Здесь с большими подробностями рассказывается миф о
 хождении В. по воздуху. В. отождествляется с жертвой и, наконец, ему
 приписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечного
 божества). Возможно, что различные индусские племена почитали каждое
 своего солнечного бога. Таким образом естественные всего объясняется то
 предпочтение, которое оказывали В. племена долины Ганга. С наступлением
 эпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало помалу
 процесс слияния В. с другими народными божествами, особенно
 почитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств стали
 впоследствии прозвищами В. (Гари
  - Hari, Джанардана - Janardana, Васудева - Vasudeva или Пурушоттама -
 Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. еще не
 встречается. Вместо него встречаем имя Нараяна (Narayana), впоследствии
 также одно из прозвищ В. Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху
 (Svayambhu - самобытный), Таким обр. позднейший, средневековой В.
 является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В.,
 разных местных божеств и брахманического НараяныБрахмы. Весьма вероятно,
 что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов,
 желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму,
 распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого и
 благотворного ведийского В. в великое пантеистическое, верховное над
 всеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых веков
 после смерти Будды, т. е. около VI
  - V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. составляет принятие
 так называемых воплощений его или Аватар (Avatara = сошествие, от
 ava+tar = сходить). Прежде всего произошло отождествлено В. с любимыми
 народными героями Кршной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты и Рамой
 (Rama - темный, черный, красивый (из эпоса Рамаяны, которые стали
 представляться как воплощения В. Весьма возможно, что мотивом для
 принятия догмата об Аватарах служило желание выставить равносильное
 оружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел на
 землю в лоно Майи (Мауа), чтобы родиться снова и достигнуть еще более
 высокой степени. Мало помалу В. становится великим пантеистическим
 божеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним. В
 Магабхарате он изображен так: "в нем, господине всех существ,
 заключаются все существа - его свойства, как нанизанные на шнурок
 драгоценные каменья; на нем покоится все существующее и несуществующее.
 Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он,
 бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из обширных,
 самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душа
 всех; он, всеведущий, всезнающий, есть создатель всего; в нем плывут
 миры как птицы в воде; В. не имеет ни начала, ни конца, он источник
 существования всех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира,
 произошли все существа в начале времен, с него они вернутся при конце
 времен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото, как солнце на
 безоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами в
 его теле; небесные светила
  - волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечный
 Брахма, ему молятся боги". В знаменитом эпизоде Магабхараты -
 Бхагавадшта, В. представлен досягающим до неба, с массой голов, рук и
 глаз, без начала, средины и конца, вмещающим в себе бесконечное
 множество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы древности и
 все герои, небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном,
 неизмеримом теле В. Число воплощений В. принимается в разное время и в
 разных местах различно: от десяти до двадцати. Самые важные: 1)
 Матсья-Аватара (Matsya=рыба): В. во время великого потопа превращается в
 рыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата
 (Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается,
 способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма - A. (Kurma -
 черепаха) - глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в образе
 черепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают к
 ней вместо каната змею Васуки (Vasuki) и вертят ее как мутовку в море,
 пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи: апсарасы -
 нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, даже
 луна и наконец врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрта
 (Аmirata = амброзия). 3) Варага=А. 4) Нрсинха =А. (Nrisimba = А.): В. в
 образе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демона
 Гираньякашипу (Hiranyakacipu). 5) Вамана=А. 6) Парашурама=А. (Paracurama
 = Рама с топором): В. уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чем
 прекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов. 7)
 Рамачхандра = А. (Ramachandras): В., под видом Рамы, совершает поход на
 Цейлон, прославленный в Ралаяне. 8) Воплощение в образе Кршны (Krishna),
 пользовавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учению
 брахманов, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в виду
 истребить в конец злых и испорченных людей и демонов, которые под
 влиянием Будды разрешили закон каст и поклонение богам. Десятое и
 последнее воплощение В. - Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. Когда
 Мир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свой
 авторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, явится
 снова В., и век зла - Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра и
 совершенства - Кртаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкновенно с
 четырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda -
 первично солнечная, жар-птица). Его супруга - Шри (Cri - красота, блеск)
 или Лакшми (Lakshmt = счастье, богатство, красота) - богиня красоты и
 счастья. Культ В. В течение cредних веков приобретал все больше и больше
 значения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные ему до сих пор, и
 миллионы его поклонников - вишнуитов (Vaishnavas) свидетельствуют об
 этом.
  С. Булич.
  Вишня. - Растения, принадлежащие к подроду Cerasus рода Prunus, сем.
 Amygdalaceae. Подрод Cerasus отличается от других подродов рода Prunus
 (Armeniaca - абрикос, Prunus - слива, Padus - черемуха), следующими
 признаками: плод (костянка) гладкий, без налета; листья в почкосложении
 вдоль сложенные; цветы расположены зонтиками, заключающими иногда по 2
 цветка; развиваются одновременно с листьями или ранее их. Виды: Prunus
 Cerasus L., вишня-деревцо, дающее побеги из корней; листья совершенно
 голые, черешки листьев без железок. Prunus Chamaecerasus Jacq., степная
 вишня - невысокий кустарник; все части мельче, чем у предыдущего вида;
 встречается дико в Южной и Средней России. Prunus arium L., черешня -
 деревцо без корневых побегов; листья снизу слегка пушистые; черешки
 листьев у основания пластинки снабжены 2-мя железками. Отечество вишни и
 черешни, вероятно, Закавказье, и сев. Персия. Оба вида, особенно
 черешня, теперь встречаются во многих местах Европы в одичалом
 состоянии. Знаменитый Лукулл достал в 64 году до Р. X. хороший сорт
 вишни из Понта, что подало повод утверждать, что вишня ввезена в Италию
 этим обжорой. Мнение это оспаривается Декандолем, полагающим, что вишни,
 особенно P. Cerasus, уже были натурализованы в Италии гораздо прежде
 Лукулла. Вишня собственно (P. Cerasus L.) разводится у нас еще в
 Финляндии (63° с. ш.), на Валааме и в южной части Вологодской губернии.
 Северный предел культуры черешни (без прикрытия) начинается у нас на
 западе еще в Лифляндии, но скоро переходит к югу: уже в Могилеве черешня
 не выдерживает морозов, а далее на восток и в Воронеже.
  Вишня (Cerasus caproniana DC., С. vulgaris Mill., Prunus Cerasus L.,
 Pr. acida Ehrh) - общеизвестное плодовое дерево, отличающееся от черешни
 низменным, почти кустарным, ростом и кислым вкусом плодов; ветви у ее
 тонкие, обвислые, а корни всегда темного цвета. Вишня в древней Греции
 была известна уже во время Теофраста; ныне же в одичалом виде
 встречается довольно часто в Западной Европе, Южной и Средней России и
 на Кавказе. Граница культурного распространения В. идет на север почти
 по сентябрьской изотерме в 8° P. : от Ботнического залива в Финляндии
 (62° с. ш.) на остров Валаам, чрез Белое и Кубенское озера, по южной
 части Никольского уезда Вологодской губернии и южнее Вятки и Перми. В
 России выведено очень много сортов В., но должно думать, что при
 сличении многие из них оказались бы тождественными. Особенно
 распространена владимирская В., мелкоплодная, но очень вкусная и
 ароматическая и потому пользующаяся большим спросом для кондитеров. С
 нею в последнее время успешно конкурирует весьма схожая, но немного
 более крупная В. - родительская или родителева, которая отличается
 сильным ростом, хотя плодовитость ее, кажется, немного меньшая, чем у
 владимирской. Происхождение всех сортов В. от дикого праотца несомненно,
 потому что и теперь легко облагородить одичавшую В., пользуясь обильными
 у ее корневыми отпрысками; кроме того, и сеянцы ее довольно константны.
 Точно также несомненно, что у нас существуют многочисленные помеси, в
 создании которых участвовали черешни и шпанские вишни. Из таких помесей
 наилучше мирится с северным климатом полу шпанка или воробьевская В. (по
 Шредеру); она крупнее обыкновенной владимирской, но не так ароматична и
 потому употребляется для десерта, а не на варенье. В привислянских и
 западных губерниях большим спросом пользуется лотувка (от слова лот -
 вес каждой ягоды), а в подмосковных, при условии некоторой защиты от
 мороза, разводят различные сорта В. из отдела морелей (от Amarelle) -
 кислых. В. со светло-красной кожицей, но с бесцветным соком. Из них
 замечательны: белотелая, крупный и вкусный сорт, но мало плодородный,
 как и знаменитая некогда шубинка, поэтому теперь предпочитают более
 плодородные сорта
  - розовую и алую морель. Заслуживают также внимания два сорта
 морелей, выведенные Мичуриным в г. Козлове, но еще вовсе
 нераспространенные: мичуринская, карликовая и полукарликовая.
  В. очень нетребовательна к почве и хотя предпочитает супеси и
 суглинки, богатые перегноем, однако мирится с легкими песчаными почвами,
 если последние не чрезмерно сухи. Она растет и на мелкой почве, но не
 переносит застоя воды в грунте и вообще плохо развивается на мокрых
 почвах. Размножается В. всего легче от корневых отпрысков, а также
 сеянцами. В питомниках следует помещать В. вдоль дорожек, а не внутри
 кварталов, где они легко пропадают. Пересадку необходимо производить
 весною, а не осенью.
  А. Рудзкий.
  Вклад. Вкладами называются денежные капиталы, которые частные лица и
 разного рода учреждения вносят в кредитные установления. В современной
 экономической жизни значение этих вкладов чрезвычайно велико: они служат
 главным источником оборотных средств банков и представляют тот центр,
 вокруг которого вращается все банковое дело. С точки зрения юридических
 отношений, возникающих между вкладчиками и кредитными установлениями,
 все В. могут быть подразделены на две категории: 1) на В., принимаемые
 на хранение и для заведывания и 2) на В., принимаемые для пользования.
 В. первой категории возвращаются банком в натуре, В. второй категории -
 лишь в равной ценности. В первом случае является квалифицированный вид
 поклажи; юридическая природа второго случая представляется в науке
 спорной, многие видят здесь заем, заключаемый кредитным установлением у
 вкладчика. В нашем законодательстве нет общих положений о В. и за
 разрешением отдельных вопросов приходится обращаться к уставам банков,
 из коих особое значение имеет устав Государственного банка. Вклады,
 вверяемые Государственному банку, не подлежат, на основании ст. 8
 устава, ни описи, ни отчуждению по каким бы то ни было взысканиям. По
 отношению к В., хранящимся в других кредитных установлениях, принято то
 общее начало, что взыскание может быть на них обращено лишь под условием
 представления подлинного вкладного билета (ст. 1083 устава гражд.
 судопроизводства). Если вклад перешел по наследству к нескольким
 наследникам, то Государственному банку должен быть представлен
 раздельный акт; этого акта не требуется в двух случаях: 1) когда в
 духовном завещании с точностью определено, какие именно процентные
 бумаги подлежать выдаче каждому наследнику в отдельности, и 2) когда
 предмет наследства составляют наличные деньги. В этих двух случаях
 достаточно предъявить документы об утверждении в правах наследства.

<< Пред.           стр. 199 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу