<< Пред. стр. 400 (из 1179) След. >>
сюжет, наиболее распространенною версией мифа стала следующая. И. - дочьАгамемнона и Клитемнестры (или приемная дочь их). Когда греки
отправлялись под Трою и готовы были уже пуститься в пут из беотийской
гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте
посвященную ей лань. За это богиня наслала безветрие и флот греков не
мог двинуться в путь. Прорицатель Калхас объявил, что богиня может быть
умилостивлена только принесением ей в жертву И. Агамемнон, по настоянию
Менедая и войска, должен был согласиться на это, и И. была вытребована в
лагерь, под предлогом обручения с Ахиллом. Когда она прибыла туда и все
уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания
заменила И. козой, а ее на облаке похитила и унесла в Тавриду, где И.
сделалась ее жрицей в умерщвляла перед ее алтарем странников, заносимых
туда бурей. Здесь нашел И. брат ее Орест, который прибыл в Тавриду,
вместе с другом своим Пиладом, по приказанию дельфийского оракула, чтобы
увести в Элладу изображение Артемиды Таврической, упавшее, по преданию,
с неба. Они вместе возвратились на родину. О месте смерти и погребения
И. также существовало разногласие. Гезиод говорит, что И. не умерла, а
превращена Артемидою в Гекату; другие поэты заставляют ее жить на
далеком севере, с Ахиллом, и наслаждаться бессмертием. Вообще имя и
культ И. встречается всюду, где почиталась Артемида.
Ихтиоз (рыбья чешуя от icJuV - рыба) - болезнь кожи,
характеризующаяся образованием более или менее твердых, плотно сидящих в
нормально окрашенной коже, чешуеобразных эпидермидальных пластинок,
которые придают поверхности тела вид рыбьей чешуи или змеиной кожи. При
самой легкой форме болезни кожа представляется в известной степени
шероховатой; затем бывают случаи, в которых наблюдаются большие, но
тонкие эпидермидальные пластинки, между тем как в самых интенсивных
формах роговые массы могут достигать толщины от одного до многих
сантиметров. К случаям последнего рода относятся те, которые описаны под
именем людей-дикобразов (porcupine man). В более легких формах колени и
локти обыкновенно сильнее поражены, тогда как ладони, подошвы и
сгибательные поверхности сочленени остаються нетронутыми. Бывают и
местные формы,при которых болезнь ограничивается только ладонями и
подошвами. И. есть прирожденная болезнь и развивается обыкновенно уже в
первые дни или месяцы после рождения, но известны случаи, где болезнь
развивается уже во время утробной жизни, так что дети рождались на свет
с плотными роговыми щитками на поверхности тела. Анотомические изменения
состоят преимущественно в удленении кожных сосочков и в наслоении
эпидермиса, а сущность заболевания - в ненормально скором ороговении
последнего. Несмотря на сильное уменьшение выделения пота, общие
отправления организма обыкновенно не нарушаются сколько-нибудь заметно.
И. вообще неизлечим, и с помощью терапии можно достигнут лишь временного
улучшения.
Ихтиология - отдел зоологии, посвященный изучению рыб.
Ишемическая болезнь - одна из форм малокровия какого-либо органа или
части тела, обусловленная уменьшенным притоком крови вследствие
равномерного сужения приводящих ее сосудов. Причины могут быть как
механические (сдавливание части тела, заносные пробки сосудов), так и
зависящие от нервной системы.
Июль (лат. Julius mensis, греч. , англ. July, испан. julio, итал.
Luglio, Giulio; нем. Juli, франц. juillet. Коренные славянские названия:
в древней Руси
- червень, у малоруссов и поляков - липец, у чехов и словаков -
червенец и сечень, у вендов - седмник, серпан, у иллирийцев - шерпен и
шарпан) - по современному счислению седьмой месяц в году, а у древних
римлян, считавших год с марта, пятый, откуда первоначальное название его
Quintilis, которое в 45 г. до Р. Хр. переменено было на И., в честь Юлия
Цезаря, родившегося в этом месяце. По другому мнению, название его, как
и июльский праздник северогерманских народов, находится в связи с
солнцеповоротом. В древней Руси был пятым месяцем, а когда начали
считать год с сентября, приходился одиннадцатым; с 1700 г. - седьмой.
Имеет 31 день. В старофранц. яз. И. назыв. Juignet, т.е. маленький июнь,
во всех герм. яз. Heumonat (сенный месяц), так как на И. падает конец
сенокоса; в Тульской губ. назыв. сенозорник, в Тамбовской и др. губ.
народное название - макушка лета, что слово в слово соответствует
кельтскому gorphenhaf. Славянское название серпан, серпен, велик серпен
происходит от слова серп, которому соответствует греч. , откуда
македонское название месяца . Название И. (в церковных книгах Иулий)
перешло к нам из Византии. Народные поговорки про И.: "в И. на дворе
пусто, да на поле густо", "сбил сенозорник у мужика мужицкую спесь, что
некогда и на печь лечь", "плясала бы баба, да макушка лета настала" и
проч. С Ильина дня (20 июля) у нас считают осень, появляются холодные
утренники, отчего говорят: "на Ильин день и камень прозябает", "на Илью
до обеда лето, а после обеда осень", "до Ильина дня сено сметать, пуд
меду в него накласть", "Илья пророк три часа приволок", "новый хлеб на
Ильин день", "до Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекою
прощается". В римскокатолич. церкви И. месяц посвящен памяти Игнатия
Лойолы, основателя ордена Иезуитов.
Июнь (лат. mensis, Junius, греч. ; англ. June, немец. Juni: испан.
junio; итал. Giugno, франц. juin. Коренные славянские названия: в
древней Руси - изок [=кузнечик, сверчок], у подяков - червец, у чехов и
словаков - червень, у иллирийцев - липань, у хорватов - розенцвет,
иванчак, класень; у лужичан - смажник, розовой; у вендов - шестник,
прашник, кресник) - по современному счислению шестой месяц в году, а у
древних римлян, считавших год с марта, - четвертый; название получил от
Юноны почему у Овидия назыв. mensis Jnnonis; по др. мнению, назван по
имени Л.Юния Брута, первого римского консула. В древней Руси месяц И.
был четвертым, а когда год начали считать с сентября - десятым; с 1700
г. - шестой. Имеет 30 дней. В герм. языках И. назыв. Brachmonat, так как
при трехпольной системе хозяйства в этот месяц обрабатывают поле,
лежащее под паром (Brachfeld). Название И. (в церковных книгах lyuiu)
перешло к нам из Византии. По народному выражению, в И. "солнце
поворачивается на зиму, а лето - на жары". В римско-католической церкви
И. месяц особенно посвящен Спасителю: везде совершаются службы "сердцу
Иисуса".
Йога или iога (санскр. yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточение
духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое
соединение души с Богом, когда душа "чувствует себя в Боге и Бога в
себе". 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, по
преданию, основанная во II в. до Р. Хр. Патанджали; по его имени она
назыв. также Patanjala. Понят Й., как отвлечения мысли от внешних вещей
и сосредоточение их на высшем духе, существовало, однако, еще раньше
Патанджали. Древнейшим учителем школы считается в предании мудрец
Яджнявалкья, ок. 360 г. до Р. Хр.; в его Законнике уже излагается учение
Й. Патанджали, по-видимому, только привел это философское учение в
систему и изложил его в так. назыв. Йогасутра (учебник Й.). Оно имеет
много общего со школой Санкхья, вместе с которой часто упоминается,
откуда возникает даже особый термин (в двойственном числе) - Санкхья-Й.
В подробностях взаимное отношение этих двух школ еще не вполне выяснено.
Общая черта - первичный дуализм духа и материи; методы схожи, но Й.
отличается ясно выраженным теистическим направлением (Санкхья -
атеистична) и признает существование не только индивидуальной души, но
также и всепроницающего верховного духа, свободного от всех влияний,
имеющих силу над прочими душами. Из этого верховного и начального духа
берут начало все отдельные души. Чтобы достигнут соединения души с Богом
указываются определенные благочестивые упражнения и разные виды
умерщвления плоти. Эта практическая сторона учения Й. достигла, с
течением времени, особого развития. Школа Й. возникла, по-видимому,
позднее Санкхья и, быть может, представляет собой теистическое
дополнение или дальнейшее развитие этой последней. Последователи учения
- йоги или йoгины - для достижения конечной цели должны пройти следующие
четыре ступени: 1) изучение правил Й., 2) приобретение совершенного их
знания, 3) применение этого знания на практике и победа над материальным
влиянием первичных стихий, 4) уничтожение всякого сознания своей
личности. Таким образом получается тожество живого духа (Jivatman) с
верховным (Brahma), созерцающего - с предметом созерцания.
Литература: Patanjali, "The Yoga aphorisms" (изд. в Аллахабаде, 1852
- 53; в Калькутте, с комментариями и английским переводом, 1881 - 1883);
"PatanjalaDarahsna or aphorisms of P. philosophy" (Калькутта, 1880);
"The Yoga Sutra" (перев. с предислов. и примеч. Бомбей, 1890);
английский перевод под заглавием: "Aphorisms of the Yoga etc.".
Монографии: Paul, "On the Yoga philosophy" (3 изд., Бомбей, 1888);
Markus, "Die Yoga Philosophie nach dem Rajamartanda" (Галле, 1886).
С.Булич.
Йокай (Мавр Jokay) - знаменитый венгерский романист, пятидесятилетний
литературный юбилей которого отпразднован в 1894 г. с особенною
торжественностью. Род. в 1825 г. в Коморне. На школьной скамье Й. близко
сошелся с известными впоследствии писателями и политическими деятелями
Петефи и Орлаем, игравшими значительную роль в его умственном развитии.
Поселясь в Пеште для изучения юриспруденции, Й. становится членом
политико-литературного клуба "Десяти". В 1844 г. он, вместе с Петефи,
редактирует литературное обозрение "Eletkepek". Политические их взгляды
были тогда еще почти одинаковы: они оба ожидали обновления Венгрии путем
революционного брожения. Но, испуганный стремительным ходом политических
событий, Й., в 1848 г., призывает народ к спокойствию, а во время
революции бежит из Пешта. Долго скрывался он в провинции и только по
восстановлении порядка вернулся в Пешт, представ добровольно пред
военный суд, который оставил его лишь в подозрении. Это заставило одно
время Й. писать под псевдонимом Саио. С ослаблением реакции Й. выступает
на политическое поприще в качестве депутата сейма. Страстный характер
некоторых из его публицистических статей стоил ему, в 1863 г., годичного
заключения в тюрьме. Позже Й. был приверженцем политической программы
Коломана Тиссы, нашедшего в нем защитника своих кальвинистических
принципов. Нет почти рода литературного творчества, в котором Й. бы не
испробовал своих сил; но далеко не все ему одинаково удается. Романы Й.,
затрагивающие национальные сюжеты (между ними особенно замечательны:
"Мадьярский Набоб", "Новый владелец", "Бог один" и т.д.), составляют
эпоху в развитии венгерского романа; но многие исторические произведения
Й., где романист пробует знакомить читателя с малознакомыми ему самому
событиями (напр. "Роман из Крымской войны", "Те, кто любит однажды") или
произведения во вкусе Жюля Верна или Э.Зола, как "Роман будущего века",
"Нигилизм в Венгрии", ничего не прибавили к литературной репутации
автора. Главные недостатки творчества Й., прозванного за плодовитость и
склонность к мало вероятным вымыслам "венгерским Дюма-отцом" -
отсутствие цельности и разнообразие настроений, как будто произведение
создавалось по кусочкам, в разное время: в ущерб целому, выделяются
частности, глубокие по замыслу, прекрасные по выполнению. Достоинства Й.
- тонкое понимание вкусов венгерского читателя, знание народной жизни и
прекрасный язык; он создал целую галерею интересных лиц, с ног до годовы
мадьяров, проникнутых идеей нравственного долга. "Народ любить Й., -
говорит один из его биографов, - потому что он знает, что Й. сочувствует
его бедности, его тяжелому труду". Холерная эпидемия 1831 г., наводнение
в Пеште в 1863 г., голодовки, столь частые в Венгрии, составляют
сущность многих рассказов Й. Ряд романов Й. ["Черные бриллианты" (отд.
1882 г.), "Золотой человек" (отд. СПб. 1882 г.), "Другое время - другие
нравы" (отд. СПб., 1886) и др.] был напечатан в "Библиотеке для Чтения"
1880-х годов, "Новый помещик" - в "Вестник Европы" (1880 г.). На русский
язык переведены также его романы: "Дважды умереть" и "Любовь до эшафота.
Исторический роман времен Ракоци" (СПб. 1884). Его жена, Роза
Лаборфальви (1820 - 1886) - известная венгерская трагическая актриса.
Йокохама - порт на берегу бухты Токио, Тихого океана, на о-ве Нипон,
под 35°26ў с.ш., с 123 тыс. жит.; важнейший из 7 портов Японии, открытых
для внешней торговли. В 1892 г. ввоз 31,3 милл. япон. йен
(приблизительно равн. доллару или 5 франкам или 2 бумажным рублям),
главным образом: сахар 6,2 милл., хлопчатобумажной ткани 4,5,
хлопчато-бумажной пряжи 8,6. Вывоз - 61,2 милл. йен, главным образом:
шелк 36,3, шелковые изделия 8,3, чай 4,8 милл. йен. Иностранцев в Й.
всего 6000 (в том числе до 3000 китайцев), но они имеют преобладающее
влияние благодаря богатству и привилегиям, обеспеченным трактатами. В
пределах так назыв. "концессии" японцы имеют право жить только в
качестве приказчиков, рабочих и прислуги европейцев и американцев.
Связанная со столицей Токио казенной ж. д. в 30 км., она сделалась как
бы пригородом столицы и ее внешним портом (к Токио не могут подходить
глубоко сидящие корабли). Й. соединена европ. и америк. пароходными
линиями с главными портами Китая, Европы, Британской Колумбии и с С.
Франциско. Здесь бывают не только купцы, но и тысячи туристов из Европы
и Сев. Америки. Благодаря им, ведется розничная торговля японскими
древностями и предметами художественной промышленности. Многочисленные
японские пароходные линии связывают Й. с главными портами Японии и
некоторыми портами Китая и Кореи, а также с Владивостоком. До 1869 г. Й.
была рыбачьей деревней; в этом году открылась здесь торговля с
заграничными странами, вместо Канагавы, имевшейся сначала в виду.
А.В.
Йорк (York) - один из важнейших городов Англии, глав. гор. графства
того же имени, при впадении р. Фос в Узу; резиденция архиепископа. Город
окружен старинными стенами, с 10 воротами, из которых несколько
замечательной архитектуры. Замок, в котором теперь помещаются суд и
тюрьма. Лучшее из зданий - йоркский собор, построенный в XIII и XIV в.;
дворец лорда-мэра, с ионическими колоннами; ратуша, в готическом стиле.
Философское общество, музей. Фабрики и заводы стеклянных и железных
изделий, ковров, обоев и предметов роскоши. Оживленная торговля углем;
хлебная биржа. Более всего Й. обязан своим процветанием сосредоточению в
нем дворянства сев. Англии. Жит. 60000 (1890).
Кааба - святилище г.Мекки. Самый гор. Мекка построен корейшитами
только в V в. по Р. Хр., но храм К. был центром арабского паломничества
с очень древних времен. Храм представлял собою четыре стены ("КАЪБА"
значит по-арабски "четырехугольник"), высотою в рост человека,
окружностью в 250 фт., из грубого камня, не скрепленного известью. В
наружную стену восточного угла был вделан Эсвад ("Черный камень"),
главная святыня К. Это - или аэролит, или вулканический базальт; по
преданию (которое констатируется еще за 200 лет до Мохаммеда), Эсвад был
принесен ангелом из рая Адаму, положившему начало К., а вделан в стену -
Авраамом, установителем хаджжа. С половины III в. до Р. Хр. К.
становится пантеоном арабских племен: внутри помещено было до 360
национальных идолов, среди которых находились также изображения Авраама
и Девы Марии с младенцем Иисусом. Благодаря К., весь округ Мекки, на
несколько верст, считался неприкосновенным и особенную святость
приобретал во время хаджжа. Мохаммед, овладев Меккой в 630 г., выбросил
из К. идолов, но почтительно приложился посохом к Эсваду и сохранил все
обряды хаджа. С того времени К. стала святыней для всего мусульманского
мира.
А.Крымский.
Кабан или дикая свинья (Sus scrofa) - из рода свинья (Sus),
отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от К. (и
других близких видов), более коротким и сжатым телом, более толстыми и
высокими ногами; кроме того голова у К. длиннее и тоньше, уши длиннее,
острые и притом стоячие, острые, клыки сильнее развиты и острее (у самца
они гораздо сильнее развиты, чем у самки). Щетина, обращенная вообще
кзади, кроме нижней части шеи и задней части живота, образует на спине
род гривы. Щетина черно-бурого цвета с примесью желтоватого, подшерсток
буровато-серый, благодаря этому общая окраска серочерно-бурая, морда,
хвост, нижняя часть ног и копыта - черные. Пестрые и пегие экземпляры
редки и их считают потомками одичавших домашних свиней. Длина тела до
1,8 м., хвост 25 см., вышина плеч 95 см.; вес взрослого К. 150 - 200 кг.
К. водится в южн. и средней Европе, сев. Африке, зап. и средней Азии; на
С он доходит до 55(с.ш., на В до Амура и Гималаев; за этими пределами (в
южн. Азии, южн. и центральной Африке) его заменяют родственные виды. В
средней Европе он прежде водился повсеместно, теперь во многих местах
истреблен, как и во всей Англии. У нас К. водится в зап. и южн. части
Европейской России, на Кавказе, в Туркестане и южной Сибири на Тянь-Шане
он восходит до 3300 м. Он держится в богатых водою, болотистых
местностях, как лесистых, так и заросших камышом, кустарником и т.п.
Старые самцы живут по большей части поодиночке и присоединяются к стадам
лишь во время спаривания. Самки образуют обыкновенно небольшие стада из
10 - 30 самок и детенышей и молодых, слабых самцов. Течка бывает от
ноября до января; между самцами происходят в это время ожесточенные
драки. Беременность длится около 18 недель, число детенышей (рождаемых
нормально один раз в год) 4 - 6; в первое время они окрашены белыми,
черно-бурыми и желтыми полосами. Самка заботливо охраняет детенышей и
бешено защищает их от врагов. Половой зрелости К. достигают
приблизительно 11/2, лет от роду, взрослыми становятся 5 - 6 лет.
Движения К. неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может
проплывать значительные расстояния. Зрение слабо, но обоняние и слух
очень хороши. К. осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или
защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и страшным
клыкам. Кроме человека им вредят волки и рыси, но главным образом
молодым, а в южн. Азии тигры, которые, впрочем, редко нападают на старых
крупных самцов. Днем К. лежать в выкопанной яме, логовище; иногда
устраивается общее логовище. К вечеру выходят, чтобы купаться и
отыскивать пищу, состоящую из различных мелких животных, падали, корней,
плодов, желудей и т.п. Они посещают также поля картофеля, репы, хлебов и
сильно вредят им, особенно тем, что разрывают и топчут их. Они часто
портят также молодые деревья. Иногда К. нападают и на довольно крупных
животных, больных или раненых, напр. ланей, косуль, даже оленей, убивают
и поедают их. Мясо вкусно, в дело идет также кожа и щетина, но во всяком
случае в населенных странах К. приносят гораздо больше вреда, чем
пользы.
Н.Книпович.
Охота на кабанов сопряжена с значительною опасностью, так как они
нередко бросаются на охотников, причем самцы (секачи) наносят страшные
раны своими мощными клыками; самки же, у которых клыки менее развиты,
чем у самцов, сбивают неосторожных охотников с ног, топчут их передними
ногами и рвут зубами. Поэтому при охоте на К. облавою (преимущественно
за границею) иногда устраивают для охотников невысокие платформы, с
которых К., вследствие неподвижности своей шеи, не могут сбросить
охотника. Когда К. бросается, лучше всего отскочить перед самым животным
в сторону, так как К., пронесшись мимо, редко возвращается обратно для
нового нападения. Всего опаснее старые К., держащиеся в одиночку, а
потому и называемые одинцами. Кроме облав на кабанов охотятся с
притравленными на них собаками (гончими и другими злобными породами с
примесью гончей крови), которые, нагнав К. и хватая его за уши, задние
ноги и зад, задерживают его настолько, что охотник успевает подойти,
чтобы заколоть или пристрелить его. Ночью К. подкарауливают на засеянных
полях, куда они выходят кормиться. В наших азиатских владениях, где К.
водятся не только в лесах, но и в камышах, на них охотятся верхом,
преследуя выпугнутых из камышей животных и стреляя их на всем скаку. К.
постоянно беспокоят паразиты, и потому они любят тереться о деревья,
вследствие чего, у старых экземпляров, от древесной смолы и грязи,