<< Пред.           стр. 533 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Л. идет главным образом на лыко, т. е. на добывание дуба, дающего кроме
 лубков еще мочало, идущее на циновки, рогожи, кули, а также на лапти.
 Громадное употребление этого материала (дуба) уже имело следствием
 истребление липовых лесов во многих местах, где Л. была еще сравнительно
 очень недавно весьма обильна. Дело в том, что для добычи дуба приходится
 губить целое дерево, а восстановление липовых лесов хотя и происходит
 быстро, с помощью побегов от ствола сеянцами, но далеко не в той
 степени, в которой идет ее истребление. Другой продукт Л. - ее цветы,
 собираемые в огромном количестве для лекарственной цели. Л. растет всего
 лучше в теплых и достаточно наделенных дождями странах, как напр. зап.
 Закавказье, в странах с недостаточными дождями она не достигает тех
 размеров, которые получает даже в климатах холодных, но более влажных.
 Довольствуется весьма разнообразными почвами и очень легко засевается
 сама собою.
  А. Бекетов.
  Липецк - уездный город Тамбовской губ.; возник на месте другого
 города, существование которого относит предание к глубокой древности.
 Принадлежал к курскому княжеству, затем был резиденцией липецких князей.
 В 1284 г. Л. разорен татарами за непослушание баскаку Ахмету. В конце
 XVII в. здесь было с. Липовка. Петр I устроил здесь литейный завод для
 приготовления снарядов и других военных принадлежностей, действовавший
 до открытия Луганского зав., в 1796 г. Петр I открыл и липецкие
 минеральные воды и выстроил себе дворец, сгоревший в 1806 г. При
 учреждении Тамбовской губ., в 1779 г., Л. сделан уездным городом.
 Жителей 16931 (8523 мжч. и 8408 жнщ.): православных 16770, раскольников
 35, католиков 21, протестантов 8, евреев 62, магометан 12, проч.
 исповеданий 23. Дворян 396, духовного сословия 69, почетных граждан и
 купцов 1466, мещан 13025, крестьян 1512, военного сословия 448, проч.
 сословий 15. Православных црк. 10; всех зданий 2125, из них 298
 каменных. Л. расположен в 1/2 в. от юго-вост. жел. дороги (линия
 Орловско-Грязская). 2 ярм., на которые привозят товару около 100 тыс.
 Фабрик и заводов 41, с производством на 567471 р. : винокуренный зав., с
 производством на 372038 р., 4 свечновосковых - на 58600 р., 9 кожевенных
 - на 55 тыс. р., 1 табачная фбр. - на 45 тыс. р. Духовное учил., женская
 прогимназия, уездное и приходское учил., 3 церковноприходских, 2 школы
 грамотности. Богаделен 2; приют для бедных детей имени А. П. Хренникова.
 Дамское попечительство о бедных и попечительство при приюте. Отделения
 русского общества охранения народного здравия и общества улучшения
 народного труда. Земство содержит в Л. больницу. Городских доходов 37561
 р., расходов 36274 руб., в том числе на город, управление 7723 р., на
 учебные заведения 5198 р., на благотворительные учреждения 494 р., на
 врача 300 р. У города земли 3386 дес., в том числе пахотной 889 дес.,
 выгонной 1002 дес. Обширное садовое заведение, мятная плантация,
 приготовление яблочного вина. Выдано торговых документов (1894) 1685.
 Памятник Петру I, поставленный в 1830 г.
  Лира - древнегреческий струнный инструмент, впервые появившийся во
 Фракии. Изображение Л. служило символом искусства и в особенности
 музыки. Л. состояла из резонансного корпуса-ящика, круглого или
 овального, по бокам которого были укреплены два расходящихся
 (рогообразно) бруса. Верхние концы последних соединены были
 перекладиной, к которой шли укрепленные у резонансного ящика струны (3
 или 4). После Терпандра число струн увеличивается от 5 до 8. Позднее оно
 дошло до 11 и даже 18. Играющий на Л. задевал струны плектром, т. е.
 заостренной пластинкой (костяной или деревянной), позже ? пальцами. Л.
 были различных размеров: малая - с высоким строем, средняя - со средним
 и большая - с низким строем. Л. часто служила для сопровождения пению.
 Лирическая поэзия получила от нее свое название. Изобретение Л.
 приписывалось Гермесу, который подарил ее Аполлону. Остатки древних Л.
 находятся в британском музее, в Лондоне.
  Н. С.
  Лирохвост, птица-лира, менура (Меnura) - род птиц из отряда
 воробьиных, составляющий особое семейство Menuridae. Крупные птицы, как
 по строению, так и по внешнему виду сильно уклоняющиеся от остальных
 воробьиных. Клюв средней длины, прямой, на конце согнутый, у основания
 ширина его больше, чем вышина; крылья короткие, 7, 8 и 9-ое маховые ?
 самые длинные; хвост у самца из 16 рулевых, из них наружная и средняя
 пара изогнуты в виде буквы S и придают хвосту лировидную форму; они
 имеют сплошные бородки; остальные перья хвоста тонкие с несплошными
 бородками и напоминают перья некоторых цапель; хвост самки ступенчатый и
 состоит из 12 перьев; ноги с высокой тонкой цевкой, передние пальцы
 соединены при основании перепонкой; когти кривые, но тупые, длина их
 равна длине пальцев; оперение густое и рыхлое; на голове перья удлинены
 в хохолок, у основания клюва щетинки. Известны два вида, живущие в южной
 и вост. Австралии в густых кустарниках, скалистых и холмистых
 местностях; живут на земле и превосходно бегают, летают крайне редко;
 крайне неподвижны и осторожны. Голос довольно разнообразен, сильно
 развита способность подражать другим звукам. Л. питаются насекомыми,
 улитками, червями, а также семенами. Гнездо по большей части строится
 невысоко над землей, закрыто сверху крышей и имеет боковой вход; самка
 кладет одно яйцо, светлого пепельно-серого цвета с бурыми пятнами, и
 высиживает его одна; птенец почти голый и слабый. Menura superba водится
 в Новом Южном Валлисе; у самца верхняя сторона темно-буро-серая с
 буро-красноватым надхвостьем, горло красное, нижняя сторона
 буровато-пепельно-серая, брюшко светлее, хвост на верхней стороне
 черновато-бурый, снизу серебристо-серый; длина 130 см., крыло 29 см.,
 хвост 70 см. Самка значительно меньше, грязно-коричневого цвета, брюшко
 серого. М. alberti более ржавого цвета, лировидные наружные перья
 короче.
  И. Кн.
  Лисички (Cantharellus cibarius Fr.) - съедобный шляпочный гриб из
 базидиомицетов, сем. Agaricaceae. Весь гриб оранжево-матового цвета;
 шляпка у него под конец становится ворончатовогнутой; край ее сначала
 загнутый, а потом выемчатый; пенек полый, постепенно расширяющийся в
 шляпку. Запах слабый, но приятный, вкус несколько кисловатый. Л. растут
 в лесах. Считаются, особенно в западной Европе, одним из лучших
 съедобных грибов.
  Лиссабон (Lissabon, Lisbonne, исп. и порт. Lisboa) - столица
 Португалии, центр ее торговли и колониальных сношений, военный порт, в
 пров. Эстрамадура, на сев. бер. Лиссабонской бухты, образуемой устьем
 Тахо. С моря на Л. чудесный вид; город расположен амфитеатром на холмах,
 окаймленных цепью Серра де Цинтра, в местности, усеянной фабриками,
 дачами, садами и апельсинными рощами. 18 км. в окружности; в 1890 г.
 307661 жит. (вместе с предместьями). Много негров, креолов, мулатов,
 иностранцев, 30000 галегосов из исп. Галиции. После землетрясения 1755
 г. физиономия Л. совершенно изменилась. Рынок, с прекрасными торговыми
 рядами; сады Сан-Педро д'Алькантара, Эстрелла, зоологический и
 королевский; улица Альмеида Гаррет, с площадью Камоэнса, где собирается
 элегантный свет. Из церквей выдаются собор (базилика) и церк. св. Роха,
 с драгоценными мозаиками. Между королевскими замками замечателен только
 Аюда (Ajuda), с ботаническим садом, естественно-историческим кабинетом и
 другими коллекциями. Богатые коллекции картин и др. предметов искусства
 в резиденции кор. Фердинанда. Алькантарский водопровод, выложенный
 мрамором, доставляет воду из Альвиеллы, Белласа и др.; 127 арок. Прежний
 Иеронимитский монастырь Белем, XV в. - огромное здание, на половину
 мавританско-византийского, на половину романоготич. стиля, теперь
 сиротский дом; в нем церковь с гробницами Эммануила Вел., Иоанна III,
 Альфонса IV и кардинала Генриха. На берегу Тахо Торре де Белем - старая
 башня мавританско-готич. стиля, с батареей на вершине. Два театра,
 арсеналы сухопутный и морской, верфи и доки. Лицей, несколько
 учительских семинарий, промышленный институт с коммерческой школой,
 рисовальная школа, политехническая школа с прекрасным ботаническим садом
 и богатым естественноисторическим музеем, медико-хирургическая академия,
 военная школа, морская школа с обсерваторией, метеорологическая
 обсерватория, сельскохозяйственный и ветеринарный институты, много
 народных и частных школ. Академии искусств и наук, с библиотекой и
 ботаническим садом; две публичные библиотеки, из которых национальная с
 150000 тт. и 10000 рукописей; государственный архив, с громадным
 количеством документов (из них 83000 касающихся Индии); музей изящных
 искусств; громадный воспитательный и сиротский дом. Значительная
 промышленность: филиграновые изделия, обработка хлопка, шерсти и шелка,
 обувь, шляпы, металлические изделия, обтеска камня. Несколько фабрик
 табачных, фарфоровых, мыловарен, сталелитеен. Целебные теплые ключи в
 Рибейра Вальха и в арсенале. Значительная торговля; несколько сотен
 иностранных торговых домов; много банков, страховых, пароходных и
 железнодорожных обществ; биржа, консульства. Прямое пароходное сообщение
 с Азией, Африкой, Америкой и почти всеми европейскими морскими портами.
 Вход в Лиссабонский зал. - Entrada di Tejo (600 м. ширины) - делится
 подводным рифом на два канала; необходимы лоцманы; форты Сан-Джулиано и
 Бугио или Сан-Лоренцо. Вывоз картофеля, оливкового масла, южн. фруктов,
 вина, соли, руды и разных изделий. Л. - древний Олизиппо или Улизиппо, у
 римлян Felicitas Julia, у свевов и вестготов Олизипона или Улизипона, у
 арабов АльОшбуна и Лишбуна. В 716 г. достался арабам, несколько раз
 переходил из рук в руки; в 1147 г. Альфонс португ. окончательно сделал
 его христианским, с помощью крестоносцев. Иоанн I сделал Л. резиденцией,
 Эммануил Вел. - исходным пунктом морских экспедиций, и Л. стал
 значительнейшим торговым городом Европы, мировым рынком; пал во время
 исп. владычества (1580 - 1640); снова расцвел под властью дома Браганца,
 число жит. дошло до 300 т., но в 1755 г. на две трети разрушен
 землетрясением и наводнением; энергия министра Помбаля возродила его из
 пепла. С 29 ноября 1807 г. до 30 авг. 1808 г. был в руках французов;
 освобожден англичанами. Устраивается линия укреплений для защиты города
 с суши.
  Лист (Ferenz Liszt) - знаменитый пианист-виртуоз, композитор,
 педагог, капельмейстер и писатель о музыке, много послуживший прогрессу
 музыкального искусства в XIX стол. Род. 10 октября 1811 г. в Венгрии; с
 самого раннего возраста обнаружил необычайные музыкальные способности и
 заслужил название Wunderkind. Семи лет он читал ноты без посторонней
 помощи и вообще с чтением музыки познакомился ранее, чем с грамотой.
 После трехлетних занятий у отца, Л., когда ему было около девяти лет,
 впервые выступил в публичном концерте. Шесть венгерских магнатов
 обеспечили Л. настолько, что он мог получить серьезное музыкальное
 образование. С 1821 г. он занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла
 Черни, теорией - у Сальери. Выступая в концертах, Л. вызывал громадную
 сенсацию в венской публике; во время одного из них Бетховен, после
 импровизации мальчика, поцеловал его. В 1823 г. Л. поехал в Париж, где
 занимался у Паэра, потом у Рейха. Одноактная опера его, "Дон-Санхо",
 была дана в Париже в 1825 г. К этому же времени относятся его
 фортепианный концерт A-moll, этюды и пр. В 1827 г. умер отец Л.,
 вследствие чего мистическое настроениe, и прежде замечавшееся в Л., еще
 более его охватило; церковь стала его утешением. Чтение, а впоследствии
 знакомство с такими людьми как Гюго, Бальзак, Гейне, Альфред де-Мюссе,
 Жорж Занд, выработали в Л. художника-мыслителя. С юных лет и до конца
 жизни он старался пропагандировать все то, что заслуживает внимания, но
 остается в тени. Так например, в 1829 г. Л. первый играл в Париже
 концерт Es-dur Бетховена, классическая музыка которого была в то время
 недоступна парижанам. Большое влияние оказал на Л. Паганини, npиехавший
 в Париж в 1831 г. Игра гениального скрипача побудила Л. добиться еще
 большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от
 концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для
 фортепиано каприччио Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Этот
 труд был первым и чрезвычайно блестящим опытом в фортепианном
 переложении, которое впоследствии Л. довел до столь высокой степени. На
 Л. как на виртоуза имел также громадное влияние Шопен, а как на
 композитора - Берлиоз. Около 1835 г. большое внимание обратили на себя
 статьи Л. о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др.
 Рано Л. начал и педагогическую деятельность, которую никогда не покидал.
 В середине 30-х годов Л. предпринимает путешествие по Швейцарии, Италии.
 К этому времени относятся его сборник пьес "Album d'un voyageur"
 (изданный впоследствии под названием "Annees de pelerinage") фантазии на
 "Пуритан", "Лючию", "Жидовку", переложения пасторальной симфонии
 Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже
 и Вене, Л. возвращается в Италию (1839), где пишет знаменитую пьесу
 "Venezia е Naроli" и оканчивает переложение симфоний Бетховена на
 фортепиано. Необычайные размеры его слава получает между 1839 и 1848 гг.
 В этот период Л. несколько раз объехал всю Европу, не исключая России,
 Испании, Португалии, Турции. В России Л. был в 1842 и 1848 гг. Он первый
 стал выступать в концертах, исполняя всю программу один, без участия
 посторонних артистов. Результатом артистических путешествий было большое
 состояние, давшее Л. возможность подвинуть дело постановки монумента
 Бетховену в Бонне: он внес недостававшую сумму в 18 тыс. талеров. Для
 музыкального торжества, сопровождавшего открытие памятника (1845), Л.
 написал кантату, посвятив ее памяти Бетховена. Как пианист-виртуоз Л.
 открыл новые горизонты. Он властвовал над публикой не только благодаря
 своей технике и новизне приемов, но, главным образом благодаря
 глубокохудожественному исполнению. Он умел передать свое искусство своим
 ученикам и создал целую листовскую школу, представителями которой
 являются Таузиг, Бюлов, г-жи Ментер, Бронсар и мн. др. Величайший из
 пианистов как в игре, так и в фортепианных произведениях, он выказал
 глубокое понимание богатых средств фортепиано. В 1848 г. Л. посвятил
 себя капельмейстерской деятельности, поселившись в Веймаре. Благодаря
 ему, Веймар становится средоточием музыкальной жизни Германии. На
 оперной сцене и концертах, под управлением Л. выдвигается вперед все
 выдающееся в музыкальном искусстве, все молодое и талантливое.
 "Тангейзер" Вагнера, не имевший успеха в Дрездене, получает должную
 оценку в Веймаре; там же впервые ставится "Лоэнгрин"; обеим этим операм
 Л. посвящает особую брошюру. Берлиоз, потерпевший неудачу в Париже с
 оперой "Бенвенуто Челлини", имеет с ней полный успех в Веймаре. То же
 происходит и с оперой "Геновефа" Шумана, совершенно непонятой в
 Лейпциге. Л. с одинаковой симпатией относился к композиторам своей
 страны и чужих стран. Русские композиторы всегда вызывали в Л. живейший
 интерес и большое сочувствие. Во время веймарского периода написаны:
 гранская месса и почти все оркестровые сочинения Л., симфонии и
 симфонические поэмы, масса фортепианных произведений - 15 рапсодий, 18
 этюдов, полонезы, ноктюрны. В начале 60-х годов Л. переселился в Рим, а
 в 1865 г. принял малое пострижение и звание аббата. Свою творческую
 деятельность Л. направляет теперь преимущественно в сторону церкви.
 Плодом ее явились оратории: "Св. Елизавета", "Христос", четыре псалма,
 реквием и венгерская коронационная месса. В начале 70-х годов Л.
 выступал как дирижер в Веймаре и Вене, а с 1875 г. его деятельность
 сосредоточивается преимущественно в Пеште, где он был выбран президентом
 вновь основанной музыкальной академии. 70-летие со дня его рождения во
 многих музыкальных центрах Европы (между прочим и в Петербурге)
 чествовалось концертами, составленными из произведений Л. В 1886 г. Л.,
 так сказать, прощался с Европой: в Лондоне и Париже в его присутствии
 была исполнена его оратория "Св. Елизавета". В Люксембурге приветствия
 публики в концерте до того растрогали маститого художника, что он, хотя
 и давно отказавшийся от публичного исполнения, решился играть перед
 тысячной аудиторией. Осенью этого года Л. собирался в Петербург, но
 скончался 19 июля в Байрейте, где и погребен. Последними композиторскими
 его трудами были второй Мефисто-вальс, симфоническая поэма "От колыбели
 до могилы" и несколько фортепианных пьес. Оратория "Св. Станислав",
 вступление которой исполнялось еще в 1884 г., осталась недоконченной,
 как и фортепианная школа: "Methode de piano". Всех сочинений Л. 647: из
 них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всем, что
 писал Л., видна самобытность, стремление к новым путям, богатство
 фантазии, смелость и новизна приемов, своеобразный взгляд на искусство.
 Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в
 музыкальной архитектонике. Ошибаются те, которые думают, что в своих
 произведениях Л. вращался в области бесформенной фантазии; напротив, его
 14 симфонических поэм, симфонии "Фауст" и "Divina comedia", фортепианные
 концерты представляют богатейший новый материал для исследователя
 музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Л. выдаются
 брошюры о Шопене (переведена на русский язык И. А. Зиновьевым, в 1887
 г.), о "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, Шуберте, статьи в "Neue Zeitschrift
 fur Musik" и большое сочинение о венгерской музыке ("Des Bohemiens et de
 leur musique en Hongrie"). См. Christern, "F. Liszt nach seinem Leben
 und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt" (Лпц.); Schuberth,
 "Franz Liszt's Biographie" (Лпц., 1871); Heymann, "L'abbe Liszt" (П.,
 1871); П. А. Трифонов, "Франц Лист" (СПб., 1887); Janka Wohl, "Francois
 Liszt", в "Revue internationale" (1886); L. Ramann, "Franz Liszt, als
 Kunstler und Mensch" (Лпц., 1880); R. Роhl, "Franz Liszt. Sludien und
 Erinnerungen" (Лпц.).
  H. C.
  Лист Франц фон (Liszt) - известный нем. криминалист, род. в 1851 г.,
 профессор в Гиссене, Марбурге, теперь в Галле. Л. - глава
 "социологического" направления в современном уголовном праве, имеющего
 видных представителей и во Франции (Гарро), Бельгии (А. Пренс),
 Голландии (Гомель), России (Таганцев, Фойницкий и др.): пользуясь
 социологическими и антропологическими работами по изучению преступности,
 оно сохраняет первенствующее значение за угол. правом, как за
 юридической наукой. Уголовные кодексы, по мнению Л., всегда будут
 существовать, по-прежнему распадаясь на части общую и особенную; но
 борьба с преступностью должна быть поставлена в зависимость от каждого
 отдельного случая, и из гибкой природы наказания должна быть извлечена
 наибольшая польза. Л. не придает значения вопросу о праве государства
 наказывать, ссылаясь на тот несомненный исторический факт, что всякое
 нарушение жизненных интересов общества всегда и везде вело к лишению
 преступника известных благ или причинению ему страдания. В историческом
 своем развитии наказание из слепой инстинктивной реакции постепенно
 обращается в целесообразную функцию государственной власти. Назначение
 наказания
  - охрана правового порядка, что только отчасти достигается угрозой
 уголовного закона, главным же образом - порядком исполнения наказания.
 Мера наказания определяется его целью. Так как наказание направлено
 против конкретного преступника, то и цели его видоизменяются сообразно
 особенностям данного случая. Трем основным группам преступников
 соответствуют и троякая цель наказания. Против преступников
 профессиональных и притом неисправимых общество должно защищаться при
 помощи обезвреживающего наказания (пожизненное заключение); для
 преступников исправимых, впадших в преступление по склонности
 прирожденной или приобретенной, но для которых преступление не сделалось
 еще второй природой, должно быть назначено исправляющее наказание
 (лишение свободы, но не краткосрочное, только портящее преступника, а
 долгосрочное, не менее 1 года); наконец, для преступников случайных, по
 отношению к которым повторение учиненного представляется маловероятным,
 наказание должно быть устрашительно, создавая мотивы, способные удержать
 от преступления. Таким образом, тяжесть наказания должна соответствовать
 не столько значению нарушенного интереса, сколько внутренним
 особенностям преступника, объему и глубине его виновности; это подает
 повод Л. называть свою теорию наказания теорией истинного юридического

<< Пред.           стр. 533 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу