<< Пред.           стр. 217 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 впредь уже никогда не будет потопа. Знаменем этого обетования была
 указана радуга, появляющаяся на небе после дождя в знак того, что это не
 дождь потопа, а дождь благословления (Быт. VI - IX).
  В богословской науке не раз возбуждался вопрос, в каком смысле
 понимать всемирность потопа - в безусловном, или относительном? Древние
 толкователи разумеют потоп всемирным в безусловном смысле, как
 действительно покрывавший всю землю и следовательно все погубивший на
 ней. Этого воззрения продолжает держаться наша богословская наука. Но и
 среди нее в последнее время начинают появляться мнения, склоняющиеся к
 другому воззрению на потоп, которое понимает его всемирность в
 относительном смысле, именно в смысле потопления лишь той площади земли,
 по которой успело расселиться человечество. Это воззрение все более
 прививается в западноевропейской богословской науке, и в пользу его
 высказываются такие авторитеты как профессор Рейш, автор известного
 сочинения "Bibel uud Natur", аббат Вигуру и др. И это воззрение,
 принимающее во внимание, между прочим, новейшие геологические
 исследования, нисколько не противоречит библейскому повествованию.
 Указанные библейские выражения вовсе не означают непременно всей полноты
 обнимаемого ими понятия, а суть своего рода гиперболы, имеющие своею
 целью сильнее запечатлеть нравственный смысл повествования. Эти
 выражения находят себе близкую параллель в таких изречениях, как: "все
 страны приходили в Египет к Иосифу покупать хлеб" (Быт. XLI, 57),
 "собрались в Иерусалим Иудеи из всех народов под небесами" (Деян. II,
 5), хотя это вовсе не значит, что у Египта во времена Иосифа покупала
 хлеб даже Америка, или в Иерусалиме во время праздника пятидесятницы
 были представители даже Австралии. Подобный род выражений был вообще
 свойствен древним народам Востока, и египтяне, напр., часто под словом
 "вся земля" разумели просто верхний и нижний Египет.
  Библейское повествование о потопе находит себе аналогию в преданиях
 других народов, у которых также сохранилась память о необычайной
 катастрофе, некогда погубившей первобытное человечество. Подобные
 предания, конечно не всегда полные и обстоятельные, распространены по
 всему земному шару. В ближайших к Палестине странах предание о потопе
 сохранилось с наибольшей ясностью. Халдейское сказание (частью уже
 известное по Берозу), открытое в 1872 г. английским ассириологом
 Джорджем Смитом в знаменитой ниневийской библиотеке Ассурбанипала, почти
 вполне соответствует библейскому рассказу. Предание собственно о потопе
 составляет 11-ю песнь большой эпопеи или так называемого "халдейского
 генезиса". Поэма найдена в трех копиях с обозначением, что они сделаны с
 древнейшего подлинника (от XVII в. до Р. Хр.) и, следовательно, свободны
 от посторонних влияний. Герой поэмы - Издубар, которому его предок
 Хазизадра, десятый из первобытных или допотопных царей (библейский Ной -
 десятый из первобытных патриархов), рассказывает о том, как он спасся от
 потопа. Когда боги решили погубить развращенный род человеческий, то бог
 воды Нуа или Эа повелел Хазизадре построить корабль в 600 локтей в длину
 (другие измерения неясны в тексте), взять с собой своих семейных, слуг
 мужских и женских, и все, что было необходимо для сохранения жизни на
 земле, и войти в этот корабль. В поэме подробно описывается, сколько
 пошло материала на построение подобного корабля, сколько запасено было
 провизии. Когда Хазизадра вошел в корабль, то начался потоп, полились
 дожди, продолжавшиеся шесть дней и шесть ночей, и всякая жизнь на земле
 погибла. Корабль остановился на горе Низир. В седьмой день Хазизадра
 открыл окно и выпустил голубя; но он, не найдя сухого места на земле,
 возвратился; возвратилась также и выпущенная им ласточка, но выпущенный
 затем ворон остался на трупах и тем дал знать о прекращении потопа.
 Совершенное по выходе из корабля жертвоприношение было угодно богам, и
 они обещали никогда впредь не губить человеческого рода потопом. За
 исключением некоторых деталей, можно сказать, что халдейский рассказ
 есть как бы другая редакция того же самого повествования, что и в
 Библии. Следы того же самого предания мы встречаем и у других народов.
 По индийскому преданию, Ману спасается от потопа на корабле, который он
 построил по предсказанию рыбы, и по выходе из корабля приносит жертву
 богам. По иранскому преданию, Йима спасается от потопа в огороженном
 саду на вершине горы, где вместе с ним спаслись и представители всего
 живущего на земле. Известие об окончании потопа принесено ему птицей
 каршиптой. В Китае существует предание, что родоначальник китайской
 цивилизации избег великого наводнения со своей женой, тремя сыновьями и
 тремя дочерями. В Греции было нисколько преданий этого рода; наиболее
 известны из них сказания о спасении от потопа Девкадиона и Пирры - в
 Фессалии, Огигеса - в Беотии.
  В Старом свете исключение представляют, по-видимому, египтяне, у
 которых не сохранилось прямого предания о потопе. Но при ближайшем
 исследовании оказывается, что и там существуют следы того же предания,
 хотя и в сильно измененном виде. Так как наводнение в Египте считалось и
 было в действительности благодеянием, потому что от него зависело все
 благосостояние страны, то предание о потопе в собственном смысле этого
 слова не находило там благоприятной для себя почвы и египетские мудрецы
 смеялись над греками, когда они рассказывали им о своем предании,
 называя их легковерными детьми. Тем не менее в Египте существовало
 параллельное предание, именно, что в первобытные времена развратившийся
 род человеческий наказан был язвой, истребившей всех людей, за
 исключением немногих лиц, сделавшихся родоначальниками нового
 человечества. Жертвоприношение спасшихся от язвы людей и обещание более
 не губить впредь человеческого рода вполне напоминают сказание о потопе.
 В Америке, именно в Мексике, предание о потопе весьма близко подходит к
 библейскому. Мексиканский Ной, Кокс-Кокс, спасся со своей женой на
 корабле; для удостоверения в состоянии земли он выслал коршуна, который
 не возвратился; но затем выпущенная колибри принесла ему ветвь с
 свежераспустившегося дерева, чем и засвидетельствовала об окончании
 потопа. Pyccкие исследователи констатировали существование подобного же
 предания у жителей Алеутских островов. У жителей островов Фиджи на
 Великом океане существует предание, что острова их вскоре после
 заселения были потоплены и все население погибло, за исключением восьми
 человек, спасшихся на двух барках, посланных им богами. Такая
 распространенность этого предания ясно свидетельствует, что в основе его
 лежит воспоминание о действительной мировой катастрофе. С вопросом о
 потопе тесно связывается и вопрос о первобытной колыбели послепотопного
 человечества. По библейскому повествованию, Ноев ковчег остановился на
 горах Араратских. Под горами Араратскими в данном случае разумеется вся
 группа Армянских гор. Но в самой же Библии колыбель послепотопного
 человечества относится к востоку от Месопотамии, между тем как Арарат
 лежит к северо-западу от нее. Так в книге Бытия (IX гл. 2 ст.) прямо
 говорится, что потомство Ноя "двинулось (очевидно с места остановки
 ковчега) с востока" на запад и нашло в земле Сеннаар (т.е. Месопотамии)
 равнину, где и поселилось. С этим библейским свидетельством согласно и
 халдейское предание, которое считает местом остановки корабля гору
 Низир. Эта гора географически определяется на основании одного
 клинописного документа. Именно, в одной из надписей, относящихся ко
 времени ассирийского царя Ассурназирпала, рассказывается о военной
 экспедиции этого царя, предпринятой им по направлению к горе Низир.
 Отправившись от Арбел, он переправился через реку Заб и в течение
 нескольких дней двигался на восток, пока не достиг горы Низир, положение
 которой, сообразно с этими данными, определяется приблизительно под 36°
 северной широты. В таком случае колыбель послепотопного человечества
 нужно полагать гденибудь в великой группе гор Среднеазиатской сплошной
 возвышенности, на что действительно и указывают предания всех народов.
 Там же нужно искать и происхождение самого названия Арарат,
 перенесенного позднейшим преданием в Переднюю Азию. Народы при своих
 переселениях обыкновенно переносят с собою и прежние имена, с которыми
 связываются дорогие для них воспоминания, и прилагают их к новым горам и
 рекам, которые они находят в местах своего нового поселения. Америка,
 напр., переполнена названиями городов, рек, гор и пр., буквально
 перенесенными из Старого света. То же самое случилось, быть может, и с
 названием Арарат. Обри утверждает, что гора, которую арийские народы
 считали священной колыбелью человечества и которую они указывали в
 группе гор Гиндукуш, первоначально называлась у них Ариарата -
 "колесница поклоняемых", "потому что около ее вершины, по их верованию,
 вращалась колесница семи браминских Магарши, семи персидских Амеша
 Цпентас, т.е. семи звезд Большой Медведицы". Это название Ариарата и
 есть источник названия Арарата, приуроченного переселившимися арийцами к
 высочайшей горе своего нового местожительства, которая раньше носила
 название Мазис (сохраняющееся у местных армян и доселе). Таким образом
 библейское сказание о первобытном Арарате. как лежащем к востоку от
 Сеннаара или Месопотамии, совпадает с преданиями и других народов. Ср.
 Ленормана, "Les origines de l'Histoire" (Париж, 1882, т. 1) и аббата
 Вигуру: "La Bible et les decouvertes modernes" (4 изд., 1884, т. 1).
  А. Л.
  Всенощное бдение, всенощная - церковное богослужение, совершаемое на
 воскресные дни и великие праздники, по уставу Церкви продолжающееся всю
 ночь. Составляется это богослужение из вечерни и утрени с первым часом,
 или из великого повечерия и утрени, между которыми полагается чтение из
 синаксаря, из апостольских деяний, либо из писаний отцов церкви. В.
 бдения ныне совершаются сокращенно, без чтения писаний отцов церкви, а
 В. бодрствование в строгом смысле, т. е. начинающееся с вечера и
 продолжающееся во всю ночь, соблюдается только в монастырях строгого
 устава. К обрядам праздничной всенощной относится и благословение хлебов
 (просфор), пшеницы, вина и елея (деревянного масла). Благословение
 хлебов - издревле установившийся обряд: посреди вечерни и утрени
 благословляли и раздавали для подкрепления бодрствующим хлеб и вино. В
 год полагается 52 воскресных бдения и 16 на другие праздники, но, по
 желанию настоятеля, их может быть и более. Недавно (1892), для
 ознакомления немцев с православным богослужением, протоиерей посольской
 церкви в Берлине Алексей Мальцев напечатал перевод всенощного бдения
 параллельно со славянским текстом: "Die Nachtwache oder Abend- und
 Morgengottesdienst der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes"
 (Берлин).
  Встречный иск (Widerklage, reconvention) - такой иск, который
 предъявлен ответчиком к истцу в том же судебном установлении, где самим
 истцом предъявлен иск к ответчику и начатое по требованию истца дело еще
 производится; при этом встречный иск составляет не опровержение
 требований истца, а самостоятельное требование, направленное ответчиком
 к истцу. Главнейшая особенность В. иска заключается в том, что
 подсудность его определяется подсудностью первоначального иска. При этом
 в основу кладется следующий принцип, выработанный еще в римском праве:
 лицо, которое перед судом требует от другого лица удовлетворения, само
 должно перед тем же судом дать этому другому удовлетворение, которого
 тот может потребовать. В силу этого принципа истец по первоначальному
 иску не может уже ссылаться на те правила о подсудности, которые
 ограждают исключительно интересы частных лиц, отступление от которых
 предоставлено воле тяжущихся и соблюдение которых для суда обязательно
 лишь по требованию ответчиков. Так, напр., истец по первоначальному иску
 не может предъявить против В. иска отвод на том основании, что его
 постоянное местожительство находится вне округа данного суда. Но
 указанного принципа недостаточно, чтобы парализовать те правила о
 подсудности, которые имеют в своем основании публичный интерес и
 соблюдение которых для суда обязательно, независимо от отводов со
 стороны тяжущихся. Так напр., в гражданском суде нельзя предъявлять во
 В. иске такого требования, которое подлежит рассмотрению духовного суда:
 предметом В. иска не может быть спор о праве на недвижимое имущество,
 расположенное в округе другого суда. Одним словом, в виде В. иска нельзя
 предъявлять такого иска, который, будь он предъявлен в качестве
 первоначального, суд ex officio обязан был бы не принимать к своему
 рассмотрению. Из этого общего правила сделано одно исключение. По ст. 39
 Устава гражданск. судопроизводства, мировой судья (тоже - и земский
 начальник или городской судья) прекращает у себя производство дела и
 предоставляет тяжущимся разобраться в окружном суде в том случае, если
 встречный иск, неразрывно связанный с первоначальным иском, по цене
 своей не подлежит его ведомству. В силу этого, окружному суду приходится
 рассматривать такой иск (первоначальный), который по цене своей подсуден
 мировому суду. Судебная практика обобщила это правило, предоставляя
 окружному суду вообще разбор таких В. исков, которые по цене своей
 подсудны мировому суду. Другими словами, в высшем суде может быть
 предъявлен такой В. иск, неразрывно связанный с первоначальным иском,
 который сам по себе подлежит ведению низшего суда. В. иск всегда
 предъявляется ответчиком к истцу. Если истцов и ответчиков несколько, то
 каждый ответчик или все вместе могут предъявить В. иск, как ко всем
 истцам, так и к каждому из них в отдельности. Третье лицо, привлеченное
 к делу по требованию кого-либо из тяжущихся, всегда ставится в положение
 ответчика и потому может предъявить В. иск к тому или другому из
 первоначальных тяжущихся. Если третье лицо добровольно вступает в дело,
 присоединяясь к истцу или ответчику в качестве пособника и не являясь
 самостоятельной стороною в процессе, то ни против него, ни им самим не
 может быть предъявлен В. иск; если же оно вступает в качестве
 самостоятельного истца, то против него может быть предъявлен В. иск.
 Встречный иск предъявляется для совокупного рассмотрения с
 первоначальным. Цель В. иска большею частью заключается в том, чтобы
 произвести зачет и тем уменьшить требования первоначального иска или
 даже совершенно погасить его; но в конечном результате может получиться
 отказ по первоначальному и присуждение по В. иску. Какой-либо связи
 между иском В. и первоначальным, по русскому праву, не требуется;
 поэтому, в одном производстве могут быть соединены самые разнообразные
 иски, напр., о взыскании долга за взятые на заводе вещи (первоначальный
 иск) и о взыскании убытков за неисполнение к сроку заказа (В. иск), об
 уничтожении арендного договора и об уничтожении данной на недвижимое
 имение и т.п. В видах предупреждения проволочек в судопроизводстве,
 закон определяет время предъявления В. иска. По нашему Уст. гражд.
 судопр., В. иск должен быть заявлен не позже, как в первой ответной
 бумаге, а если таковая не была подана, то в первом заседании по делу.
 Сенатом разъяснено, что ответной бумагой может быть признаваема такая
 бумага, в которой изложен ответ по существу дела, или такая, в которой
 таковой ответ, по закону, должен быть изложен (напр., отзыв на заочное
 решение окружного суда), а первым заседанием должно считаться то
 заседание, в которое ответчик, не подавая ответной бумаги, явился в
 первый раз и мог принять участие в словесном состязании. Но если первой
 ответной бумагой является апелляционная жалоба. то в ней В. иск не может
 быть заявлен, ибо высшая инстанция не может разбирать иска, который не
 был решен в низшей инстанции. По заявлении В. иска, доклад дела
 отсрочивается и ответчику может быть назначен срок от 3 до 7 дней для
 письменного изложения своего иска. Так как В. иск выходит за пределы
 простой защиты и состоит не в возражении против самостоятельного иска, а
 в особом притязании или иске, направленном против первоначального истца,
 то при предъявлении его вносится исковая пошлина. Если первоначальный
 иск почему-либо производством прекращен, то это не влечет за собою
 прекращения В. иска. Вопрос о том, допускается ли В. иск против
 встречного иска (rесоnventio reconventionis), является спорным в
 доктрине; русским законом он не предусмотрен. Ср. Kleinfeller, "Der
 Gerichtsstand der Widerklage in seiner geschichtlichen Entwickelung und
 Geltung nach der Civilprozessordnung des Deutschen Reichs" (Мюнхен,
 1882); Pollak, "Die Widerklage" (Лейпциг, 1889); Gamain, "Des demandes
 reconventionnelles et de la compensation judic. en droit franc" (1885);
 Иосилевич, "О встречных исках" ("Журн. гражд. и угол. права", 1885, №
 6).
  А. Я.
  Второе пришествие Христово. Иисус Христос неоднократно говорил о
 Своем втором пришествии на землю (Мат. 16, 27; 24, 27; 25, 31. Map. 8,
 38. Лук. 12. 40), о нем ясно учат и апостолы (1 Иоан. 2, 28; 1 Кор. 4,
 5; 1 Сол. 5, 2 - 6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все
 времена и вошло почти во все древние символы. По ясным указаниям Св.
 Писания, Церковь второе пришествие Христово признает чувственным и не
 смешивает, как делают иногда рационалистические толкователи, с
 какими-нибудь чрезвычайными, но тем не менее невидимыми посещениями
 Божими Церкви. По словам И. Хр., второе Его пришествие и будет видимо
 всеми, как внешнее (Мат. 24, 30; Map. 13, 26; Лук. 21, 27). И. Хр.
 придет на землю также видимо, как видимо вознесся на небо пред своими
 учениками (Деян. 1, 11). Второе пришествие И. Христа будет славным: Он
 явится не уничиженным сыном человеческим, как в первый раз, но как
 истинный Сын Божий, окруженный ангелами, служащими Ему (Мат. 24, 30; 16,
 27. Map. 8, 38. 1 Солун. 4, 16 и проч.). Это славное пришествие будет в
 то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир.
 И. Хр. и апостолы не только не указывают определенно на день и час
 второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека
 знать это (Мат. 24, 36; Деян. 1, 6 - 7; 2 Петр. 3, 10 и др.). Впрочем,
 они указали некоторые признаки этого времени, как то: распространение
 проповеди евангельской по всему миру, всем народам (Мат. 24, 14),
 оскудение веры и любви в людях (Лук. 18, 8. Мат. 24, 12) и явление
 антихриста. Брань антихриста с Церковью Христовой, по отеческому учению,
 будет продолжаться три с половиной года и с окончанием этого времени
 совпадет пришествие Христово.
  П. В.
  Вулкан (Vulcanus, он же Mulciber, т. е. плавильщик - божество огня и
 металлургии, по мнению Варрона, перешедшее к римлянам от сабинцев. Слово
 Vulcanus не имеет бесспорной этимологии в латинском языке. Культ В.
 первоначально был связан с человеческими жертвоприношениями. На это
 указывает известие Варрона, подтверждаемое другими писателями, что во
 время празднества вулканалий народ бросал живых рыб и других животных в
 огонь, принося их в жертву вместо человеческих душ. На антропофагический
 характер культа указывает также миф о сыне В., огнедышащем людоеде
 Какусе, который жил на Авентинской горе, в пещере, окруженной остатками
 пожранных им человеческих тел. - Древние римские писатели упоминают о
 супруге В., называя ее одни - Майей, другие - Майестой. Поэты золотого
 века, отождествляя В. с греческим Гефестом, сочетают его с Венерой. -
 Сынами В. от смертных женщин почитались римский царь Cepвий Туллий и
 основатель города Пренесты Цекул. - В Риме у Вулкана был очень древний
 храм, около которого собирались народные собрания. Жрец (flamen) В.
 принадлежал к низшему разряду жрецов и был из плебеев. Кроме упомянутых
 вулканалий В. было посвящено празднество 23 мая, тубилустрий (очищение
 труб, т.е. духовых инструментов, которые, как металлические, относились
 к его искусству), а также ему приносили жертвы на праздники тибрских
 рыбаков, 7 июня.
  Вл. Соловьев.
  Вундт - (Вильгельм Макс Wundt) - знаменитый немецкий психолог и
 физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой
 также психофизикой и физиологической психологией), родился в 1832 году в
 Баденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и
 Гейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии, а в 1864 г.
 сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в
 Лейпциг для занятия кафедры философии. Психофизика, которой посвящены
 важнейшие ученые работы В., имеет своей задачей определить точнейшим
 образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных
 психических состояний и соответствующим изменением физиологических

<< Пред.           стр. 217 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу