<< Пред.           стр. 268 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 народ, смиряли господствующий класс, или же изменениями общественного
 строя в демократическом смысле. Время тирании - преимущественно VII и VI
 вв. до Р. Х. Из тираний наиболее известные: коринфская, сикионская,
 мегарская, афинская, сиракузская, древнейшая аргивская (Фидон).
 Древнейшее письменное законодательство Залевка в Локрах эпизефирских
 относится к воловине VII века. Говоря вообще, греческие тираны, шедшие
 обыкновенно навстречу действительным нуждам народа, вначале помогали
 народу сломить сопротивление олигархически настроенной знати, и только с
 течением времени они или потомки их, забывая происхождение тирании и
 преследуя личные цели, возбуждали против себя всеобщую ненависть. Имя
 тирана стало позорным, и насильственные действия против него почитались
 достохвальнейшим проявлением патриотизма и гражданской доблести.
 Завершением политической эволюции в большинстве греческих общин была
 демократ. форма правления в Г. наиболее устойчивая и в культурном
 отношении наиболее плодотворная. Гораздо менее удачны были опыты
 социального или экономического переустройства, сводившиеся обыкновенно к
 уничтожению долговых обязательств и к переделу земель, или к кровавым
 схваткам между достаточными гражданами и неимущими.
  Хотя общей истории Г. не имела, но в разное время сильнейшая община
 становилась во главе значительной части отдельных общин, определяя
 судьбу их и влияя косвенно и на прочие общины: это бывало и в
 доисторический период. В историческое время раньше других приобрела
 преобладающее положение община спартанская после того, как дружина дорян
 восторжествовала окончательно над ахеянами Лаконики и усвоила себе
 военно-политическую организацию, известную под именем Ликургова
 законодательства. Только спартанцы, потомки дорийских завоевателей,
 составляли полноправное гражданство; население завоеванное, во много раз
 превосходившее число завоевателей и рассеянное по Лаконике в городах и
 деревнях, низведено было дорянами к положению обывателей, периэков, без
 политических прав; в огромном большинстве это были ахеяне. Еще более
 многолюдную массу составляли гелоты (илоты), государственные рабы,
 прикрепленные к землям спартанцев и на них работавшие. Число земельных
 участков, розданных спартанцам от государства, предание определяло в
 9000, число участков периэков - в 30000; гелотов был не меньше 200000.
 Необходимость обеспечить за собою приобретенное продолжительною борьбою
 господствующее положение внутри Лаконики и оградить его от посягательств
 извне, непрестанное ожидание волнений в среде покоренных и рабов,
 обратили Спарту в военный лагерь, а спартанцев в постоянную военную
 дружину, всегда готовую к борьбе с внешним и внутренним врагом.
 Воспитание детей и все правила жизни взрослых граждан и даже гражданок
 направлялись к поддержанию такого положения общины. Равенство и простота
 в образе жизни, безусловная покорность властям, физическая крепость и
 храбрость почитались непременными чертами спартанского гражданина; с
 ними совмещались грубость нравов, умственная косность, непомерное
 самомнение и подозрительность. Государственная организация спартанцев
 сложилась своеобразно из элементов двоякого рода: одни были наследием
 общеэллинской старины, насколько можно судить по гомеровским поэмам,
 другие - продуктом исключительных обстоятельств, в каких очутилась
 дорийская дружина в Лаконике. Самое раздвоение царской власти между
 представителями двух домов, Еврипонтидами и Агиадами, было, кажется,
 выражением полюбовного соглашения между двумя царственными родами:
 пришлым, дорийским, и туземным, ахейским. Цари были почетными богатыми
 представителями общины, возводившими себя к самому Гераклу; они
 чествовали богов от имени государства, но политическим значением должны
 были поступиться в пользу родовых старейшин и потом пятичленной коллегии
 эфоров. Хотя носителем верховной власти было собрание всех спартанцев не
 моложе 30-летнего возраста, которое одно давало силу решениям старейшин,
 выбирало и членов совета, и эфоров, и прочих должностных лиц, требовало
 отчета от последних по истечении срока службы, - но на самом деле
 правление в Спарте было олигархическое, и впоследствии Спарта всегда
 благоприятствовала олигархии в других греческих общинах, и, где только
 могла, вводила олигархическое правление, на место ли единоличной власти
 тиранов, или демократии. Правительственный почин и обсуждение
 мероприятий, а равно высшая судебная власть принадлежали так назыв.
 герусии, 30членной коллегии старцев, в состав которой, как председатели
 ее, входили и два царя. Всякий спартанец, не моложе 60-летнего возраста,
 мог быть выбран в герусию и оставался в звании геронта до конца дней.
 Ничтожно было в сравнении с герусией значение народного собрания, где
 отвергались или принимались большинством присутствующих предложения
 герусией, где право слова принадлежало только председательствующим
 (царям), где счет голосов утвердительных и отрицательных допускался
 только в исключительных случаях, обыкновенно же голосование состояло в
 шумных криках: "да" или "нет", и по силе возгласов вопрос решался в
 утвердительном или отрицательном смысле. Однако, столь пассивная роль
 народа в управлении слишком противоречила гордому настроению каждого
 спартанца и властному положению спартанской общины в стране - и вот, уже
 к концу VIII века до Р. Хр. первенствующим учреждением в государстве
 становится эфорат, созданный в интересах народа и, как воплощение
 народной воли, быстро приобретавший перевес и над царями, и над
 герусией, контролировавший действия всех властей и привлекавший
 должностных лиц, не исключая царей, к ответственности. Военное дело,
 финансы, суд, администрация - все было в зависимости от эфоров. Силу
 эфората не могли сокрушить несколько веков спустя смелые и народом
 любимые цари, Агис и Клеомен, задачею своей жизни ставившие благо того
 же народа.
  Успехи оружия и расширение сферы влияния в Пелопоннесе не замедлили
 оправдать достоинства организации, соединяющейся с именами Ликурга и
 Феопомпа и прочно установившейся в IX-VIII вв. до Р. Х. За покорением
 ахеян в долине Еврота следовало обращение Мессении в собственность
 спартанской общины, а жителей ее - в гелотов. Гегемонии Аргоса, когда-то
 сильнейшего в Пелопоннесе государства, по имени которого названы все
 греческие войска в Троянском походе, наступил конец: зависевшие от
 Аргоса города перешли под главенство Спарты. То же случилось со многими
 городами и селениями аркадян, а более значительные дорийские государства
  - Коринф, Сикион, Мегара - искали дружественного союза с Спартою.
 Сила Спарты признана была далеко за пределами Пелопоннеса, как в
 собственной Греции, так и в колониях, и даже в варварских землях. Такого
 положения она достигла ко второй половине VI века. Низвержение тирании
 во многих городах с помощью спартанского оружия окружало имя Спарты
 ореолом освободительницы эллинов.
  Однако, ко времени борьбы с персидскими царями усилилось другое
 греческое государство, ионийское в демократическое, на сторону которого
 во время борьбы перешло сочувствие эллинов. Государство это - Афины.
 Открытая в 1890 г. Афинская Полития Аристотеля, по времени составления
 относящаяся ко второй половине IV в. до Р. Х. и дошедшая до нас на
 папирусе конца I в. по Р. Х., изменяет некоторые из установившихся было
 в науке представлений об афинских учреждениях и их истории, изобличает
 несостоятельность других, подкрепляет третьи (наиболее обстоятельный
 обзор литературы этого трактата на русском языке - в статье профессора
 Бузескула в "Ж. М. Н. Пр.", 1892, июль). Царское управление в Афинах
 сменилось олигархическим около 752 г. до Р. Х., когда верховный
 правитель, архонт, стал выбираться на 10 лет сначала из царственного
 рода медонтидов, а потом из всех эвпатридов. Дальнейшим усилением
 олигархии было разделение власти архонта между тремя, а позже между
 девятью должностными лицами с тем же именем и сокращение срока их службы
 до одного года. Случилась эта перемена в 683 г. Власть законодательная и
 судебная принадлежала ареопагу. "Совету ареопагитов принадлежали охрана
 законов, ведение важнейших государственных дел, верховный суд и расправа
 в случаях нарушения общественного порядка. Из знатных и богатых
 выбирались архонты, а из архонтов - по истечении срока службы -
 составлялся ареопаг" (Аристотель). Тот же совет ареопагитов назначал
 годичных архонтов на должность. VII веку принадлежит и разделение Аттики
 на 48 участков (навкрарий), по 12 в каждой филе, причем население
 навкрарии обязано было поставлять и содержать одно военное судно. В
 родовых группах, кроме знати, имевшей в своих руках и большую часть
 земель, были еще ремесленники и торговцы (демиурги) и земледельцы
 (геоморы); те и другие составляли народную массу, обделенную
 политическими правами и притесняемую богатыми землевладельцами. Важною
 уступкою со стороны олигархии было писанное законодательство Драконта
 (621 г.), хотя оно узаконяло олигархический порядок управления.
 Полноправными гражданами объявлены были все, на собственный счет
 содержавшие себя в рядах тяжеловооруженных; им предоставлялось участие в
 народном собрании, в совете и в низшей администрации. Действительная
 власть оставалось привилегией немногих, тем более, что малоземельное и
 безземельное большинство населения было обременено долгами в нуждою;
 граждане покидали родину, продавались в рабство или шли в кабалу к
 богатым. "Скорбь проникает мне в душу, когда гляжу я на старейшую землю
 ионян", восклицал Солон. "Пресытившиеся довольством, смирите в себе
 жестокое сердце и высокомерие ваше введите в границы". Освободить народ,
 спасти родину, устроить государство поручено было всеми партиями Солону
 (594 г. до Р. Х.), "лучшему из граждан по личным достоинствам и общему
 уважению, а по состоянию принадлежавшему к средним людям".
 Предварительно он уничтожил долговые обязательства (сейсахфия), отменил
 кабалу за долги в настоящем и запретил ее на будущее время, регулировал
 меры, вес и монету. Существовавшему раньше его делению граждан по
 имущественному цензу на пентакосиомедимнов (получавшие с своих полей не
 меньше 500 мер плодов или 500 метретов жидких продуктов), всадников
 (получавшие не меньше 300 мер или метретов), зевгитов (не меньше 200
 мер) и фетов (все прочие граждане), - этому делению Солон придал большую
 определенность и первостепенное политическое и финансовое значение;
 прежние деления граждан, родовые и сословные, утрачивали прежнюю силу,
 хотя формально и не упразднялись. Движимое имущество и деньги не
 принимались законодателем во внимание, так что республика продолжала
 оставаться земледельческою, и богатые, но безземельные граждане
 относились, наравне с бедняками, к последнему классу. Должности архонтов
 и казначеев были доступны только пентакосиомедимнам, все остальные -
 гражданам первых трех классов. Ареопаг перестал назначать архонтов; к
 ним применена была двойная система выборов: избрание в каждой филе 10
 кандидатов и потом определение посредством жребия 9 лиц на должности
 архонтов. За ареопагом осталось, кроме судебной компетенции в делах об
 убийстве, верховное наблюдение за целостью основ демократии и за точным
 исполнением законов, а равно суд над государственными преступниками.
 Пополнялся ареопаг прежним способом, из бывших архонтов. В созданный
 теперь совет 400 каждая из 4 древних фил посылала 100 своих членов,
 очевидно - из граждан первых трех классов. Государственные тягости
 распределены были между классами пропорционально правам каждого из них.
 Четвертому, наиболее многолюдному классу граждан предоставлялось только
 участие в народном собрании и в судах. Если народное собрание, экклесия,
 носитель верховных прав государства, не получило еще в действительности
 того значения, каким пользовалось впоследствии, то народный суд - высшая
 судебная инстанция в государстве, исправлявшая и отменявшая решения
 должностных лиц, снимавшая отчет с этих последних по окончании срока их
 службы, - представлял, по выражению Аристотеля, сильнейший оплот
 демократии; посредством суда народ становился во главе государ.
 управления. Достоинства Солоновского законодательства оценены были
 только с течением времени, когда демократическое правление утвердилось
 прочно и народная масса оказалась достаточно сплоченною и способною
 отстаивать свои права от посягательств знати или тиранов. В эпоху их
 издания солоновские законы не примирили партий и полного удовлетворения
 не дали ни одной из них. Спокойствие длилось 4 года, а затем последовали
 новые смуты, среди которых республика дважды оставалась без высшего
 представителя исполнительной власти, архонта; в 581 г. архонтом назначен
 некий Дамасия, пробывший самовольно в должности 2 года и 2 месяца.
 Солоновская конституция была почти отменена, о чем свидетельствуют
 события, следовавшие за насильственным смещением Дамасии с должности
 архонта: выбраны были 10 архонтов по старым, досолоновским сословиям.
 Обращение вспять не успокоило умов. Борющиеся партии сложилась теперь
 независимо от исконных и солоновских делений граждан, по территориям, от
 которых и получили свои наименования: педиаков, паралиев и диакриев. Во
 главе последних стал Пизистрат, в 560 г. присвоивший себе единоличную
 власть тирана. Тирания Пизистрата и сыновей его в Афинах продолжалась
 всего, с перерывами, 49 лет, до 511 г. до Р. Х. Есть все основания
 полагать, что при первом из тиранов, отличавшемся народолюбием,
 мягкостью управления и уважением к законам страны, законодательство
 Солона впервые обнаружило присущие ему достоинства и способность к
 дальнейшим органическим изменениям, в согласии с новыми потребностями и
 новыми отношениями граждан. Тем чувствительнее были для афинян насилия и
 правонарушения, допущенные во время тирании Гиппархом и особенно после
 его смерти, Гиппием. Когда, наконец, тирания была низвергнута и
 некоторое время спустя народная партия восторжествовала (508), вождь ее,
 алкмеонид Клисфен, провел ряд реформ, с одной стороны сильно
 демократизировавших республику, а с другой - теснее сплотивших ее
 граждан во имя общегосударственных интересов. Родовую группировку
 населения законодатель оставил нетронутой, но над нею он создал
 организацию политическую и территориальную, которая, отрицая всякие
 различия и притязания, основанная на происхождении, давала окончательный
 перевес общим интересам республики над стремлениями отдельных местностей
 или родовых групп. Основу нового устройства составляло деление Аттики,
 для политических целей и для заведывания местными нуждами, на околотки
 (демы), которые во многих случаях совпадали с древними родовыми
 участками или тесно примыкали к ним, и в многовековых привычках народа,
 в освященных стариною и религией преданиях и именах находили для себя
 оправдание и крепкие устои. Реформами Клисфена, опиравшегося на
 историческое прошлое, были одновременно спасены и единство Аттики, как
 политической общины, и местные вольности поселков и городков; из
 наследия прежних времен он взял то, что могло быть изменено в
 приспособлено к новым потребностям. Законы Солона охранили население
 Аттики от разорения и кабалы; законами Клисфена сбережены на многие века
 условия привольной общественное жизни в отдаленнейших уголках Аттики и
 создана возможность постоянного высокого патриотического настроения всей
 массы афинского гражданства. Из древних историков Геродот прекрасно
 угадал подъем духа в афинских гражданах, коим сопровождалось
 восстановление демократии, а из новых ученых Дж. Гроту принадлежит почин
 глубокой оценки всей важности Клисфеновых реформ. Число демов Геродот
 определяет в 100, Страбон, для последующего времени
  - в 174. В этих маленьких поселениях всеобщинные дела ведались самим
 населением или через посредство должностных коллегий и отдельных лиц.
 Дем, представляя собою основу политического строя республики, и в тоже
 время был лучшей школой для афинского гражданина. Несколько демов
 образовали триттий, служившую главным образом для военных целей, а из
 трех триттий, расположенных в трех областях Аттики, слагалась
 территориальная фила, которых было 10. Они отняли у родовых фил всякое
 политическое значение и, благодаря разбросанности своих составных частей
 по всей стране, не могли служить местом и целью действия какой-либо
 одной партии, наподобие педиаков или диакриев; государственное единство
 Аттики получило решительный перевес над партикуляристическими
 стремлениями отдельных областей. В ближайшей связи с новыми филами
 находилась вся организация республики: административная, военная,
 финансовая и судебная. Принадлежность к дему означала звание гражданина;
 все демоты, по достижении 18-ти летнего возраста, получали право участия
 в верховном государственном учреждении - в народном собрании; на демах
 же оставалась обязанность выбирать членов высшей совещательной коллегии,
 совета 500. Зачисление в тот или другой дем имело силу гражданского
 рождения; демотическое имя гражданина оставалось за ним навсегда, пока
 существовал самый дем его, передаваясь неизменно по наследству от отца к
 сыновьям. Все же дем был политическим, а не родовым делением, и Клисфену
 возможно было приумножить число демотов, т.е. полноправных афинских
 граждан, метеками и иного рода новыми людьми. В соответствии с филами,
 наиболее свидетельствовавшими о преобладании государства над
 всевозможными делениями страны, находилась вся система управления
 республики, прежде всего десятичная коллегиальность магистратов; но
 филам же делились 500 булевтов на десять пританий и распределялись
 присяжные судьи (гелиасты, дикасты). Ради охраны новой конституции был
 учрежден остракизм. В таком виде афинская республика, когда ей пришлось
 защищать самое существование свое в борьбе с персидскими царями и
 немного раньше со Спартою и несколькими другими эллинскими
 государствами, блестяще выдержала испытание. Новому порядку вещей
 благоприятствовали сами боги: Клисфен склонил на свою сторону
 дельфийское прорицалище; патронами демов объявлены были местные божества
 или герои, новые филы вверены заботам древних царей и героев Аттики в
 названы их именами (Эрехфеида, Эгеида, Пандионида, Леонтида, Акамантида
 и др.). Около 550 г. до Р. Хр. царь Лидии Крез покорил своей власти
 многие города малоазийских греков, которые, с завоеванием Лидийского
 царства Киром, перешли во власть царей Персии (548). Материковая Г.
 только через посредство своих колоний пришла в столкновение с Персией. В
 самом начале V в. восставшие азиатские греки, с Милетом во главе,
 обратились за помощью к метрополии; афиняне и эретрийцы послали им
 нисколько своих кораблей. Восстание кончилось полной неудачей: колонии
 были снова покорены персами к 496 г. до Р. Хр. Тогда царь Дарий решил
 покарать афинян и подчинить своей власти прочих эллинов. Первый поход
 персов на Г. кончился крушением флота их у горы Афона (493). Второй
 поход, под предводительством Датиса и Артаферна, кончился торжеством
 афинян и обращением их республики земледельческой и отчасти промышленной
 в сильнейшее государство Г., торговое и морское. В двух победах,
 Марафонской (12 авг. 490) и Саламинской (20 сент. 480), сломивших
 могущество персидских царей в спасших Европу от порабощения и одичания,
 главными героями были афиняне, с их полководцами и государственными
 мужами: Мильтиадом, Аристидом, Фемистоклом. Миллионные полчища Дария и
 Ксеркса были уничтожены горстью греков, одушевленных любовью к родине и
 ее учреждениям, сильных военным искусством и дисциплиною, равно как и
 талантами военачальников. Если раздробление Г. на множество мелких
 республик, не забывавших своих домашних распрей даже в пору общей
 опасности, грозило гибелью древнегреческой образованности в столкновении
 с деспотией, то и спасением своим в это время Г. обязана была больше
 всего тому настроению и умственному превосходству, которые воспитывались
 в мелких греческих республиках, особенно в афинской демократии. Уже в
 47в г. до Р. Хр. Афины стали во главе ионийского союза, в главное
 предводительство военными силами эллинов в борьбе с персами перешло,
 малопомалу, от Спарты к Афинам. Важные заслуги Афин перед всей Г.,
 сильный флот, гениальные полководцы, с одной стороны, а с другой -
 надменное обращение Спарты с союзниками, недостаточность ее морских сил
 для продолжения войны с Персией, предательские сношения Павсания с
 врагами Г. - таковы были обстоятельства, благодаря которым Спарта все
 больше утрачивала значение первенствующего в Г. государства, а Афины,
 отстроившиеся после двукратного пожара, укрепленные и соединенные с
 Пиреем в один город, приобретали руководящую роль в Г. Кроме Аристида и
 Фемистокла, политическому росту афинской республики много содействовал
 своим примирительным поведением и громкими победами над персами Кимон.
 Победы у р. Евримедонта в Памфилии (465) и близ кипрского Саламина (449)
 надолго очистили Эгейское море от персидского флота. Начало

<< Пред.           стр. 268 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу