<< Пред.           стр. 544 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 "приведения академии наук в доброе состояние", он проводил мысль о
 "недоброхотство ученых иноземцев к русскому юношеству", к его обучению.
 Обращаясь постоянно с просьбами по общим и своих личным делам, Л. иногда
 тяготился таким положением, завидуя, в стихах (1761 г., "Стихи,
 сочиненные по дороге в Петергоф"), кузнечику, который "не просит ни о
 чем, не должен никому", и жалуясь в письмах на необходимость "кланяться
 подьячим". В знаменитом письме "О сохранении и размножении русского
 народа" (1761). Л. является замечательным публицистом; не даром он
 несколько раз хлопотал, но безуспешно, об издании газеты или журнала. Он
 говорит в этом письме о необходимости хорошей врачебной помощи, об
 уничтожении суеверий народных, об излишнем усердии к постам, о
 праздничных излишествах, неравных браках. Кроме того, Л. имел в виду
 коснуться вопросов "об истреблении праздности, о исправлении нравов и о
 большем народа просвещении, о исправлении земледелия, о исправлении и
 размножении ремесленных дел и художеств, о лучших пользах купечества, о
 лучшей государственной экономии и о сохранении военного искусства во
 время долговременного мира". Замечательно, что письмо это могло
 появиться в печати в своем полном виде только в 1871 г., а до того
 времени допускалось к печатанию только с значительными урезками. После
 восшествия на престол Екатерины II, в 1762 г., Л. написал "Оду", в
 которой сравнивал новую императрицу с Елизаветой и ожидал, что Екатерина
 II "златой наукам век восставит и от презрения избавит возлюбленный
 Российский род". В одах 1763-65 гг. Л. приветствовал великие начинания
 Екатерины на пользу русского просвещения и воспитания. Эти оды сливаются
 с одами Державина; у Л. мы уже находим такие слова, обращенные к
 императрице: "Народну грубость умягчает, И всех к блаженству приближает
 Теченьем обновленных прав". В 1764 г. была снаряжена экспедиция в
 Сибирь, под влиянием сочин. Л.: "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским
 океаном". В это же время Л. издал "Первые основания металлургии" и начал
 готовить труд по минералогии. В конце жизни Л. был избран в почетные
 члены стокгольмской и болонской академий. В июне 1764 г. Екатерина II
 посетила дом Л. и в течение 2-х часов смотрела "работы мозаичного
 художества, новоизобретенные Л. физические инструменты и некоторые
 физические и химические опыты". При отъезде императрицы Л. подал ей
 стихи. До конца жизни Л. не переставал помогать родным своим, вызывал их
 в Петербург и переписывался с ними. Сохранилось письмо Л. к сестре,
 написанное за месяц до его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 г., на
 второй день Пасхи. Похороны Л. в Александро-Невской лавре отличались
 пышностью и многолюдством. Бумаги Л., по приведении в порядок, были
 сложены в одной из дворцовых комнат. Памятник из каррарского мрамора, до
 сих пор стоящий на могиле Л., воздвигнут канцлером гр. Воронцовым. После
 Л. осталась дочь Елена, род. в 1749 г., вышедшая замуж в 1766 г. за
 Константинова, сына брянского протопопа. Ее потомство, равно как и
 потомство сестры Л. в Архангельской губ., существуют доныне. В 1825 г.
 поставлен памятник Л. в Архангельске, по проекту художника И.П. Мартоса.
 Бюсты Л. поставлены в Москве, перед зданием университета, и в СПб.,
 перед зданием м-ва народн. просвещения.
  Значение Л. в русской литературе XVIII века выразилось не в отдельных
 выдающихся сочинениях, не в их внутреннем содержании, а в общем
 характере и направлении деятельности. Л. был реформатором русской
 литературной речи. Сравнение Л. с Петром Вел., проведенное впервые в
 1816 г. Батюшковым и развитое Белинским, имеет полное основание, так как
 уже одно создание Петром Вел. гражданской азбуки, отделившей светскую
 литературу от церковной, напоминает создание Л. русской литературной
 речи, отделившейся от церковнославянской. Собственно литературные труды
 Л. имеют исключительно историческое значение; в них нет чего-либо
 выдающегося, цельного, исключая разве од, отражающих время имп.
 Елизаветы. Новатору в области русской литературной речи не пришлось быть
 новатором в литературе: он остается везде только последователем ложного
 классицизма.
 
  Издания. Подробные списки всех отдельно изданных сочинений и
 переводов Л., собраний его сочинений, статей Л., разбросанных в разных
 периодических изданиях (преимущественно таких, которые не вошли в
 "Сочинения" его, изданные А. Смирдиным в 1847 и 1850 гг.), наконец,
 списки сочинений Л., переведенных на иностранные языки. и сочинений его,
 остающихся в рукописях, можно найти в "Материалах для библиографии
 литературы о Л.", С.И. Пономарева ("Сборник отделения русского языка и
 словесности Императорской Акд. Наук", т. VIII, №2, СПб., 1872). По
 смерти Л. издание его сочинений принимали на себя акад. наук (1768, 1775
 и 1840) и частные лица, между прочим архм. Дамаскин, ректор московской
 акд., издавший в Москве, в 1778 г., "Собрание разных сочинений в стихах
 и прозе", с портретом автора и с посвящением членам Вольного Российского
 Собрания. Замечательное издание Дамаскина было повторено, с некоторыми
 дополнениями (несколько писем и новых стихотворений Л.), в 1784-1787 гг.
 акад. наук. С 1891 г. акад. наук предприняла полное научное и
 критическое издание сочинений Л., с объяснительными примечаниями
 академика М.И. Сухомлинова; вышедшие до сих пор два тома (каждый - с
 портретом) заключают в себе стихотворения Л., оригинальные и переводные.
 Издание это является ценным вкладом в изучение Л., как поэта. При
 издании поэтических произведений Л. приняты: хронологическая система
 расположения сочинений, сличение первых изданий с собственноручными
 рукописями Л. и другими изданиями, представляющими варианты, сличение
 переводов и подражаний Л. с подлинниками и объяснение каждого отдельного
 произведения Л. в подробных примечаниях и приложениях.
  П. Владимиров.
  Лонгфелло (Henry-Wadsworth Longfellow) - знаменитый амер. поэт (1807
 - 1882), происходил из старинной йокширской семьи, переселившейся в
 Америку в XVII в. и жившей в строгих пуританских традициях. Поэт
 воспитывался сначала в маленьком родном городе своем, Портленде, много
 читал, увлекался Вашингтоном Ирвингом и под его влиянием стал писать
 стихи. Университетское образование Л. получил в Bowdoin College, в
 Брунсвике, и, после годичного пребывания в Европе, сделался профессором
 новых языков сначала в Брунсвике, потом в гарвардском университете;
 составил целый ряд ценных курсов по европейским литературам, издал
 несколько переводов с испанского, рассказал свои путевые впечатления в
 интересной книге "Outre-Mer". С конца 30-х годов он всецело отдается
 делу своей жизни - поэзии. Одним из первых его стихотворений был "Psalm
 of Life", сразу создавший автору большую популярность; в 1839 г.
 появился первый сборник его стихотворений, "Voices of the night", a
 затем большой автобиографический роман, "Hyperion", не имевший успеха.
 Затем последовали другие лирические сборники: "Ballads and other poems"
 (1841), в который вошел знаменитый "Excelsior", "Poems on slavery"
 (1842) и др. В движении 40-х годов в пользу освобождения негров Л.
 принимал гораздо меньшее участие, чем другие америк. поэты, напр. Витьер
 и Лоуэль; он был неспособен к практической деятельности и, сочувствуя
 аболиционистам, выразил это лишь несколькими песнями о невольниках,
 очень художественными, но менее сильными и негодующими, чем ожидали
 друзья поэта. От лирической поэзии Л. перешел к созданию эпических поэм
 национально-американского характера. Такова, прежде всего, "Евангелина"
 (1847), пасторальная поэма из истории первых французских выходцев в
 Америке; она сразу сделала Л. национальным поэтом, и до сих пор остается
 одной из настольных книг всякой американской семьи. Тем же национальным
 характером отличаются "Courtship of Miles Standish" (1858), где поэт
 вдохновляется преданиями о британских предках современных американцев, и
 "Hiawatha" (1855), поэма из быта краснокожих. Этими поэмами Л. достиг
 вершины литературной славы; все его дальнейшие сборники: "Tales of the
 wayside Inn" (1863), "Three books of song" (1872), "Golden legend",
 "Birds of Passage", "Ultima Thule" и мн. др. находили восторженный прием
 у критики и у публики, так же как его переводы из итальянских,
 французских и немецких поэтов. Воспитанный в духе европейских литератур,
 проникнутый поэзией Вордсворта и других английских лэкистов, Л. в первых
 лирических сборниках пересадил английский спокойный, идиллический
 романтизм на американскую почву. "Voices of the night", "Ballads" и др.
 лишены грандиозных порывов, так же как и пафоса глубоких философских
 настроений - но в них есть неподдельная свежая поэзия простых, тихих и
 нежных чувств, возникающих в узком кругу будничной жизни. В лирических
 сборниках Л. чередуются бодрые и меланхолические мотивы: в "Psalm of
 Life" он проповедует активный, оптимистический идеал жизни, в "Footsteps
 of Angels" поет гимн примирения с ударами судьбы. "Excelsior" - одно из
 самых популярных стихотворений Л. - превозносит безграничность
 стремлений к недосягаемому идеалу, а в мелодичном "Hymn of the night"
 поэт молит лишь о временном забытье от страданий, воспевая ночь,
 утешительницу страждущих. Кроме названных лирических пьес Л., к лучшим
 его стихотворениям принадлежат некоторые из песен невольников (в
 особенности "The Slave's Dream"), "The Arrow and the Song", "The Village
 Blacksmith". В эпических поэмах Л. сказывается стремление создать новую
 национальную поэзию, воссоздать красоту девственных лесов, наивность
 младенческого населения, его простые чувства и цельные характеры.
 "Евангелина" навеяна Гетевской поэмой "Герман и Доротея". Девушка,
 разлученная с возлюбленным, вследствие неожиданного изгнания их семей из
 родного гнезда, одинокая и печальная жизнь любящих, их подвиги в
 служении страдающим соотечественникам, их встреча в госпитале, когда в
 умирающем Габриэле Евангелина, теперь сестра милосердия, узнает друга
 своей юности - таков сюжет поэмы, прекрасной, главным образом,
 отдельными эпизодами, описаниями быта и дикой природы, а также удачным
 употреблением гекзаметра. В "Гайавате" Л. очень живописно отразил жизнь
 подвижного народа, говорящего необыкновенно быстро и много, при очень
 ограниченном словаре и еще более ограниченном запасе идей. Самый размер,
 избранный Л. в подражание финской Калевале, очень подходит к содержанию
 поэмы, которая, более чем все другое написанное Л., воплотила дух
 американского народа. "The Courtship of Miles Standish" достойно
 заканчивает серию национальных поэм, воспроизводя нравы и чувства
 пуритан в первую эпоху их америк. жизни. Л., благодаря своим обширным
 литературным знаниям, вдохновлялся нередко и общеевропейскими сюжетами,
 в особенности средневековыми легендами. Таковы: "Golden Legend", "The
 Spanish Student", некоторые поэмы из "Tales of a Wayside Inn" и др. Из
 его многочисленных переводов особенно замечателен перевод Дантовской
 "Божественной Комедии", очень точный и художественный, несмотря на
 отсутствие рифм. См. Eric S. Robertson, "Life of H. W. Longfellow"
 ("Great writers"), с полным библиографическим указателем.
  З. В.
 
  На русск. яз. переводы: М. Л. Михайлова, "Песни о неграх" ("Соврем.",
 1861, т. 86); Д. Л. Михаловского (в "Вестн. Евр." 1879, X , и в его
 сборнике: "Иностранные поэты", СПб., 1876); Ю. Иванова ("Вестник
 Европы", 1870, X), О. Михайловой (ib., 1889, XII); Вл. Орлова (ib.,
 1882, VIII); П. И. Вейнберга ("Отеч. Записки", 1869, № 5, 1875, № 5 - 6)
 и др. Часть этих перев. вошла в сборн. H. В. Гербеля, "Англ. поэты"
 (СПб., 1877) и в "Хрестоматию" Филонова.
  Лопе де Вега (Lope Felix de Vega Carpio) - гениальный драматург,
 творец испанской национальной драмы, род. 25 ноября 1562 г. в Мадриде.
 Отец Л. писал стихи, как видно из поэмы его сына: "Лавр
 Аполлона"("Laurel de Apollo"), заключающей в себе панегирик тогдашним
 испан. писателям. По-видимому, Л. потерял рано своих родителей. Десяти
 лет он поступил в коллегию Иезуитов в Мадриде и скоро начал сочинять
 комедии. Первая, дошедшая до нас пьеса его, "El verdader amante",
 написана им 12 или 13 лет от роду, прекрасными стихами, и имела большой
 успех. Вышедши из алькалского университета, Л. поступил секретарем
 герцога Альба, по просьбе которого написал пастушеский роман "Arcadia"
 (смесь прозы со стихами), появившийся в печати только в 1598 г. В 1584
 г. Л. женился, а, спустя год, по причинам до сих пор неразъясненным, был
 заключен в тюрьму, затем изгнан из Мадрида на несколько лет. В 1588 г.
 он принял участие в экспедиции великой армады. В 1591 г. умерла жена Л.;
 смерть ее страшно потрясла поэта. Литературное положение Л. уже в ту
 пору было блестящее. С 1585 г. на столичных сценах давались чуть не
 исключительно драмы Л, имевшие необычайный успех. Сервантес, в
 предисловии к "Ocho соdias", называл Л. "дивом природы", "великим
 писателем", возвысившимся сразу до степни "повелителя театра". В 1599 г.
 Л. издал самую популярную из всех своих поэм "San Isidro Labrador" ("Св.
 Исидор Пахарь"). В 1604 г. Л. женился вторично и окончательно поселился
 в Мадриде. Через несколько лет умер один из его сыновей, умерла жена; он
 постригся в монахи и вступил в религиозное братство, членом которого
 состоял и Сервантес. Духовный сан ни мало не препятствовал драматургу
 писать комедии; не изменил он и страстного темперамента поэта. В 1616 г.
 он безумно влюбился в Марту Неварес. Эта любовь длилась 16 лет, до самой
 смерти доньи Марты, которую Л. воспел под именем Амарильи и которой
 посвятил несколько драматических произведений. Она развелась с мужем и
 переехала в дом Л., но за четыре года до смерти ослепла и затем впала в
 безумие. Дочь Л. 16-ти лет ушла в монастырь, а другой сын его погиб в
 экспедиции для ловли жемчуга. - Ряд сценических триумфов сделал Л.
 идолом толпы. Восхищение им переходит в обожание; имя его становится
 синонимом для всего наилучшего. Если Л. показывался на улице, толпы
 народа следовали за ним, женщины выходили на балконы. Ученые и
 литераторы, испанские и иностранные, нарочно ездили в Мадрид, чтобы
 только взглянуть на "Феникса Исании". Слава Л. возбудила мелочную
 зависть некоторых менее известных писателей и вовлекла его в разные
 дрязги и ссоры. Даже с Сервантесом у Л. существовала литературная
 вражда. У Л. не хватало великодушия помнить, что Сервантес был горемыка,
 жил в крайней бедности и не был оценен по заслугам; он не понимал
 значения и гениальности "Дон-Кихота". Сервантес называл Л. поэтом,
 которому в прозе и стихах нет равного
  - но вместе с тем указывал, хотя и очень сдержанно, слабые стороны
 его творчества. С годами производительность Л. скорее увеличивалась, чем
 уменьшалась, а духовная сила его не ослабевала. За год до смерти Л.
 окончил последнюю, превосходную комедию свою: "Las bizarrerias de
 Belisa", и еще за четыре дня до смерти, - он умер 27 августа 1635 г., -
 написал поэму "El sigio de оrо" ("Золотой век"), замечательную по силе
 гармоничности и прелести стиха. Похороны Л. были необычайно пышны и
 блестящи. 150 испанских поэтов написали в память его стихотворения, из
 которых составился целый том. В другой том, появившийся в Венеции, вошли
 стихотворения, посвященные памяти Л. наиболее известными итальянскими
 поэтами. Отличительными чертами характера Л., при всей страстности его,
 были добродушие и нежность.
  Неувядаемая слава Л. зиждется, главным образом, на его драмах, хотя
 его поэмы, оды, послания, элегии также отличаются силой, оригинальностью
 и звучным, прекраснм стихом. Он написал около 2000 пьес, из которых до
 нас дошли только 500. Творчество Л. было очень близко к импровизации. Он
 сочинял стихи с необыкновенною легкостью и диктовал их скорее, чем можно
 было их записывать. До Л. число испанских пьес было незначительно.
 Вдохновившись народной поэзией, Л. придал драме художественную форму и
 гениально отразил в ней главнейшие черты испанской жизни того времени.
 Прежде всего проникнутый горячей любовью к отечеству, он не пропускает
 ни одного интересного события испанской истории, ни одного случая
 увековечить честь и славу своего народа. Он редко придерживается
 исторической точности, но тем не менее драмы его проникнуты вполне
 историческим духом. Желание Л. придать каждой эпохе свойственный ей
 колорит распространяется даже и на язык. Так напр., комедия его: "Las
 famosas Asturianas" ("Знаменитые женщины Астурии) написана слогом
 древнекастильских летописей. Особенно любил Л. изображать первые времена
 испанско-христианской монархии. Он охотно выводил на сцену
 патриархальных поселян Кастилии, которые то обработывали поля, то
 обнажали меч против мусульман. Наиболее известные из исторических драм
 Л.: "Conde Fernan Gonzalez" или "La Libertad de Castilia" и "El Principe
 Despenado" ("Король, брошенный в пропасть"), где выведены на сцену
 народное возмущение и насильственная смерть короля, дона Гарсии. И в
 другой пьесе, "Innocente Sangre" ("Невинная кровь"), король несет кару
 за свою несправедливость. Знаменитая драма "Estrella de Sevilla"
 ("Звезда Севильи") чрезвычайно богата драматическими положениями:
 действующие лица низвергаются с вершины счастья в бездну страданий. В
 "El Mayor Alcalde El Rey" ("Лучший алькад - король") Л. изображает
 высокую справедливость короля, на фоне жизненной картины средневековых
 нравов. Пьеса "Con supan se lo coma" - одна из тех, в которых Л.
 превозносит преимущества сельской жизни над придворной. В прекрасной
 драме "La esclava de su galan" ("Раба своего возлюбленного") особенно
 выделяется фигура женщины, жертвующей собой для любимого человека. Очень
 художественна и последняя драма Л.: "El castigo sin venganza"
 (переведенная на русский язык С. А. Юрьевым), весьма мрачного оттенка,
 написанная Л. в 1631 г., когда ему было уже около 70 лет. Драма "Fuente
 Ovejuna" ("Овечий источник"; тоже переведена на русский язык С. Юрьевым)
 принадлежит к числу тех исторических драм Л., где главным героем
 является народ. Л. брал сюжеты и из истории других стран, например
 Португалии. Есть у него даже пьеса из русской истории "Еl gran duque de
 Moscovia" ("Великий князь Московский"), повествующая о судъбе
 Лжедимитрия. Он черпал также темы из мифологии, из средневековых легенд,
 из итальянских и испанских новелл, из библейской истории и жития святых.
 Духовные драмы Л. не принадлежат к числу лучших его произведений.
 Выдающимися считаются из них только "Barlan у Zozafat", "Las aventuras
 del bombre" и "La Puente del Mundo". Есть у Л. и нечто вроде философских
 драм, напр. "Las flores de D. Juan" ("Цветы д. Хуана"), где поэт
 старается доказать, как непостоянно людское счастье. Главным источником
 творчества Л. служила его собственная неиссякаемая фантазия.
  Комедии Л., в которых он также является великим мастером, не задаются
 сатирическими целями: Л. не имеет в виду исправлять людей, еще менее -
 карать их. Он желает лишь позабавить публику, понравиться ей. Однако, в
 его комедиях чувствуется высокое понятие о человеческом достоинстве; они
 исполнены тонкого анализа, проникнуты добродушным юмором и представляют
 бесконечную галерею картин людских страстей и стремлений. Наиболее
 известны комедии: "El acero de Madrid" ("Мадридская стальная вода"), "La
 boba рага los otros у discreta para si" ("Глупая для других и мудрая для
 себя самой"), "Si no vieran myeros" ("Если бы женщины не видели"), "El
 villan in su rincor" ("Земледелец у себя дома") и другие. Особенно
 глубоко проник Л. в тайны женского сердца. Он берет женщин из всех
 классов общества, начиная с королев и кончая куртизанками, и наряду с
 величайшими их добродетелями изображает и величайшие их пороки. Ему
 равно знакомы и глубокое чувство любящей девушки, и капризы влюбленной
 кокетки, и геройский дух женщины, призывающей народ к борьбе за
 отечество. Несмотря на небывалый успех и популярность Л. - и в его
 отечестве, и за пределами его, - в XVIII в., когда в литературе
 воцарился псевдоклассицизм, великий испанский драматург был почти забыт
 даже у себя на родине. Немецкая романтическая школа, вновь возбудившая в
 Европе интерес к испанской литературе, отнеслась крайне пренебрежительно
 к Л., возводя на пьедестал его преемника, гениального мистика
 Кальдерона. Между тем, хотя у Кальдерона более совершенна драматическая
 форма и больше глубины, он дальше от действительности, у него нет
 естественности и простоты чувства, нет свежего и наивного языка Л. и к
 тому же некоторые знаменитые произведения Кальдерона, как, напр., "El
 medico de su honra", заимствованы у Л. "El alcal de Zalomea"
 ("Саломейский алькад"), - единственная драма Кальдерона, где крестьяне
 являются представителями нравственности, чести и правды, - тоже ничто

<< Пред.           стр. 544 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу