<< Пред. стр. 3 (из 1179) След. >>
аммиака. Объем газа, который про 0° С и 760 мил. барометрическогодавления поглощается единицею объема жидкости, называется коэффициентом
поглощения газа для этой жидкости. Коэффициент этот для различных газов
и различных жидкостей - различен. Чем выше наружное давление и ниже
температура, тем больше растворяется в жидкости газа, тем больше
коэффициент поглощения. Твердые и жидкие тела абсорбируют в данное время
различные количества газов, а потому и можно вычислить количества
поглощаемого газа для каждой отдельной жидкости. Изучение абсорбции
газов жидкостями начато было Анри (1803) и затем двинуто дальше Соссюром
(1813) в В. Бунзеном ("Gasometrische Methoden", Брауншвейг, 1857, 2
изд., 1877). - Причина абсорбции состоит во взаимном притяжении молекул
тел абсорбирующего и абсорбируемого. 2) Абсорбция света. 3) Абсорбция
тепловых лучей.
В физиологии под А. разумеют способность тканей усваивать необходимые
им и доставленные им извне, определенные молекулы, служащие для их
питания, причем молекулы видоизменяются тканями. А. происходит
следовательно: 1) при газовом обмене в легких и 2) при процессах питания
живой ткани.
Абу-Бекр - первый арабский калиф, род. 673 г. в Мекке. Составил себе
значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи,
пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному
знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов. Как
горячий поклонник Мохаммеда, стремился к широкому распространению его
учения. Ум. 634 г. в Медине, указав на своего друга Омара, как на
преемника себе. А. описывают человеком мягкого нрава, но с твердыми
нравственными правилами. Он собрал рассеянные места Корана; покорил
Сирию. Похоронен рядом с пророком.
Абу-Нувас (Abu-Nuwas) - арабский стихотворец, род 762 г. по Р Хр. в
Басре, составив себе имя своими песнями, был вызван Гаруном-аль-Рашидом
в Багдад, где ему, как и другим знаменитым поэтам, было отведено
помещение во дворце калифа и оказывался большой почет. Ум. в Багдаде 816
г. Его песни собраны некоторыми арабскими учеными в Диван (сборник):
изданы в немецкой обработке Кремером (Вена, 1855 г.). А. считается одним
из лучших арабских лирических поэтов.
Абу-Симбел - скала на западном берегу Нила, в коей высечены два
знаменитые древнеегипетские храма, основанные Рамзесом II (1388 - 22 до
P. Хр.). Один из этих храмов, самый большой, был воздвигнут в честь
самого царя Рамзеса, другой же - в честь его первой жены, царицы
Нофретари. В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися важными
историческими изображениями и надписями, изображен царь, поклоняющийся
самому себе, т.е. его божественный образ, коему поклоняется
царь-человек. Окруженный другими божествами, он выделяется в виде
громадной фигуры, обращенной спиной к скале. У входа в храм, по бокам,
высечены в скале четыре колоссальные изображения сидящего царя, вышиною
приблизительно в 20 м. Впереди малого храма стоять шесть статуй,
высеченных горельефой, а именно на каждой стороне по два изображены царя
и по одному царицы На фигуре второго колосса, в южной части храма,
высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наемниками,
пришедшими сюда, при Псамметихе I (664 - 610 до P. Хр.), во время
преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов. Выдающаяся
почти к самой реке скала из мелкого зернистого песчаника, вышиною в 100
м., названа в иероглифических надписях "священною горою" и, как можно
предположить, укреплена была фортификационными сооружениями, почему
местность в иероглифах названа "крепостью Рамессополисом", теперешнее
название А. произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает
к ней изгиб, высечен в барельефе египетский муж, в заостренном фартуке
которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому
изображение это названо "Абу-Симбел", отец хлеба, от слова sinbel -
колос, а затем это название присвоено было и всей группе скал с их
храмами. Изображения и надписи изданы в "Monuments de l'Egypte"
Шамполиона (4 т., Пар., 1835 - 45) и Лепсиусом в "Denkmaler aus Aegypten
und Aethiopien" (9 т., Берлин, 1849 - 59).
Аваль - поручительство по векселю; допускается как для
векселедержателя, так и для надписателя, индоссанта или акцептанта
траты. Поручитель ответствен наравне с векселедержателем и платит за
него в случае его неаккуратности; он приписывает свое имя к имени
настоящего должника, прибавляя к этому слова "per aval", и только в
таком случае, или же если поручитель присовокупляет, что "обязуется на
основании вексельного права", поручительство равномерно векселю.
Авангард (передовая, или головная охрана) - название отряда, который
войсками, идущими против неприятеля, выдвигается на известное расстояние
вперед, с целью ограждения себя от разведок, или от нечаянных нападений
противника, а также для добывания о нем ближайших сведений. Сила и
состав А. должны соответствовать численности и составу наступающих
войск, равно как и условиям местности. Главною составною частью его
обыкновенно бывает пехота; полевая артиллерия придается лишь более
крупным А.; но конница в А. необходима, и приобретает тем большее
значение, чем более открыта местность, по которой отряд двигается. В А.
отделяется около одной четверти наличного состава наступающих войск;
удаление же от охраняемых им главных сил возрастает соразмерно
численности последних. А. с своей стороны, обеспечивает себя либо
патрулями, либо передовыми и боковыми отрядами, тоже высылающими вперед
и по сторонам отдельных разведчиков. В обязанности А. входит также и
возможное устранение препятствий, могущих встретиться на пути следования
войск. В боевом порядке (ordre de bataille), А. называется тот отряд
(обыкновенно состоящий из всех трех родов оружия), на который
возлагается завязка сражения и прикрытие развертывания главных сил для
битвы. От него же отделяются части войск, необходимые для сторожевой
службы. При действиях оборонительных, название А. часто заменяют
названием передовая линия. Начальник А. может иметь решающее влияние на
ход событий, так как по его инициативе завязываются авангардные дела, в
которые, зачастую главнокомандующий вынужден бывает ввязаться с
остальными силами своими, даже если бой завязан был вопреки его
намерениям. Поэтому, в начальники А. следует выбирать таких людей,
которые отличаются верным взглядом, осмотрительностью и хладнокровием. В
случае отступления, А. обращается в арьергард.
Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучитель
XVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольно
начитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольно
рано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгий
к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление
от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от
возмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и лично
известный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжном
исправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч.
подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и его
справщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиною
возникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителей
старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись
противники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и стали
увещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоял
при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",
доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только все
лишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,
которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякое
значение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцы
возвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.;
сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однако
убедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующей
церкви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не
"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго.
Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить
4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение,
партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленным
богослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просил
низложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А.
сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года, продолжая свою
фанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных по
всей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом и
посланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.
А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний на
соборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в
Успенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафему
архиеpеям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А.,
расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народе
и во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за
А. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем.
Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудове
м-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.
А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже не
вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп
симбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и воде
в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь,
рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царю
Федору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругал
патриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. они
были сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеют
иконы его. В сфере раскола А. действовал не только примером
непреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихся
расколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе и
автобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах для
истории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся к
отрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римской
блудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал три
сущности или существа, что и дало первым обличителям раскола повод
говорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,
так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.
Авгуры. Так назывались у римлян члены одной жреческой коллегии,
пользовавшейся до позднейших времен большим уважением и обладавшей
знанием с помощью авгурий или ауспиций, т.е. наблюдений над полетом и
криком птиц, над падением молнии и по другим признакам, отгадывать волю
богов и предсказывать исход того или другого предприятия.
Ауспиции подразделялись на такие, которые непосредственно при
известных церемониях и в известных формулах испрашивались у божества, и
на такие, в которых последнее по собственному желанию выражало свою
волю. В последнем случае влияние А. было очень сильно. Они могли
остановить народное собрание, отложить его до другого дня и даже
отменять его решения, объявив, что ауспиции были неблагоприятны. В
частности ауспиции разделялись на 5 классов: 1) небесные явления, как
гром и молния; при этом обращалось внимание на место возникновения
молнии - если на лево от наблюдателя, обращенного лицом к югу, то
предзнаменование считалось счастливым; если же направо, то -
неблагоприятным ; 2) крик и полет птиц. Одни из птиц возвещали тот или
другой исход дел направлением своего полета, другие - своим криком или
пением. К последним относились ворон, ворона, ночная сова и др.; к
первым - один вид соколов, орел и коршун. Ворона, каркающая с девой
стороны, а воронь - с правой - возвещали удачу; 3) клевание или
неклевание зерен птицами. Первое возвещало счастье, второе - несчастье.
Этот род гадания особенно практиковался на войне, вследствие чего войско
сопровождал всегда Pullarius с целым фургоном кур. Кроме этих трех
ауспиций были еще 4) приметы по четвероногим животным и 5) по
каким-нибудь необыкновенным происшествиям и несчастным случаям. Так
напр., всякое народное собрание должно было немедленно расходиться, если
кто-нибудь из присутствовавших подвергся припадку падучей. И в военное,
и в мирное время не предпринималось ничего важного без предварительного
испрашивания ауспиций. Даже в эпоху Цицерона, когда вера в старых богов,
особенно в высших классах уже значительно пошатнулась, и магистраты,
которые заведывали этими гаданиями, смотрели на них лишь как на докучные
формальности, ауспиции все еще служили важным средством, по крайней
мере, для достижения политических целей, и вследствие этого и коллегии
А., обладавшая этим знанием, пользовалась большим уважением.
Официальные ауспиции устраивались только должностными лицами, авгуры
при этом служили лишь посредниками-специалистами. Роль их заключалась
главным образом в том, что они для наблюдения примет должны были
очертить "templum", т.е. узкое пространство, с которого должны были
производиться наблюдения, и другое более обширное, на протяжении
которого надо было наблюдать приметы. Авгур своим жезлом (lituus)
мысленно проводил две лиши (одну по направлению с севера на юг - cardo,
- а другую, перерезывающую первую, с востока на запад - decumanus)
через все поле наблюдения и затем соединял концы этих линий 4-мя прямыми
линиями в виде прямоугольника. Лишь после этих предварительных действий,
магистрат, сидя с покрытой головой в узком templum и обращенный лицом к
востоку или югу, мог приступить к ауспициям. В Риме для правильных и
периодических ауспиций существовали постоянные templa, как напр., на
Капитолии, на Форуме и на Марсовом поле для комиций. Заседания сената,
происходившие в закрытых помещениях, держались, именно, в таких зданиях
которые были приспособлены для ауспиций. С этою же целью и большинство
храмов было воздвигнуто на таких templa и поэтому могли служить и для
заседания сената. См. Нисен, "Das Templum" (Берд., 1869); Момзен, "Das
rom. Staatsrecht" (т. 1, Лейпц., 1871).
Август (Кай Юлий Цезарь Октавиан) - первый римский император,
первоначально назыв. Кай Октавий, сын Кая Октавия и Атии, дочери Юлии,
младшей сестры Юлия Цезаря, род. 23 сент. 63 г. до Р. X. Фамилия
Октавиев принадлежала к богатому и знатному роду. Отец Октавия, бывший
сначала претором, а потом правителем Македонии, умер, когда сыну его
было лишь 4 года. Тем не менее, благодаря заботам своей матери и ее
второго мужа Люция Марция Филиппа, Окт. получил тщательное воспитание.
Своими талантами он скоро заслужил любовь Юлия Цезаря, приходившегося
ему двоюродным дядей, так что последний в 45 г. усыновил его и в своем
завещании назначил главным своим наследником. Когда Цезарь был убит (15
марта 44 г.) Август находился в Аполлонии, в Эпире. Он сейчас же
поспешил при этом известии в Италию и, узнав при Брундизиуме о
содержании завещания, решился вместе с наследством принять и имя Цезаря,
и в то же время стремиться к унаследованию его власти, не высказывая,
впрочем, открыто этого последнего желания. В то время в Риме боролись
две партии: республиканская, свергнувшая Цезаря, и партия Антония и
Лепида, которая, под предлогом мести за смерть Ц., стремилась лишь
захватить власть в собственные руки. Борьба кончилась победой последней
партии, глава кот., консул Антоний, пользовался почти неограниченной
властью. Прибыв в Рим, Авг. потребовал у последняго выдачи наследства
Цезаря. Антоний сначала отказался, но должен был уступить желанию
ветеранов и согласиться на выдачу. Наружный мир продолжался однако
недолго, лишь до сент. 44 года, а когда Антоний оставил Рим, чтобы
отнять Цизальпинскую Галлию у Децима Брута, Август стал набирать войско,
склонил на свою сторону сенат и народ и руководил военными действиями
сената против Антония (так наз. Мутинензийская война). Но уже по
окончании этой войны он обнаружил свой настоящий образ мыслей и открыто
стал во враждебные отношения к республиканцам. Он примирился с Антонием
и Лепидом, вернувшимися из Галлии, и в конце окт. 43 г. в Болонье
заключил с ними триумвират, после чего, устроив кровавую расправу над
своими врагами в Риме и Италии, они разбили республиканское войско,
находившееся под нач. Брута и Кассия в Македонии.
По возвращении Авг. в Италию, жена Антония, Фульвия, вместе с его
братом, Лунием Антонием, возбудили новую войну против него,
окончившуюся, однако, полным их поражением, благодаря успехам Агриппы,
полководца Октавиана. Смерть Фульвии предотвратила новое столкновение
между Ант. и А. В Брундизи состоялся между ними договор, скрепленный
браком Антония с Октавией, сестрой Октавиана; по этому договору
последний получил Запад Империи, включая туда и Галлию. В 88 г., удалив
свою супругу Скрибонию, он женился на знаменитой Ливии Друзилле, жене
Клавдия Нерона, которого он заставил развестись с ней. Скоро после
этого, А. удалось устранить некоторых из своих соперников, сначала
Секстия Помпея (36 г.), а потом и Лепида, у кот. он отнял Африку. Так.
обр. империя оставалась поделенной между А. и Антонием, с кот. первый
возобновил в 37 г. триумвират еще на 5 лет. Но в то время как Ант. на
Востоке предавался роскошной и изнеженной жизни и все более и более
запутывался в сетях Клеопатры, А. неуклонно преследовал свой план
сделаться полновластным властелином империи. Кротостью и великодушием он
старался приобрести любовь народа и показывал вид, будто охотно сложить
с себя власть по возвращении Ант. из похода против Парфян, конечно, под
условием, чтобы и посл. последовал его примеру. Чем более он сближался с
народом, тем яснее высказывался против Ант. Когда же последний,
благодаря неудачной войне с Парфянами, открытому разрыву с благородной
Октавией и недостойной своей любви к Клеопатре, которой он жертвовал
римскими интересами, потерял в Риме всякое уважение, то Октавиан в 32 г.
до Р. X. побудил сенат объявить войну египетской царице. Победа его
полководца Агриппы при Акциуме в 31 г. сделала его единственным
обладателем империи. Октавиан преследовал своего соперника в Египте и
после смерти его и Клеопатры, пробыл там 2 года, чтобы устроить дела в
Египте, Сирии, Греции и Малой Азии, и затем по возвращении (29)
отпраздновал свои победы 8 дневным триумфом.
Освободившись от своих соперников, Окт. сложил с себя 13 янв. 27 г.
свою диктаторскую власть, за что получил в знак благодарности от сената
названо Augustus. Это имя впоследствии сделалось титулом, обозначавшим
императорское величество. Понятно, однако, что А. вовсе и не думал
восстанавливать старинное устройство. Он, напротив, хотел, сосредоточив
во своих руках все важнейшие государственные должности, создать такую
монархию, при которой прежний государственный механизм с сенатом во
главе продолжал бы существовать лишь по имени. С этою целью А.,
пользуясь властью проконсула, принял на себя управление всеми
провинциями, в которых были расположены войска и таким образом, сделался
главнокомандующим над всеми военными силами империи. Кроме того, в
качестве трибуна он обладал такою полнотою власти, которая совершенно
могла поглотить все права народа. По словам Дюна Кассия, его приказания
даже имели силу законов. В довершение всего, он после смерти Лепида (12
г. до Р. Хр.) сделался Pontifex Maximus, после того, как уже раньше
соединил в своих руках все важнейшие жреческие должности и таким образом
сделался. главою государства и в религиозном отношении. Таким то образом
и установилась, благодаря ему, та форма римской монархии, которая
просуществовала до Диоклетиана. Кроме всех этих прав, он получил еще
титул Отца Отечества.
А. вел многие войны в Африке, Азии и Европе. После долгой и упорной
борьбы (27
- 19) ему удалось овладеть Испанией; Тиверий, старший сын Ливии,
покорил ему Паннонию и Далмацию, а Друз, ее младший сын, проникший до
Эльбы, заставил ему подчиниться 12 - 9 до P. X. и западных Германцев.
Парфяне должны были вернуть ему обратно Армению. У подошвы Альп он
воздвиг памятники своих побед над горными племенами; остатки этих гордых
сооружений еще и теперь видны в Сузе и Аосте. Величайшую свою неудачу А.