<< Пред.           стр. 421 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 главные действующие лица - Провалов, Кривосудов, Хватайко и друг.
  - карикатурны; но К. метко попал в больное место современного ему
 общества и этим вызвал в чиновном мире бурю негодования. Пьеса,
 разрешенная имп. Павлом к постановке, была скоро снята с репертуара и
 даже при Александре I не сразу получила права гражданства.
 Бантыш-Каменский передаёт следующий эпизод, которому был сам свидетелем.
 Когда в 3 действии Хватайко поёт: "Бери, большой тут нет науки; бери,
 что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб
 брать?" - зрители начали рукоплескать, и многие, обратясь к одному из
 присутствовавших в театре чиновников, громко называли его по имени и
 восклицали: "это вы! это вы!" Популярность "Ябеды" в начале текущего
 столетия была настолько велика, что некоторые выражения комедии
 обратились в поговорки. Последующие переводные и подражательные
 драматические произведения К. не имеют значения; одной из них: "Станорев
 или мнимая неверность" сам автор посвятил следующую эпиграмму:
  Никто не мог узнать из целого партера,
  Кто в Станореве смел так осрамить Мольера;
  Но общий и согласный свист
  Всем показал, что то - К.
  Из лирических стихотворений К., который в свое время пользовались
 значительным успехом, лучшие: "В память береста" и "Обуховка", где автор
 обнаруживает много истинного чувства и богатый запас красок. К. пытался,
 несмотря на свою любовь к древним классикам, заменить гекзаметр, в
 переводе греческих и римских авторов, размером простонародных русских
 песен. Попытка эта не увенчалась успехом и не нашла себе подражателей.
 Сочинения К. изданы в 1849 г. Смирдиным.
  Б. Глинский.
  Каподистрия (граф Иоанн) - русский и греческий государственный
 деятель, род. в 1776 г. на о-ве Корфу, где отец его, Антон К., потомок
 семьи, выселившейся в конце XIV в. из городка Капо д'Истрия, занимал
 разные почетные должности на службе у венецианского правительства, Иоанн
 К., окончив курс философии и медицины в падуанском университете,
 поступил на дипломатическую службу на родине. В 1802 г. ему было
 поручено объехать большую часть Тонических о-вов, ввести там русские
 гарнизоны и устроить гражданское управление. В 1803 г. он был назначен
 статс-секретарем республики Ионических о-вов по иностранным делам, в
 1807 г. - начальником милиции. Тильзитский мир (1807), заменивший
 русское управление французским, разбивал карьеру К. на родине; он
 перешёл на русскую службу и был причислен к коллегии иностранных дел
 (1809). Через два года он был определён секретарём русского посольства в
 Вене, затем вёл дипломатическую переписку Чичагова; на него же было
 возложено поручение выработать проект устройства Бесарабии, только что
 присоединенной к России. В 1813 г. К. сопровождал имп. Александра I в
 качестве начальника канцелярии, а затем был послан в Швейцарию, с
 поручением привлечь её к союзу против Наполеона. Удачное исполнение
 поручения, а также блестящие таланты, обнаруженные К. на венском
 конгрессе, обеспечили ему быструю карьеру. В 1815 г. ему пожаловано
 звание статс-секретаря; в 1816 г. он сделался русским министром иностр.
 дел и занимал эту должность до 1822 г. Он работал для укрепления союза
 между Францией и Россией и старался удерживать Александра от увлечения
 идеями Священного Союза; между прочим, К. противился, но без большой
 энергии, вмешательству в борьбу партий в Неаполе. В эту эпоху началось
 греческое революционное движение. К., как грек, ему сочувствовал, но,
 как дипломат и карьерист не решался действовать энергично, и остался на
 службе, когда Россия, в виду движения, руководимого Ипсиланти, приняла
 явно враждебное Греции положение. Скоро, однако, роль К. стала слишком
 фальшива; Меттерних интриговал против К., и ему пришлось уехать в
 Швейцарию, в бессрочный отпуск (отставку он получил в 1827 г.). Ещё
 раньше дважды отвергнув предложение гетерии стать во главе её (хотя в
 1814 г. он сам основал гетерию филомузов), К. и теперь оставался
 зрителем борьбы, поддерживая инсургентов лишь деньгами и бессильным
 заступничеством при европейских дворах. 11 апр. 1827 г. народным
 собранием в Трезене гр. I. К. был избран на 7 лет cubernhthV'ом Греции
 (это слово было переведено в рескрипте имп. Николая I гр. Гейдену словом
 "председатель греческого правительства"; несмотря на неточность
 перевода, название "президент" установилось за К.). Новый президент
 переждал, однако, Наваринскую битву, обеспечившую свободу Греции, и лишь
 18 янв. 1828 г. прибыл во вверенную ему страну. Когда между державами
 начались переговоры о выборе короля для Греции, Каподистрия, в
 официальных и частных письмах, настаивал на том, чтобы было спрошено
 мнение народа, которое выражалось в подобных случаях устами членов
 народных собраний, подобранных президентом; но честолюбивые замыслы К.
 не увенчались успехом. Принц Леопольд Саксен-Кобургский (впоследствии
 король бельгийский) отказался однако, не без влияния со стороны К., от
 предложенной ему короны. В числе врагов К., созданных его политикой,
 была семья Петробея (Мавромихали), посаженного им в тюрьму. Сын и брат
 Петробея, Георгий и Константин Мавромихали жившие в Навплии под надзором
 полиции, напали на К. 9 окт. 1831 г. и убили его. Константин Мавромихали
 был на месте забит народом, а Георгий успел укрыться в доме французской
 миссии, но был выдан и казнен. Кроме общих сочинений по истории Греции в
 XIX в., см. Mendelsohn Bartholdy, "Graf J. К." (Берл., 1864); Betant,
 "Correspondance du compte J. С." (Женева, 1839); qeotoco, "O I. К. en
 Kejallhnia cai ai staseiV authV 1800 - 1802" (Корфу, 1889); Теплов, "Гр.
 И. К." (СПб., 1893, и в "Историч. Вестнике", 1893, 8 - 9).
  В. Водовозов.
  Каприччио (capriccio - ит.) - каприз, музыкальное сочинение, в
 котором автор не подчиняется установившимся формам, а слагает его по
 своей фантазии. В К. темы оригинальные, резко выдающиеся,
 контрастирующие. К. пишут для сольного инструмента, а также для
 оркестра. В первом случае К. нередко имеет форму этюда, в которой
 проводится один мотив с резким очертанием или в виде виртуозной пьесы
 (Capriccio Мендельсона для фортепиано с оркестром, ор. 22); во втором
 случае в К. встречаются несколько контрастирующих тем. Из русских
 композиторов К. писали: Глинка (увертюра "Аррагонская хота", которую он
 раньше назвал Capriccio brillante), Рубинштейн (Valse-caprice и пр.),
 Чайковский (итальянское К.), Римский-Корсаков (испанское К.) и пр. В
 начале прошлого столетия фугообразное произведение, свободное от
 установленных правил фуги, называлось К.
  И. С.
  Каптерев (Петр Федорович) - изв. писатель по теоретической педагогике
 и психологии, преподавал некоторое время философские предметы в
 Александровском лицее, училище правоведения и на спб. женских
 педагогических курсах, но вынужден был оставить преподавательскую
 деятельность и поступил на службу в Собственную Его Величества
 канцелярию по учреждениям Императрицы Марии. В настоящее время К.
 Преподаёт педагогику в некоторых частных женских гимназиях и принимает
 деятельное участие в редактировании "Воспитания и Обучения",
 "Образования" и "Педаг. Листка" (при "Детском Чт."). В области
 психологии он примыкает к англ. исследователям. Отдельно изданы:
 "Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и
 воспитательниц" (СПб. 1877, труд компилятивный, но во многих отношениях
 полезный; 2-е совершенно переделанное издание начало выходить с 1883 г.,
 но не пошло дальше 1-й части; многие отделы второй напечатаны в виде
 журнальных статей); "Дидактические очерки" (СПб. 1885); "Из истории
 души" (СПб. 1890). Из многочисленных статей К. более выдаются: "Этюды по
 психологии народов" (мифология, как первоначальное религиозное и научное
 мировоззрение человечества, "Знание", 1874, 10); "Как образовать стойкий
 характер?" ("Семья и Шк.", 1874, 10); "О детских типах" ("Пед. Сбор.",
 1885, 3); "Педагогика - наука или искусство?" (там же, 1885, 12);
 "Детские годы С. Т. Аксакова" (психологопедагогический этюд, там же,
 1890, 3); такой же этюд о детстве Обломова ("Жен. Обр." 1891, 3); "Новое
 направление в педагогике" ("Пед. Сбор.", 1891, 3); "Об общественных
 задачах образования" ("Рус. Шк." 1892, 1 и 2); "О национальном
 образовании" ("Образов." 1892, 9); "О разнообразии и единстве
 общеобразовательных курсов" ("Пед. Сбор." 1893, 1); "О подражательности
 в политическом и педагогическом отношениях" ("Образ." 1893, 7 - 8);
 "Школа и школьники XVII в." (там же, 1894, 2); "О характерных
 психических свойствах женщин" (публичные лекции, там же, 1894, 4 - 10);
 целый ряд статей по психологии ребенка в "Жен. Образ." (1891, 8),
 "Образ." (1892, 2 и 3), "Воен. и Обуч." (1893, 2, 3, 6, 7, 10, 11, 12) и
 "Рус. Шк." (1894, 1 и 2).
  Я. К.
  Капуцин (Tropaeolum L.), более известный в садоводстве под ложным
 названием настурции - род красивых травянистых растений из семейства
 журавельниковых, Geraniaceae, и их подсемейства пеларгониевых; впрочем,
 некоторыми ботаниками род этот выделяется в самостоятельное семейство -
 Tropaeolaceae с единственным родом Тr. Всего известно до 40 видов, все
 из Америки. Это однолетние и многолетние травы, с сочными слабыми
 стеблями, то стелющиеся и распростертые по земле, то лазящие (но не
 вьющиеся в строгом смысле этого слова) и цепляющиеся за посторонние
 предметы или за другие растения при помощи легко раздражимых, гибких и
 сочных черешков своих листьев (но не стебля). Листья у большинства
 щитовидные (т. е. черешок прикреплён около середины поверхности листовой
 пластинки) с длинными черешками, по форме округлые или слабо угловатые,
 у некоторых рассечённые различно. Цветки у большинства крупные,
 расположены одиночно в углах листьев, на длинных ножках. Они
 неправильные, двусимметричные (зигоморфные), имеют сходство с капюшоном
 монахов капуцинов. Самой крупной и ярко окрашенной частью является
 чашечка или самая наружная, внешняя часть, из пяти неодинаковых долей;
 верхняя доля больше всех и вытянута внизу в длинный шпорец, на дне
 которого есть медовые железки; прочие 4 чашелистика меньшей величины,
 равны попарно, и с бахромками при основании; лепестков 5, мелких, а за
 ними 8 тычинок (из 10 недоразвиты 2); из трехгнездой завязи образуется
 трехраздельный плод, распадающийся на односемянные костянковидные
 плодики; семена без белка, с толстыми семядолями прямого зародыша. Цветы
 желтые, оранжевые и красные, от 2 до 7 стм. в поперечнике. Мед,
 находящийся в шпорце, привлекает насекомых; пыльники тычинок
 раскрываются ранее созревания рыльца завязи того же цветка (это так наз.
 протерандрия), причём прежде других бывает готова тычинка прямо над
 входом в шпорец; насекомое уносит на спине цветневую пыльцу и переносит
 её на другие цветки, где она может пристать только к зрелому липкому
 рыльцу, причём у таких цветков тычинки уже высыпали ранее свою пыльцу и
 отогнулись вбок. Растения с острым соком (откуда, между прочим, и
 название "испанский кресс", "капуцинский кресс"), ради которого
 цветочные почки и молодые плоды Тr. majus употребляются как каперсы. К.
 - одно из популярнейших грунтовых растении садоводства, разводимое в
 огромном числе садовых помесей и разновидностей.
  Из однолетних видов чаще встречается в садах обыкновенный крупный К.
 - Тr. majus L., с большими красными или оранжевыми цветами разных
 оттенков и цельнокрайними слабо угловатыми листьями, известный более чем
 в 20 сортах или разновидностях (varietates); это кустистый вид с
 развилистыми довольно толстыми стеблями; особенно красивы приземистые
 формы (var. nana), между которыми выделяется "императрица Индии"
 (Empress of India) с черновато-зелёной листвой и тёмно-красными,
 чрезвычайно яркими цветами; из прочих сортов упомянем: пятнистый
  - оранжевый с пурпуров. пятнами (Тг. majus var. variegatum hort.),
 медно-красный или бронзово-красный (Tr. m. v. aeneum hort.), Регелевский
 пурпурно-фиолетовый (Tr. m. у. Regelianum hort.), голубовато-розовый (v.
 coeruleo-roseum hort.), золотистый низкорослый (v. aureum nanum hort.),
 огненно-красный (v. fulgens hort.) и бледно-желтый (v. albidum hort.).
 Ближайший к описанному дикий вид Тг. minus L., почти смешался с ним в
 ряду своих помесей, но отличается более мелкими цветками, также и
 листьями, несущими тонкие острия на концах жилок. Из прочих дикорастущих
 американских видов образовано много помесей или гибридных форм как с
 основным видом Tr. majus L., так и между собой. Таков особенно Tr.
 Lobbianum Hook: из Колумбии - высоко вьющееся растение с округлыми
 листьями и оранжевокрасными цветками, величиной около 2 стм. (3/4 дм.) в
 поперечнике, нижние доли чашечки мелкие и зубчатые; его помеси с Tr.
 majus, известные вообще под именем Tr. hybridum (Tr. Lobbianum hybr.)
 или вьющихся настурций, дали много красивых вьющихся форм с окраской
 цветов от беловато-палевого до огненно-красного (Hookeri, Geant des
 batailles, Napoleon III, Kotschyanum multiflorum, Queen Victoria,
 Triomphe d'Hyeres), очень употребительных для украшения стен, террас,
 беседок и пр. Для той же цели очень часто разводится самостоятельный вид
 - К. мексиканский, Tr. peregri num Jacq. (= Tr. Smithii DC), из Новой
 Гренады, тоже вьющийся, но листья у него рассечены дланевидно на 5
 лопастей; цветы на очень длинных ножках, чашечка карминово-оранжевая с
 зелёным кончиком шпорца, лепестки желтые, бахромчатые, с красными
 жилками. Замечателен по оригинальности цветов К. пальчатый Tr. digitatum
 Karst. (=Tr. Gartnerianum), из Колумбии, тоже очень высоко вьющийся;
 листья 5-пальчатые, жилки их, а также стебли в некоторых местах красны,
 чашечка с 5 заострённо-овальными зелёными долями, шпорец киноварного
 цвета, лепестки золотистые, бахромчатые, тычинки с зелёными пыльниками в
 виде булавочных головок. Все вышеуказанные однолетние виды разводятся
 всего лучше посевом семян в конце апреля в рыхлую питательную землю,
 роскошно разрастаются и цветут обильно всё лето.
  Многолетние виды снабжены корневыми клубнями, при помощи которых и
 разводятся; это по большей части оранжерейные формы, очень прихотливые и
 требующие внимательного ухода. Таков, напр., перуанский К. бледноцветный
 Tr. albiflorum Nob., с сизыми нитевидными стеблями, чашечка сизо-зелёная
 с жёлтым шпорцем, лепестки белые с красноватыми жилками, чилийский К.
 трехцветный, Tr. tricolorum Sw., с очень мелкими 5-пальчатыми листьями,
 имеет кубышчатую киноварную чашечку с изогнутым шпорцем и синими
 кончиками её долей, лепестки золотистые короткие; на него похож К.
 клубненосный, Tr. tuberosum Rz. et Pav., но у этого вида сами цветочные
 ножки тоже ярко-красные. Наконец, у К. зонтичного, Tr. umbellatum Hook.,
 красно-оранжевые цветы собраны на извилистых ножках в зонтичные пучки,
 шпорец короткий, на конце зелёный.
  А. А.
  Капуцины (по лат. Capucini ordinis fratrum minorum) - ветвь
 францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к
 остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Он основан в
 1525 г. миноритом Басси в Урбино, утвержден в 1528 г. папой Климентом
 VII и в 1529 г. получил чрезвычайно строгий устав. Когда генеральный
 викарий ордена, Окино, перёшел в протестанство (1543), ордену грозило
 упразднение; это заставило его всецело посвятить себя на службу папству.
 Бедность часто соединяется у К. с недостатком образования; они
 справедливо называются пролетариями между монахами. Особенно известны их
 шутовские народные проповеди (капуцинады). Одежду их составляет бурого
 цвета власяница, с пришитым к ней капюшоном, и веревочный пояс, с
 висящей на нём верёвкой для бичевания; они носят длинные бороды и
 сандалии на босых ногах. Распространившись с 1573 г. во Франции, с 1592
 г. в Германии и Швейцарии, с 1606 г. в Испании, они в 1619 г. получили
 отдельных генералов. В конце XVIII в. они почти исчезли, но в последнее
 время снова увеличились в числе в католических странах. В 53 провинциях
 у них считается 533 монастыря (12 - в миссионерских провинциях), 239
 странноприимных домов, 50 заведений для послушников, свыше 3000 патеров
 и более 2500 послушников. Ср. "Chronica provinciae helveticae ordinis
 Capucinorum" (Золотурн, 1884 - 87).
  Карабинеры (сагаbiniers), первоначально "карабены" - род войск,
 прежде всего явившийся в Испании, потом во Франции, где К. имели
 значение легкой пехоты и конницы. В имперских войсках, а затем в Австрии
 К. существовали с XVI в.; в 1798 г. последние карабинерные полки
 переименованы в кирасирские. В прусской армии название К. служило знаком
 отличия, применяясь к 10 лучшим всадникам и стрелкам в каждом эскадроне.
 В России К. появились при Екатерине II (1763), к концу царствования
 которой их было 16 полков. Имп. Павел I переименовал 6 из этих полков в
 драгунские, остальные - в кирасирские. При Александре I, в 1803 г.,
 название К. дано отборным рядовым всей конницы, вооружённым сперва
 штуцерами, а впоследствии карабинами, по 4 человека во взводе. В 1816 г.
 переименованы в карабинерные все 7 гренадерских егерских полков, и с
 того же времени стали учреждаться еще "учебные" карабинерные полки,
 приготовлявшие для армии унтерофицеров, музыкантов, барабанщиков и
 состоявшие в ведении особого инспектора. В настоящее время у нас К.
 вовсе. нет. Из других европейских армий они сохранились, по названию,
 только в итальянской, где корпус К. составляет полицию вообще и военную
 в особенности (вроде наших жандармов).
  Караваджо (da-Caravaggio) - прозвище двух итальянских живописцев: 1)
 Полидоро Кальдара (Caldara, yм. в 1543). Явившись в Рим без всяких
 средств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая в
 Ватикане и постоянно сталкиваясь в Рафаэлем и его учениками. начал сам
 заниматься живописью. Вскоре настолько усовершенствовался в ней, что
 мог, совместно со своим другом Матурино, украсить работами сграффитто
 фасады многих из римских дворцов; эти, дошедшие до нас лишь в гравюрах,
 фризы исторического или мифологического содержания отличаются
 археологической точностью деталей, жизненностью рисунка и тонкостью
 отделки. В 1527 г., он прибыл в Неаполь и не только нашел там работу, но
 даже основал свою школу. К этому времени относится хранящаяся ныне в
 Неаполитанском муз. его картина: "Несение креста", отмеченная здравым
 реализмом, повлиявшим позднее на направление неаполитанской школы. Тот
 же успех встретил художника и по переселении его в Мессину, где он
 впоследствии погиб от руки убийцы. Картины его довольно редки. Одна из
 них - "Гладиаторы" - в Имп. Эрмитаже (№1647). 2) Микель-Анджело Америги
 (Amerighi), также Америджи и Меризи (1569 - 1609), сын каменщика, начал
 свою карьеру отцовской профессией;. получив первоначальное
 художественное образование в Милане, усердно подражал в Венеции
 Джорджоне, был учеником Чезари в Риме, откуда, в 1606 г., пришлось ему
 бежать, точно также как и из многих других мест, вследствие разных
 столкновений, в которые попадал по причини своего необузданного нрава и
 которые очень часто кончались смертью его противников. Получив от папы
 помилование он умер на пути из Неаполя в Рим. В художественной
 деятельности К. замечаются две эпохи. К первой принадлежит большинство
 его бытовых картин: сцен народной жизни, изображений шинков с их
 завсегдатаями, цыган, игроков в карты и кости, солдат, сильно походящих
 на разбойников, и других сомнительных личностей, в кругу которых нередко
 приходилось вращаться художнику. Сюда, между прочим, относятся:
 "Предсказательница" (в Капитолийском музее), "Шулеры" (гал. Шьярра, в
 Риме), "Девушка, играющая на лютне"(в Лихтенштейнск. гал., в Вене),
 "Мандолинист" (№ 217, в Импер. Эрмитаже), а также "Отдых на пути в
 Египет" (гал. Дория, в Риме). Произведения этой эпохи отличаются тонкой
 наблюдательностью, живостью реализма и прекрасным, светлым, золотистым
 колоритом, близким к колориту венецианцев. Со времени пребывания К. в
 Риме замечается поворот в его манере ко второму стилю, поражающему
 резкостью света и густотой теней; недостатки этой манеры несколько
 искупаются энергией выражения и своеобразной силой колорита и светотени.
 К этому периоду относится большинство его больших религиозных картин,
 как напр. "Призвание ап. Матфея", "Мученическая смерть св. Матфея" (в
 церкви С.-Луиджи, в Риме), "Обращение ап. Павла", "Распятие св. Петра"
 (в С.-Мария-дель-Пополо, в Риме), "Успение Богородицы" (в Лувре),
 "Христос в Еммаусе" (в Нац. гал., в Лондоне), "Положение во гроб" (в

<< Пред.           стр. 421 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу