<< Пред.           стр. 454 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 соответствуют современной нам форме книги. В восточной империи были
 особые мастерские для его обработки, и писцы получали его совсем
 готовым; на Западе они большей частью сами обделывали его: бритвой
 снимали жир и пятна, пемзой очищали волосы и жилы, выглаживали и
 разлиновывали особ. ножем. Писали крупно, четко и красиво; в отделке
 заглавных букв доходили до необыкновенной роскоши. Иногда (с III по VII
 в.) пергамент окрашивали в красную или др. краску и всю рукопись писали
 разведенным серебром, а заглавные буквы золотом. Понятно, что К. в то
 время были страшно дороги: за красиво написанный и разрисованный
 молитвослов или псалтырь уступали иногда целые имения; бывали случаи,
 что в целом христианском городе не оказывалось ни одной книги. В
 мусульманском мире книжное дело стояло в это время очень высоко: в
 Испании насчитывали 70 общественных библиотек, и в кордовской библютеке
 было, говорят, до 400000 томов. В Европе К. стали и дешевле, и чаще,
 когда стало распространяться употребление пергамента, тем более, что с
 этим совпал сильный подъем умственной жизни после крестовых походов, а
 также развитие университетов. В XIII в. при университетах был особый вид
 должностных лиц, так наз. stationarii; они давали студентам списывать
 учебники, брали К. на коммиссию от ростовщиков-евреев, которые сами не
 имели права торговать книгами, и от уезжавших студентов; эти stationarii
 были, таким образом, первыми книгопродавцами в новой Европе. В начале
 XIV в. в Париже книгопродавцы в собственном смысле уже отделились от
 стационариев; но и они приносили присягу университету и были подчинены
 его ведению. Были также и присяжные продавцы писчих материалов. В конце
 XIV и нач.XV в. в "латинском квартале" целые дома и переулки были
 заселены переписчиками, каллиграфами, переплетчиками, миниатюристами
 (иначе, иллюминаторами), пергаментщиками, продавцами бумаги и пр. В
 Лондоне переписчики (text-writers) в 1403 г. соединились в особый цех,
 то же местами было и в Голландии. В Италии в XV в. были книгопродавцы,
 содержавшие при своем магазине массу писцов, след. способные издавать
 книги и до книгопечатания. В это время во всех больших городах Европы
 были уже общественные библиотеки, из которых иные К. выдавались на дом
 (libri vagautes); Другие, особенно ценные и объемистые, прикреплялись к
 письменным столикам железными цепями; почти везде были книгопродавцы и
 общества переписчиков, старавшиеся удовлетворить не только богатых
 любителей, но и людей среднего состояния молитвенниками, К.
 поучительными и даже забавными.
  На Русь К. пришла, вместе с христианством, из Византии, в лучшее
 время специально-византийской культуры; но эта культура усваивается
 нашими предками далеко не во всем ее объеме. К., напр., принимаются
 исключительно богослужебные и благочестиво-назидательные; дело книжного
 просвещения ведется духовенством и весьма немногими любителями из
 высокопоставленных лиц. По словам Кирилла Туровского, светские люди
 говорили: "Жену имам и дети кормлю... не наше есть дело почитание
 книжное, но чернеческое". Если мирской человек и принимался читать или
 даже списывать книги, он делал это не для удовольствия и даже не для
 поучения, а для спасения души. Книжное дело сосредотачивалось
 исключительно в монастырях: известна прекрасная картинка из жития
 Феодосия Печерского, как он волну плел для переплета в то время и в той
 комнате, где Иларион списывал книги, а старец Никон переплетал их.
 Монахи писали только с дозволения игумена, и потому К. или даже всякая
 отдельная статья начинается с формулы: благослови, отче. Писали на
 харатье (пергаменте, от chartia), на больших листах, большей частью в
 два столбца, крупными и прямыми буквами - уставом (который постепенно
 переходил через полуустав в неразборчивую скоропись XVII в.); заглавные
 буквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Одну книгу писали
 многие месяцы и в послесловии часто выражали сердечную радость, что
 трудный подвиг окончен счастливо. Нашествие монголов остановило развитие
 книжного дела на Ю, а как трудно было заниматься им на С, ясно
 свидетельствует житие Сергия Радонежского, который, не имея ни харатьи,
 ни бумаги, писал на бересте. Только в Новгороде были досуг и средства; о
 Моисее, архиепископе новгородском (1353 - 1362), летопись говорит:многи
 писцы изыскав и книгы многы исписав. С XV века книгописание
 распространяется по всей средней России:являются писцы и даже литераторы
 профессиональные, "питавшиеся от трудов своих"; каллиграфия иногда
 доходит до высокой степени совершенства; появляются хитрые измышления,
 вроде тайнописания (криптографии) и пр. В XVI в. и у нас начинается
 городской период в истории К.: Стоглав упоминает о городских писцах,
 деятельность которых он желает подвергнуть надзору. Самый выдающийся
 деятель в истории русской К. этой эпохи - митр. Макарий.Изобретение
 книгопечатания значительно понизило ценность рукописей, но не сразу
 убило их производство: первопечатные К. представляли собой копию с
 современных рукописей;тем не менее, иные богатые книголюбцы все еще
 отдавали предпочтение лучшими мастерами писанным рукописям перед
 произведенными фабричным способом печатными К.: но борьба каллиграфов
 XVI в. с печатным станком была безнадежна и непродолжительна. Только в
 России среди старообрядцев рукопись соперничает с К. до XIX в. Уже в XVI
 в. удешевленная К. начинает служить интересам дня и заметно
 демократизируется: она становится доступной и интересной не только для
 людей серьезно образованных, но и для массы; она проникает и в женскую
 половину купеческого или небогатого помещичьего дома, и даже в
 деревенские трактиры; она столь же часто служит для забавы, как и для
 назидания. В XVII в., вследствие усовершенствований в типографском деле,
 книжное производство прогрессирует в количестве, дешевизне и красоте; в
 соответствие духу времени - по выражению Бушо, остроумно сопоставляющего
 наружность и содержание книги с политической и культурной историей (Н.
 Воuchot: "Le livre, l'ilustration, la reliure", Париж, 1886), - она
 "надевает парик, украшается колоннами и пилястрами, становится
 надуто-грандиозной и вся расплывается в аллегории и условности". По
 особенному свойству науки XVII в., работавшей не для публики, а для
 немногих избранных, именно в этом столетии выходят в большом количестве
 многотомные фолианты, поглощавшие десятки лет жизни авторов и
 составленные с поразительной ученостью и тщательностью (Дюканжа,
 Ламбеция, Болланда и пр.). В этом же и следующем столетии появляются в
 большом количестве ученые и литературные журналы . XVIII в., век
 просвещения, по преимуществу, вознес книгу на небывалую высоту;
 достаточно назвать Вольтера, чтобы дать понять, какую силу имела тогда
 умно написанная книжка. Знаменитая "Энциклопедия" Дидро наглядно
 показывает, что и толстые, дорогие К. в то время стали предназначаться
 для массы образованных людей, для среднего сословия. XVIII век - время
 зарождения и развития русской печатной книги; при Петре зародилась она,
 при Екатерине II получила силу и распространение (в промежутке прогресс
 совершался очень медленно, да и в первые годы царствования Екатерины
 наиболее популярные сатирические журналы расходились в 200 - 300 экз.).
 С 80-х годов издаются целые библиотеки классиков и переводных романов;
 выходят сотнями собственные подражания последним; даже мистические книги
 масонов выходят несколькими изданиями. Русские люди приучились читать и
 даже покупать книги; с особой пользой потрудился для этого Н. И.
 Новиков.Тогда же у нас начинают заботиться и о внешней красоте книги:
 даже многие казенные издания, даже уставы украшаются изящными
 виньетками. В первой четверти XIX в. в истории развития книги замечаются
 два явления огромной важности. Хорошая книга стала обогащать автора -
 обогащать не посредством подарков и пенсий от богачей или правительства,
 но посредством покупателей, публики; знаменитые писатели становятся
 богачами, и литературный труд, при благоприятных условиях, даже
 заурядному работнику дает средства к безбедному существованию.С другой
 стороны, предприимчивые издатели (один из первых - Констебль в Англии)
 задаются высокополезной задачей удешевить хорошую книгу до такой
 степени, чтобы всякий сколько-нибудь достаточный человек мог, без
 больших затрат, составить себе целую библиотеку. Первое явление в
 передовых странах Европы к середине столетия становится общим: не только
 авторы, подлаживающиеся ко вкусам публики (напр., Дюма-отец), но и
 большинство талантливых писателей совершенно независимых (напр., Виктор
 Гюго)могут хорошо жить доходами от продажи своих книг; вместе с этим они
 становятся и крупной политической силой. Крайнее удешевление хорошей
 книги (за исключением особых случаев: изданий Нового Звета, полного
 Шекспира в 1 шиллинг) становится возможным только в З-ей четверти
 столетия, зато теперь идет вперед быстрыми шагами:благодаря таким
 издателям, как Реклам ("Universal Bibliothek") в Германии, Сонцоньо в
 Италии и пр., теперь за десятки рублей можно собрать библиотеку
 классиков всех времен и народов, которая в начале столетия стоила
 тысячи. Специально для народа красиво и правильно издаются целые
 библиотечки полезных К. по такой цене, которая своей дешевизной убивает
 плохие лубочные издания. В Германии, а за ней и повсеместно, в последние
 годы даже роскошные, красиво иллюстрированные К. так удешевляются, что
 не составляют редкости на полке учителя начальной школы. 70 лет назад
 Греция получала из Франции и бумагу, и шрифт для правительственных
 изданий и учебников; теперь в ней ежегодно выходят тысячи названий К., и
 в том числе много баснословно дешевых изданий для народа и бедняков. И в
 России, уже с первых 10-летий XIX в., в книжном деле замечается
 значительный прогресс: первые томы истории Карамзина, выпущенные в 1818
 г., разошлись в несколько недель; плохой, ныне забытый роман Булгарина
 "Иван Выжигин", вышедший в 1829 г., доставил автору деньги, по тому
 времени, огромные; появляются предприимчивые издатели, искренно любящие
 свое дело, вроде Смирдина. С начала царствования Александра II и у нас
 К. становится крупной общественной силой. В последнюю четверть века и у
 нас являются дешевые библиотеки для среднего класса, уже не разоряющие
 предпринимателей, как прежде; и у нас издаются отечественные классики по
 такой цене, которая делает их доступными и для бедных людей;что же
 касается до наших народных, копеечных изданий, предпринимаемых с
 полублаготворительной целью комитетами грамотности и др. общественными
 учреждениями, а также и некоторыми частными фирмами, то по строгому
 выбору содержания, дешевизне и изяществу они могут поспорить с немецкими
 и английскими. Но в общем книжное, книгопродавческое и типографское дело
 в России, сравнительно с ее западными соседями, находится еще в очень
 неудовлетворительном состоянии.По истории К. см. Arnett, "An inquiry
 into the nature and form of the Books of the Ancients" (Л., 1637); W.
 Wattenbach, "Das Schrift wesen im Mittelalter" (Лпц., 1871); V.
 Gardthausen, "Griechische Palaeographie" (1879); E. Egger, "Histoire du
 livre" ("Bibl: d'edacation et derecreation"); H. Bouchot, "Le livre,
 l'illustration, la reliuie" (Пар., 1886); Aug. Mulinier, "Les manuscrits
 et les miniatures" (1892, "Bibl. des Merveilles"). Для славянской
 рукописной К. лучший материал у Востокова, в "Описании ркп. Рум. музея"
 и у Срезневского, "Славяно-русская палеография" ("Журн. Мин. Нар.
 Просв.", ССХIII, отд. II). Для старопечатной, петровской и
 послепетровской К. материал у Каратаева, Сопикова, Пекарского ("Наука и
 лит. при Петре") и др. Ср. А. Кирпичников, "Очерк истории книги" (СПб.,
 1888): О. Булгаков, "Иллюстрированная история книгопечатания"(т. 1,
 СПб., 1889).
  А. Кирпичников.
  Кносс (KnwssoV или KnwsoV, у римлян Gnossus, развалины близ нын.
 Макротиха) - древний город на о-ве Крите, на сев. берегу, в 4 километрах
 от моря, в древности с двумя гаванями. Главный город о-ва в
 доисторические времена царя Миноса. В его окрестностях находился
 лабиринт Дедала, где был заключен Минотавр. Средоточие культа критского
 Зевса. Родина Эпименида. Город был взят в 68 г., во время войны с
 морскими разбойниками, Метеллом Критским и обращен в римскую колонию.
 Ср. Hoeck, "Кretа"(Геттинген, 1823 - 29);Pashley, "Travels in Crete"
 (Л., 1837); Kiepert, "Lehrbuch der alten Geographie" (Б" 1878); Lolling,
 "Hellenische Landeskunde und Topographie" (Нёрдлинген, 1837). Князь
 (лат. princeps, откуда итал. il principe, франц. и англ. prince;
 сходного значения немец. Furst, датское fyrste, голл. vorst, шведск,
 furste, восходящиe к древневерхненемецк. furisto=aнгл. the first,
 "первый"). - Со времен римской империи титул princeps, иногда с
 определениями (princeps senatus princeps inventutis), стал применяться к
 наиболее высокопоставленным в империи лицам, в том числе к императору и
 его наследникам. Позже это слово стало вообще ходячим атрибутом лиц,
 одаренных властью и почетом; римские авторы прилагают его к племенным
 начальникам народов, с которыми им приходилось встречаться. Тацит
 называет этим именем выборных вождей германцев, происходивших
 обыкновенно из знатнейших родов. От этих первых германских К. ведут свое
 происхождение дворянские и княжеские роды, появляющиеся во франкском
 государстве наряду со служилой знатью - графами. В течение XI в., мало
 по малу, название К. сделалось общеупотребительным для обозначения всех
 членов высшей имперской аристократии; сюда относились герцоги,
 маркграфы, пфальцграфы, ландграфы, бургграфы и графы, равно как и
 архиепископы, епископы и аббаты имперских аббатств. К концу XII в.
 развилось так наз. младшее имперское княжеское сословие, к которому
 принадлежал лишь более тесный круг знатных семей. Оно имело характер
 замкнутый, что сказалось, между прочим, в формальных возведениях в
 княжеское достоинство. На имперских сеймах К. имели личный голос и
 сидели на княжеской скамье; они делились на духовных К. (епископов и
 аббатов), которые лишь путем избрания получали свое достоинство, и
 светских К, права которых приобретались рождением. К привилегиям их
 принадлежало особое судопроизводство, между прочим, в особых третейских
 судах (Austragalgerichte), от которых можно было апеллировать в один из
 обоих высших имперских судов. Из круга К. в XIII в. выделились
 курфюрсты, вследствиe чего К. со второго места в государстве опустились
 на третье. Светские княжеские дома позже разделились на старые и новые,
 под первыми разумелись те, которые до аугсбургского сейма 1682 г. имели
 место и голос на княжеской скамье, под новыми - роды лишь позже
 получившие от императора княжеское достоинство. Последние не считались
 равными по происхождению (ebenbtirtig) первым; но эта разница потеряла
 свое значение с отменой старинной имперской конституции. В настоящее
 время К. является титулом тех территориальных владетелей, которые, по
 своему значению, следуют тотчас же после герцогов. Независимо от К. с
 действительными суверенными правами, рано появились княжеские титулы, не
 соединенные с правами над какой-либо территорией; назначение их было
 одной из прерогатив императора, но оно само по себе не давало им еще
 всех прав остальных К. Поэтому делалось различие между К., имевшими
 место и голос в сейме, и теми, которые не имели этих прерогатив. С
 распадением священноримской империи стушевалось и это различие, так как
 имевшие голос в имперском сейме К. были, большей частью, медиатизированы
 и потеряли свои территориальные владения. Суверенных князей в настоящее
 время очень немного: К. шварцбургские и рейсские, К. Липпе и Вальдека, к
 которым вне Германии присоединяются еще К. лихтенштейнский и монакский.
 К ним приближаются по значению К. гогенцоллернские, уступившие свои
 владетельные права Пруссии, но пользующиеся почетными правами членов
 королевского прусского дома. На Балканском полуо-ве до последней
 русскотурецкой войны были К. в Румынии, Сербии и Черногории; в настоящее
 время титул К. принадлежит здесь лишь владетелю черногорскому и
 вассальному К. болгарскому. Медиатизированных К., т. е. таких, которые
 прежде владели самостоятельно частью священно-римской империи, но с 1806
 г. сделались простыми подданными, довольно много. Все они de jure
 считаются равноправными с суверенными домами. Из них наиболее известны:
 чешский род Гаррах, франконск. Гогенлоэ, австр. Виндишгрец и Меттерних
 Виннебург, баварские Эттинген и Зальм (2 линии), прирейнский Шенборн,
 шведский Стадион и др. В ином положении находятся роды тех лиц, которые
 после 1815 г. получили титул К. от кого-либо из немецких суверенных
 государей. Эти роды принимаются в высшее дворянство государства, где дан
 им титул, но не входят в состав германского высшего дворянства и не
 получают всех его прав и привилегий, не считаются равными ему по
 происхождению. Княжеский титул часто переходит в них не на все
 потомство, а лишь на старших сыновей, которым достаются майоратные
 имущества; младшие сыновья, в таком случае, получают титул графов.
 Такими К. за отличия были сделаны Гарденберг, Блюхер и, в последнее
 время, Бисмарк. В странах романских титул К. обозначается словом
 "prince", передаваемым на русский яз. или словом "принц", или К. Первое
 слово в русском языке имеет особое значение и применяется, как и в
 немецком, для обозначения младших членов суверенной семьи, "принцев
 крови". Самое слово "принц" для означения царствующих лиц почти не
 применялось в средние века и стало встречаться лишь позже; старинные
 итальянские principi и валлийские принцы, равно как и гораздо более
 новые принцы оранские - это почти единственные примеры, известные нам в
 истории. В Англии титул К. отсутствует, и слово "prince" имеет значение
 лишь "принца крови" или "государя" вообще. Во Франции многие из
 герцогских родов старой монархии имели в числе низших своих титулов и
 название К., например, герцог Ларошфуко был одновременно К. Марсильяком,
 герц. Грамон - К. Бидаш. Другие французские К. являются родоначальниками
 младших линий герцогских домов: К. Леон и де Субиз - в роде Роганов, К.
 Тенгри и де Робекк - в семье Монморанси. Когда Наполеон основал империю
 и ввел снова во Франции титулы, К. (princes) были провозглашены первым,
 герцоги - вторым разрядом нового дворянства. Княжеское достоинство
 получили: Тайлеран, К. Беневентский; Бернадотт, К. Понте-Корво; Бертье,
 К. Ваграмский; Даву, К. Экмюльский; Массена, К. Эсслингский, и Ней, К.
 de la Moskowa. В Италии, Бельгии и Голландии К. в среде дворян стоят
 ниже герцогов. В Испании и Португалии этот титул никому не дается, кроме
 принцев крови; единственное исключение - известный К. Мира, Годой.
 Списки медиатизированных К. печатаются во 2-м, а главнейших иных княж.
 родов - в З-м отделе ежегодно выходящего "Almanach de Gotha". См.
 Hullmaua, "Geschichte des Ursprungs der deutschen Furstenwurde" (Бонн,
 1842); Ficker, "Vom Reichsfurstenstand" (Иннсбрук, 1861); Schulze, "Die
 Hausgesetze der regieren den deutschen Furstenhauser" (Иена, 1862 -
 1883).
  Л.
 
  Князь у славян (кроме русских), как представитель верховной власти,
 назывался жупаном (у сербов "великий жупан"), владыкой, воеводой,
 господарем, чаще всего К. ( = kunings), в лат. памятниках dux, judex,
 princepsterrae; впоследствии, по примеру визант. императоров и франк,
 королей, слав. К. стали назыв. цесарь или царь, краль. Мы имеем много
 несомненных известий о существовании княж. власти у всех славянских
 племен в древнейший период их истории, но о происхождении, объеме и
 значении этой власти нельзя сказать ничего определенного. Можно лишь
 предположить, на основании этимологии слова "жупан" и позднейшего
 характера княжеской власти, что она произошла из власти родового
 старейшины. Первоначально, вероятно, княжеская власть была религиозной:
 К. был представителем своего племени перед божеством (ср. известия
 Козьмы Пражского о Кроке, Гельмольда о Бодричах; у поляков на
 религиозный характер княжеской власти указывает сходство слов ksiadz и
 ksiaze). С религиозным авторитетом К. соединена и судебная его власть
 (ср. Любуша, Крок у Козьмы Пражского; предания Гельмольда о Ваграх,
 Галла о Болеславе; у хорватов и других южных славян К. назыв. judices).
 К. был также и военачальником (dux, воевода). Кроме этих трех основных
 элементов древней княжеской власти, ей принадлежало право
 представительства во внешних сношениях племени, участие в управлении.
 Власть К. в то время не была бесконтрольна: с ним и над ним действует
 власть совета старейшин (сенат, дума) и народа (вече); последний даже
 волен прогнать нелюбого князя (ср. особенно у лютичей, чехов). В таком
 первоначальном неразвитом состоянии княжеская власть осталась лишь у

<< Пред.           стр. 454 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу