<< Пред. стр. 491 (из 1179) След. >>
выступают в разных программах, появлявшихся в то время в большомколичестве - особенно в так называемых "двенадцати статьях" и в
гейльброннском проекте. "Двенадцать статей", вышедшие в свет в 1524 г.,
под заглавием: "Основательные и истинные главные статьи, в которых
считают себя обиженными все поселяне и сельские работники духовных и
мирских начальств", были как бы крестьянским манифестом, объединявшим
требования громадного большинства. Требования эти были умеренны и
справедливы и основывались единственно на св. Писании. Совсем не касаясь
вопросов общественного устройства, "статьи" домогались только свободы
евангелической проповеди, отмены крепостничества, устранения наиболее
обременительных феодальных повинностей и уничтожения привилегий,
угнетающих массу народа. Гейльброннский проект составлен был коммиссией
из депутатов от инсургентов, под сильным влиянием Венделя Гиплера и
Фридриха Вейнганда. Главная мысль этого проекта - освобождение крестьян
из-под власти дворян, с вознаграждением последних из церковных имуществ,
и реформа судов, на основании выборного и общесословного начала.
Сообразно с этими основными требованиями и все крестьянское движение
разбивается на три главных местных движения: на ЮЗ Германии, откуда
вышла программа "двенадцати статей", вождем восстания был Ганс Мюллер из
Бульгенбаха; второй район, где наиболее распространенной являлась
гейльброннская программа, охватывал Франконию от Ротенбурга и Бенсгейма
до Вюрцбурга и Таубера: здесь восстанием руководили Метцлер и рыцарь Гец
фон Берлихинген; наконец, далее к северу, до Тюрингии и Саксонии, в К.
восстании важнейшую роль играли анабаптистские стремления, а главным
деятелем являлся Фома Мюнцер. Летом 1524 г. восстания начались на
верхнем Рейне; затем, мало-помалу распространяясь, они в 1525 г.
охватили собой всю Германию, за исключением северной ее части, причем
образ действий крестьян делался все более и более решительным,
вследствие встреченного ими сопротивления и усиления анабаптистской
проповеди. Наконец, начался настоящий террор, имевший целью заставить
дворян исполнить требования восставших, а остававшиеся пока в покое
деревни - примкнуть к общему движению. Грабежи и насилия оттолкнули от
крестьян многих из числа сочувствовавших движению. Полная разрозненность
восставших крестьян, крайне плохое вооружение, непривычка к дисциплине и
организации, а также и недостаток в опытных и искусных вождях - все это
препятствовало успеху инсургентов, в особенности после того как
евангелические и католические государи соединились для подавления
мятежа. Курфюрст саксонский Иоанн Твердый, в союзе с Филиппом
Гессенским, саксонскими герцогами Георгом и Генрихом, графом Альбрехтом
Мансфельдским и др. князьями, нанес при Франкенгаузене решительное
поражение крестьянам. Мюнцер был взят в плен и казнен. Та же участь
постигла и предводителей других крестьянских банд в центр. Германии,
разбитых и рассеянных союзными князьями. Истреблением поселян при
Цаберне и Шейвейлере закончилось К. движение в Эльзасе. В Вюртемберге и
Франконии главнокомандующий армии швабского союза, Трухзес фон
Вальдбург, вместе с курфюрстом пфальцским, после нескольких сражений
(при Бедлингене, Неккаргартахе, Кенигсгофене и Ингольштадте), совершенно
подавил восстание. Усмирение крестьян везде было проведено с величайшею
жестокостью. Несколько долее держались крестьяне в южн. Швабии,
архиепископстве Зальцбургском и Тироле: в последних двух областях
правители должны были даже пойти на некоторые уступки. Вообще К. война
ухудшила положение крестьян; так как озлобленное дворянство с особым
усердием стало налагать на крестьян поборы и повинности. Опустошение
целых областей, увеличившееся распадение частей нации, ослабление
реформационных стремлений, подавление политической жизни, взаимное
недоверие народа и правительства - таковы были печальные результаты
неудавшегося движения. Ср. В. Циммерман, "История великой крестьянской
войны" (есть в русском переводе); Wachsmuth, "Der deutsche Bauernkrieg";
Dietrich, "Der Bauernkrieg"; Weil, "Der Bauernkrieg"; Engels, "Der
deutsche Bauernkrieg"; Jorg, "Deutschland in der Revolutions periode";
Hartfelder, "Zur Geschichte des Bauernkrieges in Sudwestdeutschland".
M. В-ий.
Кречет. - К. называются самые крупные соколы, водящиеся на крайнем
севере Старого и Нового Света. Все они близки между собою и различаются
главным образом по окраске, которая притом очень сильно варьирует, как
по возрасту, так и месту происхождения. Некоторые исследователи
соединяют всех К. в один вид, считая различных К. лишь разновидностями,
другие различают 2-5 видов. От других благородных соколов они отличаются
очень значительной величиною (длина около 60 стм.), относительно
длинным, круто согнутым клювом, оперенной до 2/3 цевкой и относительно
длинным хвостом. В сев. Скандинавии на Ю до 60° с. ш. и у нас в сев.
Лапландии гнездится норвежский К. (Falco s. Hierofalco gyrfalco),
залетающий зимою на Ю до Польши, Дании, Германии, Голландии и даже
Франции; цвет его сверху темно-серый с черной спиной и полосой на хвосте
и буро-черными крыльями, снизу сероватый или желтовато-белый с темными
продольными, а на боках и штанах поперечными пятнами; у молодых
преобладающий цвет верхней стороны темно-бурый, нижний серо-желтоватый с
темными пятнами. В Исландии и южн. Гренландии водится исландский К. (F.
islandicus), залетающий нередко до Британских о-вов, более бледного
цвета. В сев. Гренландии живет близкий к нему F. candicans,
преобладающий цвет которого в старости белый; темные подоски могут почти
исчезать. К., водящегося на Уральском хребте, в Печорской тундре, на
Новой Земле и в Сибири, выделяют в особый вид - уральский К. (Falco s.
Hierofalco uralensis). К. водятся преимущественно на обрывистых,
скалистых морских берегах, особенно по близости от птичьих гор или
"базаров", летают очень быстро, делая частые удары крыльями и редко паря
(кроме времени перелета или периода размножения), питаются летом главным
образом морскими птицами, зимой горными тетеревами, а также белыми
куропатками, зайцами и т. п. Гнездятся в углублениях на скалах, занимая
оставленное гнездо воронов или отнимая его или делая его сами, иногда
селятся и на деревьях; гнездо выстилается ветками и травой, кладка
состоит из 4 яиц. В средние века К. высоко ценились в качестве
охотничьих птиц на соколиных охотах и из Дании ежегодно посылалось
правительством в Исландию специальное судно за К. В вост. Азии инородцы
и теперь еще употребляют К. для охоты.
Н. Кн.
Кречеты служат ловчими птицами, разделяются на белых К. (Faico
candicans, groenlandicus) - лучших и самых ценных, исландских К. (F.
islandicus), норвежских или обыкновенных ("серых") К. (F. hyrfalco) и
красных К. (F. sacer) - ныне очень ценящихся в Бухаре, Хиве, Киргизских
степях, Алжире, Персии и Индии, а в прежнее время также во Франции,
Англии и в охоте царя Алексея Михайловича, для которой они добывались в
Архангельской губ. и в Сибири. К. относятся к ловчим птицам высокого
полета (haut-vol), причем низвергаются на добычу - "бьют" ее сверху,
иногда схватывая ее когтями и унося с собой или же только убивая силою
удара. См. К. П. Галлер, "Охота с соколами и ястребами" ("Природа и
Охота", 1882, VII); его же, "Соколиная охота" ("Справочно-памятная
книжкакалендарь Лаврентьева для охотников на 1884- 85 гг.").
С. Б.
Крещение - первое из христианских таинств, принимаемое всеми
христианскими вероисповеданиями и сектами, хотя и не в одинаковом
смысле, и знаменующее собою вступление в состав церковного общества.
Погружению в воду или обливанию у всех почти народов древности -
халдеев, финикиян, египтян, персов, отчасти у греков и римлян -
усвоялось особое значение, в смысле не только физического, но и
нравственного очищения. По словам Макробия, у римлян обмывали
новорожденных в воде в восьмой или девятый день по рождении, причем
нарекали им имя (подробнее см. Migne, "Encyciopedie theologique", т.
VII, под словом bapteme). Как особое сакраментальное установление, К.
существовало, по свидетельству многих писателей, у евреев, незадолго до
появления христианства, именно в период послемаккавейcкого
восстановления культа для так называемых "прозелитов врат"; оно заменяло
для них обрезание. Даже у природных последователей Моисеева закона оно
существовало некоторое время, как "утверждение обрезания", его
дополнение. Наконец, оно упоминается в числе мистерий секты ессеев, у
которых совершалось с особенными тайными церемониями. - Упоминая об этой
чисто внешней аналогии культовых обрядов разных народов с христианским
водным крещением, большинство исследователей отказывается, однако,
находить генетическое соотношение между ними. На почве христианства
установлению собственно христианского таинства крещения предшествовало
"крещение Иоанново" - Иоанна Предтечи, который, проповедуя иудеям
грядущего Мессию, крестил в Иордане приходивших к нему и самого И.
Христа. Когда именно учреждено собственно христианское К., об этом
существуют между богословами различные мнения. Некоторые (блаж.
Августин) думают, что слова Евангелия: сам Иисус не крестил, но ученики
его (Иоан. III, 22, IV, 1-2), указывают на установление христианского
К., совершавшегося апостолами по уполномочию от И. Христа; другие
относят начало его к беседе И. Христа с Никодимом (Иоан. III), третьи -
ко времени послания И. Христом на проповедь семидесяти апостолов (Лук.
X). На основании евангельской параллели между деятельностью Предтечи и
деятельностью И. Христа (Mф. III, 1-2, 5-6; Луки VIII, 29-30)
большинство богословов думает, что во время земной жизни И. Христа
учениками его совершалось еще К. Иоанново, а христианское К. было
установлено лишь словами, сказанными И. Христом к апостолам пред
вознесением Его на небо: "идите и научите все народы, крестя их во имя
Отца и Сына и св. Духа" (Матф. XXVIII, 19: Марк. XVI, 16). При апостолах
крещению предшествовало наставление вере в И. Христа. Самое К.
совершалось чрез погружение в воду, что видно из названия его
(baptisma), а также из К. вельможи царицы Кандакийской апост. Филиппом.
У апост. Павла К. называется также баней (loutron) возрождения. Во
времена послеапостольские взрослые приготовлялись к К. чрез оглашение.
Оглашаемые (caouonteV) разделялись на три степени. Первую степень
составляли "слушающие" (acouontez, audientes), т. е. заявившие о желании
вступить в церковь и подучившие право входа в храм для слушания св.
Писания и поучений. Оглашаемые второй степени, "припадающие" или
"преклоняющие колена" (prospiptonteV, genuflectentes, orantes), имели
право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных.
Третью степень оглашенных составляли "требующие" (соmреtentes), т. е.
готовые принять К. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения -
о Св. Троице, о церкви и т. д. Пред Пасхой желавшие принять К. вносили
свои имена в список крещаемых (о чем говорит IV-й карфагенский собор). В
Риме это обыкновенно делалось за 40 дней до К., после чего оглашенным
усвоялось название избранных - electi; они облекались во власяницу,
появлялись между людьми не иначе, как с закрытым лицом, соблюдали
суровый пост. В четвертое воскресенье поста - у латинян, во второе - у
греков им назначались новые, христианские имена, после чего они
исповедовались. Перед самой Пасхой они изучали символ веры и молитву
Господню и подвергались заклинаниям, что вместе носило название
скрутиций (Scrutitia). Оглашение обыкновенно продолжалось два года,
иногда более (для бывших жрецов - три года), иногда - менее. Иногда
оглашенные откладывали крещение до последних дней жизни, чтобы умереть
свободными от грехов (так было, напр., с Константином Вел.). Церковь,
вообще говоря, не одобряла "отлагающих К.". Совершителями К.
торжественного (большого числа крещаемых) были обыкновенно сами
епископы. Обычным в древности временем совершения торжественного К. было
"навечеpиe" Пасхи и Пятидесятницы. Местом К., во времена гонений на
христианство, были реки, ручьи и т. п., при чем нет указаний на то,
чтобы совершался, предварительно К., особый чин освящения воды. Со
времени Константина Вел. К. происходило в баптистериях - бассейнах воды,
устроенных в особых зданиях или при самом храме. О том, что К.
совершалось только чрез погружение, письменные памятники свидетельствуют
единогласно (на Востоке - до VIII в. включительно, на Западе - до VI
в.). Существовало ли в древней церкви, хотя в исключительных случаях, К.
чрез обливание и окропление - это спорный вопрос церковной археологии.
Непосредственно после погружения на Западе пресвитер помазывал чело
крещаемого священным елеем, а епископ возлагал ему на главу покрывало
(chrismale, velamen misticum); затем его облекали в белую льняную
одежду. Носившие ее назывались leuceimonvnteV, in albis incidentes. На
Западе ее носили восемь дней; в Египте ее сохраняли до самой смерти,
надевая ее в более торжественные моменты жизни и пред самой смертью. На
новокрещенного возлагался иногда венок из цветов, из миртовых или
пальмовых листьев; в Африке, кроме того, ему надевали на руку перстень,
по подобно евангельского блудного сына; по некоторым известиям,
новокрещенному давались особые благословенные туфли. В некоторых церквах
если не сам епископ, то пресвитер или диакон умывал и утирал ноги
крещенного по выходе его из воды. С светильниками в руках новокрещенные
шли процессией из крещальни в храм, где причащались св. Тайн; после того
им давали вкушать меда, смешанного с молоком, в знак вступления их в
церковь, как в некую новую "обетованную землю, кипящую медом и млеком".
Мученики, над которыми церковь не имела возможности совершить К. водное,
считались крещенными в самом акте мученичества; это называлось
"крещением кровью". В Азии и Африке еретиков, обращавшихся к церкви,
перекрещивали, в Риме же довольствовались возложением на них рук
епископом. Позже установлено перекрещивать только тех еретиков, которые
крещены были не во имя Отца и Сына и Св. Духа. Тяжко больных и
заключенных в тюрьмах крестили чрез обливание или окропление. К.
младенцев еще со времен апостольских составляет бесспорный догмат
церкви. По общему учению православия и католичества, К. есть таинство, в
котором крещаемый, с произнесением слов: "крещается во имя Отца и Сына и
св. Духа", Божией благодатью очищается от всякого греха и соделывается
оправданным и освященным. К., как духовное рождение, не повторяется,
если один раз совершено правильно. Однократное погружение, которым
крестили еретики (евномиане и др.), не признается за К. Протестантство
считает К. лишь внешним символом даруемого человеку, независимо от его
воли, прощения грехов. По Кальвину и Цвингли, К. - простой "знак
божественной благодати, удостоверяющий верующих в божественных
обетованиях". Анабаптисты, отвергающие К. младенцев, считают К. за
аллегорический знак возникающей и развивающейся независимо от него
духовной жизни христианина. Социниане учат, что К. не есть орудие
благодати, преподаваемой верующим, а простой обряд, совершаемый лишь для
того чтобы отличить христианина от не христиан. В православной церкви
взрослого (с 7 лет) крестят не иначе, как по научении вере или
оглашении; что касается младенцев, то забота о научении их вере
возлагается на восприемников. До К. взрослых не христиан над ними
совершается, в притворе церкви, три оглашения. В случай смертной
опасности для крещаемого, К. совершается по сокращенному чину; если нет
при этом священника, позволяется совершать К. мирянину (под условием,
чтобы он был православный, понимал смысл таинства, не был двоеженцем и
не совершил тяжкого греха), чрез погружение или обливание, но под
непременным условием произнесения слов: "крещается во имя Отца и Сына и
св. Духа". В случае выздоровления крещенного сокращенным способом,
священник дополняет К. чтением всех опущенных молитв, положенных по
полному чинопоследованию таинства. Имя крещаемому младенцу
предоставляется выбирать его родителям; крещаемые взрослые выбирают его
сами; если выбор предоставляется священнику, то он обязан выбирать имя
святого, ближайшего, по времени празднования, ко дню рождения
крещаемого, и не должен выбирать имени неудобного для произношения, во
избежание его искажения. Запрещается давать одно и тоже имя двум детям
одних родителей; в западных губерниях запрещается давать имена
католических святых. Если, по ошибке, дано ребенку имя, не
соответствующее его полу и ошибка замечена уже после К., младенца
приобщают св. Тайн и во время причащения священник произносить его
должное имя, о чем отмечается в метрической книге. Вода для К. должна
быть не холодная (принимается к сведению совет медиков о том, чтобы
температура ее была в 24%- 26% Реомюра), без примесей и не может быть ни
заменяема другою жидкостью, ни разбавляема другою водою (напр.
богоявленской). К. должно быть совершаемо в церкви, на дому же - лишь в
самых крайних случаях. Детей-подкидышей предписывается крестить, если бы
даже при подкинутии их и имелась записка, с означением что младенец
крещен, но без указания - кем. Дети от смешанных браков, если один из
супругов - православный, должны быть крестимы по православному обряду.
Крещаемые евреи крестят обязательно с собою и детей до 7 лет: с отцом
крестятся сыновья, с матерью - дочери. Иноверцы, имеющие более 14 лет,
могут быть крещены и без согласия родителей. Восприемниками не могут
быть явные грешники, монашествующие и совершенные невежды;
восприемничество заочное воспрещается; при К. младенца мужского пола
довольно одного восприемника, женского - одной восприемницы. Разрешается
крестить в одной и той же воде нескольких младенцев. Подробнее см.
"Чинопоследование крещения" по православному обряду в богослужебной
книге "Требник". Ср. Алмазов, "история чинопоследований крещения и
миропомазания" (Казань, 1884); Chardon, "Histoire des sacrements" (в
изд. Миня, "Carsas completus Theologiae", t. XX); Reiches, "De
baptismatis origine et necessitate..." (Геттинг., 1816); иером.
Амвросий, "Таинство крещения по чину православной церкви" ("Странник"
1864).
Н. Б.
Крещение (этнографич.). Совершение таинства св. Крещения
сопровождается на Руси пиром (крестины), к которому приглашаются
знакомые и родственники. В Великороссии бабка угощает отца окрещенного
младенца крестильной кашей или кр. сбитнем - смесью соли, перца, хрена и
т. п. Отец, для общей потехи, морщась ест, а затем платит бабке деньги.
В Волынской и Подольской губ. кладут на порог избы топор и горящие
уголья; на них должны наступить кумовья, идя крестить ребенка в церковь.
Кума берет в карман иголку и краюшку хлеба, что служит доброю приметой
для будущего благосостояния младенца. В тех же губ. весьма охотно идут в
восприемники незаконнорожденного младенца, так как, по поверью, у такого
крестного отца будет хороший скот и хозяйство; веревку, служившую при
этом поясом, берегут как целебное средство. В Уманском у. Киевской губ.
кумовья, прежде чем нести дитя крестить, расстилают кожух и кладут на
него отцовские штаны, если родился мальчик, а если девочка - рубаху
матери; сверху кладут ребенка, качают его, бросают на кожух деньги и
затем идут в церковь. Кожух и деньги служат предзнаменованием счастья. В
Малороссии крестины празднуются или сейчас после К., или несколько дней
спустя; гости оделяют деньгами бабку и новокрещенного. По окончании
угощения кумовья подносят отцу житную квитку (букетик) и житную водку;
жито здесь служит символом доброго житья. Ср. П. П. Чубинский, "Труды
этнографическо-статистической комиссии в зап. русском крае" (СПб.
1872-77); Хр. Ящуржинский, "Поверья и обрядности родин и крестин"
("Киевск. Старина" 1893, № VII).
Крещение Господне - один из важнейших моментов в земной жизни И.
Христа. Когда настало время для Его выступления на общественную
деятельность, Он, имея около 30 лет от рода, оставил уединенный Назарет
и явился на берега Иордана, где К. совершал Иоанн Предтеча или
Креститель, введший этот обряд в знак очищения покаявшихся от грехов.
Христос был безгрешен, но Он принял К. для того, чтобы собственным
примером освятить обряд, который, благодаря Его искупительным заслугам,
впоследствии получил значение таинства и сделался не знаком только
покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного
греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Марк. XVI, 16).