<< Пред.           стр. 661 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 изображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным.
 двенадцатью звездами, диадемою или лучезарною короною. Ангелы и святые
 наделяются простым круглым Н., который старинные живописцы, представляя
 апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая
 же пророков и патриархов - серебрили.
  А. С - в. Нимфы (nymphae, numjai) - в греко-римской мифологии
 олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в
 журчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жили
 в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях на лоне природы.
 Подобно сатирам, Н. - духи земной поверхности, проявление демонических
 сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали
 от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни,
 пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в
 шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами.
 Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются
 героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто
 они наводят на человека безумие, бешенство (numjolhptoi), посылают
 пророческий дар и исступленное вдохновение; к таким
 вдохновительницам-нимфам относятся, напр., музы. Н. гор назывались
 ореадами, Н. лесов и деревьев - дриадами и гамадриадами, Н. источников -
 наядами, Н. моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда
 строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных
 местностях, позднее и в городах. В жертву Н. приносили коз, телят,
 молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они
 изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными
 волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с
 обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд
 нередко имели своим, атрибутом раковину, которую они держали у лона или
 сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.
  Н. О.
  Ниневия (Ninua, от nawah = селиться) - столица ассирийского царства,
 вступившая в эту роль, кажется, с XIV в. до Р. Хр., опередив древний г.
 Ассур. Древнейшее упоминание ее - в надписях Иудеи; самая древняя
 надпись, найденная здесь - царя Дунги, составленная по-семитически. Как
 важный торговый пункт на пересечении путей с Ю на С и от Средиземного
 моря к Персидскому заливу, Н. скоро достигла благосостояния, а как
 стратегический пункт, защищенный с З Тигром, с В Забом и горами и
 отдаленный от враждебного Вавилона, Н. еще в древние времена часто
 служила резиденцией. Расположена была на лев. берегу Тигра, против
 Мосула, где теперь холмы Куюнджик и Небби-Юнус ( = пророк Иона). От
 Древнего периода сохранилось сравнительно немного. Ассурназирпал (885 -
 860) перенес резиденцию в. Калах и только со времен Синахериба
 начинается блестящий период Н., как столицы мира. Царь, унизивший
 Вавилон, старался, чтобы Н. заняла его место, и делал все возможное для
 украшения города. Ему принадлежит так наз. Юго-зап. куюнджикский дворец,
 раскопанный Лэйярдом в сороковых годах. Он перестроен Ассурбанипалом,
 который воздвиг для себя другой, сев. дворец, над раскопками которого
 трудились Рассам, Лофтус и Плэс. И там, и тут нашли много глиняных
 дощечек так наз. "Ассурбанипаловой библиотеки". Был дворец, воздвигнутый
 Ассаргаддоном, и на холме Небби Юнус, но правильных раскопок производить
 здесь нельзя: туземцы считают холм могилой пророка Ионы. В городе было
 много храмов; главной богиней-покровительницей считалась Истар.
 Разрушена Н. мидянами, в союзе с Набополассаром. в 607 г. С этих пор Н.
 исчезает с лица земли и была даже забыта. Когда Ксенофонт проходил мимо
 ее развалин, он не знал, что это за город; ее имя не упоминается и во
 времена римлян, основавших здесь военную колонию. В цветущий период Н.
 население ее имело репутацию распущенности. Имя ее было синонимом
 громадности. У пророка Ионы Н. называется имеющей три дня пути; это
 понятно, если вспомнить, что часто ее предместья и соседние придворные
 города Калах и Хорсабад (Дур-Саргон) считались за одно целое.
 Существовало мнение, что они были ограждены общей стеной. См. Layard,
 "Discoveries in the ruins of Niniveh. N. and its remains".
  Б. Т.
  Ниобий (Niobium франц. и англ., Niob нем.; хим.), Nb =:94. - в V
 группе периодической системы элементов имеются два редких металла, Н. и
 тантал, которые относятся к ванадию подобно тому, как молибден и
 вольфрам к хрому; последние три металла - члены металлической подгруппы
 в группе серы (VI); ванадий, Н. и тантал
  - члены металлической подгруппы в группе азота. Н. и тантал
 встречаются в редких минералах - танталитах, колумбитах и некоторых
 других - обыкновенно вместе, а потому история их открытия и изучения
 одна и та же. Колумбит из Гренландии однако, не содержит тантала; это
 соль закиси железа (FeО = 17,33%) и ниобиевой кислоты (Nb2O5 = 77,97%),
 содержащая, кроме того, закись марганца (МnО =3,28%) и еще MgO, Pb0,
 ZiO2, SnO2 и WO3. Извлечение ниобиевой кислоты из минерала достигается
 чрез сплавление его с кислым сернокислым калием и обработку сплава
 водой; нерастворимый остаток очищается от оловянной и вольфрамовой
 кислот сернистым аммонием и представляет белый, аморфный порошок, уд. в.
 4,53; это ангидрид, Nb2O5. Он нерастворим в кислотах, за исключением
 плавиковой. Прибавляя к HF-ному раствору, содержащему избыток HF,
 фтористого калия, получают калиевую соль Н. фтористоводородной кислоты
 К2NbF7, которая хорошо растворима и кристаллизуется в блестящих иголках;
 соответственное соединение тантала трудно растворяется. Ниобиевая
 кислота, гидрат HNbO3, получается из NbCl5 или NbOCl5 действием влажного
 воздуха или воды; по высушивании при 100° имеет. указанный состав; она
 легко растворима в едких и даже углекислых щелочах. В солях, очень
 разнообразного состава, встречаются типы фосфорных и мышьяковых;
 ортосоли, напр. Na2HNbO4.6H2O, пиросоли - K3НNb2O7.Н2О, метасоли -
 Mg(NbO3)2, KNbO3.2H2O и более сложные - K8Nb6O19.16H2O. При накаливании
 смеси Nb2O5 с углем в струе хлора получается пятихлористый Н., NbCl5 -
 желтые иглы, плавящиеся при 194° и возгоняющиеся уже при 125°;
 температура кипения 240,5°. При охлаждении паров NbCl5 в токе
 углекислого газа над N2О5 при накаливании, образуется хлорокись, NbOCl3
 - бесцветная лучистокристаллическая масса, которая, не плавясь,
 превращается в бесцветный пар при 400°. Формулы этих соединений
 согласуются с определениями плотности пара (Девилл и Троост). К воде они
 относятся как хлорангидриды, т. е. распадаются на гидрат, ниобиевую
 кислоту, и соляную кислоту. Из соединений низшего типа следует прежде
 всего упомянуть треххлористыи Н., NbCI3, который получается, если пар
 NbCl5 медленно проходит через трубку, накаленную докрасна; он не летуч,
 кристалличен, напоминает по виду йод; в химическом отношении
 характеризуется способностью переходить в соединения высшего типа:
 окисляется даже на счет углекислого газа при нагревании, при чем
 образуется NbOCl3 и окись углерода (Роско). Существуют низшие
 кислородные соединения; NbО получается при действии натрия на K2NbOF5;
 при накаливании N2О5 в струе водорода возникает NbО2 Металлический Н.
 получен при сильном накаливании смеси паров NbCl5 с водородом (Роско) в
 виде стально-серых блестящих корок,. уд. в. 7,06; он содержал водород
 (0,27 %), а также немного хлора и кислорода; почти не реагировал с
 соляной и азотной кислотами и даже с царской водкой, легко растворялся
 при слабом нагревании в серной кислой и сгорал, накаленный на воздухе.
 Мариньяк, благодаря работам которого (1865) уяснена природа этого
 металла, сплавлял натриевую соль Н. фтористоводородной кислоты с
 металлическим натрием под слоем поваренной соли и затем, промыв продукт
 водой, получил бурый порошок Н., содержащий водород. Вообще чистый
 металлический Н. пока неизвестен. Восстановление Nb2O5 углем в
 электрической печи привело к металлу, содержащему углерод и азот (А.
 Ларссон, 1896).
  С. С. Колотов.
  Нирвана (санскр, Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем
 уже блаженство) - у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшее
 состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием,
 отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически
 рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в
 загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности,
 однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная или
 неполная Н. и 2) конечная или абсолютная. Первая может быть достигнута
 каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко
 спасению) еще при жизни. Этот вид Н. тождественен" с состоянием
 дживанмукти (jivanmukti - искупление при жизни), о котором учат
 последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали
 эпитетом упидисеса (санскр. Upadhicesha - имеющий остаток нижнего слоя).
 Вторая или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nirupadhicesha, пал.
 anupadisesa) или паринирвана, может быть достигнута только после смерти.
 В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В
 последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко блаженное и вечное
 состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно
 сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие
 допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот
 счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно
 понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения
 вновь. Подобному определению Н. Как бы противоречит известие о том, что
 Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит
 выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но
 низший страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство.
 Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными
 оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия Н. -
 нирврти (палийск. ниббути).
 
  Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным
 значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и
 рассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Buddhism and
 Buddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduction to Buddhaghosha's
 Parables" (1869); Bartlelemy SaintHilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-е
 изд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статья
 Сhilders'а"Nibbanam", в его "Dictionary of the Pali Language" (Л., 1876,
 стр. 265); J. D. AIwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в "Revue
 Bibliograph." 15 июня 1874. 0. Frankfurter, "Buddbist. N." и "Noble
 Eightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII).
  С. Б - ч.
  Нитраты - соли и сложные эфиры азотной кислоты. Термин этот в русской
 химической номенклатуре обыкновенно не употребляется.
  П. Р.
  Нитрилы (хим.) - изомеры карбиламинов, представляют вещества общей
 формулы R'CN, где R' - одноатомный органический радикал. Н. образуются:
 1) при перегонке солей серновинных кислот с цианистым калием (Дюма,
 Пелуз, Франкланд и Кольбе): C2H5O.S03 + K.CN = C2H5.CN + K2SO4; 2) при
 действии галоидангидридов спиртов (предпочтительво йодюров) на циaнистый
 калий (Вильямсон) в присутствии водного спирта (Шлагденхауфен, Анри) или
 на двойную соль цианистого калия и цианистой ртути (Бутлеров): CH3.J + K
 CN = KJ + CH3.CN и 4(CН3)3C.J + K2Hg(CN)4 = 4(CН3)3C.CN + K2HgJ4 ; 3)
 при дегидратации амидов кислот при перегонке их с фосфорным ангидридом
 (Дюма, Малагутти и Леблан; Бектон и Гофман): CН3.CO.NH2 - H2O = CH3.CN,
 или с пятисернистым фосфором (Анри), в каковом случае первоначально
 образуется тиоамид: 6СН3.СО.NН2 + P2S5 = 5СНз.СS.NН2 + CH3.CN + 2PHO3 =
 6CH3.CN + 5H2S + 2PHO3; 4) перегонкой кислот с роданистым калием или
 свинцом (Леттс, Крюсс), при чем реакция протекает в две фазы, сначала
 кислота с роданистым водородом образует амид и сероокись углерода
 (одно-тио-угольный ангидрид), напр. : СН3.СО.ОН + СS:NH = CH3.CO.NH2 +
 COS, а сероокись с амидом реагируют по уравнению: CH3.CO.NH2 + COS =
 CH3.CN + CO2 + HaS (В перегоне смесь Н. с амидом. Реакция для жирных
 соединений идет не особенно гладко, но позволяет быстро перейти от
 кислоты к Н.); 5) при перегонке замещенных амидов муравьиной кислоты
 (реакция идет для ароматических формамидов) с цинковой пылью
 (Газиоровский, Мерц): C6H5.NH.OCH - Н2О = C6H5.CN; 6)при действии
 бромноватистого щелока на амиды кисдот - реакция в конце концов сводится
 на окисление бромом в щелочном растворе первичного амина
 (Гoфмaн):R'.CН2.NH2 + 2Br2 + 2NaNOH=R'.CH2.NBr2 + 2NaBr + 2H2O и R'.
 CH2.NBr2 + 2NaOH = R'.CN + 2NaBr + 2H2O(Если действовать бромноватистыми
 щелочами на амид кислоты, то первоначально образуется амин , содержащий
 одним атомом углерода меньше, чем содержала кислота: R'CH2.CO.NH2 +
 NaOBr = R'.CH2.NH2.+ СO2 + NaBr.);7) при действии водоотнимающих веществ
 напр. уксусного ангидрида) на sun-альдоксимы, т. е. оксимы альдегидов
 (Габриэль, Лях, Гантч): R'.CH:NOH - H2O = R' CN; 8) при действии
 ангидридов кислот на азотистый магний (Эрдман): [R'.CO]2O + Mg3N2 =
 2R'.CN + MgO; 9) из диазосоединений действием цианистой меди закиси
 (Зандмейер): 2C6H5.N2.Cl + (Cu.CN)2 = 2C6H5.CN + 2N2 + (Cu. Cl)2
 (реакция пока применена к ароматическим диазосоединениям); 10) Н.
 оксикислот образуются при действии синильной кислоты на алдегиды и
 кетоны (Винклер, Симпсон и Готье, Марковников, Килиани): напр.: CН3.CHO
 + HCN = CH3.CH(OH).CN;(CН3)2СО + HCN = (СН3)2.C(OH).CN; СН2 (ОН).[СН
 (ОН)]4.СНО + HCN = CH2 (OH).[CH(OH)]5.CN; 11) аминонитрилы, т. е. Н.
 амидокислот, образуются при дейcтвии синильной кислоты на алдегидоаммиак
 (Эрленмейер и Зигель, Пассаван): R'.CH(OH)NH2 + HCN = R'.CH(NH2).CN +
 H2O и, может быть, при действии цианистого аммония на алдегиды (Любавин)
 и кетоны: R'.CHO + NH4CN = R'. CH(NH2).CN + H2О.Н. представляют
 бесцветные жидкости или кристаллические тела, более или менее легко
 летучие (СНз.СN кип. при 81,6° Ц., a C8H17.CN - при 215° Ц.), обладающие
 сравнительно слабым ароматическим запахом, иногда немного растворимые в
 воде, растворимые по большей части в крепкой серной кислоте и т. д. От
 Н. сравнительно простыми реакциями можно перейти к кислотам и спиртам. В
 первом случае Н. нагревается (омыляется) со щелочью (иногда в спиртовом
 растворе) или кислотою, при чем он присоединяет 2 частицы воды и
 переходит в аммиачную соль кислоты: R'.CN + 2H2О = R'.CO.ONН4 (Франкланд
 и Кольбе) совершенно так же, как свободный азот, присоединяя воду под
 влиянием электрических разрядов, переходит в аммиачную соль азотистой
 кислоты: N2 + 2H2O = NO.ONH4. Как промежуточные вещества, присоединением
 1-ой мол. воды, образуются амиды кислот: R'CN + H2O = R'.CO.NH2, иногда
 очень трудно затем омыляемые; тогда рекомендуется действовать на
 сернокислый раствор Н. азотистой кислотой: R'.CO.NH2 + HNO2 = R'.CO(OH)
 + N2 + H2O (Буво)(Подобно воде, в Н. может присоединиться сероводород,
 образуя тиоамиды: R'.CN + H2S = R'.CS.NH2 (Готье, Бернтсен)). Во втором
 случае Н. под влиянием водорода in statu nascendi переходят в первичные
 амины (Мендиус): R'.CN + 2H2 = R'.CH2.NH2 а от аминов действием
 азотистой кислоты уже легко перейти к первичным спиртам: R'.CH2.NH2 +
 HNO2 = R'.CH2(OH) + N2 + H2O. Под влиянием натрия жирные Н. уплотняются,
 переходя, в присутствии эфира, в имидонитрилы кетонокислот (Э. ф. Мейер,
 Гольтцварт, Ганрио и Буво): 2Na2 + 2CН3.CN = NaCN + CH4 + CH2Na.CN,
 CH2Na.CN + CH3СN = CН3.C(:NH).CHNa.CN и CН3.C(NH).CHNa.CN + H2O =
 CH3.C(NH).CH2.CN + NaOH, а в отсутствии эфира - образуя производные так
 назыв. пиримидина (см.; Франкланд и Кольбе, Э. ф. Мейер, Трёгер,
 Пиннер). В присутствии спирта Na восстановляет иногда ароматические Н.
 до углеводородов (гидроуглеводородов, Бамбергер и Лодтер). С
 гидроксиламином Н. соединяются, образуя так назыв. амидо-ксимы: R'.CN +
 NН2(OH) = R'.C(NH2):N(OH) (Тиманн). В присутствии спиртов, под влиянием
 безводного хлористого водорода, Н. дают имидоэфиры.
  А. И. Горбов.
  Нитриты - соли и сложные эфиры, отвечающее азотистой кислоте. Так же
 как нитраты термин этот в русской химической номенклатуре не
 употребляется.
  П. Р.
  Ницца (Nice, от Ницея - город побед) - гл. город франц. дпт. Морских
 Альп, на бер. Средиземного моря, при устье р. Пайльон. Ок. 78 тыс. жит.
 Защищена горами от северных ветров; славится чистым здоровым воздухом,
 мягким климатом. Средняя температура года 15,9° Ц., зимы 9,5°, лета
 23,9°, средняя влажность 61,4% только в апреле и марте мистраль
 высушивает воздух. Н. красиво расположена, окружена виллами, лимонными и
 апельсиновыми садами, виноградниками. В древней части города (на вост.
 берегу Пайльона) узкие улицы, мрачные дома, собор св. Репарата,
 развалины замка на горе (97 м. выс.); гавань. Новая часть города имеет
 более приветливый вид; здесь казино с зимним садом, театр, публичный
 сад. Церкви англиканские (2), шотландская, американская, реформатская,
 православная; две синагоги; везде электрическое освещение. Библиотека
 (90000 тт.), обсерватория, музей, опера итальянская и французская,
 торговля: фруктами, цветами, оливковым маслом, шелком, ликерами.
 Благодаря теплому климату и красивому местоположению, в Н. с ноября по
 апрель живет много иностранцев (от 10 до 15 тысяч). Особенное оживление
 во время карнавала. Н. основана за 300 лет до Р. Хр.; в средние века
 важная крепость, 3 раза осаждалось французами; с 1796 - 1814 г.
 принадлежала Франции, потом Сардинии, с 1860 г. снова Франции. Ср.
 Toselli, "Precis historique de Nice"; Bruneke, "Der Climatische
 Winterkurort N."; A. Lacoste und G. Pietri, "Guide blen. Nice pratique
 et pittoresque".
  Ницше (Фридрих-Вильгельм Nietzsche) - знаменитый немецкий писатель,
 родился в 1844 г. в прусской пров. Саксонии. отец его был протестантским
 пастором. В 1869 г. получил кафедру филологии в базельском унив. Во
 время франко-прусской войны был санитаром; с тех пор у него появились
 первые признаки мозгового страдания. Он долго жил в Италии, в Сорренто и
 в Риме, но здоровье его ухудшалось; в 1879 г. он окончательно оставил
 профессуру и стал жить уединенно в Италии и Швейцарии. Следующие годы,
 не смотря на тяжкие страдания, были самыми плодотворными в авторской
 деятельности Н. В 1880 г. душевный недуг окончательно разразился, и с
 тех пор Н. живет больным, сначала в лечебнице в Иене, потом у своей
 матери близ Наумбурга. Философская деятельность Н. не представляет
 стройной системы, исходящей из вполне установленных начал. Н.
 афористичен по своей манере, а идеи его претерпевали несколько коренных
 метаморфоз. Он вышел из метафизики Шопенгауера, потом отверг ее во имя
 рационализма, и под конец пришел к оригинальному, полумистическому
 мировоззрению. Во всех этих фазисах философского развития Н. имеет
 значение не теоретическою стороной своего учения. а своим художественным
 темпераментом. В первом фазисе развития Н. был горячим вагнерианцем; во
 втором он сошелся с Полем Рэ и увлекался его естественнонаучными
 учениями; в третьем фазисе его философия принимает мистический оттенок.
 Главнейшие труды первого периода: "Quellen des Diogenes Laertius", "Die
 Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik" (1872) и "Unzeitgemasse
 Betrachtungen". В первой из этих работ, филологической по существу, Н.
 выводить начало искусства из взаимодействия двух противоположных
 эстетических элементов в природе - дионисовского и аполлоновского.
 Дионисовским он называет начало оргазма, сказывающееся в восторженных
 телодвижениях, в сочетании радости и скорби, наслаждения и ужаса, когда
 уничтожаются обычные пределы бытия и человеческая личность сливается с
 природой; principium individuationis уничтожено и путь к первоисточникам
 бытия открыт. Сущность дионисовского начала становится ясной в
 физиологическом явлении опьянения. Соответствующее ему искусство -
 музыка. Противоположность дионисовскому началу составляет стремление к
 создаванию форм; Н. усматривает его в Аполлоне, боге созидательных сил.
 В нем соединяются свобода от всяких необузданных порывов и мудрое
 спокойствие. Он самое возвышенное воплощение priucipii individuationis,
 т. е. сохранения пределов личности, меры в эллинском значение слова.
 Сила этого созидательного стремления проявляется в прекрасном

<< Пред.           стр. 661 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу