<< Пред.           стр. 400 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 сюжет, наиболее распространенною версией мифа стала следующая. И. - дочь
 Агамемнона и Клитемнестры (или приемная дочь их). Когда греки
 отправлялись под Трою и готовы были уже пуститься в пут из беотийской
 гавани Авлиды, Агамемнон (или Менелай) оскорбил Артемиду, убив на охоте
 посвященную ей лань. За это богиня наслала безветрие и флот греков не
 мог двинуться в путь. Прорицатель Калхас объявил, что богиня может быть
 умилостивлена только принесением ей в жертву И. Агамемнон, по настоянию
 Менедая и войска, должен был согласиться на это, и И. была вытребована в
 лагерь, под предлогом обручения с Ахиллом. Когда она прибыла туда и все
 уже было готово для жертвы, Артемида сжалилась и в самый момент заклания
 заменила И. козой, а ее на облаке похитила и унесла в Тавриду, где И.
 сделалась ее жрицей в умерщвляла перед ее алтарем странников, заносимых
 туда бурей. Здесь нашел И. брат ее Орест, который прибыл в Тавриду,
 вместе с другом своим Пиладом, по приказанию дельфийского оракула, чтобы
 увести в Элладу изображение Артемиды Таврической, упавшее, по преданию,
 с неба. Они вместе возвратились на родину. О месте смерти и погребения
 И. также существовало разногласие. Гезиод говорит, что И. не умерла, а
 превращена Артемидою в Гекату; другие поэты заставляют ее жить на
 далеком севере, с Ахиллом, и наслаждаться бессмертием. Вообще имя и
 культ И. встречается всюду, где почиталась Артемида.
  Ихтиоз (рыбья чешуя от icJuV - рыба) - болезнь кожи,
 характеризующаяся образованием более или менее твердых, плотно сидящих в
 нормально окрашенной коже, чешуеобразных эпидермидальных пластинок,
 которые придают поверхности тела вид рыбьей чешуи или змеиной кожи. При
 самой легкой форме болезни кожа представляется в известной степени
 шероховатой; затем бывают случаи, в которых наблюдаются большие, но
 тонкие эпидермидальные пластинки, между тем как в самых интенсивных
 формах роговые массы могут достигать толщины от одного до многих
 сантиметров. К случаям последнего рода относятся те, которые описаны под
 именем людей-дикобразов (porcupine man). В более легких формах колени и
 локти обыкновенно сильнее поражены, тогда как ладони, подошвы и
 сгибательные поверхности сочленени остаються нетронутыми. Бывают и
 местные формы,при которых болезнь ограничивается только ладонями и
 подошвами. И. есть прирожденная болезнь и развивается обыкновенно уже в
 первые дни или месяцы после рождения, но известны случаи, где болезнь
 развивается уже во время утробной жизни, так что дети рождались на свет
 с плотными роговыми щитками на поверхности тела. Анотомические изменения
 состоят преимущественно в удленении кожных сосочков и в наслоении
 эпидермиса, а сущность заболевания - в ненормально скором ороговении
 последнего. Несмотря на сильное уменьшение выделения пота, общие
 отправления организма обыкновенно не нарушаются сколько-нибудь заметно.
 И. вообще неизлечим, и с помощью терапии можно достигнут лишь временного
 улучшения.
  Ихтиология - отдел зоологии, посвященный изучению рыб.
  Ишемическая болезнь - одна из форм малокровия какого-либо органа или
 части тела, обусловленная уменьшенным притоком крови вследствие
 равномерного сужения приводящих ее сосудов. Причины могут быть как
 механические (сдавливание части тела, заносные пробки сосудов), так и
 зависящие от нервной системы.
  Июль (лат. Julius mensis, греч. , англ. July, испан. julio, итал.
 Luglio, Giulio; нем. Juli, франц. juillet. Коренные славянские названия:
 в древней Руси
  - червень, у малоруссов и поляков - липец, у чехов и словаков -
 червенец и сечень, у вендов - седмник, серпан, у иллирийцев - шерпен и
 шарпан) - по современному счислению седьмой месяц в году, а у древних
 римлян, считавших год с марта, пятый, откуда первоначальное название его
 Quintilis, которое в 45 г. до Р. Хр. переменено было на И., в честь Юлия
 Цезаря, родившегося в этом месяце. По другому мнению, название его, как
 и июльский праздник северогерманских народов, находится в связи с
 солнцеповоротом. В древней Руси был пятым месяцем, а когда начали
 считать год с сентября, приходился одиннадцатым; с 1700 г. - седьмой.
 Имеет 31 день. В старофранц. яз. И. назыв. Juignet, т.е. маленький июнь,
 во всех герм. яз. Heumonat (сенный месяц), так как на И. падает конец
 сенокоса; в Тульской губ. назыв. сенозорник, в Тамбовской и др. губ.
 народное название - макушка лета, что слово в слово соответствует
 кельтскому gorphenhaf. Славянское название серпан, серпен, велик серпен
 происходит от слова серп, которому соответствует греч. , откуда
 македонское название месяца . Название И. (в церковных книгах Иулий)
 перешло к нам из Византии. Народные поговорки про И.: "в И. на дворе
 пусто, да на поле густо", "сбил сенозорник у мужика мужицкую спесь, что
 некогда и на печь лечь", "плясала бы баба, да макушка лета настала" и
 проч. С Ильина дня (20 июля) у нас считают осень, появляются холодные
 утренники, отчего говорят: "на Ильин день и камень прозябает", "на Илью
 до обеда лето, а после обеда осень", "до Ильина дня сено сметать, пуд
 меду в него накласть", "Илья пророк три часа приволок", "новый хлеб на
 Ильин день", "до Ильина дня мужик купается, а с Ильина дня с рекою
 прощается". В римскокатолич. церкви И. месяц посвящен памяти Игнатия
 Лойолы, основателя ордена Иезуитов.
  Июнь (лат. mensis, Junius, греч. ; англ. June, немец. Juni: испан.
 junio; итал. Giugno, франц. juin. Коренные славянские названия: в
 древней Руси - изок [=кузнечик, сверчок], у подяков - червец, у чехов и
 словаков - червень, у иллирийцев - липань, у хорватов - розенцвет,
 иванчак, класень; у лужичан - смажник, розовой; у вендов - шестник,
 прашник, кресник) - по современному счислению шестой месяц в году, а у
 древних римлян, считавших год с марта, - четвертый; название получил от
 Юноны почему у Овидия назыв. mensis Jnnonis; по др. мнению, назван по
 имени Л.Юния Брута, первого римского консула. В древней Руси месяц И.
 был четвертым, а когда год начали считать с сентября - десятым; с 1700
 г. - шестой. Имеет 30 дней. В герм. языках И. назыв. Brachmonat, так как
 при трехпольной системе хозяйства в этот месяц обрабатывают поле,
 лежащее под паром (Brachfeld). Название И. (в церковных книгах lyuiu)
 перешло к нам из Византии. По народному выражению, в И. "солнце
 поворачивается на зиму, а лето - на жары". В римско-католической церкви
 И. месяц особенно посвящен Спасителю: везде совершаются службы "сердцу
 Иисуса".
  Йога или iога (санскр. yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточение
 духа, созерцание Божества, в результате которого получается мистическое
 соединение души с Богом, когда душа "чувствует себя в Боге и Бога в
 себе". 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, по
 преданию, основанная во II в. до Р. Хр. Патанджали; по его имени она
 назыв. также Patanjala. Понят Й., как отвлечения мысли от внешних вещей
 и сосредоточение их на высшем духе, существовало, однако, еще раньше
 Патанджали. Древнейшим учителем школы считается в предании мудрец
 Яджнявалкья, ок. 360 г. до Р. Хр.; в его Законнике уже излагается учение
 Й. Патанджали, по-видимому, только привел это философское учение в
 систему и изложил его в так. назыв. Йогасутра (учебник Й.). Оно имеет
 много общего со школой Санкхья, вместе с которой часто упоминается,
 откуда возникает даже особый термин (в двойственном числе) - Санкхья-Й.
 В подробностях взаимное отношение этих двух школ еще не вполне выяснено.
 Общая черта - первичный дуализм духа и материи; методы схожи, но Й.
 отличается ясно выраженным теистическим направлением (Санкхья -
 атеистична) и признает существование не только индивидуальной души, но
 также и всепроницающего верховного духа, свободного от всех влияний,
 имеющих силу над прочими душами. Из этого верховного и начального духа
 берут начало все отдельные души. Чтобы достигнут соединения души с Богом
 указываются определенные благочестивые упражнения и разные виды
 умерщвления плоти. Эта практическая сторона учения Й. достигла, с
 течением времени, особого развития. Школа Й. возникла, по-видимому,
 позднее Санкхья и, быть может, представляет собой теистическое
 дополнение или дальнейшее развитие этой последней. Последователи учения
 - йоги или йoгины - для достижения конечной цели должны пройти следующие
 четыре ступени: 1) изучение правил Й., 2) приобретение совершенного их
 знания, 3) применение этого знания на практике и победа над материальным
 влиянием первичных стихий, 4) уничтожение всякого сознания своей
 личности. Таким образом получается тожество живого духа (Jivatman) с
 верховным (Brahma), созерцающего - с предметом созерцания.
 
  Литература: Patanjali, "The Yoga aphorisms" (изд. в Аллахабаде, 1852
 - 53; в Калькутте, с комментариями и английским переводом, 1881 - 1883);
 "PatanjalaDarahsna or aphorisms of P. philosophy" (Калькутта, 1880);
 "The Yoga Sutra" (перев. с предислов. и примеч. Бомбей, 1890);
 английский перевод под заглавием: "Aphorisms of the Yoga etc.".
 Монографии: Paul, "On the Yoga philosophy" (3 изд., Бомбей, 1888);
 Markus, "Die Yoga Philosophie nach dem Rajamartanda" (Галле, 1886).
  С.Булич.
  Йокай (Мавр Jokay) - знаменитый венгерский романист, пятидесятилетний
 литературный юбилей которого отпразднован в 1894 г. с особенною
 торжественностью. Род. в 1825 г. в Коморне. На школьной скамье Й. близко
 сошелся с известными впоследствии писателями и политическими деятелями
 Петефи и Орлаем, игравшими значительную роль в его умственном развитии.
 Поселясь в Пеште для изучения юриспруденции, Й. становится членом
 политико-литературного клуба "Десяти". В 1844 г. он, вместе с Петефи,
 редактирует литературное обозрение "Eletkepek". Политические их взгляды
 были тогда еще почти одинаковы: они оба ожидали обновления Венгрии путем
 революционного брожения. Но, испуганный стремительным ходом политических
 событий, Й., в 1848 г., призывает народ к спокойствию, а во время
 революции бежит из Пешта. Долго скрывался он в провинции и только по
 восстановлении порядка вернулся в Пешт, представ добровольно пред
 военный суд, который оставил его лишь в подозрении. Это заставило одно
 время Й. писать под псевдонимом Саио. С ослаблением реакции Й. выступает
 на политическое поприще в качестве депутата сейма. Страстный характер
 некоторых из его публицистических статей стоил ему, в 1863 г., годичного
 заключения в тюрьме. Позже Й. был приверженцем политической программы
 Коломана Тиссы, нашедшего в нем защитника своих кальвинистических
 принципов. Нет почти рода литературного творчества, в котором Й. бы не
 испробовал своих сил; но далеко не все ему одинаково удается. Романы Й.,
 затрагивающие национальные сюжеты (между ними особенно замечательны:
 "Мадьярский Набоб", "Новый владелец", "Бог один" и т.д.), составляют
 эпоху в развитии венгерского романа; но многие исторические произведения
 Й., где романист пробует знакомить читателя с малознакомыми ему самому
 событиями (напр. "Роман из Крымской войны", "Те, кто любит однажды") или
 произведения во вкусе Жюля Верна или Э.Зола, как "Роман будущего века",
 "Нигилизм в Венгрии", ничего не прибавили к литературной репутации
 автора. Главные недостатки творчества Й., прозванного за плодовитость и
 склонность к мало вероятным вымыслам "венгерским Дюма-отцом" -
 отсутствие цельности и разнообразие настроений, как будто произведение
 создавалось по кусочкам, в разное время: в ущерб целому, выделяются
 частности, глубокие по замыслу, прекрасные по выполнению. Достоинства Й.
 - тонкое понимание вкусов венгерского читателя, знание народной жизни и
 прекрасный язык; он создал целую галерею интересных лиц, с ног до годовы
 мадьяров, проникнутых идеей нравственного долга. "Народ любить Й., -
 говорит один из его биографов, - потому что он знает, что Й. сочувствует
 его бедности, его тяжелому труду". Холерная эпидемия 1831 г., наводнение
 в Пеште в 1863 г., голодовки, столь частые в Венгрии, составляют
 сущность многих рассказов Й. Ряд романов Й. ["Черные бриллианты" (отд.
 1882 г.), "Золотой человек" (отд. СПб. 1882 г.), "Другое время - другие
 нравы" (отд. СПб., 1886) и др.] был напечатан в "Библиотеке для Чтения"
 1880-х годов, "Новый помещик" - в "Вестник Европы" (1880 г.). На русский
 язык переведены также его романы: "Дважды умереть" и "Любовь до эшафота.
 Исторический роман времен Ракоци" (СПб. 1884). Его жена, Роза
 Лаборфальви (1820 - 1886) - известная венгерская трагическая актриса.
  Йокохама - порт на берегу бухты Токио, Тихого океана, на о-ве Нипон,
 под 35°26ў с.ш., с 123 тыс. жит.; важнейший из 7 портов Японии, открытых
 для внешней торговли. В 1892 г. ввоз 31,3 милл. япон. йен
 (приблизительно равн. доллару или 5 франкам или 2 бумажным рублям),
 главным образом: сахар 6,2 милл., хлопчатобумажной ткани 4,5,
 хлопчато-бумажной пряжи 8,6. Вывоз - 61,2 милл. йен, главным образом:
 шелк 36,3, шелковые изделия 8,3, чай 4,8 милл. йен. Иностранцев в Й.
 всего 6000 (в том числе до 3000 китайцев), но они имеют преобладающее
 влияние благодаря богатству и привилегиям, обеспеченным трактатами. В
 пределах так назыв. "концессии" японцы имеют право жить только в
 качестве приказчиков, рабочих и прислуги европейцев и американцев.
 Связанная со столицей Токио казенной ж. д. в 30 км., она сделалась как
 бы пригородом столицы и ее внешним портом (к Токио не могут подходить
 глубоко сидящие корабли). Й. соединена европ. и америк. пароходными
 линиями с главными портами Китая, Европы, Британской Колумбии и с С.
 Франциско. Здесь бывают не только купцы, но и тысячи туристов из Европы
 и Сев. Америки. Благодаря им, ведется розничная торговля японскими
 древностями и предметами художественной промышленности. Многочисленные
 японские пароходные линии связывают Й. с главными портами Японии и
 некоторыми портами Китая и Кореи, а также с Владивостоком. До 1869 г. Й.
 была рыбачьей деревней; в этом году открылась здесь торговля с
 заграничными странами, вместо Канагавы, имевшейся сначала в виду.
  А.В.
  Йорк (York) - один из важнейших городов Англии, глав. гор. графства
 того же имени, при впадении р. Фос в Узу; резиденция архиепископа. Город
 окружен старинными стенами, с 10 воротами, из которых несколько
 замечательной архитектуры. Замок, в котором теперь помещаются суд и
 тюрьма. Лучшее из зданий - йоркский собор, построенный в XIII и XIV в.;
 дворец лорда-мэра, с ионическими колоннами; ратуша, в готическом стиле.
 Философское общество, музей. Фабрики и заводы стеклянных и железных
 изделий, ковров, обоев и предметов роскоши. Оживленная торговля углем;
 хлебная биржа. Более всего Й. обязан своим процветанием сосредоточению в
 нем дворянства сев. Англии. Жит. 60000 (1890).
  Кааба - святилище г.Мекки. Самый гор. Мекка построен корейшитами
 только в V в. по Р. Хр., но храм К. был центром арабского паломничества
 с очень древних времен. Храм представлял собою четыре стены ("КАЪБА"
 значит по-арабски "четырехугольник"), высотою в рост человека,
 окружностью в 250 фт., из грубого камня, не скрепленного известью. В
 наружную стену восточного угла был вделан Эсвад ("Черный камень"),
 главная святыня К. Это - или аэролит, или вулканический базальт; по
 преданию (которое констатируется еще за 200 лет до Мохаммеда), Эсвад был
 принесен ангелом из рая Адаму, положившему начало К., а вделан в стену -
 Авраамом, установителем хаджжа. С половины III в. до Р. Хр. К.
 становится пантеоном арабских племен: внутри помещено было до 360
 национальных идолов, среди которых находились также изображения Авраама
 и Девы Марии с младенцем Иисусом. Благодаря К., весь округ Мекки, на
 несколько верст, считался неприкосновенным и особенную святость
 приобретал во время хаджжа. Мохаммед, овладев Меккой в 630 г., выбросил
 из К. идолов, но почтительно приложился посохом к Эсваду и сохранил все
 обряды хаджа. С того времени К. стала святыней для всего мусульманского
 мира.
  А.Крымский.
  Кабан или дикая свинья (Sus scrofa) - из рода свинья (Sus),
 отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от К. (и
 других близких видов), более коротким и сжатым телом, более толстыми и
 высокими ногами; кроме того голова у К. длиннее и тоньше, уши длиннее,
 острые и притом стоячие, острые, клыки сильнее развиты и острее (у самца
 они гораздо сильнее развиты, чем у самки). Щетина, обращенная вообще
 кзади, кроме нижней части шеи и задней части живота, образует на спине
 род гривы. Щетина черно-бурого цвета с примесью желтоватого, подшерсток
 буровато-серый, благодаря этому общая окраска серочерно-бурая, морда,
 хвост, нижняя часть ног и копыта - черные. Пестрые и пегие экземпляры
 редки и их считают потомками одичавших домашних свиней. Длина тела до
 1,8 м., хвост 25 см., вышина плеч 95 см.; вес взрослого К. 150 - 200 кг.
 К. водится в южн. и средней Европе, сев. Африке, зап. и средней Азии; на
 С он доходит до 55(с.ш., на В до Амура и Гималаев; за этими пределами (в
 южн. Азии, южн. и центральной Африке) его заменяют родственные виды. В
 средней Европе он прежде водился повсеместно, теперь во многих местах
 истреблен, как и во всей Англии. У нас К. водится в зап. и южн. части
 Европейской России, на Кавказе, в Туркестане и южной Сибири на Тянь-Шане
 он восходит до 3300 м. Он держится в богатых водою, болотистых
 местностях, как лесистых, так и заросших камышом, кустарником и т.п.
 Старые самцы живут по большей части поодиночке и присоединяются к стадам
 лишь во время спаривания. Самки образуют обыкновенно небольшие стада из
 10 - 30 самок и детенышей и молодых, слабых самцов. Течка бывает от
 ноября до января; между самцами происходят в это время ожесточенные
 драки. Беременность длится около 18 недель, число детенышей (рождаемых
 нормально один раз в год) 4 - 6; в первое время они окрашены белыми,
 черно-бурыми и желтыми полосами. Самка заботливо охраняет детенышей и
 бешено защищает их от врагов. Половой зрелости К. достигают
 приблизительно 11/2, лет от роду, взрослыми становятся 5 - 6 лет.
 Движения К. неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может
 проплывать значительные расстояния. Зрение слабо, но обоняние и слух
 очень хороши. К. осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или
 защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и страшным
 клыкам. Кроме человека им вредят волки и рыси, но главным образом
 молодым, а в южн. Азии тигры, которые, впрочем, редко нападают на старых
 крупных самцов. Днем К. лежать в выкопанной яме, логовище; иногда
 устраивается общее логовище. К вечеру выходят, чтобы купаться и
 отыскивать пищу, состоящую из различных мелких животных, падали, корней,
 плодов, желудей и т.п. Они посещают также поля картофеля, репы, хлебов и
 сильно вредят им, особенно тем, что разрывают и топчут их. Они часто
 портят также молодые деревья. Иногда К. нападают и на довольно крупных
 животных, больных или раненых, напр. ланей, косуль, даже оленей, убивают
 и поедают их. Мясо вкусно, в дело идет также кожа и щетина, но во всяком
 случае в населенных странах К. приносят гораздо больше вреда, чем
 пользы.
  Н.Книпович.
 
  Охота на кабанов сопряжена с значительною опасностью, так как они
 нередко бросаются на охотников, причем самцы (секачи) наносят страшные
 раны своими мощными клыками; самки же, у которых клыки менее развиты,
 чем у самцов, сбивают неосторожных охотников с ног, топчут их передними
 ногами и рвут зубами. Поэтому при охоте на К. облавою (преимущественно
 за границею) иногда устраивают для охотников невысокие платформы, с
 которых К., вследствие неподвижности своей шеи, не могут сбросить
 охотника. Когда К. бросается, лучше всего отскочить перед самым животным
 в сторону, так как К., пронесшись мимо, редко возвращается обратно для
 нового нападения. Всего опаснее старые К., держащиеся в одиночку, а
 потому и называемые одинцами. Кроме облав на кабанов охотятся с
 притравленными на них собаками (гончими и другими злобными породами с
 примесью гончей крови), которые, нагнав К. и хватая его за уши, задние
 ноги и зад, задерживают его настолько, что охотник успевает подойти,
 чтобы заколоть или пристрелить его. Ночью К. подкарауливают на засеянных
 полях, куда они выходят кормиться. В наших азиатских владениях, где К.
 водятся не только в лесах, но и в камышах, на них охотятся верхом,
 преследуя выпугнутых из камышей животных и стреляя их на всем скаку. К.
 постоянно беспокоят паразиты, и потому они любят тереться о деревья,
 вследствие чего, у старых экземпляров, от древесной смолы и грязи,

<< Пред.           стр. 400 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу