<< Пред.           стр. 585 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 приближаться ни христиане, ни иудеи. Это - старинное строение, не
 отличающееся ни красотой, ни величиной, с 19 воротами и 7 минаретами,
 замечательное только Каабой. Теперь богомольцы (хаджи) отправляются в М.
 все более и более не караванным путем, а морем, особенно из британской
 Индии и нидерландского Малайского архипелага, а также из русских
 владений. Из этих стран число хаджей увеличивается, из других -
 значительно уменьшается; нет прежних богатых приношений, и вместе с тем
 падает значение М.; многочисленные школы и благотворительные учреждения
 в упадке; промышленность ограничивается изготовлением огромного
 количества четок; торговля незначительна, а прежде М. была центром
 обмена между Аравией, прочей Азией, Европой и Африкой. При Птолемеях М.
 называлась Макарабай; при Магомете принадлежала корейшитам, а после
 него, вместе со всей областью, стала собственностью его потомков и долго
 отстаивала свою независимость от халифов. Позднее османские султаны
 приняли титул охранителей священных гор. М. и Медины, но влияние их было
 ограниченно. В 1803 г. М. взята и разграблена вагабитами; позже Мегмет
 Али, египетский паша, подчинил ее своему владычеству; в 1840 г. она
 перешла к Турции. В XVl в. итальянцу Л. Бартеме, переодетому в арабское
 платье, удалось посетить М. Позже посетили и описали М. Бадиа Лебиа
 (1807), Зеетцен (1809), Буркгардт (1811), Рош (1842), Буртон (1852),
 Мальтцан (1860), Сноук Гургронье (1885). Ср. Burton, "Personal narrative
 of a pilgrimage to El Medina and Mecca" (3 изд., 1879); Kean, "Six
 months in the Hejaz" 1881), Snouck Hurgronje, "Mekka" (Гаага, 1889) и
 его же, "Bilder aus М." (Лейд., 1889).
  Меконг (Me-kong, Mekiang; прежде Камбоджа) - одна из гл. рек
 Индокитая. Берет начало под именем Тса-Чу в Тибете, под именем Лан-тсан
 протекает кит. пров. Юннан, потом Сиам и франц. колонии Камбоджу и Нижн.
 Кохинхину и впадает в ЮжноКитайское море. Подвержена разливам,
 происходящим от таяния снегов в Тибетских горах и в еще большой степени
 от обильных дождей летнего муссона. Разделяется на 3 рукава со многими
 разветвлениями. Расширение рукава Удонг образует бассейн оз. Тале-Сап,
 богатый рыбой, и уровень которого находится в зависимости от уровня М.,
 т. е. в сухое время течение из оз. в М., в дождливое из М. в оз.:
 последнее, следовательно, запасает большее количество воды. Даже в сухое
 время года большие суда доходят с моря до старинного гор. Пном-Пеня, у
 разветвления на рукава. Выше мешают судоходству стремнины. Длина М. 4500
 км.
  Мексиканский залив - часть Атлантического океана у берегов С.-А. С.
 Шт. и Мексики; проливом между полуо-вами Флорида и Юкатан, шириной в 712
 км, соединяется с Атлантическим океаном. Островом Кубой пролив делится
 на две неравные части: 185 км, между Юкатаном и Кубой, соединяется с
 Карибским морем и 225 км, между Флоридой и Кубой, с Атлантическим
 океаном. Форма залива близка к овалу, большая ось которого с ЮЗ на СВ
 равняется 1760 км, а меньшая - 1125 км. Южная часть залива назыв.
 Кампешевой бухтой, а сев. - Апалачевой бухтой. Немного маленьких
 островов расположено преимущественно у берегов залива. Наибольшая
 глубина - 3400 м; севернее Кубы средняя глубина около 3000 м. Берега
 мелки и представляют немного хороших гаваней (Веракруц в Мексике, Новый
 Орлеан в Луизиане, Мобиль в Алабаме, Пенсакола во Флориде, Гаванна на
 Кубе). В М. залив, кроме маленьких горных речек, впадают только две
 большие реки: Миссисипи и Pиoдель-Норте. Перед берегами Юкатана и
 Флориды, на протяжении 200 км, тянется полоса в 200 м глубины,
 переходящая затем в Кампешскую и Флоридскую мели. Из М. залива
 начинается морское течение, дающее начало Гольфстриму.
  Мектеб - низшая мусульманская школа.
  Меланхолия (от melaV и coloV - черная желчь) - в русской терминологии
 "мрачное помешательство" - один из характерных видов душевного
 расстройства. Сущность психических изменений при М. заключается в том,
 что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не
 мотивированном или недостаточно мотивированном внешними
 обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще
 сопровождается неприятными, болезненными мучениями. Вместе с тем, в
 сознании преобладают представления, соответствующие грустному
 расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены
 исключительно на неприятные вещи и события, он все видит в мрачном
 цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему тягостной, стимулы к
 деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным,
 безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим
 исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства. Во
 многих других случаях на почве этого угнетаемого состояния духа
 возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства. Что касается первых,
 то они преимущественно имеют характер самообвинения: больные обвиняют
 себя в каком-нибудь проступке или преступлении против религии или
 нравственности, нередко приписывают себе совершенно фантастические,
 чудовищные действия, ожидают за них такие же чудовищные наказания. Кроме
 бреда самообвинения встречается также бред преследования или так назыв.
 бред отрицания: ничего больше нет, люди исчезают, мир и жизнь кончаются
 и т. п. Особенную разновидность М. составляют те случаи, в которых бред
 имеет преимущественно инохондрический характер, напр., больные
 чувствуют, что у них все отверстия тела заросли, кишки гниют, желудок
 провалился, они сделались деревянными, стеклянными, превратились в
 животное и проч. Обманы чувств большей частью, по содержанию своему,
 стоят в соответствии с идеями бреда: больные слышат проклятия, стон
 детей, бряцание цепей, видят приготовления к казни, трупы своих родных,
 ощущают запах мертвечины, серы, ползание змей по телу. Как в тех
 случаях, где М. протекает исключительно в виде беспричинного угнетенного
 состояния, так и тогда, когда сознание наполняется перечисленными идеями
 бреда и галлюцинациями, по временам больные подвергаются приступам
 сильнейшей тоски со страхом и двигательным возбуждением, и под влиянием
 этих приступов иногда впадают в неистовство (raptus melancholicus).
 Независимо от того М. вообще сопровождается понижением общего питания,
 как вследствие недостаточного аппетита и отказа от пищи, так и
 вследствие болезненного изменения процессов усвоения, обмена веществ и
 кровообращения. Большей частью бывает, кроме того, упорная бессонница.
 При одной из разновидностей М. (так назыв. melancholia attonita)
 наблюдается в течении продолжительного времени полная неподвижность,
 оцепенение мышц. Весьма часто М. не составляет самостоятельной душевной
 болезни, а только эпизод, одну из стадий сложного душевного
 расстройства, напр., кругового, периодического помешательства, мании и
 др.; тогда она длится недолго и сменяется другими симптомами. В тех же
 случаях, когда М. является психическим, самостоятельным заболеванием,
 она всегда длится, по крайней мере, 8 - 10 месяцев и затем больной может
 совершенно выздороветь. Если же выздоровление не наступает, то М. или
 становится хронической, или преобразовывается во вторичное слабоумие,
 причем болезнь уже становится неизлечимой. Во всяком случае, при
 длительном течении М. интенсивность грустного аффекта, психической боли,
 постепенно уменьшается. Значительная часть больных с М. умирает от
 самоубийства или от общего истощения, вследствие недостаточного питания.
 При затяжном. течении М. предрасполагает к развитию легочной чахотки.
 Причины М. совпадают с причинами душевных болезней вообще. Лечение лучше
 всего производится в специальных заведениях. Ср. KrafftEbing, "Die
 Melancholie. Klin. Studie" (1874); Christian, "Etude de la melancholie"
 (1876).
  Мелетий Смотрицкий - один из даровитейших южно-русских ученых, сын
 каменецкого городского писаря Герасима Смотрицкого, написавшего
 предисловие и стихи для острожской Библии 1581 г. и бывшего ректором
 острожского училища. М. род. около 1578 г., учился в острожской школе, в
 1601 г. был отправлен Константином Острожским в Вильно, в иезуитскую
 коллегию; по окончании курса. путешествовал по Германии, слушал лекции в
 Лейпциге и Виттенберге. В 1610 г., под псевдонимом Феофила Орфолога, он
 издал в Вильно очень талантливо и горячо написанное полемическое
 сочинение против униатов и латинян: Фринос или плачь восточной церкви, с
 объяснением догматов веры (Jrhnoz, to jest Lament jedynej sw.
 powszechnej apostolskiey wscbodnioy cerkwie" (Вильно, 1610). "Фринос"
 имел огромный успех. Скоро, однако, М. начинает колебаться в своих
 убеждениях, вероятно, из желания мира и единения церквей. Вступив в
 виленское православное братство, он в то же время ведет тайные
 переговоры с униатами и мечтает покончить несогласия публичным диспутом,
 на который сперва соглашались обе стороны, но за 3 дня до диспута
 православное духовенство и братчики отказались принять в нем участие.
 Когда М. убедился в невозможности примирения, он остался верен
 православию [в 1618x или 1919 г. постригся (до тех пор он назывался
 Максимом)] и стал вести строго подвижническую жизнь, что снова снискало
 ему уважение братчиков. При погребении виленского архимандрита Карповича
 М., избранный на его место и еще раньше возведенный константинопольским
 патриархом в сан полоцкого архиепископа, сказал проповедь (изд. в Вильно
 в 1620 г.), составляющую один из лучших образцов южно-русского
 ораторства. Между 1620 и 1623 гг. М. издал по-польски ряд полемических
 трактатов, в которых искусно связывает дело православных с исконными
 политическими вольностями Литвы и Польши. В ноябре 1623 г. был убит в
 Витебске униатский епископ Иосафат Кунцевич, что вызвало репрессалии со
 стороны польского правительства. Полагали, что и Мелетию, как
 выдающемуся борцу православия, угрожала опасность, и что из страха он
 тогда же решился принять унию, но предварительно уехал на Восток,
 надеясь устроить общее объединение церквей. Но теперь доказано (С.
 Голубев, "Киевский митроп. Петр Могила и его сподвижники", Киев, 1883,
 гл. III, стр. 80 - 240 и приложения), что опасность для М., которого
 никак нельзя было уличить в подстрекательстве граждан Витебска, была
 очень незначительна; на Восток же он отправился с другой целью. Дело в
 том, что в православных братствах, особенно в старейших, как виленское и
 львовское, главная роль от иерархов перешла к мирянам-братчикам; хотя М.
 "от головы до ног убирали в золото", но власти ему не давали.
 Самолюбивый М. решился, с помощью вост. патриархов, завоевать
 надлежащее, по его убеждению, положение для клира и в конце 1623 г.
 через Киев отправился в Константинополь, с ведома и благословения
 киевского митроп. Иова Борецкого, который всецело сочувствовал ему в
 этом деле. Из Константинополя М. проехал в Палестину и в конце 1625 г.
 вернулся на родину с грамотами, уничтожающими ставропигию братств. Слух
 об этих грамотах еще прежде взволновал православных, и М. в Киеве был
 принят очень дурно: Заxapия Копыстенский не пустил его в Kиeвo-Печерскую
 обитель. Опубликование грамот вызвало целую бурю: они были объявлены
 подложными, и Мелетия вместе с Борецким громко называли отступниками и
 униатами. Чтобы доказать лживость этих обвинений, митрополит и М.
 произнесли анафему на латинян и униатов, но это мало помогло им.
 Виленское и львовское братства послали к константинопольскому патриарху
 за разъяснением грамот, причем не поскупились и на обычные подарки.
 Патриарх разъяснил, что ставропигиальные права старейших братств не
 подлежат уничтожению. После этого М. не решался ехать в Вильно и должен
 был оставаться в крайне стесненном положении, "на чужих хлебах". Когда
 М. стал просить место настоятеля в богатом Дерманском монастыре, власти
 изъявили согласие, но при условии его перехода в унию. М. согласился и
 был присоединен 6 июня 1627 г., только просил держать это в тайне для
 пользы дела: он надеялся искусной политикой увлечь за собой многих.
 Присоединениe М. вызвало большую радость и в римской курии. 8 сент. 1627
 г. М. устроил собор в Киеве, на котором взялся составить для
 православных катехизис, а прежде разъяснить главные пункты несогласия
 православных с католиками. Чтобы не быть уличенным в измене, он сам
 извещает виленских братчиков о своих сношениях с униатами, которые будто
 бы хотят "папежа оставити". Но обман плохо удается ему: в народе ходят
 упорные слухи о его переходе, и многие дерманские монахи покидают
 управляемый им монастырь; верят ему только киeвскиe иepapхи. На 6-й
 неделе великого поста 1628 г. собрался собор в Гродеке, на который М.
 представил свое разъяснение разностей исповеданий, по его мнению не
 важных, так что только несправедливое предубеждение православных мешает
 единению церквей и ставит народ в тяжелые условия. Собор нашел его
 соображения небезосновательными и решил готовить общественное мнение к
 соединению церквей. По возвращении в Дермань, М. работает над трактатом,
 который он назвал "Апологией своего путешествия на Восток" ("Apologia
 peregrinatiey do Kraiow wscbodnych", Львов, 1628); здесь он говорит, что
 целью его поездки было собрать верные сведения о догматах истинной веры,
 от которых отступили в последнее время русские богословщики (Зизаний,
 Филалет, Орфолог, т. е. он сам, и др.). Он предлагает собрать собор и
 восстановить единение церквей, причем льстит своим соотечественникам,
 бранит невежественных греков и ловко, как будто мимоходом, указывает на
 те выгоды, которые получат от подчинения Риму и дворянство, теперь
 униженное, и народ, который только тогда утрет свои ежедневно
 проливаемые слезы. Один экземпляр своей "Апологии" М. послал Петру
 Могиле, а другой митроп. Иову Борецкому и последнего просил, рассмотрев,
 обнародовать книжку. Могила и Борецкий не могли согласиться на это, так
 как М. пошел гораздо дальше, чем они предполагали: они готовы были
 допустить почетное, так сказать титулярное, главенство папы и желали
 примирения с католиками на правах равенства - а М. предлагал полное
 подчинение и признание всего прошлого ошибкой и даже ересью. Но
 выступить открыто против М. они тоже не могли, так как были
 скомпрометированы своими прежними с ним соглашениями. Напрасно прождав
 от них ответа, М. отправил рукопись Апологии к Саковичу, и уже в начале
 августа 1628 г. появились первые листы книги в польском переводе.
 Экземпляры их оказались и в Киеве у лиц, съехавшихся на собор, и привели
 православных в крайнее озлобление против автора. 13 авг. к нему пришли
 уполномоченные от собора и спросили его, намерен ли он отказаться от
 "Апологии", так как иначе он не будет допущен на собор. М. пытался
 защищать свою книгу, но, видя настойчивость депутатов, должен был
 признать возможность исправлений и даже приостановки печатания. Скоро он
 убедился, насколько народ возбужден против него, и написал митрополиту
 покаянное письмо, по прочтении которого собор послал к нему вторую
 депутацию с требованием полного отречения от "Апологии". 15 августа М.
 принужден был участвовать в торжественном анафематствовании своей книги,
 причем он ее топтал ногами и палил огнем (значительную часть вины своей
 он возложил на переводчика и издателя книги), 24-го августа М. уехал из
 Киева, и немедленно протестовал печатно против своего насильственного
 отречения. С этих пор он уже открыто объявляет себя униатом и всецело
 подчиняется руководству иезуитов. В 1629 г. М. издал "Паренезис или
 напоминание народу русскому" ("Paraeaeisis albo napomnieuie do narodu
 ruskiego", Краков), где, оправдывая свой переход в унию, говорит об
 упадке училищ среди православных и предлагает особую патриархию, но
 вообще держится умеренного тона и высказывает горячее сочувствие
 страданиям народа. В том же году священник Андрей Мужиловский резко и
 энергично возражает на его "Апологию", тоже по-польски, книгой
 "Антидот", а М. отвечает ему трактатом: "Exethesis..., to iest Rozprawa
 miedzy Apologia у Antidotem" (Львов, 1629), уже в раздраженном и
 придирчивом тоне. За "Расправу" католики прозвали Мелетия польским
 Цицероном. В том же году, в октябре, М. участвовал в львовском соборе
 униатов с православными, на который он возлагал большие надежды. Но
 собор не удался, так как из православных почти никто не явился. С тех
 пор М. смирно жил в своем Дерманском м-ре, истязая себя власяницей и
 постами и собирая библиотеку. Он умер 27 декабря 1633 г. Единственное
 произведение М., надолго его пережившее, составлено им в первый период
 его деятельности, когда он был простым монахом и учителем в школе
 виленского братства: это - его грамматика. М. был для того времени
 отличный филолог; он преподавал по-латыни artes humaniores и сличал
 славянский Новый Завет с греческим оригиналом; в то же время он учил и
 славянскому языку, который на ЮЗ России, в виду сильной полонизации
 языка разговорного, становился малопонятным даже для священников, а
 между тем основательное знание его было крайне необходимо для
 многочисленных издателей и справщиков. Так как грамматика Лаврентия
 Зизания была мало удовлетворительна, М. составил и издал в Вильно, в
 1618 г., свою, нет окончания?
  Мелизмы - фигуры, украшающие мелодию: аподжиатуры долгая, краткая,
 двойная, группетто, трель простая, двойная, mordent и пр. В пении
 мелизматическом на один слог слова приходится несколько мелизматических
 нот, в противоположность силлабическому, в котором на каждый слог
 приходится по одной ноте.
  Мелисса (Melissa L.) - род растений из семейства губоцветных
 (Labiatae). Это - многолетние травы, стебли которых несут городчатые или
 пильчато-городчатые листья и белые или желтоватые цветки, собранные
 ложными кольцами. Цветок состоит из колокольчатой или
 трубчато-колокольчатой двугубой чашечки с 13 жилками (верхняя губа почти
 плоская, трехзубчатая, нижняя двураздельная), двугубого венчика (верхняя
 губа выемчатая, нижняя трехлопастная, с более широкой средней лопастью),
 с несколько согнутой вверх и немного выдающейся из чашечки трубочкой,
 четырех двусильных тычинок, из которых наружные длиннее внутренних и
 сближены под верхней губой (гнезда пыльников расходящиеся) и пестика с
 двулопастным рыльцем и четырехорешковой завязью. Всех видов М.
 насчитывается около 3 - 4, растущих в Европе, в Западной и Средней Азии.
 Наиболее обыкновенный вид - М. officinalis L., называемый иначе лимонной
 травой, так как содержит до 25 % эфирного масла, с лимонным запахом. Вид
 этот дико растет в Южной Европе и в Средней Азии, у нас иногда
 разводится как медицинское растение. Это - многолетняя трава, прямые,
 ветвистые и более или менее железистоволосистые стебли которой достигают
 0,6 - 1,25 м высоты. Листья удлиненно черешчатые, в среднем до 4 см
 длины и до 3 см ширины, яйцевидные, тупые или заостренные, у основания
 округленные, притупленные или сердцевидные, по краю городчатопильчатые.
 Средней величины белые цветки сидят пучками по 3 - 5 в пазухе верхних
 листьев и все обращены в одну сторону; верхняя губа чашечки широкая, с
 маленькими зубчиками; зубцы нижней губы треугольно ланцетные; венчик
 почти вдвое превышает чашечку. Известно несколько садовых
 разновидностей. В медицине трава, folia Melissae s. М. citratae, а также
 препараты из нее, Aqua Melissae, Oleum Melissae, и др. употребляются,
 как потогонные и нервоукрепляющие средства.
  Мелодия (от греч. melos - пение, melodie - франц., нем., melodia -
 итал.) - певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме
 или ладу. В М. допускаются неотдаленные модуляции, но преобладание
 главного лада необходимо. Кроме того, М. должна иметь симметрическое
 настроение и определенный ритм. М., как музыкальная мысль, должна быть
 закончена тонально и ритмически, т. е. иметь каденцию в конце. М.,
 состоящая не из равномерных протяжных нот, а из нот разной длительности,
 заключает в себе мотив, т. е. известную ритмическую фигуру, которая
 повторяется в первоначальном или измененном виде и составляет рисунок М.
 Мелодия музыкальной пьесы, выполняемая голосом, называется кантиленой.
 М. имеет формы предложения, или периода, или коленного склада. М., не
 имеющая строго ритмической симметричной формы мотива, называется
 речитативом. В обширном сочинении М., имеющая преобладающее значение,
 называется главной, другие же, менее значительные - второстепенными.
 Чаще всего М. помещается в верхнем голосе, но встречается и в среднем, и
 в нижнем. М. составляет главный элемент в музыке; без нее не обходилось
 и не обходится ни одно музыкальное сочинение, носящее на себе печать
 дарования, будь оно безыскусственным продуктом народа или плодом
 сознательного творчества. Для слушателя музыка без М. - то же, что
 картина без рисунка. Мелодист - композитор, богато одаренный
 мелодическим талантом, а также любитель.

<< Пред.           стр. 585 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу