<< Пред. стр. 338 (из 1179) След. >>
владениям Абхазию) ханства Карабагское и Ширванское. Гражданскоеуправление краем обнаружило в Е. выдающиеся способности администратора и
государственного человека: благосостояние края увеличилось поощрением
торговле и промышленности; кавказская линия перенесена на более удобную
и здоровую местность; организованы лечебные учреждения при местных
минеральных водах; значительно улучшена Военногрузинская дорога; на
службу за Кавказом привлечены люди даровитые и образованные. В 1826 г.
совершился перелом в жизни и службе Е. Хотя он, озабоченный усилением
персиян на наших границах, неоднократно и настоятельно требовал присылки
на Кавказ новых войск, но его опасениям не давали веры, а потому, при
внезапном вторжении полчищ Аббаса-Мирзы и вызванном им мятеже
магометанского населения, малочисленные войска наши очутились в трудном
положении и не могли действовать с желаемым успехом.
Неудовлетворительные известия из Закавказья вызвали неудовольствие
импер. Николая против Е.; в Грузию, как бы в помощь Е., послан был
генерал-адъютант Паскевич, которому поручено было лично от себя доносить
обо всем императору. Это подало повод к неудовольствиям между обоими
генералами, которых не мог прекратить и посланный для того Дибич. В
марте 1827 г. Е. просил увольнения от службы, покинул Кавказ и
окончательно удалился от дел, хотя через несколько лет получил звание
члена государственного совета. Последние годы своей жизни он проживал
частью в своем орловском имении, частью в Москве, где пользовался
особенным почетом и уважением. В войну 1853 - 56 гг. москвичи избрали
его начальником ополчения своей губернии; но звание это было лишь
почетным, так как престарелый Е. неспособен был больше к военной
деятельности. Ср. записки Е.: "Материалы для Отечественной войны 1812
г.", М., 1864 г.; "Русская Старина" и "Русский Архив" разных годов.
Ермолова (Мария Николаевна), по мужу Шубинская - артистка моск.
Малого театра, род. в Москве в 1853 г. Отец ее, автор нескольких пьес
(1850-х гг.), был суфлером Малого театра. В моск. театр. училище Е.
готовилась в танцовщицы. Драматическое дарование в ней открыла артистка
Н. М. Медведева. В настоящее время Е. - одна из лучших русских
драматических актрис; в ее исполнении искренность соединяется с
обдуманностью в отделке деталей. Среди ролей ее выдаются: Орлеанская
дева, Эмилия Галотти, Офелия, Лауренсия ("Овечий источник" Лопе де
Веги), Сафо, Федра, Мария Стюарт, Катерина в "Грозе", Марьица в
"Каширской старине".
Ерш (Acerina cernua L.) - рыба из семейства окуневых (Percidae),
отряда колючеперых (Acanthopteri) костистых рыб. У Е. продолговатое тело
с одним длинным, непрерывным спинным плавником. Челюсти и сошник
вооружены многочисленными мелкими зубами. На передней части головы
ямочки, в которые проникают головные ветви боковых каналов. На
предкрышечной кости жаберной крышки 11 - 12 острых, шиповидных зубцов;
один подобный зубец на operculum. Почти совершенно прямая боковая линия
лежит гораздо ближе к спине, нежели к брюху. Грудь и брюхо более или
менее лишены чешуй. Спинной плавник глубокою выемкою разделен на две
части; передняя, более длинная, содержит 12 - 14 крепких, колючих лучей;
задняя, более короткая, 11 - 14 мягких лучей. Спина серо-зеленая, с
черными пятнышками и крапинками; бока серо-желтые; брюхо беловатое;
спинной и хвостовой плавники покрыты черноватыми пятнышками; брюшные и
подхвостовой - белые с красноватым оттенком. Глаза очень большие,
навыкате, с синеватой радужиной. Длина 16 - 20 стм; в устьях рек и в
больших озерах достигает и большей величины. Водится во всей Европе,
кроме Испании, Италии и Греции, в европ. России и в Сибири, по крайней
мере до Байкала. Встречается как в больших реках, так и в речках, на
взморье, в озерах и проточных прудах; избегает только рек с сильным
течением. Пищу Е. составляют мелкие ракообразные, насекомые и их
личинки; весною он поедает в большом количестве также икру рыб, чем в
небольших озерах скоро истребляет других рыб, почему нередко, особенно в
сев. России, встречаются озера, населенные только одними Е. Ранней
весной стаи Е., зимовавшие в ямах, выходят на более мелкие места для
нереста. Время нереста находится, вероятно, в зависимости от таяния
льда: в реках он происходит значительно раньше, чем в озерах. В юго-зап.
России нерест Е. бывает в феврале, на Дону - в марте, в средней России -
в начале апреля, на севере и в уральских озерах - в начале мая. При этом
Е. не предпринимают далеких путешествий, но все-таки несколько
поднимаются по течению и из больших рек или озер заходят в устья мелких
притоков. Для нереста Е. выбирают довольно глубокие места с твердым, не
илистым дном. Студенистая, желтоватая икра ложится на дно густым слоем;
развиваются яички довольно медленно; молодь выклевывается из них не
ранее как через две недели, и остается на местах вывода, вероятно, до
конца лета. Е. всегда избегает солнечного света и теплой воды, а потому
летом, редко встречается на глубине менее сажени; по образу жизни это
придонная рыба: тесными рядами стоять они, плотно прижимаясь ко дну. Это
общественная и миролюбивая рыба. Шипы его жаберных крышек и иглы
спинного плавника служат ему защитой от хищных рыб: щука почти не
трогает Е.; однако налим и отчасти сом все-таки пожирают Е. Все лето Е.
ведет довольно оседлую жизнь; к осени собирается в большие стаи. Зимует
всего чаще в устьях небольших рек, в глубоких ямах; сначала он еще
принимает пищу, но в середине зимы перестает есть вовсе до сильных
оттепелей. Как промысловая рыба, Е. не имеет большого значения; сетями и
неводами он ловится в большом количестве только в озерах и на взморье, и
потребляется большею частью на месте. Дорого ценится, как одна из лучших
рыб для ухи, только живой, или совершенно свежий, покрытый слизью Е.;
мороженые Е. стоят дешевле мелкого окуня. Всего более ловится Е. по
Балтийскому побережью, в Финском заливе, в устьях Невы, во многих сев.
озерах, напр. Ильмене. В Прибалтийских губерниях и в Пруссии он служит
местами главной пищей прибрежного населения. Другой русский вид Е. -
ерш-носарь, бирючок, бобырь (Асеcerina rossica Pall) отличается от
обыкновенного Е. удлиненным телом и дленным рылом; кроме того, чешуя у
него гораздо мельче (в боковой линии 55 - 60 чешуй, у Е. 37
- 40) и в передней части спинного плавника больше колючих лучей (17 -
19). Общий цвет тела желтоватый, спина оливково-зеленая, брюхо
серебристое; по бокам тела и на спинном плавнике несколько рядов темных
пятнышек. Несколько крупные обыкновенного ерша. Ерш-носарь встречается
только в реках Черноморского бассейна, в Днестре, Буге, в Дону (до
Воронежа и выше), в Донце до Изюма, в Днепре (до Смоленска), в Припяти,
Тетереве, Десне. Везде, где он водится, он по большей части
многочисленнее обыкновенного Е. Образ жизни Е. носаря мало известен; он
любит быстротекущие воды с чистым дном, почему в низовьях встречается
редко. Питается червями и насекомыми. Мечет икру в конце апреля - начале
мая. Мясо его очень ценится. Сходный с ним вид или разновидность его
водится в Дунае и его притоках (А. schraetzer L.). См. Сабанеев, "Рыбы
России" (М., 1892).
В. Ф.
Ершов (Петр Павлович, 1816 - 1869) - автор известной сказки
"Конек-Горбунок", уроженец Сибири; образование получил в тобольской
семинарии и спб. унив.; был учителем, инспектором и, наконец, директором
тобольской гимназии. Е. печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения"
О. И. Сенковского и в "Современнике" П. А. Плетнева; в III-м т.
"Сборника литературных статей, посвященных русск. писателями памяти А.
Ф. Смирдина" поместил "Сцены Таз-Баши. Кузнец Базим или изворотливость
бедняка", переделанные им из повести Жуковского. Известность доставила
Е. сказка "Конек-Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и
впервые напечатанная отрывком в 3-м томе "Библиотеки для Чтения" 1834
г., с похвальным отзывом Сенковского. Вслед затем она вышла отдельною
книжкою и при жизни Е. выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в
1856 г., стала печататься с восстановлением тех мест, которые в первых
изданиях заменены были точками. "Конек-Горбунок" - произведение
народное, почти слово в слово, по словам самого автора, взятое из уст
рассказчиков, от которых он его слышал; Е. только привел его в более
стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто
народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок,
земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое
распространение, даже за пределами России, напр. в Галиции между
русинами; она переведена на чешский яз. ("Konik-hrbounek") и вызвала
массу подражаний (напр., "Конек-Горбунок с золотой щетинкой"). А. С.
Пушкин, прочитав эту сказку, сказал Е. : "теперь этот род сочинений
можно мне и оставить". Белинский почему-то видел в ней подделку,
написанную, правда, "очень недурными стихами", но в которой "есть
русские слива, а нет русского духа". В 1864 г. на петербургской сцене по
сказке Е. поставлен был Сен-Леоном балет "Конек-Горбунок". Ср. А.
Ярославцева, "П. П. Е." (СПб., 1872).
Есипова (Анна Николаевна) - известия русская пианистка, род. в 1851
г., одна из блестящих учениц спб. консерватории. Многочисленные концерты
в России, Зап. Европе и Америке дали ей широкую известность. С 1893 г.
состоит проф. фортепианной игры в спб. консерватории.
Н. С.
Ессеи - одна из сект в иудействе, получившая начало в первой четверти
II в. до Р. Х. Первоначальные сведения о них находятся у Филона, Иосифа
Флавия и Плиния старшего. Во времена первых двух названных историков Е.
было около 4000. Развеянные в Палестине, они жили сначала в городах и
деревнях, под именем ассидеев, и, как думают новейшие ученые, составляли
ту национальную партию в еврействе, которая боролась с другой, более
могущественной партией - эллинистов. Затем, по Филону, почувствовав
отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших
исследователей - потеряв надежду на успех в борьбе за национальные
начала еврейской жизни, Е. удалились на СЗ от Мертвого моря и, составив
там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками
даже в храме иерусалимском, образовали из себя строго замкнутый орден,
жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей;
принимали в свое сообщество и других, после трехлетнего испытания. При
приеме вступающий в орден должен был под страшною клятвою дать обет:
чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом
неправды, сохранять верность властям, достигнув власти не
превозноситься, не отличать себя от других особою одеждой и украшениями,
обличать ложь в любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них
ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли,
догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы,
верно хранить писания (древние книги) Е. и имена ангелов (по Тосту и
Грецу - таинственные имена Божии). Далее, по рассказу Филона, Е. не
приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в
иерусалимском храме), усердно занимались земледелием, пчеловодством,
скотоводством, ремеслами, а также врачеваньем (посредством произнесения
заклинательных формул и стихов); не делали оружия и отвергали войну;
признавали лишь общую собственность; безусловно отрицали рабство;
помогали друг другу всячески; учили, что все они братья между собою. Все
потребное для себя они изготовляли сами, избегая сношений с торговцами.
Теософию они считали праздною болтовнею, но много занимались
аллегорическим толковавшем Библии и учением о нравственности. Жили они
не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол;
младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякою заботливостью.
По словам И. Флавия, Моисея Е. ставили непосредственно после Бога
(почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали
смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а
потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла
своим членам вступать в брак; но как скоро жена беременела, муж
прекращал с нею общение, желая доказать, что взял ее не для
удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, Е. не
мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной ее
негодности, но на свои трапезы одевали всегда особого покроя белое
платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими
попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену.
Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чем житейском;
приветствовав солнце молитвою (что вовсе не означает, вопреки мнению
некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома
которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойному и
подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в
холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились
затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним
запрещался), за трапезу, которая имела вид священнодействия. За большие
преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными
клятве не принимать пищи вне его, умирали голодною смертью; искренно
раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у Е. (числом не менее 100) были
"строги и справедливы". В исполнении узаконений своего ордена Е. были
очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден
разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени
вступления, причем одна степень отделялась от другой так строго, что
высшие чрез соприкосновение с низшими становились нечистыми. Е.,
особенно глубоко изучившим Св. Писание и приготовленным особыми
аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Е.
учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в
темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека
улетает на небо; для праведной души место вечной жизни - в блаженных
полях по ту сторону океана; злые души вечно мучатся в холоде и мраке. Е.
верили в предопределение. По мнению Неандера, ессейское учение
заимствовано от халдеев, со времени плена вавилонского. По мнению
Деллингера, в основе ессеизма лежат больше греческие, пифагорейские
идеи, чем собственно иудейские. Эвальд, Грец и Иост считают Е. учением
чисто иудейского происхождения, различно объясняя его отношение к
фарисейству и саддукейству. Находят также генетическое отношение Е. с
египетскими терапевтами, расходясь (Гфререр и Газе) в вопросе о том,
которое из этих учений предшествовало другому. Столь же различны мнения
по вопросу об отношении Е. к христианству. Из древних Евсевий
Кесарийский и блаж. Иероним думали, что отрасль ессеев - египетские
терапевты - была не что иное, как первые александрийские христиане,
обращенные ап. Марком, а хранимые ими "писания древних мужей" -
евангелия и послания апостолов. Это мнение Евсевия отвергнуто на
основании хронологических соображений, не допускающих одновременности
терапевтов и еванг. Марка. Из современных ученых Грец, отрицая
подлинность сочинения Филона о терапевтах, приписывает его христианину
какой-либо энкратитогностической или монтанистической секты, терапевтов
же признает христианами, но не первыми слушателями ев. Марка, а аскетами
еретического направления. Ученые сходятся в том, что ессеизм до
некоторой степени подготовил почву для воспринятия христианства и что
между первыми массами последователей И. Христа было много ессеев; но из
них-то именно образовались те иудействовавшие гностические секты, против
которых предостерегали апостолы. См. прот. И. А. Лебедева, "Ессеи и
терапевты" ("Дух Христианина", 1862); Lucius, "Der Essenisinus und das
Judenthum" (1889); Лурье, "Ессеи" ("Историческое Обозрение", книга IV,
1892).
Н. Барсов.
Ессентуки - станица Терской области, в долине, вдоль левого берега р.
Подкумка, на выс. 603 м. над поверхностью моря, в 15 вер. от г.
Пятигорска. Название свое получила от р. Ессентук, впадающей ниже
станицы в р. Подкумок. Известна своими минеральными источниками. Первое
сообщение о них принадлежит знаменитому филантропу и врачу Гаазу, в 1810
г. Настоящая известность их начинается со времен д-ра Нелюбина,
описавшего в 1823 г. 23 источника, из числа которых №№ 1 - 18 отнесены к
группе щелочных источников, а №№ 19 - 23 к группе серно-щелочных.
Первоначально все место, где находились источники, принадлежало
казачьему войску, но в 1847 г. источники, со всею ближайшею окружающею
местностью, поступили в собственность казны. Наибольшею известностью
пользуются №№ 4, 18 и 17. Первые анализы их, произведенные Нелюбиным и
Фритче, в настоящее время имеют только историческое значение.
Ессентукские минер. воды по своему составу относятся к
соляно-щелочным водам. Главные составные их части: двууглекислый и
хлористый натрий. Из заграничных вод наиболее подходят к ним Ems, la
Bourboule, Selters, Vichy, Luhasckowitz, значительно уступающие
ессентукским по количеству растворенных в них солей. Дебит источников
вообще небольшой и потому давно служит предметом общего внимания. В
особенности это относится к № 17. Физиологическое действие ессен. вод
принадлежит преимущественно главным составным частям их - двууглекислому
и хлористому натру. Значение других составных частей менее известно. Ес.
минеральные воды действуют растворяющим образом на мочевые и желчные
камни. Кроме этого, он способствуют всасыванию патологических продуктов
и вообще имеют широкое применение при различных формах диспепсии,
хроническом катаре желудка и кишок, затем при различных заболеваниях
печени, почек, мочевого пузыря, при мочевых и желчных камнях, диабете,
подагре и заболеваниях женских половых органов. Для внутреннего
употребления служат преимущественно источники №№ 4, 6, 17 и 18. Для
наружного употребления назначают ессентукския воды в виде ванн,
спринцеваний, ирригаций, душей и т. п. Ванны делаются из чистой минер.
воды и с примесью продуктов Тамбуканского озера. Из последних чаще
применяются грязевые ванны. Климат Е. менее ровный, сравнительно с
Кисловодском и Железноводском. За 6 лет. (1886 - 92) в Е. летом maximum
t 22°. Ср. атм. дав. 710 мм., minimum относ, вл. 60, a maximum атмосф.
осадков 164 см. Суточный колебания t° иногда довольно значительны.
Господствующие ветры - юго-зап. и восточные. Бури и ураганы редки.
Растительность бедная, степная; лесов в окружности нет, парк насажан
искусственно. Невыгодную сторону Е. составляет сырость почвы в нижней
части парка. Гостиниц три. Ср. Фомин; "Сборник анализов воды", ("Кавк.
минер. ист.", с 1867 - 86); Л. Бертенсон и H. Воронихин, "Минеральные
воды" (изд. 1876 и 82), Дубелир, "Вестник водолечения" (1881, № 6);
Кликович, Левашев, "Еженедельная газета Боткина" (1882 - 83);
Кремянский, "О действии ессентукской мин. воды на организм" (В. М. Ж.);
Неткачев, "Об азотистом обмене под влиянием источи. № 17"; (1887);
Васильев, "О действии ессентукской воды № 17 на азотистый обмен" (1887);
Г. А. Захарьин, "Клинические лекции" (1889); Исаев, "О физиологическом
действии ессентукской воды источника № 17 на организм животных" (1886);
Навасартьянц, "О влиянии Е. № 17 воды на азотистый обмен и усвоение
азота" (1890).
А.
Естествознание. - В самом широком и наиболее правильном смысле под
именем Е. должно понимать науку о строении вселенной и о законах ею
управляющих. Стремление и цель Е. заключается в механическом объяснении
строения космоса во всех его подробностях, в пределах познаваемого,
приемами и способами, свойственными точным наукам. т. е. посредством
наблюдения, опыта и математического вычисления. Таким образом все
трансцендентальное не входит в область Е., ибо его философия вращается в
пределах механического, следовательно строго определенного и
отграниченного круга. С указанной точки зрения все отрасли Е.
представляют 2 главных отдела или 2 главные группы, а именно. I. Общее
Е. исследует такие свойства тел, которые присвоены им всем безразлично,
а потому и могут называться общими. Сюда относится механика, физика и
химия, достаточно охарактеризованные в дальнейших соответствующих
статьях. Вычисление (математика) и опыт суть главные приемы в этих
отраслях знания. II. Частное Е. исследует формы, строение и движение,
свойственные исключительно тем разнообразным и бесчисленным телам,
которые мы называем естественными, с целью разъяснить представляемые ими