<< Пред.           стр. 237 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 городу. В 1887 г. в Г. было 444 промышленных заведения, с 5205 рабочими
 и ценностью производства в 14880835 м.; в том числе 8 мех. (560 рабочих,
 ценность производства 1650000 м.), 3 пивоваренных (300 рабочих, 1400000
 м.), сах. зав. в Теле (96 рабочих, 2300000 м.), 6 табачных фбр. (370
 рабочих, 1800000-м.), 9 винок. и спиртовых зав., 2 асфальтовых,
 фаянсовая фбр., шпалерная, 7 типографий, 3 литографии и т. д. Близ г.
 фарфоровый завод (240 рабочих, 600000 м.), несколько лесопилен, 2
 пивоваренных завода и друг. Положение Г. весьма удобно для торговли,
 благодаря трем гаваням и ж. д., соединяющей его с СПб. и важнейшими гг.
 Финляндии; по ввозу он занимает первое место в Финляндии; ввоз находится
 преимущественно в руках русск. купцов. Главные предметы вывоза: дерево,
 масло, рыба, мнф. товары. Вывоз сильно возрос за последние года,
 благодаря проведению новых ж. д. Общая сумма торговых оборотов Г. -
 около 40 миллионов марок в год; таможенные сборы в 1890 г. достигали
 6200520 марок. Число прибывших судов в 1887 г. 1332, в 224457 peг. тонн;
 отошедших - 942, в 214811 peг. тонн. Н. Книпович.
  Гемма (дат. gemma; греч. liJoV) - кусок какого-либо так назыв.
 твердого камня, полированный, с вырезанною на нем надписью или
 художественным изображением. Произведения этого рода можно разделить на
 две категории: в одних, изображение представляется углубленным, как в
 общеупотребительных печатях; в других оно выступает над поверхностью
 камня в виде более или менее значительного рельефа. Г. первой категории
 присвоено ит. название интальи (intagli, по-лат. gemmae exculptae,
 по-греч. anaglija); вторые называются камеями (carmei, g. caelatae,
 entupa).
  Искусство резьбы на твердых каменьях, или глиптика, составляющее
 особую отрасль скульптуры, было известно еще глубокой древности, и его
 технические приемы были исстари почти те же самые, что и в настоящее
 время, а именно, заключались в том, что резчик, соображаясь с
 предварительно вылепленною из воска моделью, воспроизводил на камне ее
 изображение помощью стальных резцов и быстро вращающихся острых
 инструментов, напилков и колесиков. Для интальи, которые обыкновенно
 играли роль печатей, употреблялись преимущественно сердолик и
 красноватый халцедон. Камеи служили, главным образом, принадлежностью
 женских уборов - вставлялись в перстни, носились в качестве амулетов,
 медальонов, аграфов, брошек, составляли своим соединением ожерелья и т.
 п.; для них предпочтительно брался оникс или разноцветно-слоистый агат,
 при чем художник нередко пользовался этою разноцветностью для достижения
 не только скульптурного, но и живописного эффекта, вырезывая рельеф,
 напр., в белом верхнем слое камня и делая темный нижний слой фоном;
 иногда природа камня позволяла художнику придавать работе еще большую
 живописность, напр., на белом изображении, рисующемся на темном фоне,
 оставлять в известных местах куски самого верхнего, рыжеватого или
 красноватого слоя. Кроме вышеупомянутых каменьев, употреблялись для гемм
 и другие: яшма, аметист, топаз, рубин, лапислазури в т. д. Наконец,
 материалом служили подкрашенные, менее твердые камни и стекло
 (последнее, вследствие легкости его отливки в форму, распространило
 множество подделок под интальи и камеи), а в новейшую пору стали также
 служить некоторые морские раковины.
  Возникновение глиптики относится к незапамятным временам, как о том
 свидетельствуют резные каменья, дошедшие до нас в большом количестве от
 древних египтян (скарабеи), халдеев (вавилонские и ассирийские амулеты и
 цилиндрические печати), финикиян и индийцев. Что это искусство было
 знакомо Греции еще в героическую эпоху ее истории, доказывается
 микенскими находками Шлимана. Производство Г. усилилось у греков после
 мидийских войн и достигло высшего своего развития в век диадохов.
 Художники Эллады сначала ограничивались исполнением интальи, дальние
 которых не шел даже знаменитейший из резчиков IV в. до Р. Хр.,
 Пирготель, которому предоставлено было исключительное право гравировать
 портреты Александра Македонского. Но столь простое искусство перестало
 удовлетворять роскошных преемников всемирного завоевателя, и это привело
 к изобретению и распространены камеев. Знакомство с геммами, будучи
 заимствовано римлянами от этрусков, усилилось у первых после
 участившихся сношений их с Грецией. Вкус к этим изящным изделиям
 распространился в Риме, особенно в конце республиканской эпохи и при
 первых императорах; но художники, занимавшиеся тогда глиптикой, были по
 большей части не туземные мастера, а греки. Из них более других
 прославился Диоскорид, работавший во времена Августа. Среди
 многочисленных античных Г., сохранившихся до наших дней, самыми
 замечательными по своей величине и художественному достоинству
 считаются: 1) так назыв. "Мальмезонский камей" или "камей Гонзага",
 хранящийся в Имп. Эрмитаже, в СПб. (оникс, вышиной в 0, 15 м.,
 представляющий грудные портреты Птоломея Филадельфа в его сестры и жены,
 Арсинои; 2) "Августовская Г. ", в имп. венском собрании древностей
 (сардоникс, с изображением обоготворенного Августа, восседающего на
 троне, рядом с богинею Ромой; 3) "Тиверианский камей", в парижском
 кабинете резных каменьев (агат, выш. в 0,32 м., с изображением в 20
 фигурах семейства Августа и побежденных им народов) и 4) "Брауншвейгский
 агат", в тамошнем музее (по-видимому, сцены таинств Диониса и Диметры, в
 12 фигурах на 3 полях).
  С упадком античной цивилизации, для глиптики, точно также, как и для
 прочих отраслей искусства, наступил продолжительный период застоя. Хотя
 Византия и продолжала производить Г., служившие преимущественно печатями
 или шедшие на украшение священных сосудов и разных предметов церковной
 утвари, однако достоинство их сильно понизилось; на Западе же для
 подобных целей пользовались во все продолжение Средних веков, либо
 античными резными каменьями, либо византийскими продуктами и грубыми
 изделиями туземных мастеров. Эпоха возрождения вызвала замершее
 искусство снова к жизни и возвратила ему, вместе с античным характером,
 почти античное совершенство. Художникам этой эпохи приходилось, однако,
 гравировать на своих геммах не столько мифологические и аллегорические
 сюжеты, господствовавшие в греко-римской глиптике, сколько портреты
 современных лиц. С тех пор резьба на твердых каменьях не переставала
 развиваться далее следуя, в своем движении, за историческим ходом прочих
 отраслей искусства. Родоначальниками новейшей глиптики можно считать
 итальянцев Витторио Пизано (1368 - 1448) и знаменитого ваятеля Донателло
 (1383 - 1466). Продолжателями их направления явились, в XVI ст., между
 артистами Италии, П. М. Да-Пешиа (процветавший в 1513 - 1521 г.), М.
 Дель-Нассаро (умер 1547), Дж. Бернарди ди-Кастель-Болонезе (1495 - 1555)
 и многие другие таланты, отлично усвоившие себе античное направление и
 оживлявшие его непосредственным изучением природы. Во Франции в эту же
 пору прославился в особенности Ж. де-Фонтене, прозванн. Кольдоре.
 Наступившее в XVII в. господство стиля барокко причинило в глиптике
 сравнительный застой, из которого, впрочем, она выступила в следующем
 столетии на широкую дорогу, благодаря, с одной стороны, возбудившемуся
 снова уважению к принципам античного искусства, а с другой -
 распространившейся среди богатых и знатных людей охоте составлять
 коллекции резных камней (дактилеотеки). Значительнейшие резчики Г. в
 XVIII ст. были итальянцы Ант. Пихлер (1697 - 1779) и его высоко
 даровитый сын Джованни (1734 - 1791), нюренбержец и. Х. Дорш (1676
  - 1732), шваб и. А. Наттер (1705 - 1762), трудившийся в разных местах
 Европы и, под конец своей жизни, в Петербурге, саксонец Г. В. Теттельбах
 (1750 - 1813), англичанин Н. Маршант (1755 - 1793), лучший из всех
 мастеров новейшего времени после Дж. Пихлера, француз Ж. Гюе (1715 -
 1793), его ученик Ж. М. Симон (1749 - 1834) и К. Л. Лебрехт (1749 -
 1827), главный медальер спб. монетного двора, руководитель имп. Марии
 Феодоровны в ее любительских занятиях медальерным делом. В XIX ст.,
 вследствие почти совершенного отсутствия требований на вполне
 артистические произведения этого рода, резьба на твердых каменьях
 мало-помалу утрачивала свое достоинство и под конец обратилась в
 полуфабричное производство; тем не менее, в начале этого столетия можно
 указать на нескольких превосходных мастеров по ее части, из числа
 которых наиболее выдаются Дж. Джирометти (1780 - 1851), работавший в
 Риме, Червара (там же), Берини (в Милане). Дж. Каландрелли (в Берлине) и
 профессор тамошней академии худож. и. К. Фишер (1802 - 1862). В
 настоящее время, во многих пунктах Европы и Америки имеются более или
 менее замечательные собрания как античных, так и новейших гемм,
 составляющие достояние правительств, или принадлежащие частным лицам.
 Самые богатые из государственных коллекций находятся в Риме, Неаполя,
 Вене и Париже, Лондоне, Петербурге (Эрмитаж) и Берлине. Ближайшее
 знакомство с техникою и историей резьбы на твердых каменьях можно
 почерпнуть из сочинений: J. Frischholz, "Lehrbuch der
 Steinschneidekunst" (Мюнхеа, 1820); К. Е. Kluge, "Handbuch der
 Edelsteinkunde" (Лейпц., 1860), и Bucher, "Geschichte der technischen
 Kunste", Штутгардт, 1875; статья Г. Роллетта - "Glyptik"). А. Сомов.
  Геморрой (Haemorrhois. Phlebectasia haemorrhoidalis) - болезненное
 расширение вен заднего прохода и прямой кишки, особенно подслизистой и
 подкожной рыхлой клетчатки; такому расширению обыкновенно сопутствует
 катарр слизистой оболочки кишки. Расширение бывает сплошным или чаще в
 виде отдельных узлов (varices); узлы располагаются обыкновенно кольцом
 внутри кишки или снаружи отверстия заднего прохода ("внутренний" или
 "наружный" Г.), нередки сочетания наружновнутренних шишек. В старину
 особенно резко разделяли Г. на "открытый и закрытый", смотря потому,
 сопровождается он кровотечением или нет. Обильное сплетение вен в нижней
 части прямой кишки и вокруг заднепроходного отверстия по анатомическому
 устройству представляется предрасположенным к застою крови вследствие
 отсутствия заслонок в геморроидальной вене и потому, что оно составляет
 посредствующее звено между обшей венозной системой и системой воротной
 вены, находясь под большим влиянием последней; малейшие колебания и
 затруднения кровообращения в последней передаются геморроидальным венам.
 Слизистая рыхлая оболочка кишки представляет также очень благоприятную
 среду для расширения вен. В этиологии Г. играет также роль общее
 наследственное предрасположение. Ближайшими причинами Г. служат:
 замедление кровообращения в системе venae portae; различные условия,
 затрудняющие движение крови непосредственно в венах прямой кишки, напр.
 привычные запоры, давление брюшных внутренностей, беременной матки,
 катарр подслизистой ткани прямой кишки, хроническое воспаление, вялость
 слизистой оболочки толстой кишки и др. Сидячий образ жизни, особенно у
 людей тучных, полнокровных, часто ведет к Г. Также способствуют Г.
 продолжительное употребление проносных, слабительных средств,
 злоупотребление спиртными напитками, езда верхом и т. п. Обыкновенно Г.
 наблюдается в среднем возрасте.
  Болезненные проявления Г. различны при наружных и внутренних шишках.
 Наружные Г. шишки располагаются ниже заднего прохода, покрыты кожей,
 сперва имеют вид складок, а затем шарообразных опухолей, мягких или
 твердых, смотря по наполнению кровью. Наружные геморроидальные шишки
 небольшой величины не вызывают ничего кроме зуда; шишки значительной
 величины затрудняют дефекацию, вызывают постоянное неприятное ощущение
 внизу живота, в промежности. Воспаляясь или подвергаясь какому-либо
 раздражению, шишки вызывают сильные страдания: резкую или тупую боль в
 прямой кишке, затрудняющую движения. Внутренние шишки бывают или
 "продолговатые", или "шарообразные"; последние преимущественно
 кровоточат. Шишки или сидят на широком основании, или на длинной ножке;
 слизистая оболочка иногда изъязвляется, и тогда шишка особенно сидящая
 на ножке, принимает зернистый вид, похожа на ягоду, вишню или сливу, с
 которой снята кожица. Внутренние шишки вызывают чувство зуда; жара,
 покалывания в прямой кишке и общие тягостные ощущения, выражающиеся
 чувством тяжести в животе, в спине, болью в крестце, расстройством
 сердечной деятельности. Кровотечение из кишок бывает или незначительно,
 или очень обильно и продолжительно и может вызвать малокровия всего
 организма и повести к смерти. Отделение крови у некоторых лиц бывает
 периодическое: раз в 1, 2, 3 и т. д. месяцев; вытекающая кровь
 светло-алая. Внутренние шишки, раздражая слизистую оболочку кишок,
 вызывают усиленное отделение ее секрета, который вытекает из кишки
 самостоятельно или во время дефекации в виде прозрачной слизи, или с
 примесью гноя при развившемся уже воспалении. Внутренние шишки могут
 выходить наружу и захватываться и сдавливаться сфинктером заднего
 прохода, что чрезвычайно болезненно и ведет иногда к тяжелым
 последствиям, к обширному воспалению, иногда омертвению и т. д. если
 вовремя не предпринято лечение. Г. часто осложняется другими болезнями
 прямой кишки: Лечение Г. должно прежде всего быть направлено на
 устранение основных причин, вызывающих застой крови в геморроид. венах,
 и затем уже на местное пособие. Наибольшую пользу оказывает тонический и
 диэтетический способ лечения, регулирование деятельности кишечника путем
 слабительных, питья минеральных вод и т. п.; также рекомендуются:
 гимнастика, прогулки, массаж, лечение виноградом, сывороткой. Местное
 лечение состоит главн. образ, в применении успокаивающих боли (опий) и
 вяжущих веществ (полуторохлористое железо); рекомендуется ежедневно
 утром и вечером геморроидальн. шишки вытирать губкою, смоченною в
 холодной воде. При воспалении шишек - пиявки вокруг опухоли, больной
 укладывается в постель, компрессы и т. д. При изъязвлении шишек -
 специальное лечение, надлежащая дезинфекция; при абсцессах - вскрытие
 нарывов, выведете гноя я т. д. При развитии болезни прибегают к
 хирургическому лечению: шишки вырезывают, перевязывают лигатурами,
 отжигают применением каустических средств, каленого железа,
 гальванокаустики, аппарата Пакелена. А. Л - ий.
  Гендель (Георг-Фридрих Haendel) - знаменитый германский композитор,
 проведший почти всю свою жизнь в Англии (1684 - 1759). Музыкальные
 способности Г. проявились весьма рано, несмотря на все препятствия со
 стороны отца. Восьмилетним мальчиком он уже хорошо играл самоучкой на
 органе; десяти лет писал мотеты, которые исполнялись в церкви города
 Галле. В 1703 г. Г. отправился в Гамбург, который славился своею оперою,
 и поступил в оркестр. В Гамбурге Г. написал множество самых
 разнообразных композиций, в том числе две оперы, "Адмира" и "Нерон",
 имевшие успех. В 1707 г. переселился в Италию, где прожил до конца 1710
 г.; из написанных здесь сочинений, громадный успех имела опера
 "Агриппина". В Лондоне, где Г. достиг апогея своей славы, он написал
 многочисленные оперы, оратории и др. соч. Наибольший успех имела его
 опера "Badamisto", поставленная в 1720 г. С 1740 г. Г. писал
 исключительно оратории. Из них лучшие - "Мессия", "Израиль в Египте" и
 "Эсеир". Г. написал свыше 50 опер, 23 оратории, множество композиций
 духовной и камерной музыка, сочинения для клавесина и органа. Главный
 источник для биографии Г. : Malbeson, "Georg Friedrich Handels
 Lebensbeschreibung, nebst einern Verzeichnisse seiner Ausubnngswerke und
 deren Beurtheilung etc. " (Гамбург, 1761).
  M. П.
  Восемнадцатое столетие в истории музыки особенно замечательно двумя
 необычайно одаренными композиторами: Г. и Бахом. Оба они довели
 свободный контрапункт до высшей степени развития. Эпоху Г. и Баха
 следует считать временем развития полифонии. Хотя оба композитора были
 великими контрапунктистами, но между ними существует разница в
 направлении. Бах более идеально, более глубоко смотрел на полифоническое
 сочинение. Сложная полифоническая ткань у Баха не прерывается до самого
 конца его сочинений, которые требуют от слушателя большого внимания. Г.
 не держался исключительно контрапунктического стиля. Начиная свое
 сочинение полифонически, с удивительным искусством сплетая голоса, он
 вскоре переходил к гомофонии, к простым гармоническим сочетаниям, имея в
 виду не утомлять слушателя, не держать его долго в напряженном
 состоянии. Вот почему произведения Г. пользовались гораздо большей
 популярностью, чем произведения его современника, Баха. Хотя Г. очень
 много писал для сцены, но его дарование отличалось более лиризмом, чем
 драматизмом. Бах, писавший для эстрады, выказал гораздо больший
 драматически глубокий талант, в особенности в оратории "Страдания
 Христа". Н. Соловьев.
  Генеалогия (греч.) - систематическое собрание сведений о
 происхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многим
 народам древнего мира, Г. лишь с конца Средних веков принимает точные
 формы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские ордена. У
 древних Г. состояла обыкновенно лишь в перечислении отцов, от предка до
 того лица, для которого выводилось родословие; крайне редко к именам
 отцов присоединяли имена их жен и еще некоторые краткие сведения. Когда
 же образовались рыцарские ордена, и от поступающего в них потребовались
 доказательства дворянского происхождения, то генеал. сведения начали
 принимать условную форму, получившую название генеалогического дерева
 (древа). Г. древо составлялось таким образом: рисовали дерево, на стволе
 которого у корня помещали герб лица вступавшего в орден; ствол делился
 на две главные ветви, на которых помещали: на правой герб отца, а на
 левой герб матери. Каждая из главных ветвей снова делилась на две
 меньшие ветви, на которых помещались гербы деда и бабки с отцовской и
 материнской стороны и т. д. Обыкновенно для вступления в орден
 требовалось восемь гербов (8 quartiers) с каждой стороны (считая и герб
 вступавшего), реже - 16. Подобные же доказательства дворянства
 требовались впоследствии для принятия молодых девушек на воспитание в
 монастыри и т. п. В XVII в. требовались, как документы, подтверждающие
 Г. древо, брачный договор и духовное завещание предков каждого колена.
 Мало-помалу к изображениям гербов стали прибавлять сведения о рождении,
 смерти, браке и т. п., а затем начали уменьшать изображение герба. и
 даже совсем не помещать его, заменяя разными сведениями. Таким образом
 Г. древо обратилось в ряд имен и получило название генеалогической
 таблицы. Вскоре порядок составления таблицы изменился: вместо того,
 чтобы начинать его снизу, т. е. с лица, для которого она составлялась,
 стали писать вверху таблицы родоначальника или старшего предка, от
 которого и вели роспись. Так как женскую линию проследить было
 чрезвычайно трудно, то при составлении таблиц стали помещать лишь лиц
 принадлежащих к данному роду или фамилии. Дети в таблице соединяются с
 родителями прямою чертою, а между собою - скобкою. Справа всех мужских
 имен помещается кружок, а женских - квадрат (в западноевропейских
 генеалогиях иногда встречаются и другие условные знаки). Табличный
 способ, удобный по своей наглядности, занимает очень много места, и
 кроме того сведения о каждом лице могут быть лишь чрезвычайно краткими.
 Поэтому теперь обыкновенно означают каждое лицо номером, начиная с
 родоначальника. Значение Г. заключается в тех услугах, который она
 иногда оказывает истории. Многие генеалоги были, однако, вовлечены в
 грубые, а часто и в умышленные ошибки, желанием разных лиц считаться
 потомками знаменитых и славных предков. Родословия, особенно в конце
 XVII-го, XVIII-м и в начале ХIХ-го ст., часто составлялись без всяких
 документальных данных, на основания спорных или ложных преданий. Лишь в
 последнее время Г. начинает малопомалу отбрасывать все недостоверное,
 хотя бы и правдоподобное. Во Франции, где Г. впервые появилась в Средние
 века, она дала целый ряд деятелей: Гозье, СенМарт, Дю-Шене, Шиффле,
 Лабурер. Мальи, Женульяк; в последнее время Г. получила большое развитие
 и в Германии (Эртель, Гопфель, Фойгтель, Гебгард и др.). У нас лишь за
 последнее время генеалогия получила некоторое развитие, и в настоящее
 время имеется целый ряд работ русских генеалогов: Барсукова,
 Бранденбурга, Руммеля, Селифонтова, Петрова, Милорадовича и др. П.
 ф.-Винклер.
  Генерал-бас (Pundamentum, Bassas continuns - лат., Fondamento, Basso
 continao - итал., Basse fondamentale, Basse chiffree - французск.,
 Bezifferter Bass - нем.)
  - цифрованный бас, обозначает нижний голос музыкальной пьесы, над или

<< Пред.           стр. 237 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу