<< Пред.           стр. 32 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Бога" (А.). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог сам себе
 обязан своим существом, вечен, ни от кого не происходит и никого не
 производит, удовлетворяет самого Себя, наполняет вселенную своею
 бесконечностью; Он - средоточие, в котором все соединяется, явен и
 скрыт. Он - господь телесного и духовного мира, творец и правитель. Он
 всемогущ, премудр, предобр, милосерд; его решения неотменимы. Все эти
 качества Мохаммед делал наглядными посредством популярного изложения, а
 часто также посредством смелых образов. Различные качества Бога,
 распределенные на 99 Его имен, образуют мохаммеданские четки,
 заключающиеся именем А., как сотым, вмещающим в себе все прежние
 эпитеты.
  Аллахабад (т.е. божий город) - главный город дивизии и округа того же
 имени в британско-ост-индском наместничестве северо-западных провинций,
 с 1861 г. местопребывание всех высших провинциальных властей, расположен
 по большой западно-индийской жел. дор. (Калькутта-Бенарес-Дели), между
 двумя священными реками, Гангесом и Джамною, на месте их слияния;
 вследствие этого город сам считается священным и посещается ежегодно
 многочисленными пилигримами, которые купаются здесь и уносят с собою на
 далекую родину немного священной воды. Каждые 12 лет имеет место
 усиленное паломничество и вместе с тем оживленная ярмарка. Знаменитая
 крепость в А. есть главный стратегически пункт Англичан в Ост-Индии; она
 воздвигнута на узкой полосе земли между двумя реками. В 1583 г. она
 великолепно построена императором Акбаром из красного камня; со стороны
 воды она неприступна. Укрепленная новыми фортификациями, она командует
 над городом, над судоходными линиями обеих рек, над железною дорогою и
 над военною дорогою из Калькутты в Дели. Крепость состоит из
 бастионированного пятиугольника 2400 м. в окружности и имеет цейхгауз с
 оружием для 30000 человек; непосредственно у крепости находится во
 всякое время много посещаемое, священное место купаний. К северо-западу
 стоят казармы, но высшие офицеры живут в очень обширном дворце,
 воздвигнутом Акбаром вдоль набережной. А. по своему положению, - главный
 пункт торговли и судоходства Дуаба (страны между Джамною и Гангесом) и
 всего центрального Индостана, особенно со времени открытия канала между
 Гангесом и Джамною и калькуттско-делийской жел. дор. А. поднялся
 существенно с того времени, как он сделался средоточием обширной
 хлопчатобумажной торговли. Город расположен вдоль Джамны и имеет на
 своих узких, неправильных улицах много бедных домов; жит. кроме
 гарнизона, 148547 ч. К более достопримечательным постройкам принадлежат
 большая мечеть и Серай Хозру, сына Джехан-Гирса, предназначенный для
 бесплатного помещения странников, с садами и тремя могильными
 постройками. А. назывался первоначально Пратиштана, с 1550 г. - А., или
 Факирабад, т. е. город нищих. 12 авг. 1765 г. лорд Клив заключил с
 великим моголом Шах-Алумом договор, по которому он уступил ост-индской
 компании Бенгалию, Бахар и Ориссу с северным Цирикарсом и получил взамен
 отнятую у набоба Ауда провинцию А., столица которой и была ему указана,
 как место жительства. Но, когда он предложил ее Махаратам с тем, чтобы
 они завоевали для него Дели, британцы отняли у него в 1773 г. А. и
 возвратили его в 1773 г. набобу Ауд. Во время войны против Махаратов
 город отнят британцами у них в 1863 г. вместе с целым Дуабом. - Дивизия
 А., - плоский, очень плодоносный край, пространством в 34762 кв. км., с
 6754865 жит. (1881) подразделяется на шесть округов: А. (7114 кв. км.,
 1474106 жит., в том числе 180000 мохаммедан), Коунпор, Фатипур,
 Гамирпур, Банда и Яунпур.
  Аллегория - художественное обособление отвлеченных понятий
 посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость,
 раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д.
 изображаются и представляются, как живые существа. Прилагаемые этим
 живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и
 следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях
 обособлению, напр., обособление боя и войны обозначается посредством
 военных орудий, времен года - посредством соответствующих им цветов,
 плодов, или же занятий, справедливость - посредством весов и повязки на
 глазах, смерть - посредством клепсидры и косы. Очевидно, аллегории не
 достает полной пластической яркости и полноты художественных творений, в
 которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают, и производятся
 творческою фантазию, неразлучно, как будто сросшимися от природы. А.
 колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно
 придуманною его индивидуальною оболочкою и, вследствие этой
 половинности, остается холодною. А., соответствуя богатому образами
 способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока
 видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их
 богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. А. появляется
 здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное
 образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений.
 Сильнее ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии
 и искусстве средних веков, с конца XIII-го столетия, в то время
 брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического
 мышления взаимно соприкасаются и, на сколько возможно, стараются
 проникнуть друг в друга; так, - у большинства трубадуров, у Вольфрама
 фон Эшенбах, у Данте. "Feuerdank", греческая поэма XVI столетия, в
 которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить
 примером аллегорическо-эпической поэзии. А. имеет особое применение в
 животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в
 существенно различных отношениях к А. Труднее всего ее избежать
 современной скульптуре. Будучи всегда обречена на изображение личности,
 она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что
 греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного
 образа жизни бога.
  Аллегро (итал. Allegro; сокращ. All-o) - скоро, живо, проворно. Между
 пятью главными степенями движения музыкальной передачи (largo, andante,
 moderato, allegro, presto), называемыми темпами, allegro занимает
 четвертое место. Аллегро более других музыкальных движений подвержено
 постепенным видоизменениям, которые являются вследствие прибавления к
 нему других слов, напр.: All-o assai, All-o di molto (очень скоро, очень
 ожавленно), All-o moderato (умеренно скоро), All-o ma non troppo (не
 особенно скоро). Кроме этих выражений, к allegro присоединяются другие,
 определяющие не степень скорости исполнения, а самый характер исполнения
 allegro: аllegro maestoso (торжественно, с достоинством, возвышенно),
 allegro scherzando (шутливо, с насмешкой, с юмором).
  Аллегро по исполнению представляет прямую противоположность largo и
 adagio. Характер мелодии в allegro подвижной, огненный; он полон
 ритмического интереса. Allegro обозначает также музыкальное сочинение
 или часть (преимущественно первую) большого инструментального сочинения,
 как например: симфонии, квартета, сонаты, концерта и пр. Allegretto
 обозначает темп немного меньшей подвижности, чем allegro и немного
 подходит по своему характеру к andantino.
  Аллеманда (Allemando) есть название немецкого национального танца,
 который был известен еще в средние века. Он перешел в другие страны,
 напр. во Францию, из Эльзаса в эпоху Людовика XIV, и во время первой
 империи сделался особенно любимым в театрах и салопах. Первоначальный
 такт этого танца был 2/4, а самый танец состоял из т.н. pas marches.
 Красота его заключается в грациозности и пластичности жестов руки, т.н.
 passes. Аллеманда перешла в область серьезной музыки и отличается мерным
 движением. Она встречается как часть т.н. сюиты (собрание нескольких
 пьес, преимущественно танцев, в одной тональности) в произведениях Себ.
 Баха и Генделя.
  Аллигатор или кайман есть название одного, принадлежащего только
 Новому Свету, семейства пресмыкающихся, которое вместе с гавиалами и
 собственно крокодилами составляет разряд панцирных или броненосных
 ящериц (Loricata). Аллигаторы отличаются от настоящих крокодилов
 приплюснутой мордою и задними лапами, снабженными лишь наполовину
 плавательными перепонками. Между тем как у крокодила на краю верхней
 челюсти, возле рыла, находится морщина, в которую входит торчащий вверх
 четвертый зуб нижней челюсти, у аллигатора этот зуб входит в углубление,
 находящееся на краю верхней челюсти. Аллигаторы бывают до 4 м. длиною,
 на земле медленны и неповоротливы в своих движениях, но хорошо плавают и
 обладают большою силой, особенно в хвосте. Самка кладет от 20 - 60 яиц в
 особые гнезда в тине и из этих яиц выводятся детеныши на солнечном
 тепле, но самка почти всегда находится настороже где-нибудь неподалеку.
 К породам аллигаторов, встречающимся чаще других, принадлежит жакаре или
 очковый кайман (Champsa sclerops), получивший это название от поперечной
 складки, соединяющей спереди края глазных впадин. Аллигатор водится
 преимущественно в водах Южной Америки, особенно в Бразилии и Гвиане,
 питается по большей части рыбою, верхняя его часть темно-оливкового
 цвета, нижняя - зелено-желтовато-белого, а на спине у него четыре
 неясные, черноватые поперечные полоски. В верховьях Амазонской реки
 особенно часто встречается черный кайман (Alligator niger). В водах
 Северной Америки, именно в Миссисипи и ее притоках, водится щучий
 аллигатор (Alligator lucius), названный так по форме своей морды;
 верхняя его часть темно-коричневого цвета пополам с зеленым и со
 светлым, наподобие перевязей, пятнами, нижняя белого с зеленоватым
 оттенком, а на боках видны полосы обоих цветов; часто прячется в тине и
 при сильном холоде впадает в летаргию. Теперь его часто привозят в
 Европу. Аллигатор - хищное животное, но человека боится. Благодаря
 своему панцирю, он может быть смертельно ранен только ружейными пулями
 или ударами, направленными в голову повыше глаз. Его белое мясо, похожее
 на рыбье, и пахнущее мускусом, употребляется в пищу только неграми и
 дикими племенами индийцев. Его преследуют за причиняемый им вред, так
 как он пожирает огромными количествами рыбу, и ловят сетями и тенетами
 или убивают пулями из винтовок, когда он лежит в тине на берегу.
 Название аллигатор происходит от португальского слова lagarto (лат.
 lacerta, т. е. ящерица) и употребительно в Южной Америке у английских и
 голландских колонистов, а также во всей Северной Америке; название же
 кайман дают этому животному негры Гвианы и французские колонисты.
  Аллилуйя, с еврейского "Хвалите Господа", - одна из торжественных и
 священных песней Христианского Богослужения, употребляемая и отдельно, и
 как припев к другим песнопениям. Она вошла в употребление еще во времена
 Апостольские и при пении в честь Св. Троицы повторялась обыкновенно три
 раза. Но в России, первоначально в XV ст. во Пскове, явилось учение о
 двоении или "сугубой аллилуйи", в честь воскресшего Христа - учение,
 принятое потом раскольниками, в виде догмата.
  Аллитерация происходит тогда, когда в известном ряду слов несколько
 из них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьма
 часто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкой
 версификации, а также встречается и в некоторых поговорках нар. "Stock
 and Stein" "Wind und Wetter", "Kind und Kegel" и т. д. В стихах
 аллитерация проявляется таким образом, что в первой половине стиха стоят
 два слова, начинаются с одинакового согласного звука, в другой же -
 третье такое слово; иногда же в целом стихе встречаются только два таких
 слова: одно в первой другое во второй половине его. Это было
 первоначальное правило; мы приводим здесь пример такой аллитерации из
 древнесаксонской поэмы "Holland":
  "So lerda he tho thea liudi - liot hon wordon", что значит; "так учил
 он людей благосклонными словами". В немецкой поэзии аллитерация исчезает
 уже в IX веке в то время, когда в англосаксонской поэзии она
 существовала столетием позднее при все больше и больше
 распространявшемся созвучии окончаний стихов; в Ирландии употребляется
 еще до сих пор; в славянской поэзии нет совсем ее следов. Новые немецкие
 поэты, как Иордан, Рикерт и др., а также Р. Вагнер, снова старались
 ввести аллитерацию в употребление, но попытки были напрасны и отжившая
 форма не воскресла. Об аллитерации писал Феттер: "Zum Muspilli und zur
 germanischen Alliterationspoesie" (Вена, 1872).
  Аллопатия - название, данное Ганеманом, изобретателем гомеопатии,
 системе лечения, которой придерживаются другие врачи. Он был того
 мнения, что болезнь можно лечить только такими средствами, которые у
 здорового человека вызывают страдание подобное (греч. omoion) данному
 недугу и старался доказать, что другие врачи ведут борьбу против
 болезней только такими средствами, которые, будучи применены к здоровому
 человеку, вызывают несходное противоположное, вообще иное (греч. allon)
 страдание, чем-то против которого врач борется. Но мнения Ганемана можно
 считать по меньшей мере односторонними, потому что врачи, действующие
 рационально и на основании научных принципов, всегда одинаково
 придерживались как того, так и другого метода, тщательно применяясь к
 особенностям данного случая.
  Аллюр (Allur) - ход или движение лошади: шаг, рысь, галоп, карьер.
 Переменить А. значит из одного хода перейти в другой. В России принято
 считать, что строевая лошадь, средним числом, проходит: шагом - 5 верст
 в час, рысью - 12, переменным А., без особого утомления - 7 и 8 в. в
 час. Скорость галопа - 400 шагов с минуту, карьера - 800 до 1000 шагов в
 первую минуту движения. В иностранных армиях скорость вообще несколько
 больше, чем у нас; высшая скорость определена германск. строевым
 уставом, а именно: шагом - 6 вер., рысью - до 14 вер. в час, галопом -
 500 шагов в минуту.
  Алмаз - первый между драгоценными камнями; греки называли его
 непобедимым (долго, еще в средние века, держалось поверие, что алмаз
 растворяется в свежей козлиной крови) adamaV, откуда и происходит его
 название: Diamant. Алмаз кристаллизуется в правильной системе, являясь в
 виде октаэдров, гранатоэдров, сорокавосьмигранников и других
 полногранных форм. Некоторые октаэдры представляют двойники прорастания
 из двух одинаково развитых тетраэдров и на этом основании принимают, что
 алмаз вообще кристаллизуется в тетраэдрическом гемиэдрическом отделении
 правильной системы. Плоскости и ребра алмаза часто закруглены и самые
 кристаллы приближаются к шаровидной форме. Кроме хорошо образованных
 кристаллов, встречаются и радиально-лучистые шары - так называемый
 "борт". Округлые кристаллические неделимые или агрегаты черного алмаза
 носят название "карбоната" и при сгорании оставляют до 2% золы. Алмаз
 обладает высшей твердостью=10, совершенной спайностью по плоскости
 октаэдра и раковистым изломом; он хрупок, вопреки мнению древних,
 которые думали, что скорее молот разлетится вдребезги, чем разобьется
 алмаз. Чрезвычайно сильный блеск (так наз. алмазный блеск), игра цветов,
 происходящая от сильного лучепреломления (показатель преломления=2,42) и
 светорассеяния, вместе с твердостью служат хорошими отличительными
 признаками алмаза. В хороших чистых экземплярах алмаз совершенно
 бесцветен и водянисто-прозрачен; но попадаются также и окрашенные -
 белые, серые, бурые, даже зеленые, желтые, красные, синие и черные
 разности. При исследовании в поляризованном свете обнаруживается иногда
 оптическая аномалия - несвойственное кристаллам правильной системы
 двойное лучепреломление; она объясняется внутренними натяжениями в
 кристалле. Указания на нахождение в некоторых алмазах органических
 тканей основано, по-видимому, на смешении с минеральными ветвистыми
 дендритами. В других кристаллах найдены несомненные микроскопические
 включения рутила, железного колчедана, пластинки железного блеска,
 ильменита. Удельный вес колеблется между 3,5 и 3,6. По химическому
 составу алмаз существенно отличается от всех прочих драгоценных камней
 тем, что не состоит, подобно им, из силикатов или окислов, а
 представляет чистый углерод. При сильном накаливании при доступе
 кислорода алмаз сгорает без остатка и образует при этом чистую угольную
 кислоту; последнее было открыто Лавуазье после того, как еще в 1649 г.
 флорентийские академики, по предложению Космуса III, впервые улетучили
 алмазы в большом "чирнгаузенском" зажигательном зеркале. Густав Розе
 нашел, что алмаз, будучи сильно нагрет без доступа воздуха, переходит в
 другую разновидность углерода - в графит. Алмаз встречается главным
 образом во вторичных месторождениях с обломками или гальками различных
 минералов и горных пород - в наносах, речных песках, а также и в
 коренных месторождениях. Алмаз сопровождают различные другие драгоценные
 камни, каковы: топаз, хризоберилл, турмалин, гранат, гиацинт, а также
 самородное золото и платина. Прежде других стали известны месторождения
 в Ост-Индии, на востоке Декканского плоскогорья; эти месторождения уже
 очень сильно истощены. В 1727 были открыты богатейшие месторождения
 Бразилии, особенно в провинции Минас-Гераэс, у Теюке или Диамантины,
 также у Ла-Хапады в провинции Бахии. В Бразилии алмаз встречается в
 россыпях, но кроме того, в виде вкраплений в так называемом "каскальо" -
 особом кварцевом конгломерате с железистым цементом, а также в другом
 коренном месторождении в тонко-сланцеватом гибком слюдяном песчанике,
 называемом "итаколумитом". В Индии в последнее время найдены у Мадраса
 алмазы даже в граните. Кроме того, алмазы найдены в Австралии,
 Калифорнии, Мексике, Северной Каролине и Георгии, на Борнео и Суматре и
 на Урале у Крестовоздвиженских золотых промыслов (с 1829 г.). С 1867 г.
 стали известны богатые месторождения Южной Африки - "Капские" алмазы. В
 Трансваале (особ. Griqualand) и во многих местах до Лимпопо где
 находятся алмазы весом до 288 карат; алмазы встречаются здесь в
 россыпях, в конгломератах и брекгиях, состоящих из серпентина, а также
 оливина, бронзита; коренной породой считают здесь богатую оливином
 диабазовую породу. Наконец, есть несколько указаний на нахождение
 алмазов в метеоритах. Общий вес всех алмазов, находящихся в обращении,
 определяется прибл. в 100 центнеров; эту цифру, вероятно, следует
 увеличить, если принять во внимание, что в одних африканских копях
 добыто уже свыше 38 миллионов каратов (ок. 465 пудов).
  В 1456 г. Луи фон Бергем (Louis von Berguem) из Брюгге изобрел
 искусство шлифования и гранения алмазов, что теперь производится почти
 исключительно в Амстердаме. Алмазы шлифуют, придавая им форму
 бриллиантов (два тупых конуса, сложенных основаниями), причем часто
 пользуются октаэдрической спайностью; число одинаковых фасеток 4 или
 кратное 4-х; то их шлифуют в виде розы или розетки (плоское основание с
 рядами треугольных пришлифованных плоскостей - преобладает число 6), то
 придают им таблитчатую форму и т. д. Дороже всего ценятся бриллианты.
  Самые большие, а потому и очень редкие бриллианты ценятся необычайно
 дорого и считаются историческими достопримечательностями; таковы:
 Великий Могул, Орлов, Регент, Флорентинский, Звезда Юга, Кохинур, Шах,
 Санси, Полярная Звезда. Так называемый Орлов (1943/4 карата) украшает
 вершину русского скипетра; он имеет форму богатой гранями розы и
 происходить из Индии, где он служил глазом одной из статуй Брамы. Он
 попал к персидскому шаху Надиру, после умерщвления которого был похищен
 французским гренадером и после многих странствовали был приобретен
 графом Орловым для императрицы Екатерины II, в 1794 г. за сумму в 450000
 рублей, ежегодную пенсию в 4000 р. и дворянскую грамоту. Кохинур также
 происходить из Индии, где и сейчас сокровища князей и храмов состоят
 главным образом из алмазов и драгоценных камней; он принадлежал
 Латорскому Радже, откуда в 1850 г. стал добычей английского войска, а
 теперь находится у королевы Англии, Виктории; после шлифовки в
 Амстердаме его вес с 280 кар. уменьшился до 1061/16 кар. Самый большой
 из бразильских алмазов Звезда Юга весом первоначально 2471/2 кар., а
 после шлифовки весит лишь 125 кар. Регент, называемый также Питтом, был
 в 1702 году найден у Голконды в Ост-Индии рабом, который ранил себя в
 голову, чтобы скрыть его под повязкой, раб был потоплен матросом,
 которому он доверил свою тайну. Алмаз похищен этим последним и продан за
 1000 фунтов стерлингов губернатору Питту, который в свою очередь продал
 его за 33/4 миллиона франков герцогу Орлеанскому. Во времена республики
 он был похищен вместе с остальными коронными алмазами, затем снова
 найден и попал к Наполеону I украшением его шпаги. В битве при Ватерлоо

<< Пред.           стр. 32 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу