<< Пред.           стр. 216 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 службой и пройти три степени (militiae), причем его производство в
 следующую степень зависело от воли императора, а не от выслуги лет.
 Окончив военную службу, он начинал службу административную. Эта
 последняя была создана императором и отличалась от республиканских
 магистратур, между прочим, тем, что служащие получали оклады. Основным
 принципом при распределении должностей между сенаторами и В. был
 следующий: все должности, входившие в состав древнереспубликанского
 imperium, достались сенаторам; все должности, непосредственно зависящие
 от императора, достались В. Таковыми были: 1) префектуры: а)
 наместничества в Египте и альпийских областях, которые не были
 провинциями римского народа, а непосредственными владениями императора
 (напротив, наместниками не только сенатских, но и императорских
 провинций были сенаторы, так как такой наместник находил себе аналогию в
 республиканском заместителе отсутствующего проконсула, каковым в данном
 случае предполагался император, вследствие чего он и называется legatus
 pro praetore); b) военно-административные должности начальников гвардии
 (praefectus praetorio) и флота (praefectus classis), а равно и пожарной
 команды (praefectus vigilum). 2) Прокуратуры, т. е.
 финансово-административные должности сборщиков податей, поступавших в
 пользу военной (aerarium militare) и императорской казны (fiscus). Эти
 должности были вознаграждением В. за отнятые у них откупа. Впрочем,
 основной принцип был выдержан не вполне; так, высшие административные
 должности в Италии и городе Риме доставались, насколько они вообще
 раздавались императором, отчасти В., отчасти сенаторам; должности
 начальников императорских канцелярий и придворные должности - отчасти
 В., отчасти отпущенникам (притом, с течением времени, чаще последним,
 чем первым). Превращение В. в cocловиe, аналогичное с сенаторским,
 завершилось также и с внешней стороны при Марке Аврелии, когда вся знать
 была разделена на четыре класса (I - с титулом vir clarissimus; II - с
 титулом vir eminentissimus; III - с тит. vir perfectissimus; IV - с тит.
 vir egregius), из которых первый обнимал сенаторов, а остальные - В.
 
  Литература: С. Т .Zumpt, "Ueber die гоmischen Ritter und den
 Ritterstand" (Берлин, 1840); Marquardt, "Historia equitum Romano rum"
 (Берлин, 1840); Belot "Histoire des chevaliers romains" (Париж, 1873);
 Mommsen, "Romisches Staatsrecht" (III, I, 476 - 569).
  Ф. Зелинский.
  В нашей иррегулярной кавалерии название всадника официально присвоено
 рядовым в конных частях кавказской милиции. Неофициально же название
 всадник употребляется и для казаков кавказских казачьих войск.
  Всеволод-Димитрий Юрьевич, по прозванию Большое Гнездо (т.е. отец
 многочисленного семейства), сын Юрия Долгорукого, род. в 1154 г. В 1162
 г., изгнанный из Суздальской земли вместе со старшим братом Андреем
 Боголюбским, он с матерью (мачехой Андрея) уехал в Константинополь. В
 1169 г. мы видим его в громадной рати Андрея, взявшей приступом Киев 8
 марта. В. остался при дяде Глебе, которого Андрей посадил в Киеве. Глеб
 вскоре умер (1171 г.) и Киев занял Владимир дорогобужский. Но Андрей
 отдал его Роману Ростиславичу смоленскому, а потом брату своему Михалку
 торческому; последний сам не пошел в разоренный город, а послал туда
 брата В. Оскорбленные Ростиславичи ночью вошли в Киев и захватили В.
 (1173 г.). Вскоре Михалко выменял брата на Владимира Ярославича
 Галицкого (1174 г.) и вместе с ним ходил, при войсках Андрея, на Киев,
 для изгнания из него Рюрика Ростиславича. В 1174 г. Андрей был убит, и
 Суздальская земля избрала в преемники ему старших племянников его
 Ярополка и Мстислава Ростиславичей, которые пригласили с собой и дядей
 своих, Михалка и Всеволода. Вскоре начались междоусобия. В 1175 г.
 Михалко умер, и владимирцы призвали к себе В., а ростовцы - Мстислава, и
 опять началось междоусобие. Верх взял В. По рязанским делам В. пришел в
 столкновение с Святославом Всеволодовичем черниговским, некогда радушно
 приютившим его. Святослав вторгся в Суздальскую область, но должен был
 удалиться в Новгород. В 1182 г. князья примирились, и Всеволод обратился
 на богатую, торговую Болгарию. Потеря любимого племянника, Изяслава
 Глебовича, остановила удачно начавшийся поход и парализовала энергию В.;
 заключив с болгарами мир, он возвратился во Владимир (1183 г.). Чрез три
 года он опять посылал на болгар войско, и воеводы его возвратились с
 добычей и пленниками. Половцы охотно служили В. за деньги, но в то же
 время часто беспокоили своими набегами южные владения его, особенно
 рязанские украйны. В 1198 г. В. проник в глубину степей их и заставил их
 от р. Дона бежать к Черному морю. В 1206 г. сына его Ярослава Всеволод
 Чермный, кн. черниговский, выгнал из южного Переяславля. Великий князь
 выступил в поход; в Москве к нему присоединился старший сын его
 Константин с новгородцами, а потом муромские и рязанские князья. Все
 думали, что пойдут на юг, но обманулись: В. донесли, что рязанские
 князья изменяют, дружат с черниговскими. Великий князь, позвав их на
 пир, приказал схватить их и в цепях отправил во Владимир; Пронск и
 Рязань были взяты; последняя выдала ему остальных своих князей, с их
 семействами. В. поставил здесь сначала своих наместников и тиунов, а
 потом - сына Ярослава. Но против последнего рязанцы возмутились, и В.
 опять подошел к Рязани с войском. Приказав жителям выйти из города, он
 сжег Рязань, а рязанцев расселил по Суздальской земле; той же участи
 подвергся Белгород (1208). Два рязанских князя, Изяслав Владимирович и
 Михаил Всеволодович, избегшиe плена, мстили В. опустошением окрестностей
 Москвы, но сын В., Юрий, разбил их на голову; те укрепились на берегах
 р. Пры (или Тепры), во В. вытеснил их и отсюда; затем, при посредстве
 митр. Матвея, нарочно приезжавшего во Владимир, В. примирился с
 Ольговичами черниговскими и скрепил этот мир брачным союзом сына своего
 Юрия с дочерью Всеволода Чермного (1210). В. скончался в 1212 г. Детей
 он имел только от первого брака с Mapией, княжной чешской, которую
 некоторые известия называют ясыней (из г. Ясс), именно: четырех дочерей
 и восьмерых сыновей: Константина, Бориса (умер 1188 г.), Юрия, Ярослава,
 Глеба, Владимира, Ивана и Святослава.
  А.Э.
  Всеволод-Андрей Ярославович, великий князь киевский, любимый сын
 Ярослава I, родился в 1030 г. По смерти отца сел в Переяславле Южном. В
 1054 г. он разбил за рекой Сулой торков, на которых ходил и в 1060 г., а
 в 1061 г. сам разбит был половцами; в 1067 г. участвовал во взятии
 братьями Минска и поражении кн. полоцкого Всеслава Брячиславича, а в
 следующем году, вместе с братьями же, побит был половцами на реке Альте.
 В 1073 г. В. помогал брату своему, Святославу черниговскому, отнять
 великокняжеский стол у старшего из братьев, Изяслава, а по смерти
 Святослава (1077 г.) сам занял было Киев, но уступил его возвратившемуся
 из Польши Изяславу, от которого тогда же получил Чернигов, откуда через
 год был изгнан Олегом Святославичем. В. бежал в Киев; в том же году с
 братом Изяславом они дали битву Олегу па Нежатиной ниве, где великий
 князь пал, а побежденный Олег бежал в Тмутаракань. В. уже бесспорно
 занял Киев, а в Чернигове посадил сына Владимира. Олег не успокоился
 после поражения: в 1079 г., наняв половцев, вместе с братом Романом он
 подошел к Переяславлю, - но половцы, подкупленные В., изменили братьям:
 Роман был убит ими, а Олега отправили в Грецию; в Тмутаракань великий
 князь послал своего посадника. В последние годы своей жизни В. не
 принимал активного участия в правлении и делал только распоряжения,
 которые приводил в исполнение знаменитый сын его Владимир Мономах.
  Набожный христианин, трезвый и целомудренный человек, знавший пять
 чужих языков, но слабый, как государь, В. сконч. в 1093 году. - Он женат
 был дважды: 1) с 1046 г. на неизвестной по имени (умерла в 1067 г.),
 которую летописи называют "греческою царевной", "грекинею" и
 "монамахинею" (по мнению некоторых - Анна, дочь Константина Мономаха);
 от ее он имел сына Владимиpa и дочь Янку (Анну); 2) на Анне - по
 Миллеру, княжне половецкой (умерла в 1111 г.).
  А. Э.
  Вселенная - церковно-славянский перевод греческого слова oikoumenh
 (подразум. gh) т.е. населенная, обитаемая часть земли. Независимо от
 этой этимологии, слово В. принято употреблять для обозначения
 совокупности всех вещей.
  Вл. С.
  Вселенские соборы - Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание
 пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или
 иерархическое представительство всех поместных самостоятельных
 (автокефальных) церквей, составляющееся с целью свидетельства об общей
 вере их, для утверждения истин вероучения, данных церкви Откровением и
 потому несомненно верных для установления правил, обязательных во всей
 Церкви, и для разрешения вопросов, имеющих общецерковную важность. В.
 собор есть единственный верховный авторитет в вселенской Православной
 церкви по вопросам вероучения и единственный орган ее вселенского
 законодательства. Он обладает свойством непогрешимости в своих
 определениях и правилах; действие его власти простираются на все
 поместные церкви и на все времена. Авторитет его власти и свойство
 непогрешимости основываются как на представительстве его от вселенской
 церкви, сознание которой выражается в его определениях; так, и еще
 более, на веровании, что через него и в нем действует Дух Божий. В.
 собор отличают признаки внешние и внутренние. К внешним признакам В.
 собора, прежде всего, относится учaстиe в нем представителей всех
 поместных церквей в лице предстоятелей их и епископов, или заместителей
 их, уполномоченных и посланных (легатов) от них. Нет необходимости,
 чтобы все епископы каждой поместной церкви были на В. соборе: каждая
 церковь посылала представителей по возможности, - по обстоятельствам
 церкви или личной жизни сами епископы какой-либо страны могли лично и не
 являться; но необходимо для составления и образования В. собора, чтобы
 со стороны поместных церквей не было возражений против его созвания и
 было выражено согласие как на созвание, так и на определение его, - чем
 свидетельствуется общение отсутствующих епископов с наличным составом
 собора и единение всех поместных церквей в составе и деятельности его.
 По учреждении патриаршеств, необходимым условием для состава В. собора
 признавалось присутствие на нем или всех патриархов лично, или
 уполномоченных от них, с грамотами, излагающими образ мыслей их по
 предметам занятий собора. - Вторым внешним признаком В. собора служит
 каноническая правильность в порядке созвания, состава, ведения деяний и
 объявления определений его. В Римской империи В. соборы первых девяти
 веков созывались императорами, но по заявлениям от иepapxoв церкви, по
 их инициативе и с их согласия; почему участие Церкви в созвании В.
 собора необходимо. Может и имеет право церковь озаботиться, созванием
 собора и самостоятельно, посредством сношений между предстоятелями
 поместных церквей, но не в противодействие государству. Право участия в
 деяниях В. соборов с решительным голосом имели епископы; пресвитеры же и
 диаконы могли участвовать на В. соборах или в качестве полноправных
 членов, если они были заместителями, уполномоченными и посланцами от
 своих епископов, или с правом совещательного голоса, если они
 присутствовала на соборах для помощи епископам в ведении прений с
 еретиками, в исполнении распоряжений епископов, в составлении деяний
 собора и т.п. Присутствовали иногда и миряне - императоры, их сановники,
 представители и их уполномоченные: первые для выражения своего уважения
 к достоинству собора, а все другие для наблюдения и поддержания мира,
 внешнего порядка и торжественности собора; но принимать участие в
 ведении деяний собора они не имели права. Порядок председательства на В.
 соборах и порядок мест для членов следует установленным, на основании
 обычаев, правилам (IV всел. пр. 28 и Трулльского прав. 36) касательно
 старейшинства и степеней иерархических престолов, занимаемых членами
 собора; императору предоставлялось почетное председательство на соборе.
 Для действительности определений В. собора необходимо, чтобы члены в
 ведении деяний, в совещаниях, прениях, выражении своих мыслей и мнений,
 в подаче голосов и участии - окончательном решении вопросов пользовались
 полной свободой, чуждой стеснения. - определения и постановления В.
 соборов обнародовались и по распоряжениям соборов (III всел., прав. 1),
 и императорскими указами, которыми сообщалась соборным правилам сила
 государственных законов. Необходимым внешним признаком В. собора служит
 также признание его таковым всеми поместными церквами, как теми, от коих
 епископы, присутствовали на соборе, так и теми, от которых не было на
 них представителей. Принятие его в каждой поместной церкви должно быть
 единодушное и полное, всем составом ее - клиром и народом, в сознании
 правильности, непреложности и непогрешимости соборных вероопределений и
 постановлений. Внутренние признаки достоинства В. собора суть: 1)
 согласие его вероучения и правил с св. Писанием, апостольским преданием,
 вероучением и правилами вселенской церкви всех предшествующих веков; 2)
 единение и единодушное выражение на нем вероучения, которого все
 поместные церкви держались и держатся везде и всегда, и 3) свойственная
 в церкви только В. собору законодательная деятельность. Главный и
 исключительно свойственный церкви предмет деятельности В. собора есть
 составление символов веры и изложение догматов в значении неизменяемых
 образцов вероучения, то есть облечение в точные и определенные выражения
 истин вероучения, абсолютных по своей верности, имеющих несомненное
 происхождение из откровения, отличающихся свойством непогрешимости и
 неизменяемости и потому обязательных для усвоения всеми членами церкви.
 Имея право составлять символы и догматы, В. собор обязан: хранить
 преданное от апостолов и соборов вероучение нерушимым и неприкосновенным
 от нововведений и изменений; отвергать вымышляемые людьми учения,
 противные истинному вероучению; избирать слова и выражения для
 составления образцов вероучения; отличать истинное христианское учение
 от поврежденных мыслей, частных мнений и еретических заблуждений. В
 разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения В. собор и
 обладает свойством непогрешимости, как орган Вселенской церкви,
 руководимый Духом Божьим. В. собору принадлежит право издавать правила
 (kanoneV), которыми устанавливается порядок устройства, управления,
 дисциплины и отношений церкви. Правила эти, не имея свойства
 непогрешимости, каким отличаются истины вероучения, утверждаемые В.
 собором, служат однако же выражением и свидетельством правосознания В.
 церкви, вполне соответствующего ее духу и назначению; имеют значение
 руководства для законодательства поместных церквей; не подлежат в них
 изменениям, отмене и замене иными правилами, разве лишь по определениям
 В. соборов последующего времени; признаются, посему, непреложными и
 неизменными по своему содержанию и обязательными для всех поместных
 церквей во все последующие времена. Но правила В. соборов могут
 подлежать развитию в законодательствах местных церквей, разнообразному
 применению их в практике и неодинаковому приложению их по
 обстоятельствам и условиям места и времени. Развитие канонов В. собор, в
 законодательствах поместных церквей подчиняется общим началам
 законодательства в Православной церкви: положения, выражающие истины
 христианского вероучения, нравоучения и правосознания Вселенской церкви,
 сохраняются в поместных церквах, как древнецерковное предание; в своем
 существе и материальном содержании не подлежат изменениям; но в своих
 частностях и подробностях выражаются сообразно условиям и
 обстоятельствам места и времени и потребностям местных церквей. В
 Православной церкви В. соборами признаются следующие семь: Никейский I
 325 г., Константинопольский 1 381 г., Ефеский 431 г., Халкедонский 451
 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольсий III 680 - 691 г. и
 Никейский II 783 - 787 г. В праве Римско-католической церкви число и
 значение В. соборов определяется несогласно с правом Православной
 церкви. Римско-католическими правоведами вносятся в списки В. соборов
 следующие 20-ть: Никейский 1 325 г., Константинопольский 1 381 г.,
 Ефеский 431 г., Константинопольский II 553 г., Константинопольский III
 680 - 682 г., Никейский II 787 г., Константинопольсий IV 869 - 870 гг.,
 Латеранский 1 1123 г., Латеранский II 1139 г., Латеранский III 1179 г.,
 Латеранский IV 1215 г., Лионский 1 1245 г., Лионский II 1274 г.,
 Вьенский 1311 г., Констанцский 1414 - 18 гг., Базельский 1431 г.,
 Флорентинский 1439, Латеранский V 1512 - 1516, Тридентийский 1545 - 63 и
 Ватиканский 1869 - 1870 гг. В то время, когда Западная церковь состояла
 в единении с вселенской Православной церковью, значение вселенских
 соборов, как по отличительным их признакам, так и по власти в церкви,
 понималось в ней совершенно одинаково с тем, как понимается оно
 Православной церковью и в настоящее время. Но в средние века, в период
 XII - XIV вв., во времена развития преобладания на западе Европы
 владычества римских пап, сложился особый тип соборов, которые
 Римско-католической церковью называются вселенскими, но которые, по
 составу своему и по содержанию деятельности, заключают в себе признаки
 общих соборов этой церкви и потому вне ее не признаются вселенскими: на
 этих соборах римский папа получил признание с преобладающим пред всеми
 иерархами христианской церкви значением. Бывшие в XV веке на западе
 Европы так называемые реформационные соборы - Констанцский и Базельский
 - признали было за собой высший над папами авторитет. Но последующие за
 тем соборы, признаваемые в Римско-католической церкви вселенскими,
 стремились возвратить папе средневековое преобладающие над ними
 значение. На Ватиканском соборе, с провозглашением догмата
 непогрешимости папы, В. собор в Римско-католической церкви навсегда
 получил значение совета епископов при папе. Такое значение признается за
 В. собором и в действующем праве Римско-католической церкви.
  Всемирный потоп составляет предмет одного из самых распространенных
 народных преданий. По Библии, после грехопадения род человеческий
 разделился на добрых и злых; последние начали брать перевес. При виде
 разнузданных пороков людей "раскаялся Господь, что создал человека на
 земле". Среди погрязшего в грехах человечества оставался еще один
 благочестивый человек. Ной со своим семейством, и вот ему-то Господь
 сделал откровение о своем решении истребить все живущее на земле и
 повелел ему построить ковчег, на котором он мог бы спастись с своим
 семейством. Ковчег строился по точному предписанию свыше - из дерева
 гофер (вероятно, кипариса) - и был осмолен внутри и снаружи. Длина его
 была 300 локтей, ширина 50 локтей и высота 30 локтей. Если считать
 библейский локоть в 21 дюйм (или 12 вершков), то это составит 525 фут.
 длины, 871/2 ширины и 521/2 высоты. В 1609 г. один голландец, Петр Янсен
 в Гоорне, построил корабль как раз по форме Ноева ковчега, и оказалось,
 что при такой форме корабль представляет гораздо большую вместимость
 (именно на одну треть), чем при обычной форме построения кораблей. На
 верху ковчега было сделано длинное отверстие, в локоть ширины, для
 доступа света и воздуха, а сбоку - дверь. Он состоял из трех ярусов, со
 множеством отделений в них. Последние предназначались для тех животных,
 которых Ной также должен был взять с собой (по семи пар чистых и по паре
 нечистых), а также и жизненных припасов. Ко времени окончания построения
 ковчега Ною было уже шестьсот лет от роду. Долготерпение Божие все еще
 ожидало пробуждения покаяния в людях; но все было напрасно. Тогда, не
 видя больше никакой надежды на раскаяние греховного человечества,
 Господь повелел Ною войти в ковчег. Ной повиновался и вошел в ковчег с
 своими тремя сыновьями, Симом, Хамом и Яфетом, с своей женой и с женами
 своих сыновей, захватив и всех отобранных животных. По прошествии
 семидневного срока "своды потопа пришли на землю, разверзлись все
 источники великой бездны, и окна небесные отворились, и лился на землю
 дождь сорок дней и сорок ночей". "Истребилось всякое существо, которое
 было на поверхности всей земли, остался только Ной, и что было с ним в
 ковчеге". В течение пяти месяцев все было покрыто водой и только с этого
 времени началась убыль. Ковчег остановился на горах Араратских. Когда
 земля совсем обсохла, Ной вышел из ковчега (пробыв в нем ровно один год)
 и распустил животных для размножения на земле. В благодарность за свое
 спасение он принес жертву Богу и получил торжественное обещание, что

<< Пред.           стр. 216 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу