<< Пред.           стр. 543 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 находят у Л. блестящие мысли по естествознанию, опередившие свой век. Но
 Л., по условиям времени, не мог вполне отдаться науке и был
 преимущественно замечательным популяризатором естествознания. Главная
 заслуга Л. состоит в обработке русского литературного языка; в этом
 смысле он был "отцом новой русской литературы". Кроме прозаического
 языка для научных сочинений, для торжественных речей, Л. создал и
 поэтический язык, преимущественно в своих одах. Он дал также теорию
 языка и словесности, в первой русской грамматике и риторике. Почти целое
 столетие господствовала эта теория в русской литературе, и во имя ее в
 начале настоящего столетия открылась борьба последователей Шишкова
 против Карамзина и его школы; более значительное изменение в русской
 литературной речи произошло только с Пушкина, отрицавшего "однообразные
 и стеснительные формы полуславянской, полулатинской" конструкции прозы
 Л. ("Мысли на дороге", 1834). Опыты Л. в эпосе, трагедия и история были
 менее удачны, и он уже в свое время должен был уступить в них первенство
 другим писателям. Литературная слава Л. создалась его "одами", в которых
 он является последователем европейского ложноклассицизма. Как
 национальный поэт, Л. в одах проявил сильный и выразительный язык, часто
 истинное поэтическое одушевление, возбуждавшееся в нем картинами великих
 явлений природы, наукой, славными событиями современной истории,
 особенно деятельностью Петра Великого, наконец - мечтаниями о славной
 будущности отечества. Как безусловный патриот, "для пользы отечества" Л.
 не щадил ни времени, ни сил. В массе проектов и писем он, как публицист
 и общественный деятель, излагал свои мысли о развитии русского
 просвещения и, как истый сын народа - о поднятии народного
 благосостояния. Современники называли его "звездой первой величины",
 "великим человеком", "славным гражданином" (Дмитревский, Штелин).
 Пушкин, осуждавший прозу Л., сказал о его значении: "Л. был великий
 человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным
 сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он,
 лучше сказать, сам был первым нашим университетом". Л. родился в
 Архангельской губ., в Куроостровской волости, в деревне Денисовке,
 Болото тож, близ Холмогор, в 1711 г. (как значится на могильном
 памятнике Л. в АлександроНевской лавре; иные свидетельства указывают на
 1709, 1710 и даже 1715 гг.; см. Пекарский, "История Академии Наук" II,
 267) от зажиточного крестьянина, Василия Дорофеева Ломоносова, и дочери
 дьякона из Матигор, Елены Ивановой. У отца Л. была земельная
 собственность и морские суда, на которых он занимался рыбной ловлей и
 совершал далекие морские разъезды, с казенной и частной кладью. В этих
 разъездах участвовал и юный Михайло, с таким одушевлением вспоминавший
 впоследствии в своих ученых и поэтических сочинениях Северный океан,
 Белое море, природу их берегов, жизнь моря и северное сияние. В
 литературной деятельности Л. отчасти отразилось также влияние народной
 поэзии, столь живучей на севере России. И в грамматике, и в риторике, и
 в поэтическ. произведениях Л. мы находим отражение этого влияния. Еще
 Сумароков упрекал Л. "холмогорским" наречием. На родине же Л. наслышался
 о Петре Великом и напитался церковнославянской книжной стариной, которою
 жили поморские старообрядцы. Отчасти под этим последним влиянием,
 отчасти под влиянием матери Л. выучился грамоте и получил любовь к
 чтению. Но мать Л. рано умерла, а мачеха не любила его книжных занятий:
 по собственным его словам (в письме к И.И. Шувалову, 1763), он
 "принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и
 пустых местах, и терпеть стужу и голод". Грамотные куроостровские
 крестьяне, Шубные, Дудины и Пятухин, служивший приказчиком в Москве,
 снабжали Л. книгами, из которых он особенно полюбил славянскую
 грамматику Мелетия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона
 Полоцкого и Арифметику Магницкого. Эти же крестьяне помогли Л.
 отправиться в Москву для обученья наукам, в 1730 г. Сохранились записи в
 волостной книге куроостровской волости взносов подушной подати за М. Л.,
 с 1730 по 1747 г., причем с 1732 г. он показывался в бегах. После
 различных мытарств, Л. попал в московскую "славянолатинскую" академию
 или "школу", в которой преподавали питомцы киевской академии. Здесь Л.
 изучил латинский язык, пиитику, риторику и, отчасти, философию. О своей
 жизни этого первого школьного периода Л. так писал И.И. Шувалову в 1753
 г.: "имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в
 день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу,
 на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (17311736), и наук
 не оставил". Не без основания предполагают, что в этот период Л. побывал
 в Киеве, в академии. Описание днепровских берегов в "Идиллии Полидор"
 (1750) свидетельствует о живых впечатлениях Л. от "тихого Днепра",
 который "в себе изображает ивы, что густо по крутым краям его растут";
 поэт упоминает волов, соловья, свирелки пастухов, днепровские пороги и
 проч. В архиве киевской духовной акд. нет никаких следов о пребывании в
 академии Л., но рассказ первого жизнеописателя Л., Штелина (Пекарский,
 "История Акд. Наук", II, стр. 284), вполне вероятен. Уже в московской
 акд. Л. написал стихи, которые впервые напечатал акад. Лепехин в
 описании своего "Путешествия": "Услышали мухи медовые духи, прилетевши
 сели, в радости запели. Егда стали ясти, попали в напасти, увязли по
 ноги. Ах, плачут убоги: меду полизали, а сами пропали". Несомненно, что
 изучение пиитики и риторики в московской акд. имело значение в развитии
 Л., как поэта и оратора, хотя главным образом ему способствовало
 дальнейшее образование за границей. Счастливая случайность - вызов в
 1735 г. из московской академии в академию наук 12 способных учеников -
 решила судьбу Л. Трое из этих учеников, в том числе Л., были отправлены,
 в сентябре 1736 г., в Германию, в марбургскй унив., к "славному" в то
 время проф. Вольфу, известному немецкому философу. Л. занимался под
 руководством Вольфа математикой, физикой и философией, и затем еще в
 Фрейберге, у проф. Генкеля, химией и металлургией, всего пять лет.
 Вместе с похвальными отзывами о занятиях Л. за границей, руководители
 его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончилась для Л. в 1740
 г. браком, в Марбурге, с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего
 члена городской думы. Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из
 города в город были не только последствием увлекающейся натуры Л., но и
 отвечали общему характеру тогдашней студенческой жизни. В немецком
 студенчестве Л. нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух
 одах, присланных им из-за границы в акд. наук: в 1738 г. - "Ода
 Фенелона" и в 1739 г. - "Ода на взятие Хотина" (к последней Л. приложил
 "Письмо о правилах российского стихотворства"). Эти две оды, несмотря на
 их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время
 напечатаны и послужили только для акд. наук доказательством литературных
 способностей Л. Между тем, с "Оды на взятие Хотина" и "Письма о правилах
 российского стихосложения" начинается история нашей новой поэзии. С
 большим поэтическим талантом, чем Тредьяковсмй, раньше выступавший с
 теорией тонического стихосложения, Л. указывая на "неосновательность"
 принесенного к нам из Польши силлабического стихосложения, предлагает
 свою версификацию, основанную на свойствах российского яз., на силе
 ударений, а не на долготе слогов. Замечательно, что уже в этом первом
 опыте Л. является не поклонником рифмачества, а указывает на значение и
 выбор поэтических слов, на сокровищницу русского яз. - После разных
 злоключений (вербовки в немецкие солдаты, побега из крепости Везель), Л.
 возвратился в Петербург в июне 1741 г. В августе того же года в
 "Примечаниях к Петербургским Ведомостям" (ч. 66-69) помещены были его
 "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III" и "Первые
 трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу"
 (обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись
 общей участи - истреблению всего, что относилось ко времени имп. Иоанна
 Антоновича). Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев академиков
 и занятия по кабинетам, студент Л. не получал ни места, ни жалованья.
 Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 г., Л.
 был определен в акд. адъюнктом физики. В 1743 г. Л. обращается к
 переложению в стихи псалмов и сочиняет две лучшие свои оды: "Вечернее
 размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" и
 "Утреннее размышление о Божием величестве". В этом же году Л.,
 вследствие "продерзостей", непослушания конференции акд. и частых ссор с
 немцами в пьяном виде, более семи месяцев "содержался под караулом" и
 целый год оставался без жалованья; на просьбы о вознаграждении для
 пропитания и на лекарства он получил только разрешение взять
 академических изданий на 80 р. В прошении об определении его проф. химии
 (1745) Л. ничего не говорит о своих одах, упоминая только о своих
 "переводах физических, механических и пиитических с латинского,
 немецкого и французского языков на российский, о сочинении горной книги
 и риторики, об обучении студентов, об изобретении новых химических
 опытов и о значительном присовокуплении своих знаний". Назначение в
 академию - профессором химии - совпало с приездом жены Л. из-за границы.
 С этого времени начинается более обеспеченная и спокойная жизнь Л.,
 среди научных трудов, литературных занятий и лучших общественных
 отношений. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на
 русском языке, в 1746 г. - о наборе студентов из семинарий, об умножении
 переводных книг, о практическом приложении естественных наук и проч. В
 предисловии к сделанному им тогда же переводу Вольфовой физики Л.
 определительно и понятно рассказал об успехах наук в XVIIXVIII вв. Это
 была совершенная новинка на русском языке, для которой Л. должен был
 изобретать научную терминологию. Такое же популяризирование науки
 проявилось в академических речах Л. о пользе химии и пр. С 1747 г.,
 кроме торжественных од, Л. должен был составлять стихотворные надписи на
 иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады, даже писать по
 заказу трагедии ("Тамира и Седим", 1750; "Демофонт", 1752). В 1747 г.,
 по поводу утверждения имп. Елизаветой нового устава для академии и новых
 штатов, Л. написал знаменитую оду, начинающуюся известными стихами:
 "Царей и царств земных отрада, возлюбленная тишина, блаженство сел,
 градов ограда, коль ты полезна и красна!". Здесь поэт воспел и свой
 идеал, свой кумир - Петра Великого ("Послав в Россию человека, какой не
 слыхан был от века"), а вместе с ним и науки - "божественные, чистейшего
 ума плоды" ("науки юношей питают, отраду старым подают"). В одной из
 заключительных строф этой оды Л. восклицает: "О вы, которых ожидает
 отечество от недр своих, и видеть таковых желает, каких зовет от стран
 чужих, о ваши дни благословенны! дерзайте ныне ободренны раченьем вашим
 показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов
 Российская земля рождать". Есть в этой оде кое что заимствованное из
 древних классических писателей, из которых Л. в том же году сделал
 стихотворные переводы. Между тем Л. продолжал свои научные занятия
 физикой, химией и издавал латинские диссертации, находившие полное
 одобрение со стороны таких заграничных ученых, как берлинский академик
 Эйлер. Благодаря вниманию Эйлера, Л. добился, наконец, устройства
 химической лаборатории (1748). В 1743 г. при академии возникли
 исторический департамент и историческое собрание, в заседаниях которых
 Л. повел борьбу против Миллера, обвиняя его в умышленном поношении
 славян, Нестора летописца и других российских авторитетов и в
 предпочтении, отдаваемом иностранцам. В том же году он издал первую на
 русском языке риторику, воспользовавшись не только старыми латинскими
 риториками Кауссина и Помея, но и современными ему работами Готшеда и
 Вольфа. Между литературными и научными трудами Л. существовала самая
 тесная связь; лучшая его ода, "Вечернее размышление", полная
 поэтического одушевления и неподдельного чувства, по словам самого Л.
 содержит его "давнейшее мнение, что северное сияние движением Ефира
 произведено быть может". И стихом, и русским языком Л. владел лучше чем
 два других выдающихся литератора его времени - Тредьяковский и
 Сумароков. Последние вели с Л. постоянную борьбу, вызывая на споры о
 языке, о стиле и литературе. Иногда эти споры, по условиям времени,
 принимали и грубую форму; но Л. всегда выходил из них победителем. В
 торжественном собрании академии наук; в 1749 г., Л. произнес "Слово
 похвальное имп. Елизавете Петровне", в котором, как и в одах, прославлял
 Петра Великого и науки в их практическом приложении к пользе и славе
 России. Похвалы императрице обратили внимание на Л. при дворе, а в
 академии создали ему немало завистников, во главе которых стоял сильный
 Шумахер. Около 1750 г. Л. нашел "патрона" в лице любимца имп. Елизаветы,
 И. И. Шувалова, к которому поэт написал несколько задушевных писем в
 стихах и в прозе, имеющих ценное автобиографическое значение. В одном из
 них Л. говорит о себе: "воспомяни, что мой покоя дух не знает, воспомяни
 мое раченье и труды. Меж стен и при огне лишь только обращаюсь; отрада
 вся, когда о лете я пишу; о лете я пишу, а им не наслаждаюсь и радости в
 одном мечтании ищу". В это время Л. был особенно занять мозаикой,
 стеклянными и бисерными заводами. В 1751 г. Л. напечатал первое издание
 своих сочинений: "Собрание разных сочинений в стихах и прозе" (1400
 экз.). По приказанию президента акад., гр. Разумовского, Л. сочинил
 "российскую речь ученой материи", выбрав предметом "Слово о пользе
 химии" (1754 г., 6 сентября). Слово начинается доказательствами
 превосходства "учения" европейских жителей перед дикостью "скитающихся
 американцев"; далее говорится о важном значении математики для химии, об
 ожидаемых результатах дальнейшего движения науки. Это "Слово", как и
 последовавшие затем слова - "О явлениях воздушных от электрической силы
 происходящих" (1763), "О происхождении света, новую теорию о цветах
 представляющее" (1756), "О рождении металлов от трясения земли" (1757),
 "О большей точности морского пути" (1759), "Явление Венеры на солнце
 наблюденное" (1761) - ясно указывают на самостоятельные опытные труды Л.
 в широкой области "испытания натуры". Замечательна манера научного
 изложения у Л.: обращение от отвлеченных научных понятий к обыденной
 жизни, в частности - к жизни русской. Ежегодно Л. печатал латинские
 диссертации в академич. изданиях. В 1753 г. Л. получил привилегию на
 основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском у. В
 это именно время он написал свое известное дидактическое стихотворение:
 "Письмо о пользе стекла" ("Неправо о вещах те думают, Шувалов, которые
 стекло чтут ниже минералов"). Через Шувалова Л имел возможность провести
 важные планы, например основание в 1755 г. московского университета, для
 которого Л. написал первоначальный проект, основываясь на "учреждениях,
 узаконениях, обрядах и обыкновениях" иностранных университетов. В 1753
 г. Л. долго занимал вопрос об электричестве, связанный с несчастной
 смертью проф. Рихмана, которого "убило громом" во время опытов с
 машиной. Л. писал Шувалову о пенсии семье Рихмана и о том, "чтобы сей
 случай не был протолкован противу приращения наук". "Российская
 Грамматика Михаила Ломоносова" вышла в 1765 г. и выдержала 14 изданий
 (перепечат. в "Ученых Записках 2 отд. акд. Наук", кн. III, 1856, с
 предисл. академика Давыдова). Несмотря на то, что "Грамматика" Л.
 основана на "Грамматике" Смотрицкого, в ней много оригинального для того
 времени: Л. различал уже буквы от звуков и, как естествоиспытатель,
 определял происхождение звуков анатомо-физиологическое и акустическое,
 говорил о трех наречиях русского яз. (московском, северном и
 украинском), изображал фонетически выговор звуков в словах. В примерах
 Л. нередко приводит личную свою жизнь: "стихотворство моя утеха, физика
 мои упражнения". В 1756 г. Л. отстаивал против Миллера права низшего
 русского сословия на образование в гимназии и университете. Прямота и
 смелость Л. тем более поразительны, что он не раз подвергался тяжелым
 обвинениям и попадал в щекотливое положение (см. Пекарский, стр. 483:
 "Дело тобольского купца Зубарева о руде" и стр. 603: "О богопротивном
 пашквиле Л. - Гимн бороде"). "Гимн бороде" (1757) вызвал грубые нападки
 на Л. со стороны Тредьяковского и др. В 1757 г. И.И. Шувалов
 содействовал изданию сочинений Л., с портретом автора, в Москве, во
 вновь учрежденной университетской типографии. В этом собрании появилось
 впервые рассуждение Л. "О пользе книг церковных в российском языке", Это
 "Рассуждение" объясняло теоретически то, что было совершено всей
 литературной деятельностью Л., начиная с его первых опытов 1739 г., т.е.
 создание русского литературного языка. В церковной литературе Л. видел
 множество мест "невразумительных", вследствие включения в перевод
 "свойств греческих, славенскому языку странных". В современной ему
 русской литературе Л. находил "дикие и странные слова", входящие к нам
 из чужих языков. Свою теорию "чистого российского слова" Л. построил на
 соединении яз. церковнославянского с простонародным российским, разумея
 под последним преимущественно московское наречие. Вообще в "Рассуждении"
 Л. признавал близость русского яз. к церковнославянскому и близость
 русских наречий и говоров друг к другу - большую, чем напр. между
 немецкими наречиями и др. Учение о штилях Л. основывал на различии
 следующих "речений" - слов российского яз.: 1) общеупотребительных в
 церковнославянском и русском, 2) книжных по преимуществу, исключая
 весьма обветшалых и неупотребительных и 3) простонародных, исключая
 "презренных, подлых слов". Отсюда Л. выводил три "штиля": высокий, из
 слов славенороссийских, для составления героических поэм, од, прозаичных
 речей о важных материях; средний - "не надутый и не подлый", из слов
 славенороссийских и русских, для составления стихотворных дружеских
 писем, сатир, эклог, элегий и прозы описательной; низкий
  - из соединения среднего стиля с простонародными "низкими словами",
 для составления комедий, эпиграмм, песен, прозаических дружеских писем и
 "писаний обыкновенных дел". Эта стилистическая теория Л., вместе с
 синтаксическим построением Ломоносовской литературной речи в периодах, и
 создала русский литературный яз. XVIII в. - язык поэзии, ораторского
 искусства и прозы.
  Насколько современники и такие покровители Л., как Шувалов, почитали
 поэта и ученого, видно из следующих стихов Шувалова, помещенных под
 портретом Л. в издании 1757 г.: "Московской здесь Парнас изобразил
 витию, что чистой слог стихов и прозы ввел в Россию, что в Риме Цицерон
 и что Виргилий был, то он один в своем понятии вместил, открыл натуры
 храм богатым словом Россов, пример их остроты в науках - Ломоносов".
 Даже враг Л., Сумароков, позднее говорил про него: "он наших стран
 Малгерб, он Пиндару подобен". Около этого времени Л. переехал с казенной
 академической квартиры в собственный дом, существовавший на Мойке до
 1830 г. В 1759 г. Л. занимался устройством гимназии и составлением
 устава для ее и университета при академии, причем всеми силами отстаивал
 права низших сословий на образование и возражал на раздававшиеся голоса:
 "куда с учеными людьми?" Ученые люди, по словам Л., нужны "для Сибири,
 горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия,
 исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и
 предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом". В
 тоже время Л. занимался по географическому департаменту собиранием
 сведений о России. В 1760 г. вышел из печати его "Краткий российский
 летописец с родословием". В 1763 г. он начал печатать "Древнюю
 Российскую историю от начала российского народа до кончины вел. кн.
 Ярослава I, или до 1054 г." (она вышла уже по смерти Л., в 1766 г.).
 Несмотря на тенденциозность русской истории Л., на риторическое
 направление ее, в ней замечательно, ко словам С.М. Соловьева ("Писатели
 русской истории XVIII века"), пользование иностранными источниками о
 славянах и древней Руси, а также сближение древних языческих верований с
 простонародными обрядами, играми и песнями. В 1760-1761 гг. Л. напечатал
 неоконченную героическую поэму: "Петр Великий". Несмотря на слабость
 этой поэмы, она замечательна по изображению севера России - родины Л.
 Сумароков не преминул посмеяться в стихах над поэмой Л. Напрасно
 Шувалов, отчасти в виде шутки, старался свести и помирить двух
 знаменитых писателей. Л. отвечал Шувалову длинным письмом, в котором, с
 обычным сознанием своего высокого значения и достоинства, писал: "не
 токмо у стола знатных господ, или у каких земные владетелей дураком быть
 не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока
 разве отнимет". В целом ряде бумаг, которые писал Л., напр. по поводу

<< Пред.           стр. 543 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу