<< Пред.           стр. 315 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 окончившие починки в зданиях, зараженных Д. грибом, должны все свои
 инструменты перед дальнейшим их употреблением возможно тщательно
 вычистить и вымыть. Сапоги и платье должны быть также старательно
 вычищены. 2) Старое дерево, если на нем имеются явные следы разрушения
 Д. грибом, не должно идти на новые постройки. Старое, разрушенное дерево
 следует по возможности сейчас же по вынутии его при починках сжечь.
 Новое дерево не должно складывать рядом с попорченным. 8) Новое строение
 должно быть оберегаемо от всяческого загрязнения его рабочими. Отхожие
 места должны быть так устроены, чтобы не последовало загрязнения новой
 постройки косвенным путем. 4) Для подстилок под пол (смазок) следует
 предпочитать промытый, крупный песок или битый кирпич. Нужно избегать
 кокса, золы и т. п., равно как и масс богатых гумусом и вообще сырых. 5)
 Дерево для построек должно быть сухим насколько возможно. 6) Новое
 здание должно достаточно просохнуть. Окраску полов масляной краской
 производить возможно позже. 7) Полы не должны вплотную прилегать к
 стенам. 8) Следует обратить особенное внимание на устройство правильной
 тяги воздуха в нижних помещениях и под полом. 9) Соблюдать чистоту и не
 допускать, чтобы вода и нечистоты (в прачечных, ванных и т. п.) попадали
 под пол. Для истребления уже появившегося Д. гриба предлагалось и
 предлагается не мало средств; но, к сожалению, ни одно из них не может
 считаться радикальным. Удовлетворительные результаты Гартиг получил,
 пропитывая куски дерева креозотом или так наз. карболинеумом
 (Carbolineum). Проф. Сорокин рекомендует обмазывание обыкновенным
 дёгтем; другие исследователи указывают на петролеум, как на хорошее
 средство. Пока гриб не особенно распространился, с успехом можно
 применить тщательное вырезывание поврежденных кусков и замену их новыми.
 Главная литература: R. Hartig, "Die Zerstorungen des Banholzes durch
 Pilze. I. Der achte Hausschwamm" 1885); его же, "Lehrbnch der
 Baurnkrankheiten" (2-е изд. 1889); Goppert, "D. Hausschwamm, seine
 Entwickelung and seine Bekampfung" (1885); Н. Сорокин, "Гниль наших
 древесных пород, употребляемых на постройки" (1882).
  Г. Н.
  Домра - первообраз нашей балалайки. Сведения о Д. в России
 сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки
 на Д. назывались домрачеями. Весьма вероятно, что Д., существующая до
 сих пор у калмыков, под названием домр, и у татар и киргизов, под
 названием домра, домбра, дунбура, думбра, занесена в Россию во время
 монгольского ига.
  М. П.
  Домье (Анри-Огюст-Ипполит Daumier, 1808 - 79), - франц. рисовальщик и
 отчасти живописец. Составил себе в 1840 - 60-х гг. громкую известность
 карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную
 жизнь и выдающихся людей тогдашней Франции. Рисунок у него сух и
 грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной
 правды, и, вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Д. начали
 появляться в журнале "Charivari". Это были сцены из "Пoхождений Робера
 Макера" (с подписями Филипона). За этою серией следовали другие, под
 заглавиями: "Les Actualites", "Les Divorceuses", "Les Femmes
 socialistes", "Les Philantropesdu jour", "Les Grecs", "Les Gens de
 jnstice", "Les Pastorales", "Locataires el proprietaires", "Les beaux
 jours de la vie" и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум
 любопытнейшим его альбомам: "Idylles раrlementaires" и "Les
 Representants representes". Из живописных произведений Д. известны:
 "Мельник, его сын и осел" (1849), "Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу"
 (1851) и "Прачка" (1861).
  А. С-в.
  Донателло (Donatello, собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, D.
 di Betto Bardi) - один из самых замечательных итальянск. скульпторов
 эпохи возрождения, род. во Флоренции, или близ нее, между 1382 и 1387
 гг., учился в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо,
 пользуясь покровительством богатого флор. банкира Мартелли. Для
 окончания своего художественного образования ездил на два или на три
 года в Рим, вместе с известным архитектором Брунеллески. Одна из его
 первых работ - горельеф из мелкозернистого камня, находящ. в црк. Санта
 Кроче, во Флоренции, и изображающий Благовещение.
  Д. по преимуществу был реалист; в его работах постоянно преобладает
 стремление изображать природу так, как она есть, и иногда можно
 подумать, что он нарочно отыскивает ее некрасивые стороны. Изучение
 памятников греко-римской пластики также несколько умерило его
 реалистические стремления. Поэтому у него два стиля: реалистический и
 классический. К первому относится его статуя Магдалины (около 1434 г.,
 наход. в флор. Крестильнице). Это исхудалая старуха, покрытая волосами.
 То же направление видно и в его статуе царя Давида, известной под
 названием "Zuccone" и помещенной в фасадной стороне башни Джиотто, во
 Флоренции. Статуя эта - портрет современника, с большой лысой головой.
 Плоский рельеф, изображающий голову в профиль св. Цецилии, едва
 отделяющуюся от фона, принадлежит к классич. стилю Д. (наход. теперь в
 Англии). Подражание античному искусству мы находим и в бронзовом
 барельефе музея Барджелло, во Флоренции, изображающем триумф Вакха,
 равно как и в полуфигурах Силена и вакханки, на бронзовой плоской чаше
 (в Кенсингтонском музее, в Лонд.). Барельефы Д., заключенные в восемь
 медальонов и заказанные Козимо Медичи для внутреннего портика его
 дворца, где они находятся в поныне - быть может, просто копии с антиков.
 Но лучшие работы Д. - те, в которых он, не увлекаясь излишним реализмом
 и не подражая произведениям древности, искал своих идеалов в самом себе.
 Это, напр., можно сказать о мраморной статут св. Георгия и о статуях
 Давида и ап. Марка. Первая вылита из бронзы, вторая мраморная, обе во
 Флоренции. Менее удачна бронзовая статуя Юдифи, в Loggia del Lanzi, во
 Флоренции. Несколько статуй вырублено Д. для фасада флорент. собора;
 между сохранившимися замечательна статуя евангелиста Иоанна. В 1444 г.
 Д. был призван в Падую для отлития из бронзы конной статуи кондотьера
 Венец. республики Гаттамелаты [Erasmo Marzi da Narni]. Она стоит теперь
 перед церковью св. Антония. Со времен древних римлян не было вылито в
 Италии ни одной подобной колоссальной статуи. Художник остался в Падуе
 до 1456 г. и произвел там, при помощи своих учеников, несколько работ
 для украшения црк. св. Антония. Самые замечательные из них - бронз.
 барельефы, представляющие эпизоды из жизни названного святого,
 покровителя Падуи. В 1457 г. Д. работает (опять во Флоренции) Св. Иоанна
 Крестителя, патрона Флоренции, тип которого он создал. Он представлял
 Предтечу во всех возрастах, отдельными статуями, горельефом и
 барельефом. Замечательна его мраморная статуя Иоанна в м. Барджелло.
 Худощавый, как скелет, он имеет выражение как бы ни на чем не
 остановившейся мысли и идет вперед, как бы не зная сам куда; его
 полуоткрытые уста готовы произнести пророческие слова. Отличительная
 черта Д. состоит в том, что он с таким же искусством воображал силу,
 энергию, как и грацию, миловидность. Его барельеф мраморного балкончика
 собора г. Прато, вырубленный в 1434 г., изображает полунагих детей или
 гениев, пляшущих хороводом, или играющих на различных инструментах, с
 венками цветов. Движения детей чрезвычайно живы, разнообразны и игривы.
 То же самое можно сказать и о других мраморных барельефах,
 предназначавшихся для флор. собора и находящихся теперь в Opera del
 Duorno. Некоторые детские бюсты Д. в высокой степени верно воспроизводят
 действительность и чрезвычайно миловидны. Д. с необыкновенной верностью
 угадывал впечатление, которое его работы будут производить на известном
 расстоянии, и умел определять степень их оконченности. Портретные бюсты
 - отрасль пластики, столь любимая греками и римлянами и совершенно
 оставленная в средние века - была воскрешена Д. Некоторые из его бюстов
 замечательны по своей индивидуальности и как нельзя более
 характеристичны. Вообще Д. с необыкновенным умением передавал духовную
 жизнь представляемого им лица. Таков, напр., бюст из обожженной глины,
 раскрашенный Никколо да Уццано и красующийся ныне в муз. Барджелло.
 Любопытные произведения Д. находятся в ризнице црк. св. Лаврентия, во
 Флоренции. Это - барельефы-медальоны, изображающие евангелистов
 вдохновленными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна
 Крест., преисполненные драматизма. Там же можно любоваться отлитыми им
 дверями с фигурами апостолов и святых. Д. передавал страсти резко, с
 некоторою жесткостью, иногда даже в отталкивающих формах, как напр., в
 барельефе, исполненном из крашеного гипса, находящемся в црк. св.
 Антония, в Падуе, и изображающем "Положение во гроб". То же самое мы
 видим и в последнем его произведении, оконченном после его смерти
 учеником его Бертольдо, а именно в барельефах двух кафедр в црк. св.
 Лаврентия, изображающих Страсти Господни. Д. исполнил также, вместе с
 учеником своим, Микелоццо Микелоцци, несколько надгробных памятников в
 церквах; между ними замечателен монумент развенчанного папы Иоанна
 XXIII: он послужил образцом для многочисленных надгр. памятников,
 явившихся в XV и XVI стол. во многих церк. Италии. Последние годы своей
 жизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466
 г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной его
 работами.
  А. ф.-Фрикен.
 
  Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schulе" (Вена, 1875); H. Tschudi, "D.
 e la critica modenia" (Турин, 1887); W. Bode, "Italienische Bildhauer
 der Renaissance (Б. 1887); E. Muntz, "D. (в серии монографий: "Les
 Artistes celеbres", 1885).
  Донжон - четырехугольная башня в старофранцузских, особенно
 нормандских замках.
  Дон-Жуан (Don Juan, собств. Дон Хуан) - легендарный испанский герой,
 давший свое имя одному из популярнейших в искусстве типов. Героем
 предания является представитель одного из аристократ. севильских родов,
 Д. Жуан Тенорио. Смелые его похождения, оставались безнаказанными,
 благодаря участию в них его близкого друга, короля дон Педро (1350 -
 1869), долго наводили ужас на всю Севилью, пока наконец небесное
 правосудие, в лице убитого им командора дон Гонзаго, не положило конец
 его бесчинствам. К этой легенде впоследствии примешали другую, также
 севильскую, о распутнике Д. Жуане де Марана, продавшем душу свою
 дьяволу, но после раскаявшемся и поступившем в монастырь. Рыцарские
 сказания и средневековая народная поэзия выдвигают целый ряд других лиц,
 также руководимых в своих действиях жаждой к чувственным удовольствиям,
 также безумно отважных и безнравственных. Обри Бургундец, Роберт Дьявол,
 сказание о котором более других сходится с главными чертами легенды о Д.
 Жуане, и др. дали общие очертания этого типа, которые в каждой стране
 могли прилагаться к наиболее выдававшимся своей безнравственностью и
 удалью искателям приключений. С течением времени тип изменяется, по мере
 смягчения нравов; резкие черты характера, грубость приемов
 предшественников Д. Жуана постепенно заменяются более привлекательными
 качествами, и наконец герой севильской легенды облекается в обаятельную
 форму, сразу приобретающую ему необыкновенную популярность. Это - дело
 Тирсо де Молина (умер 1648), создавшего в своей пьесе: "El burlador de
 Sevilla у convidado de piedra", тот причудливый характер, который обошел
 потом весь мир под именем Д. Жуана. Всего через 3 года после издания
 пьесы Тирсо Д. Жуан шел уже с громадным успехом на народных сценах
 Италии, много выиграв от внесенного в пьесу комического элемента,
 которым итальянцы хотели смягчить ее чрезмерный трагизм. Для сцены "El
 burlador" был обработан Джилиберти (1652) в Чиконьини ("Il convitato di
 piedra", 1670). Последний выбросил из пьесы Тирсо все поучительное и
 мрачное; его переделка и теперь еще дается на небольших сценах Италии.
 Переделка Джилиберти, более державшегося исп. оригинала, до нас не
 дошла; но по ней написаны первые пьесы о Д. Жуане во Франции, куда сюжет
 был занесен ок. 1658 г. К этому году относится постановка пьесы Даримона
 в Лионе, а в следующем году де-Вилие переделал ее для парижской сцены,
 где она шла под назв.: "Le festin de pierre, ou le fils criminel".
 Мольер, в своей комедии: "D. J. ou le festin de pierre" (поставлена в
 1665 г.), первый лишил героя отличительных особенностей его испанского
 происхождения и ввел в пьесу франц. действительность своего времени. Он
 отбросил внесенный итальянцами комизм и уничтожил клерикальный оттенок,
 характеризующий пьесу Тирсо. После Мольера легенду о Д. Жуане обработали
 Корнель (1677), в переделке которого (в стихах) пьеса шла на французских
 сценах до новейшего времени, и актер Дюмениль (известный под псевдонимом
 Розимон), перенесший в своей пьесе: "Festin de pierre, оu l'athee
 foudroye" (1669) действие в языческие времена, чтобы герой мог
 безнаказанно богохульствовать. На английскую сцену Д. Жуан перенесен
 Шадвелем, трагедией "The libertine destroyed" (1676). В Германии с
 самого начала XVIII в. шли на народных сценах разные переделки легенды о
 Д. Жуане. В подобных переделках слуга Д. Ж. часто играл большую роль,
 чем он сам. В конце XVII в. заново обработал легенду исп. драматург
 Замора, а в Италии, несколько позже, Гольдони (D. Giovanni Tenorio,
 osia: il dissolutо punito). Первый опыт обработать сюжет Д. Ж. для оперы
 сделал француз Ле Теллие в Париже (1713); в 1761 г. в Вене поставлен
 балет "Д. Жуан", с музыкой Глюка. Немного позже написал оперу "Д. Жуан"
 Ричини, за которым следовали Тритто, Альбертини, Керубини и др. Всех их
 затмил своим "Дон Жуаном" Моцарт, более других содействовавший
 популярности этого типа. Текст к его композиции написан Да-Понте, по
 пьесе Заморы. Опера "Convitato di pietra", Гаццаниги, шла с успехом в
 Риме, Париже и Милане. И в нашем столетии появились многочисленные Д.
 Жуаны - романтики, скептики, пессимисты и даже идеалисты. Близость
 характеров Д. Жуана и Фауста уже с начала этого века занимает ученых и
 поэтов. Один из первых обратил на это внимание нем. эстетик Розенкранц,
 при изучении, в "Чудотворном маге" Кальдерона, одного из первообразов
 Фауста ("Ueber Kalderon's Tragodie von wunderthat. Magns", 2 изд. 1832).
 Оба героя - мятежные протестанты против судьбы, оба - одинаковые
 представители эгоизма и неверия, и если в легенде о Д. Жуане поэтически
 выразились практический реализм и утонченный сенсуализм романского
 племени, то легенда о Фаусте выдвигает субъективный идеализм и
 умозрительные наклонности германцев. Нем. драматург Граббе (IX, 467)
 пытался в своей драме "Don Juan u. Faust" связать судьбу обоих героев.
 Переделывали легенду о Д. Жуане еще Ленау, автор неоконченного, но
 глубокого по замыслу эпического стихотворения "D. Juan" (1851), Гольтей
 (1834), Визе (1840), Браун фон Браунталь (1842), Фридман ("Don Juans
 letztes Abentener", 1881), Поль Гейзе, написавший трагедию "Don Juans
 Ende" (1883), в которой заставляет дожившего до старости героя броситься
 в кратер Везувия и др. Во Франции А. Дюма обработал легенду о Д. Жуане в
 драме "D. Juan de Marana оu lа chute d'un ange" (1836), Мериме - в
 романе. Превосходную драму "D. Juan" дал датский поэт Гаух. Одна из
 замечательнейших новейших обработок легенды - драма "D. Juan tenstio"
 (1844) Зорильи, которому принадлежит и эпико-лирическая обработка
 сюжета: "El desafio del diablo" и "Un testigo de Bronce" (1845). Герой
 Зорильи испытывает истинную любовь и спасает свою душу искренним
 покаянием. Подобную примиряющую развязку мы видим и в "Д. Жуане" гр. А.
 К. Толстого. Из др. русских обработок легенды о Д. Жуане известны
 "Каменный гость" Пушкина и опера Даргомыжского. На текст "Д. Жуана"
 Толстого написана музыка Направником. Байроновский "Д. Жуан" ничего
 общего с севильской легендой не имеет, хотя в характерах обоих героев
 есть некоторые родственные черты. Литература о Д. Жуане весьма обширна.
 Из русских соч. см. особенно статью "Легенда о Д. Жуане" Ал.
 Веселовского (в "Сев. Вестн. " 1887, январь); затем А. Воронова, "Д.
 Жуан в испанской литературе" (т. 42 "Совр." 1846); "Моцартов Д. Жуан"
 (т. 96 "Б. для Чт." 1849); Званцева, "Библиография Д. Жуана" ("Муз. и
 театр, вестн.", 1859). Scheible, "Kloster" (т. III, 1846); Picastolle,
 "D. J. Tenorio" (1883); Armand Hayem, "Le Don Juanisme" (1886); Engel,
 "Die Don Juansage" (1887).
  И. К.
  Доницетти (Gaetano Donizetti) - выдающийся итальянский композитор
 (1797 - 1848). Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но
 скоро нашел настоящее свое призвание. Первые его оперы - "Enrico, conte
 di Borgogna" и "Il Falegname di Livonia" (1819), - были хорошо приняты
 венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава
 Россини и Беллини. Широкую известность он приобрел лишь в 1831 г., после
 постановки в Милане оперы "Anna Bolena". В "Лучии" его талант выказался
 с наибольшей силой. После смерти Беллини Д., не видя опасных
 конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьезными
 достоинствами. С 1840 г. Д. работал для Парижа. Хотя его "Дочь полка",
 "Полиевкт" и "Фаворитка" не сразу завладели вниманием парижан, но успех
 Д., по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря
 комич. опере "Don Pascualе" (1843). Это образцовое произведение было
 написано в 8 дней. Для Вены Д. написал в тоже время "Линду". Его
 последние оперы - "Maria di Rohan", "Catarina Cornaro" (1844)
  - не имели успеха. Сильное нервное расстройство было причиной его
 смерти. В продолжение 26-ти летней композиторской деятельности Д.
 написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к
 быстрому сочинению была у Д. поразительная. Нормальному развитию его
 дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это,
 он оставил нисколько опер, которые могут служить образцами итальянского
 искусства в первой половине XIX ст.: "Лучия", "Лукреция", "Фаворитка",
 "Любовный напиток", "Дон Пасквале". Главные достоинства опер Д. -
 вдохновенные мелодии и драматическое чувство. Фактура большею частью
 слабая, небрежная. Его лучшие оперы не имеют цельности: на ряду с
 прекрасными местами встречаются весьма слабые. См. Filippo Cicconetti,
 "Vita di D." (Рим, 1864) и Alborghetti e Galli, "Donizetti Mayr"
 (Бергамо, 1875).
  H. Соловьев.
  Донник (Melilotus L.) - род растений из сем. бобовых в подсем.
 мотыльковых. Сюда относятся около 20 видов однолетних и многолетних трав
 с тройчатыми листьями (как у клевера) и мелкими цветками в коротких или
 длинных кистях; цветки обыкновенно желтые, реже белые и у немногих
 голубые. Боб маленький, нераскрывающийся, с 1 - 3 семенами.
 Распространены вообще в умеренном и подтропическом поясах Старого света,
 причем один только вид широко распространился и по Новому свету. Многие
 виды обладают запахом кумарина (как, напр., у Зубровки) и содержат
 горько-соленые вкусовые вещества, в особенности однолетний вид М.
 coerulea Lam., Д. голубой, идущий на приготовление зеленого сыра; часто
 разводится в садах ради своего аромата; его голубые цветы собраны
 головками на длинных ножках. Все виды Д. принадлежат к лучшим медоносным
 растениям, почему и употребительны в пчеловодстве, а также и как хорошие
 кормовые травы. По северной и средней России очень часто встречаются,
 как сорные травы, два вида: Д. белый - М. alba L. - двухлетнее растение,
 весьма удобно разводимое на легких, не бедных известью, почвах и
 нечувствительное к засухе и морозу, но по содержанию в нем кумарина,
 трудно переносимого животными, мало пригодное для хозяйства. Чтобы
 помочь в этом отношении, следует пораньше скашивать - когда Д. не выше
 фута; тогда укос в зеленом виде (1000 - 2135 пд. с десят.), поступает
 для корма лошадей, но в небольшом количестве. Соотношение питательных
 веществ: в зеленом корме - 1:2,7 а в сене - 1:4, 2. б) Аптечный, желтый
 (М. officinalis Lam); - содержит в себе много кумарина и потому
 непригоден как кормовое растение, но может быть разводим как медоносное
 и имеет лекарственное значение - служит для приготовления мелилотного
 пластыря. Кроме рода М., название Д. присваивается в разных губерниях
 Poccии еще следующим растениям, отчасти напоминающим Д. по внешнему
 облику. Epilobium angustHfolium L. (кипрей, иван-чай), Galium verum L.
 (желтый подмаренник), Juniperus sabina L. (казачий можжевельник),

<< Пред.           стр. 315 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу