<< Пред.           стр. 257 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 напротив, изображают чаще всего пассивные натуры, без резко выраженной
 индивидуальности - натуры, поддающиеся влияниям среды и не умеющие
 оказать им достаточного сопротивления. В этом отношении Г. пошли даже
 слишком далеко: сюжетом их романов являются чаще всего болезни воли,
 патологические состояния человеческой души. Самым характерным для
 таланта и манеры Г. романом является "Charles Demailly" (напечатанный
 впервые в 1861 г., под заглавием "Les hommes de lettres"), в котором
 авторы воплотили свою собственную психологию болезненно впечатлительных,
 пессимистически настроенных художников нашего времени. Их герой - жертва
 бескорыстной, возвышенной любви к пошлой актрисе, которая превращает его
 в игрушку своих бессмысленных капризов. В этом романе сказывается
 инстинктивный ужас Г. перед женщиной и ее властью, их взгляд на
 женитьбу, как на могилу артистической деятельности, их убеждение, что
 художник должен жить один, всецело отдавшись своим замыслам и
 артистическим ощущениям. Та же мысль лежит в основании другого романа
 Г., из жизни художников: "Manette Salomon" (1867). В этом романе Г.
 развивают любопытные и смелые артистические теории и рисуют, с
 свойственным им обилием характерных деталей, жизнь французских
 художников.
  Лучшими из романов Г. считаются два этюда женской психологии или,
 вернее, патологии: это "Germinie Lacerteux" (1865) - тип несчастной,
 истеричной женщины, с больной волей, страстным темпераментом и слабой
 головой, и "Renee Mauperin" (1864), где изображена молодая девушка,
 нервная, оригинальная, с несколько мальчишескими замашками, но вместе с
 тем артистическая и нежная, вносящая во все свои поступки
 непосредственность чистой души. "Soeur Philomene" (1861) и "Madame
 Gervaisais" (1869) заканчивают галерею созданных Гонкурами типов и
 портретов из современной жизни. Все эти типы имеют много общего между
 собой и представляют как бы членов одной и той же семьи, следующих
 непосредственному импульсу сердца или темперамента. Значение Г. в
 литературе заключается в том, что, проникнутые насквозь жизнью века,
 связанные всеми фибрами своего существа со своим временем и обществом,
 они внесли эту "modernite" в свои произведения, сделались историографами
 своего поколения и стали во главе целой школы романистов
 натуралистического направления (Золя, Мопассан, Гюисманс и др.), с
 характеризующим ее фатализмом и анализом мельчайших подробностей
 человеческого существования. Большую роль в созданной Г. новой формуле
 романа играет их язык, в который они внесли особую виртуозность и
 живописность. Постоянная погоня за точным определением ("ie mot qui
 peint") придает иногда вычурность и искусственность прозе Г.; но там,
 где они не впадают в крайность, артистическая отделка их языка создает
 поразительные эффекты.
  После смерти Жюля Г. (он ум. 40 лет от нервного переутомления),.
 старший брат продолжал писать романы, и издал "La fille Elisa", "Les
 freres Zemganno", "La fan stin", "Cherie", во многом схожие с общим
 типом гонкуровских романов, но во многом от него и отличающиеся.
 Вычурность языка и претенциозная оригинальность, граничащая с
 оригинальничанием, доходят здесь, местами, до крайних пределов,
 заставляя думать, что в стремлении братьев к новизне замысла и формы
 младший являлся элементом сдерживающим и умеряющим. Нет в романах Эдмона
 Гонкура и того глубокого чувства, которым проникнуты многие страницы в
 романах обоих братьев. В 1888 г. он начал печатать любопытные
 литературные мемуары; "Journ. des G.", где рассказывается жизнь братьев
 с 50-х до 70-х гг. Дневник этот - в высшей степени ценный вклад в
 историю интимной жизни второй полов. XIX в.; но бесцеремонность, с
 которой предается гласности содержание дружеских бесед, возбудило против
 Эдмона Г. общее негодование. Ср. этюды Бурже в "Essais de Psychologie
 contemporaine" и Леметра в "Contem porains"; Зола, "Парижские письма".
  З. В.
  Гоноррея (Gonorrhoea) - воспаление слизистой оболочки
 мочеиспускательного канала, вызываемое особыми низшими организмами,
 "гонококками". Гнойное отделение воспаленной слизистой оболочки,
 содержащее гонококки, перенесенное на здоровую другую слизистую ткань,
 немедленно вызывает ее заболевание. Так довольно часто поражаются глаза
 (conjunctivitis etc. blennorrhoica) у новорожденных . Гонококки впервые
 описаны Нейсером, а Бокхард культивировал их искусственно. Они круглой
 формы, диаметр - менее 0, 001 мм., наичаще располагаются парно
 (диплококки) или кучками. Заболевание проявляется после 1 - 8 суток от
 заражения; протекает или остро, или хронически. Острая Г.,
 характеризующаяся выделением сначала слизи, а потом гноя, ощущением
 щекотания, жжения и боли в канале, частыми позывами к мочеиспусканию
 очень болезненному; при благополучном течении, проходит в 1 - 11/2
 месяца, или же Г. становится хронической. Заразное начало из
 мочеиспускательного канала проникает к придатку яичка и вызывает его
 воспаление (Epididymitis acata), выражающееся его увеличением,
 чрезвычайною болезненностью, общим лихорадочным состоянием; воспаление
 это через 3 - 4 недели может пройти благополучно, или обратиться в
 хроническое, или окончиться омертвением придатка. Семянной канатик также
 иногда воспаляется. Болезнь переходит иногда на мочевой пузырь,
 распространяется дальше на мочеточники и вызывает заболевание самих
 почек. Воспаление слизистой оболочки способно распространяться и в
 глубину тканей. Лимфатические железы и сосуды при Г. также поражаются,
 припухают. Наружные покровы воспаляются, отекают; иногда наступает даже
 омертвение крайней плоти. Хотя Г. болезнь чисто местная, но она сильно
 отражается на общем состоянии организма; нервная система расстраивается,
 развивается особое угнетенное состояние духа. Особо важное осложнение Г.
 - это поражение суставов, выражающееся их опуханием, вследствие выпота
 жидкости в суставные сумки, болезненностью, и медленно протекающее. В
 суставной жидкости находили гонококков. При таком специфическом
 поражении суставов наблюдается, как и при остром сочленовном ревматизме:
 заболевания сердечной сумки и внутрисердия, мозговых оболочек и т. д.
 Острая Г. у женщин имеет то же течение, что и у мужчин. Симптомы и
 течете болезни те же. От раздражения гноем наружных покровов развивается
 поражение кожи (eczema); Бартолиновы железы нагнаиваются; заболевания
 мочевого пузыря, внутренней оболочки и покровов матки (пара и
 периметриты) и т. п. представляются тяжелыми осложнениями Г. Указывают,
 что Г. является очень часто причиною бесплодия. Хроническая Г. является
 почти всегда последствием запущенной острой формы. Слизистая оболочка
 канала утолщена, воспалена; в некоторых местах покрыта грануляциями или
 язвами, которые, заживая, покрываются рубцами. Образовавшееся местное
 сужение канала, в свою очередь, поддерживает хроническое воспаление
 слизистой оболочки, кот. выражается в слизисто-гнойном отделении в виде
 одной или нескольких капель. Лечение острой формы: обрывающее болезнь, в
 виде применения прижигающих средств, раствора азотно-кислого серебра и
 т. д., и медленное, - помощью вяжущих и дезинфицирующих впрыскиваний.
 Внутрь употребляются разные бальзамические средства (копайский и
 некоторые другие бальзамы, скипидар, настойка сандального дерева и
 другие). При лечении требуется возможный покой, строгая диета. При
 хронической форме употребляются по преимуществу вяжущие, тонические
 средства и хирургические приемы при разрушении структур. А. Л - ий.
  Гончие собаки, по породам, разделяются на восточных, западных и
 брудастых. Общие признаки гончих восточных пород заключаются в
 следующем: нос - плоский, волчий; череп с гребнем на затылке; лоб
 пологий; уши всегда углом, короткие и высоко поставленные; грудь не
 широка, но выпукла; ноги толстокостые и с развитою лапою; шпор (прибылых
 пальцев) не бывает; гон (хвост) короткий, изогнутый кверху, псовина
 (шерсть) на морде и на ногах короткая, на спине и боках длинные, с
 густым подшерстком, на шее же часто образует гриву, как у волка; масть -
 преимущественно волчья; подпалины (пятна) бывают только желтые,
 различных оттенков, постепенно сливающиеся с главною мастью; конец
 хвоста всегда белый. К описанной группе принадлежат: костромские Г.,
 ростом до 14 врш., отличающиеся необыкновенно сильным чутьем, красивым
 голосом и вязкостью, старинные русские Г., ростом до 16 вершков,
 замечательные выносливостью и неприхотливостью, но также грубостью и
 отчаянною злостью; русские пешие Г., ростом около 10 - 12 врш., менее
 резвые, но очень смелые и злобные к зверю; англо-русские Г., наиболее
 распространенные, происшедшие от скрещивания русских Г. с фоксгоундами,
 и арлекины, отличающиеся светло-серою мастью с мелкими черными пятнами и
 синевато-белыми глазами, замечательные голосом, злобностью и
 азартностью. Западные Г. имеют выпуклый лоб, толстую тупорылую морду,
 круглые, тонкие и длинные уши, псовину короткую, без подшерстка, в
 длинный тонкий хвост; встречающиеся подпалины бывают резко очерчены от
 остальной масти. Древнейшая порода западных Г - французские Г. св.
 Губерта, сохранившиеся в чистом виде в одной Англии (bloodhound), где
 они служат комнатными собаками. Масть Г. св. Губерта бывает как черная с
 рыжими подпалинами, так и белая, с желтыми пежинами (королевские Г., les
 blancs du roi); рост их достигает 18 врш. От черной разновидности этой
 породы произошли Г. нормандские артезианские и гасконские, от белой
 разновидности - Г. сентонжские, пуатевенские и вандейские, от различных
 помесей тех и других образовались Г. фарфоровые (небольшого роста),
 арьежские и овернские. К типу Г. св. Губерта очень подходят польские
 тяжелые Г., отличающиеся большим ростом, массивною головою, с надутыми
 кровью глазами и веками и короткою лоснящеюся шерстью черной или
 черно-пегой масти в подпалинах ярко или темно красного цвета. Эти Г.
 очень красивы, чутьисты, обладают хорошими голосами, но очень пеши
 (медленны) и мало выносливы: в последних двух отношениях их значительно
 превосходят польские паратые (резвые) Г., среднего роста,
 блестяще-черного цвета, в ярко-красных подпалинах. От скрещивания
 польских Г. с восточными Г. произошли польские огары, огромного роста, и
 курляндские Г, массивные собаки, небольшого роста. Кроме них, в Литве
 разводится польская маленькая или заячья Г., складом и отчасти цветом
 похожая на лисицу. Английские паратые Г., известные также. под названием
 лисогонов или фоксгоундов (Foxhound), небольшого роста собаки,
 разделяются на несколько отдельных пород. Все они употребляются только в
 стаях и особенно годны для быстрого сганивания (ловли) зверя. Из мелких
 пород лисогонов наиболее известны харрьеры и бигли . Много общего с
 лисогонами имеют оленьи Г. (Sladbound), ростом до 16 врш. К западным же
 Г. должны быть причислены немецкие ищейки (Schweisshund), употребляемые
 для выслеживания раненого зверя. Брудастые Г. произошли от весьма давних
 скрещиваний овчарок с различными Г. в отличаются круглым черепом с
 сильно развитым затылочным гребнем, короткой мордою и круглыми ушами;
 все они более или менее пешие, но злобные, настойчивые в преследовании и
 обладают жалобными голосами. Во Фрации известны следующие породы
 брудастых Г. (гриффонов): серые гриффоны св. Людовика, рыжие бретонские,
 вандейские, бресские и нивернейские, собаки эти среднего роста, имеют
 жесткую шерсть, торчащие брови и усы и длинные уши. Русские брудастые Г.
 встречаются ныне очень редко роста крупного (до 17 врш.), масти
 обыкновенно серой, характера свирепого, упрямого и сварливого; обладают
 хорошим чутьем, неутомимостью и "мертвою" злобою к зверю. В Англии из
 брудастых Г. особенною известностью пользуются выдровые собаки
 (Otterhound), употребляемые специально для охоты на выдру; они большого
 роста и настолько выносливы, что могут плавать без вреда для здоровья
 даже при появлении льда.
  Охотничье назначение Г. состоит в том, чтобы, найдя чутьем след
 четвероногой дичи, гнаться с лаем по этому следу и преследовать дичь или
 до полного изнеможения ее или же до выставления (нагона) ее на охотника.
 Свойства хороших Г. заключаются в вязкости (продолжительном
 преследовании), верности (лае только по преследуемой дичи), полазистости
 (умение разыскать дичь), нестомчивости (неутомимости во время
 продолжительного преследования), хороших голосах (сильном, чистом и
 звонком лае), хорошем чутье, стайности (способности гонять стаею, не
 отделяясь друг от друга), нозывистости (послушании к вызову) и
 вежливости (повиновении охотнику, а также равнодушии к домашнему скоту).
 Приучение Г. к тону (преследованию) называется наездкою, наганиванием
 или нахаживанием и производится, обыкновенно, весною и, затем, в
 августе, перед началом охоты; раньше еще Г. приучают к смычку, т. е. к
 смыканию их попарно короткою цепью за ошейники, к рогу, служащему для
 вызова их и к виду домашнего скота, чтобы они на него не бросались. Г.
 употребляются для охоты псовой, парфорсной и ружейной. Ружейная охота
 заключается в том, что Г. заводят в остров (лесное отъемистое место, где
 водится дичь), размыкают их (снимают смычки), и они, напав на след дичи,
 с лаем гонять её; охотники же размещаются на заранее определенных лазах
 - местах, удобных для прохождения зверя, или же, руководствуясь лаем,
 "перенимают" его на пути и затем стреляют в него. С Г. охотятся на
 зайцев, лисиц, волков, оленей, диких коз, кабанов, иногда же на лосей и
 даже медведей. Ружейная охота с Г. распространилась у вас из Польши и
 получила особенное развитие после уничтожения крепостного права,
 повлиявшего на уменьшение псовых охот. Содержание Г. в польских
 губерниях обложено пошлиною по 6 руб. в год за каждую. Ср. Н. Кишенский
 "Записки охотника Тверской губ. о ружейной охоте с Г. " ("Природа и
 Охота", 1879 - 80); "Описапие типичных признаков охотничьих собак"
 (СПб., 1888); А. Дубинский, "Ружейная охота с Г." ("Охотничья Газета",
 1890); Е. Артынов, "Собачий хор" (там же, 1891).
  Гор - древнеегипетское божество, сын Изиды, рожденный ею, по
 большинству сказаний, без участия Озириса, после его смерти, и
 усыновленный им. Представление об этом боге пережило три фазиса. Сначала
 он - дитя, воспитанное Изидой и Нефтидой, в потаенном месте болоте Буто.
 Затем он является "мстителем за отца", когда, не предупредив Изиду,
 покинул свое убежище и начал жестокую и продолжительную борьбу с Сетом,
 которого сделал бессильным, сам лишившись при этом глаза. Побежденному
 Сету была оставлена жизнь и свобода; боги, примирившись, очистились и
 уврачевались от повреждений. Себя признал Г. наследником Озириса, а Сету
 тоже дал часть во владычестве . Теперь представление о Г. вступает в
 третий фазис: ему принадлежит всемирная власть, он "Гор богов-, "великий
 Гор" (Горур). Царствование его продолжалось 300 л.; ему наследовал Тот,
 т. е. мудрость, затем Маат - справедливость, наконец "шесу Гор" -
 служители Г., жрецы. Почитание Г. в различных местностях Египта
 соответствовало тому, какой фазис его мифа выдвигался на первый план. В
 Дендерах, Эдфу в др. он носил специальное название "соединителя обеих
 земель" (сам-тауи); в Панополе и Конте его представляли в фаллическом
 виде, отождествляя с Хемом. Здесь он являлся, между прочим, защитником
 Египта от восточных варваров; вообще он был национальным
 богом-покровителем, в противоположность Сету - покровителю пустыни и
 азиатов. Особенная форма Гора - Гармахис . На счет значения мифа
 существует несколько мнений. Большинство ученых (Бругш, Эд. Мейер,
 Масперо, Ланцоне и др.) считают Г. богом солнца, возродившегося на
 другой день после заката, и в борьбе с Сетом видят борьбу света с тьмой.
 Видеманн различает двух одноименных богов: Гора, сына Озириса и Изиды, и
 Гора, бога солнца, Гора-ура, который еще в доисторическое время был
 отождествлен с первым. По мнению Strauss и Torney ("Entstehung and
 Geschichte d. altaegypt. Gotterglaubens"), Г. олицетворял собой небесную
 лазурь, свет, и культ его явился следующим образом: по смерти Озириса,
 г. е. после победы противников его культа, приверженцы его продолжали
 тайно служить ему; любовь к гонимому богу была Изидой, в которую он
 заронил семя - надежду на лучшие времена. Дело шло о борьбе с богом, а
 ее мог начать только другой бог, который должен был быть возродившимся
 Озирисом, его сыном. Г. явился богом будущего, предметом надежд,
 обетования; это был первый период представления о нем, чему
 соответствуют и его имена: "дитя", "мальчик" и т. д. Учение о нем
 держалось в тайне; отсюда сказание о его тайном воспитании, Окрепши, его
 приверженцы, без ведома своих более осторожных вождей, вступили в борьбу
 с поклонниками Сета и, победив их, не истребили, так как партия
 противников была еще сильна и, главное, ей удалось завладеть "глазом
 Гора", т. е. вождями его последователей. После победы произошло
 примирение; побежденным поручено охранять северные границы; отсюда
 представление о Сете, получившем в удел Нижний Египет. Сет остался
 страшным богом силы, Г. - праведным и милостивым. Уже в титулах древних
 царей оба бога стоят рядом, примиренными, и оба оказывают покойным царям
 помощь в преисподней. Г. был третьей и конечной формой проявления
 божественной силы; он истребил в мире все богопротивное и явился богом
 по преимуществу духовным, чему соответствует и символ его - парящий
 кобчик. Сказанем о Горе заключается цикл древнейших мифов. В позднейшие
 времена иероглиф Г. - кобчик - употреблялся, как идеограмма слова "бог".
 Г. изображался в виде кобчика или с головой кобчика или ястреба, с
 различными коронами, со скипетром и знаком жизни в руках. Встречаются
 изображения в форме сфинкса с головой кобчика; есть изображение о 7
 головах различных животных (Неаполь, Museo Norion), а также масса
 изображений различных эпизодов борьбы с Сетом. Греки сопоставляли Г. с
 Аполлоном, видя в нем бога света; культ его перешел за пределы Египта,
 но большого распространения не получил. Место Г. в Александрийской
 триаде занял Гарпократ, культ которого проник в на запад, особенно в
 Рим; в мистериях он являлся олицетворением воскресения. Б. Тураев.
  Горбуша (Oncorhynchus [Salmo] proteus Pall.) - рыба из семейства
 лососевых, достигает до 60 стм. длины; живет в сев. части Великого
 океана, откуда заходит в реки, впадающие в Берингово море, Охотское море
 и Татарский пролив (Сахалин). Г.
  - местное русское название. Ср. Никольский, "Остров Сахалин и его
 фауна" (приложение к LX тому "Записок Имп. Акд. Наук", СПб., 1889).
  Горгоны - в греческой мифологии чудовища женского рода. Гомер в
 Илиаде говорит, что голова Г. находится на эгиде Зевса, а в Одиссее Г. -
 страшилище подземного царства. Как у Гомера, так и у Еврипида, по
 рассказу которого Г. рождена землей и убита Афиной, речь идет об одной
 Горгоне; между тем у Гесиода их три, живущие на западе, за океаном.
 Позднейшие писатели относят их в Ливию (Геродот и др.). Они
 представляются в виде крылатых существ, с несоразмерно большой головой,
 высунутым языком. оскаленными зубами и часто со змеями на голове или
 туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу называют Горгоной, была
 самая ужасная. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей
 голову. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного
 удара Персея), произошел крылатый конь Пегас. Голова Медузы окаменяла
 всех, кто на нее глядел или до нее дотрагивался. Искусство долгое время
 изображало ее в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у
 которого она представлена красивой, стали изображать ее прекрасной, хотя
 и внушающей ужас, обыкновенно - с крыльями над висками и змеями в
 волосах. Внешне ужасное заменилось ужасным выражением красивого лица.
  Гордеев (Федор Гордеевич) - скульптор, один из первых питомцев
 Императорской академии художеств (1744 - 1810). Он учился в академии с
 1759 по 1767 г., а затем, будучи отправлен за границу, в качестве
 понтонера академии, совершенствовался в искусстве в Париже, под
 руководством Лемуана, и в Риме - чрез изучение антиков. По возвращении
 своем в Петербург, вылепил группу "Прометей", за которую, в 1769 г., был
 признан назначенным в академики и определен состоять при академии. В
 1776 г., за барельеф: "Меркурий отдает Бахуса нимфам", получил звание
 академика, в следующем году был сделан адъюнктпрофессором, в 1780 г.
 стал заседать в академическом совете, в 1782 г. возведен в звание
 профессора, в 1794 г. получил должность адъюнкт-ректора академии по
 разряду скульптуры и, наконец, с 1802 г. по конец своей жизни, был
 ректором. Из его произведений особенного внимания заслуживают памятник
 кн. А. М. Голицыну в Александро-Невской лавре и барельефы на фасаде
 Казанского собора в СПб: "Благовещение", "Бегство в Египет", "Покров

<< Пред.           стр. 257 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу