<< Пред. стр. 392 (из 1179) След. >>
жителей, а в 1889 г. около 650000, в Москве 300000, в Харькове почтипоголовно все жители. В последнюю эпидемию в Петербурге тщательное
распространение инфлюэнцы было заметно всякому и без статистических
данных. По счастью, эта повальная болезнь не давала у нас большой
смертности; но если перевести на деньги количество отнимаемых ею рабочих
дней, то оказалось бы, что она обходится человечеству гораздо дороже
всякой другой эпидемии, даже холеры. Впрочем, И. и сама похищает немало
человеческих жизней, а присоединяясь к другим болезням (в особенности к
бугорчатке), значительно повышает общую смертность во время своего
господства. Так в последнюю эпидемию 1889 - 1891 г. И. повсюду повлияла
на увеличение общей смертности. Последняя выше всего была в Брюнне -
78,2 (обыкновенно 31), Кракове - 66,0 (обыкновенно 20), Париже - 61,7
(обыкновенно 20) и т.д. И. не знает никаких преград, не щадит ни одного
пояса земного шара, не зависит от климата, времени года, пола и
возраста; впрочем, в некоторые эпидемии было замечено, что дети
заболевали реже, женщины - чаще и раньше, чем мужчины. Для крепких
организмов И. представляется только неприятным, для слабых и больных,
раньше одержимых разными страданиями, в особенности дыхательного
аппарата - весьма опасным недугом. Как уже замечено выше, И. в
особенности косит много чахоточных, которых во время эпидемии следует
старательно оберегать от заболеваний. И. объясняли влиянием
теллурических условий, колебаниями температуры и состоянием погоды,
позднее - уменьшением озона в воздухе. Указывали и на то, что, будто бы,
И. является предшественницей холеры и подозревали какую-то между ними
связь и т.д. Но в последнюю эпидемию немец. врачам, Пфейферу и Канону,
удалось открыть особую бактерию - палочку, которая является причиною И.
Открытие названных врачей подтвердилось исследованиями Брускеттини в
Болонье, Корниля в Шонтемесса в Париже, а также Китассате в Берлине.
Палочка И. отличается от многих других патогенных палочек не только
своей микроскопичностью, но также и тем, что концы ее нередко
окрашиваются сильнее, чем середина, и колонии их никогда не сливаются.
Ввиду упомянутого открытия, теперь большинство врачей признает И.
болезнью контагиозною (заразительною) и для предупреждения заражения
рекомендуется обезвреживать мокроту больных И. (прибавлением раствора
сулемы), изолировать заболевших, а еще более того имеющихся в доме
хронических больных, слабых или истощенных, страдающих болезнями легких,
бронхов, подреберной плевы, чахоточных, сердечных и стариков.
Во время эпидемии И. распознавание этой болезни до того легко, что
делается и без помощи врача; при этом, однако, часто просматривается
начало и других серьезных болезней (тифа, воспаления легких, острых
сыпей и проч.). И. нередко предшествуют так называемые предвестниковые
(продромальные) явления, выражающиеся чувством общего недомогания,
легкой усталостью, головной болью и ломотой во всех членах. Так
продолжается дня два; затем болезнь открывается потрясающим ознобом,
повышением температуры до 39 - 40° Ц.; нос заложен, голова сильно болит,
в особенности в области лба, над переносицей; появляется сухой кашель;
аппетит отсутствует; при этом имеется либо запор, либо понос. В
большинстве случаев все эти явления усиливаются к вечеру первого же дня
заболевания; затем лихорадка постепенно падает и к 3 - 6 дню доходит до
нормы. Во все время болезни наблюдается увеличенное потоотделение и под
конец ее у многих сильный зуд кожи. Нервная раздражительность, головная
боль, быстрая усталость при работе остаются еще в течение более или
менее долгого времени после этой краткосрочной болезни. Соответственно
тому, какие из описанных явлений выступают на первый план, различают
следующие формы И.: 1) нервную (influenza nervina), при которой
преимущественно поражается центральная нервная система; 2) катарральную
(inf. catarrhalis), характеризующуюся припадками заболевания дыхательных
органов и 3) гастрическую (inf. gastrica), при которой преимущественно
поражается желудочно-кишечный канал.
Что касается лечения, то едва ли при какой-либо другой болезни было
предложено и испробовано столько средств, сколько именно при И.; но это
обилие средств и доказывает, что нет ни одного верного. Всем
предложенным средствам (из которых в последнюю эпидемию особенно
выделился салипирин, до одного грамма на прием) следует предпочесть
потогонный способ лечения с применением горячих ножных ванн с горчицей.
Лечение осложнений принадлежит врачу. Б.А.Окс.
Инфлюэнца у лошадей долго была названием целого ряда различных
повальных заболеваний, сопровождающихся лихорадкой. В настоящее время
различают две ее формы: собственно И. и повальное воспаление легких
(контагиозная плевропневмония). Последняя обыкновенно описывается как
самостоятельная болезнь. С конца прошлого столетия является повсеместно,
то усиливаясь, то ослабевая, как у нас в России, так и по всей Европе. В
Северной Америке она в 1872 - 73 г. свирепствовала во всех штатах.
Сильное развитие этой эпизоотии наблюдалось В 1813 - 15, 1825 - 27,
1836, 1840, 1846, 1851, 1853, 1862, 1870 - 73, 1881 и 1883 гг. В России
последнее появление ее, особенно среди лошадей СПб. военного округа,
было в 1891 - 92 г. И. в высшей степени заразительная болезнь и поражает
преимущественно лошадей, ослов и мулов. Имея совершенно сходные признаки
с И. людей, она, с уверенностью можно сказать, не переходит к ним от
животных. Зараза содержатся преимущественно в воздухе, выдыхаемом
больными и выздоравливающими животными, и в их экскрементах. Признаки И.
без осложнения следующие: животное сразу отказывается от принятия корма,
внутренняя температура тела его быстро достигает высоких границ (39° -
41°Ц.), состояние угнетенное, сонливое, походка шаткая, появляется
истечение из глаз и носа, иногда замечается поражение роговой оболочки
глаз; слизистая оболочка рта суха, обнаруживаются желудочно-кишечные
расстройства и отеки конечностей, брюха и мошонки; на 6 - 7 день
заболевания, в большинство случаев, все болезненные симптомы исчезают,
остается только на долгое время слабость и ослабленный аппетит. Если
болезнь не осложняется, то процент смертности весьма незначителен.
Осложнения замечаются со стороны легких (воспаление), сердца (упадок
сердечной деятельности), нервной системы (параличи) и кишечника
(глубокие воспалительные изменения). Меры к ограничению распространения
и ослаблению заразы следующие: ежедневное измерение температуры у всех
лошадей конюшни, в которой появилась болезнь; быстрое отделение и
недопускание в работу лошадей с ненормальной (выше 38,3° Ц)
температурой, дезинфекция, главным образом, полов слабой серной кислотой
(2 фн. крепкой на ведро воды), удаление с них подстилки и пульверизация
в конюшнях скипидаром с раствором карболовой кислоты. Лечение не должно
быть энергичное: растирание тела скипидаром и дача внутрь глауберовой
соли (по 1/4 фн. утром и вечером) и винного спирта или водки с пойлом,
при сильной слабости, а при очень высокой температуре
- антифибрин с хинином. По выздоровлении сдедует осторожно втягивать
лошадь в работу; для улучшения аппетита хорошо давать небольшое
количество моркови.
А.Соколов.
Инфyзoрии - или наливочные животные (Infusoria) - класс простейших
животных, снабженных мерцательными жгутами или ресничками, заменяющимися
во взрослом состоянии иногда цилиндрическими сосательными выростками, с
определенной формой тела, по большей части с ротовым, а иногда и
заднепроходным отверстием, одною или несколькими пульсирующими вакуолями
и ядрами, размножающиеся делением и почкованием. Форма тела - то
способна более или менее сильно изменяться, то постоянно остается одной
и той же; иногда тело покрыто панцирем. В редких случаях существует
тонкая, отстоящая от тела раковина, Тонкая, нежная кожица, покрывающая
тело, несет различного рода мерцательные волоски и жгутики, придатки в
виде щетинок, крючков и т.д. Одни инфузории снабжены одним или немногими
крупными мерцательными жгутиками или бичами, другие снабжены большим
количеством мерцательных волосков, которые могут покрывать всю
поверхность тела или значительную ее часть; у снабженных сосательными
органами ресничек во взрослом состоянии нет. Тело И., подобно телу всех
простейших, представляет просто одноили многоядерную клеточку и
различные усложнения организации не выходят из рамок одноклеточности.
При неблагоприятных условиях, а иногда и перед размножением, И.
энцистируются, т.е. покрываются более или менее плотной оболочкой
(цистой); в этом виде они могут долго выдерживать высыхание и уноситься
ветром на большие расстояния. Попадая в таком виде в благоприятные
условия они размножаются, часто весьма быстро, чем и объясняется
появление их в различных настоях органических веществ (отсюда название
И., т.е. наливочные). Размножению путем деления может предшествовать
полное или частичное и временное слияние (конъюгация) животных, в
которой некоторые видят простейший половой акт; с другой стороны
выяснилось, что конъюгация во многих случаях происходит тогда, когда
после ряда делений наступает измельчение и ослабление животных.
Конъюгация представляет собою, таким образом акт обновления И.
Подробности касательно строения и образа жизни И. в статьях об отдельных
классах. За исключением сравнительно немногих паразитных форм, И. живут
в морской или в пресной воде. В 1885 г. было известно около 800 видов.
Класс И. в настоящее время делят на жгутиковых или биченосцев,
Flagellata s. Mastigophora, и ресничных Ciliata, или отделяют от
последних в качестве особого отряда сосущих И. - Suctoria. Открытые в
конце XVll в. Левенгуком, И. получили это название в прошлом столетии.
Долгое время название это означало всяких микроскопических животных,
развивающихся в настоях. Конъюгация и размножение делением и почкованием
были впервые наблюдаемы О.Ф.Мюллером. Важное значение имело в изучении
И. появившееся в 1838 г. сочинение Эренберга: "Infusionsthierchen als
vollkommene Organismen", не утратившее значения и до настоящего времени,
хотя, причисляя к И. некоторых сравнительно высокоорганизованных
животных и исходя из их строения, Эренберг приписал И. много органов,
которых у них в действительности нет (напр., желудок, кишку, семенные
железы, яичники и т.д.). Ошибки Эренберга были исправлены Дюжарденом,
Ф.Зибольдтом и Келликером, которые доказали одноклеточность И.
Ближе строение и размножение И. были исследованы особенно Штейном,
Клапаредом, Лахманом, Бальбиани и Бючли.
Н.Кн.
Ипатьевский (Троицкий) мужской 1 кл. кафедральный м-рь, в 1 в. от
г.Костромы. Основан около 1330 г., в месте предполагаемого явления
Божьей Матери, с предстоящими апост. Филиппом и священномучен. Игнатием
Гангрским, татарскому мурзе Чете, во св. крещении Захарию,
родоначальнику Годуновых, которые много содействовали благолепию
обители. Историческую известность м-рь приобрел пребыванием в нем
Михаила Феодоровича Романова, именно здесь, 14 марта 1613 г.,
согласившегося принять царскую корону. Дом, в котором жил Михаил
Феодорович, существует до сих пор, в реставрированном виде. Проф.
Н.В.Покровский, в своем исследовании: "Древности Костромского
Ипатиевского м-ря", указывает на важное значение м-ря в церковной
археологии. В Троицком соборе особенно замечательны Ипатиевские двери, с
изображениями эпизодов из ветхозаветной истории, прообразующих явление
Бога на земле. Из церковных сосудов наиболее ценные пожертвованы
Годуновыми. В ризнице значительное собрание напрестольных серебряных
крестов XVI - XVII вв. В собрании икон встречаются и резьба на кости,
камне, аспиде и дереве, и иконопись лучших мастеров XVI - XVII ст., и
чеканная и филигранная работа. Памятники древнего шитья многочисленны и
разнообразны: вышиты золотом, серебром и шелками целые события из
Священного Писания. Много лицевых рукописных евангелий и псалтирей,
относящихся к XV - XVIIв. Архив монастыря богат историческими
документами. Часть их напечатана в разных изданиях; И.В.Миловидовым
изданы два выпуска описания Ипатиевского архива, прот. П.Островского.
См. "Историко-статистическое описание Костромского 1 классного
кафедрального И. м-ря". Есть еще описание м-ря прот. М.Диева (1858).
Остальная лит. указ. у Зверинского, в его исследовании "О монастырях".
А.Ф.С.
Ипостась - слово из области богословской терминологии. Христианство
учит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности отцы
древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность
состоит в том, что в Боге три лица (proswpon, persona); другие говорили,
что в Боге три ипостаси (upostasiV=uparxiV, tropoV uparxewV); третьи
понятие "лица" выражали словом onsia, jusiV=substantia, natura (хотя у
других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие,
связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности
выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцами
церкви и церковными писателями повело в IVв. к продолжительным спорам
христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и
произвело-было разномыслие между восточною и западною церквами. Вост.
богословы говорили так: в Боге, при единстве существа, три ипостаси,
словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнут мнение еретика
Савелия, который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя
один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида или лица
(proswpon) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в виде
Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух сут только три имени или
действования (energeiai). Зап. богословы говорили, что в Боге одна
ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три
сущности, сущность Отца - Божескую, сущность Сына - сотворенную, и
сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для
разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на
котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали
епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон
выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили
одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а
вторые тем же словом имели в виду выразить понятиеouias = существо.
Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались
Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в
том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению,
принятому, вслед за Василием Великим и Григорием Богословом, вторым
вселенским собором, слово ипостась всею церковью употребляется как
синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века
некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые
номиналисты или модалисты повторяли учение древних еретиков, что
ипостаси в Боге сут или имена, или проявления, силы (Бог Сын или
ипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух св. - Божия сила или Божие
действование). Некоторые схоластики - Готшальк, Росцелин, Абеляр - и
затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIIIв. учили, что Божеские
И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как
три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге сут
три бога, а не один Бог. Подр. в "Догматич. Богословии" Сильвестра
(т.II).
Н.Б.
Ипотека - В историческом процессе развития института залога И.
представляет третью, наиболее совершенную его форму, отвечающую насущным
потребностям поземельного кредита и экономического быта. Самое слово И.
указывает на греческое его происхождение; оно введено впервые Солоном, в
начале VIв. до Р.Хр. До этого времени в Афинах обязательства
обеспечивались личностью должника, которому, в случае неисправности,
грозило рабство. Для обращения личной ответственности в имущественную
Солон придумал такое средство: кредитор ставил на имении должника
(обыкновенно на пограничной меже) столб, с надписью, что это имущество
служит обеспечением его претензии на известную сумму. Такой столб
назывался И. (подставкою); в переносном смысле это слово стало
употребляться для обозначения залога. И. не препятствовала переходу
имущества к другому владельцу, так как обеспечение заключалось не в
личности, а в имуществе. У римлян ипотечное право не предоставляло
кредитору вполне верного обеспечения, потому что не имело двух
необходимых качеств: специальности и гласности. Понятие об И. у римлян
было искусственно расширено тем, что возможно было установить И. на всем
имуществе должника; это лишало кредиторов прочного обеспечения, так как
для надежности последнего необходимо, чтобы оно простиралось на
известное, определенное имущество. Кроме того, по рим. праву некоторые
требования считались привилегированными безусловно: некоторым лицам, по
особым отношениям их к должнику или по особому свойству требования,
римский закон, независимо от договора, присваивал ипотечное право; это
была так назыв. законная, тайная или безгласная И. Кредитор, при
установлении договорной И. на имущество должника, не мог быть уверен,
что этим самым имуществом не обеспечивается какое-нибудь другое
безгласное требование, которое может конкурировать с его ипотечным
правом и даже получить пред ним преимущество. Путем рецепции И., давшая
название ипотечной системе, перешла в западноевропейские
законодательства. Она появляется в Германии не ранее XIVв. (до тех пор
там господствовал принцип личной ответственности за долги), а во Франции
- с конца XVIв.; здесь сохранилась негласная И. В новейшие
западно-европейские законодательства И. перешла с двумя основными
чертами: а) она применяется только к недвижимым имуществам, б) продажа
заложенного имения производится не самим кредитором, а при посредстве
суда. И. представляется для кредитора самым верным средством получить
обеспечение, не принимая в свое владение имение должника и не
подвергаясь последствиям конкуренции кредиторов. И. есть вещное право
(jus in re, dingliches Recht, droit reel), но оно становится вещным лишь
с внесением его в подлежащую книгу. Внесенная И. - по самой своей
природе, без какого-либо положительного о том соглашении - неделима.
Такая неделимость основывается на том, что право получения
удовлетворения остается на целом предмете, обремененном И., пока
существует какая-либо часть обязательства (hypotheca est tota in toto,
et tota in qualibet parte). Хотя бы имение, на котором лежит И., было
разделено в натуре на части, каждая его часть остается ответственною в
полной сумме; отдельная продажа этих частей не лишает кредитора права
требовать удовлетворения из них долга в полной сумме. И. лежит на
имении, независимо от перемены собственника; во французском праве это
называется droit de suite (ст.2114 Code civ., 47 Польск. Уст. 1818 г.,
1335 Остз. гр. зак.). И по проекту нашего вотчинного устава И.
приобретает вещный характер со времени внесения ее в вотчинную книгу; с
этого момента кредитор приобретает право, в случае неисполнения
должником обязательства, на удовлетворение из заложенного имения, в чьих
бы руках оно ни находилось.
Ипотечное право имеет дополнительный характер и самостоятельно
существовать не может. Если нет права, в обеспечение которого И.
установлена, то не может быть и И., ибо тогда нет предмета, подлежащего
обеспечению. Недействительность или прекращение требования влечет за
собою недействительность или прекращение И., но не наоборот. Такое
значение И. признано не только римским правом, но и громадным
большинством современных законодательств. В связи с этим находится
начало специальности И., заключающееся в точном определении, в каждом
данном случае, суммы, до которой И. простирается, и недвижимости,
составляющей предмет обеспечения. Установление И. имеет характер
обременения права собственности: оно суживает объем его, ведет, так
сказать, к расчленению собственности (demembrement de la propriete).
Собственник имения, уже обремененного И.; может обременить то же имение
второю И. только под условием непричинения вреда первой и т.д. Поэтому,
при стечении нескольких И. на одном и том же имении, И. младшая по
времени своего установления, т.е. внесенная в ипотечную книгу, должна