<< Пред. стр. 32 (из 1179) След. >>
Бога" (А.). Этот единственно истинный, великий и всевышний Бог сам себеобязан своим существом, вечен, ни от кого не происходит и никого не
производит, удовлетворяет самого Себя, наполняет вселенную своею
бесконечностью; Он - средоточие, в котором все соединяется, явен и
скрыт. Он - господь телесного и духовного мира, творец и правитель. Он
всемогущ, премудр, предобр, милосерд; его решения неотменимы. Все эти
качества Мохаммед делал наглядными посредством популярного изложения, а
часто также посредством смелых образов. Различные качества Бога,
распределенные на 99 Его имен, образуют мохаммеданские четки,
заключающиеся именем А., как сотым, вмещающим в себе все прежние
эпитеты.
Аллахабад (т.е. божий город) - главный город дивизии и округа того же
имени в британско-ост-индском наместничестве северо-западных провинций,
с 1861 г. местопребывание всех высших провинциальных властей, расположен
по большой западно-индийской жел. дор. (Калькутта-Бенарес-Дели), между
двумя священными реками, Гангесом и Джамною, на месте их слияния;
вследствие этого город сам считается священным и посещается ежегодно
многочисленными пилигримами, которые купаются здесь и уносят с собою на
далекую родину немного священной воды. Каждые 12 лет имеет место
усиленное паломничество и вместе с тем оживленная ярмарка. Знаменитая
крепость в А. есть главный стратегически пункт Англичан в Ост-Индии; она
воздвигнута на узкой полосе земли между двумя реками. В 1583 г. она
великолепно построена императором Акбаром из красного камня; со стороны
воды она неприступна. Укрепленная новыми фортификациями, она командует
над городом, над судоходными линиями обеих рек, над железною дорогою и
над военною дорогою из Калькутты в Дели. Крепость состоит из
бастионированного пятиугольника 2400 м. в окружности и имеет цейхгауз с
оружием для 30000 человек; непосредственно у крепости находится во
всякое время много посещаемое, священное место купаний. К северо-западу
стоят казармы, но высшие офицеры живут в очень обширном дворце,
воздвигнутом Акбаром вдоль набережной. А. по своему положению, - главный
пункт торговли и судоходства Дуаба (страны между Джамною и Гангесом) и
всего центрального Индостана, особенно со времени открытия канала между
Гангесом и Джамною и калькуттско-делийской жел. дор. А. поднялся
существенно с того времени, как он сделался средоточием обширной
хлопчатобумажной торговли. Город расположен вдоль Джамны и имеет на
своих узких, неправильных улицах много бедных домов; жит. кроме
гарнизона, 148547 ч. К более достопримечательным постройкам принадлежат
большая мечеть и Серай Хозру, сына Джехан-Гирса, предназначенный для
бесплатного помещения странников, с садами и тремя могильными
постройками. А. назывался первоначально Пратиштана, с 1550 г. - А., или
Факирабад, т. е. город нищих. 12 авг. 1765 г. лорд Клив заключил с
великим моголом Шах-Алумом договор, по которому он уступил ост-индской
компании Бенгалию, Бахар и Ориссу с северным Цирикарсом и получил взамен
отнятую у набоба Ауда провинцию А., столица которой и была ему указана,
как место жительства. Но, когда он предложил ее Махаратам с тем, чтобы
они завоевали для него Дели, британцы отняли у него в 1773 г. А. и
возвратили его в 1773 г. набобу Ауд. Во время войны против Махаратов
город отнят британцами у них в 1863 г. вместе с целым Дуабом. - Дивизия
А., - плоский, очень плодоносный край, пространством в 34762 кв. км., с
6754865 жит. (1881) подразделяется на шесть округов: А. (7114 кв. км.,
1474106 жит., в том числе 180000 мохаммедан), Коунпор, Фатипур,
Гамирпур, Банда и Яунпур.
Аллегория - художественное обособление отвлеченных понятий
посредством конкретных представлений. Религия, любовь, справедливость,
раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д.
изображаются и представляются, как живые существа. Прилагаемые этим
живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и
следствий того, что соответствует заключенному в этих понятиях
обособлению, напр., обособление боя и войны обозначается посредством
военных орудий, времен года - посредством соответствующих им цветов,
плодов, или же занятий, справедливость - посредством весов и повязки на
глазах, смерть - посредством клепсидры и косы. Очевидно, аллегории не
достает полной пластической яркости и полноты художественных творений, в
которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают, и производятся
творческою фантазию, неразлучно, как будто сросшимися от природы. А.
колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно
придуманною его индивидуальною оболочкою и, вследствие этой
половинности, остается холодною. А., соответствуя богатому образами
способу представления восточных народов, занимает в искусстве Востока
видное место. Напротив, она чужда грекам при чудной идеальности их
богов, понимаемых и воображаемых в виде живых личностей. А. появляется
здесь только в Александрийское время, когда прекратилось естественное
образование мифов и сделалось заметным влияние восточных представлений.
Сильнее ее господство в Риме. Но сильнее всего она властвовала в поэзии
и искусстве средних веков, с конца XIII-го столетия, в то время
брожения, когда наивная жизнь фантазии и результаты схоластического
мышления взаимно соприкасаются и, на сколько возможно, стараются
проникнуть друг в друга; так, - у большинства трубадуров, у Вольфрама
фон Эшенбах, у Данте. "Feuerdank", греческая поэма XVI столетия, в
которой описывается жизнь императора Максимилиана, может служить
примером аллегорическо-эпической поэзии. А. имеет особое применение в
животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в
существенно различных отношениях к А. Труднее всего ее избежать
современной скульптуре. Будучи всегда обречена на изображение личности,
она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что
греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного
образа жизни бога.
Аллегро (итал. Allegro; сокращ. All-o) - скоро, живо, проворно. Между
пятью главными степенями движения музыкальной передачи (largo, andante,
moderato, allegro, presto), называемыми темпами, allegro занимает
четвертое место. Аллегро более других музыкальных движений подвержено
постепенным видоизменениям, которые являются вследствие прибавления к
нему других слов, напр.: All-o assai, All-o di molto (очень скоро, очень
ожавленно), All-o moderato (умеренно скоро), All-o ma non troppo (не
особенно скоро). Кроме этих выражений, к allegro присоединяются другие,
определяющие не степень скорости исполнения, а самый характер исполнения
allegro: аllegro maestoso (торжественно, с достоинством, возвышенно),
allegro scherzando (шутливо, с насмешкой, с юмором).
Аллегро по исполнению представляет прямую противоположность largo и
adagio. Характер мелодии в allegro подвижной, огненный; он полон
ритмического интереса. Allegro обозначает также музыкальное сочинение
или часть (преимущественно первую) большого инструментального сочинения,
как например: симфонии, квартета, сонаты, концерта и пр. Allegretto
обозначает темп немного меньшей подвижности, чем allegro и немного
подходит по своему характеру к andantino.
Аллеманда (Allemando) есть название немецкого национального танца,
который был известен еще в средние века. Он перешел в другие страны,
напр. во Францию, из Эльзаса в эпоху Людовика XIV, и во время первой
империи сделался особенно любимым в театрах и салопах. Первоначальный
такт этого танца был 2/4, а самый танец состоял из т.н. pas marches.
Красота его заключается в грациозности и пластичности жестов руки, т.н.
passes. Аллеманда перешла в область серьезной музыки и отличается мерным
движением. Она встречается как часть т.н. сюиты (собрание нескольких
пьес, преимущественно танцев, в одной тональности) в произведениях Себ.
Баха и Генделя.
Аллигатор или кайман есть название одного, принадлежащего только
Новому Свету, семейства пресмыкающихся, которое вместе с гавиалами и
собственно крокодилами составляет разряд панцирных или броненосных
ящериц (Loricata). Аллигаторы отличаются от настоящих крокодилов
приплюснутой мордою и задними лапами, снабженными лишь наполовину
плавательными перепонками. Между тем как у крокодила на краю верхней
челюсти, возле рыла, находится морщина, в которую входит торчащий вверх
четвертый зуб нижней челюсти, у аллигатора этот зуб входит в углубление,
находящееся на краю верхней челюсти. Аллигаторы бывают до 4 м. длиною,
на земле медленны и неповоротливы в своих движениях, но хорошо плавают и
обладают большою силой, особенно в хвосте. Самка кладет от 20 - 60 яиц в
особые гнезда в тине и из этих яиц выводятся детеныши на солнечном
тепле, но самка почти всегда находится настороже где-нибудь неподалеку.
К породам аллигаторов, встречающимся чаще других, принадлежит жакаре или
очковый кайман (Champsa sclerops), получивший это название от поперечной
складки, соединяющей спереди края глазных впадин. Аллигатор водится
преимущественно в водах Южной Америки, особенно в Бразилии и Гвиане,
питается по большей части рыбою, верхняя его часть темно-оливкового
цвета, нижняя - зелено-желтовато-белого, а на спине у него четыре
неясные, черноватые поперечные полоски. В верховьях Амазонской реки
особенно часто встречается черный кайман (Alligator niger). В водах
Северной Америки, именно в Миссисипи и ее притоках, водится щучий
аллигатор (Alligator lucius), названный так по форме своей морды;
верхняя его часть темно-коричневого цвета пополам с зеленым и со
светлым, наподобие перевязей, пятнами, нижняя белого с зеленоватым
оттенком, а на боках видны полосы обоих цветов; часто прячется в тине и
при сильном холоде впадает в летаргию. Теперь его часто привозят в
Европу. Аллигатор - хищное животное, но человека боится. Благодаря
своему панцирю, он может быть смертельно ранен только ружейными пулями
или ударами, направленными в голову повыше глаз. Его белое мясо, похожее
на рыбье, и пахнущее мускусом, употребляется в пищу только неграми и
дикими племенами индийцев. Его преследуют за причиняемый им вред, так
как он пожирает огромными количествами рыбу, и ловят сетями и тенетами
или убивают пулями из винтовок, когда он лежит в тине на берегу.
Название аллигатор происходит от португальского слова lagarto (лат.
lacerta, т. е. ящерица) и употребительно в Южной Америке у английских и
голландских колонистов, а также во всей Северной Америке; название же
кайман дают этому животному негры Гвианы и французские колонисты.
Аллилуйя, с еврейского "Хвалите Господа", - одна из торжественных и
священных песней Христианского Богослужения, употребляемая и отдельно, и
как припев к другим песнопениям. Она вошла в употребление еще во времена
Апостольские и при пении в честь Св. Троицы повторялась обыкновенно три
раза. Но в России, первоначально в XV ст. во Пскове, явилось учение о
двоении или "сугубой аллилуйи", в честь воскресшего Христа - учение,
принятое потом раскольниками, в виде догмата.
Аллитерация происходит тогда, когда в известном ряду слов несколько
из них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьма
часто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкой
версификации, а также встречается и в некоторых поговорках нар. "Stock
and Stein" "Wind und Wetter", "Kind und Kegel" и т. д. В стихах
аллитерация проявляется таким образом, что в первой половине стиха стоят
два слова, начинаются с одинакового согласного звука, в другой же -
третье такое слово; иногда же в целом стихе встречаются только два таких
слова: одно в первой другое во второй половине его. Это было
первоначальное правило; мы приводим здесь пример такой аллитерации из
древнесаксонской поэмы "Holland":
"So lerda he tho thea liudi - liot hon wordon", что значит; "так учил
он людей благосклонными словами". В немецкой поэзии аллитерация исчезает
уже в IX веке в то время, когда в англосаксонской поэзии она
существовала столетием позднее при все больше и больше
распространявшемся созвучии окончаний стихов; в Ирландии употребляется
еще до сих пор; в славянской поэзии нет совсем ее следов. Новые немецкие
поэты, как Иордан, Рикерт и др., а также Р. Вагнер, снова старались
ввести аллитерацию в употребление, но попытки были напрасны и отжившая
форма не воскресла. Об аллитерации писал Феттер: "Zum Muspilli und zur
germanischen Alliterationspoesie" (Вена, 1872).
Аллопатия - название, данное Ганеманом, изобретателем гомеопатии,
системе лечения, которой придерживаются другие врачи. Он был того
мнения, что болезнь можно лечить только такими средствами, которые у
здорового человека вызывают страдание подобное (греч. omoion) данному
недугу и старался доказать, что другие врачи ведут борьбу против
болезней только такими средствами, которые, будучи применены к здоровому
человеку, вызывают несходное противоположное, вообще иное (греч. allon)
страдание, чем-то против которого врач борется. Но мнения Ганемана можно
считать по меньшей мере односторонними, потому что врачи, действующие
рационально и на основании научных принципов, всегда одинаково
придерживались как того, так и другого метода, тщательно применяясь к
особенностям данного случая.
Аллюр (Allur) - ход или движение лошади: шаг, рысь, галоп, карьер.
Переменить А. значит из одного хода перейти в другой. В России принято
считать, что строевая лошадь, средним числом, проходит: шагом - 5 верст
в час, рысью - 12, переменным А., без особого утомления - 7 и 8 в. в
час. Скорость галопа - 400 шагов с минуту, карьера - 800 до 1000 шагов в
первую минуту движения. В иностранных армиях скорость вообще несколько
больше, чем у нас; высшая скорость определена германск. строевым
уставом, а именно: шагом - 6 вер., рысью - до 14 вер. в час, галопом -
500 шагов в минуту.
Алмаз - первый между драгоценными камнями; греки называли его
непобедимым (долго, еще в средние века, держалось поверие, что алмаз
растворяется в свежей козлиной крови) adamaV, откуда и происходит его
название: Diamant. Алмаз кристаллизуется в правильной системе, являясь в
виде октаэдров, гранатоэдров, сорокавосьмигранников и других
полногранных форм. Некоторые октаэдры представляют двойники прорастания
из двух одинаково развитых тетраэдров и на этом основании принимают, что
алмаз вообще кристаллизуется в тетраэдрическом гемиэдрическом отделении
правильной системы. Плоскости и ребра алмаза часто закруглены и самые
кристаллы приближаются к шаровидной форме. Кроме хорошо образованных
кристаллов, встречаются и радиально-лучистые шары - так называемый
"борт". Округлые кристаллические неделимые или агрегаты черного алмаза
носят название "карбоната" и при сгорании оставляют до 2% золы. Алмаз
обладает высшей твердостью=10, совершенной спайностью по плоскости
октаэдра и раковистым изломом; он хрупок, вопреки мнению древних,
которые думали, что скорее молот разлетится вдребезги, чем разобьется
алмаз. Чрезвычайно сильный блеск (так наз. алмазный блеск), игра цветов,
происходящая от сильного лучепреломления (показатель преломления=2,42) и
светорассеяния, вместе с твердостью служат хорошими отличительными
признаками алмаза. В хороших чистых экземплярах алмаз совершенно
бесцветен и водянисто-прозрачен; но попадаются также и окрашенные -
белые, серые, бурые, даже зеленые, желтые, красные, синие и черные
разности. При исследовании в поляризованном свете обнаруживается иногда
оптическая аномалия - несвойственное кристаллам правильной системы
двойное лучепреломление; она объясняется внутренними натяжениями в
кристалле. Указания на нахождение в некоторых алмазах органических
тканей основано, по-видимому, на смешении с минеральными ветвистыми
дендритами. В других кристаллах найдены несомненные микроскопические
включения рутила, железного колчедана, пластинки железного блеска,
ильменита. Удельный вес колеблется между 3,5 и 3,6. По химическому
составу алмаз существенно отличается от всех прочих драгоценных камней
тем, что не состоит, подобно им, из силикатов или окислов, а
представляет чистый углерод. При сильном накаливании при доступе
кислорода алмаз сгорает без остатка и образует при этом чистую угольную
кислоту; последнее было открыто Лавуазье после того, как еще в 1649 г.
флорентийские академики, по предложению Космуса III, впервые улетучили
алмазы в большом "чирнгаузенском" зажигательном зеркале. Густав Розе
нашел, что алмаз, будучи сильно нагрет без доступа воздуха, переходит в
другую разновидность углерода - в графит. Алмаз встречается главным
образом во вторичных месторождениях с обломками или гальками различных
минералов и горных пород - в наносах, речных песках, а также и в
коренных месторождениях. Алмаз сопровождают различные другие драгоценные
камни, каковы: топаз, хризоберилл, турмалин, гранат, гиацинт, а также
самородное золото и платина. Прежде других стали известны месторождения
в Ост-Индии, на востоке Декканского плоскогорья; эти месторождения уже
очень сильно истощены. В 1727 были открыты богатейшие месторождения
Бразилии, особенно в провинции Минас-Гераэс, у Теюке или Диамантины,
также у Ла-Хапады в провинции Бахии. В Бразилии алмаз встречается в
россыпях, но кроме того, в виде вкраплений в так называемом "каскальо" -
особом кварцевом конгломерате с железистым цементом, а также в другом
коренном месторождении в тонко-сланцеватом гибком слюдяном песчанике,
называемом "итаколумитом". В Индии в последнее время найдены у Мадраса
алмазы даже в граните. Кроме того, алмазы найдены в Австралии,
Калифорнии, Мексике, Северной Каролине и Георгии, на Борнео и Суматре и
на Урале у Крестовоздвиженских золотых промыслов (с 1829 г.). С 1867 г.
стали известны богатые месторождения Южной Африки - "Капские" алмазы. В
Трансваале (особ. Griqualand) и во многих местах до Лимпопо где
находятся алмазы весом до 288 карат; алмазы встречаются здесь в
россыпях, в конгломератах и брекгиях, состоящих из серпентина, а также
оливина, бронзита; коренной породой считают здесь богатую оливином
диабазовую породу. Наконец, есть несколько указаний на нахождение
алмазов в метеоритах. Общий вес всех алмазов, находящихся в обращении,
определяется прибл. в 100 центнеров; эту цифру, вероятно, следует
увеличить, если принять во внимание, что в одних африканских копях
добыто уже свыше 38 миллионов каратов (ок. 465 пудов).
В 1456 г. Луи фон Бергем (Louis von Berguem) из Брюгге изобрел
искусство шлифования и гранения алмазов, что теперь производится почти
исключительно в Амстердаме. Алмазы шлифуют, придавая им форму
бриллиантов (два тупых конуса, сложенных основаниями), причем часто
пользуются октаэдрической спайностью; число одинаковых фасеток 4 или
кратное 4-х; то их шлифуют в виде розы или розетки (плоское основание с
рядами треугольных пришлифованных плоскостей - преобладает число 6), то
придают им таблитчатую форму и т. д. Дороже всего ценятся бриллианты.
Самые большие, а потому и очень редкие бриллианты ценятся необычайно
дорого и считаются историческими достопримечательностями; таковы:
Великий Могул, Орлов, Регент, Флорентинский, Звезда Юга, Кохинур, Шах,
Санси, Полярная Звезда. Так называемый Орлов (1943/4 карата) украшает
вершину русского скипетра; он имеет форму богатой гранями розы и
происходить из Индии, где он служил глазом одной из статуй Брамы. Он
попал к персидскому шаху Надиру, после умерщвления которого был похищен
французским гренадером и после многих странствовали был приобретен
графом Орловым для императрицы Екатерины II, в 1794 г. за сумму в 450000
рублей, ежегодную пенсию в 4000 р. и дворянскую грамоту. Кохинур также
происходить из Индии, где и сейчас сокровища князей и храмов состоят
главным образом из алмазов и драгоценных камней; он принадлежал
Латорскому Радже, откуда в 1850 г. стал добычей английского войска, а
теперь находится у королевы Англии, Виктории; после шлифовки в
Амстердаме его вес с 280 кар. уменьшился до 1061/16 кар. Самый большой
из бразильских алмазов Звезда Юга весом первоначально 2471/2 кар., а
после шлифовки весит лишь 125 кар. Регент, называемый также Питтом, был
в 1702 году найден у Голконды в Ост-Индии рабом, который ранил себя в
голову, чтобы скрыть его под повязкой, раб был потоплен матросом,
которому он доверил свою тайну. Алмаз похищен этим последним и продан за
1000 фунтов стерлингов губернатору Питту, который в свою очередь продал
его за 33/4 миллиона франков герцогу Орлеанскому. Во времена республики
он был похищен вместе с остальными коронными алмазами, затем снова
найден и попал к Наполеону I украшением его шпаги. В битве при Ватерлоо