<< Пред. стр. 553 (из 1179) След. >>
История. Имя Л. или Лютцельбург происходит от одного старинногозамка, который в 963 г. был куплен гр. Зигфридом и сделался центром его
владений по Мозелю и в Арденнских горах. Мужское потомство этого графа
прекратилось в 1136 г.; Л. перешел по женской линии к гр. Намюр, потом к
гр. Лимбург. Генрих I Белокурый (1247 - 81) был основателем династии
Люксембург-Лимбург. Его сын Генрих II пал в битве при Воррингене,
которая отделила Лимбург от Л., передав первый во власть герц.
Брабантских. Сын Генриха II, Генрих III Люксембургский, был избран в
1308 году германским королем, под именем Генриха VII, и основал
Люксембургскую династию, из которой произошли имп. Карл IV, Венцеслав и
Сигизмунд. Со смертью последнего, в 1437 г., династии Люксембург, и
Габсбургская слились в лице Альбрехта Габсбургского, женившегося на
дочери Сигизмунда. Карл IV в 1353 г. передал графство Л., возведенное им
на степень герцогства, своему сводному брату, Венцелю. Последний не имел
детей; после его смерти герцогство стало переходить из рода в род; с
1412 г. оно принадлежало герц. Бургундским, с 1477 г. - Габсбуртам. В
1659 г. значительная часть герцогства, в течение веков сильно
разросшегося, была уступлена испанскими Габсбургами Франции, а в 1684 г.
оно целиком подпало под власть Людовика XIV. По утрехтскому миру 1713 г.
та часть герцогства, которая с 1659 по 1689 г. оставалась в испанских
руках и которая, с некоторыми изменениями; составляет нынешний Л.,
перешла в руки Австрии. В 1794 г. она была завоевана Францией, за
которой ее укрепил мир в Кампоформио. Венский конгресс (1815), отделив
от прежнего Л. некоторые области в пользу Пруссии и вообще изменив
довольно произвольно его границы, образовал из него самостоятельное
великое герцогство, входившее до 1866 г. в состав германского союза.
Корону вел. герцогства конгресс передал Вильгельму I, королю соединенных
Нидерландов (Голландии и Бельгии), в вознаграждение за его нассауские
владения, и Л. оказался в личной унии с Нидерландами. Связь с германским
союзом выражалась главным образом в том. что город Л. - сильнейшая в
Европе после Гибралтара крепость - был признан крепостью германского
союза и занят прусскими войсками. Вильгельм I управлял герцогством на
основании нидерландских законов и своего усмотрения. В 1830 г.
революция, распространившаяся в Бельгии, охватила и Л.; вся территория
вел. герцогства, за исключением самой крепости с ближайшими
окрестностями, перешла во власть бельгийского правительства. Великие и
малые державы в течение 9 лет вели из-за Л. переговоры, не раз
приводившие к вооруженным столкновениям. Наконец, в 1839 г. трактат,
подписанный в Лондоне представителями пяти великих держав, возвратил
половину Л. голландскому королю, на прежних началах, оставив другую его
половину за Бельгией. Вильгельм II, вступивший на престол в 1840 г. и
принявший титул короля - великого герцога, должен был октроировать в
1841 г. особую конституцию для Л., в 1848 г. измененную в
демократическом духе. Новый великий герцог, король нидерландский
Вильгельм III (1849 - 90), назначил своим наместником в Л. своего брата
Генриха, у которого начались систематические столкновения с палатой. В
1856 г. Вильгельм III предложил палате проект новой конституции,
делавшей права палаты призрачными и восстановлявшей почти абсолютную
власть монарха; палата не приняла проекта, но король распустил ее и
своею властью ввел в действие новую конституцию. Среди германских
правительств эта мера была встречена с сочувствием, а в народе она не
вызвала противодействия. Уничтожение германского союза в 1866 году вновь
поставило на очередь люксембургский вопрос. Наполеон III, стараясь
получить удовлетворение для оскорбленной гордости своей страны, завел
переговоры с Вильгельмом III о покупке Л. Вильгельм согласился, но весть
об этом соглашении распространилась и вызвала негодование в Германии;
мнением самих люксембургцев никто, конечно, не интересовался. Начались
дипломат. переговоры; собравшаяся в Лондоне конференция из
представителей великих держав провозгласила Л. навеки нейтральным,
постановив, по требованию Франции, чтобы Пруссия вывела из
люксембургской крепости свой гарнизон и чтобы самые укрепления Л. были
срыты до основания. В следующем году Вильгельм III принужден был
согласиться на пересмотр конституции в демократическом духе. В 1890 г.
умер Вильгельм III, не оставив сыновей; между тем нидерландские законы о
престолонаследии сильно отличались от фамильного договора 1783 г.,
определявшего престолонасдедие в Л. В Нидерландах корона перешла к
малолетней Вильгельмине, дочери Вильгельма III, а в Л. - в другую ветвь
того же дома, именно к герц. Адольфу, бывшему герцогу Нассаускому. В
речи, произнесенной в палате депутатов на следующий день после въезда в
Л., новый герцог обещал твердо защищать свободу, независимость и
учреждения страны; "короли умирают, династии угасают, но народы
остаются", говорил он. Популярность его сильно пошатнулась, когда в
палату депутатов был внесен и принят ею законопроект об имуществе
великого герцога и кредит в 500 тыс. на улучшение его дворца. Может
быть, это было одною из причин, вследствие которых в стране усилилось
движение против Германии и в пользу сближения с Францией, выразившееся в
целом ряде демонстраций.
Литератуpa. Eyscben, "Staatsrecht des Grossberzogtums L." (в
"Handbuch d. offentlichen Rechts", изд. Marqaardseli, Фрейб, 1890);
Ferron, "Essai snr ie systeme du droit coutumier Luxernbourgeois" (Люкс.
и Пар., 1863); Ruppert, "Les lois et reglements sur l'organisation
politiqne, judiciaire et administrative du Grand-Ducbe L." (Лонд.,
1885); Joanne, "Belgique et Grand-Duche de L." (Пар., 1894);
"Statistiques hisloriques, publiees par la Gouvernement R. G. D. a
l'occasion du cinquantenaire de l'independance du Grand-Duche" (Дикирх,
1889); Glaesener, "Le Grand-Duche de L. historique et pittoreaque"
(Дикирх, 1885); Gaidoz, "Le Gr. D. de L." (в "Nouvelle Revue", 1890, 1 и
16 октября); Ruppert, "Le Gr. D. de L. et ses relations inlernationales"
(Лонд., 1892); E. Servais, "Le Gr. D. de L. et le traite de Londres du
11 Mai 1867" (Пар., 1879); Eyschen, "La situation internationale du G.
D. de L." (Люкс., без года); "Expose de la situation administrative du
Gr. D. de L." (Лонд., 1880); Leclerc, "Le service de la recette generale
et la comptabilite de l'etat de 1839 a 1889" (Лонд., 1891); Schotter,
"Gesch. des Luxemburger Landes" (Люкс., 1892); "Publications de la
section historique de I'lnstitut de L." (Люкс., 1846 - 94); Ruppert,
"Les Etats Provinciaux du Gr. D. de L. de 1816 a 1830" (Люкс., 1890).
В. В - в.
Люксембург (Luxemburg, прежде Lutzeiburg, еще раньше Lucilinburch) -
столица великого герцогства Л., в узкой красивой долине р. Альзетт, с
укреплениями, большею частью высеченными в скалах и в 1867 г.
уничтоженными. Пышный дворец Эрнста Мансфельда, испанского наместника
(1545 - 1604), ныне представляет лишь развалины; мансфельдовские сады,
некогда знаменитые, исчезли. Атеней, духовная семинария, нормальные
школы, институт глухонемых, археологический музей. Фабрикация машин,
кожи, перчаток и т. п.; торговля шерстяными и кожаными изделиями.
Жителей 18187 (1890). Еще имп. Галдиеном (253 - 268) на месте Л. была
построена крепость. В 738 г. Люцилинбурх был подарен Карлом Мартеллом
аббатству трирскому. В Х в. возле замка Л. возник город Вобан, взявший
город в 1684 г., сделал его одною из лучших крепостей в Европе. Ср.
Koster, "Geschichte der Festnng Luxemburg" (Люкс., 1869).
Люлли (Giovanni-Baptista Lylli или Lulli) - знаменитый композитор
(1633 - 1687), уроженец Флоренции. Был капельмейстером франц. придворных
оркестров, с 1672 г. стоял во главе французской оперы. В своих
музыкально-драматических произведениях, носивших название "tragedie mise
en musique", он стремился усилить музыкой драматические эффекты и
придать верность декламации, драматическое значение - хору. Благодаря
блеску сценической обстановки, эффектности балета, драматическим
достоинствам либретто, в связи с удачной музыкальной иллюстрацией, оперы
Л. пользовались большою славой и продержались на сцене около 100 лет.
Женские роли в операх при Л. впервые стали исполняться женщинами,
литавры введены в оркестр, увертюра, в отличие от итальянской (allegro,
adagio, allegro), получила форму grave, allegro, grave. Всех опер Л.
написал 19. Из них наиболее замечательны: "Alceste", "Thesee", "Psyche",
"Orphee", "Atys", "Bellerophon", "Armide", "Phaeton". Кроме того, Л.
написал массу симфоний, трио, арий для скрипки, дивертиссментов,
увертюр. Либретто для Л. писали Кино (Quinault), Кампистрон и даже
Корнель ("Psyche", "Bellerophon"). См. Francais Le Prevost d'Exmes,
"Lulli musicien" 1779).
H. C.
Люнетта (lunette) - архитектурный термин. Означает площадь стены
непосредственно под потолочным сводом здания или над дверью, или над
окном, ограниченную снизу прямою горизонтальною линией, а сверху частью
круговой линии, или стрельчатою дугою. Если эта площадь имеет вид
углубления в фронтоне, как напр. в романских порталах и готических
поршах, то ее называют также "тимпаном".
А. С - в.
Люпин, как сообщает Колумелла, был известен римлянам, но прочное
положение в культуре он занял только в начале нынешнего столетия,
благодаря усиленной пропаганде немецких хозяев Вульфена, Бурхардта и
Кетте. По своей полной неприхотливости относительно почвы, Л. в первое
время был известен как растение, в особенности пригодное для зеленого
удобрения. Но хозяйственное значение Л. скоро увеличилось, когда
определили в нем значительное богатство белковыми соединениями,
содержащихся как в семенах, так и в других частях растения, что сделало
его ценным и как хорошее кормовое средство. Из многих видов Л. особенное
значение для полевой культуры имеет желтый Л. (Lupinus luteus), как
наиболее урожайный и наименее требовательный. Возделывание других видов
Л. ограничено некоторыми особенностями их (ранним опаданием листьев,
неприятным вкусом, малоурожайностью и т. п.), поэтому они не могут
конкурировать с желтыми и высеваются изредка или только для корма (L.
hirsutus и L. termis), или удобрения (L. albus и L. perennis). При
помощи так наз. зеленого удобрения, состоящего в запахивании в почву
зеленой массы Л., оказалась возможною культура прежде бесплодных
песчаных почв. Таких местностей очень много по побережью Балтийского
моря в Пруссии и у нас в Курляндии; теперь некоторые такие участки,
благодаря долговременной культуре Л. настолько обогатились азотом и
органическими веществами и улучшились в своих физических свойствах, что
обращены в полевые клинья, годные для культуры и хлебных растении.
Распространению Л. способствует значительная его выносливость; заморозки
в 4° Ц. ему не вредят. Это обстоятельство дает возможность значительно
расширить посевы Л. на С, где он, если не вызревает окончательно, то
все-таки дает хороший сбор растительной массы, вполне достаточной для
удобрения и для заготовки сена. Период произрастания Л. -
продолжительный, от 20 до 24 недель. Лучшая для него почва
песчано-суглинистая, но она растет на всякой, даже на голом сыпучем
песке. Необходимое условие для правильного роста - достаточная рыхлость
почвы и подпочвы, в которых не застаивается вода, болотистая же или
плотная известковая почва для него непригодна. Так как посевом Л.
стараются улучшить химические и физические свойства почвы, то его сеют
подряд в течение некоторого времени, на одном и том же месте. Как только
явилась возможность на улучшенном поле культивировать и другие растения,
то непременно нужно установить длинный севооборот, чтобы Л., чередуясь с
хлебами и корнеплодами, возвращались сюда возможно реже. Тогда мы
избегнем так назыв. люпин. утомления почвы. Обработка поля глубокая, с
осенней вспашкой и мелким перепахиванием весною. Посев по преимуществу
рядовой; при нем доступнее окучивание. На десятину высевается до 7
- 8 пд. семян. Удобрение калием и фосфорною кислотой (в виде
суперфосфата) сильно увеличивает урожаи Л. Уборка производится в два
срока. При посеве Л. на семена растения скашиваются в то время, когда
большая часть бобов побуреет и примет красноватый оттенок. Досушиваются
в валах и на особых козлах, после чего немедленно обмолачиваются. Семена
Л. легко высыпаются из стручков и потому при небольшом посеве
рекомендуется срывать стручки по мере их созревания. Для получения сена
лучшей порой уборки считается начало завязывания семян. Досушивают также
на козлах, а в случае ненастной погоды - готовят квашенный корм. Сорные
травы - пырей и сурепица - являются в большом количестве весною, чему
содействует крайне медленное развитие Л. в первое время после посева,
глушат его и лишают питательных веществ. Мучная роса (Erysipрe),
ржавщина (Uromyces apiculata) и Л. цветочница (Anthamyia funesta) также
не мало вредят урожаям Л. Лучшее средство против этих врагов -
своевременно ранний посев. Высший урожай Л. при уборке его на сено
достигает 650 пд. сухой массы с десятины. При уборке на семена, урожаи
зерна колеблются от 50 - 150 пд., соломы от 100 до 200 пд. на дес. Более
широкому распространению Л., по составу питательных веществ
действительного хорошего кормового средства, препятствует его сильно
горький вкус; лишь овцы привыкают к нему сравнительно легко. Этот
горький вкус зависит от особого вещества (Conium maculatum), которое
содержится во всех частях растения, в особенности в семенах (до 0,6%) и
представляет из себя сильный яд; поэтому большая дача сена или бобов Л.
может вызвать даже отравление животного. Напротив, люпиновый корм в
малых дозах способствует правильному пищеварению и даже предохраняет
овец от некоторых болезней. Выгодно было бы уничтожить свойственную Л.
горечь, чтобы сделать его кормом одинаково доступным для всех домашних
животных. Заквашивание одной люпин. соломы или травы, как оказалось, не
достигает цели: получаемый кислый корм все-таки вреден для скота. По
предложению Литца, стали заквашивать Л. послойно с другими кормами,
богатыми углеводами, напр. свекловичными выжимками. В таком виде горечь
делается нечувствительною и масса охотно поедается скотом, но уже не
отличается высокими питательными достоинствами. Гораздо проще обстоит
дело с люпин. бобами. Чтобы уничтожить горечь - их выщелачивают холодной
водою, с 1% хлористоводородной кислоты, чрез что бобы вместе с горечью
теряют значительную часть питательных веществ: белковых около 19,2,
безазотистых 18,6, минеральных 41,1, но зато их можно задавать в любом
количестве, без вреда для животных.
Г. Д.
Лютик (Ranunculus L.) - род. растении из семейства лютиковых
(Ranunculaceae). Это - однолетние или многолетние, водяные или наземные
травы, богатые едким, даже ядовитым соком. Листья у них очередные
цельные или рассеченные (у многих видов лапчато). Цветки одиночные,
конечные или собранные в сложные соцветия. Чашелистиков 3 - 5, у
большинства видов 5; лепестков большею частью 5, изредка меньше или
больше этого числа; лепесток у своего основания имеет медовую ямку,
голую или прикрытую небольшою чешуйкою; тычинок и пестиков множество:
пестик состоит из одного плодолистика, с одногнездою завязью. Плод -
сборный, состоящий из множества семянок. Всех видов Л. насчитывается
около 160, большинство из них встречается в умеренных и холодных
климатах северного полушария. В Европейской России встречается до 40
видов, из них наиболее часты R. acer L. (едкий Л.), R. polyantheinos L.
(пушистый Л.), R. repens L. (ползучй Л.), R. sceleratus L. (ядовитый
Л.), R. aquatilis L. (водяной Л.) и др. Л. значительного практического
применения не имеет. Некоторые виды его (R. acer L., R. auiicoinus, R.
Flammula и др.) употребляются в народной медицине против многих
болезней, а некоторые садовые, преимущественно махровые разновидности
(напр. с желтыми цветками - разновидности R. acer L., или с белыми -
разновидности R. aconitifolius L.; с разноцветными цветками - R.
asiaticus L.) разводятся в садах, как декоративные растения.
С. Р.
Лютня (liuto - ит., luth - фр., Laute - нем.) - весьма
распространенный в старину, теперь забытый струнный инструмент,
персидского происхождения, бывший в употреблении у арабов и перешедший в
Европу через Испанию. Инструмент этот имел приблизительно вид
современной мандолины, но гораздо больших размеров. Первоначально на нем
было от 4 до 5 струн, позднее 24 струны, из которых 14 шли по грифу, а
10 натягивались сбоку грифа. Строй первых струн менялся, вследствие
укорачивания их пальцами, строй вторых не менялся во время игры. Л. были
различных величин. Басовая Л., саженной величины, называлась теорбой.
Музыка для Л. нотировалась буквами на 6 линейках. Длительность каждого
звука, изображавшегося буквой, обозначалась нотой, поставленной против
этой буквы над шестой линейкой. На Л. играли миннезингеры. Знаменитые
виртуозы на Л. - Конрад Пауман (XV ст.), Ганс Герле, Мельхиор Нейзидлер
в Нюрнберге (XVI ст.). Школы игры на Л. появились в начале ХVI cт. в
Венеции и в XVIII ст. в Нюрнберге. Литература Л. в свое время разрослась
до громадных размеров, так как этот инструмент играл такую же роль, как
в настоящее время фортепиано. Для Л. перекладывалось все, что появлялось
в области музыкальной литературы. Малороссийские бандура и торбан имеют
сходство с Л.
Н. С.
Люцифер (лат. Lucifer) или Фосфор (jwsjoroV) - "светоносец", название
утренней звезды; у отцов церкви Л., "сын зари" (ср. книгу пророка Исаии,
XIV, 12) является обозначением диавола.
Люэс (Lues) - синоним сифилиса. Люэтический = сифилитический.
Маарри, Абуль-аля-аль-Маари (Ахмед бен-Абдуллах бен-Сулейман Abu
I-Ala alMa'arri, 973 - 1067) - известный араб. поэт, философ и филолог,
уроженец небольшого сирийского городка Ma'appa; уже на третьем году
жизни потерял зрение, но это не помешало ему приобрести огромный запас
филологических знаний и написать больше 30 сочинений различного
содержания: стихотворения, трактаты по метрике, грамматике,
лексикографии и пр. В первом сборнике стихотворений, "Sakt al-Zand"
(изд. в Булаке 1286 гиджры, Каире 1304 гиджры, Бейрут. 1884), М.
подражает стилю Мутанабби. Позже появился "Luzum mu la jalzam" (Бомбей,
1313 гиджры, Каир 1309) - сборник философских стихотворений,
пользующихся на Востоке громкою славою. Здесь М. проповедует
веротерпимость, бичует суеверия, властолюбие духовенства и преклонение
пред авторитетом, проводит принципы самоотверженной морали, которые
противополагает началу деятельности, и в своем презрении к миру доходит
до отрицания брака. Ср. Rieu, "De Abu l-Ala al-Ma'arri vita et
carminibus" (Бонн, 1843); Alfred von Kremer, "Ueber die philosoph.
Gedichte des Abu l-Ala al-Ma'arri" (Вена, 1888).
Мавзолей (Maussoleion, Mausoleum) - надгробный памятник умершего в
353 г. до Р. Хр. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько
лет по его кончине, его сестрою и супругою, Артемизией, в Галикарнассе
(ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся
одним из семи чудес света, в течение полуторы тысячи лет возбуждало
всеобщее удивление, пока не было, в Средние Века, разрушено, вероятно,
землетрясением и, в XVI ст. нашей эры, окончательно уничтожено людьми.
Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856 -
59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков
его основания и отчасти верхнего. яруса и дали возможность, при помощи
описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis" XXXVI, 5),
получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого
сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других
древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого
четырехугольника, длиною в 35,7 м. и шириною в 26,5 м. и состояло из
двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп
царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон
портиком с Ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в
короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн,
чрез одну, опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по
антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части