<< Пред.           стр. 681 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу

 дифирамбы существовали и в древнейшей народной латинской поэзии, в виде
 жреческих песен (песни Арвальских братьев, жрецов Салиев), но не
 получили литературного развития, так как вся лирическая поэзия
 последующего времени подражает греческим образцам. Пиндару подражал
 Гораций, в наиболее торжественных из своих О. и в своей "Песне столетию"
 (Carmen Saeculare); О. эпикурейского характера, составляющие в сборнике
 Горация большинство, вызваны подражаниями Алкею, Сапфо, Анакреону и
 выходят за пределы понятия О. в тесном смысле слова. Форма Горациевых О.
 не столь строга и величава, как у Пиндара; его строфа обыкновенно
 четверостишная (Фету было удобно переводить эти О. четверостишными
 куплетами); он пользовался, большею частью, короткой строфой -
 алкаической, сапфической и асклепиадской. С эпохой Ренессанса
 возродилась и О.; виднейшим представителем О. в Италии в XVI - XVII вв.
 был Киабрера, бросивший форму сонета, излюбленную последователями
 Петрарки, и вернувшийся к строфообразному построению лирики; образцами
 его были Пиндар и Гораций, и он стал основателем школы "пиндаристов".
 Насадителем латинской О. во Франции явился в XVI в. Ронсар с друзьями
 (так наз. "Плеядой"), сочинявший О. "горациевские", "анакреонтические",
 "пиндарические" и т. п. И Kиабpepa, и Ронсар пользовались элементами
 народности: Kиабpepa нашел "строфу" в народно-итальянских песнях, а
 Гонсар мог найти задатки оды в отголосках творчества трубадуров,
 создавших торжественную политическую песню (например на крестовые походы
 - chanson d'outree). В Англии, где особенным расположением народа
 пользовалась лирикоэпическая песня, воспевавшая подвиги Робина Гуда,
 героическая О. возрождения получила право на существование благодаря
 поэтам XVII в. Коули и в особенности Драидену. написавшему знаменитую О.
 в прославление патронессы музыки, св. Цецилии - "Alexander's feast"
 (положена на музыку Генделем). В XVIII в. О. получила особенно сильное
 развитие во всей европейской литературе, после того как авторитет Буало
 возвел подражание древнеримским формам и родам на степень высшего идеала
 поэзии. Поэтические образчики придворной, льстивой О. дал еще в XVII в.
 Малерб, воспевающий Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отеля
 Рамбулье; ему случалось целый год трудиться над одной О., чтобы
 достигнуть ясности, точности и виртуозности стиха. Подражателей у
 Малерба было очень много; из них более известен Жан Батист Руссо.
 Клопшток идеализировал упавшую было, О., наполнил ее религиозным
 содержанием и усердно культивировал ее в Германии. В зап.-европейской
 лирической поэзии XIX в. О. уже не играет видной роли; она оттеснена
 более мелкими и популярными "песенными" формами романтиков. Великие
 лирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии с
 философским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотя и не
 держались ее традиционных метрических форм; таким образом О. писали в
 Германии - Гёте, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии -
 Манцони и т. д. Многие из этих одописцев, как романтики, тщательно
 избегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейших
 стихотворении на случай" носят характер и строфообразное строение О. - В
 русской народной поэзии характером О. отличаются так наз. "духовные
 стихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших вопросах
 жизни, а также часть обрядных песен, поскольку они касаются языческих
 божеств, часть хороводных (песня Царь слава": "Слава Богу на небе" и т.
 д. может служить хорошим примером народной О.). Первые попытки
 искусственной О. принадлежат Кантемиру; на манер западноевропейской О.
 написаны его "песни" (напр. песня "В похвалу наук", изложенная
 шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десяти
 стихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в.
 мифологического арсенала метафор и уподоблении, написана Третьяковским
 "Ода торжественная о сдаче города Гданьска, 1734" (на взятие Данцига);
 стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршей
 Кантемира, во содержание представляет собою лишь перепевы мотивов Буало
 и Малерба. Первыми вполне литературными по форме и оригинальными по
 содержанию русскими О. были О. Ломоносова, в которых, с
 непосредственностью и живостью только что пробудившегося литературного
 гения, выражается патриотический энтузиазм (О. в которых воспевается
 Петр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из книги Иова,
 начинающаяся словами: "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь,
 человек!). Новую и высшую стадию в развитии русской О. представляет
 собою поэтическая деятельность Державина, внесшего в содержание своей О.
 необычайное разнообразие: ему одинаково удавался и простодушный,
 задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин подражал
 Горацию); и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идеями
 новой философии ("Бог"), и О. описательная ("Водопад"), и О. сатира
 ("Властителям и судьям"). Державинская О. "Бог" может считаться едва ли
 не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она была
 переведена на множество языков. Державинский тип О. надолго стал
 руководящею нормою; влияние ее на литературу продолжается до самого
 Пушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своим
 художественным реализмом окончательно вывел из моды старую О. насмешки
 над которой начинаются уже со времен И. И. Дмитриева, осмеявшего
 одописцев в "Чужом толке".
  Вс. Ч.
  Одензе - гл. гор. датского о-ва Фионии, на судоходной р. Одензе-Аа,
 соединяется с Одензефиордом каналом О. (7 км. длины, 7 м. ширины, 3 м.
 глубины). 30268 жит. Памятник Фридриху VII, музей, собор с мощами св.
 Кнута и гробницами королей Иоанна и Христиана II (замечателен резной
 алтарь Клауса Берга, 1500 г.); библиотека, архив; промышленность
 развита; оживленная торговля.
  Один - старший и высший из богов севера, олицетворение
 всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, сотворивший, вместе с
 Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером - первых людей. О. называют
 Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов,
 и Вадьфадером, т. е. отцом павших на поле брани, а также многими другими
 именами, которых насчитывается в сев. мифологии и сев. поэзии до 200. Он
 представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым,
 выразительным лицом; на голове у него широкополая шляпа, на плечах
 полосатый плащ, в руках копье Гунгнер, всегда попадающее в цель и
 наводящее непреодолимый страх на того, на кого направлено; на пальце
 чудесное кольцо Дрёпнер, каждую девятую ночь отделяющее от себя, как
 капли, восемь таких же колец; на каждом плече О. сидит по ворону (один
 Хугин, т. е. мысль, другой Мугин, т. е. воспоминание), которые ежедневно
 облетают мир и затем докладывают О. обо всем виденном; у ног его лежать
 два волка, Гере и Фреке (алчный и жадный); О. отдает. им всю пищу,
 которая ставится перед ним в чертогах богов. По воздуху О. переносится
 на восьминогом коне Слейпнере, на зубах которого начертаны руны. Обитает
 О. в светлом чертоге Валаскьяльф, восседает на золотом троне Лидскьяльф,
 с которого окидывает взглядом всю вселенную. Есть у него еще особая
 палата, Валгалла, в которой он пирует с эйнгериями. Питается О. одним
 виноградным вином, тогда как прочие боги довольствуются медом. О. мудрее
 всех богов, так как каждый день пьет из источника мудрости, охраняемого
 великаном Мимером; последний взял с О. за разрешение пить из этого
 источника драгоценный залог - один глаз; оттого-то О. одноглаз. О.
 владеет также чудным напитком, сообщающим дар поэзии - так назыв. "медом
 скальдов" - и называется "отцом поэзии"; он же изобретатель и хранитель
 священных рун, покровитель истории, с богиней которой, Сагой, ведет
 долгие беседы, и вообще - отец всякого знания. Имя О. сохранилось во
 множестве названий местностей на севере.
  П. Г - н.
  Одиссей или Улисс (Odusseuz, Ulixes, Ulyxes, Ullyxes) - любимый герой
 древнегреческого эпоса, сын Лаерта и Антиклеи, супруг Пенелопы. Он
 царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых входили Итака,
 Зама, Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним
 из славных патриархальных царей древности. Прежде чем отправиться на
 троянскую войну, он принимал участие в походе на Мессению, где заключил
 дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов лук; на Тафе он
 получил от Анхиала для стрел яду, приобретя таким образом оружие,
 которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял
 власть над своим народом. Едва родился у него первенец, Телемах, как
 Агамемнон, с Менелаем прибыли в Итаку, чтобы пригласить О. принять
 участие в походе на Трою. Не смотря на предсказание итакийца Галиферса,
 что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода, О. отплыл
 на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о доме другу своему Ментору,
 сыну Алкима. Прежде чем двинуться общим походом под Трою, О., вместе с
 Менелаем, отправился к Приаму с требованием выдачи Елены, но получил
 отказ. В греческом лагере под Троей Одиссей занимал среднее место, между
 отрядами Ахилла и Аякса; здесь происходили собрания и творился суд, на
 которых О. играл видную роль, как умный и изворотливый оратор. Он убедил
 колеблющуюся рать греков, на 10-м году войны, остаться под Троей;
 заключил перемирие с троянцами; участвовал в примирительном посольстве,
 отправленном к разгневанному Ахиллу. Не меньше помогала ему отвага,
 хитрость и сообразительность; так, ночью он прокрался в троянский
 лагерь, схватил лазутчика Долона и угнал коней Реза. В сражениях и
 разных предприятиях он действует обыкновенно с Диомедом и Нестором; из
 богинь ему сопутствует всюду Афина, сохраняющая его во всех опасностях.
 По смерти Ахилла он получил, по решению войска, доспехи героя, как
 первый после него по уму и отваге. Особенные услуги он оказал грекам
 накануне взятия Трои; он находился в числе засевших в чреве деревянного
 коня, один из первых вышел из коня в город и подал сигнал к
 кровопролитию, убив третьего супруга Елены, Деифоба. По разрушению Трои,
 О. с Нестором и Диомедом отправился к Тенедосу, но скоро вернулся, чтобы
 вместе с Агамемноном отплыть в Грецию. Однако, случилось так, что он
 отплыл один, со своими 12 кораблями. Бури долго носили его по морю,
 заставляя блуждать по неведомым странам. Он посетил землю киконов,
 лотофагов, киклопов, Эола, лэстригонов, о-в Ээю, где жила волшебница
 Кирка (Цирцея), о-в Сирен, спускался в подземное царство; миновав Скиллу
 и Харибду и о-в Тринакрию, он попал на о-в Огигию, где нимфа Калипсо
 держала его в неволе восемь лет; от Огигии он был занесен бурей, на
 обломке корабля, к феакам и только на 20-й год достиг своего родного
 острова. Возвратившись на родину, он нашел в своем дворце до 100 знатных
 юношей, которые, считая О. умершим, неотступно просили руки жены его
 Пенелопы, расточая имущество отсутствующего господина. Переодевшись
 нищим, О. пришел к пастуху Эвмею, где нашел Телемаха, только что
 вернувшегося с Пилоса, и открылся им обоим. Обдумав план мести, они
 пришли во дворец и перебили всех женихов Пенелопы. На этом оканчивается
 древнейшая легенда об О., насколько она известна из двух греческих
 эпопей - Илиады и Одиссеи. Позднейшие сказания являются
 распространениями древнейшей легенды, при чем основной характер героя
 был дополнен новыми чертами. О. Гомера представлен умным, красноречивым,
 ловким, изворотливым, отважным, терпеливым героем; О. позднейших
 мифографов - трусливый, лживый и коварный человек. Этиология связала
 основную черту его характера коварство - с происхождением от Сизифа,
 который считался, по этой версии мифа, незаконным отцом героя (отсюда О.
 имеет прозвание Сизифид и Эолид). По рассказам мифографов, когда Паламед
 прибыл в Итаку за О., последний притворился сумасшедшим; его нашли
 пашущим поле и сеющим соль. Чтобы испытать, действительно ли О.
 сумасшедший, Паламед велел положить под плуг сына его Телемаха; увидев
 сына в опасности, О. бросил плуг в сторону и тем выдал себя. За это
 впоследствии О. отомстил Паламеду, оклеветав его, вследствие чего
 Паламед поплатился жизнью. На о-ве Скиросе О. открыл Ахилла,
 скрывавшегося в женской одежде среди дочерей Ликомеда. Когда греческое
 войско находилось в Авлиде, благодаря хитрости О. была привезена в
 Авдиду из Микен Ифигения, которая обречена была на жертву Артемиде.
 Благодаря хитрости он овладел доспехами Ахилла, взял в плен Гелена; ему
 принадлежала идея деревянного коня. По позднейшим сказаниям, О. убил
 собственный его сын Телегон.
  Н. О. - кий.
  Однодомный (Monoicus) - употребляется разными ботаниками различно.
 Одни названия растения, у которых мужеские и женские цветы находятся на
 одной и той же особи (plantae monoicae), напр. береза, дуб, бук и пр.;
 другие наз. двудомными самые цветы, распределенные, как сказано.
  Одночлен. - Алгебраическое выражение, состоящее из отдельных частей,
 связанных между собою знаками "плюс" или "минус", называется
 многочленом. Каждая такая часть с предшествующим ей знаком называется
 членом. Выражение, состоящее из одного члена, называется О.
  Одоевский (кн. Александр Иванович) - поэт (1803 - 1839). Получив
 прекрасное домашнее образование, О. служил в лейб-гвардии конном полку.
 За участие в событиях 14 декабря 1825 г. был сослан в Сибирь (Читинский
 и Петровский острог, с 1833 г. на поселении в Ишиме), в 1837 г.
 переведен на Кавказ рядовым в нижегородский драгунский полк и здесь
 через два года умер, оплакиваемый не только товарищами, но и всеми
 знавшими его рядовыми и горцами. Лермонтов почтил его память прелестным
 стихотворением, живо характеризующим личность О.: "Я знал его: мы
 странствовали с ним"... Он имел репутацию умного, образованного и
 благородного человека; некоторые называли его даже "христоподобною"
 личностью. Он был очень дружен с Грибоедовым, на которого имел
 значительное влияние. О. принадлежит к второстепенным поэтам Пушкинского
 периода; почти все его стихотворения относятся ко времени после 1825 г.
 и потому носят элегический характер; в них слышатся скорбь о страданиях
 человека, призыв к милосердию и любви. Сам поэт смотрел на поэзию, как
 на "ангела-утешителя", и черпал в ней "все радости, усладу скорбных
 дней" ("Поэзия"). Хотя О. свои стихотворении только говорил, и большею
 частью экспромтом, а записывали их его друзья, но многие из них
 отличаются гладкостью стиха и художественностью образов, все -
 искренностью чувства. При его жизни в печати появилась только пьеса
 "СенБернард" ("Современник", 1838, Х т.), а все остальные - после его
 смерти, в разных журналах. В 1862 г. были напечатаны в Лейпциге его
 стихотворения (17) отдельною книжкой. В 1883 г. барон Розен предпринял
 новое издание и внес в него до 46 пьес, включив сюда и самое крупное
 произведение О., изображающее русскую старину - поэму "Василько",
 впервые напечатанную в "Русском Архиве" (1882, XXXIII т.). В этом же
 издании помещена и биография поэта. См. также ст. А. Н. Сироткина,
 "Князь А. И. О." ("Исторический Вестник", 1883, № 5).
  В. Р - в.
  Одуванчик (Paraxacum Hall.) - род растений из сем. сложноцветных
 (Compositae), отдела Cichoriaceae. Известно до шести видов этого рода,
 растущих в северном умеренном климате. Это - травянистые растения, с
 прикорневыми листьями и с безлистною цветочною стрелкою; листья
 удлиненные рассеченные; растение богато млечным соком. Цветочные головки
 средней величины или крупные, одетые цилиндрическим или колокольчатым
 покрывалом, возникают по одиночке на стрелке. Наружные листки покрывала
 более короткие, оттопыренные или отогнутые; внутренне почти одинаковые:
 вверх стоячие, расположенные в один ряд, а после плодосозревания
 отвороченные. Цветоложе голое; семянки сплюснуто-четырехгранные, с
 продольными ребрышками. В Европейской России встречаются три вида О.; из
 них самый обыкновенный Tar. officinale Wigg. (О., дикий цикорий, русский
 цикорий) - многолетняя трава, снабженная толстым отвесным корнем,
 переходящим вверху в короткое ветвистое корневище; листья собраны
 розеткою у самой поверхности земли; они ланцетные, суженные к основанию,
 выемчато-зубчатые или глубоко перистонадрезанные, или раздельные, с
 треугольными, иногда зубчатыми, назад обращенными долями; из центра
 розетки вырастает тонкая, иногда довольно длинная, полая безлистная
 стрелка, несущая крупную желтую цветочную головку. Наружные листки
 покрывала линейно-ланцетные, отвороченные, внутренние линейные; цветки
 язычковые, краевые из них с синеватыми полосками на наружной стороне.
 Семянки слегка сжатые, верхушка вытянута в длинный носик. несущий
 зонтиковидную летучку. Одуванчик растет на лугах, полях, огородах,
 садах, представляя очень надоедливую сорную траву. Доходит он далеко на
 север, до Новой Земли; встречается во всей Европе, Сибири и в Северной
 Америке. В народной медицине О. употребляется в виде декокта от каменной
 болезни, от боли в животе, при мучительных родах и вместо слабительного.
 В Таврической губ. его курят от кашля. В научной медицине употребляются
 корни (radix) и листья (berba Тагаxaci), а также декокт из корней
 (Extractum Taraxaci).
  С. P.
  Ожирение (obesitas) - О. называется патологическое отложение жира в
 теле. Резкой границы между здоровой полнотой и патологическим ожирением
 провести нельзя. Приблизительно можно сказать, что вес тела в 200 фн.
 для мужчины и в 160 для женщины и выше - обыкновенно указывает уже на
 патологическое О. Количество жира в теле здорового взрослого человека
 составляет обыкновенно 1/20 общего веса тела, а у новорожденных детей
 около 1/10. Выше этого отношения начинается уже патологическое О.
 Ожирение очень часто бывает наследственным. Иногда оно развивается
 чрезвычайно рано; известны случаи, что 4 - 5 летние дети весили 3 - 4
 пуда. Но чаще всего О. развивается в пожилом возрасте. Несомненно
 существует индивидуальное предрасположение к О., состоящее в
 прирожденном и приобретенном ослаблении окислительных процессов. Весьма
 возможно, что недостаточное содержание гемоглобина в красных кровяных
 шариках, понижающее их способность поглощать кислород, может служить
 одной из причин такого ослабления окислительных процессов, а,
 следовательно, и О., тем более, что у малокровных субъектов, кровь
 которых, следовательно, также бедна гемоглобином, весьма часто
 наблюдается О.; известно также, что после значительных кровотечений
 иногда быстро развивается О. Однако, главная причина О. все-таки
 заключается в ненормальном питания и образе жизни. Ненормальность
 питания заключается не только в нерациональном составе пищи, но и в
 чрезмерном ее количестве. Неподвижный сидячий образ жизни - одна из
 главных причин частоты О. у женщин; расстройства менструации, бесплодие
 и другие расстройства женских половых органов, считаемый иногда за одну
 из причин О. суть скорее его последствия. Флегматический темперамент
 также является одним из предрасполагающих моментов. Источником
 образования жира в организме могут быть как белки, так и жиры и углеводы
 пищи. Наиболее благоприятствует образовании жира, по Фойту, комбинация
 обильного количества белка и жира. Довольно существенную роль играет
 также употребление алкоголя, замедляющего обмен веществ. Отложение жира
 происходит главным образом в подкожной клетчатке и в брыжжейке. На
 брюшных покровах, в седалищной области и на грудных железах отложение
 жира может достигнуть громадной степени. Но в то же время происходит
 увеличение количества жировой ткани и в полости грудной и брюшной;
 особенно важно в клиническом отношении обрастание жиром околосердечной
 сумки и самого сердца, могущее повести к серьезным сердечным
 расстройствам. Переполнение жиром брюшной полости, а также обильное
 отложение жира в грудной полости в так назыв. средостении, между
 легкими, стесняет как дыхание, так и кровообращение, особенно в легких.
 Высокая степень О. предрасполагает к развитию хронического воспалению
 сосудов, к венозным застоям и даже хроническим воспалением почек, таким
 же венозным застоям в кишках и в печени, к жировому перерождению печени
 и хроническим катарам кишок. Очень часто О. сочетается с другими
 аномалиями обмена веществ, подагрой, сахарным мочеизнурением и т. д.
 Лечение О. состоит главным образом в регулировании диеты и в
 употреблении соответствующих минеральных вод. Главные диетические методы
 лечения О. - Бантинга, Эбштейна и Эртеля. Способ Бантинга основан на
 ограничении употребления жира и крахмалистых веществ и замене их

<< Пред.           стр. 681 (из 1179)           След. >>

Список литературы по разделу