<< Пред.           стр. 310 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны и одною главою над своею
 срединою; но многие детали его внешности сильно отзываются западным
 (романским) влиянием. Каждый из трех фасадов (западный, северный в
 южный) разделен на три частя посредством длинных и тонких колонок.
 выступающих из стены; на половине высоты стен идет по фасадам карниз,
 состоящий из колонок, подпираемых небольшими кронштейнами и
 поддерживающих арочки с нисколько приподнятом центром. Между колонками
 карниза помещены рельефные, тесанные из камня изображения святых в
 сидячей позе и орнаменты, представляющие разных зверей и птиц на
 изгибающихся и вьющихся ветвях. Фигуры эти, равно как и украшающие
 кронштейны, имеют много сходства с заставками и виньетками византийских
 и древнерусских рукописей; однако между ними есть и такие, которые
 отмечены, очевидно, романским характером. Точно такой же карниз проходит
 на апсидах, под крышей, с тою разницей, что здесь, чрез каждые две
 короткие колонки, подпертые кронштейнами, одна, длинная, спускается
 вниз, до самой земли. На переднем и боковых фасадах, в каждом из трех
 компартиментов, на которые они разделены, находится по длинному и узкому
 окну с округленным верхом, а все поле компартиментов усеяно рельефными
 фигурами, подобными помещенным между колонками карниза. В средней части
 каждого фасада, внизу, проделана дверь, имеющая форму арки и обрамленная
 колонками и покоящимися на них рельефно украшенными дугами, совершенно в
 роде романских порталов. Верх стены фасада образует три арки, одетых
 непосредственно крышей, которая, вообще, изгибается сообразно кривизне
 прикрываемых ею сводов здания. Высокий барабан главы убран арочками на
 тонких и длинных колонках и снабжен такими же окнами, простенки между
 которыми заняты рельефным орнаментом того же характера, как скульптурные
 украшения и в прочих местах, но превосходящим эти последние в отношении
 рисунка и исполнения. Крыша купола принадлежит позднейшему времени, хотя
 ее форма я встречается на рисунках XII в.; ее нельзя назвать
 византийскою, но она все-таки ближе подходит к полусферической форме
 византийских глав, чем к маковкам в виде луковиц, усвоенным впоследствии
 русским церковным зодчеством. Гармоничность пропорций собора, вместе с
 обилием и своеобразностью его внешних украшений, составляет, главным
 образом, его красоту; что же касается до его внутренности, то она вообще
 походит на внутренность новгородских и афинских церквей и не
 представляет ничего особенно любопытного, за исключением древней стенной
 живописи под хорами над входом с западной стороны. Здесь был изображен
 "Страшный суд", от которого уцелели довольно значительные фрагменты. В
 особенности мило и наивно представлены Богоматерь, сидящая на престоле
 между двумя коленопреклоненными ангелами, а также три ветхозаветных
 патриарха: Авраам, держании на своем лоне бедного Лазаря, и, по бокам от
 него Исаак и Иаков, окруженные душами праведников. После татарского
 нашествия Д. собор неоднократно подвергался опустошениям и пожарам, был
 потом обезображен разными пристройками и, наконец, по повелению
 императора Николая I, в 1835 г., восстановлен в своем первоначальном
 виде.
  А. С - в.
  Димитрий Иванович Донской, вел. кн. всея Руси, сын в. кн. Ивана
 Ивановича, от 2й его супругу Александры, род. в 1350 г. По смерти отца
 своего (1359) Д., с братом Иваном (умер в 1364), остался малолетним.
 Русские князья поехали в Орду хлопотать о вел. княжении; хан Навруз дал
 ярлык суздальскому князю Димитрию Константиновичу. Малолетний Д. был в
 Орде в 1361 г., а может быть и ранее. В Орде произошли "замятни". Хан
 Навруз был убит, явились два хана: в орде Мурат, за Волгой - Авдул,
 управляемый темником Мамаем. К Мурату поехали поверенные вел. кн.
 Димитрия Константиновича, уже севшего на стол во Владимире, и кн.
 московского, за которого, конечно, действовали бояре. Мурат дал ярлык
 кн. московскому; суздальский не уступал. Тогда бояре осадили
 Переяславль, где заперся кн. суздальский; Переяславль был взят, Д.
 вокняжился во Владимире (1362). В 1363 г. хан Авдул прислал свой ярлык
 Д., который его принял. Мурат оскорбился таким признанием другого хана и
 снова дал ярлык Димитрию суздальскому, который явился во Владимир.
 Московские войска, при которых были и князья, изгнали его и опустошили
 Суздальскую область. Во время этой борьбы кн. Ростовский должен был
 подчиниться Москве и князья Галицкий и Стародубский лишились своих
 владений. Вскоре кн. суздальский не только помирился с московским, но
 еще просил его помощи, когда, по смерти брата его Андрея, Нижним
 завладел другой его брат, Борис. Митрополит послал св. Сергия мирить
 князей, и когда Борис сопротивлялся, в Нижнем были заперты церкви. Борис
 ушел в Городец; в Нижнем сел Димитрий (1364). Вслед затем Д. женился на
 дочери нижегородского кн., Евдокии. Тогда же Москва укреплена каменною
 стеною (Кремль). Вел. кн., по словам летописи; "всех князей приводил под
 свою власть, а которые не повиновались его воле, на тех начал посягать".
 Так он вмешался в ссору тверских князей, споривших между собою о
 выморочном уделе кн. Симеона Константиновича. Первоначально их судил
 владыка тверской и решил в пользу в. кн. тверского Михаила
 Александровича. Князья обратились к посредничеству митрополита, а Михаил
 - к в. калитовскому Ольгерду, и хотя, по-видимому, дело было улажено, но
 в 1369 г. вел. кн. Д. позвал Михаила на суд в Москву и заключил его и
 всех его бояр. Они были освобождены татарским послом; тогда Михаил снова
 обратился к Ольгерду, который пришел с войском и, разбив моск. полки при
 Тростенском оз. (в нынешн. Рузском у.), подступил к Москве. Заключен был
 договор, выгодный для Михаила. В 1370 г. Д. напал на тверские области;
 Михаил обратился в Орду к хану Магомет-Султану, ставленнику Мамая, и
 получил от него ярлык на вел. княженье; но Д. хана не послушался. Михаил
 в третий раз призвал Ольгерда, который, однако, не имел удачи под
 Москвой, помирился с вел. кн. и отдал дочь свою за его двоюродного брата
 Владимира Андреевича. Михаил снова поехал в Орду, получил ярлык; но Д.
 ярлык не принял, задарил посла и склонил его на свою сторону. Тем не
 менее Д. поехал в Орду, предварительно сделав завещание, в котором
 распоряжался наследственными своими владениями, не упоминая о вел.
 княжении. В Орде его приняли благосклонно. Михаил опять обратился к
 Ольгерду, который пришел, был разбит под Любутском (Калужского у.) и
 заключил мир (1372). Михаил не мирился; Д. пошел на Тверь, с ополчением
 многих князей, осадил город и принудил Михаила заключить договор,
 которым он навсегда отказывался от вел. княжения. В том же году Д.
 победил Олега Рязанского, с которым велись споры о межах, и выгнал его
 из стольного города; но тот скоро возвратился и помирился с Д. Смирив
 соседних сильных князей, вел. кн. мог смело начать действия против
 татар. В тогдашнее смутное для Орды время разные царевичи, действуя от
 себя, делали нападения на Русскую землю; их иногда отражали, а иногда и
 они наносили русским поражения. В 1377 г. на Суздальскую область напал
 царевич Арабшах (Арапша) из Синей орды (между Каспийским и Аральским
 морями). Д. послал войско на помощь тестю; по неосторожности русских
 князей, ополчение их было разбито на р. Пьяной (в нынешн. Нижегородской
 губ.). Затем татары разграбили область Нижегородскую и сделали набег на
 Рязанскую. Арабшах провозгласил себя ханом Золотой орды, но скоро погиб
 (его монеты найдены в Казанской губ.). В 1378 г. Д. удалось разбить на
 р. Родне (в Рязанской губ.) посланного Мамаем мурзу Бегича. Таким
 образом Д. защитил своего недавнего врага Олега. В отмщение за это Мамай
 собрал большое войско (1380). Д., приняв благословение от св. Серия,
 который отпустил на брань двух иноков: Ослаба и Пересвета, встретил
 Мамая на Куликовом поле, между р. Непрядвой и Доном (Тульской губ.,
 Епифанского у.). С ним было много русских князей и два сына Ольгерда,
 Андрей и Димитрий. Вел. кн. литовский Ягайло вступил в союз с Мамаем, но
 к битве не поспел. Олег рязанский изъявил покорность Мамаю. 8 сент.
 произошла знаменитая битва, успеху которой способствовало
 преимущественно своевременное появление из-за засады отряда,
 предводительствуемого Волынским-Боброком и кн. Владимиром Андреевичем.
 Д. отличился не только как полководец, составив заранее план, но и
 показал личное мужество. Переодевание его было общим обычаем средних
 веков. Мамай погиб на обратном пути; в Орде явился Тохтамыш, ставленник
 Тамерлана; он пошел наказать Д. (1381). Неожиданное нападение его
 заставило Д. удалиться в Кострому. Москва была взята, правда - обманом.
 Русь снова покорилась татарам, но народный дух уже оживился. Покоряясь
 татарам, Д. крепко держал других князей: попытку Михаила получить ярлык
 он отстранил в Орде, Олега смирил оружием, опустошил землю Рязанскую,
 новгородцев держал в повиновении. С двоюродным братом Владимиром
 Андреевичем Д. заключил договор, которым последний признавал Василия
 Дмитриевича братом старейшим, Юрия - братом равным, остальных
  - младшими, отказываясь от своих прав на вел. княжение. В последнем
 завещании своем (1389) Д. не только распоряжается наследственными
 владениями, но и благословляет старшего своего сына Василия вел.
 княжением. умер Д. в 1389 г. После него остались дети: Василий, Юрий,
 Андрей, Петр, Иван и Константин. Грозный с князьями, Д. строго держал и
 бояр: Вельяминов, сын последнего тысяцкого, был казнен в Москве за
 содействие Михаилу Тверскому. В этом отношении Д. является достойным
 предшественником вел. кн. Иоанна Васильевича. Потомство сохранило о нем
 память как о победителе татар; но его внутренняя политика замечательна,
 быть может, еще больше.
 
  Источники и пособия. Летописи: Новгородская, Софийская,
 Воскресенская, Никоновская, Львовская, Степенная книга; Собр. гр. и
 дог.; "Слово о житии и преставлении вел. кн. Дмитрия Ивановича" (в Соф.,
 Воскр., Ник., Ст. кн.); различные повести о Мамаевом нашествии
 (поведание в Новг. IV, Соф., Воскр., Типогр., Супр., Льв., Ст. кн.;
 сказание в Ник., Др. лет., Син. подр. лет., отдельно изд. Снегиревым, в
 "Русск. Ист. Сборн. "). Задонщина, опоэтизированное сказание, издано
 Срезневским в "Изв. II отд. акд. наук", Ундольским во "Времен." О всех
 сказаниях см. Тимофеева в "Ж. М. Н. Пр. " и Хрущева в "Трудах III Арх.
 съезда". "Сказание о нашествии Тохтамыша" (в Новг. IV, Соф., Воск.,
 Ник.). О Димитрии вообще см. общие истории России, а также
 Экземплярского, "Великие и удельные князья Северной Руси" (т. I, СП б.
 1889 г.) и Савельева-Ростиславича, "Дим. Иоан. Донской, первоначальник
 русской славы" (М. 1837 г.). Статья Костомарова о Куликовской битве (в
 "Месяцеслове" 1864 г.; перепечатана в "Монографиях", III) возбудила
 сильную полемику, в которой приняли участие Погодин (его статьи собраны
 в книге: "Борьба не на живот", М. 1874) и Д. В. Аверкиев (в "Эпохе").
  К. Б.-P.
  Димитрий Иванович - внук вел. кн. Ивана III Васильевича, род. в 1483
 г. По смерти отца его (1490 г.), Ивана Ивановича Младого, бывшего
 наследником престола, возник вопрос: кто будет преемником царствующего
 государя - сын ли умершего Ивана Младого, или сын самого велик. князя,
 Василий. Этот вопрос разделил придворных на две парии, из которых одна,
 старая боярская партия, стояла за жену умершего, Елену, и сына его
 Димитрия, как окружавших себя исключительно природным московским
 боярством, а другая сомкнулась около вел. княгини Софии и сына ее
 Василия, которых окружали преимущественно греки. Вследствие заговора
 последней партии на жизнь Димитрия, многие члены ее были казнены (1498),
 а вел. князь, до тех пор колебавшийся, торжественно венчал на царство
 Димитрия. Софию и Василия постигла опала. Но чрез год вел. князь
 примирился с супругой и сыном и приказал дело о них переисследовать.
 Теперь опала постигла членов Елениной партии. Василий назван был
 государем вел. кн. Новгорода и Пскова; но титул вел. князя владимирского
 и московского оставался еще за Д. Наконец, в 1502 г. опала постигла и
 Елену с сыном ее: к ним приставлена была стража; у Д. отнять был
 великокняжеский титул и имена их запрещено поминать на эктениях; вскоре
 потом Д. посажен был "в камень" (каменную тюрьму) и страже при нем дана
 была инструкция, "как внука стеречи". Василий объявлен был наследником
 престола. С новым царствованием положение Д. ухудшилось: Василий посадил
 племянника в железа и в тесную палату, где он и умер в 1509 г., по
 выражению летописи, "в нуже, в тюрме". Тело его погребено в
 Архангельском соборе (приписываемое ему нашими историками, начиная с
 Карамзина, духовное завещание (Собр. гос. грам. и догов. I № 147)
 принадлежат не ему, а Димитрию Жилке, в чем можно убедиться по сличении
 этого завещания с той частью завещания Ивана III, в которой
 перечисляются города и волости Димитрия Жилки). Полн. собр. русск, лет.
 III, 146, 147; IV, 155, 161, 270, 271; V, 261; VI, 40, 43, 48, 235, 241
 - 243, 279; VIII, 215, 224, 230, 234 - 236, 242, 248, 250. Архангелогор.
 лет. 174, 178. Чин венч. Димитрия в Собр. гос. грам. и догов. II, № 25.
  А. Э.
  Димитрий Шемяка (1420 - 1453) и Димитрий Красный (1421 - 1441)
 Юрьевичи - кн. галицкие (Галича костромского), внуки Димитрия Донского.
 Д. Шемяка, в противоположность кроткому брату своему, был человек
 необузданной энергии, не разборчивый в средствах для достижения
 намеченной цели; прославился неутомимой, упорной борьбой с вел. кн.
 Васил. Темным, своим двоюродным братом, за моск. престол. Еще при жизни
 отца, добивавшегося великокняжеского стола, он принимал деятельное
 участие во всех походах и войнах против вел. кн. Честолюбие заставило
 его, по смерти Юрия (1434), отступиться от старшего брата, Василия
 Косого, объявившего себя вел. князем, и, вместе с младшим братом,
 пригласить Василия Васильевича на великокн. стол. Прогнав из Москвы, при
 помощи младших Юрьевичей, старшего, в. князь заключил с первыми договор,
 по которому братья не должны были вступаться в удел умершего Петра
 Димитриевича дмитровского, в отнятый у Василия Косого Звенигород и в
 Вятку; с своей стороны, в. князь подтвердил за братьями города, данные
 им отцом их (Галич. Руза, Вышгород) и им самим (Ржев, Углич и др.).
 Между тем как Василий Косой готовился идти на вел. князя, Шемяка приехал
 в Москву звать последнего на свою свадьбу, но был схвачен и в оковах
 отправлен в Коломну, как заподозренный в соучастии с старшим братом, при
 котором действительно находился "двор" Шемяки. По возвращении из похода
 сел. князь освободил его, заставив подтвердить прежний договор. Доверие
 между двоюродными братьями, по-видимому, восстановилось, так что в 1437
 г. великий князь посылал обоих Юрьевичей к Белеву на хана Улу-Махмета.
 Но они вели себя в походе скорее как разбойники, предававшие все по пути
 огню и мечу, не разбирая своего и чужого. Самонадеянность Шемяки была
 причиной того, что моск. войска с позором бежали от немногочисленных
 войск Улу-Махмета (1438). Но Шемяка не мог долго сдерживать своей
 ненависти к в. князю. В 1439 г. он не дал помощи ему при нападении на
 Москву Улу-Махмета, и кровавое столкновение между ними устранено было
 только благодаря примирительному вмешательству троицкого игумена
 Зиновия. Взятие Василия Васильевича в плен детьми Улу-Махмета (1445) не
 принесло Шемяке никакой пользы; задержание, затем, в. кн. в Троицком
 м-ре, занятие Москвы (в союзе с Иваном можайским) и вероломный поступок
 с его детьми, ослепление Василия только возбудили ненависть к Шемяке и
 симпатии к в. князю, к которому начали переходить от Юрьевича люди всех
 званий и состояния. Москва занята была боярином Василия, Мих. Бор.
 Плещеевым; Шемяка бежал в Чухлому. Мирные договоры, которые потом
 заключали между собой двоюродные братья, при каждом удобном случае
 Шемяка нарушал и вновь вооружался на в. князя; вмешательство духовенства
 не действовало на него. Наконец, в 1452 г., когда моск. войска почти со
 всех сторон окружили Шемяку на р. Кокшенге, последний бежал в Новгород.
 Переписка митр. Ионы с новгородским владыкой Евфимием о том, чтобы
 последний убедил Шемяку покориться в. князю, не имела благих
 результатов. Дело, наконец, разрушилось иначе: при посредстве москов.
 дьяка Степана Бородатого, Шемяка отравлен был собственным поваром. Вел.
 кн. до того был рад этой развязке, что гонца, привезшего известие о
 смерти Юрьевича, пожаловал в дьяки. Сын Шемяки, Иван, уехал с матерью в
 Литву, где получил в кормление от короля Казимира Рыльск и Новгород
 Северский. Д. Красный умер раньше Шемяки, в 1441 г.
 
  Полн. собр. русск, лет. III, 113, 141, 199; IV, 122, 125, 126, 131,
 132, 146, 208, 213, 216, 216, 272; V, 28, 81, 265 - 271; VI. 45, 148 -
 150, 169 - 178, 266, 281; VII, 226; VIII, 97 - 100, 107, 109; III - 115,
 117 - 123, 125, 239, 270; XV, 490, 492 - 494. Никон, лет. V, 113 - 121,
 124 - 125, 126, 150, 157, 161, 200 - 217, 221, 229, 278. Арханг. лет.
 153. Собр. гос. гр. и дог. 1, №№ 49, 50, 52 - 59, 61, 62, 67, 78, 79, 84
 - 87, 144. Ак. Ист. I, №№ 40, 43, 53. А. А. Эксп. I, №№ 29, 372.
 Экземплярский, "Великие и удельн. кн." (II, 236 - 254).
  А. Э.
  Доги - несколько пород собак, происходящих от древних ассирийских и
 египетских травильных собак, проникших сперва в Грецию, потом на
 Аппенинский полуостров и затем распространившихся по всей Европе.
 Главные породы современных догов следующие: 1) меделянки, происшедшие из
 сев. Италии (медиоланский, миланские Д.), были значительно
 распространены в России и употреблялись для травли медведей, но со
 времени воспрещения этой травли, в шестидесятых годах, стали выводиться,
 а ныне сохранились только в Императорской охоте в Гатчине; 2) английские
 Д. или мастифы служившие, в былые времена, северо-американским
 плантаторам для выслеживания беглых негров; 3) бордосские. -
 употребляются на юге Франции до сих пор для травли, преимущественно на
 ярмарках, на особых аренах, медведей, волков и ослов; 4) немецкие Д.,
 разделяющиеся на датских, ульмских и др. Д., произошли от скрещивания с
 борзыми собаками, и 5) далматские Д. За исключением последних, не
 обладающих большим ростом, остальные Д. представляют самых крупных и
 сильных собак в свете, до 90 сант. высоты, с огромною головою и могучими
 челюстями, из которых нижняя выдается вперед, что дает собаке
 возможность дышать, не разжимая зубов, когда она вопьется в затравленное
 ею животное. Д. бывают одноцветные, полосатые и крапчатые.
  С. Б.
  Догмат. - Значение этого слова, как термина, употребляемого не в
 одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно
 употреблялось в античной литературе. У Цицерона словом dogma
 обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели
 значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели,
 напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателем догматов
 аттических, учения Платона и стоиков - догматами. У Ксенофонта догматом
 называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие и
 простые воины, должны беспрекословно подчиняться. У Геродиана им
 обозначается определение сената, которому беспрекословно должен
 подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в
 греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Есфирь,
 Маккавейских словом dogma называется указ царский, подлежащий
 немедленному исполнению, а также закон царский или государственный,
 безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Ев. от
 Луки dogma наз. повеление кесарево о переписи народонаселения Римской
 империи, в кн. Деяний Апостольских - законы царские, в посл. к
 Колиссянам и Ефесянам - имевшие божественный авторитет законы Моисея,
 Затем в кн. Деяний в первый раз словом dogma обозначаются те определения
 церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее
 члена. Из употреблено этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла
 Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста,
 Викентия Лиринского и др. отцовы церкви понятие о Д. выясняется с
 большею подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная
 (данная чрез божественное откровение) истина и в этом смысле догматы
 веры наз. божьими (d. tou Qeou), божественными (d. Qeia), Господними (d.
 tou Kuriou) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так
 наз. спекулятивного мышления и личным мнениям: 2) Д. есть истина,
 относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического
 или созерцательного учения, учения веры, чем он отличается от правил

<< Пред.           стр. 310 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу