<< Пред.           стр. 632 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Рыбная у Рыбного ряда, Санапальная у Ружейного ряда и т.п. Многими
 именами народ обозначал особые приметы таких заведений, напр. Веселуха в
 Садовниках, Скачек у Охотного ряда на Моховой, Тычек у Красного Пруда,
 Пролетка у Страстного мря, Стремянка, Стрелка, Заверняйка и т.п.
 Существовал в самом Кремле, у Тайницких ворот, под горою, возле многих
 приказов, стоявших на горе, кабак, прозванием Каток, дававший дохода в
 месяц больше тысячи рублей и в 1731 г., по Высочайшему повелению,
 переведенный из Кремля в другое место. Особенно широкая продажа вина и
 других напитков происходила в том округе города, где преобладало
 дворянское помещичье население, со множеством крепостной прислуги - в
 сев.-зап. краю города, по улицам Пречистенке, Арбатской, Никитской,
 Тверской, Дмитровке и отчасти Сретенке. В юго-вост. краю города, в
 Замоскворечье и по Яузе, где жило купечество, мещанство и множество
 фабричного и заводского народа, вина расходовалось сравнительно меньше.
  Указанный состав населения древней старой М., заключая в себе три
 основных силы городского развития - дружину, гостей-куппов и обитателей
 посада, все-таки представлял среду служебную, зависимую от своего
 хозяина. С первых своих дней и до перенесения столицы в СПб. М. остается
 обширною вотчиною, сначала великокняжескою, потом царскою, и тянет
 многими своими слободами и селами вотчинную службу лично на царя, как на
 своего помещика. Здесь прямой и непосредственный источник ее развития
 исторического и топографического, а также торгового, промышленного и
 ремесленного. Все посадское население, с своими слободами, образовавшими
 потом целые улицы садовников, кожевников, овчинников, сыромятников,
 плотников, котельников, кузнецов, гончаров и т. п. - вызывалось к жизни
 и работе прежде всего потребностями и нуждами вотчинникова двора. Целые
 слободы и улицы существовали как обычные домовые службы вотчинникова
 двора. Из таких слобод и улиц состояла почти вся западная сторона
 города, от М.-реки до Никитской, которую поэтому царь Иоанн Васильевич
 Грозный и отделил для своей опричнины, для своего особного хозяйства.
 Здесь возле реки находилось Остожье, с обширными лугами под Новодевичьим
 мрем, где на свободе паслись великие табуны государевых лошадей и на
 Остоженном дворе заготовлялось в стогах сено на зиму, отчего и вся
 местность прозывалась Остожьем (улица Стоженка). Здесь же в Земляном
 городе находились запасная конюшни и слобода Конюшенная, с населением
 конюшенных служителей (улица Староконюшенная, в поворот с Пречистенки),
 а в Белом городе, по направлению той же Пречистенки - аргамачьи конюшни
 и колымажный двор (против Каменного моста). У Дорогомилова (ныне
 Бородинского) моста находился государев дровяной двор (црк. Никола на
 Щепах). Под Новинским была расположена слобода кречетников, сокольников
 и других государевых охотников (црк. Иоанна Предтечи в Кречетниках).
 Преснинские пруды издавна служили садками для государевой рыбы. За ними
 стоял потешный псаренный двор, с слободою государевых псарей. Возле
 Арбата улица Поварская, с переулками Столовым, Хлебным, Скатертным и
 т.п., была населена приспешниками и служителями государева столового
 обихода. Очень богатая слобода Кадашево на той стороне Москвы-реки,
 против Кремля (церковь Воскресения в Кадашах), потому и богатела, что
 занималась только, с большими льготами, хамовным делом - изготовлением
 про государев обиход так называемой белой казны, т.е. полотен,
 скатертей, убрусов и т.п. Тем же занималась и слобода хамовников (цкр.
 Никола в Хамовниках), находившаяся на этой стороне реки, за Остожьем, у
 Крымского моста. Немало было государевых дворцовых слобод и в других
 частях города, каковы напр. Бараши на Покровке, Басманники в Басманных и
 т.д.
  Иностранцы, бывавшие в Москве в XVI и XVII ст., изумлялись великому
 множеству московских церквей и часовень и насчитывали их до двух тысяч;
 даже и после осторожной проверки москвичи толковали о сорока сороках
 (1600). Эти цифры могут быть вероятны относительно всех престолов,
 включая сюда и часовни. Каждый большой боярский двор почитал необходимым
 ставить у себя особый, иногда обетный храм; посадские дворы, соединясь,
 ставили свой храм, или свою часовню для своих особых молитв по случаю
 какого-либо местного события пли спасения от какой-либо напасти. И в
 настоящее время, когда в черте города упразднено не мало и монастырей, и
 церквей, все-таки одних приходских храмов насчитывается 258, соборных 9,
 монастырских 80, домовых 122, а всех, с десятком и более часовень, можно
 считать около 450 и в них престолов более 1060. Престолы освящены больше
 всего во имя Чудотворца Николая, храмов которого существует 26, пределов
 126. Затем следует во имя Св. Троицы храмов 40, пределов 3; преп. Сергия
 храмов 6, пределов 34; Покрова Богородицы храмов 20, пределов 10; Петра
 и Павла храмов 14, пределов 14. Многие церкви служат историческими
 памятниками, вместо обелисков, колонн или статуй. Так, первая
 древнерусская архитектурная красота М. - собор, именуемый Василий
 Блаженный, построен в память решительных побед над татарскими царствами.
 Собор Казанский на другом конце Красной площади, построенный князем
 Пожарским, есть памятник изгнания из М. поляков в Смутное время.
 Сретенский и Донской монастыри - также памятники избавления города от
 татарских нашествий. К таким памятникам должно отнести и крестные ходы;
 из них в настоящее время самый большой и торжественный - вокруг Кремля,
 в память освобождения города от нашествия Наполеона. Иные обычаи и
 предания богомольной и благочестивой М. переносят нас ко временам Андрея
 Боголюбского и его брата Всеволода, ко второй половине XII в., когда при
 упомянутых князьях, в стольном их городе Владимире, славилась и
 прославлялась чудотворениями Владимирская икона Богоматери, написанная,
 по преданию, Евангелистом Лукою. М., во время всенародной напасти от
 нашествия Тамерлана, в 1395 г. перенесла святыню в свой Успенский собор.
 Впоследствии народное верование в заступление Богоматери с тою же силою
 и приверженностью было перенесено на икону Иверскую, перед которою и
 ныне беспрестанно совершается моление не только в ее часовне, но и по
 всему городу в домах, куда икона привозится по очереди многочисленных
 требований. По наиболее достоверным исчислениям, в М. жителей было в
 1784 г. - 216953; в 1812 г. - 251131; в 1830 г. - 305631; в 1864 г. -
 364148. В настоящее время, вероятно, население возросло до 800 тысяч.
 Коренная народность М. высказывается и в общем характере ее населения. И
 теперь она на половину (49%) город крестьянский, как прежде, до
 освобождения крестьян, она была городом крепостных; но ныне она уже
 город по преимуществу промышленный и затем торговый, но не дворянский.
  Ив. Забелин.
  Москиты общее название для различных насекомых из отряда двукрылых
 (Diptera), из группы длиннoуcыx Nematocera), которые мучают людей и
 животных своими уколами, особенно в теплых и жарких странах: различные
 виды комаров (семейство Culicidae и в частности род Culex - комар),
 мошек (Simulia) и др. В частности словом М. означают мошек, мошкару
 (Simulia), составляющих особое семейство Simuliidae.
  Н. Кн.
  Последние хотя и принадлежат к группе Nematocera, но благодаря своим
 сравнительно коротким ножкам и усикам и широким крыльям являются
 переходной формой к группе Brachycera. Голова свободная, с выдающимся
 роговым хоботком; усики 10-члениковые, короткие, два основные их членика
 резко отделены от прочих, почти спаянных; глаза круглые, красные. Спинка
 выпуклая; крылья прозрачные, у самцов сильно ирризируют, с очень узкими
 основной и краевой ячейками; ножки короткие, у самцов более волосистые и
 толстые. Брюшко короткое, цилиндрическое, довольно толстое. Самцы
 окрашены иначе, чем самки. Описано около 30 европейских видов, живущих
 как на далеком Севере, так и в жарких южн. странах. Наиболее известен и
 точнее изучен колумбацкий М. - Simulia columbatczensis Schnb.,
 являющийся истинным бичом скотоводства в южн. Венгрии и соседней с ней
 Сербии, т. е. в долине нижнего Дуная и его притоков. Длиной в 3 - 4 мм,
 спинка сероватобурая, усики, ножки и брюшко желтые, последнее с четырьмя
 темными поясками; жилки крыльев очень бледные. Летают в конце апреля и в
 начале мая и тогда самки кладут свои микроскопические яички кучками, в
 виде студенистой желтоватой массы, всего до 10 000 штук каждая, на
 камни, стебли травы и другие предметы, выступающие из горных ручьев;
 через 2 - 3 недели вылупляются личинки, остающиеся всю жизнь в воде,
 прикрепившись задним концом ко дну или ко всяким подводным предметам;
 когда пересыхают ручьи, миллионы личинок гибнут. В августе или сентябре
 они окукливаются в местах, защищенных от напора воды на поверхности
 камней или на нижней стороне стеблей и трав и здесь зимуют. Вылетающие
 весной рои собираются над водой в целые тучи, подхватываются ветром и
 уносятся в долину Дуная и расположенные по берегам его пастбища; в это
 время чаще дуют сев.-вост. ветры и потому Сербия от них страдает больше,
 чем Венгрия. В ненастную погоду и ночью скрываются в дуплах деревьев, в
 углублениях между скалами и т. д. После солнечного восхода вылетают и на
 людей и на скот всяких пород, даже на птиц и пр. Выбирают для нападения
 преимущественно непокрытые волосами места, набиваются в уши, ноздри, под
 складки кожи и т. д. В нападениях этих участвуют исключительно самки, а
 самцы остаются на местах рождения и питаются соками растений. Самка
 прокалывает роговым хоботком кожу и сосет кровь, для разжижения которой
 впускает в ранку свою раздражающую слюну. В укушенных местах ощущается
 мучительный зуд и быстро образуются опухоли и воспаления. Скот погибает
 иногда сотнями голов в несколько часов. На людей укусы М. действуют
 по-разному: у иных развиваются опухоли и воспаления с нестерпимой болью,
 но другие к укусам этим менее чувствительны; смертельный исход редок, но
 все-таки встречается, особенно у грудных детей, которые иногда остаются
 во время полевых работ без надзора. Еще более опасными, по словам
 путешественников, являются М. в тропических странах, где иные местности
 делаются по временам, благодаря им, совершенно необитаемыми; так, напр.,
 в Ассаме Simulia indica или, по местному - Peepsa, по справедливости
 пользуется страшной репутацией. В Суринаме пользуются М. для мучительной
 казни осужденных негров, которые выставляются связанные, без всякой
 одежды, и умирают от их нападений в 3 - 4 часа. По наблюдениям Банкрофта
 и Монсона, М. в некоторых тропических странах являются промежуточным
 хозяином в развитии круглой глисты - Filaria sanguinis hominis.
 Микроскопические зародыши последней живут в крови человека, оставаясь в
 течение дня в центральных частях его кровеносной системы, а ночью, во
 время сна, скопляются в периферической ее части; тогда они и попадают
 вместе с кровью в кишечник сосущей самки М., которая сосет около 2 минут
 и затем улетает и садится где-нибудь около воды, для переваривания
 принятой пищи на 4 - 5 дней, после чего она кладет яйца в воду, а сама
 падает мертвая на поверхность воды; к тому времени зародыши Filaria
 превращаются в личинок и выползают из трупа в воду, где живут свободно,
 пока не попадут с водой опять в человека или других млекопитающих;
 взрослая форма этой глисты живет в подкожной соединительной ткани и
 лимфатических железах человека. У нас на С, напр. в СПб. губ.,
 распространен Simulia reptans L., 2,5 - 3 мм дл., чернобурый, с
 серебристо-серыми краями спинки и брюшка и с желтоватым основанием
 брюшка; голени белые; у нас он является только тягостным насекомым
 (напр., в Лисине, в июле), но в Лапландии и в Швеции составляет истинное
 бедствие; во Франции и в др. местах средней Европы также распространены:
 Simulia cinerea, S. maculata и др. В южной Европе, а у нас в Крыму и по
 берегам Каспийского моря, место Simulia занимает Phloebotomus, тоже
 почти микроскопическая мушка из семейства Psycliodidse - усики длинные,
 16-члениковые, глаза овальные, ножки длинные и тонкие; как тело, так и
 крылья покрыты шелковистыми волосками; описаны два вида: Papatasii Scop.
 и minutus Rond.; первый 2,5 - 3 мм дл., ржаво-желтый, с тремя
 неявственными полосками на спине, брюшко светло-желтое, крылья
 сероватые, с бледными жилками; превращение не исследовано.
  Меры борьбы: 1) Когда замечают появление первых М., стараются пасти
 скот только по ночам, после захода солнца, а днем его держать в стойлах
 и сараях, у ворот которых еще раскладывают сильно дымящие костры, чтобы
 не дать проникнуть М. в эти помещения; 2) через каждые три дня смазывают
 животным брюхо и другие доступные М. части мазью такого состава: 1 кг
 табачных листьев кипятят в 10 кг воды до тех пор, пока останется 5 кг
 жидкости, тогда прибавляют туда 0,5 кг свиного сала и 8 гр петролеума;
 3) для лечения искусанных животных приглашают ветеринарного врача, но
 всего важнее 4) осушка тех мест, где выводятся рои М. Ср. Schoenbauer,
 "Geschichte der schadlichen Kolumbatczer Mukken" (Вена, 1795); Fries,
 "Monographia Simuliarum" ("Observatlones Entomologicae" (1, Стокгольм,
 1824); Tomosvary, "Die Kolumbaczer Mukke" (1895); Bauer und Becker, "On
 the Peepsa, a small dipterous Insect in Assam Proceed, of the asiatic."
 ("Soc. of Bengal", 1884, стр. 161); Manson, "The Metamorphosis of
 Filaria sanguinis bominis in the Mosquito" ("Trans. of Linn. Soc. of
 Lond.", 1884, II стр. 10 и 367); Bancroft, "Scleroderma in relation to
 Filaria" ("The Lancet", 1885, I, стр. 380); Mackenzie, "The Filaria
 sanguinis hominis" (Ib. 1887, 1, стр. 100 и 732); Schiner, "Fauna
 austriaca" (Вена, 1864).
  Ив. Ш.
  Мотет (Motetto - итал., Motet - франц.) - хоровое полифоническое
 сочинение на изречение из Библии, в имитативном стиле. Происхождение М.
 весьма старинное; многие считают родоначальником его Франкона
 Кёльнского; настоящее развитие он получает в XV и XVI ст. У Палестрины
 M. состоит из двух частей. М. достиг высшего художественного развития у
 И.-С. Баха.
  Мотыль - рыболовное название личинки комара-толкунчика или
 долгоножки, употребляемой как насадка на крючки при ловле мелкой рыбы:
 плотвы, ельца, подуста, ерша и др. М. добывается в реках и прудах из
 ила, который зачерпывается решетами или продырявленными ведрами,
 насажанными на длинные палки, и затем промывается; сохраняется в
 прохладном месте в тряпках или в банках с мхом, а также спитым чаем.
 Поставщики М. продают его "узлами" (вместимостью около стакана), по 15 -
 20 коп. за узел, при мелкой же продаже торговцы выручают за эту меру до
 11/2 р. Всего М. продается в Москве более чем на 10000 р. в год.
  Моцарт (Johaun-Chrisostomus-Wolfgang-Amadeus Mozart) - знаменитый
 немецкий композитор, род. в Зальцбурге 27 янв. 1756 г., ум. 5 дек. 1791
 г. в Вене. Уже в раннем детстве М. поражал феноменальным музыкальным
 развитием; трех лет от роду он играл на клавесине, с замечательной
 быстротой запоминая сыгранные ему произведения, а четырех лет
 импровизировал. В Лондоне малолетний М. был предметом научных
 исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась
 музыка, для М. было сделано исключение, так как в его необычайном
 даровании духовенство усматривало перст Божий. В 1762 г. отец М., бывший
 единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также
 замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в
 Мюнхен и Вену, а затем и во многие др. города Германии, в Париж, Лондон,
 в Голландию, Швейцарию. Всюду М. возбуждал удивление и восторг, выходя
 победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами.
 В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты М. С 1766 по 1769 г., живя в
 Зальцбурге и Вене, М. изучал Баха, Генделя, Страделлу, Кариссими,
 Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II М.
 написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены
 итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего
 композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига
 оказалась настолько сильной, что отец М. не решился настаивать на
 исполнении оперы. 1770 - 74 гг. М. провел в Италии. В Милане, несмотря
 на разные интриги, опера М. "Mitridate, Re di Ponto", поставленная в
 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была
 дана и вторая опера М., "Lucio Sulla" (1772). Для Зальцбурга М. написал
 "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772),
 для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий
 (1774). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались
 уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24
 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций. В 1775 - 1780 гг.,
 несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в
 Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, М. написал, между прочим, 6
 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в re, прозванную парижской,
 несколько духовных хоров, 12 балетных номеров. В 1779 г. М. получил
 место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была
 представлена в Мюнхене с огромным успехом опера М. "Идоменей", которую
 сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С
 "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой
 опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число
 колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в
 речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг
 вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене М.
 написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один
 из лучших образцов церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой
 оперой творческая сила и новизна приемов М. выступали все ярче и ярче.
 Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfiihrung aus dem Serail"),
 написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с
 энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где
 ее, по духу музыки, стали считать первой нем. оперой. Она была написана
 во время романической любви М., похитившего свою невесту, Констанцию
 Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней. Несмотря на успех М., его
 материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в
 Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, М. для
 обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы,
 вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах
 венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для
 фортепиано). Оперы "L'oca del Cairo" (1783) и "Lo sposo deluso" (1784)
 остались неоконченными. В 1783 - 85 гг. созданы М. шесть струнных
 квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и
 тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide
 penitente". С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная
 деятельность М., которая была главной причиной расстройства его
 здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера
 "Свадьба Фигаро", написанная М. в 1786 г. за шесть недель и тем не менее
 поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики,
 неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был
 сомнительный, но в Праге она вызвала восторг. Не успел да-Понте
 закончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию М.,
 спешить с либретто "Дон Жуана", которого М. писал для Праги. Это великое
 произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве,
 появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге еще больший успех, чем
 "Свадьба Фигаро". Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене,
 вообще относившейся к М. холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание
 придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было
 весьма скромной наградой за все труды М. Все-таки он был привязан к
 Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во
 главе придворной капеллы ФридрихаВильгельма II с содержанием в 3 тыс.
 талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон Жуана" М.
 сочиняет три наиболее замечательные симфонии: mi bemol шаjeur, sol
 mineur и do majeur, написанные в течение полутора месяцев в 1788 г.; из
 них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г.
 М. посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей
 виолончели (гe majeur). После смерти Иосифа II (1790) материальное
 положение М. оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать
 из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть
 немного поправить свои дела. Последними операми М. были "Cosi fan tutte"
 (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие
 Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что
 была написана за 18 дней для коронация императора Леопольда II, и,

<< Пред.           стр. 632 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу