<< Пред.           стр. 633 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный,
 чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях
 скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила
 основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В
 обширной и разнообразной деятельности М. опера занимает самое видное
 место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих
 образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini"
 - "Ave verum corpus" (1791) и величественно-горестный реквием, над
 которым М. в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью.
 Помощником М. в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее
 принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита".
 Нельзя сказать, чтобы М.-симфонист стоял также высоко, как творец
 бессмертных опер. В его фортепианной литературе замечается смесь
 гениальных идей с общими местами, глубочайших чувств - с дешевою
 шутливостью, искусства - с небрежной работой. Много драгоценного можно
 найти в его квартетах и квинтетах, а среди его 49 симфонии выше всего
 стоят лирическая симфония в mibemol majeur, патетическая в sol-mineur и
 этическая в do-majeur, написанные в 1788 г. М. проявлял свое творчество
 во всех родах музыки; с его именем соединяется представление о
 всеобъемлющем музык. гении. Выдающаяся черта всех его творений -
 задушевность. У М., как человека с незначительным научным образованием,
 круг идей был не столь обширен как у Бетховена, но по выразительности
 музыку М. верно назвали в Германии "музыкой души": в ней отразилась вся
 прекрасная, любящая, искренняя натура М. От чувства изящного М. никогда
 не отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им в
 письме к отцу: "Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы
 возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда
 не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение". В
 смысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главными
 учителями М. были в области духовной музыки - Бах и Гендель, в области
 оперы - Глюк, в инструментальной музыке - Гайдн. О М., как об
 исполнителе на клавесине, современники его говорили в следующих
 выражениях: "Легкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшая
 нежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце до
 глубины - таковы были качества исполнения М. Вместе с богатством идей и
 великолепием его сочинений они приводили в восторг слушателей и делали
 его первым клавесинистом своего века". Тематический каталог соч. М. с
 примечаниями, составленный Кёхелем ("Chronologisch-thematisches
 Verzeicbniss sammtlicber Tonwerke W. A. Mozart's", Лейпциг, 1862),
 представляет том в 550 стр. По исчислению Кёхеля, М. написал 68 духовных
 произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для
 театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и
 клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в
 общей сложности 626 произведений. Первая биография М. составлена
 Нимчеком ("Mozart's Leben", Прага, 1798); затем было издано около 25
 биографий М., которые потеряли значение после появления следующих трех
 обширных трудов: Nissen (второй муж вдовы М.), "Biographie W.-A.
 Mozart's" (Лейпциг, 1828); Otto Jahn, "W.-A. Mozart" (Лейпциг, 1856;
 позднейшая переработка Дейтерса, Лейпциг, 1889 - 91); Улыбышев,
 "Nouvelle biographie de Mozart" (М., 1843; русский перевод, с
 примечаниями Г. А. Лароша, М., 1890 - 92). Труд Ниссена послужил
 материалом для "The Life of Mozart", Holmes (Л., 1815) и "Histoire de
 W.-A. Mozart", Albert Sowinski (Пар., 1869). Писали о М. еще Nohl,
 "Leben Mozart's" (Штутгарт, 1863); его же "W.-A. Mozart. Ein Beitrag zur
 Aesthetik der Tonkunst" (Гейдельберг, 1860); Рейссман, в "Neuer
 Plutarch" (Лейпциг, 1880). Письма М. издал Ноль (Лейпциг., 1877);
 выдержки из них напечатаны в "Отечественных Записках" (1865, № 3).
 Письма и воспоминания сестры М. изданы в "Mozartiana" (Лейпциг, 1880).
 На рус. языке см. характеристику М. во втором томе
 "Музыкально-характеристических этюдов" Ла-Мара в переводе А.
 Желябужской. В критических статьях А. Н. Серова, изданных в 1892 - 95,
 помещены статьи о М.: в I т., стр. 132 - 241, II т. - стр. 891, IV т. -
 стр. 2105. См. также "Зальцбург" В. Чечота ("Артист", 1891, № 18).
 Первое полное собрание произведений М. издано в Лейпциге фирмой
 Брейткопфа и Гертеля в 1876 г. Для увековечения памяти М. возникли
 общества (Mozartstiftungen) в Зальцбурге, Франкфурте-на-Майне,
 Дюссельдорфе и др. городах. Памятники М. поставлены в Веймаре,
 Зальцбурге, Вене и многих др. городах. В Зальцбурге, в доме где жил М.,
 устроен Моцартовский архив.
  Н. Соловьев.
  Мочалов (Павел Степанович) - знаменитый трагик. Родился в Москве 3
 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером-трагиком.
 М. не получил систематического образования. 17-ти лет он дебютировал с
 успехом в московском театре в роли Полиника в трагедии Озерова "Эдип в
 Афинах". Через Кокошкина он сблизился с С.Т. Аксаковым, который ввел его
 в литературные кружки (сам М. впоследствии писал стихотворения
 элегического содержания). М. вступил на артистическое поприще в эпоху,
 когда кончалось обаяние трагедий Озерова и наступала пора переводной и
 русской мелодрамы, а затем и романтического репертуара вперемежку с
 пьесами Шекспира и Шиллера. В этом репертуаре М. бессменно 30 лет
 занимал амплуа "героя" и "первого драматического любовника" и переиграл
 огромное число ролей. Из переводных мелодрам в репертуаре М. главное
 место занимали пьесы Коцебу, из русских - Шаховского, Полевого,
 Ободовского и Кукольника; иногда он играл и в комедиях (Альмавиву,
 Чацкого). Из шекспировского репертуара М. играл Гамлета, Отелло, Лира,
 Кориолана, Ромео, Ричарда III; из шиллеровского - Франца и Карл Мооров в
 "Разбойниках", Дон-Карлоса, Фердинанда и Миллера ("Коварство и любовь"),
 Мортимера("Маpия Стюарт"). "Коронною" ролью М. был Гамлет, в переводе
 Полевого поставленный на московской сцене в 1837 г. Умер М., отчасти
 жертвой своей страсти к вину, 16 марта 1848 г. и был торжественно
 похоронен на Ваганьковском кладбище; лет через 10 его могила была
 украшена памятником, с эпитафией, в которой М. назван "безумным другом
 Шекспира". М. был артистом порыва, лишенным той выдержки, без которой
 немыслимо создание цельных типов: вот почему он не оставил после себя
 традиций, не создал школы и тайну своего обаяния унес в могилу. Фигура
 М. не была особенно сценична: он был среднего роста и немного сутуловат,
 но в минуту вдохновения выпрямлялся и делался стройным; голова с
 крупными, пластическими чертами лица была поставлена на могучие плечи,
 черные глаза замечательно выразительны; все черты лица отличались
 гибкостью. Удивителен был голос М. - тенор, мягкий и звучный; шепот М.
 был слышен в верхних галереях театра, а голосовые удары заставляли
 невольно вздрагивать. При вечном расчете М. на "наитие", его игра была
 игрою счастливых импровизаций; этим, между прочим, объясняется, почему
 он не имел успеха на своих гастролях в Петербурге, где Каратыгин,
 стремившийся к сознательному и цельному воспроизведению изображаемых
 ролей, приучил публику к совершенно иным сценическим требованиям. В лице
 обоих трагиков русский театр имеет образцы двух исконных течений в сфере
 искусства: рефлективного, "классического", и непосредственного,
 "романтического". Знаменитая статья Белинского о М. "Гамлет, драма
 Шекспира и М. в роли Гамлета" художественно иллюстрирует все особенности
 игры М., сконцентрированные в роли Гамлета. Из этой рецензии ясно, что и
 Гамлет в передачи М. был сочетанием гениальных частностей, т. е. был
 лишен цельности общего замысла, плана; тем не менее, романтик по натуре
 и Гамлет по своему душевному складу, М. в создании именно этого типа был
 близок к совершенству. В М. нельзя видеть предтечу реального направления
 в сценической школе: эта роль в истории русской сцены принадлежит М. С.
 Щепкину. См. А. Ярцев, "М. С. Щепкин" (1893 г., в "Павленковской
 библиотеке", приложение); А.Н. Сиротинин, "Очерк развития сценического
 искусства" ("Артист", 1893 г., № 26).
  Bс. Чешихин.
  Мочутковский (Осип Осипович) - род. в 1845 г. Сын педагога, среднее
 образование он получил во 2-й киевской гимназии и высшее - в
 университете св. Владимира в Киеве; звания врача удостоен в 1869 г. В
 1877 г. - защитил диссертацию на степень доктора медицины; до 1877 г.
 заведовал заразным отделением городской больницы, а с 1877 г. М. был
 назначен заведующим отделением нервных больных. В 1893 г. приглашен в
 СПб. первоначально консультантом по нервным болезням, а затем
 профессором по той же кафедре клинического инст. вел. кн. Елены
 Павловны. В Одессе М. основано бальнеологическое общество и одесское
 отделение общества взаимопомощи врачей. Был основателем газеты общества
 одесских врачей "ЮжноРусская Медицинская Газета". Из многочисленных
 трудов М. назовем: "Острый восходящий паралич" ("Труды Врачей Од.
 Бальнеологич. Общества", 1875, I), "Паралич движения правой верхней
 конечности, атрофия ее мышц с замедлением роста костей" (там же), "Опыт
 прививаемости тифа и других инфекционных болезней" ("Моск. Врачебный
 Вестник", 1876), "Материалы к изучению врачебной стороны одесск.
 лиманов" ("Труды Врачей Од. Бальнеологич. Общества", 1876, II, "Медиц.
 Вестник", 1876), тоже часть физиологическая (Одесса, 1883), "Об
 эпилепсии" ("Медиц. Вестник", 1876), "Материалы для патологии и терапии
 возвратного тифа" (диссертация, Одесса, 1877; по нем. "Deutsch. Archiv
 f. klin. Med.", 1879, XXIV), "Практические наблюдения над действием
 салицилово-кислого натра и салициловой кислоты" ("Труды Врачей Од.
 Бальнеологич. Общества", 1877, 144), "О различных типах температурных
 кривых возвратного тифа" ("Труды VI Съезда", 165), "Наблюдения над
 возвратным тифом" ("Deut. Archiv f. klinische Med.", XIV, 165; тоже
 "Врач", 1880, 19, 40 и 1881), "О причинах эпидемического появления
 брюшного тифа" ("Протоколы Общества Од. Врачей", 1882 - 83), "О
 возбуждаемости двигательных центров корки мозга при гипнотическом
 состоянии", "Применение подвешивания больных к лечению некоторых
 расстройств спинного мозга" ("Протоколы Секции Психологии", 1881;
 переведено на англ. яз. в "Brain", т. XII), "Об истерических формах
 гипноза" (Одесса, 1888, лекции), "О влиянии холодной воды на выделение
 белка мочой" ("Отчеты Од. Бальнеологич. Общества", 1881), "О качестве
 лечебных сортов винограда, произрастающего в окрестностях Одессы" (там
 же, т. III).
  Мошка. - Слово М. не имеет вполне определенного значения. Так
 называют двукрылых из рода Simulia, ручейников или фриганид
 (Phryganidae), а также и друпие насекомые.
  Мощи - тела святых христианской церкви, оставшиеся после их смерти
 нетленными. Почитание М. как святыни ведет свое начало от самых первых
 времен христианства. В века гонений христиане употребляли все средства
 для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, и места
 погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское
 богослужение. М. св. Игнатия Богоносца, пострадавшего при Траяне,
 считались "неоцененным сокровищем", ради "благодати, обитавшей в
 мученике". Язычники боялись, что мученики сделаются богами христиан, и
 потому стали тела их сожигать или бросать в море. Когда тело св.
 Поликарпа, епископа смирнского, было сожжено мучителями, христиане с
 большими затруднениями собрали его кости как "сокровище более ценное,
 чем все драгоценные камни и золото". Луитпранд, король лангобардский,
 заплатил большую сумму, чтобы получить М. блаж. Августина. Руфин
 свидетельствует, что подобным образом поступили христианские общины,
 чтобы получить М. св. Иоанна Предтечи. Григорий Неокесарийский (III в.)
 установил праздники в память мучеников и их М. в своей епархии,
 разместил по разным местам, куда христиане собирались для богослужения в
 дни их памяти. На Западе папа Феликс (269 г.) постановил, чтобы,
 "согласно древнему обычаю", литургия совершалась не иначе, как на М.
 мучеников. Пятый карфагенский собор (прав. 10) постановил, чтобы ни один
 храм не строился иначе, как на М. мученика, которые полагались под
 алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников,
 над их М. Этот обычай вошел в общее правило. На Западе, после IV в., М.
 обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог
 воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. М.
 находились даже в домашних церквах, помещались частицами в крестах,
 запрестольных и напрестольных, также в энколпиях. Случалось, что города
 спорили между собою о праве владеть М. святого (напр., Тур и Пуатье - о
 М. св. Мартина). В настоящее время каждый православный храм имеет М.
 того или другого святого. Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от
 начала церкви, чествования М. выяснен целым рядом знаменитейших отцов
 церкви восточной и западной (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий
 Богослов, Златоуст, Амвросий, Иероним и особенно Августин, Кирилл
 Александрийский, Исидор Пелусиот, Геннадий Массилийский, Иоанн
 Дамаскин). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком
 предназначении христианских тел как храмов Духа Св., к участию вместе с
 душами в бессмертии; на общей уверенности в святости во время жизни тех,
 чьи М. чтутся; более же всего - на чудесах, совершавшихся на глазах у
 всех, при посредстве мощей. Чтутся М. "благочестиво, но не боголепно" -
 в том же смысле, в каком чтутся иконы. Учение о почитании М. утверждено
 VII вселенским собором (прав. VII), определившим, что епископ, который
 освятит храм без М., подлежит извержению. В западной церкви в средние
 века развилась обширная литература в защиту почитания М., вызванная
 ересями альбигойцев, павликиан, богомилов, вальденсов, виклефитов и др.
 Восточная церковь формулировала свой взгляд на этот предмет в "ответе
 восточных патриархов лютеранам" (рус. перевод, М., 1846 г.), в котором
 предаются анафеме как те, которые воздают М. честь приличную одному
 Богу, так и те, которые не чтут М., как учит церковь.
  Мудров (Матвей Яковлевич, 1772 - 1831) - ордин. профессор патологии и
 терапии московского университета. В 1794 г. М. окончил курс гимназии и
 народного училища и в 1795 г. поступил в университет и стал изучать
 врачебные науки. Командированный за границу, М. слушал лекции в
 берлинском университете у проф. Гуфеланда, в Гамбурге - у проф.
 Решлауба, в Геттингене - у Рихтера, в Вене М. изучал глазные болезни под
 руководством проф. Беера; в Париже М. прожил четыре года, слушая лекции
 проф. Порталя, Пинеля, Бойе и др. За границей М. написал сочинение "De
 spontanea plaucentae solutione", за которое в 1804 г. получил степень
 доктора медицины. В 1807 г. М. в Вильне заведовал отделением главного
 военного госпиталя, отличился удачным лечением кровавого поноса, которым
 страдала русская армия. С 1808 г. М. начал читать лекции в московском
 университете; первый курс, читанный им, имел предметом науку о гигиене и
 о болезнях, обыкновенных в действующих войсках. В 1812 г. М. выехал в
 Нижний Новгород вместе с ректором и другими профессорами; после
 освобождения Москвы от неприятеля М. приложил много стараний при
 возобновлении анатомической аудитории и 13 октября 1813 г. открыл
 медицинский факультет. В 1813 г. был назначен ординарным профессором
 патологии, терапии и клиники в московском отделении медико-хирургической
 академии, где открыл клинический институт. По проекту М. были устроены
 при московском университете в 1820 г. медицинский и клинический
 институты, директором которых был назначен М. Пять раз М. был избираем
 деканом медицинского факультета. В 1830 г. М. назначен членом
 центральной комиссии по борьбе с холерой и был командирован в Саратов,
 умер от холеры в Петербурге. М. принадлежат следующие работы: "Principes
 de la pathologie militaire concernant la guerison des plaies d'armes a
 feu et l'amputation des membres sur le champ de la bataille ou a la
 suite du traitement developpes aupres des lits der blesses" (Вильна,
 1808), "Рассуждение о средствах, везде находящихся, которыми... должно
 помогать больному солдату", читанное в медико-физическом обществе в 1812
 г., "Краткое наставление о холере и способе, как предохранять себя от
 оной...", первое изд. во Владимире в 1830 г., второе - в Москве в 1831
 г. Оригинальный труд М. заключается в собрании историй болезней всех
 больных, которых он пользовал в течение 22-х лет. Это собрание состояло
 из 40 томов небольшого формата, куда М. заносил по особой системе все
 научные сведения о больном, о лекарствах, прописанных ему, и пр. Вообще
 М. был доктор-практик, придавал большое значение наблюдению и натуре
 больных, следуя сочинению проф. виленского университета Иосифа Франка -
 "Ргаxeos medicae universae praecepta", и только в 20-х годах стал
 склоняться к системе доктора Бруссе. М. был известен своей набожностью
 ("Студенческие воспоминания" Ляликова в "Рус. Арх.", 1875, № 11).
 Подробная биография М. помещена в "Биограф. словаре проф. москов. унив."
 (М., 1855); воспоминания о М. в "Москов. Ведомостях" за 1854 г., № 100.
  Музы (Mousai) - мифические женские существа у древних греков. Гомер
 (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну М., знающую все,
 что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев;
 она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские
 М. живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и
 поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и
 наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они
 ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во
 многих местностях древней Греции встречается представление о трех М.,
 соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами или нимфами
 источников; предполагают, впрочем, что М. первоначально вообще были
 богинями источников. Позже главными местами почитания М. были беотийские
 города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние
 школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа,
 вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. подножия Олимпа, на родине
 почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в "Одиссее" М.
 насчитывается девять. Имена их со времен Гесиода ("Теогония", 77)
 установились следующие: Каллиопа (по Гесиоду "знатнейшая" из всех М.),
 Клио, Евтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания.
 Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемосина. Значение их долго
 ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по
 представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более
 точное различение между областями отдельных М. ведет свое начало лишь со
 времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния М.
 невозможно обозначить отдельными названиями за недостатком подписей и
 вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к
 мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести
 границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их. На
 развитие художественных типов М. повлиял дельфийский храм Аполлона, на
 фронтоне которого изображены были Аполлон и М.; важную роль сыграли и
 группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом
 Праксителя. В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один
 изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других
 изображены по три М., очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей
 мере концепция фигур М. принадлежит здесь Праксителю, или же они
 скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения М. находятся в
 тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения: его называли
 предводителем М. Ср. Deiters, "Ueber die Verehrung der Musen bei den
 Griechen" (Бонн, 1868); Trendelenburg, "Der Musenchor" (Б., 1876); O.
 Bie, "Die Musen in der antiken Kunst" (Б., 1887); таблицы (1 - 3) в
 "Bull. de corresp. hellen." (Афины, 1888); ст. Overbeck'a (в "Berichte
 d. Sachsischen Ges.", 1888) и W. Mayer'a (в "Mitteil. d. Kais. Deutsch.
 archaol. Instit.", афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892). У римлян
 соответствовавшими М. богинями-покровительницами поэзии были Камены.
  Мул - помесь кобылы и осла. По внешним признакам М. представляет
 нечто среднее между лошадью и ослом; по величине почти равен лошади и
 похож на нее сложением, но отличается формой головы, бедер и копыт,
 длиной ушей и короткими волосами у корня хвоста; по цвету шерсти похож
 на мать; голос осла. Лошак, помесь жеребца и ослицы, меньше ростом, с
 длинными ушами; по форме бедер, строению хвоста и голосу приближается к
 лошади. Разводятся почти исключительно М. Достоинства их заключаются в

<< Пред.           стр. 633 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу