<< Пред.           стр. 348 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 войну, но сначала они хотели занять сами то влиятельное положение, какое
 в начале 1792 г. принадлежало Ж. Посредством победоносной войны Ж.
 мечтали сделаться господами Франции, преобразовав ее государственный быт
 согласно с своими политическими идеями, и освободителями всей Европы от
 деспотизма. Ж. с такою страстностью нападали, в первые месяцы 1792 г.,
 на внешнюю политику двора, что Людовик XVI был вынужден дать отставку
 своим министрам и призвать на их места Ж. (24 марта 1792 г.). Главная
 роль в жирондистском министерстве принадлежала министру юстиции Ролану,
 жена которого была пламенной сторонницей политических стремлений партии;
 но пост министра иностранных дел занял не принадлежавший к партии
 Дюмурье. Новое министерство настояло на объявлении войны Австрии (20
 апреля), но само оно было недолговечно. Когда Людовик XVI не дал
 согласия на некоторые требования Ж., принятые национальным собранием,
 Ролан обратился к королю с весьма резким по форме письмом, составленным
 г-жою Ролан и заключавшим в себе прямые обвинения против Людовика XVI.
 Результатом этого была отставка министерства, что в свою очередь вызвало
 известное восстание парижского населения 20 мая 1792 г. После этого
 особенно выдвинулся среди Ж. Верньо, предложивший законодательному
 собранию (3 июля) объявить "отечество в опасности", а после восстания 10
 августа подавший мысль о необходимости приостановить действие
 исполнительной власти и предоставить решение вопроса о форме правления
 чрезвычайному национальному конвенту. Крушение монархии снова передало
 власть в руки Ж., из которых и составилось новое министерство; членом
 его сделался, однако, и Дантон, не принадлежавший к этой партии и
 совершенно оттеснивший ее во время роковых сентябрьских дней. В конвенте
 сначала наиболее влиятельное положение заняли Ж., к которым
 присоединились Бюзо, Ланжюнне, Петион, бывшие члены учредительного
 собрания, и некоторые новые депутаты, как Барбару; но у них стали
 оспаривать влияние монтаньяры. Ж. обвиняли монтаньяров в стремлении к
 диктатуре, но сами подверглись обвинению в том, будто бы в их намерения
 входило расчленить Францию ("федерализм"). Солидарно с монтаньярами
 выступив в деле провозглашения республики и возбуждения вопроса о суде
 над королем, Ж. испугались мысли о казни Людовика XVI, когда поняли, что
 эта казнь будет началом террора внутри страны и вызовет сильные внешние
 осложнения. Желая спасти короля, они предложили, чтобы тот приговор,
 какой над ним постановить конвент, был отдан на утверждение народа
 (appel au peuple). У них, однако, не хватило ни мужества, ни единодушия,
 чтобы настоять на принятии своего предложения. Результатом голосования,
 приговорившего Людовика XVI в смертной казни, по отношению к Ж. было то,
 что они утратили прежнее влияние в конвенте, хотя и продолжали
 выбираться в председатели конвентских комиссий и занимать министерские
 места. Одно время с ними искал сближения Дантон, сильно выдвинувшийся
 вперед в качестве министра юстиции и влиятельного демагога, но Ж.
 отвергли союз с "сентябрьским убийцей и грабителем Бельгии". Монтаньяры
 воспользовались изменой Дюмурье, которого превратили в "жирондистского
 генерала", чтобы погубить всю парию, обвинив и ее в измене. С
 монтаньярами заодно стал действовать и Дантон, которого Ж. обвиняли в
 сообщничестве с Дюмурье. 10 апреля Робеспьер произнес в конвенте речь с
 прямыми обвинениями против Ж., а Камилл Демулен выпустил против них
 памфлет: "История бриссотинцев". 14-го апреля парижская коммуна
 потребовала исключения из конвента 22 Ж. после чего и Демулен стал
 советовать "бриссотинцам" добровольно уйти из конвента. Когда Ж.
 воспротивились установлению maximum'а на съестные припасы и
 организовали, для восстановления порядка в Париже, особый комитет,
 коммуна, якобинский клуб и революционные комитеты Парижа потребовали у
 конвента исключения уже 34 жирондистских членов. 31 мая возбужденный
 против Ж. народ сделал нападение на конвент, требуя исключения Ж.,
 повторил свое нападете 1 июня и заставил конвент исполнить это желание,
 при чем 31 Ж. были преданы суду. Исключенные Ж. подверглись домашнему
 аресту, но многие спаслись бегством (Бюзо, Барбару, Петион, Гюаде и др.)
 и организовали даже в провинциях восстания против конвента, которые
 были, однако, подавлены. Это только ухудшило положение Ж., оставшихся в
 Париже. 31 октября, по приговору революционного суда, были казнены
 некоторые Ж. числом 21 (между ними Жансонне, Бриссо, Верньо), а затем в
 разное время сложили свои головы на плахе Гранжнев, Гюаде и мн. др.
 Кондорсе, Петион и Бюзо отравились, Барбару застрелился, а один Ж.
 утопился в Роне. Г-жа Ролан кончила жизнь на эшафоте, ее муж заколол
 себя кинжалом. Из Ж. уцелело, однако, 80 ч., которые вновь заняли свои
 места в конвенте после 9 термидора. В партии Ж. было много людей
 просвещенных, одаренных блестящими талантами, с артистическими и
 литературными вкусами, искренних и убежденных идеалистов, проникнутых
 великодушными и благородными чувствами веривших в силу идей, в хорошие
 стороны человеческой природы, в благодеяния свободы, людей честных и во
 многих отношениях нравственно щепетильных. При других обстоятельствах
 эти люди могли осуществить на практике многие из своих принципов, но им
 пришлось жить в очень трудные времена, когда для победы требовались от
 политических деятелей именно те качества, которых у Ж. не было.
 Трагическая судьба партии окружила имена главных Ж. ореолом легенды,
 которая лишь за последнее время сделалась предметом научной критики.
 Другие историки, идеализируя якобинцев, как единственных и настоящих
 выразителей и защитников интересов народа, видели, наоборот, в Ж. людей,
 будто бы защищавших только одни классовые (буржуазные) интересы.
 
  Литература. Lamartine, "Histoire des Girondins" (1847, перев.
 по-русски); Guadet, "Les Girondins" (1861); Vatel, "Recherches
 historiques sur les Girondins" (1873); Dauban, "Memoires de Petion, de
 Buzot et de Barbaroux"; M. Ковалевский, "Зарождение республиканской
 парии во Франции" ("Истор. Обозрение", т. V); Edm. Bire, "La legende des
 Girondins".
  И. E.
  Жиры (хим.). - Название Ж. дают естественным продуктам, находимым в
 животных и растительных тканях, обладающим следующими свойствами: они
 бывают или жидкими (оливковое масло, ворвань) при обыкновенной
 температуре, или плавятся при сравнительно низкой температуре (жир,
 коровье масло) и потому обладают полужидкой консистенцией, или твердыми
 (сало); они бесцветны, в чистом состоянии не имеют запаха, легче воды,
 нерастворимы в ней, "жирны" на ощупь и характерным образом пачкают
 бумагу. Обыкновенные Ж. - большею частью глицериды или эфиры глицерина и
 жирных кислот; главная составная часть твердых Ж. есть тристеарин
 С3Н5(О.С18Н25O)2, полутвердых - трипальмитин С3Н5(ОС16Н21О)3, жидких Ж.
 растительного происхождения - триолеин С3Н5(O.C18H33О)3; реже
 встречаются глицериновые и другие эфиры других кислот (спермацет). Ж.
 содержатся в семенах, бедных содержанием углеводов, и плодах многих
 растений. В семенах подсолнечника Ж. содержится 23,6 %, - льна - 30,0 %,
 хлопчатника 30,3 %, конопли - 33,6 %, кунжута - 37,0 %, рапса - 42,5 %.
 Находимый в листьях и стеблях (сено содержать 1,66 %) Ж. напоминает
 воск. Ж. находятся в различных тканях, органах и жидкостях (за
 исключением нормальной мочи) животных организмов, так напр. человеческий
 пот содержит 0,001 %, кровь - 0,4 %, кости 1,2 %, мозг 8 %, нервы 20 %,
 жировые ткани 83 %, костный жир 96 %. Различные Ж. характеризуют их
 точкой плавления.
  Как упомянуто выше, удельный вес Ж. меньше 1: при 18° уд. в.
 спермацета 0,8815, пальмового масла - 0,9046, оливкового масла - 0,9144
 - 0,9199, свиного Ж. - 0,9175, трескового Ж. 0,9205 - 0,9270, макового
 масла - 0,9245, льняного масла 0,9299, клещевинного (касторового) м. -
 0,9667. При определении уд. в. Ж. следует обращать особое внимание на
 точное определение температуры по причине их большого коэффициента
 расширения. Ж. нерастворимы в воде, но в присутствии слизистых веществ
 дают эмульсии. Некоторые Ж. (клещевинное масло) растворимы в спирте, все
 растворяются в эфире, бензоле, сероуглероде и хлороформе; сами Ж.
 растворяют серу и фосфор. Ж. нелетучи, около 300° они начинают кипеть с
 разложением, при чем дают уголь, воду, углеводороды, жирные кислоты и
 акролеин. Ж., содержащие глицериды, при действии перегретого водяного
 пара или нагревании с серною кислотой расщепляются на глицерин и
 свободные жирные кислоты. При нагревании со щелочами, окисью свинца и
 другими основными окисями, в присутствии малых количеств воды, Ж. дают
 глицерин и соли (мыла) входящих в состав их кислот. По отношению к
 кислороду воздуха Ж. разделяются на две группы: высыхающие масла
 (льняное, конопляное), которые поглощают кислород и выделяют углекислоту
 и воду. После кипячения с окисью свинца эти масла быстро сохнут. Не
 сохнущие Ж. (сало, оливковое масло) также поглощают кислород и дают
 массу неприятного вкуса и запаха, они "горкнут". Еще не вполне известным
 образом при этом получаются свободные кислоты и глицерин, и затем
 муравьиная и пропионовая кислоты. Действуют ли здесь белки, "грязь" и т.
 п. (ускоряющие это разложение), как переносители кислорода или ферменты,
 еще твердо не установлено. В пользу последнего говорит тот факт, что
 креозот и другие антисептические средства не позволяют несохнущим маслам
 горкнуть. При действии азотистой к. несохнущие масла затвердевают
 вследствие перехода олеина в элаидин. Эта реакция применяется для
 отличения сохнущих масл от несохнущих. Равные части несохнущего масла и
 дымящейся азотной к-ты или 4 ч. масла с 2 ч. азотной к. уд. в. 1,2 и
 немного медных стружек дают при стоянии на холоду плавящуюся при 55°
 массу.
  В. Яковлев.
  Жития святых. - Христианская церковь с первых дней своего
 существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее
 подвижников и сообщает их в общее назидание. "Ж. святых" составляют едва
 ли не самые обширный отдел христ. литературы. Если не считать
 апокрифических евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится
 немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по
 времени "Ж. святых" были сказания о мучениках. Еще св. Климент, еп.
 римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных
 округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с
 христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой
 епископ Рима, Фабиан (236 - 251), поручил это дело семи иподиаконам.
 Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого
 простого звания, с древнейших времен записывались церквами, для
 чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство
 угрожало записывателям смертною казнию, записи продолжались во все время
 гонений на христианство. При Домициане и Диоклетиане значительная часть
 записей погибла в огне, так что когда Евсевий (умер 340) предпринял
 составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашел
 достаточного для того материала в литературе мученических актов, а
 должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над
 мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до
 нашего времени, но известно другое его сочинение: "Книга о палестинских
 мучениках". От первых трех веков дошло до нас еще нисколько "посланий" о
 мученичествах от одной церкви к другой. После Евсевия сказания о
 мученичествах собирал св. Маруфа, еп. тагритский (ок. 410 г.), автор
 "Истории персидских мучеников". Монах бенедиктинского м-ря св. Германа
 близ Парижа, Узуард (ок. 876 г.), составил древнейший на Западе
 мартиролог ("Usuardi martyrologium", изд. в Лувене, 1568, и Антверпене,
 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов
 мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: "Acta Martyrum sincera et
 selecta" (Пар. 1689; франц. перев. Drouetde-Maupertoy). Из новейших
 собраний заслуживают внимания: Zingerle, "Martyrer des Morgenlandes"
 (Иена 1833) и Адальберта Мюллера: "Allgemeines Martyrologium" (1860). В
 русской литературе известны: священника В. Гурьева, "Мученики воины"
 (1876); прот. П. Соловьева, "Христианские мученики, пострадавшие на
 Востоке, по завоевании Константинополя турками" (перев. с новогреческого
 СПб. 1862); "Сказания о мучениках христианских, чтимых православною
 церковию" (Казань, 1865). Наряду с этими сборникам в более или менее
 подробных сказаниях о мучениках, начиная с IV в., а может быть и ранее,
 получили развитие (особенно на Зап.) краткие мартирологи для
 употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, ошибочно
 приписываемый бл. Иерониму (изд. д'Ашери в 1667 г., перепечатанный у
 Миня - "Patrologia", т. XXX). Из позднейших известны: Ассемани, "Acta
 ss. martyrum orientalium et occidentalium" (1748); Лагранж, "Choix des
 actes des martyrs d'Orient" (Пар. 1862). Кроме общих, на Западе
 существуют еще поместные мартирологи стран или народностей: африканский
 (Стеф. Мачелли), бельгийский (Молана), немецкий (Валассера), испанский
 (Салацара), английский (Вильсона), итальянский (Корнелия) и др.
  Более обширна литература "Житий святых" второго рода - преподобных и
 других. Древнейший сборник таких сказаний - Дорофея, еп. тирского (умер
 362), - сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны: -
 "Жития честных монахов", патриарха александрийского Тимофея (умер 385
 г.); затем следуют сборники Палладия, Лавсаик ("Historia Lausaica, s.
 paradisus de vitis patrum"; подлинный текст в изд. Рената Лаврентия,
 "Historia Christiana veterum Patrum" 1582, а также в "Opera Maursii",
 Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856); Феодорита
 Киррского (умер 458) - "FiloJeoV istoria" (в названном изд. Рената) а
 также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе - в
 "Творениях св. Отцов", изд. московской дух. академии и ранее отдельно);
 Иоанна Мосха (Leimwnarion, в "Vitae patrum", Росвейга, Антв. 1628, т. X;
 рус. изд. - "Лимонарь, сиречь цветник", М. 1859). На Западе главными
 писателями этого рода в патристический период были: Руфин Аквилейский
 ("Vitae patrum s. historiae eremiticae"); Иоанн Кассиан ("Collationes
 patrum in Scythia"); Григорий, еписк. турский (умер 594), написавший ряд
 агиографических сочинений ("Gloria martyrum", "Gloria confessorum",
 "Vitae patrum"), Григорий Двоеслов ("Dialogi" - рус. перев.
 "Собеседование о Ж. италийских отцов", в "Православном Собеседнике"; см.
 иcследов. об этом А. Пономарева, СПб. 1884 г.) и др. С IX в. в
 литературе "Ж. святых" появилась новая черта - тенденциозное
 (нравоучительное, отчасти политически-общественное) направление,
 украшавшее рассказ о святом вымыслами фантазии. В раду таких агиографов
 первое место занимает Симеон Метафраст, сановник византийского двора,
 живший, по одним, в IX, по другим в Х или XII в. Он издал 681 г. "Ж.
 святых", составляющие самый распространенный первоисточник для
 последующих писателей этого рода не только на Востоке, но и на Западе
 (таков Вараджио, архиеп. генуэзский, (умер 1298) - "Legenda aurea
 sanctorum" и Петр Наталибус, (умер 1382) - "Catalogus Sanctorum").
 Последующие издания принимают направление более критическое: Бонина
 Момбриция, "Legendarium s. acta sanctorum" (1474); Алоизия Липпомана,
 еп. веронского, "Vitae sanctorum" (1551 - 1560); Лаврентия Сурия,
 кельнского картезианца, "Vitae sanctorum orientis et occidentis" (1664);
 Георгия Вицелла, "Hagiologium s. de sanctis ecclesiae"; Амвросия Флакка,
 "Fastorum sanctorum libri ХII";Рената "Лаврентия де-ля-Барр - "Historia
 Christiana veterum patrum"; Ц. Барония, "Annales ecclesiast."; Росвейда
 - Vitae patrum"; Радера, "Viridarium sanctorum ex minaeis graecis"
 (1604). Наконец, выступает с своею деятельностию знаменитый
 антверпенский иезуит Болланд; в 1643 г. он издаст в Антверпене 1-й том
 "Acta sanctorum". В продолжение 130 лет болландистами было издано 49
 томов, содержащих "Ж. святых" с 1 января по 7 октября; к 1780 г.
 появилось еще два тома. В 1788 г. институт болландистов был закрыт.
 Спустя три года, предприятие было снова возобновлено, и в 1794 г.
 появился еще новый том. При завоевали Бельгии французами, монастырь
 болландистов был продан, а сами они с своими коллекциями перешли в
 Вестфалию и после реставрации издали еще шесть томов. Последние работы
 значительно уступают в достоинстве трудам первых болландистов, как по
 обширности эрудиции, так и вследствие отсутствия строгой критики.
 Упомянутый выше "Martyrologium" Мюллера представляет хорошее сокращение
 издания болландистов и может служить справочною книгою к нему. Полный
 указатель к этому изданию составил Потаст ("Bibliotheca historia medii
 aevi", Б. 1862). Все жития святых, известные с отдельными заглавиями,
 исчислены у Фабриция в "Bibliotheca Graeca", Гамб. 1705 - 1718; второе
 издание Гамб. 1798 - 1809). Отдельные лица на Западе продолжали издание
 житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают
 упоминания: аббат Коммануэль, "Nouvelles vies de saints pour tous le
 jours" (1701); Балье, "Vie des saints" (работа строго критическая), Арно
 д'Андили, "Les vies des peres des deserts d'Orient" (1771). В ряду
 новейших западных изданий "Житий святых" заслуживает внимания сочин.
 Штадлера и Гейма, написанное в словарной форме: "Heiligen Lexicon",
 (1855 ел.).
  Много Ж. находится в сборниках смешанного содержания, каковы пролога,
 синаксари, минеи, патерики. Прологом назыв. книга, содержащая в себе
 жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их.
 У греков эти сборника назыв. синаксарями. Самый древний из них -
 анонимный синаксарь в рукоп. еп. Порфирия Успенского 1249 г.; затем
 следует синаксарь императора Василия - относящийся к Х стол.; текст
 первой части его издан в 1695 г. Уггелем в VI томе его "Italia sacra";
 вторая часть найдена позже болландистами (описание ее см. в
 "Месяцеслове" архиеп. Сергия, 1, 216). Другие древнейшие прологи: Петров
 - в рукоп. еп. Порфирия содержит в себе памяти святых на все дни года,
 кроме 2 - 7 и 24 - 27 дней марта; Клеромонтанский (иначе Сигмунтов),
 почти сходный с Петровым, содержать в себе памяти святых за целый год.
 Наши русские прологи - переделки синаксаря императора Василия, с
 некоторыми дополнениями (см. проф. Н. Н. Петрова "О происхождении и
 составе славяно-русского печатного пролога", Киев, 1875). Минеи суть
 сборники пространных сказаний о святых в праздниках, расположенных по
 месяцам. Они бывают служебные и минеи-четии: в первых имеют значение для
 жизнеописания святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи
 рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные (подробные о
 значении этих миней см. в "Месяцеслове" еп. Серия, 1, 160). Эти "минеи
 месячные" или служебные были первыми сборниками "житий святых",
 сделавшимися известными на Руси при самом принятии ею христианства и
 введении Богослужения; за ними следуют греческие прологи или синаксари.
 В домонгольский период в русской церкви существовал уже полный круг
 миней, прологов и синаксарей. Затем в русской литературе появляются
 патерики - специальные сборники житий святых. В рукописях известны
 переводные патерики: синайский ("Лимонарь" Мосха), азбучный, скитский
 (несколько видов; см. опис. ркп. Ундольского и Царского), египетский
 (Лавсаик Палладия). По образцу этих патериков восточных, в России
 составлен "Патерик Киево-Печерский", начало которому положено Симоном,
 еп. владимирским, и киево-печерским иноком Поликарпом. Наконец,
 последний общий источник для житий святых всей церкви составляют
 календари и месяцесловы. Зачатки календарей относятся к самым первым
 временам церкви, как видно из биографических сведений о св. Игнатие
 (умер 107 г.), Поликарпе (умер 167), Киприане (умер 258). Из
 свидетельства Астерия Амасийского (умер 410) видно, что в IV в. они были
 настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года.
 Месяцесловы, при евангелиях и апостолах, делятся на три рода: восточного
 происхождения, древнеитальянские и сицилийские, и славянские. Из
 последних древнейший - при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними
 следуют месяцесловы: Ассемани, при глаголитском Евангелии, находящемся в
 Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г. Сюда же относятся
 краткие записи о святых при церковных уставах иерусалимском, студийском
 и константинопольском. Святцы - те же календари, но подробности рассказа
 приближаются к синаксарям и существуют отдельно от Евангелий и уставов.
  Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается
 жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись

<< Пред.           стр. 348 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу