<< Пред. стр. 681 (из 1179) След. >>
дифирамбы существовали и в древнейшей народной латинской поэзии, в видежреческих песен (песни Арвальских братьев, жрецов Салиев), но не
получили литературного развития, так как вся лирическая поэзия
последующего времени подражает греческим образцам. Пиндару подражал
Гораций, в наиболее торжественных из своих О. и в своей "Песне столетию"
(Carmen Saeculare); О. эпикурейского характера, составляющие в сборнике
Горация большинство, вызваны подражаниями Алкею, Сапфо, Анакреону и
выходят за пределы понятия О. в тесном смысле слова. Форма Горациевых О.
не столь строга и величава, как у Пиндара; его строфа обыкновенно
четверостишная (Фету было удобно переводить эти О. четверостишными
куплетами); он пользовался, большею частью, короткой строфой -
алкаической, сапфической и асклепиадской. С эпохой Ренессанса
возродилась и О.; виднейшим представителем О. в Италии в XVI - XVII вв.
был Киабрера, бросивший форму сонета, излюбленную последователями
Петрарки, и вернувшийся к строфообразному построению лирики; образцами
его были Пиндар и Гораций, и он стал основателем школы "пиндаристов".
Насадителем латинской О. во Франции явился в XVI в. Ронсар с друзьями
(так наз. "Плеядой"), сочинявший О. "горациевские", "анакреонтические",
"пиндарические" и т. п. И Kиабpepa, и Ронсар пользовались элементами
народности: Kиабpepa нашел "строфу" в народно-итальянских песнях, а
Гонсар мог найти задатки оды в отголосках творчества трубадуров,
создавших торжественную политическую песню (например на крестовые походы
- chanson d'outree). В Англии, где особенным расположением народа
пользовалась лирикоэпическая песня, воспевавшая подвиги Робина Гуда,
героическая О. возрождения получила право на существование благодаря
поэтам XVII в. Коули и в особенности Драидену. написавшему знаменитую О.
в прославление патронессы музыки, св. Цецилии - "Alexander's feast"
(положена на музыку Генделем). В XVIII в. О. получила особенно сильное
развитие во всей европейской литературе, после того как авторитет Буало
возвел подражание древнеримским формам и родам на степень высшего идеала
поэзии. Поэтические образчики придворной, льстивой О. дал еще в XVII в.
Малерб, воспевающий Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отеля
Рамбулье; ему случалось целый год трудиться над одной О., чтобы
достигнуть ясности, точности и виртуозности стиха. Подражателей у
Малерба было очень много; из них более известен Жан Батист Руссо.
Клопшток идеализировал упавшую было, О., наполнил ее религиозным
содержанием и усердно культивировал ее в Германии. В зап.-европейской
лирической поэзии XIX в. О. уже не играет видной роли; она оттеснена
более мелкими и популярными "песенными" формами романтиков. Великие
лирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии с
философским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотя и не
держались ее традиционных метрических форм; таким образом О. писали в
Германии - Гёте, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии -
Манцони и т. д. Многие из этих одописцев, как романтики, тщательно
избегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейших
стихотворении на случай" носят характер и строфообразное строение О. - В
русской народной поэзии характером О. отличаются так наз. "духовные
стихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших вопросах
жизни, а также часть обрядных песен, поскольку они касаются языческих
божеств, часть хороводных (песня Царь слава": "Слава Богу на небе" и т.
д. может служить хорошим примером народной О.). Первые попытки
искусственной О. принадлежат Кантемиру; на манер западноевропейской О.
написаны его "песни" (напр. песня "В похвалу наук", изложенная
шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десяти
стихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в.
мифологического арсенала метафор и уподоблении, написана Третьяковским
"Ода торжественная о сдаче города Гданьска, 1734" (на взятие Данцига);
стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршей
Кантемира, во содержание представляет собою лишь перепевы мотивов Буало
и Малерба. Первыми вполне литературными по форме и оригинальными по
содержанию русскими О. были О. Ломоносова, в которых, с
непосредственностью и живостью только что пробудившегося литературного
гения, выражается патриотический энтузиазм (О. в которых воспевается
Петр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из книги Иова,
начинающаяся словами: "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь,
человек!). Новую и высшую стадию в развитии русской О. представляет
собою поэтическая деятельность Державина, внесшего в содержание своей О.
необычайное разнообразие: ему одинаково удавался и простодушный,
задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин подражал
Горацию); и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идеями
новой философии ("Бог"), и О. описательная ("Водопад"), и О. сатира
("Властителям и судьям"). Державинская О. "Бог" может считаться едва ли
не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она была
переведена на множество языков. Державинский тип О. надолго стал
руководящею нормою; влияние ее на литературу продолжается до самого
Пушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своим
художественным реализмом окончательно вывел из моды старую О. насмешки
над которой начинаются уже со времен И. И. Дмитриева, осмеявшего
одописцев в "Чужом толке".
Вс. Ч.
Одензе - гл. гор. датского о-ва Фионии, на судоходной р. Одензе-Аа,
соединяется с Одензефиордом каналом О. (7 км. длины, 7 м. ширины, 3 м.
глубины). 30268 жит. Памятник Фридриху VII, музей, собор с мощами св.
Кнута и гробницами королей Иоанна и Христиана II (замечателен резной
алтарь Клауса Берга, 1500 г.); библиотека, архив; промышленность
развита; оживленная торговля.
Один - старший и высший из богов севера, олицетворение
всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, сотворивший, вместе с
Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером - первых людей. О. называют
Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов,
и Вадьфадером, т. е. отцом павших на поле брани, а также многими другими
именами, которых насчитывается в сев. мифологии и сев. поэзии до 200. Он
представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым,
выразительным лицом; на голове у него широкополая шляпа, на плечах
полосатый плащ, в руках копье Гунгнер, всегда попадающее в цель и
наводящее непреодолимый страх на того, на кого направлено; на пальце
чудесное кольцо Дрёпнер, каждую девятую ночь отделяющее от себя, как
капли, восемь таких же колец; на каждом плече О. сидит по ворону (один
Хугин, т. е. мысль, другой Мугин, т. е. воспоминание), которые ежедневно
облетают мир и затем докладывают О. обо всем виденном; у ног его лежать
два волка, Гере и Фреке (алчный и жадный); О. отдает. им всю пищу,
которая ставится перед ним в чертогах богов. По воздуху О. переносится
на восьминогом коне Слейпнере, на зубах которого начертаны руны. Обитает
О. в светлом чертоге Валаскьяльф, восседает на золотом троне Лидскьяльф,
с которого окидывает взглядом всю вселенную. Есть у него еще особая
палата, Валгалла, в которой он пирует с эйнгериями. Питается О. одним
виноградным вином, тогда как прочие боги довольствуются медом. О. мудрее
всех богов, так как каждый день пьет из источника мудрости, охраняемого
великаном Мимером; последний взял с О. за разрешение пить из этого
источника драгоценный залог - один глаз; оттого-то О. одноглаз. О.
владеет также чудным напитком, сообщающим дар поэзии - так назыв. "медом
скальдов" - и называется "отцом поэзии"; он же изобретатель и хранитель
священных рун, покровитель истории, с богиней которой, Сагой, ведет
долгие беседы, и вообще - отец всякого знания. Имя О. сохранилось во
множестве названий местностей на севере.
П. Г - н.
Одиссей или Улисс (Odusseuz, Ulixes, Ulyxes, Ullyxes) - любимый герой
древнегреческого эпоса, сын Лаерта и Антиклеи, супруг Пенелопы. Он
царствовал на Кефалленийских островах, в группу которых входили Итака,
Зама, Закинф, Дулихий, а также на Левкадском побережье, и считался одним
из славных патриархальных царей древности. Прежде чем отправиться на
троянскую войну, он принимал участие в походе на Мессению, где заключил
дружбу с Ифитом, получив от него в подарок Евритов лук; на Тафе он
получил от Анхиала для стрел яду, приобретя таким образом оружие,
которое впоследствии не раз выручало его. Еще при жизни отца он принял
власть над своим народом. Едва родился у него первенец, Телемах, как
Агамемнон, с Менелаем прибыли в Итаку, чтобы пригласить О. принять
участие в походе на Трою. Не смотря на предсказание итакийца Галиферса,
что лишь через двадцать лет удастся ему вернуться из похода, О. отплыл
на 12 кораблях из Итаки, передав заботы о доме другу своему Ментору,
сыну Алкима. Прежде чем двинуться общим походом под Трою, О., вместе с
Менелаем, отправился к Приаму с требованием выдачи Елены, но получил
отказ. В греческом лагере под Троей Одиссей занимал среднее место, между
отрядами Ахилла и Аякса; здесь происходили собрания и творился суд, на
которых О. играл видную роль, как умный и изворотливый оратор. Он убедил
колеблющуюся рать греков, на 10-м году войны, остаться под Троей;
заключил перемирие с троянцами; участвовал в примирительном посольстве,
отправленном к разгневанному Ахиллу. Не меньше помогала ему отвага,
хитрость и сообразительность; так, ночью он прокрался в троянский
лагерь, схватил лазутчика Долона и угнал коней Реза. В сражениях и
разных предприятиях он действует обыкновенно с Диомедом и Нестором; из
богинь ему сопутствует всюду Афина, сохраняющая его во всех опасностях.
По смерти Ахилла он получил, по решению войска, доспехи героя, как
первый после него по уму и отваге. Особенные услуги он оказал грекам
накануне взятия Трои; он находился в числе засевших в чреве деревянного
коня, один из первых вышел из коня в город и подал сигнал к
кровопролитию, убив третьего супруга Елены, Деифоба. По разрушению Трои,
О. с Нестором и Диомедом отправился к Тенедосу, но скоро вернулся, чтобы
вместе с Агамемноном отплыть в Грецию. Однако, случилось так, что он
отплыл один, со своими 12 кораблями. Бури долго носили его по морю,
заставляя блуждать по неведомым странам. Он посетил землю киконов,
лотофагов, киклопов, Эола, лэстригонов, о-в Ээю, где жила волшебница
Кирка (Цирцея), о-в Сирен, спускался в подземное царство; миновав Скиллу
и Харибду и о-в Тринакрию, он попал на о-в Огигию, где нимфа Калипсо
держала его в неволе восемь лет; от Огигии он был занесен бурей, на
обломке корабля, к феакам и только на 20-й год достиг своего родного
острова. Возвратившись на родину, он нашел в своем дворце до 100 знатных
юношей, которые, считая О. умершим, неотступно просили руки жены его
Пенелопы, расточая имущество отсутствующего господина. Переодевшись
нищим, О. пришел к пастуху Эвмею, где нашел Телемаха, только что
вернувшегося с Пилоса, и открылся им обоим. Обдумав план мести, они
пришли во дворец и перебили всех женихов Пенелопы. На этом оканчивается
древнейшая легенда об О., насколько она известна из двух греческих
эпопей - Илиады и Одиссеи. Позднейшие сказания являются
распространениями древнейшей легенды, при чем основной характер героя
был дополнен новыми чертами. О. Гомера представлен умным, красноречивым,
ловким, изворотливым, отважным, терпеливым героем; О. позднейших
мифографов - трусливый, лживый и коварный человек. Этиология связала
основную черту его характера коварство - с происхождением от Сизифа,
который считался, по этой версии мифа, незаконным отцом героя (отсюда О.
имеет прозвание Сизифид и Эолид). По рассказам мифографов, когда Паламед
прибыл в Итаку за О., последний притворился сумасшедшим; его нашли
пашущим поле и сеющим соль. Чтобы испытать, действительно ли О.
сумасшедший, Паламед велел положить под плуг сына его Телемаха; увидев
сына в опасности, О. бросил плуг в сторону и тем выдал себя. За это
впоследствии О. отомстил Паламеду, оклеветав его, вследствие чего
Паламед поплатился жизнью. На о-ве Скиросе О. открыл Ахилла,
скрывавшегося в женской одежде среди дочерей Ликомеда. Когда греческое
войско находилось в Авлиде, благодаря хитрости О. была привезена в
Авдиду из Микен Ифигения, которая обречена была на жертву Артемиде.
Благодаря хитрости он овладел доспехами Ахилла, взял в плен Гелена; ему
принадлежала идея деревянного коня. По позднейшим сказаниям, О. убил
собственный его сын Телегон.
Н. О. - кий.
Однодомный (Monoicus) - употребляется разными ботаниками различно.
Одни названия растения, у которых мужеские и женские цветы находятся на
одной и той же особи (plantae monoicae), напр. береза, дуб, бук и пр.;
другие наз. двудомными самые цветы, распределенные, как сказано.
Одночлен. - Алгебраическое выражение, состоящее из отдельных частей,
связанных между собою знаками "плюс" или "минус", называется
многочленом. Каждая такая часть с предшествующим ей знаком называется
членом. Выражение, состоящее из одного члена, называется О.
Одоевский (кн. Александр Иванович) - поэт (1803 - 1839). Получив
прекрасное домашнее образование, О. служил в лейб-гвардии конном полку.
За участие в событиях 14 декабря 1825 г. был сослан в Сибирь (Читинский
и Петровский острог, с 1833 г. на поселении в Ишиме), в 1837 г.
переведен на Кавказ рядовым в нижегородский драгунский полк и здесь
через два года умер, оплакиваемый не только товарищами, но и всеми
знавшими его рядовыми и горцами. Лермонтов почтил его память прелестным
стихотворением, живо характеризующим личность О.: "Я знал его: мы
странствовали с ним"... Он имел репутацию умного, образованного и
благородного человека; некоторые называли его даже "христоподобною"
личностью. Он был очень дружен с Грибоедовым, на которого имел
значительное влияние. О. принадлежит к второстепенным поэтам Пушкинского
периода; почти все его стихотворения относятся ко времени после 1825 г.
и потому носят элегический характер; в них слышатся скорбь о страданиях
человека, призыв к милосердию и любви. Сам поэт смотрел на поэзию, как
на "ангела-утешителя", и черпал в ней "все радости, усладу скорбных
дней" ("Поэзия"). Хотя О. свои стихотворении только говорил, и большею
частью экспромтом, а записывали их его друзья, но многие из них
отличаются гладкостью стиха и художественностью образов, все -
искренностью чувства. При его жизни в печати появилась только пьеса
"СенБернард" ("Современник", 1838, Х т.), а все остальные - после его
смерти, в разных журналах. В 1862 г. были напечатаны в Лейпциге его
стихотворения (17) отдельною книжкой. В 1883 г. барон Розен предпринял
новое издание и внес в него до 46 пьес, включив сюда и самое крупное
произведение О., изображающее русскую старину - поэму "Василько",
впервые напечатанную в "Русском Архиве" (1882, XXXIII т.). В этом же
издании помещена и биография поэта. См. также ст. А. Н. Сироткина,
"Князь А. И. О." ("Исторический Вестник", 1883, № 5).
В. Р - в.
Одуванчик (Paraxacum Hall.) - род растений из сем. сложноцветных
(Compositae), отдела Cichoriaceae. Известно до шести видов этого рода,
растущих в северном умеренном климате. Это - травянистые растения, с
прикорневыми листьями и с безлистною цветочною стрелкою; листья
удлиненные рассеченные; растение богато млечным соком. Цветочные головки
средней величины или крупные, одетые цилиндрическим или колокольчатым
покрывалом, возникают по одиночке на стрелке. Наружные листки покрывала
более короткие, оттопыренные или отогнутые; внутренне почти одинаковые:
вверх стоячие, расположенные в один ряд, а после плодосозревания
отвороченные. Цветоложе голое; семянки сплюснуто-четырехгранные, с
продольными ребрышками. В Европейской России встречаются три вида О.; из
них самый обыкновенный Tar. officinale Wigg. (О., дикий цикорий, русский
цикорий) - многолетняя трава, снабженная толстым отвесным корнем,
переходящим вверху в короткое ветвистое корневище; листья собраны
розеткою у самой поверхности земли; они ланцетные, суженные к основанию,
выемчато-зубчатые или глубоко перистонадрезанные, или раздельные, с
треугольными, иногда зубчатыми, назад обращенными долями; из центра
розетки вырастает тонкая, иногда довольно длинная, полая безлистная
стрелка, несущая крупную желтую цветочную головку. Наружные листки
покрывала линейно-ланцетные, отвороченные, внутренние линейные; цветки
язычковые, краевые из них с синеватыми полосками на наружной стороне.
Семянки слегка сжатые, верхушка вытянута в длинный носик. несущий
зонтиковидную летучку. Одуванчик растет на лугах, полях, огородах,
садах, представляя очень надоедливую сорную траву. Доходит он далеко на
север, до Новой Земли; встречается во всей Европе, Сибири и в Северной
Америке. В народной медицине О. употребляется в виде декокта от каменной
болезни, от боли в животе, при мучительных родах и вместо слабительного.
В Таврической губ. его курят от кашля. В научной медицине употребляются
корни (radix) и листья (berba Тагаxaci), а также декокт из корней
(Extractum Taraxaci).
С. P.
Ожирение (obesitas) - О. называется патологическое отложение жира в
теле. Резкой границы между здоровой полнотой и патологическим ожирением
провести нельзя. Приблизительно можно сказать, что вес тела в 200 фн.
для мужчины и в 160 для женщины и выше - обыкновенно указывает уже на
патологическое О. Количество жира в теле здорового взрослого человека
составляет обыкновенно 1/20 общего веса тела, а у новорожденных детей
около 1/10. Выше этого отношения начинается уже патологическое О.
Ожирение очень часто бывает наследственным. Иногда оно развивается
чрезвычайно рано; известны случаи, что 4 - 5 летние дети весили 3 - 4
пуда. Но чаще всего О. развивается в пожилом возрасте. Несомненно
существует индивидуальное предрасположение к О., состоящее в
прирожденном и приобретенном ослаблении окислительных процессов. Весьма
возможно, что недостаточное содержание гемоглобина в красных кровяных
шариках, понижающее их способность поглощать кислород, может служить
одной из причин такого ослабления окислительных процессов, а,
следовательно, и О., тем более, что у малокровных субъектов, кровь
которых, следовательно, также бедна гемоглобином, весьма часто
наблюдается О.; известно также, что после значительных кровотечений
иногда быстро развивается О. Однако, главная причина О. все-таки
заключается в ненормальном питания и образе жизни. Ненормальность
питания заключается не только в нерациональном составе пищи, но и в
чрезмерном ее количестве. Неподвижный сидячий образ жизни - одна из
главных причин частоты О. у женщин; расстройства менструации, бесплодие
и другие расстройства женских половых органов, считаемый иногда за одну
из причин О. суть скорее его последствия. Флегматический темперамент
также является одним из предрасполагающих моментов. Источником
образования жира в организме могут быть как белки, так и жиры и углеводы
пищи. Наиболее благоприятствует образовании жира, по Фойту, комбинация
обильного количества белка и жира. Довольно существенную роль играет
также употребление алкоголя, замедляющего обмен веществ. Отложение жира
происходит главным образом в подкожной клетчатке и в брыжжейке. На
брюшных покровах, в седалищной области и на грудных железах отложение
жира может достигнуть громадной степени. Но в то же время происходит
увеличение количества жировой ткани и в полости грудной и брюшной;
особенно важно в клиническом отношении обрастание жиром околосердечной
сумки и самого сердца, могущее повести к серьезным сердечным
расстройствам. Переполнение жиром брюшной полости, а также обильное
отложение жира в грудной полости в так назыв. средостении, между
легкими, стесняет как дыхание, так и кровообращение, особенно в легких.
Высокая степень О. предрасполагает к развитию хронического воспалению
сосудов, к венозным застоям и даже хроническим воспалением почек, таким
же венозным застоям в кишках и в печени, к жировому перерождению печени
и хроническим катарам кишок. Очень часто О. сочетается с другими
аномалиями обмена веществ, подагрой, сахарным мочеизнурением и т. д.
Лечение О. состоит главным образом в регулировании диеты и в
употреблении соответствующих минеральных вод. Главные диетические методы
лечения О. - Бантинга, Эбштейна и Эртеля. Способ Бантинга основан на
ограничении употребления жира и крахмалистых веществ и замене их