<< Пред. стр. 572 (из 1179) След. >>
Германии, содержит 100 пфениг. Золотая монета чеканится в 20 (весит7,9649542 гр.), 10 (монета в 10 М. называется кроной, в 5 М. -
полукроною, в 20 М. - двойною кроною) и 5 М.; серебряная в 5,2 и 1 М.,
50 и 20 пфен., никелевая в 10 и 5 пфен., медная в 2 и 1 пфен. Так как в
Германии принята золотая единица, то серебро служит лишь разменной
монетой, прием которой, в количестве выше 20 М., необязателен. Одна
золотая М. содержит 0,358422939 гр. чистого золота; проба монетного
золота = 0,900 (в 1000 част. монетного золота содержится 900 част.
чистого золота и 100 ч. меди). Терпимость или ремедиум в пробе (больше
или меньше) = 2, в весе 20 и 10 марковых мон. = 21/2, в 5-марковых мон.
= 4 тысячных законного веса. Поэтому 10 М. равноценны 31/3 талерам
(30-талерной системы)= 5 флор. австр. = 5,878889 флор. голландск. =
12,345679 франк. = 9 шилл. 9,477 пенс. = 8,888888 скандин. крон. =
2,38213 доллар. = 3,087086 руб. . Серебряная М. содержит 5 гр. чистого
серебра = 0,3 талера или 9 зильбергрош, северно-германской системы
(Grobcourant) = 0,3425 тал. или 10,35 зильбергр. северно-герм. разменной
монеты (Scheidemunze) = 0,45 австр. флор. или 45 австр. крейцер. =
1,1111 франка = 11,470 пенс. англ. разменной монеты = 55,57 коп.
разменной русской мон. (Josef Aubok, "Hand-Lexicon uber Munzen... etc.",
B., 1892). М. финляндская почти равнозначна франку.
Ф. П.
В Дании М. до 1875 г. составляла шестую часть ригсдалера; в Швеции
далер (талер) до 1776 г. делился на четыре М., в Норвегии, до 1873 г. -
на пять М. или орт.
Маркиз (франц. marquis, новолат. marchisus или marchio, от нем.
Markgraf, в Италии marchese) - западноевропейский дворянский титул,
стоящий посредине между графским и герцогским; в Англии, кроме М. в
собственном смысле, этот титул (Marquess) дается старшим сыновьям
герцогов.
Марковников (Владимир Васильевич) - химик, род. в 1839 г.
Александровский институт в Нижнем Новгороде окончил в 1856 г. и поступил
в казанский унив. по камеральному отделению юридического факультета,
где, между прочим, изучал технологию, под руководством известного
Киттары. По окончании курса поступил лаборантом к А. М. Бутлерову. По
защите диссертации на степень магистра химии, избран был доцентом по
кафедре химии в Казанском университете, а позже профессором. В Казани
Марковников оставался до 1872 г., после чего с небольшим год пробыл в
новороссийском университете и занял затем кафедру химии в московском
университете, где после долголетних усилий успел выстроить первую в
России большую лабораторию, приспособленную не только для практических
занятий, но и для научных исследований. Как результат деятельности этой
лаборатории можно указать на свыше сотни исследований, опубликованных в
"Журнале Русского ФизикоХимического Общества" и произведенных в стенах
ее, под руководством М. Первые научные работы М. касались действия
бромистого этилидена на щавелевое серебро и исследования вновь открытого
газа - аллилена - обе работы напечатаны в "Bulletin Soc. chim. de
Paris". Изучив соединение аллильного алкоголя с бромом, М. пришел к
изомерии его с дибромгидрином ("Zeitschrift fur Chemie", 1863). В 1864
г. Марковников получил первую изомерную органическую кислоту эфирного
ряда - изобутириновую, которая одновременно была получена химиком
Эрленмейером. Эти работы, вместе с усовершенствованным способом
получения йодистого пропила из глицерина и доказательством его
тожественности с йодистым изопропилом Фриделя, составили предмет его
магистерской диссертации: "Об изомерии органических соединений".
Изучение продуктов замещения бутириновой и изобутириновой кислот привело
М. к открытию общего правила, которому следуют кислоты при замене своего
водорода галоидами. В своей докторской диссертации: "Материалы по
вопросу о взаимном влиянии атомов в химич. соединениях" (Казань, 1869)
М. доказал, что элементы, входя в химич. соединение, далеко не теряют
своих первоначальных свойств, а только до известной степени изменяют их
в зависимости от свойств других элементов, с которыми они соединены.
Выводы, к которым М. пришел в своей докторской диссертации, можно
формулировать так: третичные водороды атакуются легче вторичных,
вторичные легче первичных. Затем М. открыл три новых изомера пировинной
кислоты, изучил получение гомологов глицерина, исследовал туркестанскую
манну ("таранджабина") и вместе с Г. Кротовниковым напечатал в 1880 г. в
"Журнале Русского Физико-Химического Общества" и в "Liebig's Annalen"
исследование: "О тетрилен-дикарбоновой кислоте", полученной из
a-хлорпропионовой кислоты; эта кислота представляла собою первый образец
частицы с замкнутым четырехуглеродным ядром. Продолжение этого
исследования было напечатано только на русском языке в 1887 г. С 1870 г.
М. приступает к исследованию кавказской нефти, о чем вместе с Вл.
Оглоблиным напечатал статью: "исследование кавказской нефти" ("Ж. Р.
Физ. Хим. Общ.", 1883), удостоенную химич. обществом премии проф.
Ильенкова. При этих работах было установлено, что низкокипящие
углеводороды, согласно исследованиям Бейльштейна и Курбатова, имеют
состав CnH2n-4, изомерный с этиленами и названный нафтенами, а
высококипящие части содержат также углеводороды состава CnH2n-2 и, может
быть, состава CnH2n-4. Получив некоторые из нафтенов в возможно чистом
виде, М. изучил их физические и химические свойства; последние оказались
в высшей степени сходными с давно известными углеводородами ряда
параффинов, CnH2n+2. В нефти М. нашел одноосновные кислоты, нафтеновые,
химическая природа которых была вполне точно определена: в
противоположность прежним исследованиям, найдены были в нефти также
многие ароматические углеводороды и вместе с тем выяснилось, какие
химич. процессы происходят при очистке различных нефт. продуктов
заводским путем. Дальнейшие исследования показали, что из терпенов можно
перейти к нафтенам; в то же время М. был указан способ получения так
называемых гидроароматических кислот, которые оказались по своим
свойствам тожественными с нафтеновыми кислотами. В 1893 г. появилось
исследование М.: "Нафтены и их производные в общей системе органических
соединений" (М.), в котором М. доказал, что эти соединения составляют
промежуточный класс между классами параффинов и ароматических
углеводородов, причем впервые определенно было указано, что терпены, до
того времени стоявшие совершенно особняком, вне системы, суть не что
иное как непредельные нафтены, подобно тому, как ацетилены и аллены суть
непредельные производные параффинов. Важный толчек в исследовании
нафтеновых углеводородов дал открытый М. Коноваловым в моск. лаборатории
способ нитрования нафтенов, приведший к весьма важным открытиям в
области всей органической химии и к изменению взгляда на образование
нитропродуктов вообще. Ныне уже получены из нафтенов все главные и
типичные производные, как то: хлориды, иoдиды, уксусные эфиры, алкоголи,
нафтилены CnH2n-2, кетоны, нитропроизводные и амины. Подробно из этих
исследовавий напечатаны только те, которые представляют собою нечто
вполне законченное, как напр. исследование пяти природных и
искусственных нафтеновых кислот (гидроароматических); прочее напечатано
в большинстве случаев в извлечениях; в "Журн. Р. Ф. Х. Общ." и в
"Journal fur prakt. Chemie" напечатана большая работа М. о субероне, в
которой М. доказал, что суберон есть кетон гептапетилена, углеводорода,
относящегося к одной категории с нафтенами; при этом получен ряд
производных, в том числе и гептаметилен, и таким образом выяснилась
неправильность мнения, что замкнутые частицы не могут существовать более
как шестичленные. Работами последних двух лет М. успел доказать
присутствие в нефти не только пентаметиленовых углеводородов, но и
отвечающих им кислот, а в кипящей около 50° нефти доказал присутствие
самого пентаметилена (C5H10), полученного года три тому назад
Вислиценусом синтетически. В 1881 и 1882 гг. М. исследовал на протяжении
около 200 в. астраханские соляные озера. Результаты многочисленных
анализов образцов воды и солей и свои мнения М. опубликовал в статьях:
"Поездка в Астраханскую губ. и на Кавказ для исследования горьких
соляных озер" ("Горный Журнал", 1883) и "Происхождение соляных озер в
южной России и в частности озера Тамбукан" ("Протоколы Рус.
Бальнеологич. Общ. в Пятигорске", 1888). О положении технической стороны
выработки соли из астраханских озер М. прочитана речь при открытии
съезда русского технич. общ. во время всероссийской выставки 1882 г.,
напечатанная в редактированной им тогда ежедневной газете:
"Всероссийская Выставка". Как результат командировки на Кавказ, М.
напечатал (в "Журн. Рус. Общ. Охранения Народного Здравия", 1896)
доклад: "Причины изменения Нарзана и средства к устранению их".
Преимущественно в "Московских Ведомостях" М. напечатал ряд статей по
экономическим вопросам, напр. в 1891 г. статьи по поводу пересмотра
таможенного тарифа, о вывозе русской нефти в Зап. Европу (1884) и пр. В
"Русских Ведомостях" ряд статей о заразных болезнях и о чуме в Москве в
царствование Екатерины II. В общественной деятельности М. заявил себя в
последнюю русско-турецкую войну организацией дезинфекционных средств,
которыми снабжались лазареты Красного Креста и армия, действовавшая в
Азиатской Турции. Для тех же целей М. был командирован на европейский
театр военных действий, о чем напечатал отчет в "Записках Общ. Охран.
Нар. Здравия" (1877). Во время ветлянской чумы М. издал "Общедоступное
руководство к дезинфекции", а во время недавней холерной эпидемии
произвел около 50 анализов разных сортов русского дегтя, с целью
заменить им привозную карболовую кислоту.
Маркс (Адольф Федорович) - издатель "Нивы", основанной им в 1869 г. в
СПб. Род. в Штетине в 1838 г.; в СПб. прибыл по приглашению Битепажа и
Калугина, для устройства нем. отдела их книжной торговли. Издал полное
собрание соч. Н. В. Гоголя (редакция Н. С. Тихонравова), А. Н. Майкова,
Я. П. Полонского и Д. В. Григоровича, "Русский лес" Ф. К. Арнольда,
"Фауста" Гете, с роскошными иллюстрациями (перевод Фета), "Всеобщую
историю" Оскара Иегеpa, "Потерянный рай" Мильтона и мн. др.
Маркс (Karl-Heinrich Marx) - социолог, экономист и политич. деятель,
род. в 1818 г. в Трире. Отец его, адвокат, был крещеный еврей. М. изучал
в Бонне и Берлине право и философию и готовился к профессуре, но
отказался от нее, когда друг его, Бруно Бауер, был лишен, за
свободомыслие, доцентуры на богословском факультете боннского
университета. Был сотрудником, потом фактическим редактором основанной в
1842 г. в Кельне "Рейнской Газеты", просуществовавшей менее 1 1/2 лет и
с особенною энергиею отстаивавшей свободу печати. Важнейшие статьи М. в
"Рейнской Газете" посвящены критике заседаний рейнского провинциального
ландтага. Заслуживает также внимание резкая статья против исторической
школы права (специально - против Гуго): "Das philosophische Manifest der
historischen Rechtsschule" (в приложении к № 221 за 1842 г.). После
запрещения "Рейнской Газеты", в числе сотрудников которой были Гейне,
Прутц, братья Бауеры, Штирнер,
- Маркс переселился в Париж и основал здесь, вместе с Арнольдом Руге,
журнал "Deutsch-franzosische Jahrbucher", которого вышло всего два №№, в
одной книжке (сохранилось любопытное свидетельство о впечатлении,
произведенном этим журналом на Белинского; см. Пыпин, "Жизнь
Белинского", стр. 242 - 243). Вскоре М., ставший уже социалистом,
разошелся с Руге, который остался политическим радикалом: в это же время
М. сблизился на всю жизнь с Фридрихом Энгельсом, в сотрудничестве с
которым составил полемическую книгу против своих прежних друзей и
единомышленников, братьев Бауеров с товарищами: "Die Heilige Familie
oder Kritik der Kritischen Kritik" (Франкф. на M., 1845; "Heilige
Familie" была ироническая кличка берлинского кружка Бауеров; Энгельсу
принадлежит менее 1/10 книги; глава о франц. материализме из "Heilige
Familie" перепечатана в "Neue Zeit" за 1886 г.). Продолжением
"Deutsch-franzosische Jarhbucher" явился еженедельник: "Vorwarts", при
участии Гейне, М. и др. издававшийся в Париже Бернштейном. Резкие
нападки этого журнала на прусское правительство раздражили последнее, и
оно добилось от Гизо высылки М., который, вместе с Энгельсом, перебрался
в Брюссель. Здесь он принялся за пропаганду среди немецких и местных
рабочих и написал на франц. яз: "Misere de la philosophic, reponse a la
philosophic de la misere de M. Proudhon" (Брюсс. и Пар., 1847;
дополнением к этой работе служит обширная статья против немецкого
социалиста К. Грюна в "WestphaIische Dampfboot", 1887). В 1847 г. М. и
Энгельс вступили в тайный международный "союз коммунистов" и составили,
по его поручению, "манифест коммунистической парии". После февральских
дней 1848 г. М. вернулся во Францию, а после мартовских - в Германию,
где стал во главе "Новой Рейнской Газеты", просуществовавшей меньше года
и защищавшей интересы пролетариата. Дважды за это время М. привлекался к
суду присяжных и оба раза был оправдан. После окончательного торжества
реакции М., вышедший, во время своего пребывания в Брюсселе, из
прусского подданства, подвергся высылке из Германии, скоро вынужден был
удалиться и из Парижа и навсегда поселился в Лондоне. Здесь он стал
издавать журнал "Neue Rheinische Zeitung" (вышло 6 выпусков, Гамбург,
1850), в котором поместил, между прочим, обзор революционных событий во
Франции, недавно переизданный, с предисловием Энгельса: "Die
Klassenkampfe in Frankreich, 1848 - 1850" (Б., 1895). Продолжением этого
обзора явилось сочинение: "Der 18-te Brumaire des Napoleon Bonaparte" (3
изд., Гамбург, 1885 г.). Для заработка М., терпевший в это время сильную
материальную нужду, сделался сотрудником "New-Jork Tribune", куда
посылал до начала 60-х гг. целые экономические и политические обзоры
(ожидается издание их в немецком переводе). В 1859 г. вышел в Берлине
его трактат: "Zur Kritik der politischen Oekonomie" (русск. перев.:
"Критика некоторых положений политической экономии", М. 1896 г.),
посвященный теории ценности и денег. Предисловие "Zur Kritik" содержит
научную автобиографию М. и его социологическую profession de foi.
Намеченная здесь программа обширного экономического труда в большей
своей части осуществлена М. в главном сочинении его: "Das Kapital.
Kritik d. politischen Oekonomie", лишь первый том которого ("Процесс
производства капитала") автор сам успел выпустить в свет (1867; оригинал
выдержал 4 издания; есть русский пер., СПб., 1870); два следующие тома
изданы Энгельсом в 1885 г. (русск. пер. СПб. 1885) и в 1894 г. Второй
том исследует "процесс обращения капитала", третий - "совокупный процесс
капиталистического производства"; четвертый том, заключающий в себе
историю учений о прибавочной ценности, будет издан Каутским. В 1864 г.,
с основанием "международной ассоциации рабочих", М. вновь представилась
возможность практически воздействовать на рабочий класс, в качестве
фактического главы "Ассоциации". Деятельность эта формально прекратилась
в 70-х гг., когда сама "ассоциация" перестала существовать. По словам П.
В. Анненкова, "М. представлял из себя тип человека, сложенного из
энергии воли и несокрушимого убеждения.... Все его движения были
угловаты, но смелы и самонадеянны; все приемы шли наперекор с принятыми
обрядами в людских сношениях, но были горды и как-то презрительны, а
резкий голос, звучавший как металл, шел удивительно к радикальным
приговорам над лицами и предметами, которые он произносил. М. и не
говорил иначе, как такими безапелляционными приговорами, над которыми,
впрочем, еще царствовала одна до боли резкая нота, покрывавшая все, что
он говорил. Нота выражала твердое убеждение в своем призвании управлять
умами, законодательствовать над ними и вести их за собой"
("Замечательное десятилетие, 1838 - 1848", в сборнике "Воспоминания и
критические очерки", т. III, стр. 156). В эту характеристику лица, более
близкие к М., как Лафарг и Лесснер, вносят существенные поправки,
указывая, что этот суровый с виду человек отнюдь не был чужд душевной
мягкости.
М. прошел через школу гегелевской философии, но никогда не был
правоверным гегельянцем. В литературе он сперва заявляет себя
последователем Фейербаха, но уже в первых подписанных его работах в
"Deutsch-franzosische Jabrbucher" явственно выступают элементы,
заимствованные не у немецких философов, а у франц. историков и
социалистов (особенно у Сен-Симона и сен-симонистов). Развивая
фейербаховские идеи в смысли социалистической системы естественного
права, М. в "Heilige Familie" противопоставляет эту систему "реального
гуманизма" "спиритуализму" или "спекулятивному идеализму" Бауеров,
"чистая критика" которых носила индивидуалистический характер, а по
своему практическому значению приводила к анархизму, с аристократической
окраской. Но уже и в "Heilige Familie" М. гораздо больше апеллирует к
истории и совершающейся в ней борьбе общественных классов, чем к
"природе человека". Затем из мировоззрения М. быстро исчезает "гуманизм"
в духе Фейербаха, и оно окончательно слагается в форму научного
социализма. Свои счеты с немецкой философией М. и Энгельс подвели в
специальном философском трактате, оставшемся не напечатанным (см.
Engels, "Ludwig Feuerbach", 2 изд., Штуттгардт, 1895); но этот
умственный перелом достаточно ясно отразился в полемике с Прудоном и с
прежними немецкими единомышленниками М. Он относится ко времени
пребывания М. в Брюсселе, где около М. образуется целый кружок
единомышленников; вносящих, вместе с своим главой, совершенно новую
струю и в рабочее движение, и в социалистическую литературу. Влияния на
М. со стороны Энгельса, который уже в 1845 г. выпустил замечательную
книгу: "Положение рабочего класса в Англии", отрицать нельзя; но в самых
существенных пунктах обратное влияние М. на Энгельса было несравненно
сильнее. В духовном творчестве М. слились три крупные умственные течения
новейшего времени: английская политическая экономия, французский
социализм и немецкая философия, и дали новый и совершенно своеобразный
продукт. К 1847 г. выработка нового мировоззрения М. закончена;
дальнейший умственный труд его сводится к исследованию, на основе этого
мировоззрения, современного экономического строя и основных тенденций
его развития. Наименее выработанными и наименее ясными остались
метафизические и гносеологические воззрения М. От немецкой
идеалистической философии М. и Энгельс формально сохранили ее
диалектический метод; но, поставив гегелевскую диалектику, которая у
самого Гегеля стояла "кверх ногами", "на ноги", т. е. вложив в чисто
формальный метод совершенно реальное содержание, М. проводил под этим
названием две точки зрения: 1) эволюции и 2) относительности. Все
развивается; абсолютных истин и абсолютных понятий нет. Социологическое
учение М., известное под названием экономического (исторического,
диалектического) материализма или материалистического понимания истории,
генетически связано с метафизическим материализмом, но, по своему
существу, является независимым от какой-либо метафизической доктрины и
есть построение, относящееся исключительно к сфере положительной науки.
Лежащее в основе этой концепции положение о первенстве бытия над
сознанием, равно как и положение о бессознательном характере
общественной эволюции, не имеют у М. метафизического характера, а
выводятся им из исторических фактов. Материалистическое пoниманиe
истории (materialistische Geschichtsauffassung), служащее фундаментом
научной системы и практических идеалов М., он сам формулировал в
следующих положениях: "в общественном производстве, служащем поддержанию
жизни, люди вступают в определенные, необходимые, не зависящие от их
воли отношения, которые соответствуют определенной ступени развития
материальных производительных сил. Совокупность этих производственных
отношений образует экономическую структуру общества, реальный базис, над
которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому
соответствуют определенные общественные формы сознания. Способом
производства материальной жизни обусловливается социальный, политический
и духовный процесс жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а
наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной
ступени своего развития материальные производительные силы общества
приходят в столкновение с существующими производственными отношениями, в
рамках которых они до тех пор существовали - или, что есть лишь
юридическое выражение того же явления, с отношениями собственности.