<< Пред.           стр. 396 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 прошение (челобитная) появляется, на смену словесного предъявления
 исков, в конце XVI в.; его писали в жалостливых выражениях, чтобы тронут
 судью. Форма его уже тогда определена была обычаем; оно начиналось
 словами: "Царю государю бьет челом холоп такой-то", и оканчивалось
 словами: "Царь государь, смилуйся, пощади или пожалуй". Подпись стала
 обязательною только в эпоху Уложения. Форма обращения к верховной власти
 держалась до реформы 1864 г.; И. прошение писалось по пунктам и к
 каждому пункту прикладывалась рука просителя. Но уставу гражд. судопр.,
 в И. прошении обозначаются суд, куда оно подается, стороны и их адреса,
 цена иска, просительный пункт. Наибольшее место в И. прошении отводится
 исторической части дела - изложению его обстоятельств с ссылкою на
 доказательства, а также юридическим соображениям, с ссылкою на законы.
 Хотя в настоящее время суд и не в праве возвратить И. прошение по
 бездоказательности (как до 1864 г.) и ссылка на законы не обязательна
 (jura novit curia), но все же наше И. прошение более сродни
 дореформенному письменному, чем чисто устному судопроизводству, где оно
 должно служить исключительно для подготовки устного состязания. Как
 римское libellum conventionis, так и Klageschrift нового (с 1877 г.)
 германского судопроизводства и английское writ of summons отличаются
 краткостью, сближающею их с простыми повестками о вызове ответчика. Во
 франц. судопроизводстве И. прошений совсем нет, и первою
 подготовительною бумагою является составляемый судебным приставом
 exploit d'ajoarnement - акт о вызове ответчика. В нашем мировом и
 торговом судопроизводствах, а также в судопроизводстве по правилам 29
 декабря 1889 года, место И. прошения может занять словесная просьба,
 записываемая судьей или протоколистом и скрепляемая подписью просителя.
 И. прошение, как и родственные ему формы предъявления иска, имеет своим
 назначением индивидуализировать спор, обособить его от других процессов,
 твердо установить предмет требования. Доведенная до крайности, эта
 индивидуализация спора приводила иногда в истории судопроизводства к
 большим несправедливостям: напр. до Юстиниана в римском судопроизводстве
 pluspetitio (требование большего, чем следует) влекла за собою потерю
 всего иска, и только впоследствии за истцом признано было право
 уменьшать свои требования. В нашем современном судопроизводстве
 фиксированное в И. прошении требование может быть только уменьшено;
 изменение его по существу не допускается; дозволено только присоединить
 к нему требование процентов и приращений и требовать цены утраченного
 предмета. Стремление индивидуализировать спор сказывается в нашем
 судопроизводстве, между прочим, в запрещении смешивать в одном И.
 прошении иски, истекающие из разных оснований, хотя бы они относились к
 одному лицу. Это правило чуждо зап. системам, напр., англ. и герм.; его
 не строго соблюдает и наша судебная практика. Поданное в суд И. прошение
 может быть оставлено без движения, если не приложено, напр., копии или
 судебных пошлин, не указаны адреса сторон и т.д.; истцу дается срок на
 исправление недостатков. В целом ряде случаев И. прошение прямо
 возвращается - когда, напр., не обозначено, кто ищет и с кого, не
 означено, чего истец просит, не указана цена иска, не приложено
 доверенности на предъявление иска и т.д. С возвращением И. прошения
 исковая давность не считается прерванною.
  М.Брун.
  Искупление рода человеческого Иисусом Христом - основной догмат
 христианской религии. Нарушив первоначальный завет свой с Богом чрез
 грех прародителей - учить христианство, - человек тем бесконечно
 оскорбил беспредельно великого своего Создателя и подвергся вечному
 проклятию, заразил все существо свое грехом и извратил всю свою природу
 - разум и волю. Чтобы избавить его от этих зол и восстановить союз его с
 Богом, необходимо было удовлетворить правосудие Божие, - которое, как и
 всякое другое свойство Божие, не могло остаться без свойственного ему
 действия, - уничтожить, затем, грех в существе человека и вообще
 истребить гибельные последствия, произведенные грехом в природе человека
 и во всем мире. Для этого нужна была столь же великая умилостивительная
 жертва, сколь велико было оскорбление, нанесенное человеком не кому
 иному, как самому Богу. Такой вполне довлеющей жертвы не мог принести
 сам человек: что бы он ни сделал с этою целью, все было бы несоразмерно
 греху оскорбления величия Божия. Средство для удовлетворения правды
 Божией изыскал и дал сам Бог, правосудный, но в тоже время и милостивый.
 В предвечном совете Божием определено было, чтобы второе лицо св.
 Троицы, Сын Божий, сделался человеком и, приняв на себя все грехи
 человеческие, претерпел за людей все, что требовалось правосудием
 Божественным. Хотя дело И. рода человеческого вторым лицом св. Троицы
 было предопределено, согласно Божественному предведению, еще прежде
 сложения мира, однако исполнено оно не вслед за грехопадением первых
 людей. Необходимо было, чтобы люди в продолжение веков опытно узнали и
 сильные восчувствовали свое нравственное бессилие и сами возжелали
 Божественной помощи, так как "Бог мог создать нас без нас, но спасти нас
 без нас не может", по выражению блаженного Августина. Затем нужно было
 приготовить людей к достойному принятию Искупителя и сделать способными
 к свободному усвоению его учения, что и было совершено чрез
 ветхозаветное откровение. В определенное время явившись в мир чрез
 воплощение и сделавшись совершенным человеком, И. Христос, будучи
 совершенно безгрешен и невинен, потерпел за наши грехи страдания и
 смерть. Жертва Искупителя - жертва всеобъемлющая, искупительная сила
 которой простирается на весь мир, на все грехи, всех людей, всех времен,
 под условием усвоения ее верою и жизнию по вере. Затем, хотя Он страдал
 один за весь род человеческий, но так как Он лицо Божеское, с которым не
 могут сравниться не только люди, но и весь мир в своей совокупности, то
 его страдания и смерть составляют жертву не только вполне
 удовлетворяющую Божию правосудию, но и преизбыточествующую. Своею
 крестною смертию И. Христос ознаменовал новый завет, которым воссоединил
 человека с Богом, даровал ему средства быть святым и достойным
 блаженного бытия в жизни будущей. - См. "Догматическое Богословие"
 митроп. Макария (изд. 1883 г., т. II); "Православное Обозрение", статьи:
 Гизо - "искупление" (1864 №12), Сергиевский - "искупление человека" (там
 же, 1871, №12), М.М.Воздвиженский - "искупление, как откровение благости
 и правосудия" (т. же, 1885, №1; 1886, №1).
  Н.Б.
  Ислам (т.е. "предание себя" человеком Богу) - есть, по Мухаммеду,
 открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры в
 единого всемогущего и милосердного Бога (Аллах), в божеское
 предопределение судеб и поступков людей, в избрание Мухаммеда, как
 ниспосланного всему человечеству "по определению пророков", в загробную
 жизнь после смерти, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду, в
 воскресение мертвых и "страшный суд". Мухаммед, в первое время своей
 деятельности называвший себя воссоздателем и преобразователем чистой
 религии, откровением переданной Аврааму, выводил свое учение из
 священных книг Иудеев и христиан, о содержании которых он имел, впрочем,
 самые смутные и превратные представления, через монахов и полуученых
 иудеев; он распространял мнение, что эти книги, в которых
 предвозвещалось его появление и призвание, искажены "обладателями
 писания" (так называл он иудеев и христиан); он требовал признания
 прежних откровений (тора, псалтирь, евангелие) и веры в посланных до
 него пророков, от Адама до И. Христа. По отношению к христианству он
 резко восставал против веры в божественность И. Христа, как Сына Божия,
 по отношению к иудейству - против обрядных стеснений, из которых он,
 однако, заимствовал, вместе с некоторыми другими, запрещение употреблять
 в пищу свинину, к чему прибавил еще запрещение вина. Учение Мухаммеда о
 вере и нравственных обязанностях развивалось постепенно в течение его
 деятельности. Между тем как учение о вере пророк преподал в первый
 период ее, в Мекке; установление обрядностей относится большею частью ко
 времени его пребывания в Медине. В последнем отношении сделаны были
 сначала некоторые уступки иудейским религиозным обрядам - пост в 10-й
 день первого месяца, обращение к Иерусалиму; но они, ввиду упорного
 нежелания Иудеев поддержать учение Мухаммеда, вскоре были отменены.
 Основные обязанности, налагаемый И., следующие: 1) вера в то, что нет
 другого Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммед есть посланный Аллаха; 2)
 пятикратное ежедневное совершение установленного богослужения (салат);
 3) взнос в пользу бедных в общественную казну (зекят); 4) пост в
 продолжение месяца рамадана; 5) паломничество в Мекку. Одновременно с
 ритуальными обязанностями были установлены и некоторые сопровождавшие их
 церемонии (омовение перед молитвою, призыв к молитве); по отношению к
 паломничеству были, в общем, сохранены практиковавшиеся в языческие
 времена обычаи, значение которых было, однако, изменено и истолковано в
 монотеистическом духе. Наряду с этими обязанностями требуется борьба с
 неверными (джихад) и насильственное распространение И. Мухаммед считал
 свою религию призванною быть достоянием всего человечества, всемирной
 религией, в себе самом он видел пророка не арабов только, а всего
 человечества. Для обращения язычников в И. надо прибегать к самым
 крайним мерам; отказываясь принять его, они лишаются права на жизнь;
 "обладатели писания" (иудеи, христиане, перс. огнепоклонники в сабейцы)
 могут быть терпимы, если платят известный налог (джизья). Нравственное
 учение И. основано на Иудейском и христианском учении и в существенных
 чертах ничем от них не отличается. Оно может быть оценено по достоинству
 только в сравнении с социальным и нравственным мировоззрением
 аравийского язычества. Между тем как последнее основывалось на племенной
 обособленности и воспитывало в людях сознание долга отмщения, И., в
 своем первоначальном виде, проповедовал равенство всех правоверных без
 различия племени и расы, отвергал все нравы и обычаи, основанные
 исключительно на племенной розни, и провозглашал терпимость и кротость.
 Он осуждал варварские нравы арабов, в особенности распространенный у
 многих племен обычай хоронить заживо новорожденных женского пола;
 запрещение вина и некоторых азартных игр имело целью развитие
 умеренности и серьезного отношения к жизни. Тем не менее И. решительно
 отвергает аскетизм; он одобряет позволительные наслаждения в жизни, а
 безбрачие ему противно. Неограниченную полигамию он стесняет разрешением
 иметь лишь четырех законных жен, а процедуру развода весьма легкую у
 аравийских язычников подчиняет известным ограничивающим формальностям и
 законам. Правовое положение женщины решительно выиграло чрез И.;
 появившееся в позднейшие времена в магометанском мире униженное
 положение женщины есть результат социальных влияний, основанных на
 сношениях с народами, обращенными в И. Гаремы и евнухи созданы не И.
 Источник учения И. есть прежде всего коран, в который требуется верить
 как в подлинное откровение Божие. После смерти пророка были признаны
 религиозно обязательными все сохранившиеся его поучительные изречения
 (хадис) и приписывавшиеся ему поступки. Мировоззрение и образ действий
 древнейшего магометанского поколения также стали почитаться руководством
 в религиозной жизни. Все эти сохраненные преданием моменты называются
 общим именем сунна (обычай); естественным следствием ее является иджма,
 т.е. consensus ecclesiae по отношению к вере и ее постановлениям. К этим
 главным источникам учения о вере и законах И. присоединился в высших
 школах методический принцип кияса, т.е. вывод заключений. На этой почве
 создалась система магометанского закона - работа, законченная в
 богословских школах уже во II в. существования И.
  Очень рано проявились в И. и зачатки сект. Первоначально секты
 возникли из политических партий, разногласия которых вращались около
 вопроса об имамстве, т.е. о том, кто имеет право быть наследником власти
 пророка (халифом) над обществом правоверных (муслимун). Между тем как
 одни высказывались за выборный халифат, которому первые преемники
 Мухаммеда были обязаны своею властью и которого законность опиралась на
 всеобщее признание (иджма) правоверных, другие держались того убеждения,
 что эта власть, перешедшая непосредственно после смерти пророка к
 избранному самим Мухаммедом зятю его, Алию, должна, после кончины
 последнего, перейти к его прямым потомкам от Фатимы, дочери пророка.
 Первые называются суннитами, вторые шиитами. Партия шиитов не
 удовлетворилась даже тогда, когда в 750 г., вследствие свержения
 династии Омайядов Аббасидами, принцип законного престолонаследия
 восторжествовал, и на трон мусульман вступили родственники пророка. Они
 открыто и тайно поддерживали претендентов из семейства Алия и пропаганде
 их не раз удавалось добиться официального признания их кандидатов в
 отдельных областях магометанского мира (идрисиды). С течением времени
 различные группы шиитов примыкали к той или другой линии сильно
 разветвившегося потомства Алия, и таким образом в среде самих шиитов
 возникли, в свою очередь, партии, различавшиеся также и в догматическом
 отношении. Между тем как одни стояли только за принцип престолонаследия,
 который у них связывался с верою в особые преимущества алийских имамов в
 качестве наставников правоверных, другие доходили до возведения
 личностей самого Алия и имамов в сферу сверхчеловечности. Это повело к
 учению о воплощении божества в Алии и его потомках. Различные оттенки
 этих религиозных воззрений дали повод к образованию многих сект, сильно
 распространенных в восточной части области ислама, особенно в Персии.
 Хотя отделение шиитов вначале имело основанием только политическое
 разногласие, у них со временем явились различия от суннитов и в
 формальных обрядностях И. Подобно суннитам, и шииты признают неоспоримое
 значение как сунны, так и корана; но так как они склонны предполагать,
 что коран в своем первоначальном тексте содержал признание привилегий
 дома пророка, а в суннитской редакции Абу Бекра и Османа был искажен
 добавлениями и пропусками, то они принимают за истинные лишь те
 предания. которые поддерживаются авторитетом членов семейства пророка.
 Вообще необходимо избегать очень распространенного заблуждения, будто бы
 шииты признают лишь коран, а сунну отвергают. Кроме корана и сунны, у
 шиитов большое значение имеют решения имамов, которым приписывается
 непогрешимость. Обряды их незначительно уклоняются от обрядов И. вообще.
 В отношениях к немагометанам шииты держатся меньшей терпимости, нежели
 сунниты. Магометанский закон, по учению шиитов, систематически изложен
 Querry ("Droit musulman, recueil des lois concernant les Musulmans
 Schyites", Пар., 1872). Из борьбы Алия с Муавией возникла и партия
 хараджитов, отвергающая учение об имамах как шиитов, так и суннитов. С
 распространением И. в Сирии и Месопотамии образовались, одновременно с
 политическими, и догматические секты, несогласия которых касались,
 главным образом, понятия о Божестве, учения об откровении, воззрений на
 свободу воли и фатализм. Между тем как вполне правоверные придерживались
 во всех вопросах буквы корана, допускали существование атрибутов
 Божества, самый коран почитали составленным от века и безусловно
 отрицали свободу воли, признавая полнейшую зависимость человека от
 божеского предопределения, в магометанских школах стали появляться и
 рационалистические воззрения. Василь-ибн-Ата (ум. 748 г.) доказывал
 несовместимость атрибутов с духовною сущностью Божества, отвергал учение
 о предвечности корана и утверждал, что последний возник одновременно с
 проповедью пророка. Его школа называется Му'тазила, последователи ее -
 му'тазилитами. Приверженцы учения о свободе воли, в отличие от
 правоверных последователей учения об абсолютном предопределении,
 называемых джабаритами, носят имя кадеритов. Мурджиты, составляющие,
 быть может, наиболее древнюю из догматических сект И., проповедовали -
 ввиду несогласного с законом И. образа действий омаядских властителей, -
 что отступления от закона не исключают поклонников И. из общества
 правоверных. Но мурджиты никогда не отделялись от истинных правоверных,
 и последние, в свою очередь, никогда не относились к ним враждебно.
 Свободномыслящие учения были признаны официально и даже распространялись
 насильственно, со времен Ма'муна, в правление некоторых халифов из
 Аббассидов; но при Мутаваккиле вновь одержала верх правоверная реакция.
 К этим догматическим спорам издавна присоединилось много диалектических
 тонкостей, с которыми лучше всего можно познакомиться по Шахрастанию
 ("Book of religions and philosophical sects", араб. изд., Л., 1846; нем.
 перев. Hearbrucker, "Religionsparteien und Philosophenschulen", Галле,
 1850 - 51). Аш'арию (в начале Х в.) удалось найти примиряющее партии
 положение; догматические определения школы Аш'аритов теперь признаются
 за правоверное учение и отожествляются с И. суннитов. Очень
 распространено заблуждение, в силу которого считаются сектами
 установившиеся в среде правоверного И. ученые толки (мезхеб). Различные
 толкования, возникшие при самостоятельном применении источников закона
 И., нашли свое выражение в четырех правоверных направлениях:
 ханефитическом, шефи'итическом, малекитическом и ханбалитическом, из
 которых первое наиболее распространено между последователями И.; оно
 преобладает во всех областях турецкой империи. Выработанные этими
 школами гражданские и уголовные законоположения имеют, однако, в большей
 части магометанского мира лишь теоретическое значение, так как наряду с
 ними сохранилось и приспособленное к И. древнее обычное право различных
 обращенных в И. народов (адат или урф). Очень велико значение адата в
 магометанских колониях Голландии. Законы адата североафриканских
 кабилов, часто в самом принципе противоречащие магометанскому закону,
 были, по поручению французского правительства, собраны Hanoteaux и
 Letunrneaux ("La Kabylie et les coutumes kabyles", Пар., 1872 - 73). На
 видоизменение И. имело существенное влияние с одной стороны
 соприкосновение его с чуждыми культурными элементами, с другой - не
 прекращавшееся действие преданий, унаследованных покоренными народами.
 Магометанское юридическое учение (фикх) подверглось воздействию со
 стороны господствовавшего в христианскосирийских школах римского права,
 а догматика И. - со стороны аристотелевой философии. Персидские и
 индийские влияния замечаются в суфизме, многие выдающиеся представители
 которого проповедовали явный пантеизм, а подчас и учение о нирване, в
 магометанской форме. Эти направления постоянно считались в глазах
 официального И. за страшную ересь. Что касается до старинных религиозных
 представлений и обычаев покоренных народов, то они, в измененной форме,
 сделались важными составными элементами народного И. Это видно в
 продолжающемся существовании чисто народных празднеств, в особенности же
 в почитании святых, которое вполне противоречит строго монотеистическому
 учению И., тем не менее в магометанском мире получило большое значение.
 Богоугодные личности обратились с течением времени в святые; явились
 святые места, священные могилы. В И. сохранились даже до настоящего
 времени остатки древнего культа камней, деревьев и т.п. В самое
 последнее время пуританская оппозиция против всякого рода
 несоответствующих сунне наращений, в особенности против почитания святых
 и их могил, привела к настоящей борьбе, имеющей целью восстановление И.
 в первоначальном виде и очищение учения и жизни от всяких чуждых
 элементов. Это стремление с особенною силою обнаружилось в движении
 ваггабитов. С другой стороны, на образованные сферы магометанских
 народов влияет с возрастающее силой европейская культура.
  Быстрота победоносного распространения И. по Азии и Африке едва ли
 имеет себе что-нибудь подобное в истории. Едва прошло столетие после
 смерти пророка, как господство И. уже было силою оружия распространено
 по Сирии, Персии, Средней Азии, Египту и по всему сев. берегу Африки, до
 средины Испании. Несмотря на внутреннее распадение могучего государства,
 на ослабление и окончательное исчезновение центральной власти халифата,
 И., постоянно освежаемый покорявшимися ему племенами Азии, продолжал
 делать дальнейшие завоевания, пока наконец османы водрузили луну на
 храме св. Софии в Константинополе и победоносные полчища их проникли до
 самых стен Вены. С тех пор начался упадок господства И.; его
 политическое владычество должно было во многих обширных областях Европы,
 Азии и Африки уступить место завоеваниям европейских держав. Между тем
 И. успел распространиться между многочисленными африканскими племенами и
 оказать на них облагораживающее влияние. Линия, проведенная от

<< Пред.           стр. 396 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу