<< Пред.           стр. 404 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 изучил тамошнюю общественную и частную жизнь. После новых странствований
 по Европе, он прибыл в Берлин, где имел аудиенцию у Фридриха Великого,
 очень интересно описанную в его мемуарах. Он должен был получить место
 начальника кадетского корпуса, но направился в Петербург, затем в
 Варшаву, откуда бежал по случаю дуэли с Браницким и вел скитальческую
 жизнь в Австрии, Германии. Франции, Испании, Италии, всюду переживая
 множество приключений. Получив позволение вернуться в Венецию, он
 сделался здесь в 1775 г. тайным агентом инквизиционного трибунала по
 внутренней службе в городе, но из-за аллегорического романа, в котором
 был оскорблен дворянин Гримальди, должен был в 1782 г. вновь оставить
 Венецию и поселился в Чехии, в замке гр. Вальдштейна, вместе с которым
 занимался кабалистикой и алхимией. Мемуары К. вышли в свет уже после его
 смерти ("Memoires ecrits par lui-meme", Лпц., П., Брюсс., 1826 - 38;
 нов. изд. П., 1880; в немецкой обработке В.Шютца - еще ранее, под
 заглавием "Aus den Memoiren des Venetianers I. С. de Seingalt", Лпц.
 1822 - 28). Они доходят до 1773 г., содержат много ценных
 культурно-исторических и даже исторических данных и дают резко
 очерченные портреты личностей, имевших значение в политике. Из остальных
 сочинений К. главные: "Istoria delle turbulenze della Polonia dalla
 morte di Elisabet Petrowna fino alla pace fra la Russia e la Porta
 ottomana" (Грац, 1774); "Histoire de ma fuite des prisons de la
 Republique de Venise, qu'on appelle les Plombs" (Прага, 1788);
 "Icosameron" (Прага, 1788 - 1790); "Solution du ргоblemе deliaque
 demontree" (Дрезден, 1790). Ср. Barthold, "Die geschichtIihen
 Personlichkeiten in C.'s Memoiren" (Берлин, 1845) и сообщения Ваchet, в
 сборнике "Le Livre" (Нар., 1881).
  Казанский собор, в СПб. - построен императором Александром I по мысли
 императора Павла, которым были утверждены планы академика Воронихина и
 учреждена для постройки особая комиссия, под председательством графа
 А.С.Строганова. Постройка храма, начатая в 1801 г., была закончена в
 1811 г. Здание собора имеет крестообразную форму и с сев., западной и
 южной сторон украшено 3 портиками с колоннами коринф. ордена,
 сделанными, как и обшивка стен и др. украшения, из известкового
 желто-серого пудожского камня. Со стороны Невского проспекта к сев.
 портику примыкает колоннада (наподобие собора св. Петра в Риме), которая
 расходится по обе стороны собора и обнимает площадь, на которой
 расположен собор.
  Стена этого портика украшена колоссальными бронзовыми статуями Иоанна
 Крестителя (работы Мартоса), Владимира св., Александра Невского (раб.
 Пименова) и Андрея Первозванного (раб. Демута-Малиновского), дверь
 отлита из бронзы по оригиналу флорент. собора. На средине храма
 возвышается цилиндрическая башня купола с 16 окнами, украшенная 16-ю
 коринф. пилястрами и накрытая овальным сводом с вызолоченным крестом на
 вершине. Вышина церкви с крестом 33 саж. Внутренняя площадь собора имеет
 в длину 34, а в ширину между северн. и южн. дверями 26 саж. К дверям и
 главному алтарю простираются от 4 подкупольных столбов колоннады коринф.
 ордена из финл. гранита. Каждая из колонн украшена бронзовою капителью и
 базой. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы из серебра,
 количеством около 100 пуд.; из них 40 пудов принесены в дар храму
 Казанской Божией Матери донскими казаками, отбившими в 1812 г. это
 серебро у французов. Оно заключалось большею частью в церковной утвари,
 награбленной последними по России. Иконостас исполнен по рисункам
 архитектора Александра Тона. Он украшен 4-мя колоннами сибирской яшмы;
 над царскими вратами находится серебряное полукружие с крестом, а между
 царскими вратами и полукружием - сияние с изображением слова "Богъ",
 выложенным из драгоценных камней. Царские врата и балюстрада также
 сделаны из серебра. Казанский собор украшен живописью изв. русских
 художников: Егорова (Рождество Богородицы и Сошествие св. Духа), Шебуева
 (Три святителя и Взятие на небо Божией Матери), Боровиковского (Царь
 Константин и мать его Елена, Великомученица Екатерина, Св. Антоний и
 Феодосий), Бессонова (Тайная вечеря). Из скульптурных произведений
 замечательны работы Мартоса и Прокофьева. Драгоценнейшая святыня К.
 Собора - Чудотворный образ Казанской Божией Матери, поставленный сюда в
 1811 г. при освящении. Стены собора украшены трофеями, взятыми у
 французов в 1812 г. В соборе погребен фельдмаршал князь
 Кутузов-Смоленский.
  Казанское ханство - занимало среднее течение Волги и шло от пределов
 Нижегородской области на С к землям Пермской и Вятской, а на Ю к
 пределам шибанской и Киргиз-Кайсацкой орды. С точностью определить его
 границы невозможно; трудно выяснить и состав его населения. Кроме татар,
 в пределах К. царства жили черемисы, мордва, чуваши, вотяки, мещеряки и
 башкиры. Ему предшествовало в тех местах болгарское или Булгарское
 государство.
  Русь с давних пор находилась в сношениях, враждебных или мирных, с
 местностями, которые заняло впоследствии К. ханство. Сношения эти
 усиливаются после того, как центр Русской земли переносится в
 Суздальский край. В числе лиц, которых вызывал Юрий Долгорукий в
 качестве колонистов, упоминаются и булгары; они же вызывались и в
 качестве мастеров для постройки церквей (Лавр. летоп., 433, 437). Для
 таких построек из Булгарии вывозился и строительный материал. Есть
 известие, что супруга Андрея Боголюбского была булгарка родом. Во время
 голода 1229 г. булгары подвозили хлеб. Не прекращались в тоже время и
 походы русских на булгар и булгар на русских. В XIII в. татары покорили
 Булгарское царство и опустошили страну, но не изменили коренным образом
 ее общественного порядка. Города и городское население продолжают
 существовать; восстанавливаются города старые, строятся новые.
 Укоренившаяся в городах магометанская цивилизация скоро захватывает и
 татар. Наряду с этим, по-прежнему, существует и сельское инородческое
 население. Некоторые племена исчезли совершенно, но иные из оставшихся
 оправились после татарского нашествия и, по мере ослабления Золотой
 орды, приобретали независимость. В XIV в. в сношениях с Москвой
 действуют вполне самостоятельно мордовские князья; перед самым
 основанием К. ханства черемисы и другие инородцы, жившие в Казани и
 окрестностях, имели своего вотчича, К. князя Лилибея. Вообще, Будгарское
 царство находилось в более тесных отношениях к татарам, чем земля
 Русская. В пределах Булгарского царства кочевали татарызавоеватели;
 здесь потом они начинали свою оседлую жизнь, подчиняясь влиянию
 булгаро-магометанской культуры и, в свою очередь, налагая особый
 татарский отпечаток на булгар. Цари булгарские, как и князья русские,
 получали от великих ханов ярлыки на царство, но в большей степени играли
 роль ханских наместников, чем князья русские - не имели, напр., права
 чеканить свою монету и т.п.
  Когда Золотая Орда, в XIV в. начинает приходить в упадок, Булгарская
 земля нередко становится предметом притязаний со стороны претендентов в
 ханы Золотой Орды. В 1361 г. один из полководцев, Хидырь, после целого
 ряда убийств, становится ханом; его свергает сын его Темихоржа, затем
 опять следует ряд убийств ханов. В это время делается первая попытка
 основать самостоятельное царство в Булгарии: Татарский князь Булактемир
 ненадолго овладевает Булгарией. На первых порах после покорения Булгарии
 татарами сношения ее с русскими становятся редкими. В течение ста лет
 летописи молчат о них. С средины XIV века начинается посещение
 Булгарской земли новгородскими ушкуйниками, которые были не только
 разбойниками, но и колонизаторами. В 1370 и в 1376 годах летописи
 говорят о походе русских под началом кн. Бориса Константиновича, родного
 брата суздальского кн. Дмитрия Константиновича, против булгарского кн.
 Асана. Во время этого похода, в 1372 г., был построен Курмыш на Суре.
 Никоновская летопись, говоря о походе 1376 г., упоминает имя. Казань, но
 новейшие ученые (П.Савельев, С.М.Шпилевский и др.) полагают, что такого
 названия в это время еще не существовало. С постройкой г. Курмыша
 сношения русских с Булгарией делаются опять более оживленными. В 1382 г.
 летописи передают, напр., об ограблении русских купцов в г. Булгаре. С
 царствования вел. кн. Василия Дмитриевича открывается опять ряд походов
 против Булгар, которые в борьбе вел. кн. с князем суздальским
 поддерживали последнего. В 1398 г. Василий Дмитриевич послал своего
 брата Юрия на Булгарию; поход этот был удачен, "и никто же не помнить
 толь далече воеваша Русь Татарьскую землю". При преемнике Василия
 Дмитриевича, Василии Васильевиче, успехи русских были еще более
 значительны. В 1431 г. на волжских булгар был послан кн. Федор Давидович
 Пестрой; "он же шед взять их и всю их землю плени". Между тем, один из
 ханов Золотой орды, Магмет, изгнанный братом своим Кичимом, искал
 убежища в России и занял г. Белев. Он надеялся на содействие и помощь
 вел. князя Василия Васильевича, которому, в бытность свою ханом, не раз
 оказывал дружбу. Великий князь, однако, приказал хану удалиться из
 русских пределов, а когда тот не послушался, выслал против него
 многочисленную рать, под начальством Шемяки и Димитрия Красного. Хан
 имел войска всего около 3 тыс. Все его мирные, предложения были
 отвергнуты. Произошла отчаянная битва, в которой татары, несмотря на
 свою малочисленность, одержали победу. Хан не стал продолжать борьбу с
 Василием, а двинулся чрез землю Мордвы, прошел Булгарию, построил,
 вблизи опустошенного русскими войсками в 1399 г. древнего Саинова Юрта,
 новый город Казань, вызвал колонистов из Золотой орды, Астрахани, Азова
 и Крыма, провозгласил себя самостоятельным царем казанским и, таким
 образом, сделался основателем ханства К. Хотя К. ханство и отделялось от
 Золотой орды, но по своему строю далеко не во всем было на нее похоже,
 К. цари должны были допустить существование возле себя аристократии, как
 учреждения постоянного, с определенным устройством, известными правами,
 непременным участием в управлении страною. Этого не было в Золотой орде.
 В Казани мы видим биков и мурз, звание которых было наследственным.
 Разница между ними заключалась в том, что мурзами были все люди высшего
 класса, а биками (князьями) - представители выдающихся родов, причем
 титул этот носили только старшие в роде. Некоторые из княжеских родов
 пользовались особым значением и назывались карачии - слуги, князья К.
 князей, как переводят это название русские летописи. Карачиев
 обыкновенно было 4 рода, и представители их, в силу самого рождения,
 были непременными членами правительства, во главе которого стоял царь.
 Царя окружали уланы, составлявшие царскую гвардию и, по предположению,
 являвшиеся представителями чиновного элемента в страже. Служебный
 элемент вообще был слаб в К. ханстве: все находилось в руках мурз и
 биков. Они являются первыми капиталистами, избирают царя, изгоняют его,
 нередко даже умерщвляют, если он приходится им не по нраву. Они
 управляют областями, ведут сношения с соседями, решают вопросы о войне и
 мире. Каждая знатная семья пользовалась определенным доходом с
 государства. Большим значением в Казани пользовалось и духовенство.
 Глава духовенства - сеид, сан которого могло занимать только лицо,
 ведшее свой род от Магомета, первых халифов или от сеидов - правил
 духовными делами, независимо от царя. Влияние его было заметно и на
 политических делах. В дипломатической переписке имя его стоит всегда
 впереди. Сам царь выходил к нему навстречу, преклонял пред ним главу и
 касался, стоя, его руки в то время, как сеид сидел на коне.
 Самостоятельные инородческие князья, которые могли существовать при
 торговом Булгарском государстве или при военно-деспотической Золотой
 орде, в аристократическом К. ханстве должны были потерять свое значение.
 Они или исчезают, уступая место начальникам-помещикам, которых назначает
 правительство, или входят в состав К. знати, теряя все свои связи с
 племенем, или, наконец, остаются при своих коленах, но прежняя власть их
 ограничивается и они низводятся на степень простых чиновников К.
 ханства. Инородцы платили часть своих заработков, в виде ясака, в
 царскую казну, или же правительство отдавало целые волости отдельным
 дворянам, предоставляя уже им самим взимать ясак. Такая отдача волостей
 являлась закрепощением их населения. Как велик был ясак, платимый
 инородцами - неизвестно. Отсутствие сведений о мятежах инородцев против
 Казани, а также всегдашняя их готовность действовать вместе с казанцами,
 заставляют думать, что положение инородцев в К. царстве не было особенно
 тяжелым. Начатое булгарами распространение земледелия, ремесел, торговли
 продолжалось и в К. ханстве. Магометанская культура была усвоена
 казанцами односторонне, своей чисто формальной стороной, выразившейся,
 между прочим, в религиозной обрядности и привязанности к формам; поэтому
 она не могла иметь оживляющего значения. Многие инородцы долгое время
 оставались в язычестве; другие, напр. башкиры, приняв магометанство, не
 оставили своего кочевого образа жизни. Тоже можно сказать о черемисах,
 чувашах, мордве, вотяках, большинство которых, приняв магометанство,
 продолжало вести скудную жизнь в лесах, занималось звероловством,
 отличалось воинственностью. После покорения К. ханства они не раз
 принимали участие в восстаниях против русского владычества.
  Набеги на Русскую землю начались сейчас же после основания нового К.
 ханства. В 1438 г. Магмет явился под Москвой, но взять ее не мог,
 несмотря на бегство вел. князя, и удовольствовался грабежом Коломны и
 др. городов, лежавших на его пути. Вскоре после того Магмет, или, как он
 еще называется, Улумахмет был зарезан своим сыном Мамотяком, 6 июня 1445
 г. Мамотяк разбил русских под Суздалем, причем вел. князь был взят в
 плен и был выкуплен боярами за большую сумму только чрез год и два
 месяца. В конце 60-х годов великий князь Иоанн III объявил войну Казани.
 В Казани правил в то время Ибрагим; недовольные им вельможи приглашали
 занять престол его отчима Касима, жившего в России. Поддерживая Касима,
 великий князь начал в 1467 г. войну, продолжавшуюся около двух лет и
 отличавшуюся страшною жестокостью с обеих сторон. После целого ряда
 неудач, Русским удалось осадить Казань и принудить Ибрагима заключить
 мир на всей воле государевой. Ибрагим удержался на престоле, но должен
 был выдать всех пленников, взятых в течение 40 лет. Мир продолжался до
 1478 г., когда Ибрагим нарушил его опустошением Вятской области. После
 смерти Ибрагима одни хотели возвести на престол Магмет-Аминя, меньшого
 сына Ибрагима, другие стояли за старшего сына, Алегама, который и
 сделался царем, при помощи ногайцев. МагметАминь удалился в Россию,
 получил в поместье г. Каширу и оставался здесь до 1487 г., когда великий
 князь объявил войну Казани. Город был осажден, Алегам взят в плен и
 сослан в Вологду, а в Казани посажен Магмет-Аминь. Великий князь
 получил, таким образом, влияние на дела К. ханства. К. вельможи были
 недовольны зависимостью от Москвы и свободным въездом русских людей для
 торговли в Казань; они вошли в сношение с шибанским владетелем Мамуком,
 который, при их помощи, и занял престол. Мамук царствовал недолго: своею
 жестокостью он вынудил вельмож изгнать его и просить у великого князя на
 царство младшего сына Ибрагима, АбдылЛетифа. Иоанн согласился, дав при
 этом обещание, что Казань всегда будет собственностью рода Ибрагима.
 Магмет-Аминь остался в России, получив в поместье Каширу, Серпухов и
 Хотунь, где он прославился своим корыстолюбием и жестокостью. В конце
 царствования Иоанна III на К. престоле мы встречаем опять Магмет-Аминя.
 По смерти своего брата Алегама, он, с разрешения великого князя, женился
 на вдове брата, жившей в плену в Вологде. Она и убедила его отложиться
 от России. 24 июня 1605 г., во время казанской ярмарки, татары напали на
 великокняжеского посла и русских купцов, многих умертвили, других
 ограбили. После этого МагметАминь двинулся в Россию, осадил Нижний
 Новгород и выжег все посады, но, вследствие раздоров в войске, должен
 был отступить. Русские воеводы действовали вяло; к тому же 27 октября
 1505 г. умер великий князь. Преемник его Василий III Иоаннович
 предпринял весною 1506 г. поход против Казани. Поход был не совсем
 удачен для русских; несколько раз одерживали верх татары. Несмотря на
 это, Магмет-Аминь не решился продолжать войну и в 1507 г. предложил царю
 мир. Вскоре после того, заболев какой-то ужасною болезнью, он прислал
 просить прощения у вел. кн. московского, а также присылки в Казань,
 после его смерти, воеводы или царя. Магмет-Гирей крымский опасался,
 чтобы Василий III не послал в Казань когонибудь из астраханских
 царевичей, врагов крымских ханов. Опасения эти не были напрасны. Василий
 послал в Казань царем Шиг-Алея, внука хана Золотой орды Ахмата, врага
 Гиреев. Шиг-Алей, всем обязанный Василию III, был верным его слугою, но
 царствовал недолго, так как его раболепство пред великим князем
 московским вызывало неудовольствие К. вельмож. Этим воспользовался
 Магмет-Гирей: он произвел в 1521 г. в Казани бунт и посадил на К.
 престоле брата своего, СаипГирея. Шиг-Алей и русские послы были отпущены
 в Россию. После удачного похода на Москву, Магмет-Гирей составил план
 восстановить в первоначальном виде Золотую орду, и с этой целью завоевал
 Астрахань. Саип-Гирей, по получении известия об этом завоевании, велел
 умертвить всех русских купцов, находившихся в Казани, и царского посла
 Василия Юрьева. Это послужило поводом к новому походу русской рати под
 Казань. Саип-Гирей бежал при приближении русской рати. Казанцы
 провозгласили царем Сафа-Гирея, 13-летнего племянника Саипа. Русские
 отступили, а казанцы прислали послов в Москву, прося великого князя
 утвердить Сафа-Гирея в царском достоинстве и обещая за это служить
 России верно. Василий III требовал доказательств и залога этой верности
 и в то же время, чтобы отомстить казанцам, запретил русским купцам
 ездить на казанскую летнюю ярмарку и назначил на будущее время местом
 ярмарки для торговли с Азией окрестности м-ря св. Макария Унжинского,
 разрушенного татарами при Василии Темном. Это - начало теперешней
 нижегородской ярмарки. Мера, предпринятая Василием III, много
 содействовала подрыву торгового значения Казани, хотя на первых порах
 она отразилась неблагоприятно и на благосостоянии русских купцов.
 Результатом переговоров с Казанью было пятилетнее перемирие, но скоро,
 вследствие оскорбления, нанесенного русскому послу, война возгорелась
 снова. Выступившие в 1530 г. войска русские действовали удачно:
 Сафа-Гирей был изгнан из Казани. Боясь мести сверженного когда-то
 Шиг-Алея, казанцы просили в цари его 15-летнего брата Еналея. С согласия
 вел. князя, Еналей был возведен на престол и женился на дочери сильного
 ногайского мурзы Юсуфа, Сюнбеке. Казань находилась в это время в
 зависимости от Москвы: важнейшие дела К. царства решал вел. князь.
 Шиг-Алей, хотя был награжден Каширою и Серпуховым, завидовал брату и вел
 переговоры с Астраханью и ногаями, за что и был сослан на Белоозеро.
 Хотя казанцы и Еналей обязались, по смерти Василия III, оставаться
 верными и Иоанну IV, но противная партия скоро восторжествовала,
 возбуждаемая и поддерживаемая Саип-Гиреем. В Казани произошел мятеж, под
 руководством царевны Горшанды и кн. Булата. Еналей был умерщвлен, а на
 престоле сел опять Сафа-Гирей, женившийся на вдове Еналея, Сюнбеке. Под
 влиянием этих обстоятельств, Шиг-Адей опять был выставлен с русской
 стороны кандидатом на казанский престол (1536). Против Казани было
 отправлено войско, но поход кончился ничем, так как русские и татарские
 войска, сошедшись под Лысковым, без битвы отступили. В 1540 г. крымский
 хан задумал поход против России и пригласил к участию в нем Сафа-Гирея,
 который дошел до Мурома, но, ввиду движения русских войск, отступил
 обратно. Неудача этого похода поставила было в Казани вопрос о свержении
 Сафа-Гирея: кн. Булат стал сноситься с Москвою, но Сафа-Гирей скоро
 опять приобрел прежнюю силу. Нашествие русских заставило его
 предполагать козни вельмож: одних из них он умертвил, других выгнал, что
 вызвало бунт (1546); Сафа-Гирей бежал, а Шиг-Алей опять сделался царем.
 Правление его, впрочем, было фиктивным: царь играл роль пленника, всем
 правили вельможи. Так продолжалось около месяца. Начались опять интриги
 в пользу Сафа-Гирея. Видя это, Шиг-Алей тайно убежал в Россию, а
 Сафа-Гирей в третий раз сел на казанском престоле. Приверженцы русской
 партии были частью перебиты, частью убежали в Москву, где подбивали царя
 к походу на Казань, говоря о расположении народа к русским. В этом же
 смысле говорили и послы горных черемисов. Царь послал войско в казанские
 пределы, но дело ограничилось опустошением Казанской обл. В марте 1649
 г. Сафа-Гирей умер, оставив двухлетнего сына от Сюнбеки, Утемиш-Гирея,

<< Пред.           стр. 404 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу