<< Пред.           стр. 389 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного
 священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в
 пределах данной епархии. Нисколько лет спустя инквизиторские обязанности
 были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам,
 представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны
 ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и
 потому могли действовать безусловно в папских интересах и не давать
 пощады еретикам. Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в
 1234 г. народное восстаниe в Нарбонне, а в 1242 г. - в Авиньоне. Не
 смотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены
 были даже и на сев. Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV
 назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного
 францисканского монахов на должность ген. инквизиторов Франции.
 Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало,
 однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей;
 начиная с XIV в., французская И. подвергается ограничениям со стороны
 государственной власти и постепенно приходить в упадок, которого не
 могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против
 реформации. Тем же Григорием IX И. введена была в Каталонии, в Ломбардии
 и в Германии, при чем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из
 Каталонии И. быстро распространилась по всему Пиренейскому полуо-ву, из
 Ломбардии - в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь
 одинаковою силой и характером. Так, напр., в Неаполе она никогда не
 пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров между
 неаполитанскими государями и римскою курией. В Венеции И. (совет десяти)
 возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась
 политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы И. достигла в Риме.
 О степени влияния И. в Италии и о впечатлении, произведенном ею на умы,
 свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella
 знаменитая фреска Симона Мемми, под названием "Domini canes" (каламбур,
 основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая
 двух собак, белую и черную, отгоняющих волков от стада. Наибольшего
 развития итальянская И. достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V.
 В Германии И. первоначально направлена была против племени стедингов,
 отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа, Здесь она
 встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад
 Марбургский; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в
 следующем году той же участи подверглись и два главные его помощника. Но
 этому поводу в Вормской летописи; говорится: "таким образом, при Божьей
 помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда". Позже
 папа Урбан V, опираясь на поддержку имп. Карла IV, снова назначил в
 Германию двух доминиканцев, в качестве инквизиторов; однако, в после
 этого И. не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены
 реформацией. И. проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа
 и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно. Из славянских
 государств только в Польше существовала И., и то очень недолго. Вообще,
 учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах,
 населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние
 на умы и образование характера.
  III. Испанская И.. возникшая в XIII в., как отголосок современных
 событий в южн. Франции, возрождается с новой силой в конце XV в.,
 получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение.
 Испания представляла наиболее благоприятные условия для развитая И.
 Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе
 религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся
 здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в
 местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского
 полуо-ва. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее
 просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения.
 Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для
 правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силою вынуждены
 были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно
 исповедовать религию отцов. Систематическое преследование этих
 подозрительных христиан И. начинается со времени соединения Кастилии и
 Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде
 Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации
 являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться
 И. для упрочения государственного единства Испании и увеличения
 государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою
 новой И. в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478
 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая "католич. королям"
 установление новой И., а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый
 трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к
 концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом
 этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала,
 обращенных к папе, главн. образ., со стороны епископов. В ответ на эти
 жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же
 строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия
 И. поручил севильскому apxиeп. Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев
 спустя, он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагонии
 Торквемаду, кот. и завершил дело преобразования испанской И.
 Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2
 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро
 оказалась недостаточной и взамен ее создана была целая система
 инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв.
 Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было
 увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд,
 из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов
 и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и
 королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд
 всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан
 кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены поздние),
 регулировавший инквизиционный процесс. С тех пор дело очищения Испании
 от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после
 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у "католич. королей" изгнания
 из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской
 И. при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими
 цифрами: около 8800 ч. было сожжено на костре; 90000 ч. подверглось
 конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены
 изображения, в виде чучел или портретов; 6500 ч., спасшихся от казни
 посредством бегства или смерти. В Кастилии И. пользовалась популярностью
 среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе. а
 Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагонии
 действия И. неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время
 одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в
 Сарагоссе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в
 1485 г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, apxиeп.
 толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения
 Испании. Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры
 подверглись гонениям за веру, не смотря на обеспечение за нами
 религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 г. В 1502
 г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть
 мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся
 мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны
 из Испании Филиппом III, в 1609 т. Изгнание евреев, мавров и морисков,
 составлявших более 3 мил. населения, и притом самого образованного
 трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для
 испанского земледелия. промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра
 испанского населения упала с 10 мил. до 6. Хименес уничтожил последние
 остатки епископской оппозиции. И. введена была во все колонии и
 местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены
 были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и
 гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская И. проникла в
 Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и
 французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в
 1522 г., в была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при
 Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда
 распространилась на португ. колонии в Ост-Индии, где центром ее была
 Гоа. По образцу испанской инквизиционной системы, в 1542 г. в Риме
 учреждена была "конгрегация св. И.", власть которой безусловно признана
 была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполитанском королевстве
 и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному
 контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить И. по тому же образцу, а
 Франциск II, в 1559 г.. перенес функции инквизиционного суда на
 парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз.
 сhambres ardentes.
  Действия инквизиционного трибунала облекались строгою
 таинственностью. Целая система шпионства и доносов опутывала всех
 страшною сетью. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к
 суду И., начинался предварительный допрос, результаты которого
 представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей
 юрисдикции, - что обыкновенно и случалось, - то доносчики и свидетели
 снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами;
 передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых
 квалификаторов св. И.; если квалификаторы высказывались против
 обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между
 узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3
 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому
 пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и
 хитростью исторгнут у него сознание в взводимых на него преступлениях. В
 случае сознания, он ставился в разряд "раскаивающихся" и мог
 рассчитывать на снисхождение суда; в случай упорного отрицания вины,
 обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток, и здесь
 вымогалось у него сознание посредством целого ряда ужасных мук,
 свидетельствующих о необычайной изобретательности инквизиторов. После
 пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-залу и только теперь
 знакомили ее с пунктами обвинения, на которые требовали ответа.
 Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и, в случай
 утвердительного ответа, предлагали ему выбрать себе защитника из списка
 лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита, при таких
 условиях, была не более как грубым издевательством над жертвой
 трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько
 месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали свое окончательное
 мнение по данному делу, почти всегда - не в пользу подсудимого. Затем
 следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному
 инквизиционному трибуналу или к папе; но апеллировать к "супреме" было
 бесполезно, так как она не отменяла приговоров инквиз. судов, а для
 успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей,
 так как осужденный, ограбленный И., значительными денежными суммами уже
 не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без
 всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения в убытки; в
 противном случае его ожидали санбенито и ауто-да-фе. Кроме религиозного
 фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и
 личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не
 могла ускользнут из рук св. трибунала: ее не могли спасти ни высокое
 положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни
 безупречно нравственная жизнь. Перед И. трепетали даже государи. Ее
 преследований не могли избежать даже такие лица, как исп. Архиепископ
 Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой
 мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея, Джордано
 Бруно, Нико ди Мирандола и др.
  Особенно гибельным становится влияние И. на умственное развитие
 Европы в XVI в., когда ей, вместе с иезуитским орденом. удалось овладеть
 цензурой книг. В XVII в. число ее жертв значительно уменьшается. XVIII-й
 в., с его идеями религиозной веротерпимости, был временем дальнейшего
 упадка и наконец полной отмены И. во многих государствах Европы: пытки
 совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число
 смертных казней сокращается до 2 - 3, и даже меньше, в год. В Испании И.
 уничтожена была указом Иосифа Бонапарта 4 декабря 1808 г. По
 статистическим данным, собранным в труде Liorente, оказывается, что
 подвергшихся преследованию со стороны испан. инквизиции с 1481 до 1809
 г. было 341021 чел.; из них 31912 были сожжены лично, 17659 - in
 effigie, 291460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям. В
 Португалии И. сильно была ограничена в министерство Помбаля, а при
 Иоанне VI (1818 - 26) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в
 1772 году, в Тоскане и Парме - в 1769 г., в Сицилии - в 1782 г., в Риме
 - в 1809 г. В 1814 г. И. была восстановлена в Испании Фердинандом Vll;
 вторично уничтоженная кортесами в 1820 г., она снова на некоторое время
 возрождается, пока, наконец, в 1834 г. не упраздняется навсегда;
 имущество ее обращено на погашение государственного долга. В Сардинии И.
 просуществовала до 1840 г., в Тоскане - до 1852 г.; в Риме И.
 восстановлена Пием VII в 1814 г. и до настоящего времени не была
 отменена формальным актом. И теперь еще существуют среди католических
 писателей люди, защищающие И. и чут не считающие ее, подобно папе Павлу
 IV, благодатным внушением св. Духа. С 1877 г. инспрукские иезуиты, с
 Wieser'ом во главе, издают журнал, в котором высказываются за
 восстановление И. В таком же духе пишут: в Испании - Orti у Lara ("La
 inquisicion", Мадрид, 1877), в Германии - бенедиктинец Gaws
 ("Kirchengeschichte von Spanien", т.Ill, Регенсбург", 1876), в Бельгии -
 Pouilet. Важнейшие сочин. по истории И. : J.Llorente, "Historia critica
 de la inquisicion de Espaтa" (Мадрид, 1812 - 13); F.Hoffmann,
 "Geschichte der Inquisition" (2 изд., Бонн, 1878); Molinier,
 "L'inquisition dans ie midi de la France au treizieme et au quatorzieme
 siecle" (1880); M.Lachatre, "Histoire de l'inquisition" (1880);
 Н.Осокин, "История Альбигойцев и их времени" (Казань, 1869 - 1872).
 Также M.Барро, "Торквемада" (изд. Павленкова, СПб., 1893).
  В. П - ий.
  Инки (Inca) - название прежних государей Перу, управлявших страною до
 испанского завоевания. Как предполагают, И. были потомками племени,
 некогда завоевавшего Перу и основавшего в стране нечто вроде
 деспотической теократии на коммунальных основах. По туземной традиции,
 первоначально в Перу существовал высоко цивилизованный народ; потом,
 более чем за 500 лет до прихода испанцев, наступила эпоха варварства, в
 которой погибли все следы прежней цивилизации. Из этого варварства
 извлекли население первые И., воцарившиеся над перуанскими племенами
 Кечуа и Аимара. Когда их власть окрепла, им подчинилась вся страна от
 нынешнего Пасто в Колумбии до р. Биобио в пределах Чили. По словам
 одного из историков Перу, Гарсильяссо, И. стремились подчинить
 покоренные племена своим законам и обычаям, навязывали им свой язык,
 свои праздники и обряды. В создавшемся таким образом однородном
 государстве верховный И. был неограниченным повелителем, как
 представитель высшего божества, воплощение бога солнца. Приказания И. не
 терпели никаких возражений и исполнялись немедленно, как бы они ни были
 жестоки. После смерти И., им воздавались божеские почести, тела их
 бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, при чем к каждому
 приставлялся особый штат жрецов: кроме того изготовлялись каменные
 истуканы их (guacique), которым воздавалось то же почтение, как и
 правящему И. Guacique сопровождали войско во время походов; их несли в
 торжественных процессиях, когда народ молился о прекращении засухи или
 дурной погоды. Есть сообщения о человеческих жертвоприношениях при
 похоронах И., но известия эти не вполне правдоподобны, так как по другим
 современным известиям жертвы были символическими: закапывались в землю
 чучела. Внешним знаком отличия И. была шерстяная головная повязка, с
 кистью над лбом. "Девы солнца", своеобразные весталки древнего Перу, все
 из рода И., были не только невестами или женами солнца, но и наложницами
 правящего И. В Перу сильно заботились о сохранении чистоты крови этих
 монархов: И. мог иметь только одну законную жену, и признавалось
 необходимым, чтобы она была родною его сестрою. Многочисленные дети И.
 от "дев солнца" считались законными, но не могли наследовать престола.
 Обыкновенно все списки И. начинаются с имени Манко Копак; имена и
 порядок И. везде одинаковы. Строго историческими можно считать И. лишь с
 Виракочи, жившего около 1380 г., т. е. за полтора века до прибытия
 испанцев. После казни И. Атауальны в 1533 г., несколько И. еще удержало
 за собою власть в недоступном горном убежище Анд, у истоков Амазонки.
 Последний из них, Тупак Амару, царствовал лишь несколько месяцев и в
 1571 г. был обезглавлен в Куско.
 
  Лучшие первоисточники для ознакомления с историей И.: Педро де Сиеза
 (Cieza), в "Chronica del Peru", 2-я часть которой озаглавлена:
 "Управление, великие дела, происхождение, политика, постройки и дороги
 И." (Мадрид, 1880); Гарсильяссо, "Commentarios Reales de los Incas"
 (Лиссабон, 1609, Кордова, 1616). Гарсильяссо
  - сын испанца и Чимпа Оэльо, в крещении Изабеллы, внучки великого И.
 Тупак Юпанги; зная прекрасно язык И., он для написания своей книги мог
 воспользоваться перуанскими преданиями, собранными им в большом
 количестве. Много ценных данных и у др. историков Нового Света, особен.
 da Zarate, Fr.Greg. Garcia, Herrera, I.Acosta и Ulloa. Новейшая
 литература: ст. Маркгама в трудах "Hakluyt Society" (1873 cл.); Bastian,
 "Kulturlander des alten Amerikas" (1878 - 88); Brehm, "Das lnkareich"
 (1885); Bruhl, "Die Kulturvolker Altamerikas" (Цинциннати, 1875 - 88);
 Betanzos, "Suma у narracion de los Incas" (1880): Дж.Фиске, "Открытие
 Америки" (М. 1892, II, 9, 10).
  Инкрустация (медиц.) - то же, что известковое перерождение.
  Инкунабулы - Так называются первопечатные книги (от incunabulum -
 колыбель), считая от времени открытия книгопечатания до 1525 или 1500 г.
 Во всех больших библиотеках делаются коллекции И., которые размещаются
 обыкновенно по месту напечатанных книг. Всех И. насчитывается более
 16000; из них некоторые имеют весьма значительную ценность, напр.,
 первые издания, особенно хорошо сохранившиеся экземпляры, особенно
 роскошно изданные сочинения. Если сравнить современное издание с
 древнепечатным, то придется сказать, что книгопечатание за 460 лет
 существования не сделало больших успехов, так хороша бумага в некоторых
 изданиях (напр., в "Catholicon" Гуттенберга) и так отчетлив и красив
 шрифт в этих первых опытах книгопечатания. Исследование И. требует
 больших специальных сведений: необходимо хорошо знать пособия в роде
 Панцера, "Aunal. typographici" или Наin, "Lex. bibliogr.", в которых
 перечислена и описана большая часть И.; но в каждой большой библиотеке
 найдется немало сочинений, библиографам неизвестных
  - и вот, при определении и описании их нужна величайшая точность.
 Следует отмечать формат книги и заглавие, которое в древнепечатных
 книгах помещалось в конце книги, рядом с годом напечатания, местом
 печати и именем типографщика. Водяные знаки бумаги часто служат для
 определения места и времени напечатания, если они не обозначены в книге.
 Следует, однако, помнить, что показаниям И. нельзя вполне доверяться,
 ибо и в И. встречаются опечатки, хотя их и гораздо меньше, чем в новых
 книгах. Есть, напр., в Имп. публичной библиотеке книга "Practica Valesci
 de Tharanta", напечатанная в Лейдене и помеченная 1401 г. (цифрами и
 прописью); кто на основании подобных фактов стал бы делать заключения,
 тот неминуемо впал бы в грубые ошибки. Первые книги печатались
 готическим шрифтом. Знаменитый Альд Манучи, типографщик в Венеции, ввел

<< Пред.           стр. 389 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу