<< Пред.           стр. 234 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 образующей своеобразный ряд соединений и способной существовать
 отдельно. Отсюда родилось понятие о радикале (сложной группе), которое
 составляет основано современного учения о строении углеродистых
 соединений. Работы над образованием эфиров, над брожением, над
 исследованием серновинной кислоты, винной кислоты и другие увеличили
 запас сведений об этих предметах. Вместе с Либихом Г.-Л. открыл гремучую
 кислоту, получившую впоследствии такое важное значение в пиротехнике.
 Эта же работа послужила поводом к усовершенствованию анализа
 органических соединений. Но особенное значение в вопросе о составе
 органических соединений имел открытый Г.-Л. закон объемных отношений в
 газообразном состоянии. Г.-Л. показал, как можно контролировать данные
 анализа, опираясь на этот закон и зная плотность пара исследуемого
 соединения. Чрезвычайно важные услуги оказал Г.-Л. технике
 усовершенствованием в фабрикации серной кислоты, исследованием селитры и
 пороха, особенно же изобретением простых и точных аналитических методов
 для определения достоинства сырых материалов и продуктов техники.
 Благодаря введенной им колонне (башня Г.-Л.), фабрикация серной кислоты
 сделалась гораздо экономичнее и заводы серной кислоты перестали
 отравлять воздух вредными газами. Г.-Л. придумал методы алкалиметрии,
 ацидиметрии и хлорометрии. Его объемный способ определения серебра и
 теперь применяется во всех монетных дворах. Работы его дали могучий
 толчок химии, возбудив интерес к отысканию точных количественных
 отношений, управляющих химическими явлениями. Труды Г.-Л. помещены
 большею частью в "Annales de chimie et de physique", которые он с 1815
 по 1850 г. издавал в сообществе с Араго. Много отчетов об исследованиях
 Г.-Л. помещено в "Comptes Rendus" парижской акад.. Отдельные издания:
 "Memoires sur l'analyse de l'air atmospherique" (1804, вместе с
 Гумбольдтом), "Recherches physicochimiques faites sur la pile" (1811,
 вместе с Тенаром), "Instruction pour l'usage de l'alcoolometre
 centesimal" (1824), "Instruction sur l'essai de chlorure de chaux"
 (1824), "Instruction sur l'essai des matieres d'rgent par voi humide"
 (1833), "Cours de physique" (1827), и "Lecons de chimie" (1828).
  По своему характеру Г.-Л. представлял необыкновенно цельную и
 законченную натуру. Искренность, прямота, необыкновенная настойчивость в
 достижении раз намеченной цели - вот выдающиеся черты характера Г.-Л.
 Строгий к другим и к самому себе, Г.-Л. подкупал своею прямотою и своих
 противников. Случайная встреча его с Гумбольдтом произошла вскоре после
 резкой критики Г.-Л. (тогда еще начинающего ученого) эвдиометрических
 исследований Гумбольдта. Несмотря на это, после короткого разговора с
 Г.-Л., Гумбольдт предложил ему свою дружбу и вскоре оба ученые произвели
 совместно знаменитую эвдиометрическую работу, в кот. дан был первый
 образчик простых отношений в газообразном состояли для случая
 образования воды. По поводу своего участия в этой работе Гумбольдт
 заявил, что они работали вместе, но теоретический смысл полученных
 результатов раскрыть был исключительно проницательностью Г.-Л. Они
 совершили продолжительное научное путешествие с научной целью по Европе
 и дружеские их отношения не прерывались до конца. Замечателен поступок
 Г.-Л. по отношению к одному из профессоров Политехн. школы, которому
 угрожала потеря профессуры за подпись в пользу Наполеона во время Ста
 дней. Г.-Л. открыто заявил, что в таком случае должны начать с него, ибо
 он подписал тот же акт; товарищ был спасен. В работе Гей-Люссак не щадил
 себя. Первый раз работая с большими количествами калия (в 1809). Г. так
 сильно поранил глаза, что почти год мог выносить только свет ночника и
 всю жизнь его глаза оставались красными и слабыми. Настойчивость и
 замечательную смелость обнаружил Г.-Л. своими воздушными путешествиями.
 Первый раз он поднялся на аэростате вместе с Био в 1804 г. Малые размеры
 шара не позволили молодым ученым подняться выше 4000 метр., а вращение
 шара мешало произвести магнитные наблюдения. Поэтому Г.-Л. решился
 вскоре подняться один, достиг высоты 7016 метр.,. произвел ряд важных
 наблюдений над температурой и влажностью воздуха, над колебаниями
 магнитной стрелки, и благополучно спустился, сохранив пробы воздуха с
 высоты 6600 метр. Всегда серьезный и сдержанный, Г.-Л. был способен к
 порывам искренней веселости. Ученики видели его не раз в лаборатории
 пляшущим в калошах (лаборатория помещалась в подвале) после удачного
 опыта. Г.-Л. был чужд политических партий; в палате депутатов и в палате
 пэров он выступал на кафедре только тогда, когда затрагивались вопросы,
 связанные с научными исследованиями. Д. Коновалов.
  Гейне (Генрих Heine) - великий нем. поэт, по происхождению еврей, сын
 купца Самсона Гейне, род. 13 декабря 1798 г. в Дюссельдорфе на Рейне.
 Значительное влияние на его умственное и нравственное (но не на
 поэтическое) развитие имела его мать, женщина очень образованная,
 восторженная последовательница Ж. Ж. Руссо и всех рационалистических
 учений XVIII в.; разработкою же своих поэтических задатков и склонности
 к умственной работе ребенок Г. был главным образом обязан своему дяде по
 матери, Симону Гельдерну, страстному библиоману, который предоставил в
 полное распоряжение племянника свою богатую библиотеку, а фантастической
 романтической обстановкою своего домашнего быта сильно действовал на его
 воображение. Когда Г. вступил в дюссельдорфский лицей, в нем начали
 развиваться, несмотря на ранний возраст, семена скептицизма - под
 влиянием лекций по философии Шалмейера, господства в ту пору в
 Дюссельдорфе скептического духа XVIII века и религиозного индиферентизма
 родителей поэта. Очень важное место в истории его умственного развития
 должно быть отведено и французскому, вследствие господства Наполеона над
 Германией, влиянию, "тесному общению с подвижными и смелыми элементами
 франц. национальности". Также рано начал обнаруживаться нравственный
 строй Г. - его замкнутость, углубление в себя, естественная и умышленная
 двойственность, выражавшаяся чрезвычайною мягкостью дущи, с одной
 стороны, и совершенно противоположными свойствами, с другой; к этой же
 поре относится и начало целого ряда его любовных увлечений, важных
 потому, что они нашли себе высоко-поэтическое отражение в его
 писательской деятельности. По выходе Гейне из лицея, отец поместил его в
 одну из франкфуртских банкирских контор, для изучения вексельного дела,
 а затем приказчиком в бакалейный склад. Понятно, что будущий поэт
 отнесся к этим занятиям с крайней антипатией и через два месяца бежал
 домой; но отец тотчас же препроводил его, с теми же торговыми целями, в
 Гамбург, к дяде Генриха, Соломону Гейне, тамошнему финансовому тузу;
 благодаря его содействию, Генрих завел комиссионерскую контору,
 просуществовавшую недолго. Первым стимулом поэтической деятельности
 послужила для Г. несчастная любовь к кузине Амалии, отразившаяся в
 первом сборнике его произведений: "Traumbilder". Убедившись в отвращении
 юноши к торговой профессии, родители решили отдать его в унив., по
 юридическому факультету, и благодаря поддержке Соломона Гейне, он в 1819
 г. очутился в Бонне, где в ту пору профессорами были Макельдей,
 Миттермайер, Август Шлегель. Мало занимаясь юридическими науками, Г. тем
 сочувственнее относился к лекциям истории, истории литературы и
 эстетики, и особенно любил и уважал Августа Шлегеля. Шлегель в сильной
 степени развил в нем и без того не чуждый ему романтизм, уяснил ему
 значение Шекспира, ближе познакомил его с Байроном. Под этими
 впечатлениями создалось тогда у Г. много чисто-лирических "песен" и
 начата трагедии "Альманзор". Пробыв в боннском унив. менее года, он
 перешел в геттингенский, где, за весьма немногими исключениями,
 господствовал бездушный педантизм, давили богатую пищу сатирической
 наблюдательности Г. и его пессимистическому настроению. Четырнадцать
 месяцев спустя, он переселился в Берлин (1821). Пребывание в Берлине,
 несмотря на усиливавшуюся тогда политическую реакцию, очень благотворно
 повлияло на него, благодаря близким сношениям с интеллигентными и
 литературными кружками (Рахили Варнгаген фон-Энзе, где господствовал
 культ Гете, и баронессы Гогенгаузен, где преклонялись перед Байроном) и
 берлинскому университету, во главе светил которого (Ганс, Бопп, Вольф)
 стоял Гегель. Сделавшись тотчас же горячим гегельянцем, энергически
 участвуя в либеральном "Обществе культуры и науки еврейства", и в то же
 самое время подрывая свое здоровье чувственными наслаждениями, Гейне
 вместе с тем постепенно выступал и на литературное поприще. В конце 1821
 г. появились в печати отдельной книгой прежде помещенные в журналах, с
 добавлением новых, стихотворения, в которых автор заявил себя
 романтиком, певцом любви и поэтом в народном духе. Они встретили
 восторженный прием в публике и печати. За ними, в начале 1823 г.,
 последовали трагедии "Альманзор" и "Ратклиф", и сборник чистолирических
 стихотворений "Lyrisches Intermezzo", закрепивших его славу. Ему
 приходилось, однако, не мало терпеть от клеветы и инсинуаций, за смелое
 отношение к многим традиционным вопросам религии, морали и нравов (в
 "Альманзор"). Это тяжело отзывалось и на его материальном положении, так
 как недоброжелатели выставляли его в дурном свете пред дядею Соломоном,
 на счет которого он жил тогда. Ко всему этому присоединилась сильная
 нервная болезнь. В тяжелом настроении уехал он, для окончательного
 приготовления к выпускному экзамену и сдачи его, снова в ненавистный ему
 Геттинген (1824). Осенью этого года он совершил по Гарцу и Тюрингии
 путешествие, плодом которого была первая часть "Путевых Картин"
 (Reisebilder). Весною 1825 г. он получил степень доктора юридических
 наук; за месяц до этого он перешел в лютеранство. После кратковременного
 пребывания в Нордернее, давшего поэту богатый материал для будущего
 цикла стихотворений: "Северное море", он переехал в Гамбург, где его
 ждал целый ряд неприятностей от людей противодействовавших его стараниям
 добыть себе возможно большее обеспечение от богатого дяди; и сам он,
 впрочем, действовал во многих случаях не совсем безупречно. Тогда же он
 выпустил в свет 1-й том "Путевых Картин" ("Путешествие на Гарц",
 "Возвращение на родину", "Северное море" и несколько мелких стихотвор.),
 имевший громадный успех, но подвергнувшийся запрещению в Геттингене, а
 потом и во многих других городах Германии. Еще более сильное действие во
 всех лагерях произвел вышедший скоро после того 2 т. "Пут. Карт. ",
 восторженно встреченный публикой и частью критики, и запрещенный в
 Ганновере, Пруссии, Австрии, Мекленбурге и большинство мелких
 государств, при чем и лично против автора, по-видимому, готовились
 принять такие меры, что Г. счел благоразумным уехать на время в Лондон.
 По возвращении оттуда он прожил несколько времени снова в Гамбурге, где
 выпустил, под общим заглавием "Книги Песен", полное собрание написанных
 и напечатанных им до того времени стихотворений. Вследствие
 стеснительных денежных обстоятельств, а также желая испробовать свои
 силы в качестве писателя политического, Г. принял предложение Котты
 редактировать в Мюнхене газету "Politische Annalen" и переехал туда в
 конце 1827 г. Редакторство его продолжалось всего полгода, обнаружив
 непригодность его для такого дела, и он отправился путешествовать по
 Италии, по возвращении откуда в Берлин выпустил в свет 3 т. "Пут. Карт."
 ("Путешествие от Мюнхена до Генуи" и "Луккские воды"), который тотчас же
 был запрещен в Пруссии. В видах личной безопасности Г. уехал из Берлина,
 поселился на время в Гамбурге, для поправления здоровья ездил в
 Гельголанд, и здесь получил глубоко взволновавшее его известие об
 июльской революции 1830 г. Сопоставление надежд, вызванных этим
 событием, с современною немецкого действительностью послужило для него
 поводом к выпуску "Дополнения к Путевым Картинам" и очень резкой статьи
 "Кальдорт о Дворянстве" и усилило давнишнее желание его переехать в
 Париж. Сюда прибыл он в мае 1831 г. и принялся за корреспонденции из
 Парижа в "Allgemeine Zeitung". Они создали ему очень странное положение
 относительно различных политических партий: лишенный необходимых для
 истинного публициста свойств, он беспрестанно давал повод обвинять его в
 шаткости политических убеждений. По настоянию австрийской дипломатии,
 Котта прекратил печатание корреспонд., но Г. издал все. прежде
 напечатанное, отдельной книгой: "Французские Дела", снабдив ее таким
 резким предисловием, которое навсегда уничтожило для него возможность
 возвращения в отечество. За этим последовали работы в ином роде,
 писавшиеся пофранцузски для парижских журналов и затем переводившиеся
 автором на немецкий язык: "Романтическая Школа", "К истории религии и
 философии в Германии", "О Германии" и др.; производительность же
 поэтическая оскудевала и почти единственным плодом ее за этот период был
 сборник цинично чувственных стихотворений: "Парижские Женщины".
 Усилившееся гонение "Молодой Германии", избравшей своими вождями Берне и
 Гейне, тяжело обрушилось на последнего в отношении материальном и
 нравственном. Нужда, которую он испытывал, увеличилась еще больше
 благодаря его связи, а потом и браку с Евгенией Мира (Матильда),
 женщиною очень бестолковою; заметно ухудшилось и здоровье поэта,
 появились зловещие нервные припадки. Под влиянием этих обстоятельств
 написаны им книга "О Берне" - весьма неблаговидный в некоторых
 отношениях памфлет; поэма. "Атта Тролль" (1842), резко осмеивавшая
 односторонние крайности тогдашней немецкой политической поэзии; "Новые
 Стихотворения" (1844), запечатленные уже мрачным пессимизмом, и поэма
 "Зимняя Сказка", в которой с беспощадным, часто даже циническим
 остроумием заклеймена господствовавшая тогда в Германии смесь
 средневекового феодального порядка и "квасного" патриотизма. Понятно,
 что она была подвергнута строгому запрещению во всех городах Пруссии,
 причем начальству всех пограничных городов было предписано арестовать
 автора, где бы он ни появился. Жестоким ударом для Г. явилось и то, что
 умерший дядя его Соломон завещал ему всего 8 тыс. фр., а единственный
 наследник старика, Карл, отказался выплачивать, ту пенсию, которую
 покойный словесно обязался выдавать поэту во все продолжение его жизни,
 а жене его - в половинном размере после его смерти, но о которой в
 завещании не было упомянуто. Это столкновение хотя и окончилось тем, что
 Карл согласился выплачивать пенсию, получив от поэта письменное
 обязательство за себя и своих наследников никогда не выпускать в печать
 ни одной строки, оскорбительной для семейства Г., но оказало на здоровье
 поэта самое пагубное действие, открыв собою последний и страшный период
 его жизни. Старая болезнь пошла вперед исполинскими шагами; в мае 1848
 г., он, полуслепой, полухромой, в последний раз вышел из дому на
 прогулку, и с тех пор уже до самой смерти остался прикованным к своей
 "матрацной могиле", как называл он те 12 матрацев, на которых лежал.
 Ужасные страдания, не мешали ему однако, сохранить удивительную мощь
 духа, необычайную ясность и крепость мышления, выразившуюся в нескольких
 прозаических произведениях ("Боги в изгнании", "Стихийные духи",
 "Признания" и др.), а главное - в стихотворениях, составивших циклы
 "Романсеро", "Лазарь" и "Последние стихотворения", которые сам автор
 назвал "Жалобою, выходящею как бы из гроба". Пессимизм и отчаяние дошли
 здесь до последнего предела. К этому же времени относится и окончание
 его "Мемуаров", из которых была напечатана, после смерти вдовы, только
 часть, ничтожная в количественном и не особенно важная в качественном
 отношении. Окруженный попечениями жены, согретый незадолго до смерти
 внезапно вспыхнувшею в нем любовью к Камилле Сельден, которую он
 обессмертил в нескольких стихотворениях под именем "мушки", продолжая,
 вместе с тем, испытывать невыносимые физические страдания, поэт
 мучительно доживал последние дни. Еще 13 февраля 1856 г. он писал шесть
 часов сряду (свои мемуары); 16-го, после обеда, сказал: "бумаги и
 карандаш", но то были последние слова его; началась мучительная агония,
 и 17 февр. Г. не стало. Он похоронен на Монмартрском кладбище; над
 могилою жена его поставила памятник. на плите которого вырезаны всего
 два слова: "Henri Heine". Как человек, Г. и по своей натуре, и в
 качестве типичнейшего представителя одного из главных течений того
 времени (байроновского), представляется существом, в котором соединялись
 самые вопиющие противоположности: с высоким нравственным достоинством
 совмещалось много суетного и мелочного. В общему однако, Г. остался
 непоколебимо до конца жизни благородным человеком и гражданином. Что
 касается до Г., как писателя, то центр тяжести его деятельности,
 конечно, в поэзии; но и значение его, как публициста и критика, отнюдь
 не может быть признано маловажным. Правда, органические свойства его
 натуры, как человека, а главное - как. поэта, мешали ему в статьях
 политических быть последовательным в частных, касавшихся того или
 другого отдельного вопроса, взглядах и мнениях; но в основных воззрениях
 своих он оставался всегда неизменным, и сущность этих воззрений выразил
 как нельзя лучше он сам, когда назвал себя "храбрым солдатом в войне за
 освобождение человечества". Как критик литературный, Г. стоит еще выше
 Г. публициста; под блестящею легкою формою, иногда переходящею даже в
 некоторого рода фривольность, под смесью научной серьезности в
 фельетонной шутливости, во всех критических, философских и т. п. статьях
 Гейне столько глубокого понимания явлений, столько чутья, сколько мог бы
 пожелать себе любой из ученых историков литературы. Поэтическая
 деятельность Г. важна с двух сторон: историко-литературной и
 чистохудожественной. Выросши и развившись под влиянием романтическое
 школы, выступив на сцену в пору "бабьего лета" романтизма (по выражению
 Готшаля) и наложив на свои первые произведения несомненную печать этого
 направления, Г., однако, на первых же порах проявил и свое полное.
 отличие от романтиков. В то время как они совсем уходили из
 действительной жизни в созданный ими фантастический мир, Г. только
 убаюкивал себя им, "точно пел колыбельную песню своим страданиям". В
 противоположность романтической поэзии, которая, особенно в последние
 годы, состояла из двух элементов: рыцарства и монашества, Г. внес в свою
 поэзию единственный элемент - человечество. Отсюда до открытой борьбы с
 романтизмом, с болезненными стремлениями его был всего один шаг - и Г.
 скоро сделал его, пойдя затем быстро и победоносно по новому пути.
 Первые серьезные произведения Г. знаменуют собой падение немецкого
 романтизма и начало эры новой немецкой поэзии. Взятая сама по себе, без
 отношения к современным литературным направлениям, поэзия Г.
 представляется нам с резко двойственным характером. Одну категорию ее
 составляют стихотворения, делающие Г. одним им величайших лириков всех
 времен и народов - произведения чистого искусства, те "жемчужины лирики,
 которые в своей чистоте и своей хрустальной шлифовке составляют вечное
 украшение его поэтического венца и принадлежат к лирическим сокровищам
 немецкой национальной литературы"; это - песни, перерабатывающие
 народные мотивы, песни любви в их бесконечном и обаятельном
 разнообразии, при видимом однообразии основного мотива, а также чудные
 звуки, вызываемые у поэта природою и особенно морем, полеты фантазии его
 в поразительной шири и грандиозности. Но на ряду с этими произведениями,
 где все - эфир, чистый аромат, волшебная грёза, идут продукты отрицания,
 "мировой скорби", получающей у Г. совершенно самостоятельный,
 индивидуальный характер и почти с хронологическою последовательностью
 проходящей чрез три фазиса. Тут сперва ирония или, вернее, юмор, который
 сам Г. характеризует как "смеющиеся слезы", как то, без чего
 "колоссальные скорби и страдания были бы невыносимы", и орудие его
 "прекрасный звонкий смех") поражающий других и дающий своего рода
 отраду, хотя и мучительную, тому, кто может так смеяться. Под влиянием
 современной действительности совершается переход этого юмора в жгучую
 сатиру, на которую Г. смотрел как на своего рода историческую миссию,
 придавая карающей силе поэзии великое значение. Самое яркое проявление
 ее мы находим в поэме "Зимняя сказка". И наконец - апогей
 пессимистического отношения к жизни, когда выступает во всей своей
 наготе полное, беспредельное, доходящее иногда даже до цинизма,
 отрицание всего, когда из сердца поэта вылетает один за другим звуки, в
 которых "все желчь, горькая желчь в красиво шлифованных сосудах,
 предсмертные проклятия умирающих, язвительный хохот духов тьмы над
 жалким миром, обреченным на смерть, зараженным внутренним гниением и
 ложью...". Но сквозь все, написанное Г., проходить красною нитью одна
 главная, основная идея - человечества, гуманности в самом обширном и
 благородном значении этого слова. Эпитеты "рыцаря духа", который он сам
 придал себе в своей "Горной Идиллии", и "лихого барабанщика", каким он

<< Пред.           стр. 234 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу