<< Пред. стр. 218 (из 1179) След. >>
раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, приневозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот,
навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его
сочинении о душе человека и животных), что психические и физические
процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия,
которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть
взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии - мышлении, и основном
телесном - протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той
же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда,
а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие
разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении
"System der Philosophic" мы находим следующие основные мысли: 1)
упомянутый спинозичесий взгляд: элементарным данным истинного познания
В. признает представление, которое есть вместе с тем и предмет
представления (Vorstellungsobject), т. е. такой модус действительного
бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом
протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему
познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных
состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума; а не
что-нибудь данное. По-кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или
трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное
познание (Wahrnehmungserkenntniss), в котором В., по следам Канта,
различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму,
представляемую пространством и временем; этою низшей ступенью познания
ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень - рассудочное
познание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которые
обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления:
расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя
зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей
ступени - в разумном познании (Vernunfterkenntniss) наше мышление
переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух
направлениях - абсолютной целости (Tolalitat) и абсолютной
(элементарной) единичности; отсюда происходят космологические,
онтологические и психические идеи, которые В. частью признает, как
гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное
всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в
смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании
В. переходит иногда в позитивистический эмпиризм: философия признается
лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собою
(освобожденных от противоречий); забывая допущенное им различие между
формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме
того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому
присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент:
отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только
процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только
духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная,
создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука,
искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные
элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой
центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит
только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора:
бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет для
В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма
относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов
философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест.
Заслуживает внимания последний труд В.- большая весьма обстоятельная и
(сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в
издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты
гипнотического внушения автор старается освободить их от всяких мнимых,
как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так
называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно
отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий
гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить
эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.
Сочинения Вундта: "Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmungen"
(Лейпц., 1862); "Vorlesungen uber die Menschen- und Thierseele" (Лейпц.,
1863; русск., перев. Е. Кемни-ца, Спб., 1865); "Lehrbuch d. Physiologie
d.Menschen" (1865, 4 изд., 1878): "Die physika-lischen Axiome und ihre
Beziehung zum Causalprincip" (Эрланген, 1866); "Untersuchungen zur
Mechanik d. Nerven und Nervencentren> (1871); "Grundzuge der
physiologischen Psychologie" (Лейпц., 1873-74; 3-е изд. 1887;франц.
перев. Е. Ronvier, Пар., 1887; русск. перев. Кандинскаго, Москва, 1880);
"Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart" (Лейпц., 1874;
русск., перевод в "Знании", 1876, 10); "Einfluss der Philosophie auf die
Erfahrungswissenschaften" (Лейпц., 1876); "Der Spiritismus" (Лейпц.,
1879); "Logik" (Штуг., 1880- 83); "Essays" (Лейпц., 1885): "Ethik"
(Штутг., 1886, русск., перев. в "Русск. Богат.", 1887-88); "System der
Philosophie" (Лейпц., 1889); "Philosophische Studien" (с 1881 -сборник
статей Вундта и его учеников).
Литература о В.: Henri Lachelier. "La Theorie de connaissance de
Wundt" ("Revue philosophique", 1880, X); J. Baumann, "Wundt's Lehre vom
Willen u. sein animistischer Monismus" ("Philosoph. Monatsh." 1881); O.
Flugel "Ueber Wundt's Erkenntnisslehre" ("Z. f. Exacte Phil." XII,
1883); H. Lachelier, "Les lois psychologiques dans l'ecole de Wandt"
("Revue phil." XIX, 1885); Achelis, "Wandt's Philosophie" ("Z. f. Phil.
u. philos. Kritik", 1887); его же, "W. Wandt" ("Nord u. Sud", 1887); А.
Бао, "Нравственные воззрения Вундта" (вып. I, Воронеж, 1889); "Идеал
новейшей этики" ("Вопросы филологии и психологии", кн. 7); "Логическая
теория Вундта" ("Русское Богатство", 1884); Л. Оболенский, "Система
философии В." ("Русское Богатство", 1889); А. Волынский, <Заметка об
этике Вундта"("Северный вестник", 1889); его же, "Наука и философия",
критический обзор главнейших произведений В." ("Северный Вестник",
1890); Г. Челпанов, "Общие результаты психометрических исследований
лейпцигской психологической лаборатории и их значение для психологии"
("Русская Мысль", 1889); Я. Колубовский, "Психологическая лаборатория
В." ("Русское Богатство", 1890).
Вл. Соловьев.
Вход Господень в Иерусалим - событие из последних дней земной жизни
Иисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы
богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со
всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от
прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о себе,
как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его
царственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высоко
ценилось и ценится на Востоке. В. произошел 9 нисана. Ученики, чтобы
выразить свое высокое почтение к своему Учителю, сняли с себя плащи и
сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу
свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это
было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествие
двинулось чрез гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117
псалма): "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!
Осанна в вышних!" Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо и
громко зарыдал (eklausen, по выражению евангелистов) при мысли о гибели,
ожидающей город (Ев. от Луки, XIX, 42 - 44). Торжественная встреча
Христа возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ее
устройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети ученикам
твоим!" Христос, пользуясь обычным в Иудейской литературе выражением,
отвечал им: "Если они умолкнут, то камни возопиют". Когда шествие
приблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен был
необычайным волнением. - "Кто это?" - спрашивали жители, и приверженцы
Христа восторженно отвечали: - "Это Иисус, пророк из Назарета
Галилейского". По обычаю, Христос направился к храму и там дети,
вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: -
"Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили Его внимание
на это, то Он отвечал им: - " Разве вы никогда не читали: из уст
младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". Событие это празднуется в
так называемое вербное воскресенье. Ср. Иннокентия, "Последние дни жизни
Иисуса Христа"; Фаррара, "Жизнь Иисуса Христа"; Дидона, "Иисус Христос"
(оба сочинения имеются на русском языке).
А. Л.
Праздник входа в Иерусалим Спасителя, в неделю цветную (вербное
воскресeниe), совершался в Москве особенно пышно в XVI веке. Крестный
ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, к
собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончании
установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и
начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и
крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными
цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.); самые великолепные деревья
были при патриархе Иоакиме, работы немецкой и стоили несколько сот
тогдашних рублей. Патриарх сидел на осляти, которое вел за узду царь, в
одежде и регалиях первого наряда. По возвращении крестов к Успенскому
собору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г.
обряд этот был ограничен, а с кончиною патриарха Адриана совсем
прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы,
для раздачи в Успенском соборе.
Вши (Pediculina) - подпорядок отряда бескрылых насекомых (Aptera).
Вши - маленькие, лишенные крыльев насекомые с коротким, втяжным,
мясистым хоботком и широкими режущими, заостренными щетинками, с неясно
расчлененной грудью и с 7 - 9-членистым брюшком, паразитирующие на
наружных частях тела млекопитающих. Их широкое, сплюснутое,
продолговато-круглое бескрылое тело имеет большею частью сероватый цвет;
грудь их неясно отделяется от брюшка; но голова весьма резко
разграничена, шарообразна или яйцевидна; у одних она сзади сужена в виде
шеи; а у других задняя часть ее широка и прямо прилегает к первому
грудному членику. На голове находятся короткие, нитевидные,
пятичленистые сяжки; два простых глазка, и колющие ротовые органы,
состоящие из мясистого хоботка, снабженного крючочками и подпираемого
двумя хитиновыми палочками, и из полого выдвижного колющего шипа
(вероятно, срощенные верхние и нижние челюсти); сам хоботок есть
сращение верхней и нижней губ. Грудь мала; членики ее не ясны. У вшей,
как и у всех насекомых, три пары ног, прикрепляющихся к груди; лапка их
двухсуставчатая; последний членик ее крючкообразный, снабжен одним
коготком, который может пригибаться к первому членику лапки. Брюшко
широкое, 7 - 9 членистое. В. - весьма сильные насекомые, с хорошо
развитыми мускулами, в особенности груди и конечностей. Их нервная
система состоит из головного мозга и из брюшной цепи, образуемой тремя
весьма близко прилегающими друг к другу узлами. Пищеварительные органы
состоят из пищепровода, большого двулопастного желудка, тонкой и толстой
кишки, оканчивающейся на заднем конце тела в порошицу. У начала тонкой
кишки с каждой стороны находится по два мальпигевых сосуда. Кровеносная
система не представляет никаких особенных отличий и состоит, как и у
всех насекомых, из трубчатого сердца, лежащего на спине и сообщающегося
с коротенькой аортой. Дыхательная система со стоит из трубочек -
дыхательных трубочек или трахей, - анастомозирующих и разветвляющихся по
всему телу и сообщающихся с дыхальцами, расположенными по бокам брюшка и
груди. Мужские половые органы представляют два семенника, два
семяпровода, соединяющиеся в семяизвергательный канал, который
оканчивается в penis. К семяизвергательному каналу присоединяются
выводные протоки двух придаточных железок (слизеотделительные железы).
Женские половые органы состоят из двух яичников, двух яйцепроводов,
открывающихся во влагалище, к которому присоединяются две
слизеотделительные железы и канал одного большого семяприемника. Самцы
В., встречающееся гораздо реже самок, меньше и стройнее последних и
имеют более явственную голову. Вши вообще имеют незначительную величину
- от 0, 8 до 4, 5 мм. длины. Окраска - беловатая, серая, желтоватая,
бурая. В. живут на теле человека и различных млекопитающих и питаются их
кровью. У некоторых млекопитающих бывает по нескольку различных видов
В., напр. у быка 2 вида, у человека - 3. Всего охотнее В. держатся на
густо покрытых волосами частях тела, и присутствие их обнаруживается
зудом, который вызывают их уколы и ползание. Оплодотворенная самка
прикрепляет свои яички (гниды) к волосам хозяина. Молодые вылупляются из
яиц совершенно похожими на родителей и развиваются без превращения,
подвергаясь трем линькам. Размножение В. идет довольно быстро. Левенгук
показал, что одна самка вши платяной в короткое время может произвести
5000 молодых В.. которые могут размножаться уже через две недели по
вылуплении. Известно 4 рода и около 30 видов.
Род вошь (Pediculus) имеет пятичленистые сяжки, 7-членистое брюшко,
шееобразно утонченную заднюю часть головы и удлиненное брюшко. Вошь
головная (P. capitis). Самец имеет 1 - 1, 5 мм., самка - 1,8 - 2 мм.
длины. Пепельно-серого цвета; брюшко яйцевидное, с буроватыми краями
члеников. По наблюдениям Муррея, окраска ее изменяется соответственно с
цветом кожи той человеческой расы, на которой она живет. Самка кладет до
50 грушевидных яиц, из которых через 6 - 8 дней вылупляется молодь.
Молодые через 18 дней становятся вполне взрослыми. Вошь платяная (P.
vestimenti) имеет 2 - 3, 5 мм. длины; самцы меньшие; грязно-белого или
бело-серого цвета. Брюшко удлиненное, покрытое редкими волосками. Живет
на маловолосистых или голых местах шеи, затылка и туловища человека.
Яйца откладывает в складки и швы белья.
Род кровохлебка (Haematopinus) имеет пятичленистые сяжки, 8 -
9-членистое брюшко, голову без шееобразного сужения; грудь явственно
отделена и уже брюшка. Известно около 15 видов, паразитирующих на
различных млекопитающих, преимущественно копытных. Кровохлебка свиная
(Н. suis) имеет от 3 до 4, 5 мм. длины; буро-желтого цвета; голова очень
удлиненная, край передней и задней части головы темно-бурый; брюшко
буро-желтое, серое или бурое; широкое. Паразитирует преимущественно на
задних ногах свиней. Кровохлебка бычачья (Н. eurys ternus) имеет 1, 5
мм. длины, блестящего бурого цвета. Голова короткая, спереди
округленная; ширина груди более ее длины; брюшко яйцевидное, сероватое.
На рогатом скоте преимущественно на голове и на шее. Кровохлебка собачья
(Н. piliferus) имеет 2 мм. длины голова и грудь желтые или буро-желтые;
брюшко желто-серое или светло-желтое, снизу густо покрытое
бледно-желтыми волосками. Род плащица (Phthirius). Сяжки пятичленистые.
Брюшко 6-членистое; второй членик его, образуемый слиянием 3 члеников,
имеет 3 дыхальца; грудь гораздо шире головы и почти не отделяется от
брюшка. Брюшко короткое и широкое. Передние лапки одночленистые. Плащица
лобковая (Phthirius inguinalis s. pubis) серо-желтого или серо-белого
цвета. Самец имеет 0,8 - 1 мм., самка до 1, 5 мм. длины. Паразитирует на
лобке, груди, под мышками, в бороде и бровях у человека. Род Pedicinus
имеет трехчленистые сяжки; брюшко 9 членистое, эллиптическое; все ноги
равной длины. Phthirius eurygaster красноватого цвета. Паразитирует на
некоторых обезьянах.
Вшей прежде относили, а некоторые и теперь относят к отряду
полужестококрылых (Hemiptera), но большинство соединяет их вместе с
мехоедами (Mallophaga) в отряд бескрылых.
Литература. Важнейшая литература о В.: Landois, "Untersunchungen uber
die auf dem Menschen schama rotzenden Pediculinen" ("Zeitschrift f.
wiss. Zool. ", Bd. XIV, 1864 и Bd. XV, 1866), Brull, "Zur feineren
Anatomie der Lause" ("Wiener med. Wochenschr." 1866); Piaget, "Les
Pediculines" (Лейден, 1884); Strobelt, "Anatomie und Physiologie von
Haematopinus tenuirostris" (Дюссельдорф, 1882).
Э. Брандт.
Вывих (luxatio) кости. - такое повреждение, когда одна из костей
подвижного сустава выходит из суставной сумки и, не приходя в свое
естественное положение, остается в частях, окружающих сустав. Причиной
вывиха в огромном большинстве случаев является механическое насилие,
причем для разрыва суставной сумки, связок и разъединения концов костей
требуется большая сила. Вывихи, все-таки, наблюдаются реже, чем другие
травматические повреждения, напр. переломы костей, ушибы и растяжения. В
петербургских городских больницах за пять лет (1886 - 90 г.) было
пользовано от вывиха 837 лиц обоего пола, а от перелома костей
(fractura) 3295 обоего пола, от растяжения 627 обоего пола (см.
"Статистический Ежегодник, Спб." за 1886 - 90 гг.) Наичаще вывихам
подвергаются суставы конечностей, как наиболее подвижные и наиболее
подвергающиеся внешним влияниям. Случаи вывихов наичаще происходят при
производстве тяжелых работ, при падении с высоты; по этой причине они
встречаются чаще у мужчин, чем у женщин (по данным петербургских больниц
на 274 мужчины пришлось 63 женщины); у лиц среднего возраста чаще, чем у
детей и стариков. Кроме травматического внешнего насилия, вывихи
происходят (но чрезвычайно редко) еще самопроизвольно при сильных
мышечных сокращениях, например, при судорогах в эклямпсии, при
уремических припадках и т.д. К самопроизвольным вывихам могут быть
отнесены и вывихи, наблюдаемые при болезненных поражениях сустава и
окружающих его частей (водянка сустава, туберкулезные, фунгозные,
кариозные процессы и т.д.). Наблюдаются еще В. врожденные (luxationes
congenitae), главным образом в тазобедренном суставе; причина их - или
неправильное анатомическое развитие, или разные болезненные процессы в
самом начале жизни ребенка.
Смотря по характеру В., изменения в суставе представляются
различными. При вывихах от внешнего насилия всегда имеется разрыв
суставной сумки; конец вывихнутой кости, выходя из сустава, разрывает
окружающие сустав ткани, вызывает иногда обильное кровотечение, и
случается, что разрыв тканей бывает полный, и конец кости выпячивается
наружу. Пострадавшие ткани воспаляются, находящаяся в них кость,
вызывает в клеточных элементах сильное раздражение, возбуждает
жизнедеятельность, и в результате - вокруг кости последовательно
образуется настоящая волокнисто-соединительная ткань. При длительном
вывихе вокруг кости вырастает как бы новая суставная сумка из
волокнистой ткани, которая затем настолько уплотняется, что кость
приобретает возможность двигаться, находя в ней опору; в конце
вывихнутой кости, в головке, происходят также значительные изменения, и
образуется так называемый "ложный сустав". Скорое вправление В. и
восстановление нормальных условий сустава представляется, в виду
вышеуказанных условий, делом чрезвычайно важным. Иногда, и при недолго
продолжавшемся вывихе, он легко повторяется; получается наклонность к
так называемым привычным вывихам. Общие признаки В. следующие; изменение
в форме сустава, значительное затруднение и даже полная невозможность
активного движения, сильная боль, припухлость окружающих сустав частей,
иногда кровоподтеки. Пораженный сустав оказывается, обыкновенно, толще и
шире, чем здоровый; на нем видны углубления и выступы там, где на
здоровом суставе их нет. Вывихнутая конечность то короче, то длиннее,
смотря по смещению конца кости; положение и направление конечности также
изменяется.
В случаях сложных, когда вместе с вывихом имеется перелом кости, или
ушиб с сильной припухлостью или напряжением мышц и т. п., определить В.
удается не легко. Главными при распознавании отличительными признаками
В. от перелома являются крепитация, т.е. шум, образующийся при трении
друг об друга концов переломанных костей, и ненормальная, легкая