<< Пред.           стр. 425 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 140; зав. кожев. 12, дегтекурных 102, скорняжных 3. Лошадей 16195,
 рогат. скота 28466 шт., овец 24295, свиней 4. Казённых земель числится:
 оброчных статей 4992 дес. и лесных дач 994552 дес. Бывшим
 государственным крестьянам (26053 рев. души) отведён надел в 950392
 дес., в том числе удобной земли 573615 дес., неудобной 268539 десятин, и
 лесного наделу 108237 дес. У бывших помещичьих крестьян (9 рев. душ)
 выкуплено земли 55 дес. В руках сельского духовенства 2381 дес., земель
 частных владельцев 394 дес. Бюджет земства - 105914 руб. (на 1894 г.), в
 том числе на народное образование 24975 р., на медицинскую часть 23901
 руб. К. у. сплошь заселён великоруссами, потомками новгородских
 колонистов, но живо ещё предание о первоначальном населении этого края,
 давно уже исчезнувшем - о заволоцкой чуди. Основное занятие жителей -
 земледелие. Каргопольский у. считается житницей Олонецкой губ., так как
 производит хлеба более, чем требуется для собственного продовольствия.
 Излишек хлеба сбывается главным образом в Онежский у. Архангельской
 губ.; идёт также на винокурение и пивоварение. Сеют рожь, овес, ячмень,
 лён, горох, коноплю, отчасти яровую пшеницу. Огородничество
 незначительно. Трехпольная система земледелия преобладает везде у
 крестьян над переложной и подсечной; существование двух последних систем
 обусловливается, главн. обр., недостатком удобрения, вследствие
 малочисленности скота. Во многих местах крестьяне приговорами запрещают
 устраивать подсеки в своих лесах. Средний урожай ржи и ячменя на лучших
 землях сам 6 - 7, овса сам 5 - 6. В некоторых местах у крестьян
 начинается травосеяние (тимофеевка). Другие средства к существованию -
 охота, преимущественно на белку и рябчика, рыболовство, рубка и сплав
 брёвен для лесопильных заводов в г. Онеге, дегтекурение (каргопольский
 дёготь высоко ценится на рынке и употребляется при выделке лучших сортов
 кожи), кожевенное производство, выделка мехов, выделка глиняной и
 деревянной посуды, изготовление телег, колёс, корзин, предметов из
 овечьей и коровьей шерсти, сбор рыжиков, известных в продаже под именем
 каргопольских. Население занимается и отхожими промыслами - тягой судов
 на Мариинской системе и работой на кирпичных заводах около СПб.
  А. Воронов.
  Кардинал (дат. Cardinalis, от cardo, дверной крюк). - К. называются
 высшие духовные лица римско-католической церкви, принадлежащие ко всем
 трём степеням священства и занимающие иерархически место непосредственно
 за папой, выше всех архиепископов и епископов. Такое положение К.
 приобрели постепенно. Уже при Феодосии В. слово Cardinalis встречается
 как название чиновника. С V по XI ст. так назывались духовные лица,
 занимавшие постоянные места при определённых приходских церквах (не в
 сёлах), которые были прочно связаны с своими местами, "как дверь
 соединена с крюком, на котором висит". В то время, как в других местах
 титул К. падал и исчезал, в Риме он приобретал всё большее значение. Рим
 делился на округа, из которых в каждом была своя главная церковь
 (Titulus), и её настоятель назывался incardinatus, cardinalis. Эти
 церкви были приходскими в собственном смысле; лишь в них преподавались
 таинства. К. священники и К. диаконы Рима присутствовали в совете папы и
 принимали значительное участие в его избрании, когда выбор зависел от
 духовенства и народа, но считались ещё (как это можно видеть из соборных
 актов) ниже всякого епископа. К.-епископов тогда ещё не было, но
 епископы римской метрополии, конечно, принимали участие и в совете, и в
 выборе папы. Лишь в XI в. эти подгородные епископы: Остии (ныне Остии и
 Веллетри), Порто, Руфина (позже соедин. с Порто), Альбано, Сабинума,
 Тускулума и Палестрины (Пренесте) были названы К. Важное значение в
 истории развития сана К. имеет изданный на латеранском соборе декрета
 папы Николая II (1059), в силу которого кардинальская коллегия получила
 право выбора папы. Этот декрет сохраняет свою силу и в настоящее время:
 папа может быть выбран лишь из числа К. При Иннокентии IV К. получили
 место выше всех епископов и красную шапку, символически обозначающую,
 что они до последней капли крови, не боясь смерти, будут действовать
 "pro exaltatione sanctae fidei, pace et quiete populi christiani,
 augmento et statu Sanctae Romanae Ecclesiae". Бонифаций VIII дал им
 княжескую манитю, Павел II - право иметь белую лошадь с красным
 покрывалом и золотыми поводьями. Пий V в 1567 г. запретил именоваться К.
 тем, кто не получил этого сана от папы, а при Урбане VIII (1630) К.
 получили титул "Eminentissimus", "Eminentia", который носили духовные
 курфюрсты. Число К. бывало различно (в ХII в. редко более 30, нисходило
 даже до 7) до 1586 г., когда, по декрету папы Сикста V, оно раз навсегда
 было определено в 70 (по числу 70 старейшин израильских и 70 учеников
 христовых): из них 6 К.-епископов, 50 К.-священников и 14 К.-диаконов.
 Редко бывает, чтобы были заняты все 70 мест. К. священники и К. диаконы
 носят титулы по именам римских церквей и капелл, при которых они
 числятся. В своих и подчиненных им церквах К. имеют епископскую
 юрисдикцию и кроме того много других привилегий. К. назначаются папой
 сначала в тайном, потом в торжественном заседании консистории, с
 соблюдением известных обрядов. Папа может назначить К., но некоторое
 время не объявлять их имен, хранить их у себя в груди ("in petto"), при
 чём счёт старшинства таких К. ведётся со дня заявления папы о
 совершившемся назначении. Иностранцы, получившие сан К. по рекомендации
 католических правительств и представлявшие при папских выборах своих
 государей, назывались К. короны. В настоящее время этим правом
 пользуются Франция и Австрия, а также Испания и Португалия (последние
 назначают по одному К.). К., вместе с папой, образуют священную
 коллегию, деканом которой считается старейший К. епископ. Образуя
 папскую консисторию, они помогают ему в важнейших делах (causae
 majores). Для заведования известным кругом дел из К. образуются
 комиссии, называемые "конгрегациями". Далее, известные должности
 папского управления занимаются К. Таковы: К. Camerlengo - заведует
 финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность
 блюстителя папского престола; К. викарий - заместитель папы в римской
 епархии; К. вице-канцлер - председатель римской канцелярии; К.
 статс-секретарь (министр иностранных дел), К. статссекретарь по
 внутренним делам, К. главный пенитециарий, К. библиотекарь ватиканской
 библиотеки и др. Главные наружные отличия кардинальского сана: красная
 мантия, красная шапочка, красная (во время траура и поста - фиолетовая)
 шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая
 получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле
 "быть назначенным К."), кольцо, крытый красною или фиолетовою материей
 зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список К. можно
 найти в ежегодно выходящей в Риме "La ierarchia catolica e la famiglia
 pontificia", заменившей прежнюю "Notizie per l'anno... ", называвшуюся
 (по типографии) "Cracas".
  Д. Каринский.
  Кардуччи (Джозуэ Carducci) - самый значительный поэт современной
 Италии. Род. 27 июля 1836 г. в Валь-ди-Кастелло, в провинции Пиза.
 Происходит из древнего флорентийского рода. Отец его, врач, страстный
 поклонник Манцони, сам учил сына латыни, и, по-видимому, обходился с ним
 очень сурово. Так напр., мальчик воспитывал волчонка и сокола; узнав об
 этом, строгий отец отдал кому-то волчонка, а соколу свернул шею.
 Взбешенный ребенок с тех пор возненавидел не отца, а любимого его
 писателя - Манцони. Нерасположение К. к последнему усилилось ещё больше
 вследствие того, что, запирая шалуна-сына в комнату, отец заставлял его
 читать скучную "Католическую мораль" Манцони. Ненависть К. к Манцони
 дошла до того, что он в своих "Letture italiane scelte ed ordinate a uso
 delle scuole secondarie superiori" систематически исключил самое имя
 Манцони. Мать К., умная и образованная женщина, противница всякого
 ханжества, внушила ему в ранние детские года горячий патриотизм и
 ненависть к немцам, и по трагедиям Альфиери и патриотическим одам Верни
 учила его азбуке. Писать стихи К. начал уже 10-ти лет от роду.
 Гимназическое образование К. получил в Флоренции, университетское - в
 Пизе; был преподавателем риторики в Сан-Миниато, профессором греческого
 языка в пистойском лицее, потом проф. классической литературы в
 университете Болоньи. Здесь К. оставался до последнего времени, когда
 принял звание сенатора. Королева Маргарита очень дружна с бывшим
 революционным поэтом, теперь написавшим оду "A la regina d'Italia" и
 вообще несколько утихшим и успокоившимся. Первый сборник стихов К.,
 вышедший в 1857 г. еще в Сан-Миниато: "Rime", прошёл почти незамеченным.
 Известность К. приобрёл впервые в 1865 г., когда он, под псевдонимом
 "Enotrio Romano", напечатал стихотворение: "A Satana". Оно наделало
 много шуму в Италии, возбудив негодование консерваторов и клерикалов.
 Литературным событием было также появление его "Odi Barbare" (1871), где
 он явился новатором по отношению к стихотворной форме, сделав попытку
 ввести в итальянское стихосложение классическую версификацию, с
 ударениями. Некоторые критики восхваляют его за это до небес, другие
 думают, наоборот, что нововведение К. не может упрочиться, так как оно
 не соответствует духу итальянского языка. По совершенству формы и
 сжатости, "Odi Barbare" - одно из лучших произведений К. Любовь к
 отечеству, стремление к независимости его и единству - один из
 преобладающих мотивов энергической и воинственной музы К. Он ратует
 одновременно против светской власти папы, против тумана и преувеличений
 догматики, против общественного неравенства. Большой силы и совершенства
 достигает К. в сатире; многие того мнения, что именно как сатирик он
 наиболее оригинален и могуществен. Страстный и увлекающийся, он слишком
 склонен, однако, к личным нападкам, которые в глазах современников, быть
 может, придают ещё больше едкости его сатирам, но едва ли упрочат их
 славу. В сборниках стихотворении К. имеются и нежные элегии, весёлые
 канцоны, изящные идиллии; в них много теплого чувства, много
 задушевности. Беспощадный враг романтизма, К. - ревностный почитатель
 древности; он старается оживить форму и дух классицизма (напр. в
 "Primavere Elleniche"). В сущности у К., как у писателя, двойной идеал:
 он поэт революционный и поэт-классик, хотя в Италии его считают главой
 "веристов", т. е. реалистов. Во всяком случае К. поэт вполне
 оригинальный; у него есть последователи, есть школа. Другие его
 поэтические произведения (изд. в Болонье): "Juvenilia" (1880), "Levia
 Gravia" (1881), "Giambi ed Epodi" (1882), "Nuove Poesie" (1879), "Nuove
 Odi barbare" (1882), "Caira, Settembre 1799" (1883), "Rime Nuove" (Рим,
 1887). И в прозе К. настоящий художник слова. В Италии высоко ставят его
 статьи о развитии национальной литературы. С величайшим интересом
 читаются его труды о Данте, Петрарке, Кальдероне, Бокаччио; метко и
 тонко очертил он Джусти, Монти и др. писателей; у него есть целый том о
 латинской поэзии Apiocto. Главнейшие историко-литературные и критические
 работы К.: "Presso la tomba di Francesco Petrarca in Arqua, discorso"
 (Ливорно, 1874), "Studii letterari" (Ливорно, 1874), "Bozetti critici e
 discorsi letterari" (Ливорно, 1876), "Ai parentali di Giovanni Bocaccio
 in Certaldo, discorso" (Болонья, 1876), "Delle Poesie latine edite ed
 inedite di Ludovico Ariosto" (Болонья, 1879), "Delia Gioventu di
 Ludovico Ariosto, Confessioul e battagli" (Рим, 1882, 1883), "Eterno
 femminino regale" (Рим, 1882), "Garibaldi, versi e prose" (Болонья,
 1882), "La poesia barbara nei secoli XV e XVI" (Болонья, 1883), "La
 poesia barbara nei secoli XVII e XVlll. Jauffre Rudel. PoesHa antica e
 moderna, Lettura" (Болонья, 1888), "Lo studio bolognese, discorso"
 (Болонья, 1888), "L'Opera di Dante" (Болонья, 1888), "Poesie di Giuseppe
 Giusti" (Флоренция, 1879), "Poesie di Leronzo di Medici" (Флоренция,
 1859), "Satire, odi e lottere di Salvator Rosa" (Флоренция, 1860), "La
 Secchia rapita ed altre poesie di Alessandro Tassoni" (Флоренция, 1861),
 "Le poesie liriche di Vincenzo Monti" (Флоренция, 1862), "Canti e poemi
 di V. Monti" (Флоренция, 1882), "Pensieri e giudizii di letteratura о di
 critica estratti dalle letteri famigliari di Pietro Giordani" (Милан,
 1863), "Le Stanze, L'orfeo e le Rime di Messer Angelo Ambrogini
 Poliziano" (Флоренция, 1863), "Rime di Matteo di Dino Frescobaldi"
 (Пистоя, 1866), "Poeti erotici del secolo XVIII" (Флоренция, I868),
 "Cantilene с Ballate Strambotti e madrigali dei secoli XIII e XIV"
 (Пиза, 1871), "Lirici del secolo XVIII" (Флоренция, 1871), "Satire, rime
 e lettere, scelte di Benedetto Menzini" (Флоренция, 1874), "Rims di
 Francesco Petrarca sopra argumenti storiei, morali e diversi" (Ливорно,
 1876), "lntorno ad alcune rime dei secoli XIII e XIV" (Имола, 1876),
 "Poesie di Gabriele Rosetti" (Флоренция, 1879), "Lettere di F. D.
 Guerrazzi" (1880 и 1882). Стихотворения К. переведены на нем"
 французский и др. европейские языки, некоторые и на русский (в "Отеч.
 Записках", 1876, сентябрь: "Разговор с деревьями"; "Русская Мысль" 1893,
 октябрь: "Перенесение останков Уго Фоскодо в Санта-Кроче", "На пятую
 годовщину битвы при Ментоне").
 
  Ср. статьи о К.: в "Заграничном Вестнике" (1882, январь); М. Ватсон,
 в "Русской Мысли" (1893, октябрь); Giosue Carducci, "II primo passo,
 note autobiografiche" (Болонья, 1882); М. del Lungo. "Le Veglie
 letterarie" (Флоренция, 1862); Molnienti, "Impressioni letturarie"
 (Милан, 1879); Gr. Trezza, "Studi critici" (Верона, 1878); G. Chiarini,
 "La nuova metrica nella poesia italiana" ("Nuova Antologia", 1878,
 апрель); Enrico Peuzacchi, "Prefacione" (в " Nuove Poesie", Болонья,
 1879); его же, "Le Nuove Rime di Giosue Carducci" ("Nnova Antologia",
 1887, июль); "Di Giosu(Carducci e delle sue opere" (Флоренция, 1883);
 Ugo Brilli, "Bibliografia delle principali opere di Giosue Carducci"
 (Болонья, 1883); "Carducci e Rapisardi, polemica" (Болонья, 1883);
 Edouard Rod, "Giosue Carduccи"("Nouvelle Revue", 15 марта, 1889); Emilio
 Teza, "Di alcuini versi del Carducci tradotti in inglese" ("Rivista
 contemporanea", 1888, январь); Marc Monnier, "Giosue Carducci, poete
 italien"("Nouvelle Revue", 1 августа, 1882); Francis Huefer, "Modern
 italian poets" ("Fortnightly Review", 1881, апрель); Karl Hildebraud, в
 "Allgemeine Zeitung" (1873) и др. М. Ватсон. Кариатида - статуя одетой
 женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для
 поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собою колонну или
 пилястру. Если такая статуя изображает женщину с корзиною плодов или
 цветов на голове, то она называется также канефорой. Название,
 присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от
 девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини
 Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах. Самые
 замечательные из античных К. украшают собою часовню нимфы Пандросы, в
 афинском акрополе. В средние века К. почти совсем не употреблялись, и
 снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения.
 В новейшем искусстве К. называются не только женские фигуры, одетые, или
 полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы
 здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название
 последних - атланты. А. С - в.
  Карильон (Carillon) - особый музыкальный инструмент, посредством
 часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо
 мелодию, подобно тому, как вращающийся вал приводит в движение орган.
 Любимый музыкальный инструмент в церквах, особенно в Голландии и
 Нидерландах; известен был уже в глубокой древности (у китайцев).
  Каркассонн (Carcassonne) - гл. г. фр. дпт. Од (Aude), на Южном
 канале, делится на старый и новый г. Старый, укрепленный г. стоит на
 скалистой возвышенности и окружен двумя стенами V и XIII ст. Нижний,
 новый г. хорошо выстроен, имеет много садов, бульваров и т. п. В К.
 23517 ж.; фбр. сукна (до 7000 рабочих), шерстопрядильни; произв. ковров,
 бумаги, ваты, железных и глиняных товаров; обработка кожи, рафинадные
 заводы, красильни. Значительная торговля предметами своего производства,
 вином и водкой. Ежегодно большая ярмарка (хлеб, лошади, мулы, железо). -
 К. имел значение ещё во времена Цезаря. Во время альбигойских войн был
 разрушен; в 1591 г. в К. укрепились лигисты; Генриха IV он признал
 только в 1596 г.
  Карл I (1600 - 1649) Стюарт - король Англии, второй сын Иакова I,
 род. в 1600 г. Сделавшись после смерти старшего брата, Генриха, принцем
 Валлийским (1612), К. впервые вмешался в политику во время переговоров о
 браке его с испанской инфантой. Для ускорения дела Буккингэм уговорил К.
 отправиться лично в Испанию; но бестактность Буккингэма, затягивавшего
 переговоры с испанским правительством, помешала успеху этой попытки. В
 1624 г. К. женился на Генриетте-Марии французской, дочери Генриха IV,
 раздражительной и властолюбивой, к тому же католичке, позже много
 способствовавшей столкновению К. с парламентом. Вступив на престол, К.,
 для ведения войны на континенте, потребовал от парламента субсидий; но
 парламент хотел решить сначала дела о незаконных корабельных налогах и о
 религиозных вопросах. К. два раза распускал парламент и самовластно
 собирал подати. Не получив достаточно денег, К. принужден был вновь
 созвать парламент и утвердить "петицию о правах". В 1628 г. был убит
 Буккингэм, имевший большое влияние на К. Незаконный сбор податей,
 вопреки "петиции о правах", возбудил негодование в парламенте, который
 был в 1629 г. снова распущен К. После этого К. правил 11 лет сам,
 доставая деньги поборами, штрафами, монополиями и тому подобными путями.
 В это время выдвинулся Томас Вэнтворт, впоследствии граф Страффорд,
 человек даровитый, но жестокий и властолюбивый; он придумал план
 (Thorough) введения абсолютной власти короля, при промоции постоянного
 войска, и с успехом применял его сам, будучи наместником Ирландии. Желая
 ввести повсюду в королевстве единую епископальную церковь, К.
 преследовал пуританство, отдавая перед ним предпочтение даже папизму;
 примасу Лауду он разрешил ввести безбрачие духовенства, учение о
 чистилище, молитву об умерших и многие другие догматы, сближавшие
 церковь с Римом. К. пожелал и в Шотландии ввести епископальные обряды,
 но это вызвало в ней восстание. Не будучи в состоянии подавить его, К.
 собрал в 1640 г. "короткий" парламент, от которого потребовал средств на
 ведение войны. Парламент отвечал, что исправление злоупотреблений должно
 предшествовать требованию денег. К. с неудовольствием распустил его и
 хотел созвать великий совет пэров, но тот отказался. действовать. Тогда
 К. созвал опять парламент, получивший название "долгого". Король не в
 силах был противиться парламенту, но задумал интригами устроить
 контрреволюцию. Он посетил Шотландию, согласился на отмену церковных
 реформ, милостиво отнесся к пресвитерианским вождям Шотландии - Аргайлю,
 Гамильтону и др., но вместе с тем поддерживал сношения с явным врагом
 Аргайля, Монтрозом. Сношения эти были открыты, и Гамильтон и Аргайль
 удалились из столицы, возмущённые двуличием К. В это время вспыхнуло
 восстание в Ирландии, где К. собрал деньги от католиков, обещав им
 льготы, но не исполнил обещанного. После окончательного разрыва с
 парламентом К., 23 августа 1642 г., поднял в Ноттингаме королевское
 знамя, чем формально началась гражданская война. После первых побед К. и
 нерешительных битв 1644 и 1645 гг., 14 Июля 1645 г. произошло сражение
 при Незби; здесь у побежденного К. были захвачены его бумаги,
 обнаружившие его сделки с католиками, обращение за помощью к иностранным
 державам, соглашение с ирландцами. В мае 1646 г. К. явился в лагерь
 шотландцев в Кельгэме и содержался в Шотландии почти как узник, лавируя
 в своих обещаниях между пуританами и пресвитерианцами, пока в янв. 1647
 г. не был, за 400000 фн. стерл., передан в руки английского парламента,
 который поместил его в Гольмби, под строгим надзором. Отсюда,
 захваченный армиею, К. переведён был в Гемптонкуртский дворец. Кромвель
 и Иретон предложили ему условия возвращения власти, очень умеренные; но
 К., надеясь получить больше выгод, тайно переговаривался с парламентом и
 шотландцами и уклонялся от предложений Кромвеля; в ноябре 1647 г. он
 бежал на о-в Вайт, но вскоре вновь попал в плен. Подстрекательства к
 восстанию, которые он продолжал и из тюрьмы, привели к петициям от всех
 полков о назначении суда над К. "Охвостье" выбрало 150 комиссаров (потом
 число их уменьшено до 135), с юристом Джоном Брэдшо во главе, для суда
 над королем. К. предстал перед этим судилищем, которое признало К.

<< Пред.           стр. 425 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу