<< Пред.           стр. 584 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 призывный жест рукой и т. д. Употребление М. в качестве членов
 предложения, стоящих в связи с другими членами, вообще очень редко.
 Немногочисленными образчиками его могут служить случаи в роде: "ахти мне
 горемычной", "увы мне бедному" = лат. eheu me nuserum, нем. webe dem
 armen и т. д. И среди М., несмотря на их иногда древний и неясный
 этимологический состав, встречаются позднейшие сложные образования,
 подвергшиеся интеграции и затем различным звуковым процессам в роде
 исчезновения конечных согласных и т. д. Так русское М. спасибо возникло
 из целого предложения: "спаси Бог" и т. д. Такое же звуковое сокращение
 лежить в основе. нем. М. Herje = Herr Jesus, о je! = o, Jesus ! jemine =
 Jesu Domine. Нередко такие божбы или клятвы сознательно переделываются в
 силу эвфемизма, напр. немецкий potztausend возникло из Gottes tausend
 Wunden ("тысяча ран Божиих"), франц. согbleu, parbleu, morbleu из corps
 de Dieu, par Dieu, mort de Dieu и т. д. В обыкновенной речи М.
 встречаются редко, в поэтической - чаще; это свидетельствует вообще о
 падении, вымирании М. (поэтический язык всегда архаичнее разговорного).
 Что М. имеют иногда значение предложений, видно из соединения некоторых
 М. с личным окончанием - те: а нуте ребята! и т. п.
  С. Б - ч.
  Мезозойская эра - так называется в геологии весьма значительный
 период в истории развития земли, следовавший за палеозойской эрой и
 предшествовавший кайнозойской эре, к которой геологи относят и
 переживаемый нами период. Отложения М. эры составляют М. группу слоев,
 которая в свою очередь распадается на три крупных отдела или системы:
 триасовую или триас, юрскую и меловую. Общая мощность слоев М. группы
 определяется для некоторых местностей Европы по крайней мере в 3300 м.,
 а площадь, занятая в настоящее время М. образованиями на земной
 поверхности, равняется, по Тилло, 20 милл. кв. км., что составляет почти
 1/5 часть всей суши. В Европе, где М. эра впервые изучена и установлена,
 начало ее знаменуется значительным ослаблением вулканической
 деятельности, столь энергично проявлявшейся в палеозойскую эру. Период
 затишья продолжается в течение всей М. эры и нарушается лишь с
 наступлением кайнозойской. Сравнительно небольшие извержения порфиров
 происходили лишь в сев. Шотландии и Тироле, а может быть к этому же
 времени относятся некоторые изверженные породы Крыма и Кавказа.
 Напластование осадочных пород М. группы является по большей части
 спокойным и малонарушенным, особенно по сравнению с пластами
 палеозойской группы; они выведены из горизонтального положения и собраны
 в крутые складки только в высоких горных хребтах, каковы: Юра, Альпы,
 Крым и Кавказ и в ближайшем соседстве с некоторыми другими горными
 массивами. Осадочные образования М. группы отличаются от
 предшествовавших палеозойских и по петрографическому составу. Известняки
 пользуются здесь гораздо большим распространением, чем в пластах
 палеозойской группы; напротив, глинистые, кремнистые сланцы и кварциты
 совсем не встречаются - место их занимают глины, мергели и песчаники,
 часто весьма рыхлые. В органическом мире также происходят чрезвычайно
 существенные изменения. В средине эры появляются первые млекопитающие,
 из отряда сумчатых, костистые рыбы, а в конце эры первые птицы, правда,
 еще сохранившие некоторые особенности организации пресмыкающихся, и,
 наконец, лиственные деревья. Чрезвычайным развитием пользовались в это
 время, особенно характерные для М. эры, разнообразные морские и наземные
 ящеры, иногда гигантских размеров, а из моллюсков - аммониты и
 белемниты. Плеченогие, столь распространенные в палеозойских отложениях,
 уступают место устрицам и другим пластинчатожаберным, морские лилии
 уступают преобладание морским ежам, кораллы четверного палеозойского
 типа сменяются шестерными (Hexacorallia). Окончательно вымирают к этому
 времени трилобиты и цистидеи. В мире растений лепидодендроны, каламиты и
 другие древовидные тайнобрачные палеозойской эры сменяются саговыми и
 хвойными деревьями.
  Б. П.
  Мей (Лев Александрович) - известный поэт. Род. 13 февр. 1822 г. в
 Москве; сын обрусевшего немца-офицера, раненного под Бородином и рано
 умершего; мать поэта была русская. Семья жила в большой нужде. Учился М.
 сначала в моск. дворянском институте, откуда был переведен в
 царско-сельский лицей. Окончив в 1841 г. курс, М. поступил в канцелярию
 моск. ген.-губернатора и прослужил в ней 10 лет, не сделав карьеры.
 Примкнув в конце 40-х гг. к так называемой "молодой редакции"
 погодинского "Москвитянина", он стал деятельным сотрудником журнала и
 заведывал в нем русским и иностранным литературным отделом. В начале
 50-х гг. только что женившийся М. получил место инспектора 2-й
 московской гимназии, но интриги сослуживцев, не взлюбивших кроткого
 поэта за привязанность к нему учеников, вскоре заставили его бросить
 педагогическую деятельность и перебраться в Петербург. Здесь он только
 числился в археографической комиссии и отдался исключительно
 литературной деятельности, принимая участие в "Библиотеке для Чтения", "
 Отечеств. Записках", "Сыне Отечества", "Русском Слове" начальных лет,
 "Русском Мире", "Светоче" и др. Крайне безалаберный и
 детски-нерасчетливый, М. жил беспорядочной жизнью литературной "богемы".
 Еще из лицея, а больше всего из дружеских собраний "молодой редакции"
 "Москвитянина" он вынес болезненное пристрастие к вину. В Петербурге он
 в конце 50-х гг. вступил в кружок, группировавшийся около гр. Г. А.
 Кушелева-Безбородка. На одном из собраний у графа Кушелева, на котором
 было много аристократических знакомых хозяина, М. просили сказать
 какой-нибудь экспромпт. Прямодушный поэт горько над собою посмеялся
 четверостишием: "Графы и графини, счастье вам во всем, мне же лишь в
 графине, и притом в большом". Большие графины расшатывали здоровье М. и
 порою доводили его до совершенной нищеты. Дело раз дошло до того, что,
 забрав во всех редакциях авансы и задолжав всем приятелям, он сидел в
 лютый мороз в нетопленной квартире и, чтобы согреться, разрубил на дрова
 дорогой шкаф жены. Беспорядочная жизнь надорвала его крепкий организм;
 он умер 16 мая 1862 г. М. принадлежит, по определению Аполлона
 Григорьева, к "литературным явлениям, пропущенным критикою". И при
 жизни, и после смерти им мало интересовались и критика, и публика,
 несмотря на старания некоторых приятелей (А. П. Милюков в "Светоче" 1860
 г. № 5, Аполлон Григорьев, Вл. Р. Зотов, в первом томе мартыновского
 издания сочинений М.) произвести его в первоклассные поэты. Это
 равнодушие понятно и законно. М. - выдающийся виртуоз стиха, и только. У
 него нет внутреннего содержания; он ничем не волнуется и потому других
 волновать не может. У него нет ни глубины настроения, ни способности
 отзываться на непосредственные впечатления жизни. Весь его чисто внешний
 талант сосредоточился на способности подражать и проникаться чужими
 чувствами. Вот почему он и в своей замечательной переводческой
 деятельности не имел любимцев и с одинаковою виртуозностью переводил
 Шиллера и Гейне, "Слово о полку Игореве" и Анакреона, Мицкевича и
 Беранже. Даже в чисто количественном отношении поэтическое творчество М.
 очень бедно. Если не считать немногочисленных школьных и альбомных
 стихотворений, извлеченных после смерти из его бумаг, а брать только то,
 что он сам отдавал в печать, то наберется не более десятков двух
 оригинальных стихотворений. Все остальное - переложения и переводы. А
 между тем писать М. стал рано и в 18 лет уже поместил в "Маяке" отрывок
 из поэмы "Гванагани". Почти все оригинальные стихотворения М. написаны в
 "народном " стиле. Это та археологически-колоритная имитация, которая и
 в старом, и в молодом "Москвитянине" считалась квинтэссенциею
 народности. М. брал из народной жизни только нарядное и эффектное,
 щеголяя крайне вычурными неологизмами ("из белых из рук выпадчивый, со
 белой груди уклончивый" и т. п.) - но в этом условном жанре достигал, в
 деталях, большого совершенства. Переимчивый только на подробности, он не
 выдерживал своих стихотворений в целом. Так, прекрасно начатый "Хозяин",
 изображающий томление молодой жены со старым мужем, испорчен концом, где
 домовой превращается в проповедника супружеской верности. В неподдельной
 народной песне старый муж, взявший себе молодую жену, сочувствием не
 пользуется. Лучшие из оригинальных стихотворений М. в народном стиле:
 "Русалка", "По грибы", "Как у всех-то людей светлый праздничек". К
 стихотворениям этого рода примыкают переложения: "Отчего перевелись
 витязи на святой Руси", "Песня про боярина Евпатия Коловрата", "Песня
 про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую", "Александр Невский", "Волхв" и
 перевод "Слова о Полку Игореве". Общий недостаток их - растянутость и
 отсутствие простоты. Из стихотворений М. с нерусскими сюжетами
 заслуживают внимания: "Отойди от меня, сатана" - ряд картин, которые
 искушающий диавол развертывает перед Иисусом Христом: знойная Палестина,
 Египет, Персия, Индия, угрюмо-мощный Север, полная неги Эллада,
 императорский Рим в эпоху Тиверия, Капри. Это - лучшая часть
 поэтического наследия М. Тут он был вполне в своей сфере, рисуя
 отдельные подробности, не связанные единством настроения, не нуждающиеся
 в объединяющей мысли. В ряду поэтов-переводчиков М. бесспорно занимает
 первостепенное место. Особенно хорошо передана "Песня песней".
 М.драматург имеет те же достоинства и недостатки, как и М.-поэт;
 превосходный, при всей своей искусственной архаичности и щеголеватости,
 язык, прекрасные подробности и никакого ансамбля. Все три исторические
 драмы М.: "Царская Невеста" (1849), "Сервилия" (1854) и "Псковитянка"
 (1860) кончаются крайне неестественно и не дают ни одного цельного типа.
 Движения в них мало и оно еще задерживается длиннейшими и совершенно
 лишними монологами, в которых действующие лица обмениваются взглядами,
 рассказами о событиях, не имеющих непосредственного отношения к сюжету
 пьесы и т. д. Больше всего вредит драмам М. предвзятость, с которою он
 приступал к делу. Так, в наиболее слабой из драм его - "Сервилии",
 рисующей Рим при Нероне, он задался целью показать победу христианства
 над римским обществом и сделал это с нарушением всякого правдоподобия.
 Превращение главной героини в течение нескольких дней из девушки,
 выросшей в строгих римских традициях, и притом в высоконравственной
 семье, в пламенную христианку, да еще в монахиню (неверно и исторически:
 монашество появляется во II - III в.), решительно ничем не мотивировано
 и является полною неожиданностью как для ее жениха, так и для читателя.
 Те же белые нитки предвзятой мысли лишают жизненности "Царскую невесту"
 и "Псковитянку". Верный адепт Погодинских воззрений на русскую историю,
 М. рисовал себе все древнерусское в одних только величавых очертаниях.
 Если попадаются у него злодеи, то действующие исключительно под влиянием
 ревности. Идеализирование простирается даже на Малюту Скуратова. В
 особенности испорчен тенденциозным преклонением пред всем древнерусским
 Иоанн Грозный. По М., это - сентиментальный любовник и государь, весь
 посвятивший себя благу народа. В общем, тем не менее, обе драмы М.
 занимают видное место в русской исторической драме. К числу лучших мест
 лучшей из драм М., "Псковитянки", принадлежит сцена псковского веча. Не
 лишен условной красоты и рассказ матери "псковитянки" о том, как она
 встретилась и сошлась с Иоанном. Этот рассказ стал излюбленным дебютным
 монологом наших трагических актрис. "Полное собр. сочинений" М. изд. в
 1887 г. Мартыновым, с большою вступительною статьею Вл. Зотова и
 библиографией соч. М., составл. П. В. Быковым. Сюда вошли и
 беллетристические опыты М., литературного интереса не представляющие. Из
 них можно выделить только "Батю" - характерный рассказ о том, как
 крепостной свою овдовевшую и обнищавшую барыню не только прокормил, но и
 на салазках перевез из Спб. в Костромскую губ., и как потом эта барыня,
 по собственному, впрочем, предложению "Бати", продала его за 100 руб.
 Кроме указанных статей о М., см. еще М. Протопопов, "Забытый поэт", в
 "Сев. Вестн." 1888 г. № 1.
  С. Венгеров.
  Мейер (Эдуард Meyer) - нем. историк, род. в 1855 г., проф. в Галле.
 Главн. соч.: "Geschichte von Troas" (Лпц., 1877), "Geschichte des
 Konigreichs Pontos" (Лейпц., 1879), "Geschichte des Altertums" (т. 1 и
 2, Штуттг., 1884 - 93), "Geschichte des alten Aegypten" (в "Allgemeine
 Geschichte in Einzeldarstellungen" Онкена, Б., 1887), "Forschungen zur
 alten Geschichte" (т. 1, Галле, 1892), "Untersuchungen zur Geschichte
 der Gracchen" (Галле, 1894).
  Мейербер (Jacques - Liebmann Beer, известный под фамилией Meyerbeer)
 - знаменитый оперный композитор 1791 - 1864). Происходил из еврейской
 семьи, богатой и интеллигентной, жившей в Берлине. Из его братьев
 Вильгельм Бер известен как астроном, а Михаил Бер - как поэт. Уже 4-х
 лет М. обращал на себя внимание необычайными музыкальными способностями.
 Руководство Лауска, ученика Клементи, имело благодетельное влияние на
 развитие таланта М. 9-ти лет, выступая в концертах, М. уже поражал
 слушателей не только техникой, но и стилем исполнения. Клементи был
 восхищен даровитым мальчиком и занимался с ним в продолжение своего
 пребывания в Берлине. Одним из самых горячих ценителей дарования М. был
 некто Мейер, который завещал ему все свое состояние, под условием, чтобы
 он присоединил к фамилии Бер фамилию Мейер (Мейербер). 12-ти лет М.
 сочинял для фортепиано и брал уроки теории композиции у Цельтера и Б. А.
 Вебера. Теоретическую школу М. прошел у аббата Фоглера, в Дармштадте.
 Первым крупным трудом М. была кантата: "Бог и природа", за которую он
 получил звание дармштадтского придворного композитора. Затем он написал
 много духовных произведений, оставшихся мало известными. Его опера "Дочь
 Иеффая", поставленная в Мюнхене, особого успеха не имела. Хотя М. был
 замечательным пианистом и, благодаря урокам Гуммеля, мог рассчитывать на
 карьеру первоклассного виртуоза, но его более интересовала деятельность
 композитора. Не скоро, однако, Мейерберу удалось занять видное место на
 этом поприще. Его сочинения пользовались внимательной оценкой лишь
 знатоков, но в публике он долго не встречал сочувствия. Его опера
 "Али-Мелек" была принята холодно. По совету Сальери, М. поехал в Италию,
 чтобы приобрести уменье писать для голосов. Пребывание в Италии, в
 особенности знакомство с операми Россини (первой манеры), действительно
 оказали на него полезное влияние. В 1818 г. его опера "Romilda е
 Costanza" имеда успех в Падуе; "Emma di Resburgo" (1820), поставленная в
 Венеции, открыла ему двери выдающихся театров Италии. Эта опера, данная
 в Германии, встретила оппозицию со стороны немецких композиторов и
 критиков, посмотревших на Мейербера, как на человека, отклонившегося от
 музыкальных традиций своей страны и предавшегося итальянскому
 направлению, ради успеха. Самым искренним печальником о судьбе М. был К.
 М. Вебер, который смотрел на новое направление своего друга, как на
 большую потерю для германского искусства. Публика, однако, думала иначе,
 и оперы М. все более и более ей нравились. В 1826 г. была поставлена в
 Милане, на сцене La Scala, "Margherita d'Anjou", которая обошла многие
 сцены Италии, Франции, Бельгии, Германии, Англии. Тот же успех имела
 опера "Crociato in Egitto", в которой уже виден зародыш драматической
 силы, свойственный позднейшим произведениям М.; в Париже, однако,
 "Crociato" не посчастливилось. Женитьба, потеря двух детей и, наконец,
 пытливое изучение требовали парижской публики - все это заставило М.
 остановиться на время в своей творческой деятельности. В предыдущих
 операх М. был искусен и талантлив, но не приобрел еще полной
 самобытности и уменья неотразимо действовать на слушателей. Эти качества
 М. проявил в опере "Роберт-Дьявол", данной в Париже в 1831 г. Эффектное
 либретто Скриба (неизменного сотрудника М. и в последующих операх),
 оригинальная, хотя и весьма неровная по стилю и художественным задачам
 музыка, орган, введенный на сцену, новизна инструментовки, блеск одних
 вокальных нумеров и истинный драматизм других, некоторые места, полные
 истинного вдохновения - все это доставило "Роберту" блестящий успех. В
 1836 г. дана в первый раз в Париже опера "Гугеноты", затмившая
 "Роберта". Назначенный придворным капельмейстером в Берлине, М. написал
 несколько псалмов и кантат (напр. "La Festa nella corte di Ferrara",
 1843) и оперу: "Ein Feldlager in Schlesien". В этот период (1837 - 1848)
 дарование М. с особенной силой высказалось только в музыке к драме брата
 его Михаила, "Струэнзе" (1846). Интерес парижан был чрезвычайно
 возбужден появлением "Пророка" на сцене Grand-Opera, в 1849 г. Публика
 ожидала встретить в "Пророке" музыку аналогичную с музыкою "Гугенотов",
 но М. в "Пророке" не повторился и открыл новые стороны своего богатого
 дарования. В 1854 г. была поставлена в Париже, в Opera-Comiqiie, опера
 М. " L'etoile du nord", в состав которой вошло шесть нумеров из
 "Feldlager in Schlesien". В 1859 г. была поставлена там же "Pardon de
 Ploermel". Еще до "Пророка" М. начал "Африканку", но, не встречая
 подходящих исполнителей, не выпускал ее в свет, и "Африканка" только
 после смерти М. была дана в первый раз в парижской Grand-Opera, в 1865
 г. По громадному дарованию, М. представляет редкое явление в музыкальной
 области; но едва ли он займет в ней одно из первенствующих мест, именно
 потому, что его служение искусству было всегда под сильным влиянием
 искания успеха. При всей своей замечательной музыкальной организации, он
 соединял в своем лице великого художника с искателем карьеры, делавшим
 уступки массе за счет художественной цельности и правдивости своих
 сочинений. Для другого, даже менее даровитого художника, соединение в
 одном произведении банального дуэта Берты и Фидес и глубоко
 захватывающей сцены Иоанна Лейденского в соборе (в "Пророке") или
 бессодержательной колоратурной арии Изабеллы и возвышенных сцен в пятом
 действии "Роберта" было бы немыслимо, но М. такая пестрота стиля
 казалась явлением нормальным. В продолжение 30-ти лет критика всех стран
 нередко и небеспричинно высказывалась не в пользу М., и если кто
 доставил ему успех, так это публика. Фактура Мейербера безукоризненная;
 прекрасные контрапунктические познания и технику он применял с свободою
 истинного мастера. В оркестровке он был замечательным и самобытным
 колористом. В моментах драматических он иногда выказывал необычайную
 силу. Для обрисовки образов М. нередко прибегал к тематизму, в
 особенности в "Гугенотах" и "Пророке"; но этот тематизм не был возведен
 в систему, как у Вагнера, и имел менее механический и претенциозный
 характер. По характеру музыки, М. можно назвать эклектиком. В своих
 операх он и француз, и итальянец, и немец, и еврей, и что угодно, только
 не самостоятельный представитель какой-нибудь национальности. Оперы М.,
 несмотря на новейшие веяния Вагнера, царят в оперных репертуарах всех
 стран и ослабление их престижа пока не замечается. Кроме вышеупомянутых
 произведений, М. написал музыку в драме "Мурильо" (1853), марш в честь
 Шиллера, 4 факель-танца, коронационный марш (1861), увертюру для
 открытия лондонской всемирной выставки (1862), музыку к трагедии Эсхила
 "Евмениды", "Pater noster", "Miserere", "Те Deurn", массу отдельных
 вокальных нумеров, из которых особой популярностью пользуется
 "Искушение", для баса. См. Pougin, "Meyerbeer; notes biographiques" (П.,
 1864); Blaze de Bury, "Meyerbeer, sa vie, ses oeuvres et son temps" (П.
 1865); Herman Mendel, "Giacomo Meyerbeer, eine Biographie" (Б., 1868);
 его же, "Giacomo Meyerbeer, sein Leben und seine Werke" (Б., 1869);
 "Biographie universelle des musiciens", Fetis; Felix Clement, "Les
 inusiciens celebres"; Adolphe Jullien, "Musiciens d'aujourd'hui" (П.
 1894); A. H. Серов, "Критичесия статьи" (1892 и сл.).
  Н. С.
  Мекка (Mekka, Makka, Om-el-Kora y apaбов, т. е. мать городов) -
 священный гор. магометан, родина Магомета, поставившего каждому
 правоверному в обязанность хоть раз в жизни посетить М.; лежит в
 арабской пров. Геджас, в узкой, бесплодной долине, окруженной
 обнаженными вершинами и орошаемой ручьем Вади-ель-Тарафеин. Состоит из
 Верхнего и Нижнего города и нескольких предместий. Улицы широки, но
 грязны; одна только большая площадь, на которой славная мечеть. Во время
 богомолья открывается масса лавок и кофеен. Защищена М. несколькими
 сторожевыми башнями и двумя крепостями. Вода в колодцах солоноватая;
 лучшая вода приходит по водопроводу из-за 40 км 50 - 60 тыс. жит.
 (прежде более 100 тысяч). Гавань М. - Джидда на Красном море. Средоточие
 жизни города и всего магометанского мира - главная мечеть, Бейт-Ул-лах,
 т. е. Божий Дом, или Эль-Харам, т. е. Неуязвимая, к которой не смеют

<< Пред.           стр. 584 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу