<< Пред.           стр. 266 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Электрический ток от сильной (600 эд. Бунзена) батареи, накаливая в
 безвоздушном пространстве угольную палочку, заставляет часть ее вещества
 улетучиваться и осаждаться в форме Г. Добрэ получил Г. действием
 металлического железа на сероуглерод при высокой температуре. С.
 Клер-Де-Вилль получил Г., пропуская пары четыреххлористого углерода
 через накаленный железные трубки. При медленном охлаждении
 расплавленного чугуна часть угля, находящегося в растворенном состоянии
 в чугуне, выделяется в виде Г. В заключение заметим, что Г. находится
 часто в метеоритах.
  В. А. Яковлев.
 
  Графит. - Кристаллическая система одноклиномерная, по наружному виду
 кристаллы Г. напоминают шестиугольные пластинки формы гексагональной
 системы, к которой его еще сравнительно недавно и причисляли. Г. не
 плавок, сгорает труднее, нежели алмаз. Спайность ясно выражена
 параллельно основному пинакоиду. Цвет Г. свинцово-серый или черный с
 металлическим отблеском. В природе Г. встречается или в виде отдельных
 кристаллов, включенных в горной породе, или в виде сплошных масс
 скрытокристаллического сложения. Лучшие кристаллы Г. в России
 встречаются в кристаллических известняках острова Паргаса (в Ботническом
 заливе); сплошными массами ой залегает у нас в Тункинских горах
 (Иркутской губ.), на Нижней Тунгузке (Енисейской губ.) и в других местах
 Европейской и Азиатской России; два месторождения, выше названные;
 характеризуются особенною чистотою Г. первое из них было разрабатываемо
 Алибером, второе - Сидоровым. Г. употребляется для выделки
 огнепостоянных тиглей и карандашей.
  Грации - (Gratiae) - римское, теперь общеупотребительное название
 греч. богинь харит (cariteV), с именем которых древние греки связывали
 все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой
 жизни. Их происхождение, имена и число по разным авторам различны: то
 они дочери Зевса и Геры, или Зевса и океаниды Эвриномы, то дочери Гелия
 и Айглы, то Бахуса и Афродиты. Гомер не называет их по именам и не
 приводит их числа; в Илиаде говорится о Пазифее, как "одной из младших
 харит". По Гесиоду, их было три: Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье)
 и Эвфрозина (радостное настроение, веселье). Служение харитам было, по
 преданию, введено в Беотии царем Этеоклом; отсюда оно перешло на Геликон
 и в другие страны Греции. По Павзанию, в некоторых местностях Греции
 были только две Г.: Пиндар говорит о трех Г. и называет их так же, как
 Гесиод. Как богини прелести и красоты, Г. принадлежат к свите Афродиты;
 они сопровождают и Пейфо богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них
 последние не могли бы ни действовать, ни пленять. Распространяемое Г.
 веселье относится не к области чувственной жизни, но духовной;
 наслаждения музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретают,
 благодаря Г., особую прелесть и красоту, так что поэты говорили, что не
 желали бы видеть Афродиту или муз без Г. Произведения пластического
 искусства также находятся под покровительством Г. и еще у Гомера одна из
 харит называется женой Гефеста. Храмы Г. находились почти во всех
 значительных городах. В честь их устраивались и праздники, например в
 Орхомене, где состязались певцы и поэты. Первоначально, в глубокой
 древности, статуями Г., как и других божеств, были лишь голые камни;
 так, находившиеся в орхоменском храме и упавшие, по преданию, с неба
 камни были посвящены Г. Искусство изображало их сначала в одежде; такова
 золотая статуя Г. в Смирне, в храме Эвменид, и стоявший при входе в
 Акрополь мраморный рельеф, копии с которого находятся в Ватикане, Афинах
 и др. По мере развития искусства, одеяние их делалось все более легким,
 пока, наконец, при Праксителе оно совсем не было снято. Позднейшее
 греческое искусство изображало Г. в виде группы трех стройных, цветущих,
 девственных женщин, с миловидными чертами лица, нежно обнимающих друг
 друга. Эта группировка, приданная и Кановой своему знамен, произведению,
 стала для Г. характерной. Определенных атрибутов у Г. не было; то им
 давались цветы: лилия (символ лита), миртовая ветвь (символ любви), чаще
 всего роза (символ красоты), - то музыкальные инструменты или игральные
 кости. В Риме Г. никогда не были предметом религиозного культа; только
 вследствие подражания греческому искусству и поэзии их стали почитать
 художники и поэты. Ср. Краузе, "Die Musen, Grazien und Horen" (1871);
 Роберт, "De Gratiis atticis" (в "Commentationes in honorem Mommsenb
 1877).
  И. К.
  Грейг Самуил Карлович - русский адмирал (1736 - 88); в 1764 г. принят
 на русскую службу капитаном 1-го ранга и вскоре ему поручено
 командование фрегатом "Св. Сергий" и кораблем "Трех Иepapхов". Особенно
 отличился 26 июня 1770 г., при сожжении турецкого флота в Чесменском
 заливе. В 1773 г. командовал эскадрой в Архипелаге, в 1788 г. победил
 шведский флот при Гохланде. Погребен в Ревеле, в вышгородской
 лютеранской церкви, где Екатерина II воздвигла ему гробницу из белого
 мрамора.
  Гремучая змея (Crotalus) - род ядовитых змей из подотряда
 трубчатозубых (Solenoglypha), семейства ямкоголовых (Сгоtalidae). Сюда
 принадлежат 6 видов американских змей, отличающихся особой гремушкой или
 трещоткой на конце хвоста, состоящей из ряда вложенных друг в друга
 роговых конусов и сидящей на 6 - 8 последних хвостовых позвонках,
 расширенных и спаянных между собою. Трещотка представляет видоизменение
 хвостовых чешуй; достоверно происхождение ее неизвестно; но во всяком
 случае составляющие ее конусы не образуются при линянии и число их не
 соответствует числу линяний. Все чрезвычайно ядовиты; от их укуса не
 может защитить ни одежда, ни обувь. Наиболее известна обыкновенная Г.
 змея (Crotalus durissimus), достигающая 1,6 м. (говорят, даже - 2 м.)
 длины; сверху серо бурого цвета с неправильными черными подосками. снизу
 желтовато-белого с мелкими черными точками. Живет в Северной Америке от
 Мексиканского залива до 46° с. ш. (в западной части Соединенных Штатов,
 в восточной - не распространена так далеко на север), преимущественно в
 ненаселенных, сухих и каменистых местностях, где недалеко есть вода;
 селится) главным образом, в норах грызунов и береговых ласточек,
 расширяя их в случае надобности, а также под камнями; ведет ночной образ
 жизни, хотя часто греется на солнце; питается мелкими млекопитающими,
 птицами и земноводными. Г. змея ленива и неподвижна, хотя может быстро
 ползать, преследуя добычу. На человека сама не нападает; при приближении
 его свертывается кольцом, поднимает голову и хвост и сильно двигает
 гремушкой, издавая характерный шорох, который часто слышится и во время
 ползания. Совокупление происходит весною, при чем Г. змей часто
 собираются в большие клубки, подобно нашим гадюкам; в августе самка
 кладет яйца, из которых уже через несколько минут выходят молодые змеи.
 По мере расширения площади обработанной земли количество Г. змей сильно
 уменьшается, благодаря истреблению их людьми (вероятно и свиньями).
 Некоторые индейские племена не только не истребляют Г. змей, но даже
 чтят их за хитрость (сиуксы). Средством против укуса считается алкоголь.
 Алмазная змея (Cr. adamanteus), зеленовато бурого или золотисто-бурого
 цвета с темными пятнами, окаймленными золотистым цветом длиною до 2,3
 м., водится в южной части Соединенных Штатов и в Средней Америке. В
 Южной Америке водится лишь каскавелла (Cr. horridus), по цвету похожая
 на алмазную, но с более крупными и светлыми внутри пятнами, по величине
 равная обыкновенной, от которой не отличается и по образу жизни. Область
 распространения ее обнимает большую часть Южной Америки (от Гвианы до
 штатов Ла-Платы).
  Н. Кн.
  Гренадеры (Grenadiers). - Название это первоначально присвоено было
 храбрейшим пехотным солдатам, назначенным для бросания ручных гранат
 (grenades). У каждого Г. было по 3 или 4 ручных гранаты, в особой суме
 (гренадьере); кроме того, он имел и прочее вооружение пехотного солдата;
 головным его убором служила гренадерка, потому что носимые в то время
 солдатами трех угольные шляпы мешали бросанию гранат. Впоследствии Г.
 сохранились лишь как части, составленные из отборных людей. У нас Г.
 появились при Петре Великом, сильными ротами в пехотных полках и в виде
 целых гренадерских частей, отдельные гренадерские роты сохранялись у нас
 до 1856 г.; в егерских полках они назывались карабинерными. В 1763 г. в
 России было уже 4 армейских гренадерских полка. Это число постепенно
 увеличивалось переименованиями из мушкетерских полков и сформированием
 новых. В 1811 г. гренадерские полки соединены в особые дивизии, а в 1814
 г. - в корпус. Теперь название гренадерских присвоено: во 2 гвардейской
 пех. дивизии - л.-гв. гренадерскому полку, в 3-ей - полкам
 кексгольмскому императора австрийского и с. петербургскому короля
 прусского Фридриха Вильгельма III; в армии - четырем дивизиям, из
 которых 3 образуют гренадерский корпус, а 1 входит в состав 1-го
 кавказского арм. корпуса. - Артиллерийские бригады, соответствующие по
 номеру гренадерским дивизиям, также именуются гренадерскими. - В коннице
 Г. появились при Людовике XIV, учредившем в 1676 г. роту "grenadiers а
 cheval", которая снабжена была шанцевым инструментом для исправления
 пути следования короля. В Пруссии и Австрии конно-Г. были упразднены в
 XVIII в. У нас, в 1833 г., прежнему л.-гвардии драгунскому полку велено
 именоваться л.-гв. конно-гренадерским. - В 1827 г. учреждена у нас рота
 дворцовых Г. Офицеры этой роты имеют гвард. чины, фельдфебель - чин
 подпоручика, а прочие унтер-офицеры - чин прапорщика армии; Г. имеют
 звание унтер-офицера. Рота пополняется отличнейшими нижними чинами -
 отставными или прослужившими определенное число лет на сверхсрочной
 службе и бывшими в походах против неприятеля. См. "Ежегодник русской
 армии", ч. 1.
  Гретри (Andre Ernest Modeste Gretry) - известный французский
 композитор, родом бельгиец (1741 - 1818), развивший французскую
 оперетту. Первая его опера, "Les manages samnites", успеха не имела; но
 после появления оперы "Huron" репутация Г. среди парижан установилась.
 Популярность его еще более увеличилась после оперы "Richard Соепт ае
 Lion" (1785). В этой опере Г. начал проводить тематизм, который в
 настоящее время играет столь важную роль в планировке оперы. Из других
 его опер известны: "La caravane de Cair", на текст графа Прованского,
 (впоследствии Людовика XVIII), данная 506 раз "Zemire et Azor" и др. В
 техническом отношении оперы написаны слабо, но отличаются мелодичностью.
 В 1789 г. Г. издал в Париже "Memoires ou Essais snr la musique", в
 которых в особенности интересны рассуждения о музыкальной декламации.
 Ср. Бретон, "Notice sur la vie et les ouvrages d'A. G." (П., 1814);
 "Gretry en famille" (Париж, 1815); ван Гульст, "Gretry" (Льеж, 1842).
  Н. С.
  Греция Древняя. За все время независимого существования Г. в истории
 ее наблюдается действие двух сил - центробежной и центростремительной, с
 преобладанием первой из них, так что Г. никогда не была единым
 государством и различные части эллинской расы никогда не составляли
 одного народа. В историческое время занятая эллинами территория
 дробилась тысячи на две мелких государств, обыкновенно состоявших из
 одного города, с примыкающими к нему полями или деревенскими
 поселениями. Каждое такое государство-город пользовалось полною
 политическою независимостью, наподобие нынешней обширной монархии или
 республики, или неуклонно стремилось к такой независимости. Только эта
 маленькая область и была отечеством для эллина; все прочие эллины были
 чужие, иноземцы, и взаимный отношения между государствами были отношения
 международные. На пространстве, например, одной Казанской губ. могло бы
 вместиться около 30 таких республик, как знаменитая афинская.
 Объединявшая несколько поселков, система учреждений обеспечивала каждому
 гражданину сознательное, деятельное участие во всех делах общины и
 разностороннее личное развитие путем частого совместного обсуждения и
 окончательного решения разнообразнейших вопросов внутреннего управления
 и внешней политики. Этим же дроблением эллинской расы на мелкие
 автономные общины, со всеми правами верховенства, воспитаны были те
 чувства привязанности к родине и ее политическим учреждениям, которые
 находили себе многократное выражение в подвигах самоотверженной
 храбрости и благодаря которым из всех древних народов Европы один
 эллинский удержал за собою до настоящего времени главную часть своей
 территории, с прежним именем, и способное к дальнейшему развитию
 политическое устройство. Однако, неизбежным спутником дробления эллинов
 была политическая рознь между общинами, в основе которой лежало, помимо
 жажды независимости, различие в степени гражданского и умственного
 развития, в общественных учреждениях, нравах, привычках, во всем складе
 жизни. Бытовая и умственная рознь в среде эллинов не ослабевала с
 течением времени, а скорее усиливалась, по мере того как республики
 преуспевающие все дальше уходили вперед от состояния поселений,
 остававшихся верными архаическим условиям жизни. Могло ли быть
 достигнуто в III веке до Р. Х. прочное единение между Афинами или
 Коринфом, с одной стороны, и какой-нибудь общиною этолян, локров или
 акарнанов с другой, когда первые были промышленными и просвещенными
 городскими республиками, а последние пребывали на уровне бедных
 деревенских поселений? Тем не менее многочисленным разветвлениям
 эллинской расы присуще было с древнейших времен чувство кровного
 родства, внешним образом выражавшееся в едином имени (сначала ахеян, или
 данаев, или аргивян, потом эллинов), в единстве языка, в общности
 религиозных верований и некоторых преданий, наконец, в обособлении себя
 от прочих народов, не-эллинов, обозначаемых термином "варвары".
 Выражением того же чувства служили издревле некоторые положения обычного
 международного права, охрана которых принадлежала самим богам,
 признаваемые всеми эллинами празднества, союзы племен, наконец
 общенародные предприятия, каким была, напр., Троянская война. Эллинам не
 чуждо было и понимание выгод, какие могло доставить им объединение
 разрозненных общин в борьбе с варварами, от времени до времени
 угрожавшими свободе всей Эллады, были ли эти варвары мидяне, македоняне
 или римляне. В сочинении Геродота слышится голос эллина, болеющего душою
 за всю Элладу, которой не достает единодушия даже в моменты великих
 опасностей. Предание приписывает Периклу попытку примирить между собою
 все эллинские государства. Исократ и Демосфен много раз взывали к
 единению эллинов для отражения персов и македонян. По убеждению
 Аристотеля, владычество эллинов над прочими народами было бы
 несокрушимо, если бы они находились под единым управлением. По словам
 Полибия, проницательнейшие из эллинов предрекали покорение Г. римскими
 легионами, если эллины не прекратят домашних распрей и не встанут на
 врага общими силами. Однако, все эти стимулы оказывались недостаточными
 чтобы осилить существовавшие между отдельными общинами различия и распри
 и создать политическую организацию, которая обнимала бы собою всю
 Элладу. Объединение осуществлялось только частями, в пределах большей
 или меньшей территории, в разное время, в различной, форме, для
 достижения различных целей. Поселения сколько-нибудь значительной
 территории слились в единую политическую общину только в Аттике (около
 40 кв. м.); в других местах складывались весьма небольшие политии из
 поселений, близко расположенных одно к другому. Усилия Фив, в
 историческое время, образовать из Беотии подобие афинской республики, с
 одним городом (в эллинском смысле) на целую область, потерпели полную
 неудачу. Попытки сплотиться в одну общину в IV в. до Р. Хр. сделаны были
 Коринфом и Аргосом, городами Аркадии с Мегалополем во главе, городами
 Халкидики - по почину Олинфа, и все они не удались, благодаря, больше
 всего, противодействию внешних врагов. Обычною формою единения эллинов
 на значительной территории были союзы самостоятельных общин. Несколько
 союзов племен, а не государств - амфиктионий - образовались еще в
 доисторический период, и обширнейшему из них, дельфийско-фермопильской
 амфиктионии, выпала выдающаяся роль в последние времена независимой Г.
 Политический союз афинян V в. со многими эллинскими общинами, имевший
 союзную казну на Делосе, примыкал некоторым образом к исконной делийской
 амфиктионии. Точно также святыня онхестской амфиктионии, храм Посейдона,
 служила впоследствии центральным святилищем беотийского союза. Начало
 амфиктоний - федеративное, соблюдающее равноправность всех членов союза
 племен. Не менее древни были союзные организации отдельных племен в
 пределах небольших территорий, занимаемых одним и тем же племенем.
 Таковы бывали союзы фокидян, локров, эпиротов, фессалийцев, этолян,
 аркадян, мессенян, ахейцев и др., ставшие особенно заметными в период
 македонских завоеваний. На этих же примитивных основах племенного
 родства возникали в малоазиатских колониях союзы городов ионийских или
 дорийских. Из всех родовых или племенных союзов только два, этолийский и
 ахейский, расширились в политические организации с разноплеменным
 составом. Обе федерации были демократические, причем в истории их не
 наблюдается той смены форм правления, - царство, аристократия,
 олигархия, тирания, демократия, - которая со времен еще древних
 мыслителей возводится в общий закон политического развития Г.
 Федерациями этолян и ахейцев завершается история независимой Г. в борьбе
 с римлянами. Промежуточный, наиболее блестящий период существования
 эллинов, отмечен образованием гегемоний спартанской, афинской и фивской
 и борьбою между ними; борьба эта обессилила Г. в ее главных частях и
 подготовила херонейскую катастрофу. Впрочем, неудачи объединительной
 политики Лакедемона, Афин, Фив обусловлены были не столько
 неприязненными действиями извне против того или другого союза, сколько
 раздорами в среде самих союзников, невозможностью примирить притязания
 гегемона на главенство с непреоборимым желанием отдельных общин
 сохранить за собою автономию в полной неприкосновенности. Значительную
 часть греческой истории наполняют различные способы объединения
 разрозненных сил эллинов, временные успехи этих опытов и окончательное
 их крушение. Объединению элементов, если не на практике и не в
 политических отношениях, то в сфере понятий и настроения, иного
 содействовали плоды афинской образованности, содержащей в себе в
 изобилие элементы общечеловеческого значения и интереса.
  Другую, не менее важную часть содержания древнегреческой истории
 необходимо приурочивать к тем последовательным изменениям, через которые
 в своем внутреннем устройстве и существовании проходили отдельные
 общины, начиная от их образования на основе родовых отношений и кончая
 высшим развитием общественных учреждений в городской республике и
 разложением последней от междоусобиц и нападении внешних врагов. В
 тесной связи с этой стороной истории находятся главные успехи
 древнегреческой образованности: художественной литературы, пластических
 искусств, философии, красноречия, точных наук. Борьба партий или
 классов, которою сопровождались смена учреждений или внешние события,
 выдвигала на передний план знаменитых политических деятелей и
 полководцев и находила себе выражение в литературе. Внутренние перемены
 в недрах отдельных общин сильно влияли и на международные отношения
 эллинов. Городская община, демократическая или аристократическая,
 самоуправляющаяся и самодовлеющая, весьма ограниченная в своей
 территории и обладающая всеми правами суверенитета, составляла
 господствующую форму политического устройства эллинов, как в метрополии,
 так и в колониях. Наряду с этой, господствующей формой существовала
 другая, более примитивная: деревня, поселок, послужившая основою
 городской общины и вошедшая в состав ее путем собирания нескольких
 поселков в один город. Такие области, как Аркадия, Мессения, Этолия,
 Акарнания и нек. др., удерживали до самого позднего времени способ жизни
 деревнями. И в тех местностях, однако, где близлежащим поселениям
 удалось сплотиться теснее в единую городскую общину, с общим
 политическим центром и общими органами управления, деревенская община не
 была окончательно поглощена в более развитой и сложной организации.
 Составные части городской общины сохраняли за собой полную автономию в
 местных делах и воспитывали своих жителей к общественной деятельности на

<< Пред.           стр. 266 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу