<< Пред. стр. 327 (из 1179) След. >>
признавалось Е. Матфея, явились исследователи, признававшие таковым Е.Луки (Вальх, Гаренберт, Макнайт и др.). Но эта теория настолько не
соответствовала очевидным данным, что скоро старшинство было перенесено
на Е. Марка (Storr, "Ueber den Zweck der evang. Gesch. des Joh.",
Тюбинг., 1786, а также "De font. evang. Matth. et Luc." 1794), и весь
интерес затем сосредоточился на вопросе: считать ли это Е. источником,
или извлечением по отношению к первым двум. Грисбах (в своем "Comm. qua
Marci evang., etc." Иена, 1789) дал перевес последнему воззрению. Этот
вопрос на время отодвинут был новой теорией Эйхгорна (в его "Einleit. in
d. N. Т." 1804), который источником для всех синоптических Е. признавал
особое краткое сочинение на арамейском языке. Хотя эта теория не имеет
никаких исторических оснований и есть дело чистого умозрения, однако она
нашла горячих поборников в лице Грау, ("Neuer Versuch etc." 1812),
Циглера и др. В своей решительной форме теория Эйхгорна, однако,
продержалась недолго, и критика опять занялась вопросом о старшинстве
одного из начальных Е.; опять многие исследователи остановились на
Марке, как самом древнем евангелисте (Knobel, "De evang. Marci origine",
Бресл., 1831; Reuss, "Gesch. d. H. Schrift", 1843 и др.). Затем
выступила тюбингенская школа, с своей резко обозначенной теорией о
позднем происхождении Е. (Baur, "Krit. Untersuch. ubег die kanon Ev.",
Тюб., 1847), и эта теория надолго заняла собою умы исследователей, пока
сознание ее несостоятельности не выдвинуло опять на сцену прежние
вопросы о первоисточнике, который по-прежнему стали видеть в Е. Марка,
хотя более утонченная критика нашла возможным различать наличного Марка
от особого Urmarcus, который послужил источником для самого Марка
(Вейсс, Гольцман, Шенкель и др.). В конце концов критика едва ли не
начинает вновь склоняться к тому традиционному взгляду, от которого она
усиливалась освободиться. См. I. F. Bleek, "Einleitung in die H.
Schrift" (ч. II, изд. 4, 1886); В. Weiss, "Lehrbuch der Einleitung in d.
N. Т." (2 изд. 1889) и др. В русской литературе: арх. Михаила, "Введение
в новоз. книги" (перевод сочин. Герике, М., 1864); его же, "О Е. и
евангельской истории" (изд. 2-е, М., 1870) и др. Лучший свод содержания
четырех Е. в одно связное повествование см. у преосв. Феофана, в его
труде: "Евангельская история о Боге Сыне и пр." (М., 1885).
А. Лопухин.
Евангелическая церковь. В начале XIX в., под влиянием реакции в
сторону религиозного чувства и против рационализма, в Германии возникла
мысль о восстановлении церковной организации первых времен
протестантства, с объединением в одно целое не только разных партий в
лютеранстве, но и реформатов, последователей Кальвина и Цвингли, под
именем церкви евангелической (Evangelische Kirche). Эта мысль нашла себе
сильных поборников в лице нескольких знаменитых богословов
(Шлейермахера, де Ветте и др.), а главное - в лице короля прусского,
Фридриха Вильгельма III. В 1817 г., в трехсотлетнюю годовщину
реформации, в разных местах Германии, особенно в Пруссии, последовало
соединение лютеран с реформатами, под именем протестантской унии.
Несмотря, однако, на авторитет верховной власти и на усилия
суперинтендентов и консисторий, это направление не нашло себе общего
признания. В силу основного принципа протестантства - принципа свободы
исследования веры, - в недрах Е. церкви не прекращалась и не
прекращается борьба различных взглядов на источники и состав церковного
учения. Ортодоксы настаивают на важности различий между лютеранством и
реформатством, особенно в учении о таинствах вообще и в частности о
евхаристии, а также на необходимости внешнего авторитета,
общеобязательного для верующих, причем одни ("старолютеране")
довольствуются авторитетом символических книг первой эпохи лютеранства,
другие ("новолютеране") учат о необходимости, кроме того, авторитета
церкви и пастырей. Главными сторонниками эта партия имеет деревенских
пасторов. Она отличается примирительным направлением по отношению к
католичеству и старается над проповедью церковною возвысить внешний
культ и таинства. Прямую противоположность ортодоксам составляют
свободно-мыслящие богословы, или так называемые субъективисты,
представители спекулятивного богословия, девиз которых - возможно
большее сближение с современною наукою, безусловная самостоятельность в
религиозных воззрениях. Несмотря, однако, на блестящие успехи научного
богословия в Германии, господствующую партию в Е. церкви образуют доселе
приверженцы унии и т. н. посредствующего богословия, которые домогаются
объединения лютеран с реформатами, то под условием полного отрицания
отдельных символов каждого из этих исповеданий, на одинаково для всех
авторитетной почве учения чисто евангельского, то с сохранением этих
символов, в смысле полного единения лишь в богослужении и жизни. После
1848 г. уния подверглась было гонению со стороны прусского
правительства; но затем в 1855 и 1857 гг. были разрешены "собрания
евангелических христиан Германии и других стран", на которых
присутствовали не только лютеране, но и реформаты всех протестантских
стран, и даже свободно-мыслящие. На сторону св. унии стали высшее
церковное управление Голландии, многочисленные протестанты Франции (с
Фр. Моно во главе) и Швейцарии (Мерль д'Обинье), так называемый
евангелический союз в Англии. Большое содействие унионистам в
евангелической церкви оказал так называемый протестантской союз,
основанный 20 сент. 1863 г. и имеющий задачей защиту протестантства, но
протестантства обновленного, приведенного в согласие с идеями Евангелия,
а также с просветительными началами современной образованности. Он
отрицает все вероучительные формулы и символические книги, как
изобретения человеческие, без нужды стесняющие благочестие и
богословскую науку, и требует, чтобы евангелическая церковь была
Евангельскою, т. е. чтобы единственным ее основанием и предметом ее веры
были лицо, дело и учение Иисуса Христа, и осуществление этого учения в
жизни. Другою силою, поддерживающею унионистскую партию в евангелической
церкви, служит союз Густава Адольфа. Что касается по организации Е.
церкви в Пруссии, то в 1850 г. был учрежден "верховный совет
евангелической церкви" (Evangelischer Ober-Kirchen-Rath), состоящий из
десяти членов (семи духовных лиц и трех мирян). Одним из первых дед
этого совета был проект учреждения синодов - окружных (Kreis-Synoden),
провинциальных и генерального, целью которых было ослабить силу
консисторий и суперинтендентов и сделать Е. церковь вполне народною.
Осуществление этих проектов замедлилось на долгое время, по причине
почти общего ропота пасторов и консисторий, опасавшихся ограничения их
господства над приходами. Только благодаря помощи "протест. союза"
проекты окружных и провинциальных синодов были, в 1873 г., утверждены
королем (текст их см. в "Прав. Обозр." 1868 г.). Пользуясь содействием
"Союза" и, во многом ему сочувствуя, "Совет" отказывался, однако, от
полной солидарности с ним, и, сдерживая ортодоксальную ревность
консисторий, в то же время (в 1867 г.) высказывался за авторитет
символических книг. Такая постановка дела не удовлетворила большинства
членов Е. церкви. Шенкель, главный вождь унионистов, заявил, что уния
возможна только под условием отрешения от всех частных вероисповедных
признаков. С другой стороны, напр., все ганноверское духовенство было
против Унии в каком бы то ни было виде. На многочисленных съездах и
конференциях (1870 - 1880) постановлялись самые разнообразные решения,
расходившиеся иногда с формулированными церковным советом воззрениями
церкви. Как бы в ответ на это, церковный совет решительно отверг право
даже окружных синодов обсуждать вопросы церковного учения. В 1875 г.
король прусский утвердил уложение о генеральном синоде Е. церкви,
составляющем довершение нового устройства Е. церкви. Он состоит из 150
членов, избранных провинциальными синодами, из шести членов от
богословских факультетов шести университетов, из
генерал-суперинтендантов и 30 членов, назначенных вороною. Одна треть
членов состоит из духовных должностных лиц, другая треть - из светских
лиц, принадлежащих к провинциальным синодам или общинным церковным
советам. Все избранные должны иметь не менее 30 лет. Генеральный синод
охраняет, вместе с правительством, церковь и ее единство, содействует
развитию ее учреждений, соединяет учительское сословие и общины для
совокупной деятельности в устроении церкви и в делах ее
благотворительности, полагает границы провинциальной церковной
самостоятельности и защищает ее в этих границах, содействует общению
между прусскою церковью и другими частями евангельской церкви. Законы
церковные, предлагаемые генеральным синодом, представляются на
рассмотрение короля, который утверждает их не прежде, как по заявлении
министра исповеданий, что с государственной точки зрения против них не
может быть возражений. Генеральный синод имеет контроль над фондами и
доходами, которыми управляет верховный церковный совет, и постановляет
определения относительно введения и отмены сборов. Он созывается в
обыкновенные собрания чрез каждые шесть лет, а в чрезвычайные - во
всякое время, по определению короля, от которого зависит и
продолжительность собрания. Выбор синодального представительства и
синодального совета производится генеральным синодом каждые 6 лет.
Первое состоит из президента, вице-президента и пяти асессоров и
составляет самостоятельную коллегию, заменяющую синод в промежутки между
его сессиями, подготовляющую и применяющую его решения. Синодальный
совет ежегодно созывается в Берлине, чтобы вместе с церковным советом
рассуждать о делах церкви; он состоит из 17 членов, избираемых по три
или по два от всех провинций.
- Этим положением далеко не все остались довольны. Многие находили,
что все осталось по-прежнему, так как министр, чрез которого делаются
доклады королю, имеет право и не представлять доклада; другим не
нравилось установленное новым порядком участие мирян в церковных делах;
ортодоксам вообще новый порядок казался слишком либеральным. Положение
1876 г. о генеральном евангелическом синоде, с подведомственными ему
учреждениями, составляет, однако, и теперь основание устройства Е.
церкви. См. Nippold, "Handbuch der neuesten Kirchengeschichte seit der
Restauration von 1814" (1867); "Schwarz, "Zur Geschichte der neuesten
Theologie" (1856); Hundeshagen, "Der deutsche Protestantismus" (1854);
Jorg, "Neueste Geschichte des Protestantismus" (1858); И. Осинин,
"Письма о церк. состоянии Запада" ("Христ. Чтение", 1862 и 1865 гг.);
Кустодиев, "О совр. сост. церков. жизни за границей" ("Христ. Чтение",
1870 г.) Н. Марков, "Приход в Е. церкви Пруссии" (в журнале "Странник"
1887 г.). Повременные известия о церковной жизни в Германии см. в
хронике журнала: "Чтения в Московск. обществе любителей духовного
просвещения" за 1863 - 88 гг.
Н. Б.
Евгений Савойский, принц кариньянский, маркграф Салуццо, австр.
генералиссимус (1663 - 1736), младший сын принца Е. Морица Савойского.
Оскорбленный отказом Людовика XIV дать ему полк, он оставил Францию,
поступил волонтером в австр. войско и во время нашествия Кара Мустафы
(1683) на Вену приобрел большую славу. В 1690 г. он был назначен
командующим австр. войсками в Италии и соединился с герцогом савойским
Виктором-Амедеем. Последний, вопреки советам Е., вступил с французами в
бой при Стаффарде, был разбит, и только храбрость и распорядительность
Е. спасли союзные войска от окончательной гибели. В 1691 г. Е. принудил
маршала Катина снять осаду кр. Кони; в 1691 г., с авангардом армии
герцога савойского, вторгся в Дофинэ и овладел несколькими крепостями. В
1697 г. он одержал блистательную победу над турками при Зенте,
способствовавшую заключению, в 1699 г., выгодного для Австрии
Карловицкого мира. В 1701 г., назначенный главнокомандующим в Италии, он
совершил трудный переход через Тридентские Альпы и, после побед при
Капри и Киари, занял Ломбардию до р. Олио. Кампанию 1702 г. он начал
внезапным нападением на Кремону, причем был взят в план маршал Виллеруа;
затем весьма искусно оборонялся против превосходных сил маршала Вандома.
Назначенный президентом гофкригсрата, Е. принял ряд мер, спасших Австрию
от величайшей опасности, в которую поставили ее восстание венгерцев и
успехи французов в Баварии. В 1704 г., вместе с герцогом Мальборо, Е.
одержал победу при Гохштедте, которая повела к отпадению Баварии от
союза с Людовиком XIV. В 1705 г. Е. был послан в Испанию, где остановил
успехи Вандома, а в 1706 г. одержал победу под Турином, заставившую
французов очистить Италию. В 1707 г. он вторгся в Прованс и осаждал
Тулон, но безуспешно; в 1708 г., вместе с Мальборо, разбил Вандома при
Уденарде и взял Лилль, а в 1709 г. нанес Виллеруа поражение при
Мальплаке. В 1712 г. Е. был разбит при Денеке и в 1714 г. подписал
Раштадтский мир. В 1716 г он разбил турок при Петервардейне и взял
Темешвар, а в следующем году одержал решительную победу под Белградом.
Эти победы нанесли сильный удар могуществу турок в Европе и привели к
заключению Пассаровицкого мира. До 1724 г. он был штатгальтером в австр.
Нидерландах. Карл VI относился к Е. не с таким доверием, как Леопольд I
и Иосиф I; враждебная ему партия при дворе усилилась, но все же его
влияние чувствовалось при решении всех важных государств. вопросов. В
роли главнокомандующего Е. появился еще раз; в войне за польское
наследство (1734 - 35), но скоро был отозван. Отличительные черты принца
Е., как полководца - смелость и решительность, основанная на глубоком
понимании противников и данной обстановки, неистощимость в приискании
средств для осуществления намеченных планов, хладнокровие в самые
критические минуты и уменье привязать к себе сердца солдат. Ему
поставлен памятник в Вене. "Feldzuge des Prinzen Eugen von Savoyen"
(Вена 1876 - 83); кн. Голицын, "Великие полководцы истории" (СПб. 1875);
Kausler, "Das Leben des Prinzen Eugen v. Savoyen" (Фрейб. 1838 - 39).
Евмениды (EumenideV, подразум. Jeai) - милостивые, благожелательные
(богини) - одно из названий женских божеств, наиболее известных под
именем эринний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини
мстительницы; именуются также величавыми (Potniai), досточтимыми
(Semnai). По Гесиоду, Е. - дочери земли, оплодотворенной каплями крови
старейшего божества Урана, оскопленного сыном его, Кроном. Это -
объяснительный миф позднейшего происхождения, приурочивающий родословную
Е. к первому в мире насилию против родителя. По Эсхилу, Е. - дочери
Ночи; Софокл называет их детьми мрака и земли. В мифах, к ним
относящихся, Е. - земные божества, находящиеся в теснейшей связи с
исконными правилами и устоями человеческого общежития. Они неусыпно
наблюдают за тем, чтобы от века установленные отношения между старшими и
младшими, родителями и детьми, богатыми и бедными, благоденствующими и
несчастными и т.п. не были нарушаемы к выгоде одной стороны на счет
другой. Есть Эриннии отца, матери, родителей, также детей, нищих, т. е.
всякого, кто обижен и чья обида вопиет о мщении. Воплям и проклятиям
жертвы внемлют богини и преследуют виновного без устали и пощады, не
только на земле, но и в преисподней, после смерти, пока мера мщения не
исполнится. Уже в Илиаде богини-мстительницы живут в преисподней.
"Бродящими во мраке", где гнездятся преступления, "жестокими",
"свирепыми", "гибельными" называются они у Гомера. Одна из Е. носит имя
Мегеры. В рисунках на вазах Е. неоднократно изображаются в роли
наказующих божеств в преисподней. Наружный вид богинь, свирепых,
кровожадных и беспощадных, внушал жертвам ужас и отвращение. Старые,
седые, со злобным кровавым взором, со змеями в волосах, Е. или лают как
собаки, или ревут как разъяренные быки; змеи обвивают их туловище,
ползут по плечам, или в руках богинь шипят и с открытою пастью тянутся к
жертве; иногда Е. изображаются с бичом в руке, с факелом, освещающим
путь в погоне за виновным. Пифия в ужасе бежит из святилища Аполлона при
виде Е., расположившихся у жертвенника. Аполлон гонит их из своего храма
туда, где виновных казнят, где раздаются стоны измученных преступников.
Не одною смертью карают богини: с момента совершения преступления они
неотступно преследуют виновного, причиняя ему мучительнейшие страдания,
физические и душевные, даже за гробом. Кровь убитой матери еще не
засохла на руках убийцы - а Орест испытывает уже терзания совести, и
надвигающиеся "свирепые собаки матери" повергают его в невыразимый ужас.
Е. - божества "быстрые", "многорукие", "многоногие", "с медными ногами"
и т. п. По словам Гераклита, Е. зорко следят за тем, чтобы и во внешней
природе все оставалось в своих границах. Е. карают клятвопреступление и
всякое нарушение положенной человеку меры (Ил. IX. 454, 569; XIX, 86,
259, 418. Од. XV, 235; XVII, 475; XX, 66 - 78). Отсюда сопоставление Е.
с богинями судьбы. "Человеку с чистыми руками не должно страшиться
нашего гнева; жизнь его протекает мирно. Мы, вездесущие и мощные богини,
памятуем содеянное зло, внушаем страх злодею и недоступны мольбам его.
Чти алтарь правды и не попирай его нечестивой ногой, соблазняясь
корыстью, ибо за преступлением последует наказание и возмездие. Чти
родителей, радушно принимай странника под кровом твоим. Праведник не
будет несчастлив". Трагедия Евмениды, откуда извлечены эти слова,
заключает собою трилогию Эсхила Орестию, обильнейший источник ваших
сведений об Е. Богини жаждут крови матереубийцы Ореста, они гонятся за
ним из Аргоса в Дельфы, из Дельф в Афины, и только вмешательство "юных"
божеств, Аполлона и особенно Афины, сострадательных, различающих
побуждения к действию, смиряет ярость "старейших" божеств и спасает
Ореста, отмстившего за смерть отца по внушению Аполлона. Первое
умилостивление богинь, карающих злодеяние без внимания к его мотивам,
трагик относит ко времени учреждения древнейшего судилища излюбленных
граждан. У следующего за Эсхилом трагика, Софокла, те же богини
милостиво принимают в своей роще возле Афин другого страдальца, Эдипа,
искупившего невольную вину бедствиями и душевными страданиями (Эдип в
Колоне). Под именем милостивых Е. чествовались в Сикионе и в других
местах Пелопоннеса. По мере смягчения нравов, беспощадные
мстительницы-богини сами находят возможным, во внимание к душевному
состоянию виновного и к условиям правонарушения, освободить от наказания
вопиющие по внешнему виду преступления. У Еврипида (Орест) Е. - терзания
возмущенной совести преступника. В мифах об Е. трудно подыскать
основания для сведения этих образов к утренней заре (М. Мюллер), или к
облакам (Кун, Мангардт, Рошер); первоначальная основа мифологических
представлений об Е. - бытовая и психологическая. Кроме общих сочинений
по мифологии, см, O. Muller, "Aeschilos Eumeniden" (Бр., 1833);
Sehomaun, "Aesch. Eum." (1845); Nagelsbach, "De religion. Orestiam
Aeschyli continentibus" (Эрл., 1848); Rosenberg, "Die Erinyen" (Б.,
1874); Hild, "Elude sur les demons dans la litterat. et la religion des
Grecs" (П., 1881, стр. 143 сд.).
О. Мищенко.
Евнух (греч.) кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенный
к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам
возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления
был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в
сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству
Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е. упоминаются
и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. По
преданию, Периандр, тиран коринфский, отправил к Алиату, царю
лидийскому, 300 керкирских мальчиков для оскопления. Поставленные в
возможность действовать на восточн. властителей и непосредственно, и
через любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали сильное влияние на
ход государственных дел. История всего Востока полна рассказами об
интригах Е., о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой
сложился под влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и Е.
Магометанство, дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное
распространение гаремов, увеличило потребность в Е. В султанском гареме
главный Е. - кизлярагаси (начальник девушек) - имеет под своим
начальством других Е. В интригах сераля они играют видную роль; в Персии
Е. иногда поручаются важные государственные должности. Жадность,
скупость, жестокость - отличительные их черты. Е. бывают черные и белые;
лишь первые совершенно лишены половых органов. Турция получает