<< Пред.           стр. 618 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 достичь его, кто приобрел полное знание природы божества, души и разума,
 путем размышления, опыта, покаяния, следования наставлениям учителей
 (гуру), или уничтожил все свои страсти и освободил свою душу от всех
 земных желаний, путем суровых аскетических упражнений.
  С. Б-ч.
  Молебен - одно из церковных богослужений, содержание которого
 составляет моление (к Господу Богу, или Богородице, или святым),
 просительное или благодарственное, по поводу событий и нужд жизни
 общественно-церковной или частной. Одни М. совершаются в храме, после
 литургии или перед ней, а также после утрени или вечерни, и принадлежат
 к богослужению общественному; таковы: 1) М. царские, т. е. совершаемые
 во дни рождения, тезоименитства, восшествия на престол и короновании
 Государя Императора и Государыни Императрицы, в дни рождений и
 тезоименитств наследника престола и других Высочайших особ; 2) М. в дни
 храмовых праздников; 3) М. в дни великих государственных событий, напр.
 по поводу избавления России от нашествия Наполеона I, в воспоминание
 победы под Полтавой и т.п.; 4) М. по поводу общественных бедствий -
 нашествия иноплеменников, эпидемий, неурожая, безветрия, бездожия и т.п.
 Частные М., по желанию отдельных лиц, могут быть совершаемы не только в
 храме, но и на дому у каждого. В состав некоторых М., кроме прошений или
 благодарений, входят также каноны, водосвятая и др.. Чинопоследования М.
 изложены в особой богослужебной книге, называемой "Книга молебных
 пений", а также в "Требнике". Указами св. синода священнику запрещено
 прибавлять от себя какие-либо прошения и предписано строго держаться
 текста молитв, значащихся в книге "Молебных пений".
  Н. Б - в.
  Молекула или частица - система или группа атомов.
  Молитвы - составляют неизменную принадлежность всякого религиозного
 культа. У древних греков и римлян М. играли весьма важную роль при всех
 выдающихся событиях частной и общественной жизни; пренебрежение к ним
 грозило гневом богов.
  На отдельные случаи (рождение, бракосочетаниe, испрошение урожая и т.
 п.) установлены были особые формулы М., которые при общественных
 богослужениях произносились жрецами или магистратами. М. вообще
 приписывалась чудодейственная сила; обмолвки и запинки считались дурным
 предзнаменованием. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие М.; к
 ней приступали, умыв предварительно руки. Во время М. древние воздевали
 руки к небу. Греки молились с непокрытой головой, римляне (и Иудеи) - с
 покрытой. Ср. Lasaulx, Ueber die Gebete der Griechen und Romer" (Вюрцб.,
 1842). Индусы считают свои М. по шарикам или кораллам, в чем усматривают
 прототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое
 отношение к М. достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, у
 которых существуют молитвенные машины или мельницы, впервые появившиеся
 в Индии около 400 г. по Р. Хр. Это - деревянные цилиндры, достигающие
 иногда громадных размеров, приводимые в движение вокруг своей оси руками
 или ветренными или водяными двигателями; на бумаге, обвитой вокруг
 цилиндра; много раз повторяется М. ламаитов: ом-ма-ни и т. д. Одному
 обороту цилиндра вокруг своей оси приписывается та же сила, как и
 произнесению этой М. столько раз, сколько раз она отпечатана на
 цилиндре. У мусульман М. считается делом особенно благочестивым;
 Мохаммед сам установил все омовения, коленопреклонения и др. обряды,
 сопровождающие М. Мусульмане читают М. главным образом, про себя: в
 состав общественного богослужения они почти не входят. М. носят у них
 более характеры славословий и благодарений, чем прошений. Во время М.
 мусульмане обращаются лицом к Мекке. Совершается М. у суннитов пять раз,
 а у пиитов - три раза в сутки. В Ветхом Завете встречаются частые
 указания на факта совершены М. (напр. Исаак молился о Ревекке), но
 точные формулы М. установлены в нем лишь на случай представления
 десятины (Второзак., XXVI, 13 - 15). Лишь в эпоху после первого изгнания
 М. подверглись тщательной регламентации; еще до пришествия Христа
 установлены были часы для совершения М.: третий (наш девятый по
 полуночи), шестой (наш 12-й) и девятый (наш 3-й по полудни) часы дня.
 Современные евреи молятся в эти же приблизительно часы, с покрытой
 головой, в филактериях предпочтительно в собрании 10 совершеннолетних
 (т. е. имеющих право надевать филактерии), которое называется миньон. М.
 читаются исключительно на древнееврейском языке; в числе их, помимо
 псалмов, много поэтических гимнов, но в общем они поражают своей
 пространностью, нося иногда чисто повествовательный характер. Иисус
 Христос, придя в мир, осудил как лицемерие фарисеев, так и многословие и
 малосмысленность язычников (от Матфея, VI, 5 - 8), преподав вместе с тем
 совершеннейшую из всех М. христианских. Об этой молитве Господней см.
 Отче наш. Другой образец М., встречающийся в Евангелии - это молитва.
 Мытаря ("Боже, милостив буди мне грешному"; Еванг. от Луки, XVIII, 13),
 переданная Иисусом Христом в притче о кающемся грешнике. Как примером
 Своим, так и в поучениях Своих, Спаситель постоянно указывал на
 спасительное значение М.: "бдите, молитеся, не весте бо, когда время
 будет" (Ев. от Марка, XIII, 33); "бдите на всяко время молящеся" (Ев. от
 Луки XXI, 36). На основании учения Христа и апостолов древняя церковь
 постепенно выработала единообразные правила, определяющие порядок
 совершения М. как в общественном богослужении, так и в домашнем
 молитвословии. От иудеев перешел обычай молиться стоя (от Марка XI, 25),
 только кающимся это было запрещено; от иудейского же культа заимствовано
 было и коленопреклонение. Уже в апостольские времена христиане стали
 осенять себя при М. крестным знамением (XVI, 648). В древней церкви
 существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание
 Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амалскитянами с
 воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во
 время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма
 рано утвердился греч. обычай молиться с непокрытой головой; но для
 женщин установлено было противоположное правило (1 Посл. к корине. XI, 4
 и сл.). Сообразно заповеди Христа о непрестанной М., христиане молились
 во все времена суток, а так как римляне и за ними иудеи делили день и
 ночь на 12 равных частей, и дневные часы делили на 4 части: 1-й (наш 7-й
 час по полуночи), 3-й, 6-й и 9-й час, и ночные также на 4 части, то в
 христианской церкви, сверх литургии (XVII 838), издревле установлены 8
 ежедненных служб: вечерня, повечерня, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9
 часы. В древние времена службы эти совершались отдельно одна от другой,
 так что верующие, особенно в монастырях, собирались на М. по 8 раз в
 день. С течением времени церковь, в виду заняли христиан в частной и
 общественной жизни, начала совершать эти службы большей частью в три
 времени дня: утром (полунощницу, утреню и последование первого часа),
 перед полуднем (последование 3-го и 6-го часа и божественную литургию) и
 вечером (последование 9-го часа, вечерню и повечерие). Разли чают М.
 совершаемую без слов и др. внешних знаков - одним умом и сердцем (М.
 внутренняя, духовная, сердечная), и М., которая произносится словами и
 сопровождается разными знаками благоговения (М. внешняя, наружная). По
 содержанию своему, М. распадаются на славословия, прошения и
 благодарения; есть еще М. ходатайственная за других. В отношении формы,
 М. распадаются на три главные группы: ектении, псалмы и песнопения. Ср.
 Staudlin, "Geschichte der Vorstellungen und Lehren fon dem Gebet"
 (Геттиyген, 1825); Wiener, "Das Gebet" (Гота, 1885); Christ, "Die Lehre
 v. Gebet nach d. Ne3nen Testament" (Лейден, 1886); А. Никольский,
 "Молитвослов с замечаниями о важности М., о происхождении их и церковном
 употреблении" (Москва, 1884).
  Молодая Италия - итальянской революционное сообщество основанное в
 1831 г. Мадзини в Марсели. План организации его и программа были
 выяснены Мадзини в первом № журнала, издававшегося М. Италией. Уничтожая
 смертный приговор, грозивший непокорным или изменникам в прежних тайных
 обществах, требуя полной гласности во всем, что касается идей и
 стремлений, и допуская тайну только для подробностей организации,
 основатель М. Италии "отделял новое братство от прежних тайных обществ,
 от деспотизма невидимых начальников, от недостойного слепого
 повиновения, от пустого символизма, от многочисленной иерархии и от
 всякого духа мести". "М. Италия, - говорил он, - должна быть
 республиканской, ибо божественные законы создали всех людей равными и
 свободными, ибо в Италии нет монархических элементов, ибо народ можно
 поднять во имя его свободы и прав, а не во имя интересов какой-либо
 династии; М. Италия должна быть унитарной, потому что Италия нуждается в
 силе и в единстве, а федарализм обрек бы ее на бессилие. Основами
 общества Мадзини выставил идею божества и нравственного долга. Как на
 средства, которыми М. Италия должна пользоваться, было указано на
 воспитание и восстание. При поступлении в общество произносилась
 присяга, формула которой, не лишенная театральной эффектности, указывала
 на внутреннее родство между обществом карбонариев и М. Италией, несмотря
 на все желание основателей отделить их друг от друга. У М. Италии были
 свои цвета, свое знамя (с надписью: свобода, равенство, единство,
 независимость), своя эмблема (кипарисная ветвь), свой девиз (Оrа е
 sempre). Члены общества делились на посвященных и посвящающих.
 Центральный комитет, избираемый местными комитетами, заведывал всеми
 делами; каждый член общества вносил в кассу не менее 50 сант.
 ежемесячно. Общество издавало свой журнал: "La Giovine Italia", который
 только первые два года выходил более или менее регулярно; потом
 появлялись отдельные №№, а также прокламации, брошюры и книги. В
 общество вступили с самого начала более энергичные элементы из общества
 карбонариев и много новых сил - Гарибальди, Гверацци, Руффини, Джоберти,
 Дурандо, Брофферио, братья Бандиера, Леопарди; с ним были в сношениях
 Годефруа Кавеньяк, Арман Каррель, Лафайет. Французское правительство
 через полгода после основания М. Италии запретило деятельность ее во
 Франции; она переселилась в Женеву, где был впрочем, только центральный
 ее комитет, местные же комитеты распространились по всей Италии.
 Итальянское и австрийское правительства самым суровым образом
 преследовали за принадлежность к обществу; уже в 1833 г. в Ломбардии
 было казнено за нее 19 человек. Издания общества тоже преследовались
 самым строгим образом, но тем не менее они проникали в Италию в
 значительном количестве экземпляров, благодаря воспитанному веками
 заговоров и тайных обществ искусству деятелей М. Италии и в особенности
 Мадзини. Общество организовало несколько военных экспедиций, которые все
 окончились неудачно. Переселение Мадзини в Лондон и гонения, начатые
 швейцарскими властями, ослабили общество; тем не менее оно существовало
 до 1848 г. После этого были попытки оживить его, но отдельные кружки,
 бравшие на себя имя М. Италия, не приобретали сколько-нибудь
 значительного влияния. См. Cironi, "Die Naliouale Presse in Italien und
 die Kunst der Rebellen" (ним. перев., Лпц., 1863). По образцу М. Италии,
 и тоже не без прямого влияния Мадзини, в 1832 и 1833 гг. основались в
 Швейцарии еще два революционные общества: Молодая Польша и Молодая
 Германия (которую не следует смешивать с литературным течением
 обозначаемым тем же именем; см. выше). Первая из них состояла из
 польских эмигрантов, по преимуществу замешанных в восстании 1830 г.
 Общество не имело большого влияния, а изгнанием его членов из Швейцарии,
 произведенным в 1836 г., оно было почти совершенно уничтожено; попытки
 восстановить его в Лондоне не увенчались успехом. Более значения имела
 Молодая Германия, основанная тоже немецкими эмигрантами, а также
 немецкими ремесленниками и рабочими; она состояла из многочисленных
 клубов, рассеянных по Швейцарии и объединенных одним центральным
 комитетом. Стремления и программа ее были сходны со стремлениями М.
 Италии, но способы действия несколько отличались: так, в 1835 г. членами
 общества был убит близ Цюриха, как шпион, Людвиг Лессинг. Это убийство,
 а также последовавшее затем собрание членов общества в лесу около
 Берна., за которым, как предполагали (совершенно неосновательно), должно
 было последовать вооруженное вторжение в Баварию или Баден, вызвали
 тревогу как в германских, так и в швейцарских, властях; последовали
 аресты и высылки, вследствие которых деятельность общества прекратилась.
 В 1845 г. она вновь оживилась; общество организовывало мелкие восстания
 в Бадене и сыграло немаловажную роль в баденской революции 1849 г. В
 1850 г. последовали новые высылки из Швейцарии, после которых общество
 окончательно прекратило свое существование. Три вышеупомянутых общества
 в 1834 г., на особом конгрессе представителей, решили объединиться. Их
 союз получил наименование Молодой Европы. Был составлен на трех языках
 акт соединения, с девизом: "свобода, равенство, гуманность"; был выбран
 союзный комитет, сделаны попытки создать общества Молодой Франции,
 Молодой Испании и Молодой Бельгии, основан на французском языке орган
 Молодой Европы: "Le Proscrit". Общество и его орган просуществовали до
 1836 г., когда оно распалось на составные свои элементы.
  В. Водовозов.
  Молоко (химико-физиолог.) - особая жидкость или секрет,
 вырабатываемый в послеродовом периоде женскими особями млекопитающих
 животных в так называемых молочных железах, расположенных под кожей на
 брюшной стороне тела и предназначенный от природы для кормления
 новорожденных животных. Нормальное М., отделяющееся после первых дней
 родов, есть белая непрозрачная жидкость нейтральной реакции, уд. веса от
 1,022 - 1,033, с голубоватым и светло-желтым отливом, приятно
 сладковатого вкуса, издающая при кипячении особенный приятный запах.
 Белый цвет М. зависит от взвешенных в сыворотке капелек жира, диаметр
 которых колеблется между 0,00014 - 0,0063 мм.; в одном куб. см. их
 насчитывается от 3 до 12 мл.; М. представляет поэтому жирную эмульсию и
 содержит кроме жира - белковые вещества, молочный сахар, минеральные
 соли и массу воды, след все пищевые начала, необходимые для питания
 организма. Женское М. в среднем содержит около 88,8% воды, 11%
 органических веществ, из которых около 2% белков, 3,5% жиров, 5,5%,
 молочного сахара и 0,2% минеральных солей; колебания же в ту и другую
 сторону этих составных веществ могут быть очень большими: так одна
 разновидность белка, казеин, может колебаться от 0,18% до 1,96%, другая
 - лактальбумин от 0,32% до 2,36%; жир от 1,43% до 6,83%; молочный сахар
 от 3,88% до 8,34%; соли от 0,12% до 1,9%. Преобладающим белком М.
 является казеин. Это сложное тело, представляющее фосфорнуклео-альбумин,
 почти нерастворимо в воде и в разведенных солевых растворах, но,
 соединяясь с щелочами, превращается в растворимый в воде соединения.
 Если растворить казеин в известковой воде и нейтрализовать разведенной
 фосфорной кислотой, то казеин и фосфорнокисл. известь остаются
 взвешенными в жидкости, образуя опалесцирующий псевдораствор. Полагают,
 что казеин находится в М. в форме такого соединения, и он вовсе не
 свертывается от кипячения, а раствор покрывается только казеиновой
 пленкой. Казеин выпадает из разведенного предварительно М. прибавлением
 незначительных количеств кислоты или насыщением поваренной солью (не
 осаждающей ни альбумина, ни глобулинавого белка) или сернокислой
 магнезией (осаждающей в то же время глобулин, но не альбумин). Казеин
 свертывается также и превращается в параказеин или сырсычужным
 ферментом, выработываемым первым желудком теленка под условием, чтобы
 жидкость содержала достаточное количество известковых солей. Другой
 белок М., лактальбумин, содержится в неболших количествах, он
 свертывается при кипячении. При фильтрованы М. под высоким давлением
 через животные перепонки или глиняные цилиндры проходит только
 лактальбумин. Существует в М. еще в очень незначительных количествах и
 третья форма белка, сходного с сывороточным глобулином - это
 лактоглобулин. Присутствие пептонов представляется сомнительным. Вообще
 воззрения авторов насчет различных форм белковых веществ в М. весьма
 расходятся - одни насчитывают до пяти разновидностей белков (Konig),
 другиe всего два (Halliburton), а третьи одну только - казеин (Duciaux).
 М., постоявшее некоторое время в узком цилиндре, дает на поверхности
 своей слой сливок (масло и немного казеина), собирающийся в силу более
 легкого уд. веса жира. Масло это находится в виде мельчайших капелек,
 благодаря казеину. Полагают, что каждая капелька жира окружена тончайшей
 казеиновой оболочкой, подобно тому, как в искусственных эмульсиях масла
 с аравийской камедью, каждый маленький жировой шарик окружен слоем
 камеди; поэтому эфир извлекает жир М. только после обработки последнего
 щелочами или кислотами, растворяющими белковую оболочку жировых капель.
 Вероятно, благодаря этой оболочке, жировые капли М. остаются
 разъединенными: для слияния же их требуется уничтожить оболочку или
 химическим путем или механическим, т. е. взбиванием М.. как это делают
 при изготовлении масла. Жир М. есть смесь нескольких глицеридов, а
 именно олеина, пальмитина и стеарина и сверх того глицеридов бутировой,
 капроновой и др. жирных кислот. Жиры эти, стоя на воздухе, вскоре
 разлагаются на глицерин и соответствующую жирную кислоту, причем масло
 горькнет; при этом глицерин даже может превращаться в акролеин и
 муравьиную кислоту. В состав жира М. входит еще немного лецитина и
 холестеарина и желтое красящее вещество. М.; из коего выделено масло,
 назыв. пахтаньем. Из углеводов, М. содержит молочный сахар
 (С12H22O11+H2О), отличающийся от виноградного меньшей растворимостью в
 воде и алкоголе и более трудной кристаллизацией. Получают его из М.,
 лишенного ажира и белковых веществ и выпариваемого до сгущения; сахар
 тогда выкристаллизовывается в виде ромбических кристаллов слегка
 сладкого вкуса. Молочный сахар, соединяясь с частицей воды, легко
 разлагается на декстрозу и галактозу. Благодаря присутствию сахара
 нестерилизированное М. подвергается кислому брожению, скисает, т. е.
 сахар превращается в молочную кислоту+алкоголь+углекислоту под влиянием
 организованных ферментов, попадающих из воздуха. Как только жидкость
 достигнет известной степени кислотности, казеин М. осаждается в виде
 творога, увлекая при этом жир, М. говорят свернулось, но это свертывание
 отличается от свертывания сычужным ферментом, совершающегося без
 изменения реакции молока. Благодаря содержанию сахара, М. подвергается и
 спиртовому брожению, но только не под влиянием клеток пивных дрожжей, а
 других растительных шизомицетов и доставляет тогда спиртсодержащие
 напитки, известные под названием кумыса (из кобыльего М.) и кефира (из
 коровьего М.). Кроме указанных веществ, М. содержит незначительные
 количества мочевины и различных экстрактивных веществ - креатинина,
 гипоксантина и др. Из солей преобладают фосфорные и калийные над
 хлористыми и натронными соединениями, аналогично тому, что наблюдается в
 мышцах и кровяных шариках, а именно тут встречаются преимущественно
 фосфорнокислое кали и фосфорнокислая известь, магнезия, хлористое кали и
 железо. Из газов в М. почти исключительно находится углекислота. М.
 женщины представляет изменчивый состав, сообразно с возрастом, питанием,
 общим складом кормилицы и временем, протекшим от акта родов; но; в
 общем, оно беднее коровьего М. белковыми веществами и солями, но зато
 богаче сахаром илепитином; притом казеин женского М. труднее осаждается
 кислотами и солями и под влиянием сычужного фермента осаждается в форме
 более мелких хлопьев и менее компактных масс нежели казеин коровьего
 молока, вследствие чего переваривается легче последнего; поэтому
 разведенное водой и подсахаренное коровье М. далеко не может считаться
 эквивалентным М. кормилицы. И жир женского М. отличается от жира
 коровьего М. тем, что содержит вдвое больше олеина, чем пальмитина и
 стеарина, тогда как коровье М. содержит их в почти равной пропорции
 (Лебедев). Из таблиц сравнительного состава М. различных видов животных
 видно, что женское М. со стороны содержания в нем твердого остатка ближе
 всего стоит к козьему М. и М. степной кобылы. Кроме того, и свойства
 казеина этих двух последних родов М. ближе всего напоминают свойства
 казеина женского М. Очень ценится теперь по нежности и легкости
 переваривания М. ослицы; но для замены женского М. обыкновенно прибегают
 к козьему или кобыльему М.
  Молочные железы в начали деятельности, т. е. в периоде тотчас до
 родов и в первые дни после родов, выделяют так наз. молозиво

<< Пред.           стр. 618 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу