<< Пред.           стр. 616 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 1772 г. России, М. с 1778 г. - главный город наместничества того же
 имени; в 1796 г. вошел в состав Витебской губ.; в 1802 г. - губ. город
 Могилевской губ. В 1812 г. М. занял маршал Даву, с 70000 корпусом. Еще с
 XIV в. М. был известен, как торговый город; торговля велась
 преимущественно с русскими городами, Киевом, Кенигсбергом, Данцигом,
 Лейпцигом и Ригой. В нем уже тогда жили разные ремесленники (более всего
 слесарей), изделия которых составляли одну из торговых статей города.
 Ср. "Хронику г. Могилева" Трубницкого. перев. Гортынским, в "Чтен. Моск.
 Общ. Ист. и Др." (1887 г., № 3); "Памятная книжка виленского
 генерал-губернаторства на 1868 г.".
  В. Р - ов.
  Могилы. - С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых,
 сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал еще
 таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитического
 века. Мнение это основывается на том, что до сих пор, в Европе по
 крайней мере, не было найдено М. несомненно относящихся к этой
 отдаленной эпохе. Находили, правда, человеческие костяки в пещерах
 (напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остатки
 палеолитической культуры; но присутствие их там объясняется вероятнее
 погребением их уже в более позднюю, неолитическую эпоху, когда обычай
 погребения в пещерах был очень распространен и при этом могли
 пользоваться и пещерами, служившими для обитания в предшествовавшую
 эпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни человек, может быть,
 уходил от умерших, переселялся на другое место, как это делали еще
 недавно некоторые дикари в Америке, Сибири и т. д. Отсутствие
 погребения, в настоящем смысле этого слова, характеризует и некоторые
 народы, стояние на несколько высшей стадии культуры. Так, у монголов
 мертвых просто выносят в степь и оставляют там на съедение зверям
 (особенно собакам) и птицам, причем считается хорошим признаком, если
 труп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки,
 что умерший был большой грешник, и потому его не хотят даже пожирать
 животные. Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также не
 хоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (без
 крыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам,
 коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются два
 чувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, с
 другой - боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство,
 неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются многие похоронные
 обычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу или одеяло, иногда
 даже перед последним издыханием (как это было в обычае у некоторых
 племен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его или
 бегство из данного места и оставление умершего в его шалаше; вынесение
 умершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие, которое
 потом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и у
 многих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как бы умерший
 не вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот по
 выносе тела, очищение после похорон огнем или водой; погребение с
 умершим принадлежавших ему или любимых им вещей, также жен или
 предметов, способных обеспечить его существование или необходимых ему
 для воображаемого переезда на тот свет; умилостивительные
 жертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и т.
 п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание) подальше,
 в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой насыпью и т. д. У иных
 народов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, что
 в особенности применяется к умершим детям. Позже, с развитием
 религиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершего
 в лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре, или,
 напротив, заботливое сохранение трупа, посредством его высушивания,
 мумифицирования, бальзамирования. В случае трупосожжения, оставшийся
 пепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну) или
 просто в кучу и предаются также погребению. У некоторых народов
 существует двойное погребение: первое - временное, покуда не разложатся
 и не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают,
 иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У других
 народов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома устраивается мнимое
 погребение: делается могила и в нее кладутся вещи, принадлежавшие
 умершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнего
 или некогда бывшего в употреблении. Такой характер имеют, напр.,
 погребальные пещеры (соответствующие жилым пещерам), катакомбы и
 мегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. в
 земле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан, у которых из
 ямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М. под насыпью
 (напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на помостах
 или в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д. Гроб
 - из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и т.
 д. - вошел в употребление уже на более высоких стадиях культуры; у
 большинства народов труп обкладывается только несколькими досками, или
 над ним устраивается род шалаша (из стволов, брусьев), или он просто
 засыпается землей (иногда известного рода - напр., красной глиной), или
 заливается известкой и т. п. Исследование М. представляет вообще
 значительный интерес - в этнографическом, археологическом,
 антропологическом отношениях. С одной стороны, в М. находят остатки
 самих умерших, их кости, черепа, иногда остатки волос, а в некоторых
 случаях целые мумифицированные трупы, которые могут дать некоторое
 понятие о типе погребенных, следовательно о типе многих древних и
 исчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в них
 вещи - орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. д. -
 знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью,
 искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями и т. д.
 Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить более
 полное понятие о быте и отчасти истории древних египтян, о культуре
 древних перуанцев, отчасти также классических народов, скифов, древних
 германцев и славян, многих финских и тюркских народов. Изучение М.
 затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М. (от времени, от
 распахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились ценные
 вещи, напр. золотые, очень часто оказываются расхищенными, иногда,
 по-видимому, еще в древние времена), с другой - трудностью определить
 эпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу. Для эпох
 более поздних и для стран, находившихся в торговых сношениях с
 культурными, определению времени значительно способствуют монеты,
 находимые иногда в М.; но для более ранних эпох мы не имеем таких
 показателей и должны руководствоваться только характером и стилем
 полагавшихся с умершими изделий, что часто не дает возможности точно
 определить эпоху. В некоторых М. - напр. Египта, Малой Азии, Греции,
 Крыма, Новороссии - были найдены весьма ценные предметы древнего
 искусства, во многих других - интересные образцы древнего вооружения,
 украшений, керамики, разные религиозные символы и амулеты, фрагменты
 тканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М. были найдены в пещерах и
 дольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века.
 Затем идут М. в земле, без насыпи и под насыпью, относящиеся к
 бронзовому и железному векам. М. под насыпью известны на Западе под
 названием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед. Шт. Амер.
 mounds, в Германии - Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценных
 данных для познания быта и культуры начала средних веков, древних
 германцев, бриттов и т. д. В России, кроме немногих дольменов (на
 Кавказе и в Крыму), погребальных пещер (там же), катакомб (в Крыму),
 древние М. можно отнести к двум главным типам - могильники и курганы.
 Могильники - это кладбища, в которых отдельные М. слабо обозначены,
 насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность, а иногда и не
 обозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого рода
 открываются лишь случайно (при пахании, напр., земли). Вообще говоря,
 могильники древнее курганов, хотя это и нельзя утверждать относительно
 всех последних. В средней, восточной и западной Poccии могильники
 характеризуют эпоху примерно VI - Х вв. и заключают в себе остатки
 различных финских, литовских и славянских народностей, большей частью со
 следами погребения, но иногда и трупосожжения (могильники люцинский,
 ашераденский в зап. России, лядинский, курманский - в средней,
 ананьинский, котловский - в восточной России, М. Польши с урнами и др.).
 Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менее
 высокие (но редко значительные), под которыми полагался умерший. Чаще
 всего встречается одиночное погребение, но иногда находят несколько
 костяков под одной насыпью и на одном уровне. В разных местностях
 курганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д.
 Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам и т. д.,
 но, несомненно, что это М. гораздо более древние, и заключают в себе
 остатки славян, финских и тюркских народностей IX - XIII вв., а на
 Востоке - и более поздних эпох (вообще обычай насыпать курганы стал
 исчезать с распространением христианства). В южной России были находимы
 курганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменными
 при них орудиями) и начала бронзового (каменные и бронзовые орудия,
 черепа и костяки иногда окрашены красной охрой). Особенно замечательны
 курганы скифскиe, иногда громадных размеров, с большими могилами на
 значительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы какого-то
 царя или князя, с царицей, рабами, конями, массой золотых украшений,
 оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. д.); раскопки
 этих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV
 - III вв. до Р. Хр. Там же встречаются М. и более поздних времен,
 славянской и тюркской эпохи, с иного рода оружием и посудой, с
 серебряными украшениями, иногда с монетами, конем и т. д. Ряды курганов
 характеризуют вообще южноpyccкие степи, особенно Новой России, а также
 прикавказские, приуральские, западносибирские; но они встречаются и во
 многих других местностях России, преимущественно вдоль рек, служивших
 путями расселения и торговли. Сообразно различным областям и эпохам и
 принимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М., можно
 различать многие группы курганов: каменного века, бронзового, скифские,
 скифосарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей и т.
 д.), литовские, мерянские, московские и мн. др. В Сибири (напр. в
 Минусинском крае) встречаются М., обставленные кругом высокими камнями
 (так наз. "маяки") и часто заключающие в себе медные орудия и оружие,
 кельты, кинжалы, ножи и т. д. Массой бронзовых изделий особого типа
 характеризуются также могильники Кавказа, Осетии, Чечни, Закавказья,
 исследованные преимущественно в течение последних пятнадцати лет.
 Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований древних
 М. в России разбросаны в "Отчетах" и др. изданиях Имп. археол. комиссии,
 в "Трудах" русск. археол. съездов, в изданиях московского,
 петербургского, одесского, казанского, киевского и других
 археологических обществ, также в разных финляндских, прибалтийских,
 польских и сибирских изданиях.
  Д. Анучин.
  Мода (франц. mode от лат. modus; англ. fashion, откуда наше
 "фешенебельный") - форма проявления культурной жизни, поскольку они
 вызываются не силой необходимости или преданий, а изменчивой прихотью
 дня. Психологической основой М. является инстинктивная, слабо зависящая
 от сознательной воли переимчивость, как одно из проявлений стадности
 (см.). Область, где главным образом царит М. - костюм; нет, однако,
 такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать
 влияния М. Ей подчинены способ приготовления и последовательность
 кушаний, обставление жилых помещений мебелью, установление празднеств,
 форма писем и т.д., вплоть до наиболее ходких в данный исторический
 момент философских учений или поэтических произведений (применение
 термина М. к явлениям в миpе науки и искусств всегда, впрочем, имеет
 характер порицания). У народов с малоразвитой культурой М. выражается
 обыкновенно лишь в украшениях женщин; мало также имеет она влияния на
 одеяние общественных классов, имеющих свой сословный костюм (напр.
 духовенство у большинства народов), или на так назыв. национальные
 костюмы. С каждым годом она завоевывает все новые сферы влияния, и
 местные особенности постепенно исчезают. Прихоти М. первоначально
 исходили из стремления к усовершенствованию. Каждая часть одежды -
 шляпа, чулок, галстук, подтяжки, пуговицы - может подвергаться
 постоянным совершенствованиям; но и здесь прогресс идет не в виде прямой
 линии, а изгибами, часто уклоняясь от естественного и простого к
 искусственному и странному. М. является фактором, сильно влияющим на
 спрос, и поэтому нормирующим цену. Перемена М. обесценивает значительные
 запасы; она понижает ценность товаров, пригодность которых в сущности
 остается неизменной. В старину придавалось большое значение
 драгоценности одежды и утвари; М. привела или приводит к
 приблизительному уравнению сословий в отношении костюма. Несомненное
 прогрессивное упрощение костюма, не смотря на перемены в М., явствует и
 из того факта, что в настоящее время расходы на одежду, сравнительно с
 прошлым, составляют значительно меньшую часть житейских расходов. Со
 времен Людовика XIV обыкновенно в М. костюмов задает тон Франция,
 нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями в не раз
 и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так наприм., незадолго до
 революции вошли в М. квакерский костюм Франклина и английская М.;
 тенденции в сторону английских М. оживают снова и в самое последнее
 время. Попытки Густава III шведского, немецких буршей начала XIX в.,
 мадьяр, поляков и др. вернуться к национальной одежде имели всегда лишь
 временный успех. Мужской костюм, начиная с 1848 г., освободился, за
 исключением сравнительно незначительного разнообразия модных "фасонов",
 от прихотей М.; принудительный характер модного костюма удержался лишь
 за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих
 формы. История М., в общем, составляет довольно существенную часть
 культурной и бытовой истории, особенно в современной Европе: настроения
 эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая
 испанская М., удалые костюмы времен 30-летней войны, пышный костюм эпохи
 Людовика XIV, изящно фривольный - эпохи Людовика XV, простое
 "гражданское" платье времен американской освободительной войны и
 революции 1789 г. - все это как бы олицетворяет умственные направления,
 господствовавшие в данные периоды. Россия, со времен Петра В., подпала
 влияние общеевропейской М.; лишь при имп. Павле I, М. подвергались
 гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело М., внесенный
 Петром Вел., по отношению к ношению бороды или усов, удержался в России
 до половины XIX в. Модные газеты и журналы М. возникли, вероятно, из
 костюмных книжек XVI и XVII вв. (напр. O. Weigel'я, Jost'a Ammon'a и
 др.); первым действительным модным журналом был "Mercure galant" (1672).
 В России первым журналом, посвященным М., было "Модное ежемесячное
 издание" (1779).
 
  Литература. Модные журналы, выходящие теперь во Франции. Германии и
 Англии, являются проводниками мод далеко за пределами этих стран; таковы
 во Франции: "L. Art et la Mode", "Le Moniteur de la Mode", "La Saison",
 "Le Salon de la Mode" и мн. др.; в Англии: "Ladies' Gazelle of fashion",
 "Lady's Pictorial", "Myra's Journal", "Queen"; в Германии: "Modenwelt"
 (выходит на 12 языках, в том числе на рус. в СПб., под загл. "Модный
 Свет и М. Магазин"), "Der Bazar" (на 10 языках; также изд. в СПб.),
 "Allgemeine Modezeilung" и др. Для мужских мод в Париже "Journal des
 March inds T. ulleurs" и "Journal des Tailleurs", в Дрездене - "Europ.
 Moilenzeitung", в Лондоне - "Minister's Gazelle of fashion", "Tailor and
 Cutler" и др. Русские М. журналы "Модный магазин", "Модистка", "Вестн.
 Моды" и др. В настоящее время, кроме ряда журналов специально
 посвященных М., многие еженедельные издания дают модные приложения
 (женские и детские костюмы). См.: U. Schliltze, "Die Modenarrlienen"
 (Б., lb68); Kleinwachler, "Zur Philosophie der Mode" (1880); М. Fischer,
 "Modelhorheilen" (Aycбург, 1891).
  Модель - подобие какого-либо предмета, сделанное из дерева, пробки,
 картона, воску, глины, металла или другого вещества, воспроизводящее
 этот предмет с точностью, но в уменьшенном виде. Таким образом, в
 архитектуре и строительном искусстве, для того, чтобы давать наглядное
 понятие о проектированном или уже существующем сооружении, нередко
 изготовляется его М.; в машинном производстве и кораблестроении делаются
 для той же цели модели различных механизмов и судов, в скульптуре -
 небольшие эскизы или копии статуй и групп, и т.д. Кроме того, на языке
 живописцев и скульпторов, слово М. иногда употребляется для обозначения
 живой натуры, позирующей перед художником - натурщика или натурщицы, с
 которых он рисует, пишет или лепит свое произведение.
  А. С - в.
  Модуль - в архитектуре классической древности и эпохи Возрождения,
 радиус поперечного разреза колонны при ее основании, служащий единицей,
 которой измеряются и определяются размеры как самой колонны, так и всех
 обломов того ордена, к которому она относится, - единицей,
 подразделяющейся на 30 равных частей или "минут". В готическом
 зодчестве, М. называется половина стороны квадрата, образуемого в плане
 пересечением продольного нефа храма с трансептом,
  - величина, с которой соразмеряются все прочие части сооружения.
  А. С - в.
  Модуляция (лат. modulatio) - перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют
 лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый
 лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы.
 После одного из них следует тоническое трезвучие лада, в который была
 намечена М. Модулировать можно основными и обращенными аккордами, при
 чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т.
 е. общие тоны между последним аккордом первого лада и аккордом
 доминантовой группы нового лада. Если такой связи не оказывается, то
 между последним аккордом первого лада и модулирующим аккордом второго
 ставится такое трезвучие, которое имело бы общие тоны со своими
 соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из первого
 лада или одного из средних с ним дадов. К аккордам доминантовой группы
 принадлежат: доминантовое трезвучие, доминант-аккорд, нон-аккорд,
 септ-аккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на той же
 ступени. М. делится на постепенную и внезапную. Постепенная состоит из
 целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу) от
 первого лада к тому, в который следует модулировать. Если между первым
 ладом и отдаленным ладом, в который следует модулировать, находится
 целая цепь М., постепенно подводящая к тому отдаленному ладу, то такой
 прием называется посредствующей М. Внезапная М. состоит из аккорда
 первого лада, аккорда доминантовой группы нового лада и тонического
 трезвучия последнего. Для большего закрепления в последнем ладу полезно
 ставить перед аккордом доминантовой группы, в особенности перед
 доминант-аккордом, аккорд второй ступени или четвертой нового лада, а
 потом уже доминант-аккорд, или же перед доминант-аккордом еще
 кварт-секст-аккорд тонического трезвучия последнего лада.
  При внезапной М. пользуются энгармонизмом аккордов, т.е. берут
 диссонирующий аккорд доминатовой группы первого лада или соседнего с ним
 лада, энгармонически меняют его на диссонирующий аккорд нового лада,
 разрешают его и таким образом делают М. При переходе трезвучия первого
 лада в диссонирующий аккорд нового лада, следует обращать внимание на
 то, чтобы ступень в первом аккорде и ее хроматическое изменение во
 втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае
 образуется переченье, т. е. слишком грубое и очевидное нарушение
 плавности голосоведения. Если ступень в первом аккорде, подлежащая

<< Пред.           стр. 616 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу