<< Пред. стр. 618 (из 1179) След. >>
достичь его, кто приобрел полное знание природы божества, души и разума,путем размышления, опыта, покаяния, следования наставлениям учителей
(гуру), или уничтожил все свои страсти и освободил свою душу от всех
земных желаний, путем суровых аскетических упражнений.
С. Б-ч.
Молебен - одно из церковных богослужений, содержание которого
составляет моление (к Господу Богу, или Богородице, или святым),
просительное или благодарственное, по поводу событий и нужд жизни
общественно-церковной или частной. Одни М. совершаются в храме, после
литургии или перед ней, а также после утрени или вечерни, и принадлежат
к богослужению общественному; таковы: 1) М. царские, т. е. совершаемые
во дни рождения, тезоименитства, восшествия на престол и короновании
Государя Императора и Государыни Императрицы, в дни рождений и
тезоименитств наследника престола и других Высочайших особ; 2) М. в дни
храмовых праздников; 3) М. в дни великих государственных событий, напр.
по поводу избавления России от нашествия Наполеона I, в воспоминание
победы под Полтавой и т.п.; 4) М. по поводу общественных бедствий -
нашествия иноплеменников, эпидемий, неурожая, безветрия, бездожия и т.п.
Частные М., по желанию отдельных лиц, могут быть совершаемы не только в
храме, но и на дому у каждого. В состав некоторых М., кроме прошений или
благодарений, входят также каноны, водосвятая и др.. Чинопоследования М.
изложены в особой богослужебной книге, называемой "Книга молебных
пений", а также в "Требнике". Указами св. синода священнику запрещено
прибавлять от себя какие-либо прошения и предписано строго держаться
текста молитв, значащихся в книге "Молебных пений".
Н. Б - в.
Молекула или частица - система или группа атомов.
Молитвы - составляют неизменную принадлежность всякого религиозного
культа. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всех
выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним
грозило гневом богов.
На отдельные случаи (рождение, бракосочетаниe, испрошение урожая и т.
п.) установлены были особые формулы М., которые при общественных
богослужениях произносились жрецами или магистратами. М. вообще
приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным
предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие М.; к
ней приступали, умыв предварительно руки. Во время М. древние воздевали
руки к небу. Греки молились с непокрытой головой, римляне (и Иудеи) - с
покрытой. Ср. Lasaulx, Ueber die Gebete der Griechen und Romer" (Вюрцб.,
1842). Индусы считают свои М. по шарикам или кораллам, в чем усматривают
прототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое
отношение к М. достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, у
которых существуют молитвенные машины или мельницы, впервые появившиеся
в Индии около 400 г. по Р. Хр. Это - деревянные цилиндры, достигающие
иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками
или ветренными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг
цилиндра; много раз повторяется М. ламаитов: ом-ма-ни и т. д. Одному
обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и
произнесению этой М. столько раз, сколько раз она отпечатана на
цилиндре. У мусульман М. считается делом особенно благочестивым;
Мохаммед сам установил все омовения, коленопреклонения и др. обряды,
сопровождающие М. Мусульмане читают М. главным образом, про себя: в
состав общественного богослужения они почти не входят. М. носят у них
более характеры славословий и благодарений, чем прошений. Во время М.
мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается М. у суннитов пять раз,
а у пиитов - три раза в сутки. В Ветхом Завете встречаются частые
указания на факта совершены М. (напр. Исаак молился о Ревекке), но
точные формулы М. установлены в нем лишь на случай представления
десятины (Второзак., XXVI, 13 - 15). Лишь в эпоху после первого изгнания
М. подверглись тщательной регламентации; еще до пришествия Христа
установлены были часы для совершения М.: третий (наш девятый по
полуночи), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня.
Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытой
головой, в филактериях предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних
(т. е. имеющих право надевать филактерии), которое называется миньон. М.
читаются исключительно на древнееврейском языке; в числе их, помимо
псалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своей
пространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. Иисус
Христос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие и
малосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5 - 8), преподав вместе с тем
совершеннейшую из всех М. христианских. Об этой молитве Господней см.
Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии - это молитва.
Мытаря ("Боже, милостив буди мне грешному"; Еванг. от Луки, XVIII, 13),
переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примером
Своим, так и в поучениях Своих, Спаситель постоянно указывал на
спасительное значение М.: "бдите, молитеся, не весте бо, когда время
будет" (Ев. от Марка, XIII, 33); "бдите на всяко время молящеся" (Ев. от
Луки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковь
постепенно выработала единообразные правила, определяющие порядок
совершения М. как в общественном богослужении, так и в домашнем
молитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25),
только кающимся это было запрещено; от иудейского же культа заимствовано
было и коленопреклонение. Уже в апостольские времена христиане стали
осенять себя при М. крестным знамением (XVI, 648). В древней церкви
существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание
Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амалскитянами с
воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во
время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма
рано утвердился греч. обычай молиться с непокрытой головой; но для
женщин установлено было противоположное правило (1 Посл. к корине. XI, 4
и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М., христиане молились
во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и
ночь на 12 равных частей, и дневные часы делили на 4 части: 1-й (наш 7-й
час по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в
христианской церкви, сверх литургии (XVII 838), издревле установлены 8
ежедненных служб: вечерня, повечерня, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9
часы. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой,
так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. по 8 раз в
день. С течением времени церковь, в виду заняли христиан в частной и
общественной жизни, начала совершать эти службы большей частью в три
времени дня: утром (полунощницу, утреню и последование первого часа),
перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и
вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Разли чают М.
совершаемую без слов и др. внешних знаков - одним умом и сердцем (М.
внутренняя, духовная, сердечная), и М., которая произносится словами и
сопровождается разными знаками благоговения (М. внешняя, наружная). По
содержанию своему, М. распадаются на славословия, прошения и
благодарения; есть еще М. ходатайственная за других. В отношении формы,
М. распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Ср.
Staudlin, "Geschichte der Vorstellungen und Lehren fon dem Gebet"
(Геттиyген, 1825); Wiener, "Das Gebet" (Гота, 1885); Christ, "Die Lehre
v. Gebet nach d. Ne3nen Testament" (Лейден, 1886); А. Никольский,
"Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковном
употреблении" (Москва, 1884).
Молодая Италия - итальянской революционное сообщество основанное в
1831 г. Мадзини в Марсели. План организации его и программа были
выяснены Мадзини в первом № журнала, издававшегося М. Италией. Уничтожая
смертный приговор, грозивший непокорным или изменникам в прежних тайных
обществах, требуя полной гласности во всем, что касается идей и
стремлений, и допуская тайну только для подробностей организации,
основатель М. Италии "отделял новое братство от прежних тайных обществ,
от деспотизма невидимых начальников, от недостойного слепого
повиновения, от пустого символизма, от многочисленной иерархии и от
всякого духа мести". "М. Италия, - говорил он, - должна быть
республиканской, ибо божественные законы создали всех людей равными и
свободными, ибо в Италии нет монархических элементов, ибо народ можно
поднять во имя его свободы и прав, а не во имя интересов какой-либо
династии; М. Италия должна быть унитарной, потому что Италия нуждается в
силе и в единстве, а федарализм обрек бы ее на бессилие. Основами
общества Мадзини выставил идею божества и нравственного долга. Как на
средства, которыми М. Италия должна пользоваться, было указано на
воспитание и восстание. При поступлении в общество произносилась
присяга, формула которой, не лишенная театральной эффектности, указывала
на внутреннее родство между обществом карбонариев и М. Италией, несмотря
на все желание основателей отделить их друг от друга. У М. Италии были
свои цвета, свое знамя (с надписью: свобода, равенство, единство,
независимость), своя эмблема (кипарисная ветвь), свой девиз (Оrа е
sempre). Члены общества делились на посвященных и посвящающих.
Центральный комитет, избираемый местными комитетами, заведывал всеми
делами; каждый член общества вносил в кассу не менее 50 сант.
ежемесячно. Общество издавало свой журнал: "La Giovine Italia", который
только первые два года выходил более или менее регулярно; потом
появлялись отдельные №№, а также прокламации, брошюры и книги. В
общество вступили с самого начала более энергичные элементы из общества
карбонариев и много новых сил - Гарибальди, Гверацци, Руффини, Джоберти,
Дурандо, Брофферио, братья Бандиера, Леопарди; с ним были в сношениях
Годефруа Кавеньяк, Арман Каррель, Лафайет. Французское правительство
через полгода после основания М. Италии запретило деятельность ее во
Франции; она переселилась в Женеву, где был впрочем, только центральный
ее комитет, местные же комитеты распространились по всей Италии.
Итальянское и австрийское правительства самым суровым образом
преследовали за принадлежность к обществу; уже в 1833 г. в Ломбардии
было казнено за нее 19 человек. Издания общества тоже преследовались
самым строгим образом, но тем не менее они проникали в Италию в
значительном количестве экземпляров, благодаря воспитанному веками
заговоров и тайных обществ искусству деятелей М. Италии и в особенности
Мадзини. Общество организовало несколько военных экспедиций, которые все
окончились неудачно. Переселение Мадзини в Лондон и гонения, начатые
швейцарскими властями, ослабили общество; тем не менее оно существовало
до 1848 г. После этого были попытки оживить его, но отдельные кружки,
бравшие на себя имя М. Италия, не приобретали сколько-нибудь
значительного влияния. См. Cironi, "Die Naliouale Presse in Italien und
die Kunst der Rebellen" (ним. перев., Лпц., 1863). По образцу М. Италии,
и тоже не без прямого влияния Мадзини, в 1832 и 1833 гг. основались в
Швейцарии еще два революционные общества: Молодая Польша и Молодая
Германия (которую не следует смешивать с литературным течением
обозначаемым тем же именем; см. выше). Первая из них состояла из
польских эмигрантов, по преимуществу замешанных в восстании 1830 г.
Общество не имело большого влияния, а изгнанием его членов из Швейцарии,
произведенным в 1836 г., оно было почти совершенно уничтожено; попытки
восстановить его в Лондоне не увенчались успехом. Более значения имела
Молодая Германия, основанная тоже немецкими эмигрантами, а также
немецкими ремесленниками и рабочими; она состояла из многочисленных
клубов, рассеянных по Швейцарии и объединенных одним центральным
комитетом. Стремления и программа ее были сходны со стремлениями М.
Италии, но способы действия несколько отличались: так, в 1835 г. членами
общества был убит близ Цюриха, как шпион, Людвиг Лессинг. Это убийство,
а также последовавшее затем собрание членов общества в лесу около
Берна., за которым, как предполагали (совершенно неосновательно), должно
было последовать вооруженное вторжение в Баварию или Баден, вызвали
тревогу как в германских, так и в швейцарских, властях; последовали
аресты и высылки, вследствие которых деятельность общества прекратилась.
В 1845 г. она вновь оживилась; общество организовывало мелкие восстания
в Бадене и сыграло немаловажную роль в баденской революции 1849 г. В
1850 г. последовали новые высылки из Швейцарии, после которых общество
окончательно прекратило свое существование. Три вышеупомянутых общества
в 1834 г., на особом конгрессе представителей, решили объединиться. Их
союз получил наименование Молодой Европы. Был составлен на трех языках
акт соединения, с девизом: "свобода, равенство, гуманность"; был выбран
союзный комитет, сделаны попытки создать общества Молодой Франции,
Молодой Испании и Молодой Бельгии, основан на французском языке орган
Молодой Европы: "Le Proscrit". Общество и его орган просуществовали до
1836 г., когда оно распалось на составные свои элементы.
В. Водовозов.
Молоко (химико-физиолог.) - особая жидкость или секрет,
вырабатываемый в послеродовом периоде женскими особями млекопитающих
животных в так называемых молочных железах, расположенных под кожей на
брюшной стороне тела и предназначенный от природы для кормления
новорожденных животных. Нормальное М., отделяющееся после первых дней
родов, есть белая непрозрачная жидкость нейтральной реакции, уд. веса от
1,022 - 1,033, с голубоватым и светло-желтым отливом, приятно
сладковатого вкуса, издающая при кипячении особенный приятный запах.
Белый цвет М. зависит от взвешенных в сыворотке капелек жира, диаметр
которых колеблется между 0,00014 - 0,0063 мм.; в одном куб. см. их
насчитывается от 3 до 12 мл.; М. представляет поэтому жирную эмульсию и
содержит кроме жира - белковые вещества, молочный сахар, минеральные
соли и массу воды, след все пищевые начала, необходимые для питания
организма. Женское М. в среднем содержит около 88,8% воды, 11%
органических веществ, из которых около 2% белков, 3,5% жиров, 5,5%,
молочного сахара и 0,2% минеральных солей; колебания же в ту и другую
сторону этих составных веществ могут быть очень большими: так одна
разновидность белка, казеин, может колебаться от 0,18% до 1,96%, другая
- лактальбумин от 0,32% до 2,36%; жир от 1,43% до 6,83%; молочный сахар
от 3,88% до 8,34%; соли от 0,12% до 1,9%. Преобладающим белком М.
является казеин. Это сложное тело, представляющее фосфорнуклео-альбумин,
почти нерастворимо в воде и в разведенных солевых растворах, но,
соединяясь с щелочами, превращается в растворимый в воде соединения.
Если растворить казеин в известковой воде и нейтрализовать разведенной
фосфорной кислотой, то казеин и фосфорнокисл. известь остаются
взвешенными в жидкости, образуя опалесцирующий псевдораствор. Полагают,
что казеин находится в М. в форме такого соединения, и он вовсе не
свертывается от кипячения, а раствор покрывается только казеиновой
пленкой. Казеин выпадает из разведенного предварительно М. прибавлением
незначительных количеств кислоты или насыщением поваренной солью (не
осаждающей ни альбумина, ни глобулинавого белка) или сернокислой
магнезией (осаждающей в то же время глобулин, но не альбумин). Казеин
свертывается также и превращается в параказеин или сырсычужным
ферментом, выработываемым первым желудком теленка под условием, чтобы
жидкость содержала достаточное количество известковых солей. Другой
белок М., лактальбумин, содержится в неболших количествах, он
свертывается при кипячении. При фильтрованы М. под высоким давлением
через животные перепонки или глиняные цилиндры проходит только
лактальбумин. Существует в М. еще в очень незначительных количествах и
третья форма белка, сходного с сывороточным глобулином - это
лактоглобулин. Присутствие пептонов представляется сомнительным. Вообще
воззрения авторов насчет различных форм белковых веществ в М. весьма
расходятся - одни насчитывают до пяти разновидностей белков (Konig),
другиe всего два (Halliburton), а третьи одну только - казеин (Duciaux).
М., постоявшее некоторое время в узком цилиндре, дает на поверхности
своей слой сливок (масло и немного казеина), собирающийся в силу более
легкого уд. веса жира. Масло это находится в виде мельчайших капелек,
благодаря казеину. Полагают, что каждая капелька жира окружена тончайшей
казеиновой оболочкой, подобно тому, как в искусственных эмульсиях масла
с аравийской камедью, каждый маленький жировой шарик окружен слоем
камеди; поэтому эфир извлекает жир М. только после обработки последнего
щелочами или кислотами, растворяющими белковую оболочку жировых капель.
Вероятно, благодаря этой оболочке, жировые капли М. остаются
разъединенными: для слияния же их требуется уничтожить оболочку или
химическим путем или механическим, т. е. взбиванием М.. как это делают
при изготовлении масла. Жир М. есть смесь нескольких глицеридов, а
именно олеина, пальмитина и стеарина и сверх того глицеридов бутировой,
капроновой и др. жирных кислот. Жиры эти, стоя на воздухе, вскоре
разлагаются на глицерин и соответствующую жирную кислоту, причем масло
горькнет; при этом глицерин даже может превращаться в акролеин и
муравьиную кислоту. В состав жира М. входит еще немного лецитина и
холестеарина и желтое красящее вещество. М.; из коего выделено масло,
назыв. пахтаньем. Из углеводов, М. содержит молочный сахар
(С12H22O11+H2О), отличающийся от виноградного меньшей растворимостью в
воде и алкоголе и более трудной кристаллизацией. Получают его из М.,
лишенного ажира и белковых веществ и выпариваемого до сгущения; сахар
тогда выкристаллизовывается в виде ромбических кристаллов слегка
сладкого вкуса. Молочный сахар, соединяясь с частицей воды, легко
разлагается на декстрозу и галактозу. Благодаря присутствию сахара
нестерилизированное М. подвергается кислому брожению, скисает, т. е.
сахар превращается в молочную кислоту+алкоголь+углекислоту под влиянием
организованных ферментов, попадающих из воздуха. Как только жидкость
достигнет известной степени кислотности, казеин М. осаждается в виде
творога, увлекая при этом жир, М. говорят свернулось, но это свертывание
отличается от свертывания сычужным ферментом, совершающегося без
изменения реакции молока. Благодаря содержанию сахара, М. подвергается и
спиртовому брожению, но только не под влиянием клеток пивных дрожжей, а
других растительных шизомицетов и доставляет тогда спиртсодержащие
напитки, известные под названием кумыса (из кобыльего М.) и кефира (из
коровьего М.). Кроме указанных веществ, М. содержит незначительные
количества мочевины и различных экстрактивных веществ - креатинина,
гипоксантина и др. Из солей преобладают фосфорные и калийные над
хлористыми и натронными соединениями, аналогично тому, что наблюдается в
мышцах и кровяных шариках, а именно тут встречаются преимущественно
фосфорнокислое кали и фосфорнокислая известь, магнезия, хлористое кали и
железо. Из газов в М. почти исключительно находится углекислота. М.
женщины представляет изменчивый состав, сообразно с возрастом, питанием,
общим складом кормилицы и временем, протекшим от акта родов; но; в
общем, оно беднее коровьего М. белковыми веществами и солями, но зато
богаче сахаром илепитином; притом казеин женского М. труднее осаждается
кислотами и солями и под влиянием сычужного фермента осаждается в форме
более мелких хлопьев и менее компактных масс нежели казеин коровьего
молока, вследствие чего переваривается легче последнего; поэтому
разведенное водой и подсахаренное коровье М. далеко не может считаться
эквивалентным М. кормилицы. И жир женского М. отличается от жира
коровьего М. тем, что содержит вдвое больше олеина, чем пальмитина и
стеарина, тогда как коровье М. содержит их в почти равной пропорции
(Лебедев). Из таблиц сравнительного состава М. различных видов животных
видно, что женское М. со стороны содержания в нем твердого остатка ближе
всего стоит к козьему М. и М. степной кобылы. Кроме того, и свойства
казеина этих двух последних родов М. ближе всего напоминают свойства
казеина женского М. Очень ценится теперь по нежности и легкости
переваривания М. ослицы; но для замены женского М. обыкновенно прибегают
к козьему или кобыльему М.
Молочные железы в начали деятельности, т. е. в периоде тотчас до
родов и в первые дни после родов, выделяют так наз. молозиво