<< Пред. стр. 616 (из 1179) След. >>
1772 г. России, М. с 1778 г. - главный город наместничества того жеимени; в 1796 г. вошел в состав Витебской губ.; в 1802 г. - губ. город
Могилевской губ. В 1812 г. М. занял маршал Даву, с 70000 корпусом. Еще с
XIV в. М. был известен, как торговый город; торговля велась
преимущественно с русскими городами, Киевом, Кенигсбергом, Данцигом,
Лейпцигом и Ригой. В нем уже тогда жили разные ремесленники (более всего
слесарей), изделия которых составляли одну из торговых статей города.
Ср. "Хронику г. Могилева" Трубницкого. перев. Гортынским, в "Чтен. Моск.
Общ. Ист. и Др." (1887 г., № 3); "Памятная книжка виленского
генерал-губернаторства на 1868 г.".
В. Р - ов.
Могилы. - С какого времени человек стал заботиться о своих мертвых,
сказать трудно. Некоторые археологи полагают, что он не прилагал еще
таких забот в течение древнейшего каменного, так назыв. палеолитического
века. Мнение это основывается на том, что до сих пор, в Европе по
крайней мере, не было найдено М. несомненно относящихся к этой
отдаленной эпохе. Находили, правда, человеческие костяки в пещерах
(напр. в франц. пещерах Cro-Magnon), в слоях, заключающих в себе остатки
палеолитической культуры; но присутствие их там объясняется вероятнее
погребением их уже в более позднюю, неолитическую эпоху, когда обычай
погребения в пещерах был очень распространен и при этом могли
пользоваться и пещерами, служившими для обитания в предшествовавшую
эпоху. В древнейшую эпоху своей культурной жизни человек, может быть,
уходил от умерших, переселялся на другое место, как это делали еще
недавно некоторые дикари в Америке, Сибири и т. д. Отсутствие
погребения, в настоящем смысле этого слова, характеризует и некоторые
народы, стояние на несколько высшей стадии культуры. Так, у монголов
мертвых просто выносят в степь и оставляют там на съедение зверям
(особенно собакам) и птицам, причем считается хорошим признаком, если
труп будет скоро съеден, тогда как долгое сохранение его вызывает толки,
что умерший был большой грешник, и потому его не хотят даже пожирать
животные. Живущие в Индии и Персии парси (огнепоклонники) также не
хоронят своих покойников, а имеют круглые каменные ограды или башни (без
крыши), в которые опускают трупы, предоставляя их на съедение грифам,
коршунам и другим хищным птицам. В заботах об умершем выражаются два
чувства: с одной стороны - любовь и сознание своего долга к покойному, с
другой - боязнь его, опасение вызвать с его стороны недовольство,
неприязнь, месть. Страхом перед умершими объясняются многие похоронные
обычаи, напр. крепкое завязывание покойника в кожу или одеяло, иногда
даже перед последним издыханием (как это было в обычае у некоторых
племен американских индейцев и др.); возможно скорое погребение его или
бегство из данного места и оставление умершего в его шалаше; вынесение
умершего не через дверь, а через нарочно прорезанное отверстие, которое
потом заделывается (обычай, существующий как у америк. индейцев, так и у
многих наших северных инородцев и вызываемый опасением, как бы умерший
не вернулся обратно); избежание встречи с покойником, запирание ворот по
выносе тела, очищение после похорон огнем или водой; погребение с
умершим принадлежавших ему или любимых им вещей, также жен или
предметов, способных обеспечить его существование или необходимых ему
для воображаемого переезда на тот свет; умилостивительные
жертвоприношения, поминки, выставление пищи в доме в известные дни и т.
п.; наконец, самое погребение (похороны, xopонениe, прятание) подальше,
в пещере, лесу, в глубокой яме, под большой насыпью и т. д. У иных
народов, впрочем, умерших хоронят поблизости, даже под самым жильем, что
в особенности применяется к умершим детям. Позже, с развитием
религиозных воззрений, вводятся иные обычаи, например помещение умершего
в лодку и пускание последней в море, или сожжение трупа на костре, или,
напротив, заботливое сохранение трупа, посредством его высушивания,
мумифицирования, бальзамирования. В случае трупосожжения, оставшийся
пепел, обгорелые кости и вещи обыкновенно собираются в сосуд (урну) или
просто в кучу и предаются также погребению. У некоторых народов
существует двойное погребение: первое - временное, покуда не разложатся
и не истлеют все мягкие части трупа, после чего кости вынимают, очищают,
иногда окрашивают в красный цвет и погребают уже окончательно. У других
народов, если одноплеменник погиб на чужбине, дома устраивается мнимое
погребение: делается могила и в нее кладутся вещи, принадлежавшие
умершему. Вообще говоря, могила устраивается наподобие жилища, нынешнего
или некогда бывшего в употреблении. Такой характер имеют, напр.,
погребальные пещеры (соответствующие жилым пещерам), катакомбы и
мегалитические гробницы или дольмены (как бы искусственные пещеры), М. в
земле (соответствующие землянкам, особенно М. магометан, у которых из
ямы делается ниша в сторону, где и полагается умерший), М. под насыпью
(напоминающей чум, юрту, шатер), М. над поверхностью земли, на помостах
или в особых хижинах (как у некоторых сибирских инородцев) и т. д. Гроб
- из досок, выдолбленного ствола (колоды), камня (саркофаг), глины и т.
д. - вошел в употребление уже на более высоких стадиях культуры; у
большинства народов труп обкладывается только несколькими досками, или
над ним устраивается род шалаша (из стволов, брусьев), или он просто
засыпается землей (иногда известного рода - напр., красной глиной), или
заливается известкой и т. п. Исследование М. представляет вообще
значительный интерес - в этнографическом, археологическом,
антропологическом отношениях. С одной стороны, в М. находят остатки
самих умерших, их кости, черепа, иногда остатки волос, а в некоторых
случаях целые мумифицированные трупы, которые могут дать некоторое
понятие о типе погребенных, следовательно о типе многих древних и
исчезнувших уже народов; с другой стороны обстановка М., находимые в них
вещи - орудие, оружие, украшение, посуда, кости животных и т. д. -
знакомят нас, до известной степени, с бытом народа, его промышленностью,
искусством, торговыми и иными сношениями, отчасти верованиями и т. д.
Благодаря лишь раскопкам и изучению содержания М. удалось получить более
полное понятие о быте и отчасти истории древних египтян, о культуре
древних перуанцев, отчасти также классических народов, скифов, древних
германцев и славян, многих финских и тюркских народов. Изучение М.
затрудняется, с одной стороны, уничтожением многих М. (от времени, от
распахивания и расхищения их человеком; М., в которых находились ценные
вещи, напр. золотые, очень часто оказываются расхищенными, иногда,
по-видимому, еще в древние времена), с другой - трудностью определить
эпоху погребения и принадлежность их тому или другому народу. Для эпох
более поздних и для стран, находившихся в торговых сношениях с
культурными, определению времени значительно способствуют монеты,
находимые иногда в М.; но для более ранних эпох мы не имеем таких
показателей и должны руководствоваться только характером и стилем
полагавшихся с умершими изделий, что часто не дает возможности точно
определить эпоху. В некоторых М. - напр. Египта, Малой Азии, Греции,
Крыма, Новороссии - были найдены весьма ценные предметы древнего
искусства, во многих других - интересные образцы древнего вооружения,
украшений, керамики, разные религиозные символы и амулеты, фрагменты
тканей и т. п. В Зап. Европе древнейшие М. были найдены в пещерах и
дольменах; они относятся к неолитической эпохе и началу бронзового века.
Затем идут М. в земле, без насыпи и под насыпью, относящиеся к
бронзовому и железному векам. М. под насыпью известны на Западе под
названием tumuli (ед. ч. tumulus), в Англии barrows, в Соед. Шт. Амер.
mounds, в Германии - Hugelgraber. Изучение их в Европе дало много ценных
данных для познания быта и культуры начала средних веков, древних
германцев, бриттов и т. д. В России, кроме немногих дольменов (на
Кавказе и в Крыму), погребальных пещер (там же), катакомб (в Крыму),
древние М. можно отнести к двум главным типам - могильники и курганы.
Могильники - это кладбища, в которых отдельные М. слабо обозначены,
насыпи их часто слились в одну сплошную возвышенность, а иногда и не
обозначены вовсе явственными наружными признаками, так что М. этого рода
открываются лишь случайно (при пахании, напр., земли). Вообще говоря,
могильники древнее курганов, хотя это и нельзя утверждать относительно
всех последних. В средней, восточной и западной Poccии могильники
характеризуют эпоху примерно VI - Х вв. и заключают в себе остатки
различных финских, литовских и славянских народностей, большей частью со
следами погребения, но иногда и трупосожжения (могильники люцинский,
ашераденский в зап. России, лядинский, курманский - в средней,
ананьинский, котловский - в восточной России, М. Польши с урнами и др.).
Курганы средней и зап. России представляют собой насыпи, более или менее
высокие (но редко значительные), под которыми полагался умерший. Чаще
всего встречается одиночное погребение, но иногда находят несколько
костяков под одной насыпью и на одном уровне. В разных местностях
курганы называются различно: курганы, могилы, сопки, мары, панки и т. д.
Народ приписывает их обыкновенно литовцам, шведам, французам и т. д.,
но, несомненно, что это М. гораздо более древние, и заключают в себе
остатки славян, финских и тюркских народностей IX - XIII вв., а на
Востоке - и более поздних эпох (вообще обычай насыпать курганы стал
исчезать с распространением христианства). В южной России были находимы
курганы даже каменного века (костяки в скорченном положении, с каменными
при них орудиями) и начала бронзового (каменные и бронзовые орудия,
черепа и костяки иногда окрашены красной охрой). Особенно замечательны
курганы скифскиe, иногда громадных размеров, с большими могилами на
значительной глубине и со многими погребениями (иногда как бы какого-то
царя или князя, с царицей, рабами, конями, массой золотых украшений,
оружием, металлическими сосудами, глиняными амфорами и т. д.); раскопки
этих курганов дали ряд ценных художественных изделий греческой работы IV
- III вв. до Р. Хр. Там же встречаются М. и более поздних времен,
славянской и тюркской эпохи, с иного рода оружием и посудой, с
серебряными украшениями, иногда с монетами, конем и т. д. Ряды курганов
характеризуют вообще южноpyccкие степи, особенно Новой России, а также
прикавказские, приуральские, западносибирские; но они встречаются и во
многих других местностях России, преимущественно вдоль рек, служивших
путями расселения и торговли. Сообразно различным областям и эпохам и
принимая во внимание обстановку погребений и характер вещей в М., можно
различать многие группы курганов: каменного века, бронзового, скифские,
скифосарматской эпохи (?), славянские (древлян, северян, кривичей и т.
д.), литовские, мерянские, московские и мн. др. В Сибири (напр. в
Минусинском крае) встречаются М., обставленные кругом высокими камнями
(так наз. "маяки") и часто заключающие в себе медные орудия и оружие,
кельты, кинжалы, ножи и т. д. Массой бронзовых изделий особого типа
характеризуются также могильники Кавказа, Осетии, Чечни, Закавказья,
исследованные преимущественно в течение последних пятнадцати лет.
Сведения о русских курганах и вообще о результатах исследований древних
М. в России разбросаны в "Отчетах" и др. изданиях Имп. археол. комиссии,
в "Трудах" русск. археол. съездов, в изданиях московского,
петербургского, одесского, казанского, киевского и других
археологических обществ, также в разных финляндских, прибалтийских,
польских и сибирских изданиях.
Д. Анучин.
Мода (франц. mode от лат. modus; англ. fashion, откуда наше
"фешенебельный") - форма проявления культурной жизни, поскольку они
вызываются не силой необходимости или преданий, а изменчивой прихотью
дня. Психологической основой М. является инстинктивная, слабо зависящая
от сознательной воли переимчивость, как одно из проявлений стадности
(см.). Область, где главным образом царит М. - костюм; нет, однако,
такой сферы культурной жизни, которая могла бы совершенно избежать
влияния М. Ей подчинены способ приготовления и последовательность
кушаний, обставление жилых помещений мебелью, установление празднеств,
форма писем и т.д., вплоть до наиболее ходких в данный исторический
момент философских учений или поэтических произведений (применение
термина М. к явлениям в миpе науки и искусств всегда, впрочем, имеет
характер порицания). У народов с малоразвитой культурой М. выражается
обыкновенно лишь в украшениях женщин; мало также имеет она влияния на
одеяние общественных классов, имеющих свой сословный костюм (напр.
духовенство у большинства народов), или на так назыв. национальные
костюмы. С каждым годом она завоевывает все новые сферы влияния, и
местные особенности постепенно исчезают. Прихоти М. первоначально
исходили из стремления к усовершенствованию. Каждая часть одежды -
шляпа, чулок, галстук, подтяжки, пуговицы - может подвергаться
постоянным совершенствованиям; но и здесь прогресс идет не в виде прямой
линии, а изгибами, часто уклоняясь от естественного и простого к
искусственному и странному. М. является фактором, сильно влияющим на
спрос, и поэтому нормирующим цену. Перемена М. обесценивает значительные
запасы; она понижает ценность товаров, пригодность которых в сущности
остается неизменной. В старину придавалось большое значение
драгоценности одежды и утвари; М. привела или приводит к
приблизительному уравнению сословий в отношении костюма. Несомненное
прогрессивное упрощение костюма, не смотря на перемены в М., явствует и
из того факта, что в настоящее время расходы на одежду, сравнительно с
прошлым, составляют значительно меньшую часть житейских расходов. Со
времен Людовика XIV обыкновенно в М. костюмов задает тон Франция,
нередко, однако, выдерживая борьбу с национальными оппозициями в не раз
и сама подвергаясь влиянию чужеземцев; так наприм., незадолго до
революции вошли в М. квакерский костюм Франклина и английская М.;
тенденции в сторону английских М. оживают снова и в самое последнее
время. Попытки Густава III шведского, немецких буршей начала XIX в.,
мадьяр, поляков и др. вернуться к национальной одежде имели всегда лишь
временный успех. Мужской костюм, начиная с 1848 г., освободился, за
исключением сравнительно незначительного разнообразия модных "фасонов",
от прихотей М.; принудительный характер модного костюма удержался лишь
за фраком, повсюду составляющим официальное одеяние мужчин, не носящих
формы. История М., в общем, составляет довольно существенную часть
культурной и бытовой истории, особенно в современной Европе: настроения
эпохи часто отражаются в изменчивых внешних формах жизни. Строгая
испанская М., удалые костюмы времен 30-летней войны, пышный костюм эпохи
Людовика XIV, изящно фривольный - эпохи Людовика XV, простое
"гражданское" платье времен американской освободительной войны и
революции 1789 г. - все это как бы олицетворяет умственные направления,
господствовавшие в данные периоды. Россия, со времен Петра В., подпала
влияние общеевропейской М.; лишь при имп. Павле I, М. подвергались
гонению. Принцип правительственного вмешательства в дело М., внесенный
Петром Вел., по отношению к ношению бороды или усов, удержался в России
до половины XIX в. Модные газеты и журналы М. возникли, вероятно, из
костюмных книжек XVI и XVII вв. (напр. O. Weigel'я, Jost'a Ammon'a и
др.); первым действительным модным журналом был "Mercure galant" (1672).
В России первым журналом, посвященным М., было "Модное ежемесячное
издание" (1779).
Литература. Модные журналы, выходящие теперь во Франции. Германии и
Англии, являются проводниками мод далеко за пределами этих стран; таковы
во Франции: "L. Art et la Mode", "Le Moniteur de la Mode", "La Saison",
"Le Salon de la Mode" и мн. др.; в Англии: "Ladies' Gazelle of fashion",
"Lady's Pictorial", "Myra's Journal", "Queen"; в Германии: "Modenwelt"
(выходит на 12 языках, в том числе на рус. в СПб., под загл. "Модный
Свет и М. Магазин"), "Der Bazar" (на 10 языках; также изд. в СПб.),
"Allgemeine Modezeilung" и др. Для мужских мод в Париже "Journal des
March inds T. ulleurs" и "Journal des Tailleurs", в Дрездене - "Europ.
Moilenzeitung", в Лондоне - "Minister's Gazelle of fashion", "Tailor and
Cutler" и др. Русские М. журналы "Модный магазин", "Модистка", "Вестн.
Моды" и др. В настоящее время, кроме ряда журналов специально
посвященных М., многие еженедельные издания дают модные приложения
(женские и детские костюмы). См.: U. Schliltze, "Die Modenarrlienen"
(Б., lb68); Kleinwachler, "Zur Philosophie der Mode" (1880); М. Fischer,
"Modelhorheilen" (Aycбург, 1891).
Модель - подобие какого-либо предмета, сделанное из дерева, пробки,
картона, воску, глины, металла или другого вещества, воспроизводящее
этот предмет с точностью, но в уменьшенном виде. Таким образом, в
архитектуре и строительном искусстве, для того, чтобы давать наглядное
понятие о проектированном или уже существующем сооружении, нередко
изготовляется его М.; в машинном производстве и кораблестроении делаются
для той же цели модели различных механизмов и судов, в скульптуре -
небольшие эскизы или копии статуй и групп, и т.д. Кроме того, на языке
живописцев и скульпторов, слово М. иногда употребляется для обозначения
живой натуры, позирующей перед художником - натурщика или натурщицы, с
которых он рисует, пишет или лепит свое произведение.
А. С - в.
Модуль - в архитектуре классической древности и эпохи Возрождения,
радиус поперечного разреза колонны при ее основании, служащий единицей,
которой измеряются и определяются размеры как самой колонны, так и всех
обломов того ордена, к которому она относится, - единицей,
подразделяющейся на 30 равных частей или "минут". В готическом
зодчестве, М. называется половина стороны квадрата, образуемого в плане
пересечением продольного нефа храма с трансептом,
- величина, с которой соразмеряются все прочие части сооружения.
А. С - в.
Модуляция (лат. modulatio) - перемена ладов. Модулируют, т. е. меняют
лад на новый, с помощью одного из аккордов, ясно указывающих на новый
лад. К разряду таких аккордов принадлежат аккорды доминантовой группы.
После одного из них следует тоническое трезвучие лада, в который была
намечена М. Модулировать можно основными и обращенными аккордами, при
чем следует соблюдать плавность голосоведения и по возможности связь, т.
е. общие тоны между последним аккордом первого лада и аккордом
доминантовой группы нового лада. Если такой связи не оказывается, то
между последним аккордом первого лада и модулирующим аккордом второго
ставится такое трезвучие, которое имело бы общие тоны со своими
соседними. Это трезвучие называется посредствующим и берется из первого
лада или одного из средних с ним дадов. К аккордам доминантовой группы
принадлежат: доминантовое трезвучие, доминант-аккорд, нон-аккорд,
септ-аккорд на седьмой ступени гаммы и уменьшенное трезвучие на той же
ступени. М. делится на постепенную и внезапную. Постепенная состоит из
целого ряда сродных трезвучий, лежащих на пути (по квинтовому кругу) от
первого лада к тому, в который следует модулировать. Если между первым
ладом и отдаленным ладом, в который следует модулировать, находится
целая цепь М., постепенно подводящая к тому отдаленному ладу, то такой
прием называется посредствующей М. Внезапная М. состоит из аккорда
первого лада, аккорда доминантовой группы нового лада и тонического
трезвучия последнего. Для большего закрепления в последнем ладу полезно
ставить перед аккордом доминантовой группы, в особенности перед
доминант-аккордом, аккорд второй ступени или четвертой нового лада, а
потом уже доминант-аккорд, или же перед доминант-аккордом еще
кварт-секст-аккорд тонического трезвучия последнего лада.
При внезапной М. пользуются энгармонизмом аккордов, т.е. берут
диссонирующий аккорд доминатовой группы первого лада или соседнего с ним
лада, энгармонически меняют его на диссонирующий аккорд нового лада,
разрешают его и таким образом делают М. При переходе трезвучия первого
лада в диссонирующий аккорд нового лада, следует обращать внимание на
то, чтобы ступень в первом аккорде и ее хроматическое изменение во
втором находились бы в том же голосе и той же октаве. В противном случае
образуется переченье, т. е. слишком грубое и очевидное нарушение
плавности голосоведения. Если ступень в первом аккорде, подлежащая