<< Пред.           стр. 302 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 то все остальные делятся на две группы: 1) Д. без оливины, или
 собственно Д., и 2) оливиновые Д., в новейших породах, имеющих аналогами
 долерит. В каждой из этих групп различают несколько типов по мелким
 структурным особенностям или второстепенным составным частям, как напр.
 лейкофир, салитовый Д., соссюритовый Д., энстатитовый, слюдяной и нек.
 др. Различные процессы видоизменения и выветривания плагиоклаза и авгита
 обусловливают разнообразный ход разрушения, выветривания и видоизменения
 Д. Особенно интересны случаи видоизменения Д., которые совершаются под
 влиянием динамометаморфизма: более или менее полное превращение авгита в
 уралит ила вообще в волокнистую, а иногда и плотную роговую обманку, и
 более или менее резкая катакластическая структура характеризуют эти
 измененные Д., носящие название протеробаза, эпидиорита и т. п. Д.
 залегают пластами, пластовыми жилами, покровами; иногда с ними связаны
 залежи медных и серебряных руд. По происхождению Д. по большей части не
 настоящие интрузивные породы, а образовались в виде эффузивных масс на
 дне моря. Распространение Д. чрезвычайно широкое: Саксония,
 Фихтельгебирге, Гарц, Нассау, Вогезы, Швеция, Ирландия, Сев. Америка,
 главнейшие из них. В России: Финляндия, Олонецкая губ., Урал, Исачки в
 Полтавской губ., южная кристаллическая полоса, Урал, Алтай и т. д.
  Диабет - мочеизнурение, расстройство, выражающееся обильным
 выделением мочи. Моча иногда свободна от ненормальных веществ, простой
 Д. (азотурия, Д. insipidus), чаще же она содержит значительное
 количество виноградного сахара - сахарное мочеизнурение (D. mellitus).
 Первая форма Д. чисто нервное страдание, которое может быть вызвано
 всяким раздражением, распространяющимся на секреторные нервы, заведующие
 мочеотделением. Всего чаще страдают Д. дети; мужчины чаще женщин.
 Болезнь развивается постепенно и протекает хронически, причем долго
 сохраняется хорошее самочувствие, но затем появляется упадок сил,
 который, все более и более возрастая, убивает больного. Количество
 выделяемой мочи доходит даже до 12 литров в сутки. Она очень бледна и
 низкого удельного веса (1,001 - 1,010). Лечение обыкновенно направлено
 против основного страдания. С целью сохранения сил назначают различные
 укрепляющие лекарства. Гораздо чаще наблюдается сахарный Д.,
 обусловливающий нарушение питания всего организма, при котором
 замечается не только усиленное выделение мочи с весьма высоким уд. в.
 1,030 - 1,040, до 12 - 15 и даже 18,5 л. в сутки, но и высокое
 содержание виноградного сахара в ней, суточная потеря которого доходит
 до 200 - 300 грамм. Сахар находят и во всех выделениях и отделениях
 больного, в его крови и органах. Обильное выделение мочи обусловливает
 постоянные позывы на мочеиспускание, сильно тяготящие больного и
 лишающие его сна. На ряду с этим его мучит ничем неутолимая жажда и
 повышенный аппетит. В дальнейшем наступает расстройство питания, органов
 чувств, особенно зрения, даже потеря его вследствие образования
 катаракты, расстройства в коже (образование чирьев, нарывов),
 наклонность к омертвению отдельных частей, истощение всего тела, упадок
 сил, головные боли, невралгия, крайняя неохота к умственным и физическим
 занятиям; развивается кахексия, уничтожающая в больном всякую
 способность противодействия внешним вредным влияниям и больные погибают
 или от осложнений или от маразма. Продолжительность течения болезни
 обусловливается обстановкой больного, уходом за ним, соответственным
 режимом жизни и может длиться от нескольких месяцев до 15 лет. Лечение
 чисто симптоматическое и очень важную роль играет диета, причем задача
 ее сводится к устранению из пищи всего, что содержит или из чего может
 образоваться сахар. Так, напр., запрещают супы с тестом, хлебные
 похлебки, мучные соусы, стручковые плоды, некоторые овощи (репа, брюква,
 морковь), вообще плоды. Почти всеми врачами горячо рекомендуется
 обильное употребление мяса во всех видах, жиры и легкое вино. Прекрасное
 действие оказывает на диабетиков употребление щелочных вод и на первом
 плане карлсбадские, считающиеся едва ли не специфическими водами при
 этой болезни. Такой же славой пользуются и виши. На долю врача остается
 только борьба с припадками болезни, соответственно ее характеру.
  Г. М. Г.
  Появление сахара в моче объясняется или так наз. сахарным
 перерождением тканей, или вследствие усиленного перехода в печени
 гликогена в сахар, а также и изменениями стенок кровеносных сосудов в
 почках, становящихся более проницаемыми для сахара, циркулирующего в
 крови. Несомненно, что некоторые повреждения центральной нервной
 системы, и на первом месте укол в определенное место дна 4го желудочка в
 продолговатом мозгу, т. е. так назыв. сахарный укол Клод Бернара,
 вызывает у животных временный Д., обусловленный, вероятно, усиленным
 превращением вследствие этого центрального раздражения гликогена печени
 в сахар. Но кроме того и другие раздражения, возбуждения и повреждения
 как спинного мозга, так и периферических нервов, седалищного, блуждающих
 нервов вызывают тоже временный Д. Такими временными, анормальными
 возбуждениями мозга или периферических нервов вероятнее всего
 объясняется внезапное появление у сравнительно здоровых людей скоро
 преходящего Д. Но из последних опытов Меринга и Минковского стало
 очевидно, что вопрос о происхождении Д. представляется несравненно более
 сложным, так как ими доказано, напр., что удаление у собак
 панкреатической железы влечет за собою смертельный Д., характеризующийся
 выделением огромного количества сахара мочей, а впрыскивание таким
 животным настоя панкреатической железы ослабляет картину Д. и может
 продлить им жизнь. Следовательно, наличность этой железы как бы
 предохраняет животное от наступления Д., и те же авторы показали, что
 животные, лишенные панкреатической железы, как бы теряют способность
 окислять развивающийся в них и усваиваемый ими сахар; последний не
 перегорает в них до степени углекислоты и воды, т. е. не утилизируется
 ими и выделяется мочей. Вопрос о Д. нуждается после этого в
 основательной ревизии и дальнейшей разработке.
  И. Т.
  Диагноз. - Так наз. распознавание и определение болезни, на основании
 замечаемых местных изменений, предполагаемых причин, а также особенно
 выдающихся явлений ее. Поэтому различают Д. анатомический,
 этиологический и симптоматический. Искусство распознать болезнь наз.
 диагностикой. При Д. руководствуются субъективными жалобами больного,
 анамнезом, исследованием и наблюдением за дальнейшим течением болезни.
 Следует также обращать внимание на возраст, пол, воспитание пациента,
 так как все это имеет значение при определении болезни. Анамнезом наз.
 история болезни, от ее начала до данного момента с указанием
 наследственности, врожденных болезней, развития в детские годы и во
 время наступления половой зрелости, особенных физических и психических
 влияний и, наконец, раньше перенесенных болезней. Объективное
 исследование обнимает наружный осмотр больного, термометрию, ощупывание,
 постукивание, выслушивание, измерения и целый ряд специальных
 исследований. Исследуют также телосложение больного, состояние сил,
 выражение его лица, положение тела, состояние кожи, те или другие
 лихорадочные явления (температура, пульс, дыхание). Иногда предпринимают
 физико-химическое и микроскопическое исследование выделений и отделений
 больного, а также и его крови. Нередко удается распознать болезнь только
 при дальнейшем течении ее.
  Диалектика (от греч. dialegesJai) - искусство вести беседу.
 Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д.
 Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законе
 противоречия, положений, выставленных представителями других философских
 школ. Характер термина Д. получает лишь у Платона, хотя по существу
 учение Сократа о правильном образовании поняли и учение мегарских
 философов тожественно с платоновским. У софистов Д. выродилась в
 эристику. У Платона Д. означает, во-первых, методически веденный
 разговор, исследующий какой-либо вопрос; во-вторых, учение об идеях
 (соответствует логике и теории дознания). Учение об идеях назвал Д.
 Спевсипп, ученик Платона; он же разделил систему Платона на 3 части: Д.,
 физику, этику. Аристотель под словом Д. разумеет искусство нахождения
 оснований для доказательства своей мысли или опровержения противника;
 таким образом Д. является прикладною логикой. После Аристотеля Д.
 смешивают весьма часто с логикой. В новой философии к термину Д.
 вернулся Кант. Трансцендентальной Д. у него называется вторая часть
 трансцендентальной логики - отдел "Критики чистого разума".
 Трансцендентальная Д. имеет задачей раскрыто призрачности суждений,
 возникающей в том случае, если чистые понятия рассудка мы относим не к
 одним предметам опыта, и если из идей разума, переступающих границы
 всякого возможного опыта, мы делаем заключении относительно мира явлений
 и предметов самих по себе. Шлейермахер под Д. понимает правильную беседу
 о предмете чистого мышления, т. е. о мышлении ради самого знания. Самое
 большое значение Д. получила в системе Гегеля, метод коего принято
 называть диалектическим. По В. Соловьеву, Д. - такое мышление, которое
 из общего принципа в форме понятия выводить его конкретное содержание;
 акт диалектического мышления заключается в переведении потенциального
 содержания в актуальность. В обыкновенной речи под Д. понимают уменье
 логически доказать свою мысль, а также искусство оспаривать истину
 остроумными софизмами. Диалектик, прежде учитель Д.
  - вообще человек, искусный в споре.
  Диана - древнеиталийская богиня света и луны (первоначально - женская
 половина бога света и солнца, Януса), почитаемая различными итальянскими
 народами, Знаменитейшими святилищами ее были: священная роща у озера
 Неми, где рядом с ней поклонялись демону Вербию), и храм, основанный
 Сервием Туллием на Авентинском холме. Как и другие италийские боги,
 Диана отождествлялась с греческим божеством
  - Артемидой, культ которой, вместе с культом ее брата Аполлона, рано
 нашел доступ в Рим. Артемида, по обычному преданию дочь Зевса и Леты,
 была первоначально богиней света и луны, почему ей, как и всем богам
 света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи - факел. Как
 олицетворение бесплодной луны, Артемиду считали девственницей. В
 некоторых частях Греции - в Аркадии и Этолии - она считалась богиней
 лесов, рек и ручьев. Спутница нимф, строго наказывающая всякое
 оскорбление скромности, покровительница охотников, Д. вместе с тем и
 покровительница дичи. В союзе с Аполлоном она является карательницей
 гордости и самомнения людей, выходящих из границ, указанных божеством.
 Как Аполлон, она убивает стрелами людей, особливо женщин и детей, и
 посылает болезни на людей и животных. Изображалась Артемида или в
 длинном женском одеянии, или с приподнятым, для удобства охоты хитоном.
 Обыкновенно у ее за плечами колчан, а в руках лук или факел. Нередко
 около Д. стоит лань, как, напр., на известном изображении так наз.
 версальской Д. (вероятно, это - произведение греч. художника, сделанное
 в последние годы республики в Риме; найдено на вилле Адриана; в
 настоящее время в луврском музее). На некоторых изображениях богиня
 сидит на лани, на других она вместе с Аполлоном едет на колеснице,
 запряженной ланями. Сначала от греческой Артемиды отличалась, а позднее
 слилась с нею таврская и эфесская Артемида - азиатская богиня,
 олицетворявшая убивающую и возрождающую силу природы. Первая, родина
 которой была Каппадокия и Понт, представляла враждебную жизни сторону
 природы. Ей поклонялись в некоторых местах Аттики (куда, по сказанию,
 Ифигения привезла ее изображение из таврического Херсонеса), в Спарте, в
 южной Италии, всюду - с обрядами, сохранившими следы древних
 человеческих жертв. Эфесская Артемида, которой служили жрецы-евнухи,
 имела основанный амазонками храм, одно из известнейших святилищ М. Азии;
 ее изображение в виде мумии указывало на глубокую древность и
 представляло собою богиню плодородия, с многочисленными грудями.
  Диапозитивы (фотографические). - Д. называют позитивные снимки или
 отпечатки на стекле, получаемые подобно обыкновенным фотографическим
 отпечаткам. Красивый вид Д. и особый эффект, приобретаемый
 фотографическим рисунком при рассматривании его на свет, сделали из
 этого вида произведений светописи одно из изящнейших украшений для окон
 и фонарей в виде различных экранов. Кроме того, Д. нашли себе обширное
 применение для демонстрирования фотографических снимков помощью
 волшебного фонаря. Наконец Д. употребляется как средство для получения
 фотографическим путем увеличенных копий. Для первого из упомянутых
 применений Д. многими фотографическими фирмами изготовляются ныне
 особые, так называемые "опаловые пластинки", которые значительно
 облегчают для любителя занятие диапозитивными работами. Пластинки,
 употребляемые для Д., покрываются обыкновенно слоем хлоро или
 бромосеребряной коллодионной эмульсии (чувствительные слои на альбумине
 для Д. уже вышли из употребления).
  Для экранов вполне пригодны как желатинная, так и коллодионная
 эмульсии, а также и опаловые пластинки. Для увеличений же и волшебного
 фонаря гораздо предпочтительнее коллодионная эмульсия. Преимущества
 коллодионной эмульсии в этих случаях основываются на большей тонкости
 коллодионного сдоя сравнительно со сдоем желатины, вследствие чего
 снимки на коллодии приобретают гораздо большую резкость и выработанность
 мельчайших подробностей и оттенков - качества столь желательные для
 ясности и отчетливости их увеличенных изображений. Отношение толщины
 слоев той и другой эмульсии выводятся и делаются наглядно ясными из
 относительного содержания в образующих их эмульсиях летучих и твердых
 частей, из которых первые удаляются по наведении слоя при высушивании
 пластинок. Действительно, в то время как желатинная эмульсия содержит
 около 14 твердых частей на 100 частей всей ее массы, коллодионная
 содержит только 2, остальное падает на долю воды, спирта, эфира и т. п.,
 впоследствии удаляемых, частей. Приняв толщину слоя эмульсий во время
 наведения их на пластинки даже равною в обоих случаях (что на практике
 обыкновенно не случается, так как коллодионная эмульсия наводится всегда
 слоем более тонким, чем желатинная), мы все же получим коллодионный слой
 в 7 раз тоньше желатинного, как только летучие части обеих эмульсии
 будут удалены при высушивании пластинок. В действительности же отношение
 толщины слоев бывает около 1:10. Получение оттисков на всех этих
 пластинках производится также как и на обыкновенной альбуминной бумаге
 помощью копировальных рамок на дневном или искусственном свете.
 Желатинные пластинки требуют при этом меньшего времени позы сравнительно
 с коллодионными, затем проявления, вирирования (для придания более
 приятного тона) и наконец фиксирования. Коллодионные пластинки
 проявления не требуют, а вирирование и фиксирование их, подобно
 предыдущим, ведутся по особым рецептам, и весьма сходно с такими же
 операциями, производимыми при работах с обыкновенными отпечатками на
 альбуминной бумаге. Если Д. делаются для экранов или украшения окон, то
 необходимо, чтобы, кроме слоя, несущего изображение, на них был другой
 слой, играющий роль фона, так как прозрачность обыкновенного стекла
 мешает рассматриванию изображения на проходящий свет и оно теряет свои
 художественные достоинства. Опаловые пластинки имеют такой слой при
 самом своем изготовлении, обыкновенные же Д., по окончании отделки,
 нуждаются в наведении особого молочновидного слоя, которым покрывается
 сторона стекла противоположная той, на которой находится самое
 изображено. Для увеличений и волшебного фонаря молочновидного слоя на Д.
 не наводится, а целость изображения обеспечивается обыкновенно
 наложением поверх него особого стекла, которое скрепляется с основным
 стеклом особою бумажною обклейкой, идущей в виде полоски по краям
 пластинок.
  В. Д. Менделеев. D.
  Диаcпopa (греч. рассеяние) - так называлась у евреев, говоривших
 по-гречески, и в Новом Завете, совокупность евреев, рассеянных, со
 времен Вавилонского пленения, вне Палестины, среди языческих народов, в
 Египте и Малой Азии, а с I в. нашей эры это название было перенесено
 евреями-христианами на единоверцев, живших вне церковных общин. В
 новейшее время это название употреблялось гернгутерами, которые звали
 так всех живших вне общин братий своей секты. Теперь между католиками
 под именем Д. разумеются католические общины в иноверных странах.
  Диастола сердца - расслабленное состояние или покойная фаза в
 деятельности сердца. Вслед за сокращением, т. е. систолой, каждой из 4-х
 полостей сердца наступает фаза расслабленная, т. е. Д. их.
  И. Т.
  Диатез - предрасположение организма или отдельных его органов к
 заболеванию, вследствие особой их слабости, врожденной или приобретенной
 ненормальности состава и жизнедеятельности тканей. В старину диатезом
 объясняли причину возникновения очень многих болезней, в последнее же
 время понятие о Д. сузилось и область патологических процессов, к коим
 еще применяется этот термин, значительно уменьшилась. Различают теперь
 два вида Д. 1) Врожденное или приобретенное усиление восприимчивости
 организма к заболеваниям, или уменьшение сопротивляемости организма в
 борьбе с болезнетворной причиной; напр. - геморрагический Д., когда
 организм по устройству стенок кровеносных сосудов предрасположен к
 сильной и нередко угрожающей жизни кровоточивости, могущей произойти от
 самых ничтожных причин; ревматический Д. - чрезвычайно легкое
 расположение к простуде и т. д. 2) Болезненное, ослабленное состояние
 организма, вследствие резкого изменения характера обмена веществ в теле.
 При таком состоянии продукты недостаточного обмена, так называемые
 недокисленные продукты, образуются иногда в огромном количестве и, в
 случай затрудненного выведения, накопляются в организме, отлагаясь в
 различных органах и тканях: мочекислый Д., подагрический Д. и др. Так,
 напр., во время развития какой-либо эпидемии одни люди легко поддаются
 заразе, другие же упорно противостоять заболеванию. Как выясняется
 современною наукою, условия, препятствующие болезнетворным агентам
 оказывать свое действие на организм, в большинстве случаев сложны и
 заключаются в наследственном расположении, привычке, достаточной силе и
 энергии организма, нормальном составе его соков, правильной функции его
 органов и т. д.
  А. Л - ий.
  Диатонический (греч. от dia - через, jwnh - звук). - Д. полутоном
 (малая секунда) называется наименьший промежуток между двумя
 соединенными разноименными нотами диатонической гаммы, напр. mi-fa,
 si-do, do-re bemol. Большая секунда (тон) состоящая из двух рядов
 лежащих полутонов считается Д. интервалом, например:
 do-re(do-reb+reb-reb)
  Д. гаммою называется последование звуков, из которых каждый от своего
 соседнего отстает на тон или Д. полутон, например:
 do-re-mi-fa-sol-la-si-do. b
  Д. интервалами называются интервалы, образуемые между соседними и не
 соседними ступенями гаммы. Мелодия, состоящая из таких интервалов,
 называется Д.
  Н. С.
  Диафрагма - непрозрачная пластинка с круглым отверстием, помещаемая с
 целью увеличения отчетливости изображений, составляемых оптическими
 стеклами микроскопов, телескопов, фотографических камер. Д. задерживает
 крайние лучи поверхности световых конусов названных оптических
 инструментов. В них часто бывает по несколько Д. Служат также Д. для
 задержания света, могущего отражаться от внутренних стенок трубок во
 многих приборах; в частных случаях отверстие Д. может иметь и не круглую
 форму. Этим именем называется также круглая поворотная пластинка с
 отверстиями разной величины по окружности, помещаемая в передней части
 различных фонарей, употребляемых для оптических опытов и т. п.
  Ф. П.
 
  Диафрагма фотографическая - приспособление для уменьшения
 действующего отверстия фотографического объектива с целью увеличения

<< Пред.           стр. 302 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу