<< Пред. стр. 369 (из 1179) След. >>
ячейках челюстей; у змей и ящериц они или прикреплены к верхнему краючелюстей (Acrodonta), или же прирастают основанием к внутренней
поверхности челюстей, вдоль находящегося здесь, открытого к полости рта,
полужелобка (Pleurodonta). Число З. лишь в редких случаях (крокодилы)
постоянно для данного вида; правильной смены их не существует, но между
старыми или под ними непрерывно образуются новые З. У ядовитых змей
бывают особые З., имеющие на передней стороне продольную бороздку или
даже замкнутый канал, начинающийся отверстием спереди у корня З. и
открывающийся наружу возле его верхушки. Трубчатые З. образуются из
бороздчатых путем срастания краев борозды при росте З. Бороздчатые З.
бывают, впрочем, и у неядовитых змей. Ни одна из современных птиц, равно
как ископаемых птиц дилювиальной и третичной эпохи не имеет З. Но у птиц
меловой эпохи, как показывают найденные в Америке их остатки
(Odontornithes) были еще З.; у одних они сидели в настоящих ячейках
(Ichtyornis), у других - в бороздках (Hesperornis). Межчелюстная кость
уже не заключала в себе З. и, по-видимому, была покрыта роговым клювом.
У зародышей некоторых современных птиц (страус, крачка) образуется
эпителиальная зубная пластинка, но до зачатков отдельных зубов ее
развитие не доходит. Ср. Hertwig, "Lehrbuch d. Entwicklungsgeschichte d.
Wirbelthiere" (Иена, 1893); Овсянников и Лавдовский, "Микроскопическая
анатомия" (т. II, СПб., 1888); Wiedersheim, "Grundriss d. vergl.
Anatomie" (Иена, 1888); Полежаев и Шимкевич, "Курс зоологии позвоночных"
(СПб., 1892). В первых трех сочинениях - обширная специальная
литература. О З. человека см. атласы и руководства по анатомии человека.
О З. млекопитающих см. Шимкевич, "З. млекопитающих и человека" ("Вестн.
Естествознания", 1892 г.).
В. Фаусек.
Зубы искусственные были известны в самой глубокой древности; так,
например, их находят в мумиях. Обыкновенно они прикреплялись к природным
зубам золотою проволокой. В прежнее время, когда не было известно
вещество для приготовления искусственных З., пользовались зубами
покойников или телят и укрепляли их к соседним зубам на основе из
слоновой кости или кости гиппопотама, выточенной по измерению циркулем.
Гардетт первый в конце прошлого столетия ввел укрепление искусственных
З. золотыми скобками, дающими возможность самому, без помощи дантиста,
вынимать и чистить протез; он же стал употреблять вместо кости золотые
пластинки для основы искусственных З. и открыл способ укрепления во рту
зубного протеза атмосферным давлением, при помощи присасывающей
пластинки. Вставление искусственных З. совершенно преобразовалось
фабрикацией минеральных зубов и применением каучука для основы.
Минеральные З., состоящие из полевого шпата, кремнезема и каолина, с
окраской из окисей различных металлов, изобретены в конце прошлого стол.
французом Дю-Буа-де-Шеман, но во всеобщее употребление вошли только с
1831 г., когда в Америке принялись за фабрикацию их. Каучук для основы
искусственных З. применяется с 1856 г. Для вставления искусственных З.
нужно предварительно подготовить полость рта удалением оставшихся
корней, пломбированием испортившихся зубов и приготовлением слепка для
модели челюсти. Слепочная масса, состоящая из смеси порошка талька,
лака, стеариновой и масляной кислот и копала, вводится в полость рта
возможно мягкая, а вынимается оттуда возможно твердою; по полученному
слепку готовится гипсовая модель, по ней приготовляется искусственная
челюсть с каучуковой или золотой пластинкой. Искусственные З.
соединяются с последней при посредстве маленьких платиновых штифтиков.
Пользующиеся искусственными З. должны содержать их в крайней опрятности;
протез следует часто вынимать и тщательно чистить. Многие имеют привычку
оставлять искусственные З. на ночь, что нередко представляет крайнюю
опасность: известно свыше 60 случаев (из них несколько смертельных)
проглатывания искусственных зубов и даже челюстей во сне.
Г. М. Т.
Зуппе (Franz Suppe) - нем. композитор и капельмейстер венских
театров, род. в 1820 г. Написал более 20 комических опер и оперетт, из
которых "Фатиница", "Боккачио", "Прекрасная Галатея", "Десять невест, ни
одного жениха" обошли почти все сцены, как Европы, так и Америки;
написал более 2 тысяч разных произведений, преимущественно песен, хоров,
арий, романсов, реквием. Некоторые из песен З. пользуются в Вене
громадною популярностью.
Н. С.
Зяблик (Fringilla coelebs) - обыкновенная птица из семейства вьюрков
или зябликов (Fringillidae). На крыле желтая и белая полоски, нижняя
часть спины и надхвостье желтовато-зеленые, рулевые перья черные,
наружные с белыми пятнами; у самца лоб черный, голова и шея серые, спина
красно-бурая, нижняя сторона бледнобуровато-красная; у сайки верхняя
сторона буровато-серая с оливковым оттенком, нижняя серовато-белая с
красноватым оттенком на горле и груди; длина 16,5 см. Живут в лиственных
и хвойных лесах, садах и проч.; питаются семенами, а в период
размножения - насекомыми. Европа, зимою Африка, отдельные самцы зимуют;
в Петербургскую губ. прилетают во второй половине марта, гнездятся 2
раза: в половине мая и половине июня. Гнездо строится очень искусно и
одевается снаружи лишаями. Высиживает преимущественно самка; число яиц,
5 - 6. В Германии местами высоко ценили пение З. и любители платили в
прежнее время за хороших певцов значительные суммы.
Н. Кн.
Ибисовые (Hemiglottides s. Ibiidae) - семейство аистовых птиц
(Ciconiae). Верхняя половинка клюва имеет с каждой стороны по носовой
бороздке, тянущейся вдоль всего клюва, ноздри лежат около самых лобных
перьев; язык мал, развит очень слабо; лоб; уздечка и горло, иногда вся
голова и шея - голые; плюсна и пальцы средней длины. Полы мало
различаются, возрасты резко. Около 30 видов (1888), распределенных почти
по всем подобластям, преимущественно в жарких странах. Дневные, весьма
общительные птицы, живущие преимущественно по болотам, топям и берегам
вод, ночующие и гнездящиеся на деревьях. Питаются насекомыми и мелкими
позвоночными. Гнездятся обществами и кладут по 3 - 4 яйца. При перелетах
стадо располагается прямой линией. Очень осторожные птицы; мясо их
вкусно. По строению И., а особенно ископаемые формы, приближаются к
кроншнепфам (Numenius). Род Threskiornis отличается тонким, при
основании более толстым, сжатым с боков и дугообразно изогнутым по всей
длине клювом, голыми в зрелом возрасте головой и шеей и удлиненными,
рассученными перьями на плечах. Плюсна толстая, лишь немного длиннее
среднего пальца и покрыта спереди и сзади сетчатой кожей. Священный ибис
(Т. s. Ibis religiosa) белого цвета, голая в старости голова и шея,
концы маховых перьев, клюв и ноги черные, длинные, рассученные, черные с
фиолетовым блеском кроющие перья покрывают концы крыльев и хвост; дл. 75
см. Родина Африка; в настоящее время попадается в Египте севернее
Хартума лишь как редкое исключение, обыкновеннее в Нубии. Питается
преимущественно насекомыми. В древнем Египте был священной птицей;
набальзамированные И. во множестве найдены в египетских памятниках.
Рассказы об истреблении ибисом змей лишены основания, хотя и возможно
допустить, что он иногда съест маленькую змею. Род Ibis отличается от
предыдущего более тонким клювом, плюсною, покрытой спереди щитками, и
тем, что лишь уздечка и место вокруг глаз голые; край когтя среднего
пальца незубчатый. 2 вида водятся в Америке. И. красный (I. rubra) -
яркокрасного цвета с черными концами маховых перьев; молодые - более
серого цвета; экземпляры, вырастающие в Европе в зоологических садах,
менее ярки. По величине равен священному И., водится в Средней и Южной
Америке до Амазонки, залетает и в Соединенные Штаты. Род Коровайка
(Falcinellus) очень близок к предыдущему, но коготь среднего пальца с
гребенчато зазубренным внутренним краем; крылья длинны и совершенно
покрывают короткий хвост. Коровайка (Falcinellus igneus s. Ibis
falcinellus) каштановобурая, летом более красно-бурая; спина, крылья и
хвост черно-бурые с зеленоватым или фиолетовым блеском; темя
темно-бурое; клюв грязно темно-зеленый; ноги зелено-серые. В зимнем
наряде голова и часть шеи черные, все перья с белыми каемками; верхняя
сторона медного цвета с зеленоватым, нижняя серо-бурая. Длина 60 см.
Водится в средиземноморских странах, по Дунаю, в южной Польше и России,
в странах по прибрежьям Черного и Каспийского морей, Западной Азии в
Африке. У нас перелетная птица, в Африке оседлая. Род Колпица (Platalea)
отличается длинным, прямым, сплющенным и расширенным на конце в виде
лопатки клювом. Плюсна высоких ног покрыта сетчатой кожей. 6 видов,
живущих в большей части теплых стран обоих полушарий. Колпица-лопатень
(P. leucorodia) белая: лишь нижняя часть горла желтоватая, клюв черный с
буроватым концом, ноги черные, окружность глаз и голое горло зеленовато
желтые. У старых самцов на затылке хохол из длинных желтоватых перьев.
Длина 80 см. Водится в Европе (Голландия, дунайские низменности, южная
Россия), Средней Азии, Средней Индии; в Европе перелетна.
Н. Кн.
Ибис - птица эта в древнем Египте, повсеместно почиталась священной,
была символом Тота, бога мудрости и правосудия, которому часто
поклонялись в образе И.; изображался Тот с головою И., и эта же птица
служила иероглифическим знаком его имени. В храме Тота содержались
многочисленные И. Трупы И. подвергались бальзамированию. В древнем
Египте И. были весьма многочисленны и беспрепятственно водились даже в
городах, ныне же встречаются в Египте чрезвычайно редко, но южнее
Хартума они довольно многочисленны.
Иблис - диавол, злой дух, стоящий, по вероучению магометан, во главе
других духов. В Коране о падении И. говорится: "когда Бог сказал
ангелам: Я хочу поставить наместника на земле" они отвечали: "неужели
Тебе угодно поставить на земле существо, которое бы распространяло там
зло и проливало кровь, тогда как мы славим и величаем тебя
беспрестанно?" "Я знаю то, отвечал Господь, чего вы не знаете". Когда
Бог повелел ангелам поклониться Адаму, они послушались, исключая И.,
который "надмился гордостию и был из числа неверующих" И., отпавши от
Бога сам и склонив к падению праотцев рода человеческого, отторгнул от
Бога некоторых других духов; так произошли джинны, дивы и пери. Ср. А.
Леопольдова, "Опыт изложения мухаммеданства по учению ханифитов"
(Казань, 1873).
И. И.
Ибн-Фодлан (собств. Федkан; Ахмед И.-Аббас И.-Рашид И.-Хеммад) -
араб. писательпутешественник Х в. Он был клиентом (мевла) халифа
Моктедира Биллях (908 - 932) и был им отправлен в 921 г., вместе с
посольством, к новообращенным в ислам волжским болгарам. Вероятно,
И.-Фодлан занимал в посольстве должность секретаря, и описание
путешествия, которое он составил, это - официальная докладная записка
халифу. В этой записке (рисале) он обстоятельно описывает болгар, русов,
хазар и башкир; русов он видел в хазарском Итиле. До нас дошли только
отрывки из рисале, приведенные в "Большом Географическом Словаре" Якута,
т. е. 300 лет спустя.
Литература. Словарь Якута, изд. Вюстенфельдом (Лпц. 1866 - 1867;
рукописи есть в спб. академии, в Копенгагене, в Оксфорде); труды
академика Френа - "Chasara" (СПб. 1822), "De Baskiris" (СПб. 1822), "Ibn
Fozlan's u. anderer Araber Berichte uber die Russen" (СПб. 1823), "Die
Wolga-Bulgaren" ("Mem. de l'Acad. " VI serie, t. I); статьи Сенковского
(в Собр. соч.); Рассмуссен, "De Arabum Persarumque commercio cum Russia"
(Копенг. 1825); комм. к И. Фодлану у Круга, в "Forschungen in der
alteren Geschichte Russlands" (т. II); В. В. Григорьев (о болгарах), в
"Библ. для Чтения" (1836); Макушев, "Сказания иностранцев о быте и
нравах славян" (ч. II); Reinaud, "Geographie d'Aboulfeda" (П. 1848, т.
1), П. Кеппен, "Древние и нын. болгаре" (М. 1828); А. Котляревский, "О
погребальных обрядах языческих славян" (М. 1868); А. Я. Гаркави,
"Сказания мусульманских писателей о славянах и русских" (СПб. 1870). П.
Голубовский, "Известия И. Ф. о Руссах" ("Киевск. Унив. Изв.", 1882 г., №
6).
А. Крымский.
Ибн-Хальдун (Абд ор-рахман Вели од-дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили,
Севильский) - известный арабский историк (1332 - 1406). По происхождению
- человек незнатный Изучив в родном городе, Тунисе, - Коран, хедисы,
право, грамматику, пиитику, служил у султана фесского. Придворные
интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат
по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана,
вел переговоры о мире с ДонПедро Кастильским. Позже И.-Хальдун был
письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в
Каире) занимая должность профессора, а затем верховного кадия. Честность
доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потом
опять призывали на должность. Когда Тамерлан вторгнулся в Сирию
(владения султана егип.), И.-Хальдун, по словам Ибн-Арабшаха,
сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим
обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кадия
(1400). И.-Хальдун прославился как историк-прагматик. Его сочинение
"Китаб аль-ибер etc." ("Книга примеров..... по истории арабов, персов и
берберов и наций, живших с ними на земле") состоит из четырех частей: 1)
введение в историю ("Мокаддама"), 2) история от создания мира до
Мохаммеда, 3) арабы в Африке и Испании и берберы, 4) мелкие
мусульманские династии Египта в Азии. "Мокаддама" образует
самостоятельный трактат. Содержание ее: смысл истории, значение
исторической критика и приемы ее, источники исторических ошибок;
географ. обзор земного шара, мысли о физич. и нравств. влиянии климата и
почвы на людей; способы познания истины; эволюции форм семейной,
общественной и государственной жизни; развитие экономическое и
умственное; разложение государства; значение труда в благосостоянии
государства; обзор различных отраслей ремесл и искусств; классификация
наук. Автор не чужд предрассудков своего века, но все же "Мокаддама", по
справедливости, считается замечательным произведением. Стиль - тяжелый,
и потому Пиризаде перевел "Мокаддаму" на турецкий язык, переработавши ее
в стилист. отношении. Катрмер напечатал весь текст в "Notices et
extraits" (tt XVI - XVIII, Пар. 1858); полный французский перевод:
"Prolegomenes" (Париж 1862); восточное изд. - Каир (2-е, 1886) и Бейрут
(1882). Вторая часть издаваема была аббатом Арри (по-араб. и итальян.).
Третья часть обстоятельно разобрана Рено (Reinaud): "Memoire sur les
populations de l'Afrique septentrionale, leur langage, leurs croyances
et leur etat social" (в "Nouv. annales des Voyages", 1858, февр.);
арабск. издание "Hist. des Berberes" (Алжир 1847 и 1851) и франц. перев.
(1852 - 1856, 4 тома). Четвертая часть издана в извлечениях Noel des
Vergers: "Histoire de l'Afrique sous la dynastie Aghlabide et de la
Sicile sons la domination musulmane" (Париж 1841); о крестовых походах -
изд. и пер. Торнберга: "Narratio de expeditione Francorum" (Упсала 1841,
в "Академ. Зап. "). Полностью издан весь труд И.Хальдуна в Булаке (1867,
7 т.). См. также Jac. Graberg di Hemso, "Notizia" (Флор. 1834): Alfr. v.
Kremer, "Ibn.-Ch. and seine Kulturgeschichte der islamischen Volker"
(Вена 1879); "Autobiographie d'Ibn-Kh." ("Journ. Asiat. ", 1844).
А. Крымский.
Ибсен (Генрих Ibsen) - знаменитый норвежский драматург, род. в 1828
г. в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании. Он происходит
из древней и богатой датской семьи судохозяев, переселившихся в Норвегию
около 1720 г. Отец драматурга, Кнуд И., представлял собой деятельную в
здоровую натуру; мать, - немка по происхождению, дочь состоятельного
скиенского торговца, - была особой строгого, сухого нрава и крайне
набожная. В 1836 г. Кнуд И. обанкротился, и жизнь богатой, хорошо
поставленной семьи, круто изменилась. Прежние друзья и знакомые мало по
малу стали отдаляться, пошли сплетни, насмешки, всякого рода лишения.
Людская жестокость отразилась очень тяжело на будущем драматурге. И так
уже от природы необщительный и дикий, он теперь стал еще более искать
уединения в ожесточился. Учился И. в элементарной школе, где поражал
учителей превосходными сочинениями. На 16-м г. пришлось И. поступить в
ученики в аптеку близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в
800 жит. И. покинул безо всякого сожаления Скиен; он больше никогда не
возвращался в родной город, где ему в таком раннем возрасте пришлось
узнать все значение и власть денег. В аптеке, где он пробыл 5 лет, юноша
втихомолку мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского
диплома. Революционные идеи 1848 г. нашли в нем горячего приверженца. В
первом стихотворении своем, восторженной оде, он воспел венгерских
патриотов-мучеников. Жизнь И. в Гримштадте становилась для него все
более и более невыносимой. Он возбудил против себя общественное мнение
городка своими революционными теориями, вольнодумством и резкостью.
Наконец И. решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему
пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений. В Христиании
Ибсен познакомился и тесно сблизился с Бьёрнсоном, который впоследствии
стал его ожесточенным противником. Вместе с Бьёрнсоном, Виньи и
Боттен-Хансеном, И. основал в 1851 г. еженедельную газету "Andhrimner",
просуществовавшую несколько месяцев. Здесь И. поместил несколько поэм и
3-х актное драматическое сатирическое произведение "Norma". После
прекращения журнала, И. познакомился с основателем народного театра в
Бергене, Ола-Булем, который предоставил ему должность режиссера и
директора этого театра. В Бергене И. пробыл 5 лет и в 1857 г. переехал в
Христианию, тоже на должность директора театра. Здесь он оставался до
1863 г. Женился И. в 1858 г. и был очень счастлив в брачной жизни. В
1864 г., после долгих хлопот, И. получил писательскую пенсию от
стортинга и воспользовался ею, чтобы поехать на юг. Сначала он поселился
в Риме, где жил в полном уединении, потом переехал в Триест, затем в
Дрезден и Мюнхен, откуда ездил в Берлин, а также присутствовал при
открытии Суэзского канала. В настоящее время живет обыкновенно в
Мюнхене. Первая пьеса Ибсена, более психологическая, чем историческая
драма "Саtilina", относится к 1850 г. В этом же году Ибсен добился того,
что была поставлена на сцене его трагедия: "Kamphojen". С тех пор он
начал писать пьесу за пьесой, сюжеты для которых брал из истории Средних
веков. "Gildet pa Solhoug", шедшая в Христиании в 1856 г. - первая из
драм И., имевшая значительный успех. Затем появились "Fru Inger til
Osterraat" (1857), "Harmandene paa Helgeland" (1858), "Kongs Emnerne"
(1864). Все эти пьесы имели большой успех и были много раз играны в
Бергене, Христиании, Копенгагене, Стокгольме и в Германии. Но написанные
им в 1864 г. пьесы "En Broder Nod" и в особенности "Kjoerlighedens
Komedie", так восстановили против него его соотечественников, что И. был
вынужден в 1864 г. покинуть Норвегию. Дальнейшие его драмы "Brand"
(1866), "Peer Gynt" (1867), "Kejser og Galiltoer" (1871), "De Unges
Forbund" (1872), "Samfundets-Stotter" (1874), "Nora" (1880), после
которой он совершенно поссорился с Бьёрнсоном. Затем еще И. написал:
"Hedda Gabler", "Rosmersholm" и "Строитель Сольнес". Стихотворения И.
собраны в книжку "Digte:" (1871).
М. В.
Пьесы И. стали известны в Европе сравнительно недавно, но слава этого
писателя выросла с поразительною быстротой, и в последние годы критики,
говоря о вершинах современной литературы, упоминают норвежского
драматурга рядом с именами Толстого и Зола. Одновременно, однако, с
фанатич. поклонниками, у него есть столь же рьяные противники, считающие
его успех явлением болезненным. Славу создали ему не исторические пьесы,
написанные по древнескандинавским сагам (лучшая из них "Воители
Гельголанда"), а комедии и драмы из современной жизни. Решающим моментом
в деятельности И. является 1865 год, когда он, в первый раз покинув
Норвегию, прислал туда из Италии драматическую поэму "Бранд". По
настроению и основной идее современные пьесы И. делятся на две
категории: тенденциозно обличительные комедии и психологические драмы. В