<< Пред.           стр. 611 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Passion d'Arnoul Greban, publie par G. Paris et G. Raymond", П., 1876);
 М. "Мщение Господа", оканчивающаяся разрушением Иерусалима,
 представленная, вероятно, в Меце в 1437 г. - 22000 ст. и 177 действующих
 лиц; М. изображающая деяния апостолов, разделяется на 9 дней, требует
 494 актеров и имеет около 62000 стихов. Любопытный переход от М. к
 историческим драмам составляет сочиненная около 1440 г. "Осада Орлеана"
 ("Le Siege d'Orleans", ок. 20000 ст., 140 действующих лиц; см. Я. Tivier
 "Etude sur le Mystere du Siege d'Orleans", И. 1868), В Германии
 религиозная драма развивается несколько позднее и дольше остается в
 тесном общении с церковью; но, раз выйдя на площадь города, она
 секуляризируется очень быстро, и крайний реализм, с резко выраженной
 наклонностью к комическому, развивается в ней гораздо сильнее, нежели во
 Франции. Указания на зародыши М. в виде чтения страстных евангелий, так
 сказать, по ролям мы имеем от раннего времени; но и в эпоху
 Гогенштауфенов в немецкой М. господствует почти чистая латынь (даже
 светскую песню в честь любви и весны, в бенедиктинской Рождественской
 игре, египетский царь поет по латыни), и авторы их проявляют
 глубокомыслие и большую ученость; создание их могли быть доступны народу
 только со стороны обстановки, в общем весьма несовершенной. Но на более
 интеллигентных зрителей и эти представления оказывали очень сильное
 действие В 1322 г. эйзенахские монахи давали притчу о 10 девах, в
 присутствии ландграфа тюрингенского Фридриха; когда он увидал, что ни
 мольбы святых, ни даже просьбы Богоматери не могли смягчить гнева
 божественного Жениха, и он отдал неразумных дев - детей мира - дьяволам,
 он впал в такое тяжелое душевное состояние, что через несколько дней был
 поражен ударом, пролежал 3 года в постели и умер 55 лет от роду.
 Серьезные праздничные представления (циклы их те же, что и во Франции:
 Weinachtsspiele, Passionspiele, Osterspiele) остаются в пределах церкви
 до XV в. включительно, но драмы с элементом комизма высылаются на
 площадь, где для них строится особое здание (Spilhaus), еще в XIV веке.
 В XV веке и нем. М. достигает большого развития (более 8000 стихов, до
 300 актеров; пьеса продолжается 3 - 4 дня), но обстановка остается
 большей частью очень наивной: бочка изображает ад, другая бочка вверх
 дном - гору, на которой сатана искушал Спасителя, и пр. Комический
 элемент входит всюду: в изображении Р. Хр. Иосиф ссорится и бранится с
 девушками, обмывающими новорожденного; Иуда проверяет полновесность
 сребренников, которые получил за предательство; лавочник, у которого 3
 Марии покупают миро для тела Спасителя, дерется с женой и пр. Этот
 комический элемент в том же XV столетии выделяется в особые масляничные
 представления (Fastnachtsspiele), уже чисто светского характера, не
 смотря на свои часто свящ. сюжеты. С другой стороны, в нем. М. на тему
 Страстей Христовых элемент трогательного был настолько силен, что он
 помог ей удержаться местами и до настоящего времени, напр. в Оберам
 мергау. Ср. П. Полевой, "Исторические очерки средневековой драмы" (СПб.,
 1865); Алексей Веселовский, "Старинный театр в Европе" (М., 1870); Н.
 Стороженко, "Предшественники Шекспира" (СПб., 1872); Petit de Juleville,
 "Les Mysteres" (Париж, 1880); Collier, "History of English Dramatic
 Poetry" (2 изд. Лондон, 1879); Ward, "A History of English Dramatic
 Literature to the death of queen Anne" (1876 - 1876); Zschech, "Die
 Anfange des engl. Dramas" (Мариенвердер, 1886); Ahn, "English Mysteries
 and Miracle Plays" (Трир, 1867); Rovenhagen, "Allenglische Dramen.
 Geistliche Schauspiele" (Ахен, 1879); E. Wilken, "Geschichte der
 geistlichen Spiele in Deutsculand" (Геттинген, 1872); Reidt, "Das
 geistliche Schauspiel des Miltelalters in Deutschland" (Франкф. на M.,
 1868); R. Froning, "Das Drama des Mittelalters" (Штуттг., ч. I - III, в
 Kurschner's "Deutsche National Iitterature).
  А. Кирпичников.
  В России зачатками М. или мираклей могут считаться два заимствованных
 у греков "действа" полудраматического характера - "действо" в неделю
 Ваий или шествие на осляти и пещное действо, Чин совершения их см. в
 подробном исследовании К. Никольского, "О службах русской церкви, бывших
 в прежних печатных богослужебных книгах" (СПб., 1885), а также в
 "Чтениях в общ. любителей духовного просвещения" (1882, 2 и 5). В
 киевской Руси были распространены М., заимствованные с Запада при
 посредстве Польши. Древнейшим сохранившимся образцом является
 изобилующий полонизмами "Dialogus de passione Christi", с прологом на
 польском языке и 5 сценами, писанными по-русски; он относится к эпохе
 войн Хмельницкого (1648 - 54). Ср. Мирон, "М. страстей господних"
 ("Киевск. Старина", 1891, 4). Богослужебные пасии заимствованы были
 южно-русской церковью от польскокатолической в первой половине XVIII в.,
 вероятно при киевском митрополите Иове Борецком, в 1629 г. Чин пассии
 сохранился в южно-русской рукописи XVII в. и с ним схоже относящееся к
 ок. 1686 г. "Действие на страсти Христовы списанное", в 1703 г.
 воспроизведенное в М. "Мудрость предвечная". Переходом к южно-русской
 драме Феофана Прокоповича является представленная в 1674 г., в честь
 царя Алексея Михайловича М. об Алексее человеке Божием. См. Н. Петров,
 "Очерки из истории украинской литературы XVIII в." (Kиев, 1880).
  А. М. Д.
  М. имеются и в мусульманском мире. Особенно замечательны М.
 персидские; они воспроизводят страсти дома Ади, в шиитской, значительно
 отступающей от действительности, версии. Они получили развитие при дворе
 Сефевиев, с XVI в. Часть духовенства находит, что выводить на сцену
 священные личности, значить их оскорблять. Дать теъзии считается у
 большинства персов богоугодным делом; благочестивые или тщеславные
 богачи и вельможи (в нынешнее время - и европейские посольства) охотно
 устраивают для зрителей помещение ("текие", род балагана), богато его
 разукрашивают коврами и материями, платят авторам и исполнителям пьесы,
 угощают зрителей. Вход бесплатный; допускаются и женщины, а бывают также
 исключительно женские темы, где и пьеса разыгрывается только женщинами.
 Представление начинается прологом: горячей проповедью моллы, "рузхана",
 старающегося вызвать слезы умиления у зрителей; хор маль чиков заключает
 проповедь пением. Слушатели плачут (а если не плачут, то неумелый рузхан
 просить их хоть для виду поплакать), бьют себя в грудь; особенно
 неистовствуют так наз. "грудебийцы" (синезены) и "камнебийцы"
 (сенгзены), которые группой проходят перед публикой при хоровом пении,
 после чего начинается представление. Декорации
  - первобытные; самая сцена ("техт", подмостки) и занавес введены в
 сравнительно недавнее время; роли (написанные стихами и при том народной
 речью) не заучиваются, а читаются исполнителями с бумажек (иногда поются
 хором); распоряжается на сцене режиссер. Для европейца все это кажется
 комичным, но зрителей представление искренно трогает; они то рыдают, то
 умиляются, то негодуют; иногда они осыпают градом камней исполнителей
 несимпатичных ролей Омара, Езида и т. п., и прогоняют со сцены; бывают
 даже случаи смерти актеров (но такая смерть считается святой). Очень
 подробное описание персидск. М. у Березина, "Путешествиe в северную
 Персию" (Казань, 1852). Гр. Gobineau, в "Trois ans en Asie" (1857) и в
 "Religions et philosophies dans l'Asie Centrale" (1866). В 1878 г. Ал.
 Ходзько перевел 5 пьес: "Le theatre persan, Choix de teaziehs" (Пар.).
 См. еще: "Персидские поминки или Taasie" Н. Михайлова (в "Астраханских
 Губернских Ведомостях", 1842, № 50); "Персидские мистерии" Али
 ("Новости", 1883,. No S29), Уильс, "Современная Персия" (СПб., 1887).
 Сопоставление с Обераммергау у Эте, в "Morgenlandische Studien" (Лпц.,
 1870).
  А. Крымский.
  Мистика, -цизм - Кроме явного богослужения у греков, как и у других
 народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные в Греции
 преимущественно с новыми божествами, носителями культуры - Деметрой и
 Дионисом. Все сюда относившееся называлось ta mustica. В переносном
 словоупотреблении М. означает: 1) совокупность явлений и действий,
 особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира,
 независимо от условий пространства, времени и физической причинности;
 это есть М. реальная или опытная, которая разделяется на: а)
 прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и
 предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре
 - сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также
 астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо
 обычных средств и условий, производить различные явления, как то:
 действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы
 одним властным внушением, создавать пластические формы или
 материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и т.
 п.; сюда относятся так назыв. животный магнетизм, магия (в тесном
 смысле), теургия, некромания, всевозможные способы волшебства или
 чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических
 явлений. В настоящее время наблюдения и опыты над фактами искусственного
 гипноза и внушения заставляют некоторых ученых признать в этой области,
 кроме обмана и суеверия, и известную действительную основу. С
 христианской точки зрения реальная М. (в обоих своих видах) разделяется,
 по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия,
 на М. божественную, естественную и демоническую. Относить к М. алхимию,
 как это обыкновенно делается, нет достаточного основания, так как
 алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными
 свойствами вещества и исходили из принципа единства материи,
 признаваемого ныне положительной наукой. 2) В другом смысле М.
 называется особый род религиознофилософской познавательной деятельности.
 Сверх обычных способов познавания истины - опыта, чистого мышления,
 предания и авторитета - всегда допускалась большинством религиозных и
 метафизических умов возможность непосредственного общения между
 познающим субъектом и абсолютным предметом познания - сущностью всего,
 или божеством. Если такое общение признается единственным или по крайней
 мере самым верным и достойным способом познания и осуществления истины,
 а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и
 неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление
 мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого
 направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным
 признается как существенная основа истинного познания, то являются
 учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или
 философского элемента, обозначаются как мистическое богословие,
 мистическая философия или теософия. Древнейший дошедший до нас памятник
 мистической философии - Упанишады, умозрительная часть ведийских
 священных сборников; мистический элемент преобладает также и в главных
 школах позднейшей индийской философии; основная мысль здесь есть
 поглощение всего индивидуального в абсолютном единстве мировой души. У
 других культурных народов древнего Востока также были тайные учения, но
 от них не осталось никаких письменных памятников, за исключением книги
 китайца Лаоцзы, у которого абсолютное безразличие - Тао - есть
 своеобразное выражение того же пантеистического начала, которое
 господствовало в индийских умозрениях. В древнейшей греческой философии
 мистический элемент, вызванный первоначально восточными влияниями,
 получил оригинальное развитие особенно у Гераклита, пифагорейцев,
 Эмпедокла и занимает преобладающее место в учении Платона, в
 еврейско-эллинском учении Филона, в египетско-эллинском умозрении так
 наз. герметических книг, а еще более у новоплатоников и гностиков.
 Новоплатоничесюя влияния на почве христианского богословия обнаружились
 у Оригена, а затем породили религиозно-философскую систему, изложенную в
 книгах, приписанных Дионисию Ареопагиту и получивших большое значение с
 VI в. Ранее началось развитие особого типа монашеского мистического
 богословия в Египте и Сирии - Макарий егип. (IV в.), Исаак Сирин (VI
 в.). Впоследствии, сосредоточившись в афонских монастырях,
 отшельническая теософия все теснее связывалась с особым психо-физическим
 методом для произведения экстатических состояний (так назыв. "умное
 делание"), переходя таким образом из умозрительной в опытную или
 реальную М. Писания, посвященные этому предмету, были соединяемы
 впоследствии в особые сборники, получившие название Добротолюбие
 (jilocalia), один такой сборник в XVII в. переведен с греческого языка
 на церковно-славянский молдавским иноком Паисием Величковским (несколько
 изданий), а в последнее время Добротолюбие, отчасти в другом Составе,
 было издано на русском языке епископом Феофаном (ум. 1894 г.).
 Теософические идеи, связанные с "умным деланием", были в XIV в.
 предметом ожесточенных споров в византийской церкви и, наконец,
 объявлены согласными с православием, благодаря в особенности стараниям
 архиепископа фессалоникийского Григория Паламы. На Западе, в средние
 века, развилась М. умозрительная; под влиянием Ареопагита и его
 толкователя Максима Исповедника создал в IX. в. Иоанн Скот Эригена свою
 оригинальную теософическую систему, с сильным пантеистическим оттенком,
 удаляющим ее от христианского учения. Вполне пpaвoвеpным было
 мистическое богословие Викторинцев и Бонавентуры, а в новые времена -
 св. Терезы. Отличительные черты правоверия в этой области состоят: 1) в
 признании нравственных условий для соединения человеческого духа с
 Богом, 2) в представлении самого соединения как процесса постепенного,
 при чем обыкновенно различаются три главные степени, называемые М.
 очистительной (purgativa), М. просветительной или озарительной
 (ilinminativa) и М. соединительной в тесном смысле (unitiva), - и,
 наконец, 3) отличительная черта правоверного мистического богословия
 есть тот принцип, что внутреннее общение с Богом не исключает внешних
 форм благочестия и что высшее духовное совершенство не отменяет низших
 заповедей. В противоположность этому, еретическая теософия Средних веков
 унаследовала от древних гностиков тот принцип, что для чистого все
 чисто, духовному все позволено, и для совершенного ведения необходимо
 все испытать. В этом смысле развилось с ХIII в. движение так назыв.
 братьев свободного духа или спиритуалов, куда были вовлечены многие
 члены францисканского ордена. Независимо от церковного учения, хотя без
 прямого противоречия с ним, держался величайший из средневековых
 мистиков, мейстер Эккерт, и его школа. Вне христианства развились в
 Средние века два великих мистических движения - каббализм у евреев и
 суфизм у персов-мусульман. С началом возрождения классицизма в Италии,
 на ряду с другими учетами древности, воскресла и мистическая философия
 новоплатоников. Оригинальным и всеобъемлющим мистиком был знаменитый
 Парацельс; под влиянием его (со стороны терминологии), но совершенно
 независимо по существу, сложилось гениальное учение Якова Бёма, отчасти
 выяснявшееся его последователями (Гихтель, Пордэч, Сен Мартен, Баадер).
 После Бёма наибольшее значение принадлежит Сведенборгу, который с
 оригинальной теософской системой соединял, как духовидец, и опытную или
 реальную М. Вообще эти два главных отдела мистики всегда более или менее
 связаны между собой, ибо естественно, что мистические учения ищут себе
 опоры в мистических фактах, а занятие последними вызывает для их
 объяснения те или другие мистические теории. Литература предмета в
 различных его подразделениях необъятна. Укажем лишь несколько общих
 сочинений, относящихся ко всей области: Gorres, "Mystik"; Perty,
 "Mystische Erscheinungen der menschlichen Natur"; Du Prel, "Philosophie
 der Mystik" (русский перев. Аксенова, изд. Аксакова, 1895); Kiesewetter,
 "Die Geheimwissen schaften" (Лпц., 1895).
  Вл. С.
  Мистраль (Фредерик Mistral) - новопровансальсий поэт, род. в 1830 г.
 после ряда небольших пьес на провонсальск. диалекте он дал сельскую
 поэму "Mireio" (1859, с франц. переводом), встреченную очень
 благоприятно и получившую премию от франц. акд.; сюжет поэмы он
 переработал потом в оперу, для которой Гуно написал музыку ("Mireille").
 М. - один из главных сотрудников "Revue felibrienne", органа,
 отстаивающего литературную самобытность Прованса. Ему принадлежат еще:
 "Calendeau, pouemo nouveau" (1867), сборник стихов "Lis isclo d'or"
 (1875), богатый сборник диалектического материала по новопровансальскому
 языку "LouTresor dou felibrage" (1879 - 1886), повесть в стихах "Nerto"
 (1884), трагедия "La reine Jeaune" (1890) и др.
  Митра (Mitra) - древне-индийское божество, восходящее к индоиранскому
 (или арийскому) периоду, т. е. известное народу предку индийцев и
 иранцев. Веды представляют М. постоянным спутником верховного бога
 Варуны, стоящего во главе семи великих богов Адитаев. Обоим божествам
 вместе посвящены многие гимны Ригведы и не более пяти М., как отдельному
 божеству. Поэтому нет ни одного эпитета, который исключительно
 характеризовал бы М. и отличал его от его спутника. Семь адитиев, с
 Варуной и М. во главе, являются верховными мироправителями, блюстителями
 космического и нравственного порядка. Они называются царями, дающими
 ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и М. все мироздание
 и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их
 оком. В гимнах, однако, существует представление, что М. владычествует
 над днем и солнцем, а Варуна - над ночью; но вообще первоначальный
 солярный характер М. значительно побледнел у индийцев сравнительно с
 иранцами, видевшими в Миере световое божество. Как бог солнца, М.
 уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер
 верховного блюстителя нравственного света - правды и добродетели.
 Однако, следы солярного значения М. сохранились как в ведийских гимнах,
 так и в религиозно-философских произведениях брахманического периода, в
 которых повторяется представление о том, что М. принадлежит день, а
 Варуне ночь, или что М. создал день, а Варуна ночь, согласно с чем и
 предписывается М. приносить в жертву животное светлого цвета, а Варуне -
 темноцветное Уже в ведийском периоде культ Варуны и М. и вообще богов
 Адииев отступает на второй план сравнительно с чествованием более
 доступных и популярных богов - громовника Индры и бога огня Агни.
 Исследователи индо-иранской мифологии уже давно указывали на
 соответствие индийских Адитьев семи иранским верховным духам
 Амешаспентам (Амшаспандам). Глава Адитьев, Варуна, близко напоминает
 иранского Агурамазду; спутник Варуны М. соответствует иранскому
 солнечному богу Мифр; отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих
 нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени
 параллель отвлеченным именам индийских Адитиев: так, М. собственно
 значит дружественный, друг, имя другого из Адитьев, Арьяман имеет тоже
 значение друга и пр. Высказано было предположение, что индоиранские
 представления о семи верховных богах сложились под влиянием
 семитического (вавилоно-ассирийского) культа планет, к числу которых
 причислялись солнце и луна, что составляло семерицу верховных божеств.
 Однако, до сих пор эта гипотеза еще не имеет прочного основания. См. Н.
 Oldenberg, "Die Religion des Veda" (Берл., 1894, стр. 185 и след.);
 Hillebrandt, "Varuna und Mitra"; его же, "Vedische Mythologie" (I, 535).
  Bс. M.
  Митра - у древних римлян (mitra, иначе calantica) женский чепчик, из
 плотной материи, свешивавшийся назади в виде мешка, в который помещались
 волосы. У греков М. - род головной повязки в виде широкой ленты через
 лоб облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными
 концами. Такая повязка усвоена была христианскому епископу по подобию
 головного облачения иудейского первосвященника. Такой повязкой, в виде
 золотого листа, украшали свое чело Иоанн Богослов, св. Марк и Иаков
 меньший, епископ Иерусалимский. Позже, как епископская принадлежность,
 такая повязка носила название stejanoV, corona, cidaroV, диадема. С
 течением времени повязка, удлинясь кверху, образовала род шапки с
 открытым верхом и выдающимися заостренными краями с обеих сторон. В VI
 веке Иоанн Каппадокийский, епископ константинопольский, первый стал
 делать на М., украшения, в виде вышивок разного рисунка, особенно же
 священных изображений, преимущественно на лобовой части М., в чем ему
 стали подражать и на Западе. До XII в. на Западе М. была еще очень
 низкая, обнимая спереди лишь один доб; с XII в. она получает вид

<< Пред.           стр. 611 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу