<< Пред.           стр. 242 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 написаны его секретарем Сент Ионом; изд. Petitot, "Collections de
 Memoires relatifs a l'histoire de France" (1826). - 9) Луи-Жозеф
 Лотарингский, герцог Жуайез и Ангулемский (1650 - 1671), племянник
 предыдущего, был женат на Елизавете Орлеанской. С его сыном Франциском
 Жозефом прекратился род Г. владения их перешли к Конде. Ср. Bouille,
 "Les duсs de G. " (1849 - 1850); J. de Croze, "Les Guises, les Valois,
 Philippe III" (1866); Forneron, "Les duсs de G. " (1878).
  Гилозоизм (от ulh - материя и zwh - жизнь) - воззрение,
 оживотворяющее материальную природу. Так как понятие о материальной
 основе мира как о бездушном, лишь механически движимом веществе, есть
 плод рассудочного анализа конкретных явлений, совершаемого лишь на
 известной степени развития сознания, то первобытные воззрения народов, а
 равно и умозрения древнейших мыслителей, носят характер
 непосредственного или наивного Г., еще не различающего с ясностью и
 определенностью механических определений бытия от органических и
 психологических. Такое смешение мы находим в ионийской школе так
 называемых физиологов или, по нынешнему, натурфилософов, которые прямо
 приписывали основным стихиям материального мира (воде, воздуху, огню)
 жизнь, душу и даже разум. Из последующих философов гилозоическим
 характером отличается в особенности воззрение Эмпедокла, по которому
 весь природный мир жил борьбою двух противоположных сил - любви и
 вражды. Хотя атомизм Левкиппа и Демокрита пришел уже к современному
 механическому понятию о веществе, однако в метафизических воззрениях
 Платона и даже Аристотеля не исключен элемент Г. В схоластической
 философии решительный удар этой точке зрения был в принципе нанесен
 односторонне понятою идеей творения из ничего и всемогущества Божия,
 вследствие которой устанавливалось чисто внешнее отношение между
 духовным началом и вещественным миром, получавшим безусловно пассивный
 характер. Впрочем, с полною последовательностью это воззрение не
 проводилось. В эпоху Возрождения европейская мысль, воспроизводя, хотя и
 с большею рассудочною сознательностью, древние воззрения, вернулась
 между прочим и к Г. Так, Бернардин Телезий (итальянский философ XVI в.)
 видел одушевляющие вещество начала в теплоте и холоде, которым
 приписывал даже ощущение их деятельных и страдательных состояний.
 Исключающее всякий Г. чисто-механическое воззрение на материальный мир
 установлено Декартом. От Г. отличают сродное ему по содержанию, но
 имеющее другие основания воззрение пампсихизма, которое в новой
 философии ведет свое начало от Лейбница и принимается многими
 современными философами и натуралистами. Вл. С.
  Гильдебрандт (Hildebrandt) - фамилия нескольких нем. художников, из
 числа которых получили наибольшую известность: 1) Фердинанд Теодор Г.
 (1804 - 74), старейший из живописцев Дюссельдорфской школы. Ученик
 берлинской академии художеств и В. Шадова, он, вместе с последним,
 переселился в 1826 г. в Дюссельдорф, откуда, вместе со своим учителем,
 сделал в 1829 г. поездку в Бельгию и Голландию, а в 1830 г. в Италию.
 Эти путешествием значительно способствовали развитию его таланта,
 принявшего реалистическое направление с сильным оттенком романтизма.
 Такое направление было им первым привито в среде дюссельдорфских
 художников. В своих историческо-бытовых и просто жанровых картинах он
 заботился более всего о колоритном эффекте и верной передаче природы.
 Страдание мозга, обнаружившееся в нем с 1850 г., печально отозвалось на
 его деятельности и вскоре прекратило ее совсем. Главные картины этого
 художника: "Король Лир и Корделия" (1826), "Танкред крестит умирающую
 Клоринду" (1828, гравирована Ольдерманом), "Воин и его дитя" (1832,
 наход. в берлин. национальной галерее гравир. Манделем), "Дети Эдуарда"
 (1835, лучшая из всех картин Г., гравиров. Кнолле) и "Вольсей в
 монастыре" (1842). - 2) Эдуард Г. (1818 - 68), знаменитый ландшафтист,
 учился у В. Краузе, в Берлине, в 1841 - 43 гг. занимался в мастерской
 Изабе, в Париже; в 1843 - 45 гг. совершил свое первое заатлантическое
 путешествие в Бразилию, жил потом в Берлине, в 1847 г. посетил он
 Мадеру, Испанию и Португалию, в 1851 г. - Восток, в 1856 г. -
 Скандннавию до Северного мыса и, наконец, предпринял в 1862 г.
 кругосветное путешествие, побывал в Ост-Индии, Китае, на о-вах Тихого
 океана, в Сев. Америке и через Англию возвратился, в 1864 г., в Берлин.
 Плодом этих многочисленных странствий, сверх значительного числа его
 картин, писанных масляными красками, была масса эскизов и этюдов,
 исполненных преимущественно акварелью. Большинство их хранится теперь в
 берлин. национальной галерее и было издано в превосходных
 хромолитографиях, под заглавием: "Um die Welt" и "Hildebrandt's
 Aquarelle" (1872). В первых своих произведениях Г. довольствовался
 воспроизведением более или менее простых, обыденных явлений природы; но
 впоследствии, особенно во время последнего путешествия своего вокруг
 света, пристрастился к передаче живописных эффектов, ярко
 характеризующих море, воздух, сушу и вообще климатические условия
 различных, в особенности экзотических стран; под конец стал впадать в
 странности и вычурности. Тем не менее, во всем, что ни вышло из под его
 кисти, особенно в его акварелях, видна удивительная виртуозность
 техники, как бы шутя разрешающая самые трудные задачи, из которых только
 одна игра солнца на экваториальном море недостаточно покорялась его
 мастерству. Картины Г. встречаются во многих общественных музеях и у
 частных лиц не только в Германии, но в других странах Европы. В
 кушелевской галерее при Имп. академии художеств, в СПб., находится очень
 эффектный его пейзаж: "Зимнее утро на реке" (1857). А. С - в.
  Гильдии - у древних германцев так назывались общественные пиршества,
 которыми сопровождались заключение брака, поминки и т. п. события, в
 особенности жертвоприношения богам. Из древнегерманских саг видно, что в
 важнейшие праздники все свободные германцы сходились, на три дня, в
 определенном месте. Первый день предназначался для суждения об
 общественных делах, второй - для суда, а третий был днем
 жертвоприношения и общего пира. В первое время распространения
 христианства Церковь сильно восставала против общественных пиршеств, как
 явлений, связанных с языческим культом; новокрещаемые должны были
 отрекаться не только от дьявола, но и от гильдий его. Искоренить этот
 обычай, однако, оказалось невозможным, и потому представители Церкви
 (напр. Григорий Великий) старались сообщить ему христианский смысл,
 придать Г. вид древне-христианских агап. Г. стали справляться во славу
 христианского Бога и христ. праздников, вблизи христианских храмов.
 Равным образом и на пиршествах по поводу поминовения умерших
 прославление их посредством застольных тостов уступило место молитве о
 спасении их душ. Хотя до сих пор не найдено никаких следов
 существования, в связи с древнегерманскими пиршествами, какой-либо
 корпоративной организации, но так как общественные пиршества всегда
 составляли принадлежность позднейших гильдейских союзов, то связь между
 ними и древнегерманскими гильдиямипиршествами, весьма вероятна. Во
 всяком случае Г., в позднейшем смысле слова, были первыми и самыми
 обширными объединениями, заменившими древнейшие родовые союзы и
 принявшими на себя некоторые из задач, впоследствии перешедших к
 государственной власти. Всякая германская Г. в одно и то же время
 задавалась целями религиозного, нравственного, юридического и
 политического свойства; но уже в древнейшую пору большинство Г.
 выдвигали на первый план одну какую-либо цель. Сообразно этому все Г.
 можно подразделить на две основные группы: духовные и светские.
  Духовные Г. возникла не позже VIII в.; в течение X - ХШ в. число их
 увеличилось, но особенно размножились они в XIV - XV вв. Так, в Кельне
 их было около 80, в Любеке около 70, а в Гамбурге свыше 100. Каждая
 гильдия избирала себе какого-либо святого, в качестве патрона, и по
 имени его называлась. В члены Г. поступали духовные и миряне, мужчины
 (братчики) и женщины (сестры). Последние принимали участие в религиозных
 церемониях и в общих пирах, но не допускались к суждению о делах Г. От
 вновь поступавшего требовалось ручательство членов Г. в его
 нравственности, известный взнос в гильдейскую кассу и клятвенный обет
 подчиняться постановлениям Г. Г. имела свою церковь или алтарь и свой
 дом, где несколько раз в году происходили общие собрания членов и общие
 пиры. Все, касающееся пира, было определено в статутах Г. с особенною
 подробностью. Во главе Г. стоял старшина (gerefa, altermann, senior,
 senator), у которого были помощники для заведования делами
 экономическими и судебно-административными, а также особые лица
 (ключники), распоряжавшиеся пиршествами. Суд Г. производился на
 собраниях членов. Всякое дело члена Г., прежде внесения его в
 обыкновенный суд, непременно должно было пройти через гильдейский суд,
 который мог, по желанию истца, разрешить его и окончательно. Наказания,
 налагавшиеся по гильдейскому суду, были: штрафы деньгами, медом и воском
 и исключение из Г. Члены Г. должны были помогать друг другу в случае
 пожара, кораблекрушения или др. несчастий. Г. выдавала своим членам
 пособия на путешествия к Святым Местам, а также в случаях нужды.
 Погребение члена Г. совершалось за ее счет: она же заботилась о мессах
 за упокой души. В XIV и XV вв. между Г. стали различаться колядные Г.
 (Kalandsgilde - вероятно, назывались так оттого, что обыкновенно
 собирались 1-го числа каждого месяца, в Календы) и благочестивые
 братства. Благочестивые братства XIV - XV века представляют ту
 особенность, что цели их, по-прежнему строго религиозные,
 специализовались. Поддержание на алтаре свечей в известном количестве,
 поддержание той или другой церкви, или известной ее части, как то
 церковной крыши, покровительство школярам, пилигримам и вообще
 путешественникам, устройство для них госпиталей, кладбищ и проч., -
 таковы специальные задачи, которые принимали на себя отдельные братства.
  Гораздо менее многочисленны были светские Г., но роль их была
 несравненно более значительна. Светские Г. могут быть подразделены на Г.
 оборонительные, политические и промысловые. Оборонительные гильдии к
 задачам духовных Г. присоединяли взаимную оборону членов от насилия и
 несправедливостей, причиняемых могущественными феодалами и, вообще,
 людьми посторонними. Возникновение оборонительных гильдий относится к
 той эпохе, когда королевская власть пала и ее атрибуты были перенесены
 на территориальных владельцев. Каролинги отнеслись в оборонит. Г.
 неблагоприятно; не было расположено к ним и духовенство, насчитывавшее в
 своей среде немало феодальных владельцев. Вследствие этого в Германии и
 во Франции оборонительные Г. не заняли юридически прочного положения. Но
 в Англии оборонительные Г. уже в IX в. получили значительное развитие,
 особенно благодаря покровительству Альфреда Великого. Наибольшего
 развития оборонительные Г. достигли в Дании, где они возникли в XI - XII
 вв. Политические Г. главной своей целью имели, по-видимому, поддержание
 первенствующего политического и социального значения своих членов. Сюда
 могут быть отнесены Г. древних патрицианских родов, существовавшие в
 Кельне, Страсбурге, Цюрихе и др. Промысловые Г., в свою очередь,
 распадаются на Г. купеческие и ремесленные. Купеческие Г. впервые
 появились в Англии. В Лондоне и Иорке они существовали еще в
 англо-саксонский период; в др. городах Англии они особенно
 распространились при Генрихе II, Иоанне и Генрихе III. В XIII в.
 начинается усиленное их развитие в Германии, Дании, Франции и др.
 странах. В средневековой Германии было мало обще-купеческих Г., но
 чрезвычайно много Г. торговцев отдельными товарами, в особенности
 суконщиков. В нижненемецких приморских городах возникли чужекупеческие
 Г., в состав которых входили шкипера и купцы, торговавшие с одним и тем
 же городом; подобные Г. были и в др. странах. Очень скоро выработался
 принцип, что только те лица могут в данном городе заниматься торговлей,
 которые состоят членами купеческой Г., и, вместе с тем, что членами
 купеческой Г. могут быть только купцы. Таким образом принять в число
 членов купеческой Г. было равносильно разрешению заниматься торговлей. К
 Г. перешел суд, полицейский надзор за производством торговли и
 организация ее. Содержание монопольных прав купеческой Г. часто
 передавалось словом Ганза, хотя термин этот имел и другое значение.
 Характер купеческих гильдий имели большие английские торговые компании
 (Merchants of the Staple и Merchant Adventurers), появившиеся в XIII и
 XIV ст., также как и многочисленные regulated companies, возникавшие с
 XVI ст. Последние имели своей задачей регулировать спрос и предложение,
 а в особенности оберегать от переполнения и понижения цен иностранные
 рынки, на которые сбывались главные предметы английской оптовой торговли
 - сукно и шерсть. Купеческие Г. в свое время сослужили большую службу
 торговле и городам, но уже в XVI в. монопольные их права в притязания
 приходят в столкновение с новым строем жизни. Окончательно они падают
 после Французской революции. В настоящее время Г. называются иногда в
 Германии, Англии и Сев. Америке общества взаимного вспоможения или
 благотворительные.
  Существует теория, согласно которой городские общины развились из Г.
 (Вильда, Гирке, Ницш в др.); новейшие исследователи (Гегель, Гросс,
 Белов) признают, наоборот, что Г. возникли в городах. Ср. Wilda, "Das
 Gildenwesen im Mittelalter" (1831); Toalmin Smith, "English gilds, with
 a prelim essay by Lojo Brentano" (Лонд., 1870); Ch. Gross, "Gilda
 Mercatoria" (1883); его 'же, "The Gild Merchant" (Оксфорд, 1890 г. -
 главнейший труд для Англии); Papenheim, "Die altdanischen SchatzRilden"
 (1880); его же, "Ein aitnorwegisches Schatzgildestatat" (1888); в
 особенности Karl Hegel, "Stadte und Giloen der german. Volker im
 Mittelalter" (1891). Явления, аналогичные герм. Г., встречаются и на
 славянской почве, но они мало исследованы. И у славян поминовения
 умерших и жертвоприношения сопровождались общественными пиршествами.
 Языческие праздники и здесь слились с праздниками христианскими.
 Общественные пиршества назывались братчинами. В Зап. России в XV в.
 явились братства с характером духовных Г.; во второй половине XVI в.
 они, под именем церковных братств, приобретают политический характер.
 Несомненные данные о ремесленных братствах в Зап. России (цехах) дошли
 до нас от XVI-XVII вв. И в настоящее время существуют в Малороссии цехи,
 которые, подобно средневековым западноевропейским цехам, вмещают в себе
 элементы духовных Г.; так они содержать в церквах ставники (большие
 свечи) и т. п. Такие же черты свойственны малороссийским парубоцким или
 молодецким братствам. Возможно, что в древнем Новгороде, где в немецком
 дворе существовала Г. св. Петра, и русские торговцы составляли подобные
 союзы. Источники упоминают про торговые общины, существовавшие при
 церквах, имевшие общинные кассы и т. п. Трудно, однако, видеть в них
 союзы, аналогичные Г., тем более, что смутные указания источников могут
 быть отнесены и к артели, члены которой не только связаны были началами
 взаимопомощи, но и весь промысел вели на общий счет. Промысел же в
 древней Руси был свободный. Ограничения являются только в московском
 периоде в интересах фискальных. Фискальный характер имеют и торговые
 общины, тогда же возникшие под именем сотен (гостиные, суконные и т. п.
 сотни): их задача заключалась в раскладке податей. Наконец и купеческие
 гильдии, явившиеся результатом Петровского законодательства, имеют
 значение податных классов.
  Г., установленные Петром 1, находились в связи с стремлением его
 организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие и
 сначала являлись институтом полицейско-государственным, а не финансовым,
 ибо купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную
 подать. Регламентом главному магистрату 16 января 1721 г. повелено всех
 регулярных граждан (т. е. все городское население за исключением
 иностранцев, шляхетства, духовенства и подлых людей - чернорабочих,
 поденщиков) разделить на две гильдии, причем к первой гильдии или к
 первостепенным отнесены: "банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие
 большие торги и которые разными товарами в рядах торгуют, городские
 доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари,
 серебренники, иконники, живописцы", а ко второй-"которые мелочными
 товарами и харчевными всякими припасами торгуют, рукомесленные, резчики,
 токари, столяры, портные, сапожники и сим подобные". Из инструкции
 Магистратам 1724 г. видно, что Г. имели своих выборных представителей -
 "старшин и старост с товарищами", которые должны были "попечение и
 старание иметь обо всем, что до пользы граждан" касается и "о чем
 надлежит магистрату предлагать". Все, что касалось гражданской пользы,
 городовой магистрат должен был, согласно инструкции, обсуждать со
 старшинами и старостами Г. При Елизавете Петровне "инструкцией
 московского купечества старшинам и старостам с товарищи" 19 янв. 1742 г.
 повелено разделить купечество на три гильдии, из которых каждая избирает
 старшину, старосту и товарища на один год, причем старшины второй и
 третьей Г. подчиняются старшине первой, а старосты с товарищами в каждой
 Г. подчиняются старшине. На этих лиц возложены некоторые полицейские
 обязанности и взимание разного рода сборов. Манифестом 17 марта 1775 г.
 купечество освобождено от подушной подати; принадлежность же городских
 жителей к купечеству обусловлена записью в Г., которых положено
 повсеместно три. Распределение купцов по Г. происходило по сумме
 объявленного ими капитала. К первой Г. причислялись те, которые
 объявляли капитал более чем в 10000 р., ко второй - объявлявшие от 1000
 до 10000, к третьей - от 500 до 1000; имевшие менее 500 р. причислялись
 к мещанам. Все существовавшие до этого времени частные промысловые сборы
 были отменены, а на место их впервые установлен особый гильдейский сбор,
 в размере 1% с объявленного капитала. Объявление капитала
 предоставлялось на совесть каждого, и никакие доносы на утайку имущества
 не принимались. "Городовым положением" 1785 г. был повышен размер
 объявляемых капиталов (для первой Г. от 10-50 т., для второй от 5 до 10
 т., для третьей от 1 до 5 т.), но оклад налога остался тот же. В то же
 время более точно определены права и преимущества купцов, объем которых
 сделан различным по различию Г. В противоположность цехам, купеческие Г
 остались и после 1785 г. не организованными в корпорации или общины. В
 1807 г. размеры объявляемых капиталов установлены для первой Г. в 50000
 р., для второй 20000, для третьей 8000 р.; эти же нормы сохранены и
 "Постановлением об устройстве Г. и о торговле прочих состояний" 14 нояб.
 1824 г. В основе ныне действующего законодательства лежит закон 1 янв.
 1863 г., измененный в 1865 г. и образующий "Положение о пошлинах за
 право торговли и других промыслов", отнесенное к V т. Св. Зак. Согласно
 этому Положению, предприниматели всех торгово-промышленных действий, не
 освобожденных от налога; обязаны ежегодно брать особые свидетельства,
 которые разделяются на купеческие или гильдейские и просто промысловые.
 Лицо, взявшее купеческое или гильдейское свидетельство, кроме права
 производить в известных пределах торговлю или промысел, приобретает еще
 личные права и преимущества, присвоенные купеческому состоянию.
 Гильдейские свидетельства могут быть выдаваемы лицам обоего пола, кроме
 священнослужителей и церковных причетников (что не распространяется на
 оставшихся по смерти их вдов и незамужних дочерей) и протестантских
 проповедников, находящихся при должностях. Лица, не принадлежащие к
 купеческому сословию, могут брать гильдейские свидетельства с
 сохранением настоящего их звания или с перечислением в купечество.
 Дворяне, взявшие гильдейские свидетельства, пользуются правами и
 выгодами, данной Г. присвоенными, но, неся все повинности по купеческому
 званию наравне с купцами, не освобождаются от своих обязанностей и
 повинностей по дворянскому званию. Правами купеческого состояния
 пользуется как лицо, на имя которого выдано гильдейское свидетельство,
 так и члены его семейства, внесенные в одно с ним свидетельство. В
 гильдейское свидетельство, выдаваемое на имя мужа, может быть внесена
 жена, но в свидетельство, выданное на имя жены, муж внесен быть не
 может; при отце или матери могут быть внесены в одно свидетельство их
 сыновья, не замужние дочери и усыновленные законным порядком приемыши
 (приемыши, не усыновленные законным порядком - только до
 совершеннолетия), равно как и внуки (дети сына); но внесение сих
 последних допускается лишь тогда, когда отцы их не производят торговли

<< Пред.           стр. 242 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу