<< Пред.           стр. 635 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 Лисовским. Древний М. имел по Оке прямое сообщение с промышленной
 заволжской Болгарией, а через нее - с Востоком, благодаря чему был в Х и
 XI веке богатым торговым пунктом. Кроме болгар в М. съезжались торговые
 гости из Киева, Чернигова, Смоленска, Рязани, Крыма. В 1681 г. в М.
 считалось 344 посадских двора, с которых собиралось 447 р. 16 алт. 4
 денги на жалованье московским стрельцам. С XII по XIV в. М. был
 епархиальным городом, а в начале XIV в. еп. Василий св. перенес enapxию
 в Рязань. В 1708 г. М. приписан к Московской губ., а через 11 лет - к
 Владимирской провинции той же губернии; в 1778 г. М. - уездный город
 Владимирского наместничества, в 1796 г. - Владимирской губ.
  Муромцсв (Сергей Андреевич) - известный юрист, род. 23 сентября 1850
 г. в СПб., в старинной дворянской семье; учился в 3-й московской
 гимназии и московском унив., слушал в Геттингене Иеринга. После защиты
 магистерской диссертации ("О консерватизме в римской юриспруденции", М.,
 1875) был избран доцентом римского права в качестве преемника Н.И.
 Крылова. После получения докторской степени в 1877 г. (за диссертацию
 "Очерки общей теории гражданского права", М., 1876) был избран
 экстраординарным, а затем ординарным профессором по той же кафедре. В
 1879 г. он принял на себя редактирование "Юрид. Вестника", которое и
 продолжал до прекращения журнала в 1892 г.; с 1880 г. состоит
 председателем моск. юридического общества. В 1880 - 81 г. занимал пост
 проректора московского унив. Принимал деятельное участие в городских и
 земских делах в качестве гласного московского и тульского земских
 собраний и московской городской думы. В 1884 г., по независящим
 обстоятельствам, принужден был оставить кафедру и вступил в присяжные
 поверенные округа московской судебной палаты. 9-летняя профессорская
 деятельность М. была в высшей степени плодотворна как в
 учено-литературном, так и в учебном отношении: М. заявил себя
 оригинальным мыслителем и блестящим лектором и занял одно из первых мест
 на факультете рядом с А.И. Чупровым и М.М. Ковалевским. Верно оценив
 значение кризиса в старом направлении германской юридической мысли,
 знаменовавшего близкое падение этого направления, поняв важность
 разработки науки в новом духе, указанном трудами Иеринга, Муромцев
 вступил на путь самостоятельного творчества в области установления
 основных задач и методов изучения гражданского правоведения, опираясь, с
 одной стороны, на труды Иеринга, с другой - на английские философские и
 социологические работы. Сильный логический ум, широкое философское и
 историческое образование помогли М. достигнуть на этом пути, двадцать
 лет тому назад, таких научных результатов, которые только теперь
 начинают находить все большее признание в Германии. Восстановив в своей
 магист. диссертации истинный смысл творчества римских юристов, определив
 в докторской диссертации задачи как "историко-философского" или
 "объективно-научного", так и догматического изучения гражданского права
 в его соотношении с римским правом, установив "Определение и основное
 разделение права" (заглавие книги, появившейся в 1879 г. в Москве), М.
 принялся за последовательную разработку истории римского и догмы
 современного права на новых, выработанных им самим основаниях. Плодом ее
 явились "Гражданское право древнего Рима" (М., 1883) и "Рецепция
 римского права на Западе" (М., 1885). Первый из этих трудов, "вводя, как
 немногие, в процесс римского юридического развития" (отзыв пражского
 профессора Эсмарха), представляет собой первую попытку изобразить рост
 римского гражданского права во всей его полноте, в связи с внутренними
 факторами его и приемами творчества римских юристов. Лишь несколько лет
 спустя за подобную работу принялись некоторые ученые-юристы в Англии,
 Франции и Германии, приходя к аналогичным результатам. Полемика,
 вызванная этим трудом, побудила М. написать тонкий методологический этюд
 "Что такое догма права?", переведенный на немецкий язык проф. Эсмархом.
 В "Рецепции римского права" М., проследив развитие римского права на
 Западе, вновь формулирует истинные задачи изучения современного
 гражданского права. Этими трудами М. заложил прочное основание для
 развития в России науки гражданского правоведения в духе новых
 философских течений времени и в связи с другими отраслями
 обществоведения. В Германии также отмечены оригинальные стороны работы
 М.: выдающееся значение его книги "Учение нем. юристов об образовании
 права" (2 изд. второй части "Очерков общей теории гражданского права",
 М., 1886) признано проф. Бергбомом, а профессора Колер и Регельсберг
 цитируют М., развивая некоторые его мысли. Преподавательская
 деятельность М. оставила в его учениках глубокие следы: он развивал для
 них стройную, последовательную и врезавшуюся в память схему общих
 юридических идей и принципов и примерами творчества римских юристов
 воспитывал в них чувство законности и живое сознание истинных задач
 правосудия. Удаление М. с кафедры - до сих пор невознагражденная и
 трудно вознаградимая потеря моск. юридического факультета. По своим
 научно-философским воззрениям М. является выразителем лучших сторон
 англо-франц. позитивизма и в особенности проводником его методов точного
 научного исследования. Близкий по своим взглядам на природу права к
 Иерингу, М. свободен от односторонности и увлечений как этого юриста,
 так и многих его последователей. Как юрист-политик М. неоднократно
 выступал в печати и юридическом обществе сильным и убежденным защитником
 тесной связи права и жизни, проводя мысль о долге юриста быть носителем
 лучших культурных идеалов времени и, рядом с законодателем, творческим
 деятелем в отправлении правосудия. Залог этой деятельности М. видит в
 более свободном, чем допускала до сих пор теория, положении судьи по
 отношению к закону и в непосредственном общении его с представителями
 общества в виде присяжных, присутствие которых, по мнению М., столь же
 плодотворно на суде гражданском, как и на суде уголовном. Идеи М. в этом
 направлении, изложенные, кроме указанных трудов, в специальных статьях:
 "Суд и закон в гражданском праве" ("Юрид. Вестн.", 1880. № 11),
 "Творческая сила юриспруденции" (ib., 1887, № 9) и "Право и
 справедливость" ("Сборн. Правоведения", II), имеют защитников и в
 Германии, в лице Бюлова, Колера и др. юристов, и входят все более и
 более в общее сознание. Не оконченными остаются оригинально задуманные
 "Социологические очерки" М. ("Русская Мысль", 1889).
  Муррей или Марри (Murray), также назыв. Гульва - самая большая река в
 Австралии, в верхнем течении носящая имя Юм, начинается на зап. склоне
 Австралийских Альп, у Форестгилля, течет сначала в сев. направлении,
 потом поворачивает на З. и, извиваясь, течет к Ю. на протяжении 9
 градусов долготы, образует границу между Нов. Южн. Виллисом и Викторией,
 протекает оз. Александрину у Веллингтона, далее оз. Викторию (называемое
 аборигенами Каинга) и впадает под 35°20' ю.ш. и 139° в.д. в залив
 Энкаунтер Тихого океана, пройдя путь в 2500 км и занимая бассейн в
 700000 кв. км. Главные притоки ее справа: Дарлинг и Маррамбиджи с
 Лахлан; слева: Голборн, Кампаспе и Лоддон. Берега М. представляют целые
 полосы пустынь, назыв. Маллиланд или М.-Скрёбс, частью заросших
 деревьями малли, из породы эвкалиптов. М. богата рыбой. Вследствие
 сухости климата воды в М. обыкновенно немного: она доступна лишь
 неглубоко сидящим судам. Нередки сильные и опустошительные наводнения.
  Мускус - обладающий резким специфическим запахом продукт,
 вырабатываемый семенными железами самца кабарги (Moschus moschiferus). В
 медицине употребляется тибетский или китайский М., который
 приготовляется следующим образом: железа, расположенная между кожей,
 покрытой густыми волосами, и мышцами живота, вырезывается вместе с кожей
 и высушивается на воздухе или на горячих листах; при такой обработке М.
 содержится в мешке, но в продаже встречается препарат, вынутый из мешка.
 М. ценится очень дорого и поэтому его часто фальсифицируют. Заключенный
 в мешках препарат образует круглые, с легким жирным блеском зерна,
 величиной с булавочную головку до чечевичного зерна. Вкус его - горький,
 запах - своеобразный, резкий, долго не исчезающий; высушенный, не
 обладает запахом, последний снова появляется при увлажнении препарата.
 Физиологическое и терапевтическое действие принадлежит еще не
 исследованному в химическом отношении пахучему веществу, так как другие
 вещества, находящиеся в М. (жир, смола, соли), не обладают активными
 свойствами. М. приписывалось в прежнее время чрезвычайно большое
 врачебное значение, причем препарат употребляли, по преимуществу, как
 возбуждающее средство, в различных случаях упадка сердечной
 деятельности, предпочтительно перед всеми другими возбуждающими
 средствами. Возникшие в последнее время сомнения в возбуждающих
 свойствах препарата не основательны, так как, на основании
 физиологических исследований, установлено, что мускус оказывает на все
 нервные образования несомненное возбуждающее действие. Особенно
 благоприятным действие мускуса признается в детской практике. Как при
 других возбуждающих, так и при М. замечается уменьшение эффекта при
 повторении одинаковых доз, поэтому при повторяющихся припадках сердечной
 деятельности дозы М. обыкновенно приходится увеличивать. М. назначается
 также как противосудорожное средство, в особенности при спазме голосовой
 щели и при коклюше. Обыкновенно препарат назначают по 0,05 - 0,1 гр. 2 -
 4 раза в день, чаще всего в порошках с сахаром. Мускусная настойка
 назначается по 10 - 20 капель, а также под кожу (1 - 2 шприца). М.
 употребляется также в зубных порошках для устранения дурного запаха изо
 рта. В настоящее время М. далеко не имеет того обширного применения,
 какое он имел раньше: современная медицина располагает другими
 возбуждающими средствами с вполне известным химическим составом и при
 том с более постоянным действием, независящим от тех случайностей, с
 которыми связано получение хорошего препарата М.
  Мускусный овцебык, мускусный бык (Ovibos moschatus Blainv.) -
 единственный современный представитель особого рода Ovibiоs из семейства
 полорогих (Cavicornia). Род Ovibos занимает промежуточное положение
 между быками и овцами; передняя часть морды покрыта короткими волосами
 (не голая, как у быков); рога при основании очень широки, вздуты и
 морщинисты и так сближены на лбу животного, что между ними остается лишь
 узкий желобок; они сначала загибаются вниз, потом вперед, далее вверх и
 кнаружи; они гладки и круглы в поперечном сечении (кроме основной
 части); уши малы, заострены и почти скрыты в шерсти; шерсть очень
 густая, длинная, мохнатая, свешивающаяся почти до земли, удлиненная на
 нижней стороне шеи, с густым подшерстком, короткая лишь на ногах; ноги
 относительно короткие, сильные, с неодинаковыми копытами каждой ноги;
 короткий хвост скрыт в шерсти. Известен один современный вид и 2
 ископаемых. М. овцебык сверху темнобурого, снизу черно-бурого цвета с
 буроватым светлым пятном на середине спины; рога светлого рогового
 серого цвета с черными концами; длина тела до 2,35 м, хвост 7 см, высота
 плеч до 1,1 м. Водится в Сев. Америке к С. от 60° с. ш., но область
 распространения его все суживается и он становится малочислен; к З. от
 р. Макензи он в настоящее время уже не встречается; кроме материка
 водится на земле Парри, Гринелевой земле, зап. и вост. Гренландии. По
 образу жизни напоминает овец. Живет стадами по 20 - 30 голов, очень
 ловко лазает по скалам, питается мхом, лишаями, травой; с сентября до
 мая кочует. В конце мая или начале июня (нов. стиля) самка рождает
 одного детеныша. Мясо самцов, а иногда и самок, может сильно отзываться
 мускусом, и его едят в таком случае лишь индейцы и эскимосы; но запах
 этот не всегда силен, и потому мясо иногда употребляется в пищу и
 европейцами. В дело идет у индейцев и эскимосов также мех и кожа.
 Ископаемые останки встречаются в плейстоцене Сибири, Германии, Франции и
 Великобритании.
  Мусоргский (Модест Петрович, 1839 - 1881) - талантливый русский
 композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в
 бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском
 полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд.
 имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал
 огромное влияние на артистическое развитие М., выявив его настояшее
 призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальный
 занятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры,
 знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.
 Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим
 пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым
 баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г.
 фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал
 два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г.
 исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением А.Г.
 Рубинштейна. Вслед затем М. написал несколько романсов и принялся за
 музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена и
 только один хор из музыки к "Эдипу", исполненный в концерте К.Н. Лядова
 в 1861 г., издан в числе посмертных произведений М. Для оперной
 обработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил
 эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет
 "Женитьбы" Гоголя. Известность М. принесла опера "Борис Годунов",
 поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в
 некоторых музыкальных кружках произведеним образцовым. В течение 10
 последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара.
 Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в
 несколько ином виде. Н.А. Римский-Корсаков исправил, переделал и
 переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене
 большого зала музыкального общества (новое здание консерватории), при
 участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и К° в
 СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в
 предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет причины, побудившие
 его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве
 "Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В
 1875 г. М. начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму")
 "Хованщина" (по плану В.В. Стасова), одновременно работая и над
 комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст
 "Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была инструментована;
 последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил
 "Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и К° издала
 партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене
 спб. музыкальнодраматического кружка в 1886 г. под управлением С.Ю.
 Гольдштейна; на сцене Кононовского зала в СПб. в 1893 г., частным
 оперным товариществом; у Сетова в Kиеве в 1892 г. Довести до конца
 "Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в
 бумагах М. сохранились лишь немногие черновые наброски. М. - большой
 самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к
 группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму.
 Национальность М. как композитора сквозит и в умении обращаться с
 народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических,
 гармонических и ритмических особенностях, на конец - в выборе сюжетов,
 главным образом, из рус. жизни. М. - ненавистник рутины, для него в
 музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он
 обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь
 сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдается своей
 пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще
 удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив;
 стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь
 "Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея),
 "Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и
 плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь" на слова
 Пушкина и "Еврейская мелодия" на слова Мея); за то широко проявляется
 творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской
 жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: "Калистрат",
 "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын"
 (из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченко), "Светик
 Савишна" и"Озорник"(обе последние - на слова самого М.) и мн. др.; М.
 весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко драматическое музыкальное
 выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под
 внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят
 выразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжет
 известной картины В.В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области
 музыки, как романсы и песни, М. сумел найти совсем новые, оригинальные
 задачи и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их
 выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской
 жизни под общим заглавием "Детская" (текст самого М.), в 4-х романсах
 под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875 - 1877; слова гр.
 Голенищева-Кутузова; "Трепак" - картина замерзающего в лесу, в метель,
 подвыпившего крестьянина; Колыбельная" рисует мать у постели умирающего
 ребенка; другие два - "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны и
 драматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементом
 фортепиано, текст самого М.), в "Поражении Сеннахериба" (для хора с
 оркестром, слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном на
 оригин. еврейских темах. М. - плохой симфонист; его специальность -
 музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор,
 схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он всегда
 отводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складу
 своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную
 драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотря
 на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи "Борис Годунов"
 - талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса на
 царство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса,
 сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтической
 красотой. В инструментовке М. мало опытен, хотя она иногда не лишена
 колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке в
 законченных формах, с развитием тематического материала, М. мало был
 способен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений М., кроме
 упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г.,
 инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера,
 напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведений
 М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь на
 Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с
 большим успехом исполнена в 1886 г. в СП.; это - ярко колоритная картина
 "шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд
 музыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных для
 фортепиано в 1874 г., в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В.А.
 Гартмана. Все произведения М. изданы фирмой В. Бессель и Ко в СПб.;
 многое издано и в Лейпциге, фирмой М.П. Беляев (см. каталог ее на 1895
 г.). Биографические сведения и хронологические данные о композиторской
 деятельности М. имеются в статье В.В. Стасова, напечатанной в "Вестнике
 Европы" (май и июнь 1881 г.). См. его же "Перов и М." ("Русская
 Старина", 1883, т. XXXVIII, стр. 433 - 458); его же, "М.П. Мусоргский.
 Памяти его" ("Истор. Вестн.", 1886, март); его же,"Памяти М." (СПб.,
 1885); В. Баскин, "М.П. Мусоргский. Биографич. очерк" ("Русс. Мысль",
 1884, кн. 9 и 10; отдельно - М., 18870; С. Кругликов, "М. и его "Борис
 Годунов" ("Артист", 1890, № 5); П. Трифонов, "М.П. Мусоргский" ("Вестн.
 Европы", 1893, дек.). Брошюра о М. M. Pierre d'Alheim (П., 1896),
 панегирического характера, серьезного значения не имеет.
  Муссоны (как предполагают от арабского маусим) - ветры времен года
 или дующие с противоположных направлений летом и зимой. Летние М. дуют с
 моря и приносят сырую, дождливую погоду, зимой - с суши и приносят ясную
 и сухую погоду. Классическая страна М. - Индия. Правильная смена ветров
 на морях, омывающих Индию (зимой сев.-вост. летом юго-зап.), настолько
 важна для судоходства, что М. были известны издревле мореплавателям,
 ходившим в Индию. Европейцы познакомились с ними во время походов
 Александра Великого, а китайцам, арабам и финикийцам они, конечно, были
 известны гораздо раньше. На материке Индии начало дождливого летнего М.

<< Пред.           стр. 635 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу