<< Пред. стр. 329 (из 1179) След. >>
высшей степени в двух сценах: во второй беседе с Язоном, когда Медеясилится скрыть гнетущее ее чувство жалости к детям, ею же обреченным на
смерть, и под видом спокойствия и покорности едва сдерживает в себе бурю
разрушительной страсти, - и в сцене прощания Медеи с детьми, когда
чувство нежной любви к детям борется с неутоленной жаждой мести Язону.
Ипполит (428) послужил образцом для "Федры" Расина. Е. дважды
обрабатывал этот сюжет для сцены; до нас дошла более поздняя трагедия.
Падение Трои, распределение царственных пленниц между ахейскими вождями,
скорбь их при сборах в путь на далекую чужбину - таково содержание
трагедии "Троянки". Дальнейшее развитие той же темы составляют "Гекуба"
и "Андромаха". В первой из них скорбь и отчаяние Гекубы, у которой
отнимают Поликсену для заклания на могиле Ахиллеса, сменяются
необузданной яростью старой царицы-пленницы и жаждою мести фракийскому
царю Полиместору, за умерщвление сына ее Полидора. "Андромаха", только
отчасти сходная с одноименной трагедией Расина, поставлена была в
Аргосе, в то время, когда аргивяне заключили союз с Афинами против
Спарты (424 - 422). Речь Андромахи против Менелая служит как бы
выражением антиспартанской политики Афин и Аргоса. "Ифигения в Авлиде",
которою воспользовался Расин для своей "Ифигении", изображает решимость
Агамемнона принести свою дочь в жертву Артемиде, чтобы доставить успех
общеэллинскому делу. В последнюю минуту Ифигения изъявляет полную
покорность судьбе, предпочитая славную смерть за отечество жалкому
прозябанию: "не варварам господствовать над эллинами", восклицает
героиня: "рабы - варвары, эллины свободны". Из слов вестника и
Агамемнона греки узнают о чудесном исчезновении Ифигении из-под
жертвенного ножа и о замене ее ланью. "Ифигения у тавров" имеет своим
сюжетом прибытие Ореста и Пилада в Тавриду, где Ифигения служит Артемиде
и обязана приносить иноземцев в жертву богине. Брат и сестра узнают друг
друга и благополучно возвращаются в Грецию. Тот же сюжет обработан Гёте.
"Елена" (412) построена на том варианте троянского сказания, по которому
супруга Менелая вовсе и не была в Трое, но перенесена была Гермесом в
Египет. Менелай, занесенный туда же бурей, узнает Елену и, при помощи
Диоскуров, бежит вместе с нею из Египта. В "Електре" - с тем же сюжетом,
что "Девушки с возлияниями" Эсхила и "Електра" Софокла - совмещены
больше, чем в других пьесах, характеристические черты Еврипидова театра.
Дочь Агамемнона, выданная Эгисфом замуж за поселянина, живет с мужем в
крестьянской избе, в деревне. Больше всего сокрушается она собственной
печальной долей, а не смертью отца или бедствиями брата. Когда является
Орест, брат и сестра заключают заговор против своих врагов. Эгисф убит
во время жертвоприношения, к которому гостеприимно допустил иноземцев.
Клитемнестру дочь завлекает в избу притворными родами и помогает брату в
матереубийстве. Диоскуры, в заключение, объявляют, что Електру возьмет в
жены Пилад, а Орест покинет Аргивскую землю и будет, умоисступленный,
скитаться до тех пор, пока не будет оправдан судьями афинского ареопага.
В Оресте (408) соединено несколько действий. Сначала является Орест, по
умерщвлении Клатемнестры страдающий умопомешательством и преследуемый
призраками Еринний. От больного не отходит сестра его Електра. Аргивский
народ осуждает на смерть Ореста и Електру, но предоставляет им самим
лишить себя жизни. С целью отомстить предавшему его Менелаю, Орест
убивает Елену и насильственно овладевает Гермионой. Пьеса кончается
появлением Аполлона, возвещающего, что Елена не убита и живою взята на
небо в обитель Зевса; Орест через год очистится от преступления и
женится на Гермионе, а Електра будет женою Пилада.
Четыре трагедии имеют ближайшее отношение к Афинам и выражают
патриотические чувства поэта. Место действия "Иона", одной из лучших
пьес Е. - в Дельфах. Здесь служит Аполлону юноша, ничего не знающий о
своем происхождении - сын Креусы, дочери афинского царя Ерехфея,
прижитый ею от самого Аполлона. Креуса, убежденная, что сын ее погиб
вскоре после рождения, вышла замуж за вождя ахейского племени Ксуфа.
После разных перипетий, она узнает в Ионе своего сына. Афина возвещает,
что Ион будет преемником Ерехфея на афинском престоле и родоначальником
Ионийских колен, а от Креусы и Ксуфа родятся еще Дор и Ахей, именами
которых будут названы другие ветви эллинского народа. В "Просительницах"
воздается хвала великодушию афинского демоса: Тезей, по просьбе матерей
аргивских вождей, павших под стенами Фив, заставляет фивян выдать, для
погребения, тела убитых. В пьесу введен трогательный эпизод: Евадна не в
силах перенести потерю мужа и добровольно погибает в пламени того самого
костра, на который положены останки Капанея. В "Неистовствующем Геракле"
Тезей удерживает Геракла от самоубийства. В "Гераклидах" Анины - место
убежища для изгнанников. Дети Геракла бежали в Афины от преследований
Еврисфея. Выдать беглецов афинский царь отказался, и возникшая между
Еврисфеем и Демофоном война окончилась торжеством афинян. Победа была
куплена ценою жизни Геракловой дочери Макарии, которая добровольно
обрекла себя на смерть, когда божество, через оракула, потребовало себе
в жертву девушку. Взятый в плен Еврисфей тронут великодушием победителей
и обещает, что могила его будет служить охраною афинян, когда пойдут на
них потомки Геракла, т. е. лакедемоняне. Трагедия "Финикиянки", получила
имя от хора, состоящего из финикийских девушек: они привезены из Тира и,
по пути в Дельфы, задержаны вспыхнувшей войной в Фивах. Сюжет драмы тот
же, что и "Семи" Эсхила - братоубийственная распря между сыновьями
Эдипа. Фивы служат местом действия и в "Вакханках" - трагедии,
написанной в духе предшествовавших поэтов и свободной от религиозного
скептицизма. Приписываемый Е. "Рес" представляет переложение в драму Х
п. "Илиады". Для истории античного театра весьма важное значение имеет
"Циклоп", как единственный уцелевший образчик сатирской драмы, названной
так от того, что хоры в ней составлялись непременно из сатиров,
спутников Диониса. Действие происходит в пещере Циклопа в Сицилии.
Сатиры попали на остров случайно, в то время, когда пустились по морям,
в поиски за похищенным Вакхом. Одиссей с товарищами занесен сюда ветром,
когда из-под Трои возвращался домой. Трусливые, плутоватые, большие
охотники до вина Силен и сатиры, обжора и циник Полифем, изобретательный
и находчивый Одиссей - таковы действующие лица пьесы; угощение Полифема
вином, сборы его к пожиранию Одиссея, ослепление великана Одиссеем и
бегство Одиссея, вместе с сатирами, составляют содержание "шутливой
трагедии". В 1891 гг. найдены на египетском папирусе III в. до Р. X.
значительные отрывки "Антиопы" - пьесы Е., часто упоминаемой древними
(Mahaffy Cunningham Memoirs, п. 8). Фивский царь Лик и жена его Дирке,
Антиопа, племянница Лика, родившая от Зевса близнецов Амфиона и Цета,
эти близнецы - вот действующие лица трагедии, один из эпизодов которой
воспроизведен в скульптурной группе "Фарнезский бык". В диалоге между
близнецами автор выясняет превосходство умственного труда над
физическим, разума - над телесной силой. В 1881 г. издан отрывок
трагедии "Ипполит", найденный на пергаменте IV в. нашей эры ("Моnatsb.
d. Berlin. Akademie", 1881, стр. 982 и сл.). В 1893 г. издан в Вене
отрывок "Ореста", с папируса II в. нашей эры, драгоценный в том
отношении, что в нем содержится отрывок музыкальных нот этой пьесы.
Сохранение прежней формы трагедии, с мифологическими и легендарными
сюжетами и именами, с хором и т. п., и в тоже время разнородность и
новизна содержания, часто не имеющего связи с далекой стариной и,
напротив, близко и многообразно соприкасающегося с современной
действительностью - вот источник двоякого отношения к В. современников и
потомства: или жестокие нападки и порицания, или восторженное почитание
и увлечение. В смысле техники особенностями трагедий Е. должно считать:
пролог в начале пьесы, для ознакомления зрителей с относящимися к
действию обстоятельствами; deus ex machina, в конце приводящий пьесу к
благополучному концу; слабая связь хоровых частей с диалогическими;
обилие музыкально-лирических излияний главных героев (так назыв.
монодий); усиление внешних эффектов. Лишь немногие из уцелевших трагедий
удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора
в обработке отдельных сцен и монологов; некоторые трагедии - не более,
как ряд мастерски исполненных патетических картин. В старательном
изображении душевных состояний, напряженных или патологических,
заключается главный интерес трагедии Е. Умоисступление воспроизведено
поэтом в образах Геракла, Ореста, Кассандры в др. Под именами богов и
иных сказочных существ поэт вскрывал перед зрителями их же собственную
духовную природу, в разнообразных ее проявлениях. Зависимость поэта от
наблюдений над современностью доказывается: 1) выбором и патриотическою
обработкою некоторых сюжетов ("Андромаха", "Просительницы",
"Финикиянки", "Гераклиды", "Геракл", "Ион"); 2) множеством изречений о
женщинах, рабах, о политических учреждениях, об афинянах и спартанцах и
т. п., который не приложи мы к мифическому периоду и точно отвечают
современным Е. отношениям; 3) многочисленными сентенциями о природе и
человеке в духе тогдашних философов; 4) способом выражений героев Е., на
подобие резонерствующих афинян. В интересе художеств. или дидактич. поэт
изменял древние сказания, одни и те же лица наделял в различных
трагедиях различным характером. Скептицизм и неверие составляют
преобладающую черту в миросозерцании поэта: Аполлон осуждается за
матереубийство Ореста; Афродита называется злодейкой, губящей Ипполита;
обычное торжество неправды над добродетелью свидетельствует против
существования богов. "Если боги творят что-либо позорное, они не боги".
Сомнение и критику вносил Е. и в семейные и общественные отношения, в
политику и литературу, за что получил прозвание философа сцены,
мудреца-поэта, а со стороны Аристофана и других ревнителей старины
подвергался ожесточенным нападкам. Ни от кого другого из античных поэтов
не дошло до нас столько выражений участия и сострадания к бедным,
слабым, униженным и несчастным, были ли это свободные или рабы, эллины
или варвары. Как художник, Е. поднялся до изображения общечеловеческих
страстей и страданий и тем широко раздвинул пределы симпатии в античном
обществе. Он стоит на рубеже двух настроений; национально-эллинского или
патриотическиафинского - и гуманного, космополитического. Отсюда
громадное, многовековое влияние, какое оказали его трагедии на
последующую литературу. Он был почти исключительным образцом для
позднейших трагиков, предметом почитания и подражания для авторов новой
комедии, с Менандром во главе, любимейшим трагиком в эпохи македонскую,
римскую, византийскую; учители церкви, как Климент Александрийский,
Григорий Назианзин, видели в нем провозвестника новой веры. Европейская
драма, в лице Корнеля, Расина, Вольтера, питалась главным образом
литературным наследием нашего трагика; "Медея", с несущественными
переменами, не сходить со сцены в до сих пор. Лучшие изд. - Диндорфа,
Пели (Paley), Кирхгофа, Наука, Вейля, Пфлуг-и-Клотца, пересмотр.
Веклейном; собр. отрывков Наука (1889); из отдельных трагедий -
"Heracles" и "Hippolytos", Виламовиц-Мёллендорфа (1889 - 91). Кроме
общих сочин. по истории греч. литературы, особ. Бернгарди, Магафи,
Бергка, Круазе см. Patin, "Etudes sur les tragioiпes grecs. Е." (3 изд.
1866); P. Decharme "Е. et l'esprit de son theutre" (П., 1893), С. С.
Уваров, "О трех греч. трагиках" ("Сын Отеч.", 1825 г.); Орбинский, "Е. и
его значение в греч. трагедии" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", ч. 79); "Е. в
изложении Л. Коллинза", перев. П. Вейнберга" (СПб., 1877); Д. В. Беляев,
"К вопросу о мировоззрении Е." (Казань, 1878); его же, "Воззрения Е. на
сословия и состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин" ("Ж. М. Н.
Пр.", 1882, 1886); Ф. Мищенко, "Опыт по ист. рационализма в др. Греции"
(Казань, 1881, стр. 279 - 309). Греч. текст с примечаниями А. Д.
Вейсмана ("Ипполит", СПб., 1884) и А. Э. Редька ("Финикиянки", Кутаис,
1884). Переводили Е. на русск. языке Мерзляков, Шестаков, "Гипполит"
("Зап. Каз. Унив.", 1871); "Троянки" (Каз., 1876); П. Басистов,
"Ифигения в Тавриде", (СПб., 1876); Н. Котелов, "Гипполит" (1884); В. И.
Водовозов ("Ифигения"); В. Алексеев, "Медея" (1889), "Ифигения в Авлиде"
(1889 "Гипполит" (1889), "Ифигения в Тавриде" (1890), "Ион" (1891),
"Алкестида" (1891), "Вакханки" (1892), "Неистовый Геракл" (1892); Д. С.
Мережковский ("Ипполит" В. Е., 1893 г. № 1).
Европа (Eurwph) - по Гомеру (Илиада XIV, 321) дочь Финика, по
обыкновенной редакции мифа - дочь финикийского царя Агенора, сестра
Кадма. Зевс явился Е., игравшей с подругами на берегу моря, в виде
белого быка в, похитив ее, увез на о-в Крит, где сочетался с нею, приняв
вид прекрасного юноши. От этого союза родились Минос, Радаманф и (по
позднейшему сказанию) Сарпедон. Впоследствии Е. вышла замуж за
Астериона, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над
островом сыновьям Е. от Зевса. Миф о Е., несомненно, носит след
восточного зооморфизма, подобно сродным с ним сказаниям о Кадме и
Минотавре. Кроме Крита, Е. почиталась в Фивах, как туземное божество.
Геродот рационализирует сказание об Е. и считает ее финикийской царской
дочерью, похищенной критскими купцами.
Евфрат (греч. и лат. Euphrates, еврейск. Прат, армянск. Ефрат, также
Арадсани, арабск. Фрат или Фурат, древне-персидск. Ифрату, т. е. весьма
широкий) - величайшая река ближней Азии и в соединении с Тигром
составляющая ее главнейшую речную систему. Внутри Армянского плоскогорья
Е. состоит из двух рек, почти одинаково полноводных: кратчайшая,
западная течет с С; на З ей также присвоено название Е.; она целые
столетия составляла вост. границу Римской империи, а более длинная,
восточная, идущая из глубины Армении, тюркская Мурад-Су (MuradSu).
Источник первой лежит в 37 км. к СВ от Эрзерума, второй - к ЮЗ от
Диадина, к С от озера Вана, на Ала-Даге, на 2750 и. высоты. Река течет
сначала на запад, протекает долину Эрзингиан, затем вступает в узкий
проход, ведущий к Кемаху. Здесь, благодаря впадающему в него справа
притоку, он делается судоходным; далее, после того как река круто
поворачивает на ССВ, идет глубокая Эчинская долина, с утесистыми
стенами, настолько узкая, что через нее устроили мост; на расстоянии 444
км. ниже поток сливается с Мурад-Су. После соединения двух рек, поток
принимает южное направление. Река, в 108 м. шириною, вскоре сворачивает
в сторону Антитавра и, сильно извиваясь, пробивается через боковые
отроги гор. Затем на СЗ протекает через узкую долину между Антитавром и
Тавром до принятия с правой стороны Тохма-су у Малатии. Тогда течение
принимает юго-зап. направление и пересекает Тавр; посреди диких скал в
650-1000 м. вышины он образует расщелину, в которой на протяжении 60 км.
образует целый ряд стремнин и водопадов; наконец, у Телека суживается на
20 м. Недалеко к С от Телека лежат источники Тигра. От Телека Е.
поворачивает к Ю, позже к ЮЮЗ и ЗЮЗ, между местечком Гергер и Самосатом
образует последний водопад. Самосат лежит на правом берегу реки. Длина
реки от Кибан-Мааден до этого места равняется 185 км., а отсюда на
протяжении 190 км. она делается сплавною. С вступлением в обширную
Сирийскую равнину начинается вторая часть реки: идущая до Хита. У
Рум-Кале река поворачивает к Ю; здесь и у наиболее посещаемой переправы
в Сирию, против Бередшика, Е. приближается к Средиземному морю на 215
км. Бередшик лежит на высоте 400 м., так что Е. на протяжении первых 977
км. понижается с каждым км. на 2,4 м., а на протяжении следующих 1800
км. с каждым км. на 0,22 м. Искусственно орошаемые берега состоят из
гипса, песчаника и конгломератов; дальше лежит сухая степь, ранней
весной покрывающаяся роскошной травой, по которой местами разбросаны
черные палатки бедуинов; влево, в Шамииехе (Schamieyh) - пустыня (степь)
Анесси; река извивается, направляясь к З. до Ракки (древн. Nikephorium),
по прекрасной, обильной растительностью стране. Ниже Ракки с левой
стороны впадает Джулеб, выше Хелеби-Джелеби (Заба и Зала арабов) река
принимает юго-зап. направление, и невысокие, пустынные горы Обушера
стесняют ее течение. Близ Деира впервые появляются группы финиковых
пальм, лимонных и померанцевых деревьев; река здесь разделяется и течет
вокруг низменных островов; ложе реки каменисто и летом имеет в этом
месте только 1,45 м. глубины. На 45 км. ниже Деира, у Абу-Серая
(Circesium) впадает Хабур; 110 км. далее, у Верди течение поворачивает
на В. и достигает 360 м. ширины и 5,5 м. глубины. Близ Рава течение
преграждается рифом, который и составляет главное препятствие в русле Е.
до Басры.
На правом берегу реки, на расстоянии 1200 км. от вступления ее в
равнину и на 980 км. от устья лежит Хит. Е. изливает здесь в каждую
секунду 2065 куб. м. воды. Высоты переходят в холмы; только немного выше
Хилеса Хазва представляет каменистую гряду; дальше же до самого моря не
встречается ни одного камня. У Хита река становится глубже и бурнее и
напоминает Дунай в Болгарии. Около конца марта, в дождливое время, река
начинает разливаться и между 21 и 28 мая самая высокая вода. Здесь
плавают преимущественно на плотах, поставленных на надутые бараньи кожи,
так назыв. keleks. Ниже всего уровень воды в Е. бывает в ноябре; тогда
между Дигет-ус-Ланк и Бушлаубфортом (почти полпути от Бридшика до
Басры), на протяжении 740 км., благодаря скалам и мелям, представляется
39 опасных мест для кораблей. Ниже Хета по обеим сторонам реки
появляются многочисленные каналы, служащие для орошения полей. Во
времена арабов каналы Нар-иза, Нар-Сарзар, НарМалка и Нар-Кута
преобразили всю страну, пересеченную сетью каналов, в один роскошный
сад. Но из всей сети каналов даже одна сотая часть в настоящее время не
действует. Система каналов начинается выше Фелуджа (по Раулинсону),
древнего Перизабора, Аубара - арабов. Если в этом месте Е. прорвется и
наполнит так назыв. Саклавиаканал (идущий от Нар-Иза), то вся местность
к З от Багдада будет затоплена.
Нижнее течение реки от Диваниша до Корна представляет из себя целый
ряд плесов, поросших камышом, Paludes Chaldaici, теперешние Ламлумские
болота. Ширина реки у Диваниша = 150 м., у Ламлума = 110 м., и почти
везде 3,6 м. глубины; быстрота = 4,5 км. в час во время половодья. После
соединения с рукавом Ламлум, ширина реки снова равняется 180 м.; она
обходит 9 о-вов; берега ее высоки. Ламлумские болота представляют до сих
пор главное препятствие для судоходства: их воздух носит в себе заразу;
жители дики и негостеприимны; но на холмах этих болот лежат остатки
многих древних городов, очевидно, ранних рассадников цивилизации: Эрех -
теперешний Варка; халдейский Ур - теперешний Мугхаир; оба близ реки;
вероятно, в свое время были большими городами. У Корна (31° с. ш.) Е.
кончается, соединяясь с Тигром и образуя Шатель-Араб. В Е. водится
превосходная рыба. Вдоль берегов много лесу, каменного угля, смолы и
нефти. Общая длина реки = 2775 км. Попытки, сделанные англичанами в
1835-37 гг. под руководством полковника Чесни (Chesuey) для
организования пароходства на Е., по-видимому доказали, что план
воспользоваться этой рекой, как водной дорогой между Ост-Индией и
Средиземным морем, при настоящем положении дел неосуществим. См.
Chesney, "The expedition for the survey of the Euphrates and Tigris"
(Л., 1850).
Евхаристия - название одного из главнейших таинств церкви,
признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его
составляет главное христианское богослужение - литургию. По учению
церквей православной, католической и армяногригорианской, в Е. хлеб и
вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы. Лютеране, не
признают пресуществления, а допускают только соприсутствие
действительных тела и крови Христовых в Е. с хлебом и вином (cum, in,
sub pane); по их учению, однако, вкушающий хлеб и вино Е. приобщается в
ней действительных тела и крови Христовых. Цвингли учил, что в Е. тело и
кровь Христовы присутствуют только для созерцания очами веры, и вкушают
их верные только духовно, мысленно; хлеб и вино не пресуществляются, а
остаются самими собою и служат лишь символами тела и крови Христовых,
воспроизводящими в памяти верных дело, свершенное И. X., причем вкушение
их возбуждает в верующем столь твердую веру в И. X., что дело искупления
делается как бы присущим вкушающему, неотъемлемым достоянием его
существа. Кальвин учил, что христианин в Е. причащается тела и крови Хр.
"реально и субстанционально", но присутствуют они в хлебе и вине не
вещественно, а духовно. Вероисповедание англиканское учит о Е. согласно
с реформатами. В частностях учения о Е. существуют разности между