<< Пред.           стр. 392 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 жителей, а в 1889 г. около 650000, в Москве 300000, в Харькове почти
 поголовно все жители. В последнюю эпидемию в Петербурге тщательное
 распространение инфлюэнцы было заметно всякому и без статистических
 данных. По счастью, эта повальная болезнь не давала у нас большой
 смертности; но если перевести на деньги количество отнимаемых ею рабочих
 дней, то оказалось бы, что она обходится человечеству гораздо дороже
 всякой другой эпидемии, даже холеры. Впрочем, И. и сама похищает немало
 человеческих жизней, а присоединяясь к другим болезням (в особенности к
 бугорчатке), значительно повышает общую смертность во время своего
 господства. Так в последнюю эпидемию 1889 - 1891 г. И. повсюду повлияла
 на увеличение общей смертности. Последняя выше всего была в Брюнне -
 78,2 (обыкновенно 31), Кракове - 66,0 (обыкновенно 20), Париже - 61,7
 (обыкновенно 20) и т.д. И. не знает никаких преград, не щадит ни одного
 пояса земного шара, не зависит от климата, времени года, пола и
 возраста; впрочем, в некоторые эпидемии было замечено, что дети
 заболевали реже, женщины - чаще и раньше, чем мужчины. Для крепких
 организмов И. представляется только неприятным, для слабых и больных,
 раньше одержимых разными страданиями, в особенности дыхательного
 аппарата - весьма опасным недугом. Как уже замечено выше, И. в
 особенности косит много чахоточных, которых во время эпидемии следует
 старательно оберегать от заболеваний. И. объясняли влиянием
 теллурических условий, колебаниями температуры и состоянием погоды,
 позднее - уменьшением озона в воздухе. Указывали и на то, что, будто бы,
 И. является предшественницей холеры и подозревали какую-то между ними
 связь и т.д. Но в последнюю эпидемию немец. врачам, Пфейферу и Канону,
 удалось открыть особую бактерию - палочку, которая является причиною И.
 Открытие названных врачей подтвердилось исследованиями Брускеттини в
 Болонье, Корниля в Шонтемесса в Париже, а также Китассате в Берлине.
 Палочка И. отличается от многих других патогенных палочек не только
 своей микроскопичностью, но также и тем, что концы ее нередко
 окрашиваются сильнее, чем середина, и колонии их никогда не сливаются.
 Ввиду упомянутого открытия, теперь большинство врачей признает И.
 болезнью контагиозною (заразительною) и для предупреждения заражения
 рекомендуется обезвреживать мокроту больных И. (прибавлением раствора
 сулемы), изолировать заболевших, а еще более того имеющихся в доме
 хронических больных, слабых или истощенных, страдающих болезнями легких,
 бронхов, подреберной плевы, чахоточных, сердечных и стариков.
  Во время эпидемии И. распознавание этой болезни до того легко, что
 делается и без помощи врача; при этом, однако, часто просматривается
 начало и других серьезных болезней (тифа, воспаления легких, острых
 сыпей и проч.). И. нередко предшествуют так называемые предвестниковые
 (продромальные) явления, выражающиеся чувством общего недомогания,
 легкой усталостью, головной болью и ломотой во всех членах. Так
 продолжается дня два; затем болезнь открывается потрясающим ознобом,
 повышением температуры до 39 - 40° Ц.; нос заложен, голова сильно болит,
 в особенности в области лба, над переносицей; появляется сухой кашель;
 аппетит отсутствует; при этом имеется либо запор, либо понос. В
 большинстве случаев все эти явления усиливаются к вечеру первого же дня
 заболевания; затем лихорадка постепенно падает и к 3 - 6 дню доходит до
 нормы. Во все время болезни наблюдается увеличенное потоотделение и под
 конец ее у многих сильный зуд кожи. Нервная раздражительность, головная
 боль, быстрая усталость при работе остаются еще в течение более или
 менее долгого времени после этой краткосрочной болезни. Соответственно
 тому, какие из описанных явлений выступают на первый план, различают
 следующие формы И.: 1) нервную (influenza nervina), при которой
 преимущественно поражается центральная нервная система; 2) катарральную
 (inf. catarrhalis), характеризующуюся припадками заболевания дыхательных
 органов и 3) гастрическую (inf. gastrica), при которой преимущественно
 поражается желудочно-кишечный канал.
  Что касается лечения, то едва ли при какой-либо другой болезни было
 предложено и испробовано столько средств, сколько именно при И.; но это
 обилие средств и доказывает, что нет ни одного верного. Всем
 предложенным средствам (из которых в последнюю эпидемию особенно
 выделился салипирин, до одного грамма на прием) следует предпочесть
 потогонный способ лечения с применением горячих ножных ванн с горчицей.
 Лечение осложнений принадлежит врачу. Б.А.Окс.
 
  Инфлюэнца у лошадей долго была названием целого ряда различных
 повальных заболеваний, сопровождающихся лихорадкой. В настоящее время
 различают две ее формы: собственно И. и повальное воспаление легких
 (контагиозная плевропневмония). Последняя обыкновенно описывается как
 самостоятельная болезнь. С конца прошлого столетия является повсеместно,
 то усиливаясь, то ослабевая, как у нас в России, так и по всей Европе. В
 Северной Америке она в 1872 - 73 г. свирепствовала во всех штатах.
 Сильное развитие этой эпизоотии наблюдалось В 1813 - 15, 1825 - 27,
 1836, 1840, 1846, 1851, 1853, 1862, 1870 - 73, 1881 и 1883 гг. В России
 последнее появление ее, особенно среди лошадей СПб. военного округа,
 было в 1891 - 92 г. И. в высшей степени заразительная болезнь и поражает
 преимущественно лошадей, ослов и мулов. Имея совершенно сходные признаки
 с И. людей, она, с уверенностью можно сказать, не переходит к ним от
 животных. Зараза содержатся преимущественно в воздухе, выдыхаемом
 больными и выздоравливающими животными, и в их экскрементах. Признаки И.
 без осложнения следующие: животное сразу отказывается от принятия корма,
 внутренняя температура тела его быстро достигает высоких границ (39° -
 41°Ц.), состояние угнетенное, сонливое, походка шаткая, появляется
 истечение из глаз и носа, иногда замечается поражение роговой оболочки
 глаз; слизистая оболочка рта суха, обнаруживаются желудочно-кишечные
 расстройства и отеки конечностей, брюха и мошонки; на 6 - 7 день
 заболевания, в большинство случаев, все болезненные симптомы исчезают,
 остается только на долгое время слабость и ослабленный аппетит. Если
 болезнь не осложняется, то процент смертности весьма незначителен.
 Осложнения замечаются со стороны легких (воспаление), сердца (упадок
 сердечной деятельности), нервной системы (параличи) и кишечника
 (глубокие воспалительные изменения). Меры к ограничению распространения
 и ослаблению заразы следующие: ежедневное измерение температуры у всех
 лошадей конюшни, в которой появилась болезнь; быстрое отделение и
 недопускание в работу лошадей с ненормальной (выше 38,3° Ц)
 температурой, дезинфекция, главным образом, полов слабой серной кислотой
 (2 фн. крепкой на ведро воды), удаление с них подстилки и пульверизация
 в конюшнях скипидаром с раствором карболовой кислоты. Лечение не должно
 быть энергичное: растирание тела скипидаром и дача внутрь глауберовой
 соли (по 1/4 фн. утром и вечером) и винного спирта или водки с пойлом,
 при сильной слабости, а при очень высокой температуре
  - антифибрин с хинином. По выздоровлении сдедует осторожно втягивать
 лошадь в работу; для улучшения аппетита хорошо давать небольшое
 количество моркови.
  А.Соколов.
  Инфyзoрии - или наливочные животные (Infusoria) - класс простейших
 животных, снабженных мерцательными жгутами или ресничками, заменяющимися
 во взрослом состоянии иногда цилиндрическими сосательными выростками, с
 определенной формой тела, по большей части с ротовым, а иногда и
 заднепроходным отверстием, одною или несколькими пульсирующими вакуолями
 и ядрами, размножающиеся делением и почкованием. Форма тела - то
 способна более или менее сильно изменяться, то постоянно остается одной
 и той же; иногда тело покрыто панцирем. В редких случаях существует
 тонкая, отстоящая от тела раковина, Тонкая, нежная кожица, покрывающая
 тело, несет различного рода мерцательные волоски и жгутики, придатки в
 виде щетинок, крючков и т.д. Одни инфузории снабжены одним или немногими
 крупными мерцательными жгутиками или бичами, другие снабжены большим
 количеством мерцательных волосков, которые могут покрывать всю
 поверхность тела или значительную ее часть; у снабженных сосательными
 органами ресничек во взрослом состоянии нет. Тело И., подобно телу всех
 простейших, представляет просто одноили многоядерную клеточку и
 различные усложнения организации не выходят из рамок одноклеточности.
 При неблагоприятных условиях, а иногда и перед размножением, И.
 энцистируются, т.е. покрываются более или менее плотной оболочкой
 (цистой); в этом виде они могут долго выдерживать высыхание и уноситься
 ветром на большие расстояния. Попадая в таком виде в благоприятные
 условия они размножаются, часто весьма быстро, чем и объясняется
 появление их в различных настоях органических веществ (отсюда название
 И., т.е. наливочные). Размножению путем деления может предшествовать
 полное или частичное и временное слияние (конъюгация) животных, в
 которой некоторые видят простейший половой акт; с другой стороны
 выяснилось, что конъюгация во многих случаях происходит тогда, когда
 после ряда делений наступает измельчение и ослабление животных.
 Конъюгация представляет собою, таким образом акт обновления И.
 Подробности касательно строения и образа жизни И. в статьях об отдельных
 классах. За исключением сравнительно немногих паразитных форм, И. живут
 в морской или в пресной воде. В 1885 г. было известно около 800 видов.
 Класс И. в настоящее время делят на жгутиковых или биченосцев,
 Flagellata s. Mastigophora, и ресничных Ciliata, или отделяют от
 последних в качестве особого отряда сосущих И. - Suctoria. Открытые в
 конце XVll в. Левенгуком, И. получили это название в прошлом столетии.
 Долгое время название это означало всяких микроскопических животных,
 развивающихся в настоях. Конъюгация и размножение делением и почкованием
 были впервые наблюдаемы О.Ф.Мюллером. Важное значение имело в изучении
 И. появившееся в 1838 г. сочинение Эренберга: "Infusionsthierchen als
 vollkommene Organismen", не утратившее значения и до настоящего времени,
 хотя, причисляя к И. некоторых сравнительно высокоорганизованных
 животных и исходя из их строения, Эренберг приписал И. много органов,
 которых у них в действительности нет (напр., желудок, кишку, семенные
 железы, яичники и т.д.). Ошибки Эренберга были исправлены Дюжарденом,
 Ф.Зибольдтом и Келликером, которые доказали одноклеточность И.
  Ближе строение и размножение И. были исследованы особенно Штейном,
 Клапаредом, Лахманом, Бальбиани и Бючли.
  Н.Кн.
  Ипатьевский (Троицкий) мужской 1 кл. кафедральный м-рь, в 1 в. от
 г.Костромы. Основан около 1330 г., в месте предполагаемого явления
 Божьей Матери, с предстоящими апост. Филиппом и священномучен. Игнатием
 Гангрским, татарскому мурзе Чете, во св. крещении Захарию,
 родоначальнику Годуновых, которые много содействовали благолепию
 обители. Историческую известность м-рь приобрел пребыванием в нем
 Михаила Феодоровича Романова, именно здесь, 14 марта 1613 г.,
 согласившегося принять царскую корону. Дом, в котором жил Михаил
 Феодорович, существует до сих пор, в реставрированном виде. Проф.
 Н.В.Покровский, в своем исследовании: "Древности Костромского
 Ипатиевского м-ря", указывает на важное значение м-ря в церковной
 археологии. В Троицком соборе особенно замечательны Ипатиевские двери, с
 изображениями эпизодов из ветхозаветной истории, прообразующих явление
 Бога на земле. Из церковных сосудов наиболее ценные пожертвованы
 Годуновыми. В ризнице значительное собрание напрестольных серебряных
 крестов XVI - XVII вв. В собрании икон встречаются и резьба на кости,
 камне, аспиде и дереве, и иконопись лучших мастеров XVI - XVII ст., и
 чеканная и филигранная работа. Памятники древнего шитья многочисленны и
 разнообразны: вышиты золотом, серебром и шелками целые события из
 Священного Писания. Много лицевых рукописных евангелий и псалтирей,
 относящихся к XV - XVIIв. Архив монастыря богат историческими
 документами. Часть их напечатана в разных изданиях; И.В.Миловидовым
 изданы два выпуска описания Ипатиевского архива, прот. П.Островского.
 См. "Историко-статистическое описание Костромского 1 классного
 кафедрального И. м-ря". Есть еще описание м-ря прот. М.Диева (1858).
 Остальная лит. указ. у Зверинского, в его исследовании "О монастырях".
  А.Ф.С.
  Ипостась - слово из области богословской терминологии. Христианство
 учит, что "Единый Бог троичен". При разъяснении понятия троичности отцы
 древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность
 состоит в том, что в Боге три лица (proswpon, persona); другие говорили,
 что в Боге три ипостаси (upostasiV=uparxiV, tropoV uparxewV); третьи
 понятие "лица" выражали словом onsia, jusiV=substantia, natura (хотя у
 других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие,
 связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности
 выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцами
 церкви и церковными писателями повело в IVв. к продолжительным спорам
 христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и
 произвело-было разномыслие между восточною и западною церквами. Вост.
 богословы говорили так: в Боге, при единстве существа, три ипостаси,
 словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнут мнение еретика
 Савелия, который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя
 один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида или лица
 (proswpon) и иногда являлся в виде Отца, иногда - Сына, иногда - в виде
 Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух сут только три имени или
 действования (energeiai). Зап. богословы говорили, что в Боге одна
 ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три
 сущности, сущность Отца - Божескую, сущность Сына - сотворенную, и
 сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для
 разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на
 котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали
 епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон
 выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили
 одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а
 вторые тем же словом имели в виду выразить понятиеouias = существо.
 Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались
 Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
 Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в
 том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению,
 принятому, вслед за Василием Великим и Григорием Богословом, вторым
 вселенским собором, слово ипостась всею церковью употребляется как
 синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века
 некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые
 номиналисты или модалисты повторяли учение древних еретиков, что
 ипостаси в Боге сут или имена, или проявления, силы (Бог Сын или
 ипостасное слово - Божий разум, Бог-Дух св. - Божия сила или Божие
 действование). Некоторые схоластики - Готшальк, Росцелин, Абеляр - и
 затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIIIв. учили, что Божеские
 И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как
 три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге сут
 три бога, а не один Бог. Подр. в "Догматич. Богословии" Сильвестра
 (т.II).
  Н.Б.
  Ипотека - В историческом процессе развития института залога И.
 представляет третью, наиболее совершенную его форму, отвечающую насущным
 потребностям поземельного кредита и экономического быта. Самое слово И.
 указывает на греческое его происхождение; оно введено впервые Солоном, в
 начале VIв. до Р.Хр. До этого времени в Афинах обязательства
 обеспечивались личностью должника, которому, в случае неисправности,
 грозило рабство. Для обращения личной ответственности в имущественную
 Солон придумал такое средство: кредитор ставил на имении должника
 (обыкновенно на пограничной меже) столб, с надписью, что это имущество
 служит обеспечением его претензии на известную сумму. Такой столб
 назывался И. (подставкою); в переносном смысле это слово стало
 употребляться для обозначения залога. И. не препятствовала переходу
 имущества к другому владельцу, так как обеспечение заключалось не в
 личности, а в имуществе. У римлян ипотечное право не предоставляло
 кредитору вполне верного обеспечения, потому что не имело двух
 необходимых качеств: специальности и гласности. Понятие об И. у римлян
 было искусственно расширено тем, что возможно было установить И. на всем
 имуществе должника; это лишало кредиторов прочного обеспечения, так как
 для надежности последнего необходимо, чтобы оно простиралось на
 известное, определенное имущество. Кроме того, по рим. праву некоторые
 требования считались привилегированными безусловно: некоторым лицам, по
 особым отношениям их к должнику или по особому свойству требования,
 римский закон, независимо от договора, присваивал ипотечное право; это
 была так назыв. законная, тайная или безгласная И. Кредитор, при
 установлении договорной И. на имущество должника, не мог быть уверен,
 что этим самым имуществом не обеспечивается какое-нибудь другое
 безгласное требование, которое может конкурировать с его ипотечным
 правом и даже получить пред ним преимущество. Путем рецепции И., давшая
 название ипотечной системе, перешла в западноевропейские
 законодательства. Она появляется в Германии не ранее XIVв. (до тех пор
 там господствовал принцип личной ответственности за долги), а во Франции
 - с конца XVIв.; здесь сохранилась негласная И. В новейшие
 западно-европейские законодательства И. перешла с двумя основными
 чертами: а) она применяется только к недвижимым имуществам, б) продажа
 заложенного имения производится не самим кредитором, а при посредстве
 суда. И. представляется для кредитора самым верным средством получить
 обеспечение, не принимая в свое владение имение должника и не
 подвергаясь последствиям конкуренции кредиторов. И. есть вещное право
 (jus in re, dingliches Recht, droit reel), но оно становится вещным лишь
 с внесением его в подлежащую книгу. Внесенная И. - по самой своей
 природе, без какого-либо положительного о том соглашении - неделима.
 Такая неделимость основывается на том, что право получения
 удовлетворения остается на целом предмете, обремененном И., пока
 существует какая-либо часть обязательства (hypotheca est tota in toto,
 et tota in qualibet parte). Хотя бы имение, на котором лежит И., было
 разделено в натуре на части, каждая его часть остается ответственною в
 полной сумме; отдельная продажа этих частей не лишает кредитора права
 требовать удовлетворения из них долга в полной сумме. И. лежит на
 имении, независимо от перемены собственника; во французском праве это
 называется droit de suite (ст.2114 Code civ., 47 Польск. Уст. 1818 г.,
 1335 Остз. гр. зак.). И по проекту нашего вотчинного устава И.
 приобретает вещный характер со времени внесения ее в вотчинную книгу; с
 этого момента кредитор приобретает право, в случае неисполнения
 должником обязательства, на удовлетворение из заложенного имения, в чьих
 бы руках оно ни находилось.
  Ипотечное право имеет дополнительный характер и самостоятельно
 существовать не может. Если нет права, в обеспечение которого И.
 установлена, то не может быть и И., ибо тогда нет предмета, подлежащего
 обеспечению. Недействительность или прекращение требования влечет за
 собою недействительность или прекращение И., но не наоборот. Такое
 значение И. признано не только римским правом, но и громадным
 большинством современных законодательств. В связи с этим находится
 начало специальности И., заключающееся в точном определении, в каждом
 данном случае, суммы, до которой И. простирается, и недвижимости,
 составляющей предмет обеспечения. Установление И. имеет характер
 обременения права собственности: оно суживает объем его, ведет, так
 сказать, к расчленению собственности (demembrement de la propriete).
 Собственник имения, уже обремененного И.; может обременить то же имение
 второю И. только под условием непричинения вреда первой и т.д. Поэтому,
 при стечении нескольких И. на одном и том же имении, И. младшая по
 времени своего установления, т.е. внесенная в ипотечную книгу, должна

<< Пред.           стр. 392 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу