<< Пред. стр. 696 (из 1179) След. >>
которых пелись "Laudes spiriluales". происходили в отдельном помещениипри церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку,
исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и
была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими
сюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О.
считается "Rappresentazione di anima е di согро", Эмилио дель Кавалиере
(1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и
Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы,
делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя
допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные
представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе ;
не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности
увеличилось число арий. Духовные музыкальнодраматические произведения
Шютца и И С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме
с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их
называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт,
Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось
название светской О., напр. музыкально-драматические произведения
Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и
Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о
ней стали неопределенными. Cм. Bohme, "Geschichte des O."(1887);
Kretzschmar "Fuhrer durch den Konzertsaal"(1890) Н.С.
Орбита - путь небесного светила в пространстве. Если раcсматривать
только два тела, притягиваемые по законам всемирного тяготения, то одно
из них двигалось бы около другого по одной из кривых второго порядка, т.
е. по эллипсу, параболе или гиперболе (в частных случаях по кругу и по
прямой). Система планет, притягиваемая одним солнцем, и система
спутников, притягиваемых одной планетой, нарушает правильность движения,
и потому орбиты отдельных тел в системе представляют более сложные
кривые; однако, притягательные действия отдельных планет и спутников в
нашей солнечной системе незначительны по сравнению с притяжением
главного тела, и потому в первом приближении они описывают почти
правильные конические сечения. О. планет и спутников суть эллипсы с
весьма малыми эксцентриситетами, а О. комет - эллипсы с большими
эксцентриситетами: приближающиеся к параболам; О. двойных звезд
обыкновенно эллиптичны. Для полного знания О. необходимо определить из
наблюдений ее элементы: большую полуось, эксцентриситет, наклонность к
эклиптике, долготу восходящего узла, долготу перигелия, время
прохождения через перигелий и массу светила. В частных случаях
достаточно определить меньшее число элементов; напр., для вычисления О.
вновь открытой кометы обыкновенно считают ее параболой (эксентр. =0), а
массу за о и ищут лишь прочие 5 элементов. Определение элементов О. из
наблюдений составляет предмет теоретической астрономии; задача эта
представляет значительный трудности во-первых потому, что наблюдения
производятся с земли, непрерывно движущейся в пространстве, а во-вторых
потому, что небольшие ошибки наблюдений могут быть причиной значительных
погрешностей в вычисленных элементах. При определении О. спутника
центральная планета считается неподвижной, точно так, как, при
определении О. планеты, солнце считается неподвижным. На самом деле как
планеты, так и само солнце передвигаются в пространстве, и,
следовательно, истинные О. разных светил представляют в пространстве
чрезвычайно сложные и еще мало изученные кривые.
В. В. В.
Органы (от слова organon - орудия) - части тела животных и растений,
выполняющие те или другие деятельности, из совокупности которых
слагается жизнь животных и растений. Так как тело живых существ состоит
из О.; то как животные, так и растения носят общее название организмов.
О. получают название смотря по производимой ими деятельности (напр.
органы движения, пищеварения и т. д.). Если какая-либо деятельность
организма выполняется целой группой О., то совокупность их получает
название системы О. или аппарата (напр. О. измельчения, переваривания и
всасывания пищи составляют систему О. пищеварения или пищеварительный
аппарат). Одна и та же часть тела может выполнять различные деятельности
(функции), а, следовательно, представляют собой различные О.; особенно
резко это выражено у простейших, где, напр. у корненожек, протоплазма
является органом движения, восприятия внешних раздражений, пищепринятия,
пищеварения, дыхания, выделения и т. д. О. разных животных или разных
растений могут соответствовать друг другу или физиологически, т. е. по
деятельности (функции), или морфологически, т. е. по происхождению из
первоначально одинаковых частей. В первом случае О. называются с
аналогичными, во втором гомологичными. Так напр. крыло птицы и крыло
насекомого О. аналогичные, так как и то, и другое представляют О.
летания, но они не гомологичны, так как первое представляет
видоизмененную переднюю конечность позвоночного второе - складку кожи;
напротив, рука человека, передний ласт тюленя, крыло птицы не
аналогичны, так как функция их совершенно различна, но они гомологичны,
так как представляют видоизменения одного и того же свойственного
позвоночным органа - передней конечности.
И. Кн.
Орган (organum - лат., organo - итал., Urgel - нем., orgue - франц.,
organ - англ.) - большой музыкальный духовой хроматический клавишный
инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, без
язычков и с язычками) различных тембров. По звуковому богатству и обилию
музыкальных средств О. занимает первое место между всеми инструментами и
считается царем инструментов. Вследствие своей выразительности, он давно
сделался достоянием церкви. Зародыш О. можно видеть в флейте Пана
(Syrinx), а также в волынке (Sackpfeite). Евреи применяли при
богослужениях род О. - магрефа; у греков было тоже нечто в роде О.
(Hydraulikon). У римлян был комнатный О. (Hydraulis). Изображение этого
инструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. О, больших
размеров появились в IV ст., более или менее усовершенствованные О. - в
VII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел О. в католическую церковь. В
VIII стол. Византия славилась своими О. Искусство строить О. развилось и
в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это
искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное
распространение О. начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт
в Венеции ввел в О. педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные О., в
сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр.,
состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было
в пол-дюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В
XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. В настоящее
время наиболее знаменитым строителем О. считается Вилькер в
Лудвигсбурге. Об О. писали: Bedos de Celles; "L'art du facteur d'orgues"
(1766 - 78); Antony, "Geschichtliche Darstellung der Enulstehung und
vervolkommnung der O." (Мюнстер, 1332); Hopkilis, "The organ; its
history and construction" (Л., 1855); Seidel, "Die O. und ihr Bau" (4
изд., Лпц., 1887); Wangemann, "Die O. ihre Geschichte und ihr Bau" (3
изд., ib., 1887); Topfer, "Lehrbuch der Orgel baukunst" (Вена, 3 изд.
1888); Frenzel, "Die O. und ihre Meister" (Дрезд., 1894).
Усовершенствованные О. достигли огромного числа труб и трубок; напр. О.
в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В О. бывают
открытия с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт.
(Piccolo) ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. - ноты
звучать двумя октавами выше писанных, в 4 фт. - ноты звучат октавой выше
писанных, в 8 фт. - ноты звучат как пишутся, в 16 фт. - ноты звучат
октавой ниже писанных, в 32 фт. - ноты звучат двумя октавами ниже
писанных. Если эти открытия трубы закрыть с одной стороны, то их звуки
понизятся на октаву. Не все О. имеют трубы больших размеров. По величине
самых больших труб в О. он получает свое название, напр. - в 4 фт.; или
в 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в О. бывает от 2 до 5; называются они
мануалами. Хотя каждая клавиатура О. имеет объем в 41/2 октавы, но,
благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше
писанных нот, объем большого О. имеет 91/2 октав. Каждый набор труб
одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется
голосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или
регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента)
приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или
регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением
длины труб этого регистра. Название регистра и величина труб
обозначаются на нотах над тем местом, где известный регистр должен быть
применен. Регистров в О. от 5 до 100 и более. Все регистры распадаются
на две категории: 1) регистры с трубами без язычков (Jeux de fond,
Labialpfeifen J. К этой категории принадлежат регистры открытых флейт,
регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de mutation
или mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых)
гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeux
d'anche, Rohroder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорий
вместе с микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалы
расположены в О. террасой, один над другой. Кроме них существует еще
клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно для низких
звуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах и , как для
фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном системе. На
клавиатуре педалей, называемой просто "педаль", играют обеими ногами,
пользуясь попеременно каблуком и носком. О. без педали называется
positiv, маленький переносный О. - portativ. В наиболее употребительных
церковных и концертных О. три клавиатуры для рук (мануалы) и одна для
ног. Нижний мануал - самый близкий к играющему - называется первым
мануалом (Grandorgue), следующий за ним выше - вторым мануалом (positif,
expressif), верхний мануал - третьим (recit; expressif). Облегчениями
для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат:
a) Coppula - механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры,
при чем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula дает
возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми
регистрами другого, b) 4 под ножки над клавиатурой педалей (Pеdale de
combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную
определенную комбинацию регистров. с) Boite d'expressioт - прибор,
состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все помещение с трубами
разных регистров, вследствие чего происходит crescendo и decrescendo.
Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritl). Так как регистры
в разных О. разных стран не одинаковы, то в органной партии они не
обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной
партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину
труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется
с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере,
преимущественно как аккомпанемент молитвы.
Органы чувств - органы, посредством которых животные воспринимают
внешние раздражения. У простейших (Protozoa) внешние раздражения, какова
бы ни была их природа (механические, тепловые, световые, химические),
воспринимаются протоплазмою, которая и отвечает на них движениями. То же
самое происходит в сущности и у губок, с тем различием, что
воспринимаемое раздражение может здесь передаваться далее от клеточки к
клеточке. У остальных многоклеточных животных с появлением обособленных
чувствительных клеточек, нервной системы и мускулатуры происходит
разделение труда, ведущее к большему совершенству процессов восприятия
внешних раздражений и реагирования (ответы) на них. При этом
чувствительные клеточки обнаруживают повышенную раздражимость
(возбудимость), полученное раздражение быстрее проводится по нервам и
подвергается в нервных клеточках более сложным и совершенным процессам
переработки в импульсы к деятельности, направляемые к различным органам.
В то же время и так называемая способность различения, в силу которой на
различные раздражения животное отвечает различным образом и которая
свойственна в известной степени и простейшим, получает дальнейшее
развитие. Для различения и служат особые органы, в состав которых входят
чувствительные клеточки (или соответствующие им по функции простые
нервные окончания) - О. чувств. Отдельное восприятие раздражений
является следствием того, что отдельные раздражения воспринимаются
отдельными чувствительными клеточками и проводятся к центральной нервной
системе по отдельным путям (нервам) и что разные раздражения
воспринимаются различными (специфическими) О. чувств. Специфические О.
чувств приспособлены к восприятию раздражений определенного рода
(механических, световых и т. д). Это достигается тем, что 1) их
чувствительные клеточки обнаруживают повышенную возбудимость по
отношению к известному роду раздражений и, напротив, малую по отношению
к другим (так напр. осязательные О. не чувствительны или мало
чувствительны к свету) и 2) О. чувств устроены так, что другие
раздражения не достигают (или едва достигают) до чувствительных клеточек
(напр. слуховые О. устроены так, что легко доступны лишь для звуковых
колебаний). Однако, чувствительные клеточки специальных О. чувств
обладают известной степенью чувствительности и к другим раздражениям;
так механическое раздражение глаза воспринимается чувствительными
клеточками сетчатки (или зрительным нервом) и именно вызывает
впечатление световое. Какое впечатление будет вызывать в подобных
случаях данное раздражение, зависит от отношений данного органа к
центральной нервной системе. У многих низших животных (кишечнополостных,
некоторых червей) чувствительные клеточки кожи одного рода, а между тем
с помощью их воспринимаются и механические, и тепловые, световые,
химические раздражения - кожа представляет при этом примитивный,
неспециализованный О. чувств, О. так называемого кожного чувства. О.
кожного чувства являются или в виде отдельных чувствительных клеточек,
связанных с нервами, или же в виде особых групп их, одетых клеточками,
кроющими - это так называемые чувствительные почечки или луковочки
(Sinneskaospen). Специальные О. чувств делятся на органы осязания,
обоняния, вкуса, зрения и слуха В биологическом отношении одни О. чувств
могут в известной степени заменять другие: так развитое обоняние может
заменять для животного слабо развитое у него зрение, у животных слепых
или с крайне слабо развитым зрением часто наблюдаются чрезвычайно
развитые О. осязания и т. д.
Н. Кн.
Оргии (orgiaa ta). - Так назывались в древнегреческой религии
богослужения в честь Деметры (в Гомеровском гимне богиня обещает научить
людей священнодействиям: orgia dўauth egvn upouhdomai). Термин О., в
приложении к культу Деметры - синоним другого более распространенного
термина, мистерии, а также третьего термина, teleth. Позднее, когда
культ Деметры сблизился с культом Диониса и вообще распространились
тайные культы, за священнодействиями в честь Деметры установилось
название мистерий, оргиями же по преимуществу стали называться
экстатические, восторженные священнодействия в честь Диониса. Легенды об
индийском Дионисе перешли в Грецию из Малой Азии (Фригии и Лидии) и
принесли с собой оргиастические обряды, на которые мы имеем указания в
отрывках (fr. 2, 3 по изд. Аренса) Эсхиловской трагедии Hownoi (2-я
пьеса из тетралогии Lukourgia) и в дошедшей до нас трагедии Еврипида
Bakcai. Дионис азиатских легенд - не аттический бог винограда, а
женственное божество, символ чистого, беззаветного восторга, очищающего
человеческую душу. Греческие женщины и вообще греки приняли новый культ
с восторгом, учредив в честь бога ночные О. на Кифероне и Парнасе, в
Коринфе, Мегаре, Аргосе и т. д. Женщины. участвовавшие в оргиях
(MainadeV, QuiadeV, Bakcai, Lhnai), увенчивали себе голову плющом,
дубовыми и тисовыми (smilax) листьями, набрасывали на плечи оленью
шкуру, в одну руку брали тирс, в другую факел, и в бешеном восторге
носились по священной местности, переходя от экстаза к созерцательному
покою и оцепенению. Подобно мистериям, Дионисовы О. были таинством, к
которому допускались только посвященные; целью их, как и мистерий, было
очищение души религиозным восторгом. Особенно хорошо иллюстрирует
opгаистический культ Диониса Еврипид, в своей трагедии "Вакханки".
Вакховы О. существовали и в Риме (так наз. Bacchanalia), но, вследствие
их крайней распущенности, были запрещены в 186 г. до рождества Христова.
Ордин-Нащокин (Афанасий Лаврентьевич) - ближний боярин, один из
предшественников Петровской реформы. Сын небогатого псковского помещика,
обученный своим отцом языкам немецкому и латинскому и математике, О.
начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность еще
при Михаиле Федоровиче. В 1642 г. он ездил на шведскую границу для
осмотра и исправления пограничной линии по pp. Меузице и Пижве и для
принятия, на основании столбовского договора, пограничных земель,
неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, что
он знает "немецкое дело и немецкие нравы". В самом начале царствования
Алексея Михайловича О. обратил на себя внимание молодого царя своею
распорядительностью во время псковского бунта (1650). С открытием
шведской войны он, будучи друйским воеводой, показал себя отличным
полководцем и дипломатом; сильно восставал против грабежей русских войск
и особенно казаков, которые не щадили даже своих и тем отвращали
ливонцев от русского подданства; настаивал на полном преобразовании
войска и замене дворянской конницы "новыми конными и пешими полками";
убедил курляндского герцога Иакова признать покровительство России и
заключил с ним договор (1658), за что пожалован в думные дворяне и
сделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей писал
ему: "а служба твоя забвенна николи не будет". Почти единоличными
трудами О. было заключено перемирие со шведами (1658 г.), сохранившее за
Россией все завоевания ее в Ливонии. Важнейшим делом О. Нащокина было
заключение андрусовского мира 3 января 1667 г., который даже поляки
приписывали уму и стараниям О. "Гремевшая в Европе слава
тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы",
говорит один современник поляк, "воздвигает Нащокину благороднейший
памятник в сердцах потомков". Он был пожалован званием ближнего боярина
и дворецкого и получил в управление посольский приказ, с титулом
"царственные большие печати и государственных великих посольских дел
оберегателя"; затем ему были вверены смоленский разряд, малороссийский
приказ, чети новгородская, галицкая и владимирская и некоторые другие
отдельные управления. Состоя в 166566 гг. воеводой во Пскове, О. ввел
ряд реформ в городском управлении (самоуправление, выборное начало),
допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании
и вольную продажу вина. Хотя все эти нововведения продержались там очень
недолго, но взгляды О. на торговлю нашли применение в "Новоторговом
уставе" и в устройстве торговых дворов для беспрепятственной торговли в
Швеции и России. Он способствовал учреждению почты в Курляндию и Польшу,
сделал безопасным путь в Москву для среднезиатских купцов, установил,
посредством перевода векселей, заграничный денежный курс на Россию; с
его именем связывается также распространение и улучшение садоводства в
России и устройство кораблей на Западной Двине и Волге. Не смотря на
безграничное доверие к нему царя, О. приходилось вести постоянную борьбу
с канцелярской рутиной дьяков и с противниками - боярами (Б. М. Хитрово,
И. Д. Милославским и друг.); тем не менее он успел сделать многое для
улучшения международных сношений (между прочим завел газеты-куранты) и
отстоял в 1670 г. Киев, который, по ардрусовскому договору, был
приобретен Россией всего на 2 года. В 1672 г., как бы уступая свое место
новому царскому любимцу, А.С. Матвееву, Ордын-Нащокин удалился в
Крыпецкий монастырь, постригся здесь под именем Антония и много
занимался делами благотворения. Умер в 1680 г., однажды только, за год
до смерти, потревоженный светским делом - ведением переговоров с
польскими послами. О. - Нащокин был самым образованным и передовым
человеком своего времени (в чем согласны почти все иностранцы),