<< Пред. стр. 581 (из 1179) След. >>
и Варен. В Германии, в XVI в., лучшими мастерами по рассматриваемойчасти следует признать Генриха Рейда, Фридриха Гагенауера, знаменитого
живописца и гравера. Но и в Германии М. искусство процветало очень
недолго, и во времена тридцатилетней войны низошло на степень ремесла. В
России древнейшие монеты великих князей киевских, Владимира св.,
Святополка и Ярослава Мудрого, были гравированы византийскими
медальерами. Затем чеканка монет в нашем отечестве совершенно
прекратилась в начале XI в., что, разумеется, повело к полному забвению
у нас М. искусства. Остается неизвестным, откуда брались медальеры,
делавшие матрицы для русских великокняжеских и удельных монет XIII - XV
вв. При Иоанне III был выписан из Италии известный литейщик и зодчий
Аристотель Фиоравенти, который занялся также и гравированием монет. Все
русские монеты допетровского времени гравированы чрезвычайно грубо и
антихудожественно. Только при Петре появилась впервые монета вполне
круглая и несколько более изящной работы; ее выделывали выписываемые
из-за границы медальеры того времени. Наконец, при Екатерине II было
обращено внимание на художественность изготовления монет и медалей, и в
1764 г. основан особый медальерный класс в Императорской акад.
художеств. Здесь первым профессором М. искусства был француз Пьер -Луи
Вернье. В царствование Eкaтepины II и Павла I особенною известностью
пользовались у нас медальеры Гасс, Иегер и Леберехт. Ученицею последнего
была императрица Мария Феодоровна, изготовившая, между прочим, штемпеля
для коронационной медали Павла III и медаль Александра I с надписью
"Избавитель народов". При Александре I, равно как и при Николае I
наиболее выдающимся медальером был гр. О. И. Толстой, исполнивший ряд
медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной войны
1812 г. и умиротворения Европы Александром I. К сожалению, техническое
выполнение не всегда соответствовало достоинству его композиций. Затем
среди русских медальеров прошлого времени выдающееся положение занимают
П. П. Уткин, работавший в 1831 - 52 гг., и В. В. Алексеев, бывший (в
1871 г.) последним профессором М. искусства в Имп. Акд. Худ., в которой,
при введении нового устава, в 1894 г., был, к сожалению, закрыт
медальерный класс. На Западе Европы только несколько десятков лет тому
назад М. искусство успело опять занять подобающее ему место в ряду
других художеств. Честь основания современной школы медадьеров
принадлежит французу Шапелену. Его последователи и ученики, Шапю, Роти,
Ботте, Дюбуа, Верно и другие, вполне усвоили себе его манеру - очень
низкий барельеф, - но приняли все более реалистическое направление,
которое вообще сделалось модным у современных французских художников.
Замечательнейшими среди медальеров настоящего времени могут считаться
также Р. Отто в Берлине, работающий в манере общей немецким медальерам;
Джон Пинчс в Лондоне, Франческо Бианки и Филиппо Сперанца в Риме;
особенно громкой известностью пользуется венский придворный медальер
Антон Шарф, работающий отчасти в современной французской манере, но
выказывающий в своих произведениях много самобытности и изящества. Среди
русских медальеров в настоящее время наиболее искусным должно признать
A. Ф. Васютинского, ученика Роти. Обращаясь к техническим приемам,
посредством которых получается нужный для чеканки монеты или медали
штемпель, следует заметить, что художник прежде всего изготовляет
карандашем рисунок задуманной им композиции и затем приступает к лепке
модели по этому эскизу. Лепка обыкновенно производится на грифельной или
деревянной доске из наложенного на нее цветного скульптурного воска
(cire a modeler) или из глины, причем употребляются тонкие, деревянные,
заостренные палочки различной величины. Величина вылепленной модели
должна в 3 или 4 раза превосходить формат предполагаемой медали. Лепка
делается всегда с натуры, когда то возможно. Когда восковая модель
готова, с нее отливается гипсовый снимок, передающий рельеф модели в
обратном, вогнутом виде. С такого снимка, в свою очередь, делаетса
снимок из так наз. жесткого чугуна. Последняя операция весьма нелегка,
так как требуется, чтобы состав чугуна позволял ему хорошо ложиться в
форму и воспринимать все ее наимельчайшие углубления и выпуклости формы.
В виду затруднительности иметь всегда в своем распоряжении чугун,
обладающий требуемыми свойствами современные медальеры прибегают, вместо
отливки из чугуна, к гальванопластическому осаждению медного снимка с
гипсовой формы. Получив последний, они его никелируют для придания ему
большей твердости. С такой выпуклой модели делают маточник или патрицу
из стали, формат которой вполне соответствует проектированной монете или
медали. Для уменьшения в 3 или 4 раза модели употребляются особые
гравировальные машины, действующия автоматически, рычагом. Принцип
устройства этих машин тот же, что и пропорционального делительного
циркуля. Подобные машины уже употреблялись во Франции в конце прошедшего
столетия, но в настоящее время они значительно усовершенствованы.
Однако, несмотря на сравнительную отчетливость их работы, художнику
постоянно бывает необходимо проходить грабштихелем маточник, полученный
при помощи машины. Изображение на последнем, сделанном из незакаленной
стали, представляет самую медаль вполне точно, т. е. в выпуклом виде.
Затем приступают к закаливанию маточника. Для предупреждения возможности
окисления стали при накаливании, последнее производят, обвернув маточник
кожею и поместив его в герметически закрытом ящике: спаленная кожа не
дает воздуху доступа к поверхности стали и через то предохраняет ее от
оксидирования. Закаленный таким образом маточник употребляют для
выдавливания матрицы или штемпеля, долженствующего служить для чеканки
самой монеты или медали. Для этого берут точеный цилиндр незакаленной
стали, представляющей в поперечном разрезе приблизительно величину
изготовленной медали, и на этот цилиндр, помощью парового балансира,
надавливают маточник. Вся операция требует иногда до 200
последовательных ударов балансира, так как при повторении ударов
маточника матрица закаливается, делается жесткой и больше не принимает
отпечатка. Поэтому во время операции приходится отпускать ее чрез
накаливание. Полученная описанным способом матрица уже непосредствено
употребляется для чеканки монет и медалей. Когда она стирается от
работы, приготовляют другую матрицу тем же самым маточником. В том
случае, если медаль должна иметь очень значительный рельеф, пользуются
еще так наз. предъударом, т. е. второю матрицей, представляющей особенно
выдающиеся части первой, грубо вырезанные внутрь. Этим предъударом
подготовляется медальный кружок для воспринятия высокого рельефа. По
вынутии медали из-под балансира удаляют с медали напильником заусенцы,
образующиеся вседствие зазора существующего почти всегда между матрицами
и печатным кольцом. Для серебряных и медных медалей принято также
патинирование, которое уничтожает блеск металла, препятствующий хорошо
различать детали медали. С этою целью для серебряных медалей
употребляется сернистый аммоний, а для бронзовых и медных - мумия,
растворенная в воде: медаль опускают в подобный раствор и затем, после
ее накаливания, трут жесткими щетками, что придаёт полученный таким
способом патине глянцевитую поверхность. В России, при изготовлении
серебряных и золотых медалей, обыкновенно подируют поля штемпелей.
Вследствие такой полировки получается матовое изображение, эффектно
выделяющееся на гладком, блестящем фоне металла. Кроме трех, так наз.
монетных металлов, золота, серебра и меди, для изготовления медалей
иногда употребляются платина, палладий, никель и аллюминий, а в
последнее время стала также употребляться алюминиевая бронза.
Литература. "Опыт о правилах мед. искусства" (СПб., 1817); 1.
Шлаттер, "Задачи, касающиеся до монетного искусства, сочиненный для
обучения определенных при монетных дворах коллегии и титулярных юнкеров
и прочих учеников в 1754 г." (СПб., 1764); Д. И. Прозоровский, "Свод
сведений, относящихся до техники и истории М. искусства" (СПб., 1884);
Ю. Иверсен, "Словарь медальеров и других лиц на русских медалях" (СПб.,
1874); A. Heiss, "Les medailleurs de la renaissance" (Пар., 1881 - 92);
J. Friedlander, "Die italienischen Schaumunzen des funfzehnten
Jahrhunderts" (Б., 1882); A. Armand, "Les medailleurs italiens des
quinzieme et seizieme siecles" (Пар., 1883 - 1887); H. Bolzeathal,
"Skizzen zur Kunstgeschichte der modernen Medaillen-Arbeit" (Б., 1840);
J. F. Hauschild, "Beitrage zur neuern Munz-und Medaillen-Geschichte von
XV Jahrh. bis jetzt" (Дрезден. 1805 - 1806); A. Erman, "Deutsche
Medailleure des Sechzehnten und Siebzehnten Jahrhunderts" (Б., 1884); A.
Pinchart, "Recherche sur la vie et les travaux des graveurs de medailles
de sceaux et de monnaies des Pays-Bas" (т. 1, Брюссель. 1858); H.
Lepage, "Notes et documents sur les graveurs de monnaies et medailles et
la fabrication des monnaies des dues de Lorraine depuis la fin du XV
siecle" (Нанси, 1875); D. A. Barre, "Graveurs generaux et particuliers
des monnaies de France" (П., 1867); M. Albert, " La gravure en medailles
contemporaine" ("L'Arl", т. XXXIX, ст. 61 - 71); F. Mercey, "Histolre de
la gravure en medailles en France" (П., 1859); его же, "La gravure en
medailles en France" ("Revue des deux Mondes", т. XIV, стр. 401 - 433);
J. H. Burn, "Memoir on the Roettiers" ("Numism. Chron.". т. III, стр.
158189); A. von Sallet, "Die medaillen Albrecht-Durer's" ("Zeitschrift
f. Numism.", т. II, стр. 362 - 367); его же, "Zu den Kunstlerinschriften
auf griech. Munzen" ("Zeitsch. f. Numism. " т. II, стр. I - 9); его же,
"Die Kunstlerinschriften auf griech. Munzen" (Б., 1871); R. Weil, "Die
Kunstlerinschriften der sicilischen Munzen" (Б., 1884); Erbiceano,
"Sicilisches Kunst auf Munzen" (Эрланген, 1892); Raoul-Rochette, "Lettre
sur les graveurs des monnaies grecques" (П., 1831); A. J. Evans, "Some
new artist's signatures of Sicilian coins" ("Numismatic Chronicle", 3
Series, т. X, стр. 285 - 310); его же, "Syracusan "Medaillons" and their
engravers" (Л., 1891); Hirt, "Die Stenipelschneidekunst" ("Amalthea",
издание Беттигера, т. II, стр. 18 - 27); Stark, "Drei Metallmedailllons
Rheinischen Fundorts und die Entwickelung der Medaillonform im Alteithum
uiberhaupt" (Бонн, 1876); Fr. Lenormant, "Monnaies et medailles" (один
из томов изд. Кантона: "Bibliothegue de l'enseign des beaux arts").
А. Марков.
Медведь (Ursus) - род хищных из семейства медведевых. Сюда относятся
самые крупные представители семейства и вообще М. принадлежат к самым
крупным хищникам. Морда вытянутая, тело очень плотное и сильное,
конечности толстые и сильные, опираются всею подошвой, которая (за
исключением белого М.) голая; когти тупые; хвост очень короткий, шерсть
по большей части длинная; от остальных представителей семейства М.
отличаются большим числом коренных зубов (6/7); ложно-коренные малы,
конической формы и легко выпадают; плотоядный покрыт бугорками и развит
относительно мало; из бугорчатых два задних в верхней челюсти
замечательно велики. М. живут преимушественно в умеренных и холодных
странах, в жарком поясе, преимущественно на возвышенностях. Хорошо
лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие
расстояния на задних ногах. Из чувств лучше всего развито обоняние, слух
тоже хорош. Жилищем М. служат пещеры, дупла, ямы под корнями
вывороченных деревьев и т. п. За пищей они отправляются преимущественно
ночью; пищей служат различные растительные вещества (плоды, орехи,
корни, трава, хлебные растения, ягоды и т. п.) и животные - от насекомых
и слизняков до крупных млекопитающих. Даже белый М. иногда питается
растительной пищей. М. опасны для охотников, но сами они по большей
части бегут от него, кроме тех случаев, когда бывают раздражены, ранены,
доведены до крайности преследованием, защищают детенышей, неожиданно
сталкиваются с человеком и нападают на него в испуге и т. п., а также
(белые М.) в случае крайнего голода. В этом отношении разные виды сильно
отличаются друг от друга: так серый и бурый М. чаще нападают на
человека, барибал сравнительно не опасен и т. д.; кроме того, сильно
различаются и разные особи одного вида. Зимой М. холодных и умеренных
стран впадают в спячку (белые М. по большей части не подвергаются
спячке), которая не представляет, однако, глубокого, непрерывного сна.
Самка рождает 1 - 3, реже до 5 - 6 слепых детенышей. Белый М. (Ursus s.
Thalassarctos maritimus Desm.), барабал или американский черный М.
(Ursus americanus Pall.), гризли или серый М. (Ursus cinersns Desm.), и
губач или губастый М. (Ursus s. Melursus labiatus Desm.). Обыкновенный
или бурый М. (Ursus arctos L.), длиною 1,6 - 1,9 м., реже до 2 - 2,2 м.,
хвост 8 стм., высота плеч 1 - 1,25 м., вес до 300 и даже 350 кгр.;
мохнатый мех то более светлого, то более темно-бурого цвета, реже
серебристо-серого или черноватого (до совершенно черного); у молодых
встречается белый ошейник, который с возрастом обыкновенно исчезает, но
иногда остается всю жизнь или снова появляется под старость. Цвет,
величина, форма головы, тела, конечностей сильно варьирует; различают
две главные разновидности: стервятника (U. cadaverinus), с относительно
длинными ногами, удлиненным туловищем, длинной головой, высоким лбом и
заостренной мордой, и муравейника (U. formicarius), с толстыми короткими
ногами, широким туловищем, широкой плоской головой и короткой мордой.
Область распространения белого М. обнимает большую часть Европы, Урал и
Сибирь: он совершенно истреблен в Германии, Голландии, Бельгии; Дании и
Великобритании, водится в России, Скандинавии и на горах (Альпах,
Карпатах, Абруцских, Пиренейских, Балканских, в Греции). М., водящийся
на Кавказе, не этого вида, а, вероятно, относится к следующему. Держится
по большей части в глухих частях и среди болота, и правильно обходит
свой участок. Питается преимущественно растениями: травой, хлебными
злаками, ягодами, грибами, орехами, желудями, различными плодами и т.
д., также насекомыми (жуками, их личинками, особенно любит муравьев),
медом и мясом различных животных, а также и падалью, За крупными
животными М. охотится особенно после зимней спячки, в течение которой
сильно тощает. Он или подкрадывается к животным, или подстерегает их, а
также вламывается иногда в хлева. Местами М. приносят большой вред
домашнему скоту (лошадям, коровам). Громадная сила позволяет ему уносить
на большое расстояние даже крупное животное, напр., корову. На людей
нападает редко, почти исключительно под влиянием раздражения или испуга
от неожиданной встречи. В противоположность распространенному мнению, М.
сравнительно редко идет на врага на задних лапах, обыкновенно он просто
подбегает или поднимается на задния лапы, лишь приблизившись к врагу.
Течка происходит в мае и июне или (в Киевской губ.) с июня по авг.;
беременность длится около 30 недель; рождается обыкновенно 2 - 3, реже 1
или 4 и очень редко 5 детенышей, которые остаются слепыми около месяца.
На зиму М. (раньше или позднее, смотря по климату) залегают в спячку;
самки залегают раньше; в течение спячки М., за редкими исключениями, не
едят и не испражняются, хотя в оттепели оставляют берлогу. Сон М. во
время спячки не крепкий, при приближении врагов он обыкновенно
пробуждается и нередко (особенно медведицы) нападает на них. М. служат
предметом промысла ради шкуры и отчасти мяса, особенно ценятся окорока и
лапы. Легко приручается. Сирийский М. (U. syriacus Ehrb.) близок к
предыдущему, но шерсть его длинная, слегка курчавая, в молодости
серо-бурая, в старости почти совершенно белая. Водится в Палестине,
особенно на Ливане и Малой Азии. Кроме того, некоторые считают за особые
виды U. isabellinus, водящегося в Афганистане и Гималаях, и атласского
М. (U. crowtheri). Кума или гималайский М. (U. tibetanus F. Cuv. s.
torquatus Wagn.), блестящего черного цвета с белым подбородком и пятном
на груди в виде буквы Y; на затыkке и шее длинные волоса образуют как бы
воротник; туловище относительно тонкое, морда остроконечная, круглые уши
относительно велики, лапы короткие с короткими когтями; длина тела 1,7 -
1,8 м., высота плеч 80 стм., вес до 120 кгр. Водится в Тибете, Непале,
Китае, восточной Сибири и Японии, в части Афганистана и Белуджистана и
на ЮВ до Пегу. Прекрасно лазает по деревьям. Местами вредят полям и
виноградникам, а также домашнему скоту, хотя питается главным образом
растениями. От человека бежит, но, доведенная до крайности, кума
является опасным противником. По внешнему виду к настоящим М. близок
тибетский горный М. (Ailuropus melanoleacus), служащий соединительным
звеном между М. и пандой . Лапы широкие, покрытые снизу шерстью;
опираются при ходьбе не всею подошвой; когти отчасти втяжные, голова с
короткой мордой и шире чем у М.; хвост очень короток, коренных зубов
6/6. Длина 1,5 м. Густой мех белого цвета, кроме черных мест у глазных
впадин, ушей, передних конечностей и кончика хвоста. Водится в горных
лесах вост. Тибета. Образ жизни почти неизвестен.
Д. Кн.
Хотя по причиняемому М. вреду его и нельзя сравнить с волком, тем не
менее в лесистых малонаселенных местностях он наносит настолько
значительный ущерб стадам, что некоторые земства (напр. олонецкое) были
вынуждены назначать премии за убитых М. (до 10 р.). В Зап. Европе М.
окончательно истреблены во всей Германии, Бельгии, Голландии и Дании; во
Франции они встречаются только в Пиренеях; сохранились еще в Швейцарских
и Тирольских Альпах, в Нижней Австрии и Трансильвании; всего чаще
встречаются на Пиренейском, Скандинавском и Балканском полуо-вах. За
исключением Швеции и Норвегии, где охота на М. мало отличается от охоты
на него в России, в других странах Европы бьют М. или случайно, летом,
или же подкарауливая их, осенью, когда М. спускаются с гор в долины на
рисовые и кукурузные поля, а также в виноградники. В Европ. России
наиболее успешно М. истребляются в подстоличных районах и, вообще, по
линиям железных дорог, где даже развился весьма выгодный для крестьян
промысел - обкладывания по снегу М. (т. е. определения места, где они
залегли на зиму) и продажи права охоты на них охотникам-спортсменам ;
плата за такое право, напр. в окрестностях линии Николаевской жел. дор.,
доходит до 10 - 15 р. с пуда обложенного зверя, не считая расходов по
устройству самой охоты. Всего чаще зимняя охота на М. производится
облавою, причем, для выставления зверя на стрелковую линию,
употребляются иногда ерши . Гораздо опаснее представляется охота " на
берлоге", заключающаяся в том, что подошедшие к берлоге (У М., убитых на
берлоге, оказывается в заднем проходе одна или две втулки - затверделый
кал, в кулак величиною, образуемый, по мнению промышленников, оттого,
что М. перед лежкою ест какой-то корень (кажется - конский щавель))
охотники стреляют в М. в тот момент, когда собаки - лайки выгоняют его
оттуда; при этом случается, что смертельно раненый, но не убитый
наповал, зверь бросается на охотника; чаще, однако, раненый или только
выпугнутый из берлоги М. бежит наутек и его догоняют с лайками. Для
устранения всяких случайностей при охоте на берлоге,
охотникипромышленники загораживают чело (выход) перекрещенными палками и
М. убивают тогда, когда он, желая выбраться, просовывает между палками
свою голову; иногда на чело берлоги накидывают сеть - путо. Наиболее
опасною признается охота на М. с рогатиною, состоящею из ратовица (шеста
в 21/2 арш.) с насаженным на него пером - обоюдоострым ножем; к
основанию пера привязывается, на 11/2 врш . ремешке, палочка -
поперечница, не допускающая рогатину проскочить насквозь зверя; иногда,
вместо такой палочки, употребляется неподвижная металлическая
перекладина. Напустив зверя шага на 2 - 3 (причем М., обыковенно,
бросается, как собака, на четверинках и только редко на дыбах), охотник
сильным, коротким, но без размаху, ударом вонзает рогатину в передние,
"убойные" части зверя, т. е. в грудь или под лопатку. С рогатиною
охотятся, большею частью, вдвоем, причем оба охотника прижимают зверя к
земле до тех пор, пока он не издохнет. Орочоны (сибирскиe инородцы),
охотясь на М., с короткою рогатиною, в одиночку, употребляют особую
железную распорку, в виде якоря, которую всовывают в разинутую пасть М.
и тем значительно обезоруживают его. К промысловым способам охоты на М.
являются подкарауливание их весною, с лабаза, на падали, и в начале
августа - на овсяных полях, куда М. выходят на ночь лакомиться овсом.
Для добывания М. употребляются следующие ловушки: 1) палати,
устраиваемые кругом отвода, ниже борти (улья в дупле): зацепившись за
край палатей передними лапами и не имея опоры под задними лапами, М.
повисает и, утомившись, падает на вбитые в землю заостренные колья; 2)
еж - тяжелый чурбан, с торчащими наружу вершковыми гвоздями,