<< Пред.           стр. 4 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 потерпел при поражении Вара, потерявшего в 9 г. по Р. X. три легиона,
 вследствие внезапного нападения Германцев, предводительствуемых
 Арминием. - В мирное время А. приводил в порядок дела управления и издал
 много полезных постановлений. Он очистил сенат от проникших в него
 недостойных элементов, заботился об улучшении нравов, покровительствуя с
 этою целью бракам (Lex Julia и Papia Poppaea), старался также
 восстановить старую религию и поднял дисциплину в войсках и порядок в
 Риме. Он украсил Рим многочисленными постройками и по справедливости мог
 гордиться, что принял его кирпичным, а оставляет мраморным. Он
 предпринимал путешествия по своей обширной империи, чтобы водворить
 везде порядок, в многих местностях основывал города и колонии.
 Благодарные народы воздвигали ему за это алтари и храмы, наряду с
 богиней Roma, а особым декретом сената месяц Sextilis был переименован,
 в честь его, в Augustus. Все заговоры на его жизнь кончались постоянно
 неудачей.
  За то в семейной своей жизни А. не мог похвалиться счастьем: много
 огорчений причинял ему распутный образ жизни его дочери (от Скрибонии)
 Юлии. В Ливии А. нашел вполне достойную себя супругу, но ее обвиняют в
 том, что она не останавливалась и пред дурными средствами для того,
 чтобы обеспечить за своим старшим сыном право наследования Августу. А.
 не имел сыновей, а смерть похитила у него не только его племянника
 Марцелла и внуков Кая и Люция, но даже и любимого пасынка Друза,
 умершего в 9 г. до Р. X. в Германии. Оставался только старший брат его,
 Тиверий, который всегда был антипатичен А. Последний сопровождал
 Тиверия, когда тот отправлялся в 14 г. по Р. X. в Иллирию, до Беневента,
 несмотря на свое нездоровье. Но на обратном пути болезнь усилилась, и 19
 авг. он умер в Ноле.
  А. мудро и умеренно пользовался своею неограниченною властью и
 осчастливил страну всеми благами мира, после того, как он провел ее
 через все ужасы междоусобной войны. Не обладая гением Ю. Цезаря, он
 однако всегда ясно намечал себе цель и искусно пользовался всеми
 представлявшимися ему средствами. Он уважал науки, сам даже был
 стихотворцем и дал свое имя целой эпохе, замечательной расцветом наук и
 искусств.
  Остатки его прозаических и стихотворных произведений изданы Вейхертом
 (Гримма, 1841 - 46). Он покровительствовал поэтам, как напр. Горацию,
 Виргилию и др. Смерть его повергла империю в глубокую печаль: его
 причислили к сонму богов, ему воздвигали алтари и храмы. Из оставленных
 им надписей, одна, представляющая в 3 отделениях очерк всей его
 общественной деятельности, почти целиком сохранилась на остатках храма в
 Анцире и в последнее время издана Момзеном (с комментариями, Берлин,
 1865) и Бергком (Гетт., 1873). См. Гок, "Romische Geschichte vom Verfall
 der Republik bis zur Vollendung der Monarchie unter Konstantin" (т. 1,
 Брауншв., 1841); Беле, "A., seine Familie una seine Freunde" (в нем.
 пер. Дёлдера, Галле, 1873).
  Август - шестой месяц староримского года, начинавшегося до реформы
 Цезаря с м. марта, первоначально назывался поэтому Sextilis. Настоящее
 свое название он получил в честь императора Августа, именем которого
 сенат назвал месяц, особенно счастливый в жизни императора. Подобного
 рода честь была еще раньше оказана сенатом Юлию Цезарю, по имени
 которого месяц Quintilis переименован в Julius. Первоначально Sextilis
 имел лишь 29 дней, но Ю. Цезарь прибавил к нему, так же как к январю и
 декабрю, еще 2 дня, так что в настоящее время месяц А. имеет 31 день. В
 продолжение первых 2/3 А. солнце стоит в знаке Льва, а в последнюю треть
  - в знаке Девы. У немцев А. называется месяцем жатвы (Erntemonat).
 Старославянское название его - Серпень. Этот месяц представляет страдную
 пору для крестьянина, которому приходится и косить, и пахать, и сеять
 под озимое.
  Августин (Аврелий) - один из знаменитейших и влиятельнейших отцов
 христ. церкви, род. в Тагасте, в Африке, 13 нояб. 354 г. Первоначальным
 своим образованием он обязан своей матери - христианке Монике, умной,
 благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако,
 парализовалось отцом-язычником. В молодости своей А. был настроен самым
 светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических
 авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего
 пробудилась в нем лишь после чтения "Horlensius" Цицерона. Он набросился
 на философию, примкнул к секте Манихеев, которой оставался верным около
 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние и
 лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей
 ему доступной, благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его
 уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. - в Милан, чтобы
 выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря
 тамошнему епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это
 обстоятельство, в связи с чтением посланий ап. Павла, произвело
 радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию катол.
 церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. А.
 вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он
 возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и
 почти совершенно раздав его бедным. некоторое время провел в строгом
 уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с
 саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был
 посвящен в епископы в Гиппоне.
  Влияние Августина на судьбы и догматическую сторону христианского
 учения почти беспримерно. Он на несколько столетий вперед определил дух
 и направлено не только Африканской, но и всей Западной церкви. Его
 полемика против ариан, присциллиан и, в особенности, против донатистов и
 др. еретических сект, наглядно доказывают степень его значения.
 Проницательность и глубина его ума, неукротимая сила веры и пылкость
 фантазии лучше всего отражаются в его многочисленных сочинениях, которые
 имели неимоверное влияние и определили антропологическую сторону учения
 в протестантизме (Лютер и Кальвин). Еще важнее, чем разработка учения о
 св. Троице, его исследования об отношении человека к божественной
 благодати. Сущностью христианского учения он считает, именно,
 способность человека к восприятию Божьей благодати, и это основное
 положение отражается также и на понимании им других догматов веры. Его
 заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих
 монастырей, впрочем, скоро разрушенных Вандалами. Он умер 28 aвг. 430
 г., во время первой осады последними Гиппона.
  Останки А. были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти
 их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки
 Сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем Лонгобардов и погребены в Павии
 в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в
 Алжир и сохраняются там подле памятника А., воздвигнутого ему на
 развалинах Гиппона франц. епископами.
  Сочинения Августина, автобиографического, полемического и
 гомилетикоэкзегетического содержания, изд. в Париже (11 ч., в 8 т., 1689
 - 1700); в Антверпене (12 ч., в 9 т., 1700 - 3) и в последнее время
 Бенедиктинцами (11 т., Пар., 1835 - 40). Замечательнейшие из этих соч.:
 "De civitate Dei libri XXII" изд. Штранге (2 т., Кельн, 1880 - 51) и
 Домбартом (2-е изд., 12 т., Лейпц., 1877), переведенное Зильбертом (2
 т., Вена, 1826) и "Confessiones" автобиография его, изд. Неандера
 (Берл., 1823) Брудера (Лейпц., 1837 и 1869) и Карла фон Раумера (2 изд.,
 Гютерсло, 1876), в переводе Греннингера (4 изд., Мюнстер, 1859),
 Зильберга (5 изд., Вена, 1860) и Раппа (7 изд., Гота, 1878). Кроме того,
 заслуживают упоминания его "Meaitationes" и "Soliloduia" (изд.
 Вестгофом, Мюнстер, 1854) и "Enchiridion" или "Manuale" (изд.
 Крабингера, Тюб., 1861). Перевод его "Избранных сочинений" выходит в
 Bibliothek der Kirchenvater" (т. 1 - 8, Кемпт., 1869). Недавно в
 библиотеке Грейфевальда были найдены два до сих пор еще неизданных
 небольших сочинения A. ("Tractatus de persecutione malorum in bonos
 viros et sanctos" и "Tractatus de omnibus virtutibus". По-русски
 существ. московское издание 1788 г. "Избранных сочинений Авг." в 4
 томах. Некоторые его слова и увещания перев. в "Христианском Чтении" и
 "Воскресном Чтении".
  Литература: Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840);
 Биндеман, "Der heilige А." (Берл., 1844); Пужула, "Vie de St. Augustin"
 (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847);
 Дорнор, "Aug., sein theol. System und seine religionspbilos. Anscbauung"
 (Берл., 1873).
  Августинский орден - последний большой нищенствующий орден
 католической церкви, ведет свое начало от св. Августина. Последний,
 после своего крещения, с несколькими единомышленниками образовал в
 местности Тагасты (388) духовную общину, достигшую по причине всеобщего
 уважения к ее основателю, большого процветания. Правилом для нее сначала
 служило лишь Евангелие, позднее же стали пользоваться некоторыми
 указаниями, данными Августином в своих двух речах "De moribus
 clericorum" и в 2 посланиях к монахиням в Гиппоне (423). Впоследствии в
 Италии, по ее образцу, образовались еще другие общины, напр.
 Иоаннбониты, Тосканские эремиты, Бритинианцы и друг. Все они были
 объединены папой Иннокентием IV под общим именем Августинского ордена и
 17 января 1244 г. получили так назыв. "Правило св. Августина",
 происхождение которого неизвестно. При Александре IV в 1256 г. был
 избран генерал-приор и 4 провинциала для Италии, Испании, Франции и
 Германии, орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и получил
 привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды. В
 1580 г. его устав был расширен: во главе ордена стоит генерал-приор,
 живущий в Риме, ему помогают влиятельные дефиниторы (советники), каждые
 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и
 избирать нового. Устав не строгий, но кроме обыкновенных постов
 предписываются еще особенные. Одежда Августинцев состоит из белого
 шерстяного подрясника с наплечником, черной рясы с длинными широкими
 рукавами, капюшона и кожаного пояса. Папа Пий V причислил Августинцев
 (1567 г.) к 4 нищенствующим орденам (Доминиканцы, Францисканцы,
 Кармелиты и Августинцы). В XIV столетии, с ослаблением первоначальной
 строгости уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, между
 прочим, и Саксонская (1493), к которой принадлежали Штаупитц и Лютер.
 Thomas de Iesus в Португалии (умер в 1582) основал орден босоногих
 Августинцев, отличавшийся строгостью правил и постов и получивший от
 Григория XV в 1622 г. особенное устройство. Они особенно
 распространились по Японии, Перу, Филиппинским островам и т.д. Монахини
 Август. ордена собирались еще в Гиппоне вокруг сестры св. Августина,
 Перпетуи. Александр III в 1177 г. основал в Венеции монастырь этого
 ордена и первой настоятельницей его была дочь императора Фридриха I,
 Юлия. В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI ст.,
 Августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или
 церковными делами, насчитывал около 2000 мужских и 300 женских
 монастырей. Когда произошла реформация, то многие Августинцы в Германии
 примкнули к ней, тем не менее в XVIII столетии еще существовали 42
 провинции, не считая конгрегаций и викариатов в Индии и Моравии. Со
 времени французской революции этот орден во Франции, Испании, Португалии
 и Германии отчасти уничтожен, в Австро-Венгрии же и Италии сильно
 ограничен.
  Аве Мария (лат.) или ангельское приветствие, angelico salutatio, т.е.
 приветствие ангела Гавриила, сказанное им Пресвятой Деве, - называется у
 католиков молитва к Богородице, по ее начальным словам: "Богородице,
 Дево, радуйся, благодатная Мария (Ave Maria), Господь с тобою". Как
 равносильная молитве Отче Наш, Ave Maria вошла в частое употребление с
 XI стол. Папа Урбан IV прибавил к ней заключительные слова: "Иисус
 Христос. Аминь". С XVI ст. к ней стали прибавлять следующие
 заключительные слова, употребляемые поныне: "Пресвятая Мария, матерь
 Божия, моли о нас грешных, ныне и в день нашей смерти. Аминь". Согласно
 предписанию папы Иоанна XXII, изд. в 1326 г., всякий католик должен
 читать эту молитву трижды в день, по утру, в полдень и вечером, когда
 звон колоколов призывает его к молитве. Она читается по малым шарикам
 четок, называемым поэтому также Ave Maria, тогда как большие шарики
 посвящены Отче Наш. 150 раз прочитанная Ave Maria составляет Psalterium
 Mariae и имеет, по верованию католиков, большую молитвенную силу.
  Авель (по евр. Гевель, т.е. суета) - 2-й сын Адама, убитый братом
 своим Каином из зависти за то, что жертва А. была принята Богом более
 благосклонно (Бытие, IV). В Новом Завете А. называется праведным и
 считается первым мучеником.
  Аверроэс, собств. Ибн-Рошд (Абуль-Валид Мохаммед Ибн Ахмет Ибн
 Мохаммед Ибн Рошд), - самый знаменитый арабский философ, родился в 1126
 (520 Геджры) в Кордове, в Испании, где отец его занимал должность
 главного судьи и муфтия. Он обучался у знаменитейших ученых своего века
 и был в самых дружеских отношениях с теософом Ибн-эль-Араби и известными
 учеными Ибн-Тофаиль (Abubaces) и Ибн-Зор (Avenzoar). Благодаря своим
 талантам и познаниям, достиг при альмогадийском султане Юссуфе (1163 -
 84) высших почетных должностей и действовал то в Марокко, то в Севилье
 или Кордове. И при его наследнике, Альманзуре-Биллях, А. находился
 вначале в большой милости, но затем был завистниками своими обвинен в
 несоблюдении учения Корана, и попав поэтому у Альманзура в немилость,
 был смещен с должностей и жил в изгнании в Елизене или Люцене близ
 Кордовы. Через несколько дет, когда сам султан стал заниматься и
 интересоваться философией, А. был опять призван ко двору в Марокко и
 осыпан доказательствами благосклонности; но вскоре после этого он умер
 12 дек. 1198 г. в Марокко. А. перевел (с сирийского) и объяснил
 сочинения Аристотеля с глубоким знанием дела. Но нельзя не заметить в
 его работах, как и у большинства арабских философов, влияния
 александрийских взглядов, положенных в основание комментариев Аммония,
 Фемистия и др. Против арабских ортодоксов, особенно Альгацали, он
 выступал всегда как рационалистический защитник философии. Большинство
 его произведений (Венец., 1489) осталось только в латинском переводе.
 Его комментарии Аристотеля появились на латинском языке в общем издании
 произведений Аристотеля (11 т., Венец., 1560). Он написал также нечто
 вроде медицинской системы, которое под названием "Colliget" (искаженное
 арабское "Куллийят" т.е. общее, система) было переведено на латинский
 яз. и несколько раз перепечатывалось (Венец., 1482 и 1514). Многие его
 произведения переведены в на еврейский язык. В христианской церкви
 философия А. получила должное значение уже в XIII столетии, хотя его
 пантеистическое учение о единстве действия Мирового принципа,
 схоластиками было отвергнуто как заблуждение, так же, как и астрология,
 названная аверроизмом. Кроме того А. заслужил себе известность и как
 астроном, своими наблюдениями над солнечными пятнами. Ср. Ренан "A. et
 l'Averroisme" (Пар., 1852; 2 изд., 1861); Г. Риттер "Geschichte der
 Philosophic" (2 изд., 8 т., Гамб., 1845); Лазинио "Studii sopra Averroe"
 (Флор., 1875). Самую существенную услугу в деле ознакомления с
 философскими сочинениями А. оказал М. и. Мюллер, который предпринял
 издание арабских текстов "Философии и теологии А." (Мюнх., 1859),
 прекрасный перевод которых был после смерти Мюллера издан Баварской
 Академией (Мюнх., 1875).
  Авиньон (лат. Avenio) - главный город Воклюзского департамента в
 Провансе, на левом берегу Роны, один из интереснейших городов Франции,
 как по своему красивому местоположению, так и по связанным с ним
 историческим воспоминаниям. Город окружен красивыми зубчатыми стенами,
 воздвигнутыми в 1349 - 68 г. в 3,12 м. толщиною, с 30 крепкими башнями и
 красивыми воротами. Дома красивы, но улицы узки, неправильны и грязны.
 Из общественных зданий замечательна ратуша с готическою башнею,
 построенная в XIV в., готический отель Крильона, архиепископский дворец,
 госпиталь, театр (1846 г.), статуи Крильона (полководца Генриха IV) и
 Петрарки; последняя воздвигнута в 1874 г. В 1882 г. поставлен памятник
 Филиппу Генриху Жирару. Кроме множества церквей, А. раньше имел 20
 мужских и 15 женск. монастырей, так что вследствие частого колокольного
 звона Рабле прозвал его "la ville sonnante". В эпоху революции многие
 церковные здания были отчасти употреблены для других целей, отчасти
 разрушены, как это, напр., случилось в 1791 г. с францисканской
 церковью, в которой находилась гробница знаменитой Лауры де Сад,
 воспетой Петраркою и умершей здесь в 1348 г. от чумы. Великолепная
 синагога сгорела в 1845 г. Целестинская церковь заключает в себе
 гробницу папы Климента VII и св. Бенизета, строителя грандиозного
 каменного моста, соединявшего город с расположенным по другую сторону
 реки в Гардском департаменте городком Villeneuve-les-Avignon. Мост этот,
 оконченный в 1188 г., в 1669 г. был отчасти разрушен Роной, так что в
 настоящее время остались от него только 4 арки (от 19) и капелла
 святого, и вместо него оба города соединяются висячим мостом. Но главное
 украшение города составляют колоссальные постройки на Roc-des-Doms -
 скале, поднимающейся над Роной на 58 м., на вершине которой построен
 большой, но неправильный собор Notre-Dame des Doms в готическом стиле,
 портик которого принимают за остаток Геркулесова храма, и который
 замечателен папским престолом из белого мрамора в византийском вкусе,
 фресками, многочисленными картинами, мавзолеями пап Бенедикта XII и
 Иоанна XXII и гробницей Крильона. На южном склоне горы возвышается
 древний папский дворец, построенный в 1339 - 64 г. и представляющий
 целую систему сильных укреплений, расположенных без всякой симметрии; в
 1815 г. дворец этот обращен в темницу и казармы. В двух его задах
 сохранились еще прекрасные фрески XIV ст. С платформы скалы открывается
 замечательный вид на окрестные горы.
  Город А. в XIV ст. насчитывал 100000 жит., после революции число это
 уменьшилось до 17 т., а в 1886 г. число жителей опять возросло до 41000.
 В настоящее время Авиньон служит центром управления департаментом,
 местопребыванием архиепископа; в нем находятся лицей, высшая и низшая
 богословская семинарии, ремесленная, рисовальная и музыкальная школы,
 Воклюзская академия, ботанический сад, музей, прозванный по имени своего
 основателя, врача Кальвэ (Calvet), с картинной галлереей,
 археологической коллекцией и галереей образцов скульптурных и
 архитектурных древностей средних веков и нового времени, кроме того,
 портретная галерея, коллекция монет и кабинет редкостей, публичная
 библиотека из 85 т. томов и 2500 рукописей, естественнонаучный музей
 "Requin" с большой библиотекой, общество земледелия и садоводства и
 общество любителей искусств. Основанный в 1303 г. университет был
 закрыть в 1794 г. С 1857 г. в городе находятся протестантская молельня и
 школа.
  Главными занятиями населения служит фабрикация хлопчатобумажных
 изделий, шелковых и бархатных тканей, тафты и др.; очень распространены
 также красильни, кожевенное производство, писчебумажное, железо-литейные
 и пушечные заводы, машинное производство и т.д. Кроме того, жители
 занимаются разведением фруктов, овощей, винограду, марены, шелководством
 и пчеловодством. Предметами оживленной торговли служат шелк, вино,
 водка, оливковое масло, хлеб и мука. Шелковые изделия доставляют работу
 12 - 14 тыс. людей и производятся на сумму 11/2 мил. франков. Большое
 значение для красильного ремесла имеет разведение так наз. Авиньонских
 зерен (Graines d'Avignon) в марены (Garance). Этими важными продуктами,
 доставляющими департаменту ежегодно более 15 мил. фр. доходу, Авиньон
 обязан одному бежавшему из своей страны Персу, Жану Альтену, отец
 которого был посланником шаха Тамаса Кулихана и умер в 1765 г. в
 бедности; ему даже воздвигнута статуя в саду близ собора. Кроме того,
 Авиньон славится красотою своих женщин.
  В древности А. был столицею галльских Каваров и еще до сих пор
 сохранил многие остатки римской эпохи. В средние века область А.
 принадлежала папам, которые управляли ею через своего вице-легата и

<< Пред.           стр. 4 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу